Постановлением Главы администрации Липецкой области от 3 апреля 2001 г. N 56 настоящее постановление снято с контроля
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 12 июля 1996 года N 798 "О федеральной целевой Программе стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы" и в целях развития аграрной реформы стабилизации и дальнейшего развития агропромышленного комплекса в области постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Программу стабилизации и развития агропромышленного производства в Липецкой области до 2000 года.
2. Управлению экономики (Чунихин В.И.), управлению финансов (Щеглеватых В.М.), управлению сельского хозяйства администрации области (Киреев Н.С.) предусмотреть при разработке прогноза социально-экономического развития области и проекта областного бюджета на соответствующий год выделение средств на реализацию Программы.
3. Рекомендовать Главам администраций районов проанализировать состояние агропромышленного производства, разработать с учетом основных положений региональной Программы и местных условий и утвердить районные программы стабилизации и развития агропромышленного производства.
4. Управлению экономики, управлению сельского хозяйства, управлению финансов, управлению продовольственных ресурсов администрации области (Репкин В.П.) оказывать помощь в разработке районных программ стабилизации и развития агропромышленного производства.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления Главы администрации возложить на заместителя Главы администрации Сикачева Н.И.
Глава администрации Липецкой области |
М.Т. Наролин |
Программа
стабилизации и развития агропромышленного производства
в Липецкой области до 2000 года
(утв. постановлением Главы администрации Липецкой области
от 18 марта 1997 г. N 128)
Введение
Программа стабилизации и развития агропромышленного комплекса Липецкой области разработана с целью обоснования наиболее эффективных мер и направлений дальнейшего реформирования предприятий отраслей АПК и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 12 июля 1996 года N 798 "О Федеральной целевой программе стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы".
Основные положения Программы направлены на укрепление агропромышленного производства, социальной инфраструктуры села, восстановление и поддержание экологического равновесия и создание экономических условий для функционирования агропромышленного комплекса.
В Программе дается оценка социально-экономической ситуации, сложившейся в результате реформирования агропромышленного комплекса области, определены основные направления стабилизации и дальнейшего развития отраслей АПК.
1. Оценка социально-экономической ситуации и итоги
реформирования агропромышленного комплекса
Агропромышленный комплекс области, состоящий из отраслей по производству сельскохозяйственной продукции, ее переработке и сервисному обслуживанию предприятий АПК, является важнейшим среди комплексов народного хозяйства, обеспечивающим жизненно необходимые потребности населения области.
Липецкая область располагает благоприятными почвенноклиматическими условиями для ведения сельского хозяйства и производства продовольствия.
В структуре АПК имеется 348 сельскохозяйственных предприятий из них 274 предприятия новых организационно-правовых форм и 1472 крестьянских (фермерских) хозяйства.
Пищевая и перерабатывающая промышленность включает 6 сахарных заводов общей мощностью 16,2 тыс. тонн переработки сырья в сутки, 6 мясокомбинатов - 196 тонн в сутки, 19 предприятий по переработке 620 тонн молока в сутки. Имеются мощности по выработке 470 тыс. тонн комбикормов в год, а также ряд предприятий и цехов по переработке картофеля, овощей, плодов и ягод.
В настоящее время обслуживанием агропромышленного комплекса области занимаются 26 предприятий материально-технического снабжения, 22 подразделения "Липецкоблсельхозхимия", 26 предприятий и организаций АО "Агропромстрой" и т.д. Все они в ходе проведения в 1992-1993 годах приватизации преимущественно преобразованы в акционерные общества открытого типа с правом контрольного пакета акций у коллектива и размещением 39% акций в сельхозпредприятиях.
Сельскохозяйственные предприятия области до 1989 года включительно имели устойчивый рост производства всей валовой продукции (за 1986-1989 годы на 11,2%), в том числе и продукции растениеводства и животноводства (соответственно на 12% и 13,2%). Среднегодовой валовый сбор зерна за 1986-1990 годы составил 1983 тыс. тонн, сахарной свеклы 2281 тыс. тонн, производство мяса в живом весе 195 тыс. тонн, молока - 698 тыс. тонн, яиц - 495 млн. штук.
Экономические реформы, начатые после 1990 года, позволили создать основы многоукладной экономики и рыночных отношений. В ходе аграрной реформы происходило перераспределение земель, приватизация предприятий АПК, реорганизация колхозов и совхозов. Возросло значение личного подсобного хозяйства.
В структуре валовой продукции сельского хозяйства доля валовой продукции, полученной в личных подсобных хозяйствах составляет около 55%. Существенно расширены права и полномочия сельскохозяйственных товаропроизводителей. Предприятия всех организационно-правовых форм могут самостоятельно распоряжаться произведенной продукцией, определять направления, структуру и объемы производства.
В то же время наблюдаемый до 1990 года устойчивый рост производства продукции сменился не менее устойчивым спадом, особенно по молоку и мясу, в результате чего производство валовой продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах 1983 года) в 1995 году против уровня 1989 года снизилась на 39%, в том числе продукции растениеводства на 29,5% и животноводства на 45,6%, выпуск продукции пищевой и перерабатывающей промышленности на 30%.
Снижается производственный потенциал отраслей агропромышленного комплекса, ухудшаются плодородие почв, состояние племенного животноводства и семеноводства, стареет техника и оборудование, не соблюдаются системы земледелия.
Сельское хозяйство несет значительные потери, связанные с диспаритетом цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Слабо ведутся работы по повышению плодородия почв. Применение органических удобрений в 1995 году по сравнению с 1990 годом сократилось в 2,6 раза, минеральных - 6,2 раза. Вследствие резкого сокращения применения органических и минеральных удобрений произошло падение продуктивности пашни. В 1995 году урожайность зерновых составила 12,2 цен. с га, против 24,1 цен. с га в 1990 году, сахарной свеклы - 121,2 цен. с га, овощей - 134 цен. с га, подсолнечника - 10,1 цен. с га в 1990 году соответственно урожай получен 230, 158, 10,9 цен. с гектара. И только урожайность картофеля в 1995 году получена на 9 цен. с га больше чем в 1990 году.
За последние 5 лет численность поголовья крупного скота во всех категориях хозяйств снизилась на 29%, свиней - на 44%, овец - на 60%. Производство животноводческой продукции смещается в сторону личного подсобного хозяйства. Поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах населения возросло за тот же период на 16,5%, свиней - на 93%.
Тенденция сокращения продукции животноводства становится устойчивой. В 1995 году в сравнении с 1990 годом производство молока уменьшилось на 221,4 тыс. тонн, скота и птицы (в живом весе) - на 102,7 тыс. тонн, яиц - на 110,6 млн. шт. и шерсти - на 557 тонн.
Серьезным препятствием стабилизации и развития сельскохозяйственного производства в АПК является снижение его материально-технического потенциала как в количественном размере, так и качественном состоянии. Так, например, количество тракторов в сельскохозяйственных предприятиях сократилось с 17,7 тыс. шт. в 1990 году до 14,4 тыс. шт. в 1995 году или на 15%, зерноуборочных комбайнов за этот же период уменьшилось на 28%, свеклоуборочных - на 19%. Аналогичная ситуация и по остальным основным средствам производства.
Кроме количественного сокращения материально-технических средств в последние годы наблюдается резкое старение фондов. Так, темпы износа основных фондов в последние 5 лет в сельскохозяйственных предприятиях в 3-5 раза превышают темпы обновления.
Спад производства продукции сельского хозяйства в области за период с 1990 года по 1996 год на фоне снижения материально-технических ресурсов показано графически (приложение N 1).
В последние годы в области наметилась тенденция сокращения количества крестьянских (фермерских) хозяйств на 01.06.94 г. их имелось 1780, то на 01.06.96 г. - 1472.
Важное место в решении продовольственной проблемы отводится развитию пищевой и перерабатывающей промышленности. В этой сфере формируется более 50% товарооборота. Природно-климатические условия и имеющиеся производственно-технический потенциал области позволяют в сравнительно короткий срок увеличить производство пищевой продукции для обеспечения своих потребителей и поставки в другие регионы.
До 1990 года отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности развивались в соответствии с отраслевыми программами. Производство мяса и мясопродуктов достигло 94 тыс. тонн, молока и молокопродуктов - 170 тыс. тонн, масла животного - 12 тыс. тонн, колбасных изделий - 19 тыс. тонн, кондитерских изделий - 18 тыс. тонн, сахара - 164 тыс. тонн.
За последние годы в результате отсутствия государственной помощи товаропроизводителям, резкого сокращения капиталовложений снижен объем производства продукции пищевой и перерабатывающей промышленности. В существующих условиях трудно вести углубленную переработку продукции и расширять ее ассортимент. В результате чего качество продукции улучшается медленно, снижается ее конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке. В таких условиях назрела необходимость пересмотра инвестиционной политики, концентрации финансовых и материальных ресурсов на укреплении материально-технической базы отраслей и создании возможности производства конкурентно-способной продукции.
2. Цели, задачи и основные направления реализации Программы
Целью Программы являются выход агропромышленного комплекса области из кризисного состояния, возобновление роста производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, повышение экономической эффективности агропромышленного производства социальное обновление села.
Для этого, с учетом общегосударственных мер по финансовой стабилизации необходимо:
- продолжить осуществление земельной и аграрной реформы в целях реализации конституционных прав граждан на землю и формирования эффективных хозяйственных структур;
- обеспечить сохранение и постепенное наращивание плодородия земель, племенного животноводства и семеноводства, прогрессивных технологий, научно-технического потенциала;
- осуществить постепенное увеличение инвестиций в высокотехнологические и конкурентоспособные производства;
- совершенствовать процесс приватизации перерабатывающих и обслуживающих предприятий АПК области;
- существенно улучшить экономические условия для развития предпринимательства на селе;
- сформировать эффективный механизм государственной и муниципальной (областной, районной) поддержки товаропроизводителей агропромышленного комплекса;
- обеспечить развитие социальной инфраструктуры в сельской местности.
Программа стабилизации и развития агропромышленного комплекса области рассчитана на 5 лет и предусматривает поэтапное достижение поставленных целей.
На первом этапе (1996-1997 гг.) создаются необходимые экономические, нормативно-правовые и организационные условия для восстановления производственного потенциала, развития аграрной реформы, определяются пути совершенствования приватизации перерабатывающих и обслуживающих предприятий, создания системы государственной и муниципальной поддержки агропромышленного производства, изыскиваются резервы для увеличения инвестиций на развитие АПК.
Продолжается реформирование предприятий, совершенствуются земельные отношения. Разрабатываются и уточняются нормативные документы по вопросам аграрной и земельной реформ, обеспечивается выдача документов собственникам земельных участков и долей.
На втором этапе Программы, который будет охватывать 1998-2000 годы, предполагается решить следующие задачи:
- завершить формирование рыночной инфраструктуры;
- возобновить рост производства на основе восстановления производственного потенциала, создать условия расширенного воспроизводства, роста производительности труда и рентабельности производства;
- завершить аграрные и земельные преобразования;
- осуществить целенаправленное вложение инвестиций по определенным на 1 этапе приоритетным направлениям развития отраслей АПК;
осуществить в полном объеме эффективные меры государственной поддержки товаропроизводителей и экономического регулирования аграрного рынка.
3. Стабилизация и развитие агропромышленного производства
В области производства и потребления продукции агропромышленного комплекса политика исполнительной власти будет направлена на обеспечение жителей области основными видами сельскохозяйственной продукции и продуктами ее переработки при достижении максимального экономического эффекта. Улучшение продовольственного снабжения населения области предусматривается обеспечить на основе комплексного решения проблем производства, хранения, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.
3.1. Сельское хозяйство
При сложившейся специализации сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, при эффективной поддержке государства область имеет возможность стабильно наращивать производство сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
Основой увеличения производства сельскохозяйственной продукции является сохранение и расширенное воспроизводство почвенного плодородия. Для ликвидации отрицательного почвенного баланса к 2000 году необходимо осуществить комплекс мер по повышению плодородия почв:
- довести внесение на поля органических удобрений до 10 млн. тонн или 6 т на гектар пашни за счет полного использования навоза животноводческих ферм, торфа, дефаката, сапропеля, некормовой соломы;
- увеличить применение минеральных удобрений до 150 кг д.в. на гектар;
- объемы ежегодного известкования кислых почв до 100 тыс. га и фосфоритования - до 55 тыс. га, что обеспечит снижение кислотности в течение 5-7 лет и даст прибавку урожая на 2-3 цен. на гектар;
- возродить комплексное агрохимическое окультуривание полей (КАХОП) на площади не менее 250 тыс. га.
На основе повышения плодородия почв и внедрения прогрессивных технологий возделывания сельскохозяйственных культур к 2000 году довести объемы производства зерна до 1500 тыс. тонн, сахарной свеклы - 1200 тыс. тонн, подсолнечника - 35 тыс. тонн, картофеля - 650 тыс. тонн, овощей - 170 тыс. тонн, плодов и ягод - 95 тыс. тонн. Достижение объемов, предусмотренных в Программе, намечено как за счет роста урожайности культур, так и совершенствования структуры посевных площадей.
В целях формирования рационального зерно-фуражного баланса области необходимо иметь пшеницы не менее 40%, ржи в объемах, обеспечивающих внутренние потребности области в продовольственном зерне. Довести площади посевов гороха до 85-90 тыс. га, а валовый сбор его до 130 тыс. тонн. Использовать в производстве зерна озимую пшеницу ценных и сильных сортов: Дон-85, Московская низкостебельная, Мироновская-808; высокоурожайные сорта ячменя: Одесский-115, Дина; яровую пшеницу: Безенчукская-139, Воронежская-6; овес: Черниговский-27, Улов. Внедрять в производство высокоурожайные сорта гороха с высокой устойчивостью к полеганию и осыпанию: Труженик, Орловчанин-2. Повысить урожайность крупяных культур до 15 цен с гектара.
Для увеличения производства сахарной свеклы и получения гарантированной урожайности стабилизации площади ее возделывания на 70-75 тыс. га. В связи с резким внесением объемов внесения минеральных удобрений размещать сахарную свеклу в звене севооборота: седеральный пар - озимая пшеница - сахарная свекла. Обеспечить ежегодное производство высококачественных семян (гибридов) не менее 750 тонн.
Для наиболее полного удовлетворения населения области в растительном масле следует продолжить работу по расширению площадей под масличными культурами. Для увеличения валового сбора и урожайности подсолнечника необходимо внедрить в производство высокоурожайные ультраскороспелые и скороспелые гибриды, устойчивые к болезням, сократить потери подсолнечника при уборке за счет укомплектования хозяйств, занимающихся его возделыванием, уборочной техникой.
Программой предусматривается комплекс мер по стабилизации и развитию отрасли животноводства.
Развитие молочного скотоводства будет осуществляться на основе совершенствования организации производства, интенсификации отрасли, укрепления кормовой базы, улучшения породных и продуктивных качеств скота. Производство молока во всех категориях хозяйств к 2000 году необходимо довести до 470 тыс. тонн.
Для повышения молочной продуктивности коров необходимо улучшить кормление и содержание маточного поголовья, а также совершенствовать селекционно-племенную работу в области. В хозяйствах молочного направления необходимо иметь на 100 коров 16-18 нетелей.
Для удовлетворения потребностей населения области в мясных продуктах довести к 2000 году производство мяса до 110 тыс. тонн, из них говядины - 62 тыс. тонн, свинины - 31 тыс. тонн, мяса птицы - 15 тыс. тонн.
В этих целях необходимо к 1998 году стабилизировать поголовье скота и продуктивность животных, а начиная с 1999 года ежегодно увеличивать производство животноводческой продукции.
Основное количество мяса - 63 тыс. тонн будет получено в личных подсобных хозяйствах населения. В личных подсобных хозяйствах поголовье крупного рогатого скота к 2000 году довести до 120 тыс. гол., свиней - 120 тыс. голов.
Рост производства свинины будет осуществляться за счет создания собственной кормовой базы и организации бесперебойного интенсивного кормления свиней, внедрения интенсивных технологий на свиноводческих фермах, совершенствования селекционно-племенной работы. К 2000 году довести поголовье во всех категориях хозяйств до 350 тыс. голов. В целях увеличения свиней в личных подсобных хозяйствах продавать населению в первом полугодии не менее 120-125 тыс. голов поросят.
В птицеводстве необходимо более полно использовать имеющиеся мощности яичного и бройлерного направления, достижения селекции.
В целях удовлетворения населения области в продуктах птицеводства предусматривается довести поголовье птицы в сельскохозяйственных предприятиях до 4500 тыс. гол., производство яиц всего до 340 млн. шт., в том числе в сельхозпредприятиях 225 млн. шт.
В связи с тем, что нет в области предприятий по переработке шерсти и отсутствует рынок сбыта поголовье овец в сельхозпредприятиях сокращается, а потребности населения в шерсти будут удовлетворяться личными подсобными хозяйствами.
Для создания устойчивой кормовой базы необходимо:
- сократить дефицит переваримого протеина в рационах животных за счет увеличения производства белка. Для чего улучшить структуру кормовых площадей путем расширения посевов более урожайных культур с высоким содержанием протеина. Ускорить внедрение и расширение площадей под нетрадиционными кормовыми культурами - козлятника восточного, клевера белого, бобов кормовых;
- увеличить производство растительного белка за счет расширения посевов и повышения урожайности многолетних трав. К 2000 году иметь их в посеве не менее 200 тыс. га, что составит 15% к пашне;
- дефицит семян многолетних трав исключить путем их собственного производства, для чего в каждом хозяйстве на эти цели иметь специально отведенные участки;
- для снижения напряженности в полевых уборочных работах и для получения более качественного силоса в посевах кукурузы необходимо иметь гибриды разных сроков созревания;
- для пополнения потребности области в концкормах, выращивать кукурузу на зерно, с дальнейшей закладкой из нее карнажа;
- сократить потери при силосовании кукурузы и повысить качество корма за счет уборки в молочно-восковой и восковой спелости, а также применения консервантов карбамила и других азотосодержащих добавок при силосовании;
- обеспечить 100% хранение заготавливаемого силоса за счет закладки его в типовые силосохранилища;
- увеличить заготовки и повысить качество сена за счет оптимальных сроков скашивания, применения прогрессивных способов заготовки - прессование и досушивание вентилированием;
- повысить продуктивность естественных сенокосов и пастбищ, для чего проводить коренное улучшение на площади 1 тыс. га и поверхностное не менее 6 тыс. га.
3.2. Пищевая и перерабатывающая промышленность
К 2000 году необходимо преодолеть спад и довести производство: мяса, включая субпродукты 1 категории, до 32 тыс. тонн, масла животного до 6,2 тыс. тонн, сыров жирных до 3,0 тыс. тонн, сахара-песка из сахарной свеклы до 130 тыс. тонн, масла растительного до 5,5 тыс. тонн, кондитерских изделий до 5,0 тыс. тонн (приложение N 3).
Основными направлениями данной программы будут являться:
- рациональное сочетание реконструкции действующих крупных и строительство новых предприятий и цехов по переработке сельскохозяйственного сырья с учетом региональных и сырьевых особенностей;
- глубокая переработка продукции, использование вторичных сырьевых ресурсов, полное обеспечение спроса населения продуктами питания с учетом более легкой расфасовки и товарного вида выпускаемой продукции;
- развитие индустрии детского питания по производству жидких, пастообразных и сухих продуктов, производства масла растительного и на его основе маргариновой продукции;
- разработка и реализация мер государственной, областной и муниципальной поддержки пищевой и перерабатывающей промышленности, совершенствование ценовой, финансово-кредитной, налоговой, лицензионной и инвестиционной политики.
Основным направлением в 1997-2000 годах в сахарной промышленности является: за счет собственных средств, привлеченных инвесторов, государственных кредитов закончить начатые работы по реконструкции, техническому перевооружению действующих сахарных заводов.
Для стабилизации финансового положения сахарных заводов, обеспечения занятости рабочих круглый год всем сахарным заводам необходимо организовать подсобные производства, особенно по выпуску продуктов питания.
Для сокращения потерь при хранении и переработке свеклы, увеличения выхода предусмотреть улучшение качественных показателей работы сахарных заводов области.
В условиях дефицита сырья для мясной промышленности предусматривается глубокая и комплексная его переработка. Основной целью развития мясокомбинатов является реконструкция и обновление технологического оборудования для производства новых видов продукции повышенного качества с удлиненным сроком хранения, пригодным к длительной транспортировке, отдавая предпочтение вакуумной упаковке и мелкой расфасовке. Внедрение безотходной технологии переработки скота и птицы, создание новых цехов и участков по выпуску нетрадиционных видов мясопродуктов позволит обеспечить спрос всех слоев населения области в мясной продукции.
В молочной промышленности основное внимание в 1997-2000 годы будет уделяться увеличению закупок молока от населения - как одного из стабильных источников сырья, разработке новых видов продукции с уменьшением содержания жира, использованием фруктовых и витаминных наполнителей. Существующие мощности по переработке молока останутся прежними, но новое оборудование позволит разнообразить расфасовку готовой продукции, улучшить ее потребительские и эстетические качества.
В целях организации производства растительного масла в области для собственного потребления и поставок его в другие регионы намечается строительство маслоэкстракционного завода по переработке маслосемян подсолнечника и рапса.
В развитии спиртовой и ликеро-водочной промышленности будут приниматься меры по более высокому использованию производственных мощностей по производству спирта и ликеро-водочных изделий, для чего спиртовым заводам необходимо постоянно проводить работу по реализации своей продукции. В этих целях ликеро-водочным предприятиям организовать выпуск конкурентоспособной с отечественными изделиями продукции и производить реализацию в другие регионы России и за ее пределы.
Увеличение производства консервной продукции предусматривается за счет расширения ассортимента продукции в мелкой расфасовке, повышения качества, внешнего оформления, приближенным к западным образцам. В связи с увеличением земельных участков у населения предстоит развивать заготовительную сеть по закупкам продовольственной продукции и сырья в личных подсобных хозяйствах, в том числе с участием потребительской кооперации.
Для удовлетворения детского населения области в высококачественном и сбалансированном питании к 2000 году необходимо: построить и ввести в действие мощности по производству сухих смесей на зерномолочной основе на АО "Грязинский пищевой комбинат"; цех детского питания на АО "Липецкмолоко", цех по розливу соков для детского питания на АО экспериментальный консервный завод "Лебедянский".
3.3. Рыбное хозяйство
Целью Программы является обеспечение стабилизации и последующего роста объемов выращивания и добычи рыбы, выпуска пищевой рыбной продукции и их реализация за счет осуществления следующих основных мероприятий:
- развития пастбищного рыбоводства на базе массового использования естественных кормовых ресурсов Матырского водохранилища и водоемов комплексного назначения;
- реконструкции и технического перевооружения существующих рыбоводных хозяйств;
- внедрения достижений научно-технического прогресса, прогрессивных технологий, высокопродуктивных пород и породных групп рыб, улучшение селекционного и племенного дела;
- снижения удельного расхода комбикормов, использование местных кормовых ресурсов;
- внедрения комплексной переработки рыбного сырья, обеспечение его полной сохранности и широкое использование безотходных технологий.
Увеличение производства товарной рыбы предполагается осуществить за счет реконструкции, расширения и технического перевооружения прудовых рыбоводных хозяйств и интенсификации производства на Матырском водохранилище. Большое внимание будет уделено развитию рыболовства в сельскохозяйственных предприятиях всех форм собственности.
В 2000 году планируется увеличить производство товарной рыбы во всех категориях хозяйств до 2915 тонн. Кроме этого будет выращено 18 млн. штук рыбопосадочного материала с ростом к уровню 1994 года в 2,6 раза.
Программа ориентирована на частичную переработку прудово-озерной рыбы на предприятиях АО "Липецкрыба" на взаимовыгодных экономических условиях, ввод в действие мини-цехов по переработке прудовой рыбы в "Грязинском" и "Усманском" рыбхозах. Для обеспечения ритмичности работы рыбоводных предприятий, полной сохранности сырья, продления сроков реализации товарной рыбы предусматривается строительство садков емкостью 300 тонн в "Грязинском", "Добринском", "Усманском" рыбхозах ТОО "Липецкрыбхоз".
4. Развитие аграрной реформы
Аграрная реформа направлена на комплексное переустройство сельскохозяйственного производства на основе многообразия форм хозяйствования и различных форм собственности на землю и другие средства производства, создания конкурентной среды в агропромышленном комплексе.
Наиболее важными направлениями аграрной реформы являются:
- совершенствование экономических и земельных отношений внутри АПК;
- демонополизация перерабатывающих и обслуживающих предприятий;
- развитие рыночных отношений;
- решение проблем социального развития села.
4.1. Институциональные преобразования
Решающие значение для преобразований в аграрном секторе имеет земельная реформа. В соответствии с Конституцией Российской Федерации земля может находиться в государственной, частной, муниципальной и других формах собственности.
В 1996 году в области совершается выдача земельным собственникам, в том числе и собственникам земельных паев свидетельств на право собственности. Обеспечивается заключение договоров пользователей земельных участков со всеми собственниками земельных долей, а также реализация всех предусмотренных прав собственников земельных долей (паев).
Постепенно формируется система государственной регистрации прав на земельные участки и иную недвижимость, развивается система земельного кадастра.
В соответствии с Федеральной программой стабилизации и развития агропромышленного производства до 2000 года дальнейшие земельные преобразования в области будут направлены на:
- создание механизма рыночного оборота земли;
- расширение аренды земли и совершенствование механизма ее правового регулирования;
- совершенствование землеустройства с учетом форм собственности, требований рациональной организации территории и компактного землепользования;
- создание эффективного механизма для широкого внедрения залога земли;
- обеспечение условий для поддержания и восстановления плодородия почвы, создание механизма экономического стимулирования рационального использования земель. Решающее значение в повышении плодородия до 2000 года должно стать внесение органических удобрений;
- сохранение государственного управления в части обеспечения целевого использования земли и предотвращение необоснованного аккумулирования земельных участков и паев в собственности физических и юридических лиц.
Продолжается формирование многоукладной структуры аграрного сектора, преимущественное развитие получат частные сельскохозяйственные предприятия, базирующиеся на кооперативных началах. В 1996 году должно быть завершено приведение организационно-правовых форм сельскохозяйственных организаций в соответствие с действующим законодательством. В дальнейшем будет отработана процедура проведения санации несостоятельных сельскохозяйственных предприятий, активизирована работа по обобщению и распространению опыта эффективно работающих сельскохозяйственных предприятий. В распространении передовых технологий производства, организации труда большую роль должны сыграть вновь созданные унитарные сельскохозяйственные предприятия, базирующиеся на государственной собственности. Существенную роль в повышении эффективности производства должны оказать агропромышленные объединения, в состав которых сельскохозяйственные предприятия войдут в качестве агроцехов, поддержка которых определена постановлением Главы администрации от 08.07.96 г. N 278 "О мерах по экономической поддержке организаций, создающих агроцехи на базе убыточных и низкорентабельных сельхозпредприятий".
Дальнейшее развитие получат крестьянские (фермерские) хозяйства. При этом основное внимание будет уделено не столько увеличению количества вновь организуемых хозяйств, сколько повышению эффективности вновь организуемых хозяйств, созданию организационных, экономических и социальных условий для их устойчивого функционирования, распространению опыта передовых крестьянских (фермерских) хозяйств. Будут решаться вопросы упорядочения (в пределах компетенции областного и местного самоуправления) налогообложения крестьянских (фермерских) хозяйств, имея в виду отмену или сокращение размеров налогов в начальный период их деятельности.
Одним из важнейших направлений аграрной политики будет поддержка личных, подсобных, садоводческих и огородных хозяйств. На этих сельхозтоваропроизводителей будет распространены все формы государственной поддержки, расширено агрономическое и ветеринарное обслуживание, организована поставка племенного скота, сельскохозяйственной техники, инвентаря и оборудования по лизингу, а также сеть машинно-технологических станций и пунктов проката техники для обработки земельных участков граждан. С 1997 года предусматривается выделение средств из федерального бюджета на льготное кредитование на срок от 15 до 25 лет для строительства садовых домов и помещений для скота, обустройства садовых участков. Органы местного самоуправления в целях укрепления индивидуального сектора на селе должны увеличить в установленном порядке за счет земельных паев (долей) предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения личного подсобного хозяйства.
Опыт работы крестьянских (фермерских) хозяйств показывает необходимость ускорения кооперирования частных товаропроизводителей в сфере производства, переработки и сбыта продукции, агросервиса, взаимного кредитования в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации". Развитие кооперации создает возможности для становления новых производственных отношений. Кооперация в агропромышленном комплексе будет развиваться по следующим основным направлениям:
- сельскохозяйственная производственная кооперация, базирующаяся на личном трудовом участии, объединении имущественных и земельных паев;
- кооперация крестьянских (фермерских) хозяйств для совместной обработки земли и выполнения других работ;
- кооперация для переработки сельхозпродукции, ее реализации, агросервисных и других услуг;
- кредитная и страховая кооперация для обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей кредитами за счет собственных и заемных средств.
Особое внимание будет уделено развитию потребительской кооперации, которая создает возможности для повышения занятости населения, улучшения его торгового обслуживания и сбыта сельхозпродукции.
Проблемой особой важности в реформировании агропромышленного комплекса является преодоление локального монополизма перерабатывающих и обслуживающих этот комплекс предприятий.
Основные пути:
- передача сельхозтоваропроизводителям акций приватизированных предприятий с переходом к ним контрольного пакета акций;
- вторичная эмиссия акций;
- продажа контрольных пакетов акций сельхозтоваропроизводителям по льготным ценам.
4.2. Формирование рынка сельскохозяйственной продукции
и продовольствия и государственное регулирование
его функционирования
Важное значение в комплексе мер по реализации реформы принадлежит созданию рыночной системы, сбыта и реализации продукции, производимой в агропромышленном комплексе. Функционирование этой системы основывается на свободном продвижении товаров, конкуренции и механизме ценообразования с учетом спроса и предложения.
Существенное место в развитии рыночных отношений будет занимать система потребительской кооперации, сбыт продукции с предварительной подработкой по прямым связям.
Дальнейшее развитие получат регулярно проводимые ярмарки розничной и оптовой продажи всех видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
Предстоит изучить опыт и разработать проектно-сметную рекомендацию по строительству оптового продовольственного рынка.
Будет совершенствоваться фирменная торговля перерабатывающих предприятий. Предусматривается применение ценового механизма, сочетающего рыночные (договорные) цены с регулируемыми гарантированными ценами. Рыночные (договорные) цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения, являются основной формой экономических взаимоотношений сельскохозяйственных товаропроизводителей с другими субъектами рынка. Гарантированные цены определяют минимально допустимую границу уровня цен на сельскохозяйственную продукцию, выполняют страховую функцию защиты доходов сельхозтоваропроизводителей и используются с их согласия для закупки продукции государством в пределах объемов, определяемых на федеральном и региональном уровнях.
Гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие применяются в случае, если среднерыночные цены ниже гарантированных. Они используются при расчетах по реализации продукции непосредственно государству или как величина для расчета доплат к рыночным ценам при реализации любым покупателям в пределах установленных квот.
Будет введен новый инструмент регулирования рынка - залоговые операции с сельскохозяйственной продукцией, включая кредитование под залог будущего урожая. На этой основе формируется фьючерский рынок.
В целях стабилизации продовольственного рынка государство определяет государственных заказчиков, которые организуют проведение закупочных и товарных интервенций.
Закупочные интервенции проводят с целью изъятия избыточного количества продукции, стабилизацию рыночной конъюнктуры, обеспечения условий для конкуренции, поддержания доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей путем проведения государственных закупок и залоговых операций.
Товарные интервенции проводятся в форме организованных распродаж сельскохозяйственной продукции и продовольствия из государственных фондов с целью стабилизации рыночной конъюнктуры, ликвидации дефицита продукции и снижения уровня цен.
4.3. Меры государственной поддержки
В переходный период к оздоровлению экономики страны сельскохозяйственные товаропроизводители будут получать от государства определенную поддержку доходов путем содействия установлению паритетных экономических отношений с промышленностью и другими секторами экономики, применения гарантированных цен на закупку продукции для государственных нужд, а также путем предоставления товарного кредита, лизинга, залоговых операций.
В этот период средства федерального, областного и местных бюджетов, выделяемых на поддержку агропромышленного комплекса, будут использоваться по следующим направлениям:
- финансирование государственных мероприятий по повышению плодородия почв, ветеринарному обслуживанию, научным исследованиям, направленных на предупреждение инфекционных заболеваний животных, распространения вредителей растений и охрану окружающей среды;
- дотирование продукции элитного семеноводства, племенного животноводства и птицеводства, производства шерсти, стимулирование высокопродуктивных ферм, повышения шерсти, стимулирование высокопроизводственных ферм, повышения качества сырья для производства детского питания;
- компенсация части затрат сельхозтоваропроизводителей на приобретение минеральных удобрений, средств защиты растений и комбикормов, энергоносителей тепличным хозяйствам;
- финансирование землеустроительных работ, связанных с упорядочением существующих землепользований и организаций устройства их территории;
- оказание стартовой помощи крестьянским (фермерским) хозяйствам, включая поддержку переселяющимся фермерам из городов, поддержку формирования производственной и социальной инфраструктуры;
- долевое участие в формировании кредитной кооперации в аграрном секторе;
- формирование системы страхования с долевым участием федерального бюджета;
- осуществление залоговых операций сельскохозяйственной продукции;
- поддержание уровня гарантированных закупочных цен на сельхозпродукцию;
- санация и перепрофилирование убыточных и неперспективных производств;
- экономическая поддержка агроцехов промышленных и обслуживающих предприятий;
- финансирование подготовки кадров для АПК;
- поддержка унитарных предприятий.
Преимущество будет отдаваться тем сельскохозяйственным товаропроизводителям, независимо от форм собственности, которые обеспечивают устойчивую работу, эффективное использование выделенных средств и улучшения финансового состояния. Положительный опыт хозяйств, добивающихся высоких экономических результатов, должен распространяться среди всех сельхозтоваропроизводителей. Принципиальное значение имеет создание механизма кредитования сельского хозяйства, учитывающего сезонность производства продукции и обеспечивающего доступность кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Уже в 1997 году государством прогнозируется создание специального фонда для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях с взиманием с них не более 25% учетной ставки Центрального банка Российской Федерации.
Получат дальнейшее развитие лизинговые отношения на основе создания сети лизинговых компаний, развитие рыночного механизма, размещение бюджетных финансовых средств на конкурсной основе, расширение финансовой базы лизинга за счет привлечения кредитов коммерческих банков.
Дальнейшее развитие получит такая форма поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, как товарный кредит, будет повышена ответственность за своевременный возврат полученных кредитов и бюджетных ссуд, выполнение взаимных договорных обязательств при поставке продукции в региональный и федеральный продовольственные фонды.
Организации, закупающие продукцию у сельскохозяйственных товаропроизводителей, оплачивают ее стоимость в первоочередном порядке после уплаты налогов в бюджеты всех уровней, взносов в Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и Фонд социального страхования РФ.
Государство оказывает финансовую поддержку системе страхования, включая страхование урожая сельскохозяйственных культур, животных и птицы, а также инвестиций в агропромышленное производство, в том числе осуществляемых за счет привлечения иностранных кредитов и доходов от сельскохозяйственного производства. Расходы сельскохозяйственных предприятий по страхованию осуществляются за счет их собственных средств и средств федерального бюджета.
Ежегодно в бюджетах районов предусматриваются средства на поддержку социальной инфраструктуры села. Эта поддержка сохранится и до 2000 года на объекты не переданные в муниципальную собственность.
4.4. Формирование рынка материально-технических ресурсов
агропромышленного комплекса области
В развитии агропромышленного комплекса важное значение будет иметь создание системы рынков материально-технических ресурсов, а также рынков разнообразных видов работ и услуг в области снабжения, ремонта и техобслуживания, энергетики, транспорта и связи. Создание этой системы предполагает эффективное использование уже имеющейся инфраструктуры агросервиса.
Будут расширяться прямые связи с заводами-изготовителями, в том числе через АО "Липецкагроснабсервис" и других посредников.
Для крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных предприятий, имеющих слабую материально-техническую базу, намечается создание машинно-технологических станций и прокатных пунктов машин и оборудования, в том числе на базе механизированных подразделений АО "Липецксельхозхимия" и на базе участка АО "Липецкагропромсервис". Существенную помощь в обеспечении сельхозтоваропроизводителей техникой и другими материально-техническими средствами должна оказать уже внедряющаяся система лизинговых операций. Расширение этой системы предполагается не только за счет бюджетных ассигнований на возвратной основе, но за счет привлечения на эти цели кредитов коммерческих банков. При этом доля негосударственных инвестиций будет постоянно возрастать.
Будет расширяться опыт оплаты лизинговых услуг поставкой сельскохозяйственной продукции и сырья для перерабатывающей промышленности.
4.5. Система управления
Основными принципами организационной структуры государственного управления и совершенствования хозяйственно-экономического самоуправления в агропромышленном комплексе Липецкой области являются:
- укрепление связи органов исполнительной власти области с федеральными органами;
- повышение роли и ответственности управлений сельского хозяйства и продовольственных ресурсов администрации области за осуществление аграрной реформы и эффективное функционирование АПК;
- упорядочение механизма управления государственным сектором агропромышленного комплекса;
- усиление роли органов хозяйственного и местного (сельского) самоуправления и их взаимодействие с органами государственного управления агропромышленным комплексом.
Исходя из вышеуказанных принципов и целей, управление агропромышленным комплексом и его совершенствование предусматривается осуществлять следующим образом.
Головным органом в управлении агропромышленным комплексом и продовольственным обеспечением, включая мелиорацию земель, является Министерство сельского хозяйства и продовольствия России, которое обеспечивает государственное регулирование агропромышленного комплекса и единство системы органов государственного управления агропромышленным комплексом, осуществляет взаимодействие, координацию их деятельности с учетом действующего законодательства.
Государственное управление агропромышленным комплексом области осуществляют управления сельского хозяйства и продовольственных ресурсов с учетом действующего законодательства и принципов разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и областью.
В районах государственное управление осуществляют администрации районов через специалистов сельского хозяйства, входящих в штаты администраций.
В целях управления государственными сельхозпредприятиями (унитарными) в области будет создана специальная структура по обеспечению унитарных предприятий ресурсами, организации производства высокорентабельной продукции на научной основе.
Смысл реформ местного самоуправления заключается в том, чтобы создать вместо сельских администраций (не ломая административно-территориального деления) представительные органы сельского самоуправления. Органы местного самоуправления должны быть независимыми от государства, однако государство может делегировать им выполнение определенных государственных функций с выделением необходимых средств из федерального бюджета. Важным органом сельского самоуправления должны стать сельские сходы - собрания всех дееспособных граждан, проживающих в одном или нескольких населенных пунктах. Сход должен принимать все жизненно важные для данного сельского общества решения и контролировать деятельность выборных органов и депутатов.
5. Инвестиционная политика
Для достижения рациональных параметров и структурной перестройки сельскохозяйственного производства, обеспечивающих стабилизацию и дальнейшее развитие АПК области, необходимо коренным образом укрепить материально-техническую базу всех отраслей агропромышленного комплекса.
Инвестиционная политика должна основываться на:
- сочетании преимущественно собственных средств предприятий и государственного финансирования агропромышленного комплекса;
- концентрации госкапвложений на приоритетных направлениях развития АПК, поддержке наиболее эффективных производств и ресурсосберегающих технологий;
- усиление социальной ориентации государственной поддержки АПК;
- осуществление эффективных мер по охране окружающей среды.
Будет усилен контроль за использованием бюджетных средств. По-прежнему они будут выделяться под конкретные Программы, для финансирования конкретных строек. В дальнейшем выделение средств из бюджета на безвозмездной основе будет осуществляться для предприятий АПК, уставной капитал которых сформирован за счет других форм собственности (полностью или частично), в соответствии с решениями этих предприятий на условиях увеличения доли государственной собственности путем получения дополнительного пакета акций, подлежащих обязательной продаже.
Одним из источников инвестиций по-прежнему остается инвестиционный кредит с отбором финансируемых проектов на конкурсной основе. Устанавливается, что срок окупаемости проектов, осуществляемых за счет инвестиций, размещаемых на конкурсной основе, для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности не превышает трех и производственных объектов сельского хозяйства - пяти лет, а средства федерального бюджета предоставляются на срок не более 48 месяцев.
Предусматривается проведение эксперимента по ипотечному кредитованию.
Существенную роль в активизации инвестиций должны оказать долгосрочные кредиты коммерческих банков под залог недвижимости и земли, средства промышленных предприятий, частных и иностранных инвесторов, а также лизинговые фонды и бюджетные средства на возвратной основе.
Переход к рыночным отношениям, поддержка предпринимательства требуют наряду с техническим перевооружением крупных специализированных предприятий, ускоренного формирования сети малых и средних предприятий, занятых производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, агросервисом, маркетингом и другой предпринимательской деятельностью. Они будут создаваться, как правило, за счет кредитов банков и собственных источников финансирования.
Бюджетные средства области, предусмотренные на капиталовложения будут направлены главным образом на продолжение и завершение генеральной линии на полную газификацию области.
Инвестирование в мелиорацию земель за счет средств федерального бюджета будет направлено на качественное улучшение существующего мелиоративного фонда, в том числе на улучшение орошаемых земель, строительство и переустройство дренажа, замену вышедших из строя трубопроводов.
Будут создаваться благоприятные экономические условия для иностранных инвесторов, вкладывающих свои средства в развитие агропромышленного комплекса.
Основными направлениями инвестиционной политики в пищевой и перерабатывающей промышленности с участием государства должны стать в этот период техническое перевооружение и реконструкция действующих предприятий. Строительство новых объектов в ограниченном количестве будет осуществляться для внедрения современных технологий, своевременной и глубокой переработки сырья, организации выпуска новых видов продукции.
Главное внимание будет уделено завершению и вводу в действие таких объектов, как заводы по подработке семян рапса, цеха по производству детского питания на Лебедянском экспериментальном консервном заводе и другие.
Строительство предприятий малой мощности при условии их экономической целесообразности должно осуществляться за счет частных инвестиций, привлеченных средств и частично средств федерального бюджета на возвратной основе с обязательным размещением этих средств на конкурсной основе. При проведении реконструкции технического перевооружения действующих предприятий и нового строительства не должны применяться старые технологии.
6. Научно-техническая и инновационная политика
В условиях перехода к рыночным отношениям и многоукладной экономике возрастает роль научного обеспечения агропромышленного производства, широкого освоения достижений науки, техники и передовой практики.
Перед аграрной наукой ставятся задачи ускоренного развития фундаментальных и важнейших прикладных исследований по экономике сельского хозяйства, организации АПК и развитию рыночных отношений.
Научно-исследовательская деятельность научных учреждений, высших и средних специальных учебных заведений, проектных, конструкторских, технологических и других организаций в области будет сосредоточена на таких приоритетных направлениях, как:
- совершенствование хозяйственного механизма на основе многообразия форм хозяйствования и собственности на землю и другие средства производства;
- развитие земельных отношений на основе перераспределения земель и создания условий для рациональной структуры и оптимального соотношения крупного, среднего и мелкого землепользования;
- продолжение формирования многоукладной экономики в сельском хозяйстве на базе создания различных форм хозяйствования и их кооперации: АО, ООО, СХК, государственные унитарные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, их ассоциации, агроцеха промышленных предприятий;
- развитие различных форм межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции на основе долевого участия хозяйств, кооперативных, перерабатываемых и других предприятий и организаций путем добровольного объединения части своих финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов;
- совершенствование систем управления и информатизации в агропромышленном комплексе на принципах планового регулирования агропромышленного производства и ориентированных на быстрейшее восстановление производств, резкое улучшение технологической дисциплины;
- разработка и осуществление комплекса агромелиоративных, агрохимических и организационно-технических мероприятий по сохранению плодородия почв, а в перспективе и по его воспроизводству на основе последних научных исследований ВНИПТИ рапса и других научных учреждений;
- широкое внедрение в производство прогрессивных технологий возделывания сельскохозяйственных культур с учетом передовых способов обработки почв, рационального внесения удобрений, применения эффективных гербицидов, новой техники;
- создание и освоение в области системы промышленного семеноводства сельскохозяйственных культур, улучшение первичного семеноводства во ВНИПТИ рапса, производство элитных семян в ОПХ "Липецкое", "Красный горняк" и "Сенцовское", а сортовых семян высоких репродукций - в районных спецсемхозах.
В системе мер повышения эффективности Областного центра научного обеспечения АПК активизировать деятельность научных учреждений области по ускорению научных разработок и внедрение их в производство, для чего необходимо:
- преобразовать центр в ассоциацию научных учреждений и организаций научного обслуживания АПК области;
- создать при указанном Областном центре централизованный внебюджетный фонд финансовых средств за счет отчислений предприятиями в размере 1,5 процента себестоимости товарной продукции;
- расширить сферу деятельности Всероссийского НИПТИ рапса за счет создания новых научных отделов по экономике, сахарной свекле, зерновым культурам и переработке сельскохозяйственной продукции;
- усилить на Дрязгинской опытной станции научно-исследовательскую и внедренческую работу по подсолнечнику, укрепив ее научными кадрами и материальными средствами;
- сформировать при научных учреждениях и сельскохозяйственных колледжах сеть информационно-консультативных служб для оказания помощи сельскохозяйственным предприятиям и крестьянским хозяйствам в освоении достижений науки и техники, экономики, а также обучении кадров перспективным технологиям и методам ведения хозяйств.
7. Социальное развитие села
Успех аграрных преобразований во многом зависит от решения социальных проблем села и инженерного обустройства сельских территорий.
За последние годы в области произошло сокращение капитальных вложений в сельское хозяйство по всему комплексу работ в расчете на одного сельского жителя.
Предстоящие годы должны стать периодом восстановления и развития социальной инфраструктуры, строительства жилых домов, дорог, объектов культурно-бытового назначения, торговли, инженерного обеспечения, объектов здравоохранения и телефонной связи.
Учитывая большую значимость социального положения крестьянства, важность создания сельскому населению условий для высокопроизводительного труда в 1997-2000 годах программой предусматривается:
- построить жилых домов общей площадью около 205 тыс. кв. м, общеобразовательных школ на 1547 мест, клубов и домов культуры на 500 мест;
- ввести в действие: около 300 км сельских дорог, 6690 км газовых распределительных сетей, 5400 линий электропередач, 230 буровых скважин и 610 км водопровода, 63,8 км тепловых сетей, газифицировать 187 тыс. квартир.
Огромную работу необходимо будет провести по сохранению действующих систем инженерной инфраструктуры, социальных объектов на селе, поддержке их работоспособного состояния. Большую часть объектов необходимо передать в муниципальную собственность.
8. Охрана окружающей среды
Изменение подходов к ведению хозяйства предполагает совершенствование регулирования использования и охраны природных ресурсов.
Мероприятия по охране природных ресурсов включают:
- организацию агроэкологического мониторинга и экологической экспертизы;
- разработку региональных программ охраны и рационального использования природных ресурсов;
- контроль выполнения законодательных актов и экологических норм и нормативов в процессе природопользования;
- прогноз изменения экологического качества природных ресурсов, влияние на них хозяйственной деятельности, природных явлений;
- предотвращение разрушения, загрязнения, деградации земельных угодий, ухудшения качества природной среды;
- экологическое нормирование с учетом видом природных ресурсов, хозяйственной деятельности, социально-экономических условий;
- подготовку законодательных актов в области природопользования регионального характера;
- экономическое регулирование охраны природных ресурсов.
При охране природных ресурсов обеспечиваются: восстановление и повышение плодородия почв, улучшение экологического состояния земель, вод, атмосферного воздуха, защита природных ресурсов от вредного влияния климатических факторов, хозяйственной деятельности, контроль за качеством природных ресурсов и их использованием.
Охрана земельных ресурсов взаимосвязана с их рациональным использованием и направлена на повышение продуктивности земельных угодий за счет окультуривания и мелиорации, предотвращения вывода сельскохозяйственных земель из оборота, защиту почв от загрязнения пестицидами, твердыми и жидкими промышленными отходами, выбросами, предотвращения эрозии почв и защиту от их радиоактивного загрязнения.
Предстоит разработать систему защиты объектов животноводства на случай чрезвычайных ситуаций, а также природных бедствий, осуществить меры по оздоровлению скота и птицы, недопущению заболевания туберкулезом, лейкозом, бруцеллезом, бешенством, чумой и другими заболеваниями, обеспечить животноводческие комплексы и помещения надежными очистными сооружениями и средствами утилизации отходов, исключающими возможность загрязнения окружающей среды и особенно водных объектов.
9. Социально-экономические результаты реализации программы
Реализация Программы стабилизации и развития агропромышленного производства области позволит при определенной государственной поддержке обеспечить существенный прирост производства продукции и улучшить экономическое положение товаропроизводителей агропромышленного производства.
Осуществление поставленных задач по увеличению производства сельскохозяйственной продукции и укреплению материально-технической базы предприятий перерабатывающей промышленности позволит к 2000 году произвести на душу населения: сахара из сахарной свеклы - 104 кг, картофеля - 519 кг, овощей - 136 кг, молока и молокопродуктов - 375 кг, мяса и мясопродуктов - 88 кг, яиц - 275 шт., муки - 105 кг.
Будут созданы условия для стабильной деятельности товаропроизводителей, увеличения инвестиций в производственную и социальную сферы села.
Начнут реально проявляться преимущества вертикальной и горизонтальной кооперации - основы будущего агропромышленного производства.
Существенные изменения произойдут в инфраструктуре рынка. Будут функционировать разнообразные формы реализации продукции. Это позволит улучшить продвижение продуктов питания от производителей до потребителей, сократить количество посредников, упорядочить систему ценообразования, более эффективно осуществлять государственное регулирование продовольственного рынка.
Возобновление экономического роста в агропромышленном комплексе будут содействовать повышению инвестиционной активности и занятости населения будет содействовать повышению инвестиционной активности и занятости населения, увеличению накоплений предприятий и расширению налоговой базы всех уровней бюджетов.
Рост собственного производства продовольствия приведен к сокращению их импорта, укреплению продовольственной независимости области.
Социально-экономические результаты реализации Программы будут проявляться в повышении доходов работников сельского хозяйства, развитии и устойчивом функционировании социальной инфраструктуры села.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы администрации Липецкой области от 18 марта 1997 г. N 128 "О Программе стабилизации и развития агропромышленного производства в Липецкой области до 2000 года"
Текст постановления официально опубликован не был
Настоящий документ снят с контроля