15 марта 2002 года представительный орган местного самоуправления Совет депутатов Лев-Толстовского района Липецкой области, рассмотрев обращение главы администрации района, вынес решение N 244, которым постановил принять от СХПК "Знаменское" в муниципальную собственность района в числе прочих объектов три пруда:
- пруд на въезде в село "Знаменское" площадью 210 тыс. кв. м, введенный в эксплуатацию в 1971 г.;
- пруд в центре села "Знаменское", площадью 35 тыс. кв. м, введенный в эксплуатацию в 1991 году;
- пруд в деревне "Львовка", площадью 60 тыс. кв. м, введенный в эксплуатацию в 1949 г.
Такое решение нельзя признать законным по следующим основаниям.
В силу статьи 198 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными и решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемое Решение Лев-Толстовского районного Совета депутатов является ненормативным правовым актом, который не соответствует нормам Гражданского и Водного кодексов РФ, нарушает право государственной собственности на водные объекты.
Согласно статьям 11, 20 Водного кодекса РФ пруды - это обособленные поверхностные водные объекты, относятся они к недвижимому имуществу и являются составной частью земельного участка. Положения водного законодательства применяются к обособленным водным объектам в той мере, в какой это не противоречит гражданскому законодательству.
Обособленные водные объекты в силу статьи 130 Гражданского кодекса РФ относятся к недвижимым вещам, право собственности на которые согласно требований статьи 131 ГК РФ подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции.
По сообщению учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Липецкой области регистрация права собственности на пруды в селе "Знаменское" и деревне "Львовка" Лев-Толстовского района в едином государственном реестре отсутствует.
Обособленные водные объекты могут переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским законодательством и земельным законодательством Российской Федерации (статья 22 ВК РФ). Только собственнику согласно статьи 209 Гражданского кодекса РФ принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Отсутствие зарегистрированного права собственности свидетельствует о том, что СХПК "Знаменский" не был собственником переданных в муниципальную собственность прудов, поэтому не обладал правом распоряжения ими.
Согласно статье 35 Водного кодекса РФ все водные объекты, а также обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), не находящиеся в муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц, являются государственной собственностью и не подлежат передаче в собственность муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам.
Оспариваемое решение было принято Советом депутатов Лев-Толстовского района без учета не только выше перечисленных норм Гражданского и водного кодексов РФ, но также и в нарушение статьи 104 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) от 08.01.98 N 6-ФЗ.
По правилам ст. 104 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (пункты 4-6) муниципальные образования обязаны принимать в муниципальную собственность от конкурсных управляющих жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона. Водные объекты общего пользования не значатся в составе имущества должника, не включаемого в конкурсную массу, и подлежащего передаче муниципальным образованиям.
Конкурсный управляющий СХПК "Знаменский", назначенный решением Арбитражного суда Липецкой области по делу N А36-220-Б/1-01, незаконно включил пруды, расположенные на территории СХПК, в число передаваемых муниципальному образованию объектов социальной и инженерной инфраструктуры, а последний незаконно их принял.
Решение Совета депутатов Лев-Толстовского района о включении прудов в состав муниципальной собственности нарушает право государственной собственности на эти водные объекты.
Функциями государственного управления водными объектами наделено Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Липецкой области и Комитет по управлению государственным имуществом области (ст. 1-73 Водного кодекса РФ и распоряжение Главы администрации области от 13.05.2003 N 2003).
На основании изложенного, руководствуясь статьей 64 Водного кодекса РФ, статьей 198 АПК РФ и статьей 27 ФЗ "О прокуратуре РФ", прошу:
Признать решение Лев-Толстовского районного Совета депутатов Липецкой области от 15.03.2002 г. N 244 "О приеме в муниципальную собственность района объектов социальной инфраструктуры и объектов общего пользования на селе, принадлежащих СХПК "Знаменский" недействительным в части принятия в муниципальную собственность района от СХПК "Знаменский" прудов на въезде в село "Знаменское", в центре села "Знаменское" и в деревне "Львовка".
Приложение: Решение Лев-Толстовского районного Совета депутатов N 214 от 15.03.2002
Ходатайство конкурсного управляющего
Сообщения ГУЮ по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
План земельного участка под прудом
Сообщение КУМИ Лев-Толстовского района и выписка из реестра
Письмо ГУПР и охраны окружающей среды МПР по Липецкой обл.
Положение о ГУПР
Распоряжение Главы администрации области
Устав СХПК "Знаменский"
Устав Лев-Толстовского района
Реестр направления копий заявления сторонам с уведомлением о вручении.
Заместитель прокурора Липецкой области |
Ю.А.Баранов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заявление Прокуратуры Липецкой области от 30 июня 2003 г. N 38-11 "О признании недействительным решения Лев-Толстовского районного Совета депутатов Липецкой области от 15 марта 2002 г. N 244 "О приеме в муниципальную собственность района объектов социальной инфраструктуры и объектов общего пользования на селе, принадлежащих СХПК "Знаменский", в части принятия в муниципальную собственность района прудов в селе "Знаменское" и деревне "Львовка"
Текст заявления официально опубликован не был