Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Республики Бурятия
от 6 февраля 2013 г. N 49
Государственная программа Республики Бурятия "Развитие образования и науки"
3 июня, 19 августа, 25 сентября 2014 г., 29 января, 19 июня, 26 августа, 13 ноября, 9 декабря 2015 г., 9 марта, 22 сентября, 16 декабря 2016 г., 15 мая, 18 августа, 9 ноября 2017 г., 29 марта, 15 мая, 9 августа, 20 ноября, 27 декабря 2018 г., 11 февраля, 15 апреля, 28 июня, 7 августа, 13 декабря 2019 г., 19 февраля, 24 апреля, 7 мая, 2 июня, 10 июля, 13, 28, 31 августа, 16, 25 сентября, 15 октября 2020 г., 3 марта, 16 апреля, 26 мая, 29 июня, 6, 15 июля, 30 августа, 12, 24 ноября, 7, 27 декабря 2021 г., 31 января, 9 августа, 6, 28, 29 декабря 2022 г., 20 апреля, 5 мая, 12, 24 июля, 9 августа, 4, 14 сентября, 26 октября 2023 г., 5 февраля, 21 мая, 4, 31 октября, 16 декабря 2024 г., 6 февраля 2025 г.
I. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации Государственной программы Республики Бурятия "Развитие образования и науки"
1. Оценка текущего состояния сферы образования Республики Бурятия
1.1. Дошкольное образование
В Республике Бурятия сеть образовательных организаций, реализующих программу дошкольного образования, на 01.01.2023 включает 332 муниципальных дошкольных образовательных организации, 2 федеральных дошкольных учреждения, 7 государственных дошкольных учреждений, 42 частные дошкольные образовательные организации и 120 общеобразовательных организаций, в которых функционируют дошкольные группы. Всего дошкольным образованием охвачено 62,1 тыс. детей.
Основным направлением республиканской политики в данной сфере является обеспечение доступного и качественного дошкольного образования, равных стартовых возможностей для поступления в школу независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для достижения 100% доступности в республике предпринимаются следующие мероприятия в этой области:
- продолжение мероприятий по созданию мест в детских садах и развитию альтернативных форм предоставления услуг дошкольного образования (семейных групп, групп кратковременного пребывания, консультационных центров и т.п.);
- ликвидация очереди в ясли для детей до трех лет с целью создания условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей;
- развитие и внедрение механизмов государственно-частного партнерства и привлечение частных инвестиций на строительство новых зданий детских садов; для этого необходимо расширить механизмы выравнивания стоимости услуг для населения путем предоставления частным детским садам субсидий на возмещение затрат на содержание по муниципальным нормативам.
За период с 2018 - 2022 гг. в Республике Бурятия построено 27 детских садов, в которых создано 6510 новых мест, из них 3160 дополнительных мест для детей в возрасте до 3 лет.
До конца 2023 года будут введены в эксплуатацию еще 17 детских садов на 2560 мест.
В рамках реализации государственной программы РФ "Комплексное развитие сельских территорий" будет построено еще 2 детских сада с вводом эксплуатацию в 2024 году: на 50 мест в с. Цагатуй Джидинского района, на 150 мест в с. Петропавловка Джидинского района.
1.2. Общее и дополнительное образование
На начало 2022/2023 учебного года по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования обучались 152392 человека. Во 2-ю смену обучались 42163 человека (28% от общего числа обучающихся).
В настоящее время функционируют 467 государственных и муниципальных общеобразовательных организаций. В две смены организован учебный процесс в 110 общеобразовательных организациях (23,5% от общего числа государственных и муниципальных общеобразовательных организаций).
Всего за период 2019 - 2022 годов построена 21 школа на 7880 ученических мест.
В 2022/2023 учебном году в соответствии с Методическими рекомендациями Минпросвещения России введен гибкий график, который позволил в комплексе со строительством школ ликвидировать 3 смену.
В республике продолжается строительство новых школ, дополнительных корпусов к общеобразовательным организациям, что позволит при увеличении количества детей разгружать переполненные школы. Ведется строительство еще 9 школ на 2339 мест с вводом в эксплуатацию в 2023 году.
Кроме того, до конца 2024 года запланировано строительство еще 4 школ на 1288 мест.
Дополнительное образование детей в регионе - это сложившаяся устойчивая образовательная система, направленная на всестороннее развитие детей и подростков, их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности, на создание условий для развития творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями.
По состоянию на 01.01.2023 на территории Республики Бурятия осуществляли образовательную деятельность 186 организаций дополнительного образования. Из них 99 организаций, относящихся к системе образования, 81 - к другим ведомствам и 6 частных организаций дополнительного образования.
В 2023 году охват детей дополнительными общеобразовательными программами составил 74,9% процента.
1.3. Среднее профессиональное образование
Система среднего профессионального образования Республики Бурятия состоит из 31 профессиональной образовательной организации, из них 20 учреждений находятся в ведомственном подчинении Министерства образования и науки Республики Бурятия, 2 учреждения подведомственны Министерству культуры Республики Бурятия и 2 - Министерству здравоохранения Республики Бурятия, 2 негосударственных учреждения и 5 - структурные подразделения учреждений высшего образования.
В 2022 году выпуск учреждений среднего профессионального образования составил 6071 человек. Прогнозируемый показатель трудоустройства составил 67,2% с учетом выпускников, призванных в ряды Российской Армии. Учитывая, что показатель трудоустройства выпускников учреждений СПО является индикатором качества подготовки кадров и деятельности профессиональной образовательной организации в целом, одним из треков развития СПО определено содействие трудоустройству.
В 2023 году выпуск составил более 6 тысяч человек.
Благодаря поддержке Правительства Республики Бурятия в части софинансирования федеральных проектов, стало возможным участие в федеральных конкурсах на предоставление федеральных субсидий. На средства грантовых проектов учреждениями СПО созданы мастерские и лаборатории, оснащенные современным оборудованием и позволяющие внедрять демонстрационный экзамен как форму государственной итоговой аттестации.
Предпринимаются меры по созданию доступной среды в системе среднего профессионального образования - ГБПОУ "Байкальский многопрофильный колледж" и ГБПОУ "Бурятский республиканский информационно-экономический техникум" являются базовыми профессиональными образовательными организациями, обеспечивающими поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования лиц с ОВЗ и инвалидов и реализующими адаптированные образовательные программы.
Большое внимание уделяется уровню профессионального мастерства педагогических работников. Из 1310 преподавателей и мастеров производственного обучения 507 человек получили статус эксперта с правом оценивания демонстрационного экзамена по разным компетенциям и 145 - эксперты с правом проведения чемпионатов профессионального мастерства в своем регионе, 9 сертифицированных экспертов национального уровня, 20 сертифицированных экспертов - мастеров России.
Благодаря развитию профессиональных образовательных организаций посредством продвижения вышеуказанных направлений (участие в конкурсе грантовых проектов, создание мастерских и лабораторий, подготовка экспертов, движение чемпионатных движений) престиж среднего профессионального образования повышается.
Основной целью системы среднего профессионального образования является создание эффективной модели подготовки кадров для экономики Республики Бурятия, способной гибко реагировать на вызовы и мобильно адаптироваться под экономическую ситуацию региона.
Достижение данной цели обусловлено решением следующих приоритетных задач в Республике Бурятия:
- переход на новый формат промежуточной и итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена;
- организация повышения квалификации и (или) стажировки педагогических работников региональной системы СПО;
- усилить работу центров содействия занятости выпускников профессиональных образовательных организаций, направленную на их трудоустройство в течение одного года после окончания ПОО;
- расширение участников федерального проекта "Профессионалитет" из числа профессиональных образовательных организаций;
- создание доступной среды в системе среднего профессионального образования.
При условии создания эффективной модели подготовки кадров система среднего профессионального образования станет основой экономического роста и социального развития Республики Бурятия, фактором профессиональной самореализации личности и нового качественного уровня жизни населения, благополучия граждан и безопасности региона.
1.4. Развитие кадровой политики в системе образования
В республике обеспечивают образовательный процесс 16831 педагогический работник: в организациях дошкольного образования - 3097 чел., в общеобразовательных организациях - 10072 чел., в организациях дополнительного образования детей - 1991 чел., в организациях среднего профессионального образования - 1671 человек.
В системе дошкольного образования 81,5% руководителей, 53,4% педагогических работников имеют высшее профессиональное образование. 61% руководителей и педагогических работников имеют среднее профессиональное образование, из них 75% руководителей и 95% педагогических работников имеют педагогическое образование. Удельный вес молодых специалистов составляет 23,7%. Руководители в возрасте 50, 60 лет и старше составляют 49% от общего количества заведующих и их заместителей. 80% педагогических работников в течение последних 3 лет прошли повышение квалификации или профессиональную переподготовку по актуальным темам развития образования.
Развернута работа по научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров через непрерывное повышение профессионального мастерства. Курсы повышения квалификации прошли 886 учителей первых классов, 4261 преподаватель 5 классов. Также курсы проводятся для всех учителей в целях обеспечения поэтапного перехода на обновленные ФГОС. Педагогические работники освоили такие инновационные программы, как "Школа Минпросвещения России: новые возможности для повышения качества образования", "Развитие актуальных компетенций современного учителя", "Тьюторское сопровождение ИОМ педагогических работников", "Метапредметные результаты: диагностика" и другие, направленные на реализацию НП "Образование".
Реализация единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников предполагает повышение квалификации на основе единых федеральных требований под руководством ФГАОУ ДПО "Академия Минпросвещения России" и при взаимодействии с сетью региональных ЦНППМ. ЦНППМ РБ осуществляется организационное сопровождение реализации программ повышения квалификации на платформе ФГАОУ ДПО "Академия Минпросвещения России" слушателями следующих КПК "Трансформация методической службы и организация методического сопровождения педагогов", "Российские цифровые инструменты и сервисы в деятельности современного педагога дополнительного образования детей", "Реализация системы наставничества" и другие.
В целях формирования и функционирования единой региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Республики Бурятия сформирована структура системы методического сопровождения региона, включающей в себя 23 муниципальных образования. Региональный методический актив, представленный 92 педагогами-методистами, позволяет охватить всех педагогических работников региона из расчета 1 единица на 67 педагогических работников, что позволяет реализовывать принципы адресности, персонификации и индивидуализации сопровождения.
С 2020 года реализуется программа "Земский учитель", призванная восполнить дефицит кадров общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и городах с населением до 50 тыс. человек. За 5 лет в школах Бурятии земскими учителями будут закрыты 118 вакансий.
Одним из направлений сокращения дефицита педагогов является организация обучения по целевым договорам в БГУ на педагогических специальностях с двумя профилями за счет республиканских средств. В 2021 году в БГУ за счет республиканских средств на педагогических специальностях обучаются 16 студентов. В 2022 г. обучаются 16 студентов на очной форме обучения и 64 человека на заочной форме обучения. Студентам очной формы обучения предусмотрена ежемесячная мера поддержки в виде стимулирующей выплаты (стипендии) в размере 4,850 тыс. рублей.
С 2017 г. в БГУ организовано целевое обучение учителей бурятского языка. В настоящее время обучается 90 студентов, которым с 2020 г. предусмотрена ежемесячная мера поддержки в виде стимулирующей выплаты (стипендии) в размере 4,850 тыс. рублей.
1.5. Наука и высшая школа
Основным направлением деятельности Министерства с вузами и научными организациями республики является создание благоприятных условий для развития человеческого капитала в интересах социально-экономического развития региона.
Высшее образование Республики Бурятия представлено 5 государственными учебными заведениями. Количество педагогов в системе высшего образования составляет 1137 чел., количество студентов - 19345 чел. В период с 2021 по 2023 гг. на 21,4% увеличились контрольные цифры приема, с 2925 до 3551 человека по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры. В республике также функционируют 7 научных институтов, в которых трудятся 1177 работников.
В вузах и научных институтах работают 333 доктора наук (173 в институтах СО РАН и 160 в вузах) и 1150 кандидатов наук (381 в институтах и 769 в вузах). За три года запатентовано 37 изобретений, разработано 6 моделей, 2 инновационные технологии, которые используются на практике.
Совместно с Иркутской областью Республика Бурятия участвует в деятельности научно-образовательного центра мирового уровня "Байкал", который координирует деятельность коммерческих, научных, образовательных организаций и государственных органов при заказе и внедрении научно-исследовательских проектов мирового уровня для реализации стратегических целей развития Байкальского региона и Российской Федерации в целом.
По итогам конкурсов для участников научно-образовательных центров в 2022 г. 23 молодых ученых стали обладателями стипендий в размере 50 тыс. руб., Бурятский институт природопользования Сибирского отделения Российской академии наук и Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р.Филиппова получили финансирование в размере 9,4 млн. руб. и 4,5 млн. руб. соответственно.
В 2022 Министерством науки и высшего образования Российской Федерации принято решение о строительстве межвузовского кампуса мирового уровня "Байкал". Данный проект включает в себя строительство в центральной части г. Улан-Удэ центра экспорта российского образования, межвузовского технопарка, общежития, физкультурно-оздоровительного комплекса, современной учебно-лабораторной инфраструктуры. Центр экспорта российского образования будет готовить ежегодно более 500 высококвалифицированных кадров по образовательным программам "Русский язык как иностранный", "Культура России", "Довузовская подготовка".
Сохраняет свою актуальность проблема скорости трансфера результатов научных исследований и разработок из академического в реальный сектор экономики. В связи с этим основными задачами являются:
- увеличение роли университетов и научных учреждений в социально-экономическом и научно-технологическом развитии республики;
- обеспечение опережающего развития сектора научных исследований и разработок;
- развитие эффективной инновационной системы, обеспечивающей модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и развитие научного потенциала как основного ресурса диверсифицированного экономического роста.
1.6. Управление системой образования
Министерство образования и науки Республики Бурятия является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования, среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования, в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития технологий и научных центров Республики Бурятия, а также уполномоченным органом по реализации полномочий Российской Федерации по осуществлению контроля и надзора в сфере образования.
В целях реализации основных полномочий в области образования и науки в течение 5 последних лет проведена значительная работа по формированию и совершенствованию нормативной правовой базы системы образования Республики Бурятия.
Основная часть принятых нормативных правовых документов направлена на реализацию основных принципов образовательной политики: нормативное и правовое обеспечение доступности качественного образования, исполнение переданных Российской Федерацией полномочий в области образования, а также обеспечение структурных изменений системы образования, расширение сферы общественного участия в развитии образования и науки, улучшение демографической ситуации в Республике Бурятия.
В системе образования Республики Бурятия отмечается постепенное продвижение институциональных реформ, в том числе внедрение современных организационных и экономических механизмов. С 2007 года начался поэтапный переход образовательных организаций на нормативно-подушевое финансирование, с 2008 года во всех образовательных организациях введена новая система оплаты труда.
Управление системой образования предусматривает:
- расходы на содержание и обеспечение деятельности Министерства образования и науки Республики Бурятия в рамках реализации Государственной программы Республики Бурятия "Развитие образования и науки";
- оказание государственными организациями государственных услуг (работ);
- исполнение судебных актов Республики Бурятия и мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти либо должностных лиц этих органов, а также в результате деятельности казенных организаций;
- отдельные государственные полномочия в области образования;
- аккредитация, лицензирование;
- расходы на совершение действий, связанных с подтверждением документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях.
Раздел 2 изменен с 17 декабря 2024 г. - Постановление Правительства Республики Бурятия от 16 декабря 2024 г. N 721
2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации Программы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы Республики Бурятия "Развитие образования и науки" (далее - Программа) определены в соответствии с Конституцией Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Бурятия, в том числе:
- Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";
- Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
- Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей";
- посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
- распоряжением Правительства РФ от 24.09.2020 N 2464-р "Об утверждении Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года";
- Законом Республики Бурятия от 18.03.2019 N 360-VI "О Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2035 года".
К стратегическим национальным приоритетам в сфере реализации Программы относятся сбережение народа Российской Федерации и развитие человеческого потенциала, укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти, устойчивое развитие экономики Российской Федерации на новой технологической основе, развитие безопасного информационного пространства.
В соответствии со стратегическими национальными приоритетами определены следующие цели Программы:
1. Выравнивание стартовых возможностей детей дошкольного возраста за счет обеспечения и сохранения 100 процентов доступности качественного дошкольного образования, в том числе присмотра и ухода за детьми, характеризуется достижением показателя "Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет" к 2035 году на уровне 100,0% и влияет на достижение показателя "Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет" ФП "Содействие занятости" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642.
2. Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся, характеризуется достижением следующих показателей:
- уровень образования к 2030 году на уровне 73,75%, и влияет на достижение показателя "Уровень образования" национальной цели развития "Возможности для самореализации и развития талантов" Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 01.10.2021 N 2765-р;
- эффективность системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи к 2030 году на 31,8%, и влияет на достижение показателя "Эффективность системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи" национальной цели развития "Возможности для самореализации и развития талантов" Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 01.10.2021 N 2765-р;
- доля педагогических работников общеобразовательных организаций, прошедших повышение квалификации, в том числе в центрах непрерывного повышения профессионального мастерства, в 2024 году на уровне 35,8%, и влияет на достижение показателя "Доля педагогических работников общеобразовательных организаций, прошедших повышение квалификации, в том числе в центрах непрерывного повышения профессионального мастерства" ФП "Современная школа" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642;
- доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием в 2024 году на уровне 85,1, и влияет на достижение "Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, %" ФП "Успех каждого ребенка" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642;
- количество субъектов Российской Федерации, выдающих сертификаты дополнительного образования в рамках системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, в 2024 году на уровне 1 единицы, и влияет на достижение показателя "Количество субъектов Российской Федерации, выдающих сертификаты дополнительного образования в рамках системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей" ФП "Успех каждого ребенка" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642;
- доля обучающихся по образовательным программам основного и среднего общего образования, охваченных мероприятиями, направленными на раннюю профессиональную ориентацию, в том числе в рамках программы "Билет в будущее", в 2024 году на уровне 40,0%, и влияет на достижение показателя "Доля обучающихся по образовательным программам основного и среднего общего образования, охваченных мероприятиями, направленными на раннюю профессиональную ориентацию, в том числе в рамках программы "Билет в будущее" ФП "Успех каждого ребенка" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642;
- охват детей деятельностью региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, технопарков "Кванториум" и центров "IT-куб" в 2024 году на уровне 15,85%, и влияет на достижение показателя "Охват детей деятельностью региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, технопарков "Кванториум" и центров "IT-куб" ФП "Успех каждого ребенка" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642;
- доля общеобразовательных организаций, оснащенных в целях внедрения цифровой образовательной среды, в 2024 году на уровне 64,45%, и влияет на достижение показателя "Доля общеобразовательных организаций, оснащенных в целях внедрения цифровой образовательной среды" ФП "Цифровая образовательная среда" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642;
- доля обучающихся, для которых созданы равные условия получения качественного образования вне зависимости от места их нахождения посредством предоставления доступа к федеральной информационно-сервисной платформе цифровой образовательной среды, в 2024 году на уровне 30,0%, и влияет на достижение показателя "обучающихся, для которых созданы равные условия получения качественного образования вне зависимости от места их нахождения посредством предоставления доступа к федеральной информационно-сервисной платформе цифровой образовательной среды" ФП "Цифровая образовательная среда" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642;
- доля педагогических работников, использующих сервисы федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды, в 2024 году на уровне 45,0%, и влияет на достижение показателя "Доля педагогических работников, использующих сервисы федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды" ФП "Цифровая образовательная среда" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642;
- доля образовательных организаций, использующих сервисы федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды при реализации основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, в 2024 году на уровне 30,0%, и влияет на достижение показателя "Доля образовательных организаций, использующих сервисы федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды при реализации основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования" ФП "Цифровая образовательная среда" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642;
- доля обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях, получающих бесплатное горячее питание, к общему количеству обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организация, к 2025 году на уровне 100,0%, и влияет на достижение показателя "Доля обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях, получающих бесплатное горячее питание, к общему количеству обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях" КПМ "Современные механизмы и технологии дошкольного и общего образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642;
- удельный вес численности обучающихся в общеобразовательных организациях общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в общей численности обучающихся в образовательных организациях общего образования к 2035 году на уровне 100,0%.
3. Увеличение доли выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям, до 63,3 процента характеризуется достижением показателя "Удельный вес выпускников организаций профессионального образования последнего года выпуска, трудоустроившихся по полученной специальности" в 2025 году на уровне 68,7%.
4. Развитие системы кадрового обеспечения сферы образования, позволяющей каждому педагогу повышать уровень профессионального мастерства на протяжении всей профессиональной деятельности, характеризуется достижением показателя "Доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку, в том числе по вопросам образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" в 2026 году на уровне 30,0%.
5. Развитие, рациональное и эффективное использование научно-технического, образовательного и инновационного потенциала образовательных организаций высшего образования Республики Бурятия для решения социально-экономических проблем региона характеризуется достижением показателя "Количество бюджетных образовательных учреждений, получивших грант" в 2024 году на уровне 1 единицы.
С учетом разграничения полномочий в сфере образования между федеральными, региональными органами власти и органами местного самоуправления субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления участвуют в Программе в части реализации осуществляемых ими полномочий, установленных Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Реализация субъектами Российской Федерации своих полномочий осуществляется самостоятельно. Финансовое обеспечение мероприятий, необходимых для достижения целей, задач и показателей Программы и ее структурных элементов, предусматривается в республиканском бюджете Республики Бурятия.
Основным механизмом, обеспечивающим реализацию целей государственной политики в сфере образования, является предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию Программы. Субсидии предоставляются при условии наличия правовых актов субъектов Российской Федерации, утверждающих перечень мероприятий, при реализации которых возникают соответствующие расходные обязательства субъекта Российской Федерации. Так, наличие утвержденных паспортов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов национального проекта "Образование" на региональном уровне, в совокупности позволяет достичь соответствующих запланированных параметров на уровне национального проекта, то есть целей Программы по годам ее реализации.
3. Задачи государственного управления и способы их эффективного решения в сфере реализации Программы
Достижение показателя цели Программы "Выравнивание стартовых возможностей детей дошкольного возраста за счет обеспечения и сохранения 100 процентов доступности качественного дошкольного образования, в том числе присмотра и ухода за детьми" планируется путем решения следующих задач:
- дети в возрасте от полутора до трех лет имеют возможность получать дошкольное образование;
- создание условий для реализации образовательных программ дошкольного образования;
- создание условий для повышения качества услуг дошкольного образования.
Достижение показателей цели Программы "Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся" планируется путем решения следующих задач:
- обеспечена возможность профессионального развития и обучения на протяжении всей профессиональной деятельности для педагогических работников;
- обеспечена возможность детям получать качественное общее образование в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребенка;
- создана и работает система выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи;
- создана и внедрена в общеобразовательных организациях цифровая образовательная среда;
- обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования;
- обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
- повышение доступности качественного образования за счет обновления содержания и технологий обучения и воспитания на всех уровнях образования;
- развитие системы общего и дополнительного образования;
- содействие развитию общественно значимой деятельности и дополнительного образования детей и молодежи.
Достижение показателя цели Программы "Увеличение доли выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям" планируется путем решения следующих задач:
- формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности регионального рынка труда;
- повышение доступности и качества среднего профессионального образования;
- повышение конкурентоспособности профессионального образования.
Достижение показателя цели Программы "Развитие системы кадрового обеспечения сферы образования, позволяющей каждому педагогу повышать уровень профессионального мастерства на протяжении всей профессиональной деятельности" планируется путем решения следующих задач:
- развитие кадрового потенциала системы образования Республики Бурятия;
- развитие механизмов профессионального роста и поддержки молодых педагогов.
Достижение показателя цели Программы "Развитие, рациональное и эффективное использование научно-технического, образовательного и инновационного потенциала образовательных организаций высшего образования Республики Бурятия для решения социально-экономических проблем региона" планируется путем решения следующих задач:
- стимулирование развития творческого и научного потенциала студентов, талантливой молодежи;
- поддержка талантливой молодежи, привлечение ее в научную деятельность;
- реализация Соглашения о сотрудничестве между Правительством Республики Бурятия и Российским научным фондом, Указа Президента Российской Федерации "О десятилетии науки и технологий".
Достижение всех показателей планируется путем решения следующей задачи:
- совершенствование правового, организационного, экономического механизмов функционирования в сфере образования и науки.
Прогноз сводных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) республиканскими организациями по государственной программе за 2024 - 2026 годы
Наименование услуги (работы), показателя объема услуги (работы), подпрограммы |
Значение показателя объема услуги (работы) |
Расходы республиканского бюджета на оказание государственной услуги (выполнение работы), тыс. руб. |
||||
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
|
1 |
5 |
6 |
7 |
9 |
10 |
9 |
Наименование услуги и ее содержание: услуги по предоставлению общедоступного и бесплатного дошкольного образования | ||||||
Показатель объема услуги: количество детей | ||||||
Подпрограмма 1 "Дошкольное образование" | ||||||
Мероприятие 1.2. Оказание учреждениями (организациями) услуг (работ) по предоставлению дошкольного образования |
160 |
160 |
160 |
18895,0 |
18895,0 |
18895,0 |
Наименование услуги и ее содержание: услуги по предоставлению общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего образования | ||||||
Показатель объема услуги: количество воспитанников | ||||||
Подпрограмма 2 "Общее и дополнительное образование" | ||||||
Мероприятие 2.2. Оказание учреждениями (организациями) услуг (работ) по предоставлению общего образования (общеобразовательные школы-интернаты, специальные (коррекционные) общеобразовательные школы-интернаты) |
4689 |
4689 |
4689 |
1479097,3 |
1479097,3 |
1479097,3 |
Наименование услуги и ее содержание: услуги по предоставлению общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего образования в общеобразовательных и коррекционных школах-интернатах | ||||||
Показатель объема услуги: количество обучающихся | ||||||
Подпрограмма 2 "Общее и дополнительное образование" | ||||||
Мероприятие 2.6. Дистанционное образование детей-инвалидов |
168 |
168 |
168 |
102925,7 |
102925,7 |
102925,7 |
Наименование услуги и ее содержание: услуги по предоставлению дополнительного образования детей | ||||||
Показатель объема услуги: количество обучающихся | ||||||
Подпрограмма 2 "Общее и дополнительное образование" | ||||||
Мероприятие 2.10. Оказание учреждениями (организациями) услуг (работ) по предоставлению дополнительного образования |
5960 |
5960 |
5960 |
216381,3 |
216381,3 |
216381,3 |
Наименование услуги и ее содержание: услуги по предоставлению среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена | ||||||
Показатель объема услуги: количество обучающихся | ||||||
Подпрограмма 3 "Среднее профессиональное образование" | ||||||
Мероприятие 3.1. Оказание учреждениями (организациями) услуг (работ) по предоставлению среднего профессионального образования и профессионального обучения |
15609 |
15609 |
15609 |
1783931,3 |
1783931,3 |
1783931,3 |
Наименование услуги и ее содержание: услуги по предоставлению дополнительного профессионального образования педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций | ||||||
Показатель объема услуги: количество педагогических работников | ||||||
Подпрограмма 4 "Развитие кадровой политики в системе образования" | ||||||
Мероприятие 4.3. Оказание учреждениями (организациями) услуг (работ) по переподготовке и повышению квалификации |
319480 |
319480 |
319480 |
71667,7 |
71667,7 |
71667,7 |
Наименование услуги и ее содержание: услуги в сфере управления системой образования | ||||||
Показатель объема услуги: единиц | ||||||
Подпрограмма 7 "Управление системой образования" | ||||||
Мероприятие 7.3. Оказание учреждениями (организациями) услуг в сфере управления системой образования |
- |
- |
- |
340509,6 |
340509,6 |
340509,6 |
II. Правила предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам в рамках Программы
1. Порядок формирования, предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на увеличение фондов оплаты труда педагогических работников муниципальных организаций дополнительного образования изложить согласно приложению N 1.
2. Порядок формирования, предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия на оплату труда обслуживающего персонала муниципальных общеобразовательных организаций, а также на оплату услуг сторонним организациям за выполнение работ (оказание услуг) изложить согласно приложению N 2.
3. Порядок предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение муниципальных дошкольных и общеобразовательных организаций педагогическими работниками изложить согласно приложению N 3.
4. Порядок предоставления и распределения из республиканского бюджета бюджетам муниципальных районов субсидий на обновление материально-технической базы для организации учебно-исследовательской, научно-практической, творческой деятельности, занятий физической культурой и спортом в образовательных организациях изложить согласно приложению N 4.
5. Утратил силу с 1 ноября 2024 г. - Постановление Правительства Республики Бурятия от 31 октября 2024 г. N 625
6. Порядок предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на обновление материально-технической базы образовательных организаций для внедрения цифровой образовательной среды и развития цифровых навыков обучающихся изложить согласно приложению N 6.
7. Порядок предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований в Республике Бурятия на благоустройство зданий муниципальных общеобразовательных организаций изложить согласно приложению N 7.
8. Порядок предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований в Республике Бурятия на капитальный ремонт муниципальных общеобразовательных организаций и (или) муниципальных образовательных организаций дополнительного образования изложить согласно приложению N 8.
9. Порядок предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований в Республике Бурятия на капитальный ремонт муниципальных дошкольных образовательных организаций изложить согласно приложению N 9.
10. Порядок предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия на софинансирование мероприятий по оказанию услуг частными дошкольными образовательными организациями, индивидуальными предпринимателями в целях создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста изложить согласно приложению N 10.
11. Порядок предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов) в Республике Бурятия на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в муниципальных общеобразовательных организациях, изложить согласно приложению N 11.
12. Порядок предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов) в Республике Бурятия на реализацию мероприятий по организации бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в муниципальных образовательных организациях, изложить согласно приложению N 12.
13. Порядок предоставления и расходования из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований субсидий на приведение в нормативное состояние пищеблоков в муниципальных общеобразовательных организациях изложить согласно приложению N 13.
14. Порядок предоставления и расходования субсидий из республиканского бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия на организацию горячего питания обучающихся, получающих основное общее образование и среднее общее образование в муниципальных общеобразовательных организациях, изложить согласно приложению N 14.
15. Порядок предоставления и распределения из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований субсидий на модернизацию школьных систем образования в Республике Бурятия изложить согласно приложению N 15.
16. Порядок предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований в Республике Бурятия на обеспечение антитеррористической защищенности муниципальных общеобразовательных организаций, муниципальных дошкольных и (или) муниципальных образовательных организаций дополнительного образования изложить согласно приложению N 16.
17. Порядок предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета бюджетам муниципальных районов на оснащение (обновление материально-технической базы) оборудованием, средствами обучения и воспитания общеобразовательных организаций, в том числе осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, изложить согласно приложению N 17.
18. Порядок предоставления и расходования субсидий из республиканского бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов) в Республике Бурятия на обеспечение выплаты денежной компенсации стоимости двухразового питания родителям (законным представителям) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, родителям (законным представителям) детей-инвалидов, имеющих статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых организовано муниципальными общеобразовательными организациями на дому, изложить согласно приложению N 18.
Раздел II дополнен пунктом 19 с 17 декабря 2024 г. - Постановление Правительства Республики Бурятия от 16 декабря 2024 г. N 721
19. Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия на осуществление мероприятий, направленных на создание современной инфраструктуры для отдыха детей и их оздоровления путем возведения некапитальных строений, сооружений (быстровозводимых конструкций), а также проведения капитального ремонта объектов инфраструктуры организаций отдыха детей и их оздоровления, изложить согласно приложению N 19.
Раздел II дополнен пунктом 20 с 7 февраля 2025 г. - Постановление Правительства Республики Бурятия от 6 февраля 2025 г. N 74
20. Порядок предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований на капитальный ремонт и оснащение образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.