Постановление Президиума Липецкого областного суда
от 17 сентября 2004 г. N 44-117/04
(извлечение)
См. также определение Президиума Липецкого областного суда от 23 июля 2004 г. N 44-г-93/04
Президиум Липецкого областного суда в составе председательствующего, членов Президиума;
рассмотрев материалы гражданского дела по иску А.Н.В. к Военному комиссариату Липецкой области о взыскании недополученной суммы пенсии по надзорной жалобе Военного комиссара Липецкой области, направленного для рассмотрения по существу в президиум Липецкого областного суда определением судьи Верховного Суда РФ от 11.08.2004 г., установил:
А.Н.В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Липецкой области о взыскании недополученных сумм пенсии. Свои требования обосновывал тем, что в 1996 г. ему была назначена пенсия за выслугу лет, которая была начислена из оклада по должности, оклада по званию, процентной надбавки за выслугу лет и стоимости продовольственного пайка. Согласно ст. 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих" выплата денежной компенсации вместо продовольственного пайка должна производиться в размере его стоимости. Просил учесть, что стоимость продовольственного пайка возросла, его реальная стоимость превышает 20 рублей, однако перерасчет пенсии в связи с этим ему произведен не был.
Просил признать за ним право на получение продовольственного пайка с учетом его реальной стоимости, в его пользу недополученную пенсию в размере 10 938 руб. 59 коп. за период с 01.12.2000 г. по 31.12.2002 г. и обязать ответчика производить выплаты на будущее время исходя из реальной стоимости продовольственного пайка на день выплаты.
Представитель ответчика иск не признала, пояснила, что размер пенсии военнослужащим исчисляется исходя из установленного федеральным законом "О федеральном бюджете" размера денежной компенсации, выплачиваемой взамен стоимости продовольственного пайка, просила учесть, что не только пенсионеры, но и военнослужащие получают денежную компенсацию продовольственного пайка в размере 20 рублей, хотя фактическая стоимость выдаваемого в натуре продовольственного пайка выше.
Решением Правобережного районного суда г. Липецка от 15.12.2002 г иск был удовлетворен. Суд постановил:
С Военного комиссариата Липецкой области в пользу А.Н.В. недополученные суммы пенсии в размере 12 091 руб. 93 коп.
Обязать Военный комиссариат Липецкой области производить выплату пенсии А.Н.В. исходя из реальной стоимости продовольственного пайка по состоянию на день фактической выплаты, начиная с 01.01.2003 г. ежемесячно.
Взыскать с Военного комиссариата Липецкой области в пользу А.Н.В. судебные расходы в сумме 472 руб. 76 коп.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 12.02.2003 г. данное решение Правобережного районного суда г. Липецка было оставлено без изменения, а кассационная жалоба ответчика - Военного комиссариата Липецкой области - без удовлетворения.
В надзорной жалобе Военный комиссариат Липецкой области просит решение Правобережного районного суда г. Липецка от 15.12.2002 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 12.02.2003 г. отменить.
Определением судьи Верховного Суда РФ от 11.08.2004 г. дело бы передано для рассмотрения по существу в президиум Липецкого областного суда.
Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
Обсудив доводы определения о передаче дела для рассмотрения по существу в президиум Липецкого областного суда, исследовав материалы дела, выслушав истца А.Н.В., полагавшего решение суда первой инстанции и определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда правильными, президиум пришел к выводу, что решение Правобережного районного суда г. Липецка от 15.12.2002 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 12.02.2003 г. подлежат отмене как постановленные с существенными нарушениями норм материального права.
В соответствии со ст. 49 Закона РФ N 4468-1 от 12.02.1993 г. (с последующими изменениями и дополнениями) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" пенсии уволенным со службы военнослужащим подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.
Согласно ст. 43 вышеназванного Закона пенсии исчисляются исходя из денежного довольствия военнослужащих в порядке, определяемом Правительством РФ, при этом учитываются оклады по должности, воинскому и специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления пенсии в денежное довольствие включается месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим.
Судом первой инстанции было установлено, истец является пенсионером Министерства обороны РФ и получает пенсию с учетом месячной стоимости продовольственного пайка из расчета 20 рублей в сутки.
Как следует из ст. 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих", продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ, в порядке, определяемом Министерством обороны РФ в одной из следующих форм: организация питания по месту военной службы либо выдача продовольственного пайка либо выплата денежной компенсации взамен продовольственного пайка в размере его стоимости.
Пунктом 18 "Положения о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил РФ на мирное время", утвержденного приказом Министра обороны РФ от 22.07.2000 г. N 400, изданного во исполнение указанного закона, установлено, что исчисление размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка и его доведение до военных округов и до соответствующих федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, осуществляется Центральным продовольственным управлением Министерства обороны РФ ежемесячно по согласованию с Главным управлением военного бюджета и финансированием Министерства обороны. Денежная компенсация взамен продовольственного пайка выплачивается в размере его стоимости, если на соответствующий год федеральным законом не установлен иной размер. Какого-либо иного размера денежной компенсации продовольственного пайка взамен установленного федеральным законом данным Положением не установлено.
Поскольку истец является пенсионером Министерства обороны РФ, выдача продовольственного пайка в натуральном виде исходя из набора продуктов по нормам, установленным Правительством РФ, как это предусмотрено для военнослужащих, проходящих военную службу и получающих по своему усмотрению паек либо денежную компенсацию, установленную федеральным законом, ему не производится.
Федеральным законом "О федеральном бюджете" предусмотрено, что начиная с 2000 г. денежная компенсация взамен продовольственного пайка установлена в размере 20 рублей в сутки. Согласно ст. 162 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 г." и соответствующих статей этого закона на 2001 и 2002 годы законодательные акты, нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ подлежат приведению в соответствие с его требованиями.
С 01.01.2000 г. Правительством РФ установлен и применяется до настоящего времени размер ежемесячной денежной компенсации взамен продовольственного пайка по общевойсковой норме в сумме 20 рублей в сутки.
Какими-либо нормативными актами реальная стоимость продовольственного пайка в сутки в размере, превышающем 20 рублей, не установлена, поэтому оснований для перерасчета пенсии исходя из стоимости продовольственного пайка на 01.01.2000 г. в сумме 26 руб. 56 коп. (л.д. 37), на 11.10.2001 г. - 31 руб. 60 коп. (л.д. 8), на 26.09.2002 г. - 33 руб. 83 коп (л.д. 9), на 22.10.2002 г. - 34 руб. 16 коп. (л.д. 38) не имеется.
Положения, закрепленные в названных нормативно-правовых актах, являются строго обязательными для всех государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, поскольку в них в законодательном порядке распределены финансовые расходы исходя из экономических возможностей государства.
При таких обстоятельствах решение Правобережного районного суда г. Липецка от 15.12.2002 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 12.02.2003 г. подлежат отмене как постановленные с существенным нарушением норм материального права.
Учитывая, что фактические обстоятельства дела судом первой инстанции установлены правильно и полно, но судом первой инстанции допущены ошибки в применении норм материального права, президиум областного суда считает необходимым, не передавая дело на новое рассмотрение, постановить решение об отказе истцу в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 388 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум постановил:
Решение Правобережного районного суда г. Липецка от 15.12.2002 определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда 12.02.2003 г. отменить, постановить новое решение, которым А.Н.В. в иске к Военному комиссариату Липецкой области о взыскании недополученных сумм пенсии отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Липецкого областного суда от 17 сентября 2004 г. N 44-117/04
Текст постановления официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании