Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 24 июля 2002 г. N Ф03-А51/02-2/1428
(извлечение)
Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Индивидуального Предпринимателя Б.О. на решение от 12.03.2002. постановление от 08.05.2002 по делу N А51-608/2002 1-37 Арбитражного суда Приморского края, по иску Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Артему к Индивидуальному предпринимателю Б.О. о взыскании 10000 рублей.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Артему обратилась в Арбитражный суд Приморского края с иском о взыскании с частного предпринимателя Б.О. штрафных санкций в размере 10000 рублей за неприменение контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с населением.
Решением суда от 12.03.2002 исковые требования удовлетворены в полном объеме. При этом суд сослался на статьи 35, 146.5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, которыми, по мнению суда, следует руководствоваться до 01.07.2002, то есть до вступления в законную силу нового Кодекса РФ об административных правонарушениях, при наложении ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин.
Постановлением апелляционной инстанции от 08.05.2002 решение суда изменено. С предпринимателя взысканы штрафные санкции в размере 5000 рублей. Принимая судебный акт, суд согласился с выводами суда первой инстанции о доказанности факта совершения частным предпринимателем административного правонарушения. При этом, суд, учитывая характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, а также то, что постановление об административном правонарушении, вынесенное ранее в отношении предпринимателя Б.О. за нарушение статьи 2 Закона "О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением", признано недействительным, не установил оснований для наложения максимального размера штрафных санкций.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах статей 171, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе ответчика, предлагающей решение суда и постановление апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм материального права отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование кассационной жалобы заявитель указал на нарушение налоговым органом при наложении административной ответственности норм Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, что является основанием для признания постановления налоговой инспекции недействительным. Кроме того, предприниматель считает, что, поскольку Законом N 196-ФЗ от 30.12.2001 "О введении в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях" исключены составы правонарушений из статьи 7 Закона "О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением", а данный Закон имеет обратную силу, у инспекции по налогам и сборам отсутствовали правовые основания для привлечения предпринимателя к административной ответственности.
Возражения на кассационную жалобу истцом не представлены.
Стороны, извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, однако участия в судебном заседании не принимали.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судом обеих инстанций норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по г. Артему проведена проверка выполнения Закона РФ от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" в Киоске N 3-4, расположенном в здании Аэровокзала города Артема по улице Портовой, 41. Киоск принадлежит предпринимателю, осуществляющему свою деятельность без образования юридического лица Б.О. (свидетельство о государственной регистрации N 301 от 31.03.1993). В ходе проверки установлено неприменение кассового аппарата ввиду его отсутствия, о чем составлен акт N 496 от 10.10.2001. На основании акта 13.10.2001 налоговым органом вынесено постановление N 496 о привлечении частного предпринимателя к ответственности по статье 146.5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в виде взыскания штрафных санкций в размере 10000 рублей.
Неуплата ответчиком штрафных санкций в добровольном порядке послужила основанием для обращения налогового органа с иском в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд обеих инстанций обоснованно признал факт совершения административного правонарушения установленным исходя из акта проведения контрольной покупки и объяснительных продавца Орловой И.А., взыскание штрафных санкций с ответчика законным и обоснованным.
В соответствии со статьями 1, 2 Закона РФ от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" денежные расчеты при осуществлении торговых операций или оказании услуг населению на территории РФ, производятся предприятиями, в том числе и индивидуальными предпринимателями, с обязательным применением контрольно-кассовых машин и выдачей чека покупателю. За неприменение контрольно-кассовых машин предусмотрена административная ответственность, установленная абзацем 2 части 1 статьи 7 Закона о ККМ в виде взыскания штрафа, с учетом статьи 146.5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и Постановления Конституционного Суда РФ от 12.10.1998 N 14-П, в размере от 50 до 100 минимальных размеров месячной оплаты труда.
Вместе с тем, Федеральным законом от 30.12.2001 N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившим в силу 31.12.2001 с 01.07.2002 введен в действие новый Кодекс РФ об административных правонарушениях. Статьей 3 вышеназванного Закона статья 7 Закона о ККМ изложена в новой редакции, где отсутствуют составы правонарушения за неприменение контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с населением.
При этом следует заметить, что впредь до 01.07.2002 действует статья 146.5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации N 14-П от 12.05.1998 установлено, что за совершение правонарушения, указанного в абзаце втором части первой статьи 7 Закона РФ "О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением", то есть за неприменение ККМ, штраф налагается в размере, предусмотренном статьей 146.5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Учитывая вышеизложенное, налоговый орган правомерно взыскал штрафные санкции с предпринимателя Б.О.
Доводы заявителя кассационной жалобы о нарушении налоговым органом порядка наложения административного взыскания не принимаются судом кассационной инстанции, поскольку лишены правовых оснований. Факт неприменения контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов установлен и не оспаривается ответчиком.
При таких обстоятельствах у суда третьей инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 12.03.2002, постановление апелляционной инстанции от 08.05.2002 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-608/2002 1-37 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 июля 2002 г. N Ф03-А51/02-2/1428
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании