Постановление Арбитражного суда Липецкой области
от 26 апреля 2002 г. N А36-197/8-01
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 15 июля 2002 г. N А36-197/8-01 кассационная жалоба на настоящее постановление оставлена без удовлетворения
Апелляционная инстанция Арбитражного суда Липецкой области рассмотрела в судебном заседании апелляционную жалобу Липецкой таможни на решение от 14.02.2002 года по делу N А36-197/8-01 Арбитражного суда Липецкой области и установила:
ОАО "Л" обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Липецкой таможни излишне уплаченных 13 327 258 руб. 67 коп. таможенных платежей. Впоследствии истец уменьшил исковые требования до 4 546 961 рублей 03 коп.
Решением от 14.02.2002 г. требования истца удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение от 14.02.2002 г., полагая, что судом неверно определен размер подлежащих возврату таможенных платежей. Он считает, что размер таможенных платежей в виде ввозной таможенной пошлины и сбора за таможенное оформление на основании ст. 34 ФЗ "О лизинге" судом исчислен с нарушением ст. 5, 117, 123 ТК РФ, ст. 17 Закона РФ "О таможенном тарифе", ч. 1 и ч. 2 ст. 160 части 2 Налогового кодекса РФ. Кроме того, ответчик настаивает на том, что ст. 34 ФЗ "О лизинге" противоречит ст. 57 Конституции РФ, Налоговому кодексу РФ.
Истец с доводами жалобы не согласен и просит решение оставить без изменения.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы и исследовав доводы жалобы, апелляционная инстанция считает необходимым изменить решение от 14.02.2002 г. по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, между ОАО "Л" (лизингополучатель) и "АБ" (лизингодатель) заключен договор лизинга N 90017, по которому по просьбе лизингополучателя лизингодатель приобретает у поставщика оборудование для розлива соков и передает его в лизинг лизингополучателю. В свою очередь лизингополучатель обязан в течение срока лизинга - 60 месяцев осуществить 18 лизинговых платежей по 82 972 EUR и один платеж в сумме 61 388 EUR в течение дополнительного лизингового периода, всего на сумму 1 554 884 EUR (л.д. 19-34, 51).
Во исполнение этого договора лизингодатель отгрузил истцу вышеназванное оборудование. В целях перемещения оборудования через таможенную границу РФ истцом 19.12.2000 года подана грузовая таможенная декларация N 21203/191200/0001908 (л.д. 55, 56, 66), по которой оплачено таможенных платежей в виде таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость и сборов за таможенное оформление в сумме 13 645 623 руб. 05 коп. (с учетом корректировки), исчисленных с полной таможенной стоимости имущества (л.д. 8-13).
Истец считает, что таможенные платежи уплачены им в большем размере, чем следовало уплатить на момент ввоза оборудования на территорию Российской Федерации. Поскольку оборудование ввезено в соответствии с договором лизинга, то и уплата таможенных платежей должна быть осуществлена с учетом порядка уплаты таможенных платежей при осуществлении международного лизинга, предусмотренного ст. 34 Закона РФ "О лизинге".
В соответствии со ст. 5 ТК РФ в таможенном деле применяются акты законодательства, действующие на день принятия таможенной декларации.
Согласно п. 3 ст. 34 Федерального закона "О лизинге" (в редакции Закона от 29.10.98 г. N 164-ФЗ) при ввозе на территорию Российской Федерации или вывозе с территории Российской Федерации (перемещении через таможенную границу Российской Федерации) предмета лизинга все виды таможенных налогов и тарифов начисляются на полную таможенную стоимость имущества. Уплата таможенных налогов и тарифов производится: на момент ввоза (вывоза) предмета лизинга на сумму оплаченной части таможенной стоимости имущества, что подтверждается банковскими документами; в дальнейшем уплата таможенных налогов и тарифов производится одновременно с лизинговыми платежами.
Таможенный налог - это налоги, взимание которых возложено на таможенные органы РФ (ст. 18 Таможенного кодекса РФ). Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ст. 2 Закона РФ "О таможенном тарифе".
Апелляционная инстанция не может согласиться с доводом ответчика о том, что ст. 34 ФЗ "О лизинге" противоречит Налоговому кодексу РФ. Суд первой инстанции правильно указал, что на основании ч. 2 ст. 2 части первой Налогового кодекса РФ при рассмотрении споров, возникающих в связи с взиманием таможенных платежей, соответствующие правоотношения регулируются Таможенным кодексом Российской Федерации (п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5 от 28.02.2001 г.). В то же время в Таможенном кодексе РФ не определен порядок уплаты таможенных платежей при осуществлении международного лизинга. Такой порядок установлен специальным ФЗ "О лизинге".
Довод ответчика о противоречии ст. 34 ФЗ "О лизинге" ст. 57 Конституции РФ не принят апелляционной инстанцией во внимание, поскольку вопрос о несоответствии закона Конституции РФ подлежит рассмотрению Конституционным судом РФ.
Апелляционная инстанция не соглашается с доводом ответчика о том, что сбор за таможенное оформление должен взиматься не в порядке, определенном ст. 34 ФЗ "О лизинге", т.е. по мере осуществления лизинговых платежей, а в момент ввоза предмета лизинга. Апелляционная инстанция считает, что сбор за таможенное оформление, как и таможенная пошлина, другие сборы и платежи, предусмотренные ст. 110 Таможенного кодекса РФ входит в понятие таможенных платежей. Размер таможенных платежей устанавливается Таможенным кодексом РФ, Законом РФ "О таможенном тарифе". В силу ст. 114 ТК ставка за таможенное оформление товара установлена в размере 0,1% таможенной стоимости товара. Таким образом, установленный законом размер ставки за таможенное оформление подпадает под понятие таможенного тарифа, предусмотренного ст. 2 Закона РФ "О таможенном тарифе". Следовательно, сбор за таможенное оформление так же, как и другие сборы, надлежит уплачивать одновременно с уплатой лизинговых платежей. По мнению апелляционной инстанции, об этом же свидетельствует позиция законодателя, который путем внесения изменений в ФЗ "О лизинге" Федеральным законом от 29.01.2002 г. в ст. 34 слова "таможенных налогов и тарифов" заменил словами "таможенных платежей".
Следовательно, взимание таможенными органами всей суммы таможенных платежей на момент ввоза на территорию РФ предмета лизинга без учета порядка, установленного ст. 34 ФЗ "О лизинге", неправомерно.
Из материалов дела следует, что оплата стоимости предмета лизинга истцом не производилась и договором от 12.04.2000 г. оплата лизинговых платежей в первые 9 месяцев не предусматривалась.
В период рассмотрения дела истцом были произведены два лизинговых платежа: 24.10.2001 г. и 23.01.2002 г., с учетом данных платежей истцом и ответчиком в соответствии со ст. 34 ФЗ "О лизинге" произведены расчеты суммы, подлежащей возврату истцу (л.д.). Согласно расчетам сторон эта сумма равна 4 488 284 руб. 63 коп. Суд первой инстанции принял за основу расчет истца и обязал ответчика возвратить сумму 4 546 961 руб. 03 коп.
В апелляционной инстанции стороны проверили ранее представленные расчеты и, уточнив их, пришли к единому мнению о том, что возврату (на день вынесения постановления) подлежит сумма 4 488 284 руб. 63 коп. В связи с этим решение суда первой инстанции от 14.02.2002 г. подлежит изменению.
Расходы по госпошлине по иску следует отнести на истца и ответчика пропорционально размеру удовлетворенных и отказанных требований. Так, с суммы иска 13 327 258 руб. 67 коп. подлежит уплате госпошлина в размере 78 236 рублей 29 коп. Истец уплатил госпошлину при подаче иска в сумме 16 748 руб. 34 коп. На ответчика относится госпошлина с суммы 4 930 580 руб. 94 коп. в размере 28 569 руб. 29 коп. Таким образом, истцу необходимо доплатить в федеральный бюджет госпошлину в сумме 32 918 руб. 66 коп. (78 236 руб. 29 коп. - 16 748 руб. 34 коп. - 28 569 руб. 29 коп.).
Расходы по госпошлине по жалобе относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 157-159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция постановила:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 14.02.2002 года по делу N А36-197/8-01 изменить.
Обязать Липецкую таможню произвести возврат ОАО "Л" излишне уплаченные платежи в сумме 4 488 284 руб. 63 коп. В остальной части отказать.
Взыскать с ОАО "Л" в доход федерального бюджета госпошлину по иску в сумме 32 918 руб. 66 коп.
Выдать исполнительные листы.
Постановление вступает в законную силу немедленно и в месячный срок может быть обжаловано в кассационную инстанцию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Липецкой области от 26 апреля 2002 г. N А36-197/8-01
Текст постановления официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании