Развитие рыночной экономики предполагает наличие и функционирование в ее организационной структуре акционерных обществ как основной формы собственности на крупных предприятиях.
Начиная с 1992 года в области изменили государственную форму собственности на частную около 1000 предприятий. Из общего количества приватизированных предприятий с марта 1992 г. по 1995 г. образовано 366 акционерных обществ. За счет средств учредителей создано около 100 акцонерных обществ. Общий размер зарегистрированного уставного капитала акционерных обществ составляет около 270 млрд. руб., в том числе в 1995 году объем выпуска акций составил свыше 80 млрд. руб.
Становление акционерной формы собственности резко активизировало фондовый рынок. В 1995 году зарегистрировано 26 вторичных эмиссий на сумму 48,6 млрд. руб., в том числе по акционерным обществам, образованным в процессе приватизации, - 24 выпуска на сумму 47,9 млрд. руб.
Проводимыми проверками в отдельных акционерных обществах установлены нарушения действующего законодательства РФ. Так, в нарушение Указов Президента РФ от 27.10.93 г. N 1769 "О мерах по обеспечению прав акционеров" и от 31.07.95 г. N 784 "О дополнительных мерах по обеспечению прав акционеров" до настоящего времени не все акционерные общества с численностью свыше 1000 акционеров передали свои реестры специализированным регистраторам, среди них: АО "Гидропривод", "Завод тракторных агрегатов". В отдельных акционерных обществах реестр отсутствует или его ведение осуществляется в нарушение Временного положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного постановлением Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ от 12.07.95 г. N 3. В ряде акционерных обществ, которые ведут реестры самостоятельно, отсутствуют специалисты, имеющие квалифицированные аттестаты 1 категории на право совершения операций на рынке ценных бумаг.
Имеют место недостатки в работе советов директоров, призванных гарантировать соблюдение прав акционеров. Допускается формирование советов директоров, состоящих только из членов правления: директора, главного инженера, главного бухгалтера и других специалистов, которые контролируют сами себя. Наблюдаются незаконные действия совета директоров или генерального директора по заключению сделок с превышением своих полномочий.
Отмечаются нарушения в проведении собраний акционеров: так, акционерные общества "Вторресурсы", СПМК "Липецкая-4" затянули проведение таких собраний от шести месяцев до года.
Во исполнение Федерального закона Российской Федерации от 26.12.95 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" постановляю:
1. Главам администраций городов и районов, управлению экономики администрации области (Чунихин В.И.) обеспечить контроль за приведением учредительных документов акционерных обществ, созданных до 1 января 1996 года, в соответствие с требованиями Федерального закона РФ от 26.12.95 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" не позднее 1 июля 1996 г., учитывая, что учредительные документы, не приведенные в соответствие с указанным законом, после 1 июля 1996 года считаются недействительными. До вступления в силу соответствующего Федерального закона при проведении государственной регистрации юридических лиц необходимо руководствоваться постановлением Главы администрации области от 30.12.94 г. N 688.
2. Управлению финансов администрации области (Щеглеватых В.М.), комитету по управлению госимуществом Липецкой области (Савостикова Н.Ф.), выдавшим лицензии соответственно инвестиционным институтам (инвестиционная компания, финансовый брокер, инвестиционный консультант) и чековым инвестиционным фондам, усилить контроль за соблюдением их деятельности как исключительной, предусмотренной специальным разрешением (лицензией). Представлять информацию по данному вопросу в администрацию области раз в полгода (на 1 февраля, 1 августа).
3. Администрациям городов и районов не допускать назначения ликвидационной комиссии ликвидируемого акционерного общества без включения в ее состав представителя комитета по управлению госимуществом Липецкой области или Фонда имущества Липецкой области или органа местного самоуправления в случаях, когда акционером ликвидируемого общества является государство или муниципальное образование.
4. Областной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку разработать и внедрить систему контроля за:
4.1. выполнением акционерными обществами с числом акционеров-владельцев обыкновенных акций более пятисот обязанности по поручению ведения и хранения реестра акционеров общества специализированному регистратору;
4.2. деятельностью специализированных регистраторов и акционерных обществ в части внесения ими записи в реестр акционеров не позднее чем через 3 дня по требованию акционера или номинального держателя после представления им документов, являющихся основанием для внесения записи в реестр, или направления ими (специализированными регистраторами и акционерными обществами) не позднее 5 дней мотивированного уведомления об отказе от внесения записи лицу, требующему внесения записи в реестр.
5. Администрациям городов и районов, управлению экономики администрации области (Чунихин В.И.) осуществлять контроль за соблюдением установленного порядка утверждения промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса после завершения расчетов с кредиторами, а также согласования их с администрациями городов и районов.
6. Администрациям городов и районов при государственной регистрации установить систему контроля за выполнением условия сохранения размера доли государства или муниципального образования акционерных обществ, имеющих в наличии пакет акций, предоставляющий более 25 процентов голосов на общем собрании акционеров и закрепленный в государственной или муниципальной собственности, в случаях увеличения уставного капитала путем выпуска дополнительных акций, осуществляемого в течение срока закрепления. Указанные изменения предварительно согласовывать с комитетом по управлению госимуществом Липецкой области.
7. Поручить фонду имущества Липецкой области (Лаврентьев В.В.) в случае выкупа акционерным обществом у акционеров принадлежащих им акций, а также для оценки имущества, вносимого в оплату дополнительных акций и иных ценных бумаг акционерного общества номинальной стоимостью выше 200 минимальных размеров оплаты труда, осуществлять функции независимого оценщика для определения рыночной стоимости имущества с обязательным участием аппарата главного контролера-ревизора КРУ Министерства финансов по Липецкой области (Щеглов В.П.) в случае, если владельцем акций акционерного общества является государство и (или) муниципальное образование.
8. Профессиональным участникам рынка ценных бумаг, оказывающим услуги по ведению реестров акционеров, и акционерным обществам, ведущим реестр самостоятельно, не вносить изменения в записи реестра, отражающие движение именных ценных бумаг, в случае приобретения юридическими и физическими лицами (группой лиц) в акционерном обществе более 20 процентов акций с правом голоса в уставном капитале (за исключением учредителей акционерных обществ при его образовании), без предварительного согласия Липецкого территориального управления по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, предусмотренного статьей 18 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы администрации области Бородина В.И.
Глава администрации Липецкой области |
М.Т. Наролин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы администрации Липецкой области от 26 апреля 1996 г. N 185 "О мерах по реализации Федерального закона РФ от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"
Текст постановления опубликован в газете "Ведомости администрации Липецкой области" за май 1996 г. N 5