Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 24 июля 2002 г. N Ф03-А51/02-2/1424
(извлечение)
Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Первореченскому району города Владивостока на решение от 09.04.2002 по делу N А51-2383/20028/69 Арбитражного суда Приморского края, по иску Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Первореченскому району города Владивостока к обществу с ограниченной ответственностью "С" о взыскании 500 руб.
В Арбитражный суд Приморского края обратилась Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Первореченскому району города Владивостока с иском к обществу с ограниченной ответственностью "С" о взыскании 500 руб. - штрафных санкций, предусмотренных статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации, за непредставление налоговых деклараций.
Решением от 09.04.2002 иск удовлетворен в сумме 400 руб., со ссылкой на то, что налоговые декларации о подлежащих уплате в бюджет на основе этих деклараций сумм налога на имущество, налога на пользователей автодорог, налога на прибыль, сбора на содержание милиции представлены ответчиком в налоговый орган с нарушением установленного срока.
В иске о взыскании штрафа в сумме 100 руб. отказано. Суд посчитал, что 10% плата за загрязнение окружающей природной среды, предусмотренная статьей 20 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", не относится к налоговому платежу, поскольку не установлена законодательством о налогах и сборах. На этом основании суд пришел к выводу о неправомерности привлечения общества к налоговой ответственности за непредставление в срок расчета (декларации) по данному виду платежа.
В апелляционную инстанцию решение не обжаловалось.
В кассационной жалобе Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Первореченскому району города Владивостока просит отменить решение в части отказа в иске и принять новое решение об удовлетворении иска в полном объеме.
При этом заявитель жалобы считает, что суд не применил статью 8 Налогового кодекса Российской Федерации, которой установлено понятие налога и сбора, в связи с чем сделал ошибочный вывод о том, что плата за загрязнение окружающей природной среды не относится к налоговому платежу.
Проверив законность состоявшегося по делу решения, суд кассационной инстанции находит его подлежащим отмене в обжалуемой части с передачей дела на новое рассмотрение в этой части.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Первореченскому району города Владивостока принято решение N 129-р от 09.10.2001 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "С" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, за несвоевременное представление в налоговый орган деклараций за 2 квартал 2001 года по налогу на имущество, по налогу на прибыль, по налогу на пользователей автодорог, по сбору на содержание милиции, по платежу за загрязнение окружающей природной среды в виде взыскания штрафа по 100 руб. за каждую непредставленную декларацию.
В добровольном порядке сумма штрафных санкций - 500 руб. уплачена не была.
Удовлетворяя иск, суд, установив, что декларации за 2 квартал 2001 года представлены в налоговый орган 20.09.2001, пришел к обоснованному выводу о том, что ответчиком допущено нарушение срока представления деклараций - 30.07.2001, установленного статьей 15 Федерального Закона Российской Федерации "О бухгалтерском учете", пунктом 10 Инструкции ГНС РФ от 08.06.1995 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий", пунктом 5 раздела 2 Положения о целевом сборе на содержание муниципальной милиции, утвержденного постановлением Главы Администрации города Владивостока N 1702 от 30.12.1994, статьей 25 Инструкции ГНС РФ "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", статьей 8 Федерального закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Слова "пунктом 5 раздела 2 Положения о целевом сборе на содержание муниципальной милиции" следует читать как "пунктом 5 раздела 5 Положения"
Таким образом, решение налогового органа о привлечении общества к налоговой ответственности за непредставление в срок деклараций по налогу на имущество, налогу на пользователей автодорог, налогу на прибыль, сбору на содержание милиции основано на Законе и суд принял правильное решение о взыскании с общества "С" налоговых санкций в сумме 400 руб.
Между тем, решение суда в части отказа в иске о взыскании штрафа в сумме 100 руб. за непредставление декларации (расчета) по платежу за загрязнение окружающей природной среды подлежит отмене.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Пунктом 5 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
В соответствии с новой редакцией Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" до введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статей 13-15 Налогового кодекса Российской Федерации ссылки в пункте 5 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации приравниваются к ссылкам на статьи 19-21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
В силу подпункта "и" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, отнесены к федеральным налогам.
Согласно Закону РСФСР от 19.12.1991 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" (с изменениями и дополнениями) платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.
Пунктом 4 статьи 20 данного Закона определено, что плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке: 90% - на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов, 10% - в доход республиканского бюджета Российской Федерации для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды. Определение порядка исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов в силу пункта 5 статьи 20 названного Закона возложено на Правительство Российской Федерации.
Постановлением от 28.08.1992 N 632 Правительство Российской Федерации утвердило Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. Во исполнение пункта 5 этого постановления Министерством экологии и природных ресурсов Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Госналогслужбой Российской Федерации 03.03.1993 утвержден Порядок направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета Российской Федерации (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 27.05.1993 N 262). Пунктом 4 указанного Порядка установлен налоговый период - квартал - и предусмотрена обязанность природопользователей не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять расчеты 10-процентных отчислений за фактическое загрязнение окружающей природной среды, направленных в федеральный бюджет Российской Федерации налоговому органу по месту нахождения по форме, согласно приложению N 2.
Таким образом, ООО "С" обязано было представить расчет за 2 квартал 2001 года не позднее 20.07.2001. Однако, фактически указанный расчет представлен 20.09.2001.
Из расчета 10-процентных отчислений от платы за фактическое загрязнение окружающей природной среды усматривается, что он содержит данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Следовательно, непредставление такого расчета в установленный срок признается непредставлением налоговой декларации и влечет ответственность предусмотренную статьей 119 НК РФ.
При таких обстоятельствах решение суда в части отказа в иске подлежит отмене, дело - передаче для рассмотрения по существу заявленных требований, так как при первоначальном его рассмотрении правильность произведенного налоговым органом расчета и размера взыскиваемой суммы штрафа за непредставление налоговой декларации по 10-процентному отчислению судом не проверялись.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 09.04.2002 по делу N А51-2383/2002-8/69 отменить в части отказа в иске. Дело в этой части передать на новое рассмотрение.
В остальной части решение оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 июля 2002 г. N Ф03-А51/02-2/1424
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании