Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 31 июля 2002 г. N Ф03-А51/02-2/1427
(извлечение)
Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Инспекции Министерства по налогам и сборам по городу Партизанску на решение от 05.03.2002, постановление от 21.05.2002 по делу N А51-1349/02 4-42 Арбитражного суда Приморского края, по иску Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Партизанску к Индивидуальному предпринимателю К.А о взыскании штрафных санкций в сумме 1430 рублей.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Партизанску (далее - инспекция по налогам и сборам) обратилась с иском о взыскании с индивидуального предпринимателя К.А 1430 руб., составляющих штраф за нарушение Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" от 18.06.1993 N 5215-1 (далее-Закон N 5215-1 от 18.06.1993).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 05.03.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.05.2002, в удовлетворении исковых требований отказано со ссылкой на то, что отсутствуют правовые основания для взыскания штрафа с гражданина-предпринимателя за отсутствие ценников на продаваемые товары, поскольку статья 7 Закона N 5215-1 от 18.06.1993, которая устанавливала ответственность за данное правонарушение, с 01.01.2002 действует в новой редакции, не предусматривающей ответственность за такое правонарушение.
Правильность принятого судебного решения проверяется по жалобе инспекции по налогам и сборам, которая просит его отменить, сославшись на нарушение судом норм материального права, и принять новое решение о взыскании с гражданина - предпринимателя К.А штрафных санкций в сумме 1430 рублей. Истец в жалобе указывает на то, что постановление о привлечении предпринимателя к ответственности за нарушение Закона N 5215-1 от 18.06.1993 принято налоговым органом 03.12.2001, а Федеральный закон N 196-ФЗ от 30.12.2001 "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" вступил в силу 31.12.2001, поэтому требования инспекции по налогам и сборам о взыскании штрафных санкций являются правомерными.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в заседании суда участия не принимали.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы по нижеследующему.
Из материалов дела усматривается, что 01.12.2001 инспекцией по налогам и сборам проведена проверка торговой точки, расположенной на продовольственном рынке и принадлежащей гражданину-предпринимателю К.А, осуществляющей деятельность на основании Свидетельства о государственной регистрации N 147 от 22.02.1996, по вопросу соблюдения Закона N 5215-1 от 18.06.1993, в ходе которой установлено не вывешивание ценников ответчиком на продаваемые товары. По результатам проверки налоговым органом 03.12.2001 принято решение N 01-14/3294 о привлечении гражданина-предпринимателя к ответственности по статье 7 Закона N 5215-1 от 18.06.1993 в виде взыскания штрафа в сумме 1430 рублей. В связи с неисполнением предпринимателем данного решения добровольно, налоговый орган обратился с иском о взыскании штрафа в судебном порядке.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении исковых требований, мотивировал судебные решения тем, что на момент обращения с иском в суд у налогового органа отсутствовали правовые основания для взыскания штрафа. Данные выводы являются правомерными.
Действительно, на момент принятия налоговым органом решения - 03.12.2001, редакция статьи 7 Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", с учетом Определения Конституционного Суда РФ от 01.04.1999 N 29-О, предусматривала ответственность за невывешивание ценников на продаваемый товар в виде взыскания штрафа от 14,3 до 28,6 минимальных размеров оплаты труда. Согласно статье 2 указанного выше Закона, предприятия обязаны вывешивать в доступном покупателю (клиенту) месте ценники на продаваемые товары.
Арбитражный суд обоснованно отказал во взыскании штрафных санкций, примененных налоговым органом решением от 03.12.2001, но предъявленных ко взысканию в 2002 году.
Федеральным законом от 30.12.2001 N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" статья 7 Закона N 5215-1 от 18.06.1993 изложена в новой редакции, которая с 01.01.2002 не устанавливает составы правонарушений, а определяет порядок распределения сумм штрафов, взысканных за нарушение законодательства о применении контрольно-кассовых машин (статья 3).
Поскольку на момент предъявления иска в суд ответственность за невывешивание ценников отменена, то подлежит применению статья 54 Конституции РФ, которая устанавливает, что, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Аналогичная норма содержится и в статье 9 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР, согласно которой акты, смягчающие или отменяющие ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу, то есть распространяются и на правонарушения, совершенные до издания этих актов. Следовательно, арбитражный суд правомерно применил для урегулирования спорных правоотношений Федеральный закон N 196-ФЗ от 30.12.2001, и у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены принятых судебных решений и удовлетворения жалобы.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 05.03.2002 и постановление апелляционной инстанции от 21.05.2002 по делу N А51-1349/02 4-42 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 июля 2002 г. N Ф03-А51/02-2/1427
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании