Постановление Арбитражного суда Липецкой области
от 29 августа 2003 г. N А36-79/2-03
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26 декабря 2003 г. N А36-79/2-03 кассационная жалоба на настоящее постановление оставлена без удовлетворения
Арбитражный суд в составе председательствующего, судей, при участии в заседании заявителя - Октябрьского отделения городской организации Липецкой областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов (ОРО ВОИ) в лице Б.Е.П., юрисконсульта, доверенность от 22.05.03 г., К.А.В., главного бухгалтера, доверенность от 22.05.03 г., Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Октябрьскому району г. Липецка (представитель не явился),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ОРО ВОИ на решение от 02.07.03 г. по делу N А36-79/2-03 Арбитражного суда Липецкой области и установил:
Октябрьское отделение городской организации Липецкой областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов (ОРО ВОИ) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения ИМНС РФ по Октябрьскому району г. Липецка от 30.04.03 г. N 16-4-18.
Решением от 02.07.2003 г. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение отменить, полагая, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по Октябрьскому району г. Липецка в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена (уведомление N 3464 приобщено к материалам дела). В силу ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ апелляционная инстанция вправе рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие ИМНС РФ по Октябрьскому району г. Липецка.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения от 02.07.2003 г. в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, ИМНС России по Октябрьскому району г. Липецка решением от 30.04.03 г. N 16-4-18 привлекло Октябрьское отделение городской организации Липецкой областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения на основании п. 2 ст. 27 ФЗ от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ за неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в размере 20 процентов неуплаченных взносов - 515004,97 руб., из них: по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии - 461053,20 руб., по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии - 53951,77 руб. и предложила уплатить взнос, пени и штраф в срок, установленный в требовании. При этом ИМНС РФ по Октябрьскому району исходит из того, что в Федеральном законе от 15.12.2001 г. N 167 "Об обязательном пенсионной страховании" отсутствуют ссылки на нормы ст. 239 НК РФ и платежи на обязательное пенсионное страхование не входят в систему федеральных налогов и сборов.
Заявитель полагает, что налоговый орган при вынесении решения неправомерно лишил общественную организацию права на льготу по уплате страховых взносов на накопительную и страховую части пенсии согласно ст. 239 НК РФ.
Апелляционная инстанция считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все обстоятельства дела и правомерно отказал общественной организации в удовлетворении ее заявления в связи с отсутствием на то правовых оснований.
В соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ и вступлением в силу с 01.01.2002 года Федерального закона от 31.12.2001 года N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" внесены изменения в Главу 24 "Единый социальный налог". Законодателем предусмотрено, что с указанного момента страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются составной частью единого социального налога.
Так, согласно ст.ст. 9, 14 Федерального закона N 167-ФЗ часть этого налога, зачислявшаяся ранее в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляется в федеральный бюджет и предназначается для выплаты базовой части трудовой пенсии.
Финансирование части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемого в Федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда.
Согласно статье 3 ФЗ N 167-ФЗ страховые взносы определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете.
Таким образом, как правильно отметил суд первой инстанции, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Налогового кодекса РФ.
Поскольку Федеральным законом N 167-ФЗ предусмотрена иная природа этих обязательных платежей, то на них не распространяются положения статьи 239 НК РФ.
Указанная статья Налогового кодекса РФ предоставляет льготу по уплате единого социального налога только налогоплательщикам, а при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд заявитель выступает в роли страхователя.
Специальных норм, устанавливающих льготу по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование общественным организациям инвалидов, Федеральный закон N 167-ФЗ не содержит.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод общественной организации инвалидов о том, что вступивший в действие Федеральный закон N 198 от 31.12.2001 г. "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ и некоторые другие законодательные акты РФ о налогах и сборах" не изменил ставку ЕСН (35,6%) и не предусмотрел выход взносов на обязательное пенсионное страхование из его состава, а также отмену льготы по уплате ЕСН общественным организациям инвалидов.
Федеральным законом N 198-ФЗ от 31.12.2001 г., как уже отмечалось выше, были внесены изменения в главу 24 НК РФ, в соответствии с которыми сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ. При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за этот же период.
Как правильно отметил в решении суд первой инстанции, взносы на обязательное социальное страхование уплачиваются страхователями не в составе единого социального налога, а в соответствии со специальной нормой Закона, регулирующего данные правоотношения.
Следовательно, платежи на обязательное пенсионное страхование общественная организация инвалидов должна вносить в полном объеме. Решение налогового органа от 30.04.03 г. N 16-4-18 правомерно.
Суд первой инстанции дал надлежащую оценку всем доводам заявителя, правильно применил нормы материального и процессуального права, поэтому оснований для отмены решения от 02.07.03 г. не имеется.
В связи с освобождением заявителя от уплаты госпошлины в соответствии п. 3 ст. 5 Закона РФ "О государственной пошлине" пошлина по жалобе взысканию в доход федерального бюджета не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд постановил:
Решение арбитражного суда Липецкой области от 02 июля 2003 года по делу N А3 6-79/2-03 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Липецкой области от 29 августа 2003 г. N А36-79/2-03
Текст постановления официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании