2. Контроль за выполнением данного решения возложить на комиссию по экономике, бюджету и финансам (Сладков В.В.).
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Добровского районного Совета депутатов |
А.В.Золотухин |
Программа
экономического и социального развития
Добровского района на 2003 год
(утв. решением Добровского районного Совета депутатов Липецкой области
от 5 марта 2003 г. N 219-рс)
I. Паспорт программы
Наименование программы: Программа экономического и социального развития Добровского района на 2003 г.
Основание для разработки: Устав Добровского района
Государственный заказчик программы: Администрация Добровского района
Разработчик программы: Отдел экономики администрации района
Основная цель программы: Обеспечение последовательного повышения уровня и качества жизни населения, создание условий для дальнейшего экономического роста.
Основные задачи программы: Повышение жизненного уровня населения путем сохранения тенденций роста заработной платы, развития социальной инфраструктуры, обеспечения социальных гарантий населению района, адресной и дифференцированной поддержки социально-незащищенных слоев населения.
Обеспечение условий для развития эффективной многоотраслевой экономики на базе реконструкции, модернизации действующих и создания новых производств. Повышение конкурентоспособности продукции предприятий района за счет освоения новых видов продукции, повышения качества.
Обеспечение благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата путем развития финансовой инфраструктуры, упрощения процедуры регистрации и лицензирования, создания условий для развития малых и средних предприятий. Более полное и рациональное использование агропотенциала.
Дальнейшее развитие отраслей социальной сферы и услуг: образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, транспорта, связи, строительства, торговли, жилищно-коммунального хозяйства.
Сроки реализации программы: 2003 год.
Перечень реализуемых государственных федеральных и областных
программ и исполнители:
Комплексные программы по улучшению положения детей в Добровском районе на 2002-2005 годы в том числе: "Дети России" из них: - "Дети-инвалиды" - "Дети-сироты" - "Одаренные дети" - "Здоровый ребенок" - "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" |
Отдел соц. защиты населения, ЦРБ "Добровская" Отдел образования, отдел соц. защиты населения Отдел образования, отдел культуры, отдел по делам молодежи, физкультуре и спорту Отдел образования, ЦРБ "Добровская" Отдел соц. защиты населения, ЦРБ "Добровская", отдел образования |
"Развитие социального обслуживания семьи и детей" |
Отдел образования |
"Развитие индустрии детского питания" |
ЦРБ "Добровская" |
"Безопасное материнство" | ЦРБ "Добровская" |
"Программа по улучшению положения женщин в Добровском районе на 2002-2005 годы" |
Отдел по демографической политике |
"Молодежь Добровского района (2001-2005 годы)" |
Отдел по делам молодежи, физкультуре и спорту |
"Неотложные меры по борьбе с туберкулезом в Добровском районе" "Анти-ВИЧ СПИД" "Сахарный диабет на 1999-2005 годы" "Вакцинопрофилактика на 2001-2005 годы" "Планирование семьи" "Онкология на 2002-2006 годы" "Профилактика и лечение артериальной гипертонии на 2002-2008 годы" |
ЦРБ "Добровская", Отдел демографии администрации района |
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2001-2005 годы)" |
Отдел внутренних дел |
"Развитие образования" | Отдел образования |
"Культура России на 2001-2005 годы" |
Отдел культуры |
"Комплексная программа социальной поддержки населения" "Старшее поколение" |
Отдел социальной защиты населения |
"Программа содействия занятости населения района" |
Отдел службы занятости населения по Добровскому району |
"Программа мероприятий по развитию архивного дела в Добровском районе на 2001-2005 годы" |
Архивный отдел |
"Свой дом" "Обеспечение населения района питьевой водой" |
Отдел архитектуры и строительства администрации района |
"О защите населения и территорий района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" |
Отдел по делам ГО и ЧС администрации района |
"Районная программа противодействия и предупреждения преступности" |
Отдел внутренних дел УВД |
"Пожарная безопасность Добровского района на 2002-2003 годы" "Леса на 2002-2010 годы" |
Пожарная часть ГО и ЧС района Добровский лесхоз |
"Повышение плодородия почв" | Отдел растениеводства |
"Развитие земельной реформы в районе" |
Земельный комитет |
"Функционирование автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра" |
Земельный комитет |
"Российский народный телефон" | ОАО "Электросвязь" |
"Развитие почтовой связи" | РУФПС |
"Программа поддержки малого бизнеса" |
Отделы экономики и труда |
Система организации контроля за исполнением программы: Ежеквартальное рассмотрение на Совете администрации района, не реже одного раза в год - на сессии районного Совета депутатов.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы в 2003 году: Увеличение объемов промышленного производства, не менее чем на 4%, продукции сельского хозяйства - на 5%, инвестиций - на 6%, товарооборота - на 8%, платных услуг - на 2%, рост реальных располагаемых денежных доходов населения - на 5%.
II. Основное содержание
1. Социально-экономическое положение Добровского района
Добровский район расположен в северо-восточной части Липецкой области. Территория района 131,6 тыс. га, что составляет 5,5% от территории Липецкой области. Население 26,5 тыс. человек, что составляет 2,2% населения области. Район делится на 18 административно-территориальных единиц, имеет 45 населенных пунктов.
За время существования в районе создан мощный производственный потенциал, основой которого является сельскохозяйственное производство.
Благоприятные климатические условия, наличие черноземов. Способствуют развитию растениеводства - основы сельскохозяйственного производства района. Площадь сельскохозяйственных угодий занимает 77,3 тыс. га, в том числе пашни 61,1 тыс. га. Количество сельскохозяйственных предприятий 15, количество фермерских хозяйств 34.
На долю сельхозпредприятий приходится 50% объема произведенной продукции, на долю населения 46,5%. В крестьянско-фермерских хозяйствах производится 3,5%. Сельскохозяйственные предприятия специализируются на производстве зерна, сахарной свеклы, молока, разведении крупного рогатого скота, свиней.
Промышленность района представлена 16 предприятиями, которые занимаются производством товаров народного потребления и переработкой.
Стоимость основных производственных фондов в хозяйственном комитете района составила 1069 млн. руб., в том числе в промышленности 315 млн. руб., в сельском хозяйстве - 754 млн. руб.
В районе имеется резерв неиспользованных производственных мощностей для увеличения выпуска промышленной и сельскохозяйственной продукции.
В районе действуют 4 строительные организации, выполняющие подрядные и субподрядные работы.
Развивается потребительский рынок, что характеризуется ростом насыщенности промышленными и продовольственными товарами.
На территории района зарегистрированы 41 малое предприятие, 308 индивидуальных предпринимателей. В малом бизнесе занято 189 человек.
Район располагает достаточно развитым инфраструктурным потенциалом. Все населенные пункты соединены асфальтированными дорогами. На пассажирском транспорте общего пользования задействованы 12 автобусов, которые обслуживают 12 маршрутов, за год ими перевозится 292 тыс. пассажиров.
Имеется необходимая система связи, представленная двадцатью АТС общей емкостью 5478 номеров. Более 40% - это современная цифровая сеть передачи данных, что обеспечивает качественно новый уровень предоставления услуг и информационного обмена.
Предприятия жилищно-коммунального хозяйства сохранили объемы предоставляемых услуг. Ежегодно обеспечивается выполнение мероприятий по подготовке объектов социальной сферы к отопительным сезонам.
Банковская система представлена 2 учреждениями: расчетно-кассовый центр и филиалом Сбербанка. Возрастает доверие население по вкладам и кредитам. Объемы привлеченных средств увеличились за год на 15% по сравнению с 2001 годом и составит 21,6 млн. рублей.
Рынок страхования представлен двумя действующими страховыми компаниями. На выплату страхового возмещения в истекшем году направлено страхованием 1,5 млн. рублей.
Численность трудоспособного населения района составляет 7393 человека, из них занято в экономике - 7,7 тыс. чел., 3 тыс. человек потенциальный резерв. Наибольший удельный вес приходится на работающих в сельском хозяйстве - 2158 человек.
В текущем году за счет создания новых рабочих мест численность работающих в промышленности увеличилась на 101 человек или 9,5%. В сфере малого предпринимательства трудится 610 человек, или 4,9% от численности активного населения.
Административный и культурный центр района - село Доброе с населением 5,9 тыс. человек, расположенный в пойме реки Воронеж.
Наиболее крупные населенные пункты района: с. Каликино с населением 4,0 тыс. человек, с. Панино 1,9 тыс. человек, с. Трубетчино 2,0 тыс. человек.
Демографическая ситуация
Численность населения района на 1 января 2003 года составила 26492 человека и по сравнению с 2001 годом уменьшилась на 56 человек.
Главная причина сокращения численности - естественная убыль населения. В 2002 году число умерших превысило число родившихся в 3,7 раза. В то же время в январе текущего года прослеживается тенденция сокраще1 I естественной убыли населения, показатель превышения смертности над рождаемостью снизился до 2,9 раза.
Такая сложная демографическая ситуация отражает значительные перемены в репродуктивном поведении населения. Характер рождаемости определяется массовым распространением малодетности (1-2 ребенка), ростом внебрачной рождаемости.
В 2002 году в районе зарегистрировано 95 браков и 106 разводов, по сравнению с 2001 годом число заключенных браков уменьшилось на 14%. А разводов выросло на 45%. На каждые 100 браков приходится 111 разводов.
Распространенность неоформленных браков привела к тому, что в районе почти каждый второй ребенок рожден вне брака.
На смертность населения возросло влияние различных заболеваний, а также влияние таких факторов как алкоголизм, дорожно-транспортные происшествия, насильственные причины смерти.
Состояние здоровья и уровень смертности населения адекватно отражается на продолжительности жизни, которая начиная с 1990 года имеет тенденцию к сокращению и составляет у мужчин 60 лет, у женщин - 70 лет.
Учитывая сложившуюся ситуацию, органами власти района осуществляется в приоритетном порядке и намечается ряд мер по улучшению состояния демографического положения в районе.
Образование
Воспитанию и развитию подрастающего поколения администрацией района уделяется самое пристальное внимание. Ощущается помощь и администрации области в вопросах всесторонней подготовки будущей смены.
В районе проводится определенная работа по сохранению системы образования. В настоящее время действуют 18 средних, 2 основных, 4 начальные школы, в которых на 01.01.2002 года учится 3414 человек. Кроме того, функционируют Кривецкая коррекционная школа-интернат, в которой живут и обучаются 75 детей и Вечерняя средняя общеобразовательная школа, получившая в этом году новое здание. На базе этой школы открыт класс для учащихся этнической группы цыган.
За прошедший год значительно укрепилась материально-техническая база учреждений народного образования. Из районного бюджета для этих целей было выделено 659 тыс. руб.
Силами области ведется капитальный ремонт Б-Хомутецкой средней школы, на что было выделено 703 тыс. руб.
За счет средств Областного бюджета приобретено 17 компьютеров, 62 комплекта ученической мебели.
Всего в 2002 году на систему образования израсходовано денежных средств 49,6 млн. руб. или 45,5% всего бюджета района.
100% учащихся района обеспечены горячим питанием.
В народном образовании есть немало проблем.
Слаба материальная база учебных кабинетов физики, химии, технологии. Из-за не соответствия кабинетов по профильному обучению, школы не могут получить лицензию на выдачу документов по специальности "тракторист-машинист" так необходимая сегодня на селе.
Недостаток педагогических кадров, а именно учителей физики, математики, истории, музыки, иностранных языков отрицательно сказывается на учебном процессе.
Не удалось повысить процент предоставления дошкольникам образовательные услуг, более 300 дошкольников района не посещают детские сады и лишь 23% из них проходят подготовку к школе.
Здравоохранение
В соответствии с концепцией развития здравоохранения Добровского района на 2002-2005 годы в районе созданы дневные стационары, получила дальнейшее развитие организация медико-социальной помощи населению в участковых больницах.
В 2002 году продолжилась реализация мероприятий по укреплению материально-технической базы.
В 2002 году завершен текущий ремонт детского отделения районной больницы, продолжена реконструкция административного корпуса Трубетчинской больницы. В Ратчинской участковой больнице произведен капитальный ремонт фасада здания, закрыто на капитальный ремонт родильное отделение Добровской ЦРБ.
Однако в работе учреждений здравоохранения имеются негативные моменты.
Слабо велась работа по укомплектованию кадрами врачей. Всего в районе работают 38 врачей, недостает 10.
Укомплектованность средним медицинским персоналом составила 74,3%.
Из-за нехватки врачей-педиатров недостаточно качественно проводятся профосмотры детей, увеличилось количество больных подростков.
Не выполнен план по профилактическим осмотрам работников предприятий.
Не обеспечивается 100%-ое обследование взрослого населения на туберкулез.
Денежная норма по расходованию медикаментов не выполнена.
Несмотря на низкую обеспеченность, современным оборудованием с 2001 года не установлено и не функционирует дорогостоящее оборудование, так необходимое врачам и больным.
Культура
Прошедший год был обозначен годом культуры. Работники культуры нашего района приняли активное участие в областных мероприятиях: фестивалях эстрадной песни, творчества детей инвалидов, команд КВН, в праздниках посвященных Дню работников сельского хозяйства.
Среди районных мероприятий самыми значительными стали, празднование 355-летия села Доброе и Дня культуры.
Добровский хор, показав высокие профессиональные качества, подтвердил звание "народный".
На базе Добровского филиала областного краеведческого музея проходят часы истории, встречи молодежи с ветеранами войны. Работниками музея проведено 75 экскурсий, 5 творческих встреч с художниками г. Липецка и Добровского района.
В центральной библиотеке с приобретением компьютера создан центр правовой информации, хорошее подспорье для учащейся молодежи.
Пополняется и укрепляется материально-техническая база культурных учреждений. В 2002 году газифицировано здания Преображеновской сельской библиотеки и клуба.
Библиотечный фонд пополнился 5763 экземплярами книг, проведена подписка периодических изданий на сумму 277 тыс. руб. На приобретение сценических, танцевальных костюмов, аппаратуры, мебели было выделено 55 тыс. рублей.
На проведение текущих ремонтов клубов, библиотек - 135 тыс. рублей.
Молодежная политика, физическая культура и спорт
Администрацией района было много внимания уделено работе с молодежью и физической культуре. Было проведено более 80-ти массовых мероприятий, в которых приняло участие около 4200 человек.
Получили широкое распространение программы направленные на выявление и развитие личности и повышения ее творческого потенциала.
Для активизации и качественного улучшения физического воспитания населения в районе создана хорошая спортивная материальная база, все спортзалы отремонтированы, значительно обновлен детско-юношеский клуб физкультурной подготовки в районном центре. Активное участие в спортивной жизни района принимали спортсмены сел Доброе, Трубетчино, Панино, Каликино, Замартынье.
Всего в спортивных секциях занимается 2480 человек, было подготовлено 290 человек спортсменов массовых разрядов.
За счет средств областного бюджета приобретено спортинвентаря для общеобразовательных школ на сумму 155 тыс. руб.
Занятость населения
Реализация мероприятий в соответствии с программой "Содействие занятости населения Добровского района на 2002-2005 годы" позволила сохранить достаточно стабильную ситуацию на рынке труда.
За 12 месяцев 2002 года в центр занятости обратилось 894 человека, из них 502 - по вопросам трудоустройства, 107 их которых имели статус безработного.
Проведена работа по временному трудоустройству 240 человек несовершеннолетней молодежи в период весенних каникул и в свободное, от учебы время. 34 человека были направлены на профобучение. Выполнение этих и других мероприятий позволило снизить уровень безработицы в районе.
Законность и правопорядок, социальная стабильность
Вопросы укрепления законности, правопорядка, социально-правовой профилактики и актуальных проблем предупреждения правонарушений неоднократно рассматривались на заседаниях административного Совета района, что обеспечило повышение уровня координации и взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления, трудовых коллективов и общественности по дальнейшему укреплению законности и правопорядка.
Правоохранительным органам района в истекшем году удалось стабилизировать криминогенную обстановку в районе.
В результате на 14,5% снизилось количество преступлений, в том числе тяжких на 29,7%. Хотя показатели раскрываемости преступлений по всем направлениям ухудшились.
Несколько улучшилась работа по выявлению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, сдержана преступность в бытовой сфере, групповая преступность. По итогам года наблюдается снижение подростковой преступности с 20 до 13. К административной ответственности привлечено 93 подростка против 118 в прошлом году.
Однако уровень преступности в районе остается высоким.
Все большее распространение получают хищения личного и общественного скота, кражи из магазинов, кражи цветных металлов. Оперативно-розыскные мероприятия работников РОВД не всегда эффективны.
Серьезную озабоченность населения района вызывают дорожно-транспортные происшествия. Аварийность на автомобильном транспорте продолжает наносить ощутимые потери здоровью и жизням людей.
Количество ДТП возросло на 41% с 39% до 55%. В результате которых погибло 19 человек против 10 за предыдущий год.
Деятельность органов местного самоуправления
При выполнении своих полномочий согласованно взаимодействуют районные органы исполнительной власти, территориальные структуры федеральных органов исполнительной власти и органы местного самоуправления. Создана достаточная правовая база для их эффективной деятельности.
Для решения задач повышения эффективности и оперативности действий властных структур в 2002 году была разработана новая схема управления районом и структура администрации района.
Большое значение в обеспечении нормальной жизнедеятельности населенных пунктов района играют органы местного управления.
Главами администраций сельсоветов, взяты под контроль и решаются многие проблемы сельских жителей. Поиск новых методов этой работы дает ощутимые результаты. Одним из методов тесной связи с населением являются сходы граждан, проведение которых, позволяет оперативно устранить самые важные вопросы местного жизнеобеспечения: водоснабжения, благоустройства, борьбы с самогоноварением и др.
В 2002 году ежемесячно на территории районного центра с. Доброе проводятся рабочие встречи населения с руководителями предприятий и организаций.
Данная форма работы с населением позволила резко снизить количество поступающих в администрацию района обращений граждан.
Целенаправленно ведется работа по благоустройству районного центра и населенных пунктов. Традиционно ежегодно проводятся двухмесячники по благоустройству.
Под особым контролем находятся вопросы организации закупок молока у населения.
Повышено внимание к регулярному информированию населения органами власти всех уровней о своей работе. Руководители администрации района, ее структурных подразделений систематически выступают в средствах массовой информации, в том числе и с ответами на вопросы читателей.
В целях совершенствования работы с обращениями граждан приняты соответствующие нормативные акты, в частности, Постановление Главы администрации "Об обращениях граждан", намечены мероприятия по их реализации. В администрации района организован ежедневный прием граждан. Организован личный прием граждан в структурных подразделениях администрации района, органах местного самоуправления, в т.ч. с участием руководителей района.
Первостепенное внимание уделяется правовому и кадровому обеспечению государственной службы.
В соответствии с Законом Липецкой области "О государственной службе Липецкой области" все структурные подразделения администрации района укреплены профессионально подготовленными, авторитетными работниками, умеющими глубоко анализировать состояние дел, предупреждать негативные явления, четко контролировать принимаемые решения и программы.
Большое внимание уделяется контролю и проверке исполнения нормативных правовых актов, особенно по вопросам укрепления исполнительской дисциплины, наведения порядка в вопросах финансирования и использования бюджетных средств, повышения эффективности деятельности управленческих структур, осуществления социально-экономических реформ.
Уровень жизни населения
В районе приняты адекватные меры по упорядочению заработной платы в отраслях материального производства, наибольший рост обеспечен - в промышленности (43%), в сельском хозяйстве (34%), торговле (24%). Проведены мероприятия по упорядочению заработной платы работников бюджетной сферы. Все это способствовало росту среднемесячной заработной платы в целом по району на 33%, ее размер достиг 1832 рубля.
В ходе реализации пенсионной реформы средний размер пенсии увеличился на 28% и составил 1245 рублей в месяц. Основными факторами увеличения пенсионных выплат являются проведение индексаций пенсий в феврале и августе 2002 года и снятие ограничений по выплате пенсий работающим пенсионерам.
В 2002 году введен социальный стандарт для повышения качества жизни работоспособного и других категорий населения - прожиточный минимум, величина которого возросла с начала года на 13% и составила 1500 рублей. Размер прожиточного минимума оказывает влияние на пересмотр в отраслях минимального размера оплаты труда и контингента нуждающихся в социальной помощи.
Однако, наряду с положительными тенденциями по росту оплаты труда, остро стоит проблема ликвидации задолженности по выплате заработной платы в отраслях материальной сферы и, особенно, в сельском хозяйстве.
Просроченная задолженность по заработной плате по предприятиям района на 1 января 2003 года составила 9,8 млн. рублей из них 9,5 млн. рублей или 96,7% сосредоточена в сельскохозяйственных предприятиях.
Социальная защита населения
Увеличение денежных средств, направляемых на социальную защиту населения, позволило выплатить адресную помощь 4921 человеку на сумму 1,6 млн. рублей или с ростом в 33%. Проведена большая работа по оздоровлению детей. В различных санаториях и лагерях отдохнули и поправили свое здоровье 141 ребенок.
На оказание льгот в соответствии с Законом "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов" из областного бюджета направлено 6,3 млн. рублей.
Услугами "социального такси" воспользовались 301 человек, расходы на содержание увеличились в 2,8 раза и составили 75 тыс. рублей.
29 пенсионеров получили путевки в санатории и дома отдыха на сумму 265 тыс. рублей.
Приобретено 27 автомобилей "Ока" и 23 кресел- колясок.
Сотрудниками отделения социальной помощи на дому обслуживается 8% нетрудоспособных пенсионеров, из них 31% старше 80 лет.
Главной идеей разработанной в районе комплексной программы социальной поддержки населения стало оказание материально-бытовой помощи одиноким нетрудоспособным гражданам.
Работа многогранна: это и экономические огороды, "столовые на дому", койки сестринского ухода, служба экстренной социально-бытовой помощи, социальная швейная мастерская.
В текущем году были внедрены новые формы социального обслуживания:
санаторий на дому "Доброе начало";
оказание социальной помощи стационарным больным.
Совместно с работниками культуры проведено чествование 129 пожилых людей.
В районе функционирует 6 клубов по интересам для пожилых людей, которые объединили более 50 человек. Один из этих клубов "Птахи" стал известен своим мастерством по изготовлению кукол и исполнению лирических песен на всю страну. Их творчество было отмечено в программе "Доброе утро" на 1-ом канале ОРТ.
Финансы
Анализ результатов исполнения консолидированного бюджета района за 2002 год свидетельствует о том, что контрольное задание администрации области выполнено на 108,4%, в сумме собственные поступления в бюджет района составили - 29,4 млн. руб., при прогнозе - 27,1 млн. рублей. Рост поступлений государственных доходов по сравнению с прошлым годом - 129,6%, в сумме прирост составил - 6,7 млн. рублей.
Контрольное задание администрации области перевыполнено на 2,3 млн. рублей, что явилось хорошей предпосылкой для решения части жизненно -важных вопросов бюджетной сферы.
Так, за счет местного бюджета было выделено и использовано на подготовку учреждений бюджетной сферы к осенне-зимнему периоду - 2,2 млн. руб. в том числе:
На учреждения образования - 859 тыс. руб.
Здравоохранения - 75 тыс. руб.
Культуры и искусства - 73 тыс. руб.
Прочие отрасли - 897 тыс. руб.
На ремонт топочных по всем учреждениям социально-культурной сферы - 340 тыс. руб.
На начало 2003 года отсутствует за бюджетом района какая-либо кредиторская задолженность за оказанные услуги, за полученные энергоресурсы. Три года назад сумма кредиторской задолженности за бюджетными учреждениями района составляла - 25,5 млн. руб.
За отчетный год сумма экономии по топливно-энергетическим ресурсам составила 866 тыс. рублей. Это стало возможным благодаря тому, что практически во всех учреждениях установлены измерительные приборы.
За счет экономии администрация района смогла направить - 1597 тыс. руб. на приобретение предметов длительного пользования.
Должное внимание уделялось вопросу благоустройства территории района. На эти цели в 2002 году было направлено из местного бюджета - 1161 тыс. руб.
Промышленность
Промышленными предприятиями района произведено продукции на сумму 68,1 млн. рублей. Прирост производства промышленной продукции составил 5%, что на один процент ниже намеченного.
Промышленный комплекс района за 2002 год сработал рентабельно. Балансовая прибыль предприятий составила 781 тыс. рублей. Число прибыльных предприятий 44% от общего количества хозяйствующих субъектов.
Из 16 промышленных предприятий не снизили объемы и нарастили производство 6 предприятий:
- МУП "Доброеагропромсервис" (156%);
- ЗАО "Липецкмясопродукт" (101%);
- ЗАО "Гермес" (101,5%);
- ООО "Луч" (132%);
- Добровский лесхоз (100%);
- ООО "Довод" (в 5 раз).
На долю этих предприятий приходится 69% производства промышленной продукции, 9% производства приходится на новые предприятия, производство которых развивалось только в 2002 году - это:
- ЗАО "Доброе Молоко"
- ООО "Агровит"
- ООО "Мечта".
22% производства приходится на предприятия, которые снизили свою деятельность по сравнению с прошлым годом или вообще не работали.
Особенно вызывает тревогу то, что снизило свои позиции в отчетный период наиболее крупное предприятие района: ПО "Доброе" (на долю которого приходится 20% производства) выпустило продукции на 13,7 млн. рублей и снизило темпы производства на 5%. Почти в половину сократилось производство колбасных и рыбных изделий.
К сожалению, приходится констатировать неэффективность принятых мер по финансовому оздоровлению МУП "Доброе". В начале 2002 года данное предприятие прекратило производственную деятельность и в последующем оно было ликвидировано. Однако историческое производство Добровской керамики должно в ближайшее время возродиться в составе ООО "Довод", выпускающей безалкогольные напитки.
Неоперативно проводится в ряде предприятий реорганизация, что к хорошему не приводит, так затянулась процедура банкротства на РТП "Трубетчинское". В настоящее время вопрос с данным предприятием решен, оно присоединилось к ООО Агрофирма "Трубетчинская".
Неудовлетворительное положение дел складывается в ООО "Крупяной завод "Трубетчинский". Предприятие резко снизило объемы производства, работает неритмично. Сокращена номенклатура выпускаемой продукции. Из-за недостатка сырья производственные мощности загружены на 43%. Динамика показателей финансово-хозяйственной деятельности свидетельствует об ухудшении положения дел на предприятии. Сумма задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды составила 116 тыс. рублей.
Нет четкой стратегии развития и повышения эффективности производства в ЗАО "Доброе Молоко". Да, предприятие нашло своего хозяина, оно живет, действует, дало дополнительные рабочие места, но администрация района, возлагая огромные надежды на завод видит, что предприятие не смогло полностью обеспечить себя заказами, в результате производственные мощности недозагружены, низки объемы производства, беден ассортимент продукции. В настоящее время совместно с руководством завода прорабатывается комплекс организационных мероприятий по улучшению работы ЗАО "Доброе Молоко".
Сельское хозяйство
В целом сохраняются высокие темпы прироста сельскохозяйственного производства по сравнению с прошлым годом на 7,5%.
Всего получено продукции в действующих ценах 2002 года на 180,1 млн. рублей против 167,6 млн. рублей за прошлый год.
Производство зерна возросло на 17%, подсолнечника на 9%, молока на 5%, что обусловлено повышением эффективности сельскохозяйственного производства, увеличением посевных площадей зерновых культур. В структуре посевных площадей зерновых культур увеличилась доля озимых с 43,2% в 2002 году до 50,6%.
Урожайность зерновых культур составила 28,9 ц/га при средней по области 27,8 ц/га и возросла по сравнению с прошлым годом на 22,5% или на 5,3 центнера с гектара. Наилучших показателей достигли ОГУП "Каликинское" (43,8 ц/га), ОАО "Свободный сокол" (35,7 ц/га), ОАО Агрофирма "Добровская" (37,8 ц/га), СХГЖ "Кировский" (32,0 ц/га), СХПК "Крутовский" (30,1 ц/га).
В животноводстве увеличились надои на 1 фуражную корову на 9% и составили 2700 кг, прибавку к уровню прошлого года 223 кг. В ОГУП "Каликинское", СХПК "Крутовский", СХПК "Кировский", в ОАО "Свободный сокол", в ОАО Агрофирма "Добровская", ЗАО "Б-Хомутецкое" надой на 1 корову составил от 2810 кг до 4408 кг. Наибольший прирост к уровню прошлого I года по надоям в ООО "Поройское" 896 кг, ЗАО "Б-Хомутецкое" 942 кг, ОГУП "Каликинское" 1212 кг. В семи хозяйствах района среднесуточные привесы КРС превысили районный показатель 357 гр.
Высокие привесы получены в СХПК "Кировский" 558 гр., ОГУП "Каликинское" - 508 гр., ООО Агрофирма "Трубетчинская" 468 гр., СХПК: "Путятинский" - 420 гр., ОАО "Свободный сокол" - 492 гр.
В отрасли растениеводства в 9 хозяйствах района урожайность зерновых ниже среднерайонного показателя.
Практически выведены из севооборота зернобобовые культуры, посевы гороха занимают 0,2% к пашне и всего лишь два хозяйства СХПК "Крутовский" и "Борисовский" занимались возделыванием этой культуры. Ослаблено внимание к возделыванию сахарной свеклы. Валовый сбор сахарной свеклы уменьшился по сравнению с 2001 годом на 3% при увеличении посевных площадей на 3%. В СХПК "Кировский" урожайность составила 148,6 ц/га против 234,3 ц/га, СХПК "Путятинский" 100 ц/га против 120 ц/га. Урожайность сахарной свеклы составила по району 162,6 ц/га против148,3 ц/га в 2001 году.
Не все резервы использованы при выращивании сахарной свеклы. В ряде хозяйств площади под сахарную свеклу плохо готовятся, не выравниваются с осени, не вносятся почвенные гербициды, недостаточно вносится удобрений.
Так в 2002 году в целом по району под сахарную свеклу внесено 163 кг/га в физическом весе минеральных удобрений, а в ООО Агрофирма "Первомайская" по 39 кг, СХПК "Борисовский" 100 кг, СХПК "Аграрник" 117 кг.
Основной причиной снижения урожайности являются потери при уборке, вследствие недостатка, а также и неотлаженности свеклоуборочной техники.
Неудовлетворительно внедряются интенсивные технологии, сахарная; свекла не выращивается без затрат ручного труда. В 10 хозяйствах отсутствуют посевы кормовой свеклы.
В отрасли растениеводства для формирования урожая зерновых культур; посеяно 13,6 тыс. га озимых на уровне прошлого года.
Вспахано зяби на площади 21,1 тыс. га. Озимые высеяны кондиционными семенами (98%), в том числе 1-2 класса (96%). Засыпанные семена яровых культур 95% кондиционные.
Ряд отрицательных результатов имеет место в животноводческой отрасли.
На фоне прибавки в надоях и привесах, в некоторых хозяйствах продуктивность животных остается низкой. Надой на 1 корову в ООО Агрофирма "Первомайская", СХПК "Аграрник", СХПК "Борисовский", СХПК "Лесной" менее 2000 кг. Основной причиной низкой продуктивности в этих хозяйствах является недостаточное количество ремонтных телок для замены старых и малопродуктивных коров, что подрывает основу производства молока и мяса. Недостаточно заготавливается на зимовку всех видов кормов, что также пагубно влияет на продуктивность животных.
По состоянию на 01.01.2003 г. в районе снизилась численность поголовья КРС на 448 голов.
Наибольшее сокращение поголовья допустили руководители таких хозяйств, как СХПК "Путятинский" 234 головы, СХПК "Аграрник" 138 голов, СХПК "Борисовский" 37 голов, СХПК "Кировский" 21 головы.
Сократили маточное поголовье коров в СХПК "Путятинский" - 50 голов, СХПК "Лесной" - 18 голов, ЗАО "Чечерское" 20 голов.
В большинстве хозяйств основная часть полученного приплода продается населению, практикуется его выдача рабочим в счет заработной платы, молодняк реализуется по различным каналам, а не используется для ремонта устаревшего маточного поголовья.
На сегодняшний день в районе не охвачено маточное поголовье 100% искусственным осеменением.
В ряде хозяйств района сложилась неудовлетворительное положение с воспроизводством стада.
За 12 месяцев минувшего года выход телят на 100 коров в ЗАО "Чечерское" - 48 голов, СХПК "Путятинский" - 59 голов, ООО "Агрофирма Трубетчинская" - 65 голов, ООО "Агрофирма Первомайская" - 68 голов.
Несмотря на позитивные сдвиги в производстве сельскохозяйственной продукции финансовое состояние сельхозпредприятий продолжает ухудшаться. В 2001 году уровень рентабельности составил 4,2%, в 2002 году - убыточности 13,9%.
Негативное влияние на доходность отрасли оказывает сохранившийся диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, снижение в текущем году закупочных цен на зерно, молоко, мясо крупного рогатого скота и свиней.
Анализируя финансовое состояние сельскохозяйственных предприятий района, следует отметить, что закредитованность хозяйств остается большой и составляет по району 242 млн. рублей. Превышение кредиторской задолженности над дебиторской возросло в 12 раз.
По-прежнему сельхозпредприятия района испытывают острый недостаток оборотных средств. Плохо обстоит дело с кредитами. Надо иметь либо собственные активы, под залог которых можно было бы получить ссуду, либо поддержку тех, кто мог бы выступить гарантом. Ни того, ни другого сегодня, как правило нет.
В 2002 году сельхозпредприятиями получено товарного кредита 14 млн. рублей. В шести хозяйствах района расчет по товарному кредиту за 2002 год произведен полностью и частично погашена задолженность за предыдущие годы на 2,5 млн. рублей. Это ОАО "Агрофирма Добровская", СХПК "Борисовский", СХПК "Путятинский", ЗАО "Б-Хомутецкое", СХПК "Родина".
Большая задолженность по товарному кредиту в ОГУП "Каликинское" 53 млн. рублей, СХПК "Первомайский" - 6 млн. руб., СХПК "Кировский" - 3,9 млн. руб., СХПК "Борисовский" 1,6 млн. руб.
В целом по району задолженность по товарному кредиту составила 72,3 млн. руб., из нее 10,8 млн. руб. по хозяйствам банкротам.
В текущем году увеличилось число убыточно работающих предприятий, из 16 предприятий с прибылью сработало 2: ОАО "Агрофирма Добровская" - 3,7 млн. руб. и ООО "Агрофирма Трубетчинская" 0,2 млн. руб. В целом по сельскому хозяйству получено 20,5 млн. руб. убытка.
Все сельскохозяйственные предприятия района находятся в поисках путей повышения эффективности производства.
В районе продолжается процесс реформирования экономически слабых хозяйств. В шести хозяйствах процесс реформирования завершен, 5 хозяйств находятся в стадии завершения реформирования, 4 хозяйства будут реформированы в 2003 году. Тревожными хозяйствами в настоящий момент остаются СХПК "Борисовский" и СХПК "Аграрник". В этих хозяйствах слабый производственный и экономический потенциал, и самим им в ближайшей перспективе выйти из сложившейся ситуации не под силу.
Торговля
В 2002 году на территории района функционировали 187 предприятий торговли и общественного питания, в т.ч. 78 магазинов, 55 предприятий мелкой розницы, 54 предприятия общественного питания и 2 мини-рынка. Было открыто в прошедшем году 6 продовольственных магазинов.
В сфере потребления расширяется насыщенность рынка товарами и услугами, особенно в районном центре.
Обеспечен рост по сравнению с соответствующим периодом прошлого года объемов розничного товарооборота на 113%.
За 2002 год населению района продано товаров на сумму 188,7 млн. рублей, в т.ч. предприятиям потребкооперации - 36,9 млн. рублей.
В целом по району на 1 жителя продано товаров на сумму 7895 руб. - 11 место среди районов области.
Наблюдается тенденция роста объемов реализации товаров на рынках при снижении товарооборота в организованной торговле (в том числе в предприятиях потребительской кооперации).
Доля товарооборота предприятий потребительской кооперации в общем объеме снижена до 19,6%.
Доля продаж на рынках и предприятиях других форм собственности возросла на 6%.
В районе начинает развиваться сеть промышленных магазинов. Так в районном центре и с. Каликино предпринимателями открыты магазины, где промышленные товары представлены в широком ассортименте.
За прошедший год реализовано 10 тыс.дал ликероводочной продукции, в расчете на одного человека реализовано 4,2 л., что на 16,7% больше по сравнению с тем же периодом 2001 года.
В соответствии с графиком в районе проводилась работа по сертификации услуг юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю продовольственными товарами.
В целях наиболее полного обеспечения сельского населения разнообразными товарами и продукцией местных сельхозтоваропроизводителей проводятся областные и районные ярмарки. Однако отсутствие районного оптового рынка серьезно сказывается на эффективности розничной торговли.
Оборот общественного питания за 2002 год составил 6,9 млн. рублей или 64% к уровню прошлого года.
В сфере торговли и общественного питания за 2002 год собрано налогов в сумме 4 млн. 597 тыс. рублей или 104,7% к уровню прошлого года.
Жилищно-коммунальное хозяйство
В целях реализации программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в районе проделана работа по совершенствованию структуры управления отраслью.
Создан отдел по управлению жилищно-коммунальным хозяйством, муниципальное учреждение "Служба заказчика", единая диспетчерская служба. Все это позволило увеличить объем производимых услуг, повысить собираемость денежных средств за оказываемые услуги, сократить задолженность, значительно снизить убытки предприятия.
Основным недостатком является убыточность отрасли, низкий процент населения пользующихся субсидиями - 0,5% или только 62 семьи. Однако при дифференцированном подходе начисления субсидий в зависимости от среднедушевого дохода семьи уже в январе этого года количество обратившихся граждан значительно возросло.
Транспорт
В работе автотранспортного предприятия расширена сеть маршрутов, увеличено количество выполненных рейсов, перевозка пассажиров, возросли доходы от перевозок и уровень собственных доходов в расходах на содержание автопарка составляет 33%.
Одной из острых проблем муниципального транспортного предприятия является длительное отсутствие производственной базы, что влечет за собой дополнительные убытки от аренды помещений, отсутствие правовой базы по контролю за пассажирскими перевозками (безбилетный проезд, провоз багажа).
Основная проблема автомобильного транспорта - высокая степень износа автобусного парка, которая составляет более 80%, 70% автобусов имеют срок службы свыше 10 лет.
По-прежнему остаются убыточными пригородные перевозки, связанные с предоставлением льгот в соответствии с законодательством РФ.
Связь
В последние годы деятельность районного предприятия связи была направлена на ускоренное развитие инфраструктуры для удовлетворения растущих потребностей населения в услугах связи.
На территории района функционируют 20 телефонных станций, общей емкостью 5160 номеров.
Район занимает 1 место в области по обеспечению населения квартирными телефонами (48 аппаратов на 100 семей). В прошедшем году в с. Каликино сдана телефонная станция на 516 номеров, установлено 424 телефона, однако спрос на телефоны растет, неудовлетворенно 344 заявления, в том числе 28 льготных категорий граждан.
Задолженность за услуги электросвязи предприятий на начало 2003 года составила 1054,6 тыс. рублей, в том числе предприятий агропромышленного комплекса 235,7 тыс. рублей.
Районное предприятие связи рентабельно, получено 1650 тыс. руб. прибыли.
Населению и предприятиям оказывают услуги 20 пунктов почтовой связи.
Число действующих почтовых ящиков составляет 68. Объем услуг связи за 2002 год составил 4,2 млн. рублей или 125,9% к уровню прошлого года.
Малый бизнес
Администрация района придает особое значение развитию малого бизнеса, который обладает значительным потенциалом в создании новых рабочих мест.
Сегодня малый бизнес района представляют 41 малое предприятие, 308 индивидуальных предпринимателей и 34 крестьянско-фермерских хозяйств, Всего в малом бизнесе занято 189 человек. В бюджеты всех уровней ими перечислено свыше 1 млн. рублей налогов.
Доля субъектов малого предпринимательства в общем обороте розничной торговли составляет около 40,5%. Удельный вес малых предприятий занятых промышленным производством составляет 22%, строительства 12%.
2. Действующие механизмы влияния на социально-экономическое
положение Добровского района
В целях защиты материнства и детства, укрепления статуса семьи и улучшения демографической ситуации в 2002 году в районе действовали 8 районных программ на период 2002-2005 г.г.: "Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Одаренные дети", "Развитие социального обслуживания семьи и детей", "Профилактика безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защита их прав", "Развитие индустрии детского питания", "Безопасное материнство", "Здоровый ребенок".
На содержание учреждений образования из бюджета района выделено 49,6 тыс. рублей, что в 1,2 раза больше уровня 2001 года и составляет 45,5% в общих расходах бюджета.
На развитие системы здравоохранения в 2002 году из бюджета района направлено 18,4 млн. рублей с ростом к уровню 2001 года на 1,1%, затраты на здравоохранение в бюджете составляют 16,9%.
Кроме того, финансирование отрасли осуществлялось из фонда обязательного медицинского страхования в сумме 9,2 млн. рублей или 33% от общей суммы, что в 2,3 раза больше прошлого года.
В расчете на одного жителя затраты составили 1086 рублей.
На сохранение потенциала в сфере культуры было направлено 4,6 млн. рублей средств бюджета района, что на 4,6% больше, чем в 2001 году.
На территории района сформировалась и постоянно совершенствуется многоуровневая система социального партнерства. Целенаправленная деятельность районной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений способствует вовлечению в социальное партнерство все большего количества работодателей.
Коллективные договоры действуют практически во всех крупных и средних организациях отраслей экономики независимо от форм собственности.
Возрождается система охраны труда, утверждены мероприятия по улучшению охраны труда до 2005 года, содержащие нормативные, правовые, организационные, информационные и иные меры. Сформирована система обучения охране труда руководителей и специалистов, в 2002 году обучение прошли свыше 90 человек.
Уровень профессиональной заболеваемости снизился в 2,2 раза. Сократилось количество несчастных случаев и на 1 тыс. работающих составило 0,95.
На территории района проживает более 16,5 тыс. граждан, пользующихся льготами в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в РФ", которым они предоставляются в полном объеме. В прошедшем году на эти цели направлено около 4,3 млн. рублей средств областного и федерального бюджетов. Активизировалась работа по присвоению звания "Ветеран труда", в результате чего за год увеличилось число граждан, имеющих право на соответствующие льготы на 282 человека.
За счет средств областного бюджета успешно осуществляется программа газификации жилья малоимущих граждан, в 2002 году на эти цели выделено 240 тыс. рублей.
Комплекс мер по жизнеобеспечению пожилых людей, определенный районной программой "Старшее поколение", предполагает реальное повышение качества жизни этой категории населения и претворяется в действие через благотворительную общественную акцию "Мы твой дом и тепло сохраним".
В текущем году сохранен контингент одиноких престарелых граждан и инвалидов, находящихся на надомном обслуживании.
Одним из инструментов регулирования экономических процессов, с помощью которых представляется возможность поддерживать режим цивилизованной конкуренции, состояние динамической сбалансированности бюджета является конкурсное размещение заказа на закупку продукции.
Более 23% районного заказа размещено конкурсным методом.
Для успешного развития промышленности ежеквартального в районе анализируется работа предприятий промышленности, проводятся семинары-совещания, принимаются все другие меры по расширению выпуска продукции и улучшению ее качества.
Проводится большая работа по защите и поддержке местных товаропроизводителей.
Одной из мер поддержки реального сектора экономики является предоставление льгот предприятиям и организациям в соответствии с действующим налоговым законодательством. В 2002 году такие льготы были предоставлены на сумму более 600 тыс. рублей. Все предприятия в 2002 году приняли участие в районных и областных ярмарках и конкурсах.
Продолжена государственная поддержка агропромышленного комплекса. В прошлом году из федерального бюджета направлено средств по Программе "Повышения плодородия почв" - 4419 тыс. рублей, на поддержку элитного семеноводства - 101 тыс. племдела - 2,0 тыс. руб. субсидирование процентной ставки по банковским кредитам - 1181 тыс. рублей.
Сохраняется кредитование села за счет средств областного бюджета. В 2002 году выделено товарного кредита в сумме свыше 14 млн. рублей на закупку минеральных удобрений и средств защиты растений, техники, запчастей и т.д. Осуществлялось банковское кредитование на закупку горюче-смазочных материалов непосредственно сельхозтоваропроизводителям на условиях возмещения затрат по погашению процентной ставки из областного бюджета. На эти цели было направлено 1181 тыс. руб., что позволило дополнительно привлечь в сельское хозяйство кредитные ресурсы в сумме 16998 тыс. рублей через Сбербанк.
Проводились работы по коренному улучшению земель, на эти цели было выделено 4,4 млн. рублей.
Оказывалась безвозмездная помощь государственному унитарному предприятию "Каликинское" в сумме - 143 тыс. рублей.
В целях развития рынка сбыта, обеспечения рентабельности производства осуществлялась закупка основных видов сельскохозяйственной продукции в региональный продовольственный фонд по гарантированным закупочным ценам.
Продолжается целенаправленная работа по организации закупок излишек сельскохозяйственной продукции у населения. В 2002 году закуплено 1910,6 тонн молока. Что составляет 99% к 2001 году, за что населению было выплачено около 8 млн. рублей.
Продолжалось реформирование и интеграция сельхозпредприятий промышленными и перерабатывающими предприятиями. Это позволило дополнительно ввести в оборот более 540 га ранее неиспользованных земель. Значительно повысить урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животных.
Осуществлялась государственная поддержка социальной инфраструктуры села. На подготовку учреждений бюджетной сферы к работе в зимних условиях и учреждений образования к новому учебному году направлено 570 тыс. рублей, на благоустройство населенных пунктов 1,2 млн. рублей, на погашение задолженности за электроэнергию - 140 тыс. руб.
Для решения проблемы обеспечения индивидуальным жильем населения с 1998 года реализуется программа "Свой дом". В ней принимают участие более 158 семей района. За 2002 год заключено договоров на строительство домов 118. По этой программе обеспечен ввод более 7 тыс. кв. м общей площади жилых домов. На 27% сократился уровень незавершенного индивидуально строительства.
За последние годы под индивидуальное жилищное строительство населению района были выделены земельные участки.
В 2002 году в районе в основном завершились работы по газификации. Переведено 158 личных подворий на газ, в том числе 26 гражданам малоимущим оказана помощь в газификации жилья на сумму на 240,0 тыс. руб.
Приоритетным направлением работы районной администрации является обеспечение питьевой водой населения. Значительного вложения денежных средств требуют водохозяйственные объекты, имеющие высокую изношенность. В 2002 году начато бурение новых артезианских скважин в с. Волчье, Порой и Горицы.
Силами МПП ЖКХ "Добровское" построено 2 км нового водопровода в селах Борисовка, Липовка, Горицы, Доброе.
В целях улучшения торгового обслуживания населения сохранения и развития торговой сети оказывается поддержка предприятиям потребительской кооперации. Всего за истекший год предоставлено льгот по налогам в местный бюджет на сумму 330 тыс. рублей, что безусловно положительно сказалось на обеспечении сельских жителей продуктами питания и промышленности товарами повседневного спроса.
В целях защиты прав потребителей, повышения эффективности контроля за денежным оборотом в сфере торговли и услуг, предотвращение сокращения доходов от налогообложения, роста поступлений налогов в бюджеты принимаются меры по расширению сферы применения контрольно-кассовых машин с учетом требования действующего законодательства и предложений органов местного самоуправления.
В целях стимулирования и активизации развития малого бизнеса в районе действует "Программа поддержки малого предпринимательства на 2002-2004 годы". По ходу выполнения данной программы формируется собственная нормативно-правовая база, регламентирующая сферу деятельности малого предпринимательства, создаются условия для легализации малого бизнеса. Все законопроекты касающиеся предпринимательства, в обязательном порядке проходят общественную экспертизу. Анализу состояния предпринимательской среды в районе, сбору и обобщению проблемных вопросов способствует проведение ежегодных конференций "Малый бизнес" с участием руководителей администрации района, представителей органов местного самоуправления, контролирующих органов.
В целях преодоления административных барьеров Главой администрации района принято постановление, ограничивающее количество контролирующих органов на районном уровне, работает межведомственная комиссия по преодолению административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности.
В районе отрабатывается система защиты трудовых прав и гарантии наемных работников, через социальное партнерство. Создано и работает объединение работодателей. На постоянной основе проводятся семинары, консультации и конференции по всем вопросам.
Хозяйственная деятельность жилищно-коммунального предприятия района осуществляется за счет средств, полученных за предоставленные услуги организациям, учреждениям, населению, дотаций из бюджета. В 2002 году из бюджета района направлено 3,2 млн. руб, из них на покрытие убытков и возмещение разницы в тарифах - 1,1 млн. руб. Кроме того, в 2002 году предприятие освобождено от налогов в местный бюджет на сумму 40,8 тыс. руб.
На 2002 год были установлены следующие региональные стандарты:
- уровень оплаты населения за жилищно-коммунальные услуги в размере 50% от их полной стоимости (федеральный стандарт - 90%);
- доля расходов граждан на оплату услуг от совокупного дохода семьи в размере 10% (федеральный стандарт - 22%);
- предельный уровень затрат на 1 кв. м общей площади жилья в размере 14,2 руб.
Фактический уровень платежей населения за услуги составил 102% с учетом выплат субсидий малообеспеченным и льготным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством.
Реформирование отрасли сопровождается мерами социальной защиты малообеспеченных граждан при оплате жилищно-коммунальных услуг. В районе создана и активно функционирует служба субсидий. В 2002 году внебюджетными субсидиями воспользовались 80 семей на сумму 75,2 млн. руб.
3. Основные направления и приоритетные задачи
социально-экономического развития района на 2003 год
Демографическая политика
Основными задачами демографической политики являются увеличение продолжительности жизни населения, улучшение репродуктивного здоровья граждан, создание предпосылок для повышения рождаемости.
Успешное решение демографических проблем во многом определяется политикой, проводимой Правительством Российской Федерации, вместе с тем деятельность органов власти района также будет направлена, в первую очередь, на повышение качества жизни граждан, улучшение социальной политики, стержнем которой является рост реальных доходов населения, решение проблем занятости, доступность и повышение уровня образовательного, медицинского и культурного обслуживания, что в конечном итоге будет способствовать улучшению демографической ситуации в районе.
Образование
Программа развития системы образования в 2003 году предусматривает:
- обеспечение равного доступа к образованию для различных социальных слоев и территориальных групп населения с сохранением бесплатного и доступного общего образования в соответствии с Конституцией.
- реализацию Концепции по введению единого государственного экзамена: школа - учреждение профессионального образования.
- продолжить экспериментальную работу в 2-х школах района: Б-Хомутецкая - организация профиля "Пчеловодство" в образовательной области "Технология" и Преображеновская: "Эколого-гуманитарное образование в сельской малокомплектной школе". На базе Преображеновской СОШ планируется открыть культурно-образовательный центр села, на что заложено 36 тыс. рублей.
- в целях повышения качества преподавания таких социальных наук как экология, география, история и обществознание планируется проведение районных семинаров.
- в 2003 году получит дальнейшее развитие материально-техническая база образовательных учреждений, компьютеризация и информация образовательного процесса. За два года в школы района поступили 31 персональный компьютер за счет средств федерального и областного бюджета. В 2003 году планируется компьютеризировать 2 основные общеобразовательные школы, начать строительство школы в с. Доброе. Затраты на капитальное строительство составят 5 млн. руб.
- на реализацию программ "Дети сироты" на 2003 год выделено 60 тыс. руб., "Одаренные дети", профилактика несовершеннолетних и защита их прав160 тыс. руб., по программе "Здоровый ребенок" на покупку мебели и оборудования, спортинвентаря - 770 тыс. руб.
- планируется подключение 5 компьютеров школ к выходу в систему "Интернет", приобретение 11 телевизоров, лабораторного оборудования, изменения учебного процесса по предмету физическое воспитание, 100% охват учащихся работой и отдыхом в летних оздоровительных лагерях.
- завершить аккредитацию школ, ввести в практику договорную систему с выпускниками школ поступающих в учебные заведения на бюджетной основе.
На содержание учреждений образования из бюджета района выделено 63,4 млн. рублей или 46,6% от общих расходов бюджета и в 1,3 раза больше уровня 2002 года.
Здравоохранение
Первоочередной задачей в области здравоохранения будет сохранение на необходимом уровне объемов бесплатной медицинской помощи и повышению качества ее оказания, удовлетворение потребностей населения и учреждений здравоохранения в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и контроля за безопасностью окружающей среды.
Основными направлениями деятельности системы здравоохранения будут мероприятия по снижению уровня преждевременной смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, злокачественных новообразований, несчастных случаев, травм и отравлений, борьба с заболеваниями представляемых особую угрозу для здоровья населения в целом по району. Продолжится реализация мероприятий целевых государственных программ, направленных на борьбу с социально значимыми и наиболее распространенными заболеваниями: туберкулез, СПИД, инфекционные заболевания, сахарный диабет, артериальная гипертония, онкологические заболевания.
Вместе с действующими программами: "Дети-инвалиды", "Анти-ВИЧ СПИД", "Вакцинопрофилактика", "Профилактика безнадзорности среди несовершеннолетних", "Неотложные меры по борьбе с туберкулезом", "Онкология", "Профилактика внутрибольничных инфекций", "Артериальная гипертония" будут разработаны и внедрены программы "Здоровье старшего поколения", "Развитие здравоохранения на селе". В рамках реализации целевой программы "Безопасное материнство" особое внимание будет уделяться охране материнства и детства.
В соответствии с Концепцией развития здравоохранения Добровского района до 2010 года предполагается развитие амбулаторно-поликлинической помощи, оказываемой в дневных стационарах и развитие ресурсосберегающих технологий.
Будет продолжена работа по организации в больничных учреждениях отделений по оказанию медико-социальной помощи людям пожилого и старческого возраста, по оказанию больным высокотехнологических видов медицинской помощи. Планируется закупить медицинского и хозяйственного оборудования на сумму 250 тыс. рублей. В ряде первоочередных стоит задача но замещению вакансий - специалистов медиков.
В 2003 году в районе планируется организовать работу по методу общеврачебной практики на базе участковых больниц будут переданы органам социальной защиты 25 коек.
Продолжится обеспечение определенных групп населения жизненно важными лекарственными средствами, на что из районного бюджета будет направлено 489 тыс. рублей.
Планируется закончить капитальный ремонт Трубетчинской участковой больницы на общую сумму около 1 млн. рублей.
Будет проведена реструктуризация больничных коек с целью уменьшения затрат на лечение, удобств для больных, ликвидации очередности лечения с преобладанием больных в дневных стационарах.
На развитие системы здравоохранения в 2003 году выделено 28,6 млн. руб., в том числе из бюджета района 19,6 млн. рублей, из фонда обязательного медицинского страхования 9,0 млн. рублей, что на 3,6% больше уровня прошлого года.
Культура и искусство, архивное дело
В области культуры основной целью остается сохранение культурного потенциала и культурного наследия, обеспечение преемственности развития культуры. Получит продолжение реализация мер по развитию и укреплению инфраструктуры отрасли, по эффективному использованию имущества и переводу учреждений культуры, находящихся на балансе хозяйств в муниципальную собственность.
Будет продолжена реализация мероприятий посвященных празднованию 50-летия со дня образования области.
Для укрепления материально-технической базы планируется выделение 641 тыс. рублей, на ремонт зданий и сооружений объектов культуры более 1,5 млн. рублей.
Деятельность архивных учреждений района будет направлена на повышение уровня безопасности архивного фонда, его количественного и качественного положения, а также эффективного использования информационного потенциала. Будут и в дальнейшем увеличиваться площади под архивные материалы, повышение качества их хранения, повышение качества и культуры обслуживания населения.
В соответствии с известными постановлениями и законами области и района планируется выделить дополнительные помещения для сохранности документов, ликвидированных и реорганизованных предприятий, учреждений и организаций, подвергшихся процедуре банкротства, защиты интересов жителей района, приобрести автоматизированную систему государственного учета документов архивного фонда района, оснащение компьютерами.
На содержание учреждений культуры выделено из районного бюджета 5,8 млн. рублей или 4,2% от общего объема районного бюджета, что на 26% больше прошлого года.
Физическая культура, спорт и молодежная политика
Первоочередное внимание будет уделено массовому развитию физической культуры и спорта на селе, участию сборных команд района в областной спартакиаде. Будет продолжена работа по реализации федеральной и областной программ "Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи".
В рамках реализации районной программы по молодежной политике в 2003 году планируется:
- оказывать содействие сезонному трудоустройству учащейся молодежи, создание молодежных отрядов и бригад по проведению операций "Забота", благоустройство сел района;
- создание условий для деятельности палаточного молодежного лагеря;
- создание районного клуба молодежи, деятельность которого будет связана с организацией досуга и отдыха молодежи;
- проведение комплекса мер по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних;
- проведение конкурса программ летнего отдыха молодежи;
- оказание поддержки программам, направленным на развитие чувства гражданственности и патриотизма, развивать творчество молодежи;
- проведение конкурсов профессионального мастерства в области сельского хозяйства "Лучший по профессии" среди молодежи.
Занятость населения и уровень жизни
Продолжится реализация программы "Содействие занятости населения Добровского района на 2002-2005 годы", в ходе которой особое внимание будет уделяться трудоустройству граждан, нуждающихся в содействии государственных органов.
В 2003 году будет повышена роль системы социального партнерства в решении важнейших социально-экономических задач - повышение качества жизни населения, защита прав граждан на основе 3-х стороннего соглашения.
Актуальным направлением остается заключение и реализация коллективных договоров, обеспечивающих соблюдение интересов и прав работодателя и работающих, увеличение не только количества договоров на предприятиях, но и их качества. Усилить контроль за выполнением условий коллективных договоров и соблюдение трудового законодательства непосредственно на предприятиях и организациях всех форм собственности будет организован и проведен районный конкурс "Коллективный договор" - эффективность производства - основа защиты социально-трудовых прав граждан".
Более активно будут решаться вопросы охраны труда на предприятиях и организациях района. Ведение документации, проведение инструктажей, соблюдение техники безопасности на производстве. Дальнейшее развитие получит управление персоналом, восстановления и сохранения кадрового потенциала. Открытие учебных пунктов при двух Добровских средних школах аграрных университетов г. Воронежа и г. Мичуринска позволит целенаправленно решать проблемы дефицита высококвалифицированных кадров на перспективу.
В 2003 году важнейшей задачей остается сокращение и ликвидация задолженности по выплате заработной платы.
Будет проведена индексация пенсий, в результате средний размер пенсий увеличится на 19% к уровню 2002 года и составит 1684 руб.
В целях организации на территории района региональной системы негосударственного пенсионного обеспечения населения разработана Программа развития системы негосударственного пенсионного обеспечения населения в Добровском районе.
Законность и правопорядок
Основными задачами правоохранительных органов является обеспечение защиты конституционных прав и свобод граждан, реализация принципа неотвратимости наказания за совершенные правонарушения, защита собственности от преступных посягательств, укрепление материально-технической базы, повышение ответственности сотрудников за порученное дело.
В рамках работы межведомственной комиссии по безопасности дорожного движения планируется принятие мер по укреплению дисциплины водительского состава, улучшению профилактической работы среди участников дорожного движения.
Предусматривается дальнейшее усиление работы по пресечению незаконного оборота алкогольной продукции, краж черных и цветных металлов, обеспечению общественного порядка в населенных пунктах, по обеспечению сохранности с/х продукции в период уборки урожая.
Будет продолжена работа по устранению административных барьеров на пути развития предпринимательства, по созданию благоприятных условий для работы субъектов экономической деятельности.
Социальная поддержка малообеспеченного населения
Дальнейшее преобразование в системе государственной социальной поддержки будут направлены на обеспечение максимальной защиты малообеспеченного населения, не обладающего возможностями для самостоятельного решения социальных проблем.
Дальнейшее развитие получит надомное обслуживание престарелых граждан и инвалидов в рамках программы "Старшее поколение". В рамках проведения милосердной акции "Мы твой дом и тепло сохраним", по-прежнему будут функционировать бригады экстренной социально-бытовой помощи, службы "Социальное такси", столовые на дому, прачечная, швейная мастерская, экономические огороды. Будет продолжена бесплатная газификация домовладений малообеспеченных граждан и телефонизация квартир инвалидов и участников войны.
Для оказания психологической помощи пожилым людям в районе намечается создание соответствующей службы. В 2003 году планируется открыть отделение комплексной помощи на дому, выездная работа которой поможет решить проблему оказания социальной помощи в отдаленных населенных пунктах и малых деревнях.
Промышленность
Приоритетным остается ориентировка дальнейшего развития промышленности на повышение конкурентоспособности продукции и технического уровня, обеспечение роста объемов производства, формирования механизмов, позволяющих привлечь дополнительные инвестиции.
Основными направлениями развития промышленности будут:
- создание условий для ускорения восстановления производства на наиболее перспективных промышленных предприятиях и дальнейшего развития;
- активизация политики реформирования, направленной на формирование эффективных собственников, снижения издержек, улучшения финансово-экономических результатов деятельности;
- повышение использования действующих, вовлечение временно законсервированных производственных мощностей для увеличения выпуска потребительских товаров, открытия новых производств;
- формирование и развитие устойчивых рынков сбыта;
- повышение экологической безопасности;
- разработка и реализация мер поддержки предприятий в сфере развития персонала;
- снижение энергоемкости производства и внедрения энергосберегающих технологий.
Основу стратегии развития промышленности составит ориентация, в основном на собственный совокупный ресурсный потенциал (производственный, трудовой и природный) внутренние источники накопления.
Планируется разработка районной программы качества, основной целью которой является создание организационных, экономических и социальных условий для улучшения качества продукции и услуг.
Будет продолжена работа по координации деятельности органов власти с предприятиями промышленности в целях достижения устойчивого роста объемов промышленного производства и увеличения ее доли в общем объеме сохраняется формы и направления административный поддержки в виде предоставление поручительств, а также льгот для инвесторов с целью повышения их заинтересованности и привлечения в производство дополнительных финансовых средств.
Рост промышленного производства в 2003 году оценивается на уровне 104% к 2002 году. Предполагается увеличение объемов промышленного производства на предприятиях района.
Сельское хозяйство
Основной задачей в агропромышленном комплексе была и остается - это увеличение производства сельскохозяйственной продукции, восстановление платежеспособности товаропроизводителей, совершенствование экономических отношений, создание интегрированных структур, увеличение вклада сельского хозяйства в экономику района.
Из федерального бюджета будет продолжено выделение техники по лизингу, поддержка элитного семеноводства, племдела, финансирование Программы "Повышения плодородия почв".
Будет продолжена государственная поддержка села за счет средств областного бюджета. По-прежнему, будет обеспечен равный доступ к юсу дарственным финансовым ресурсам всех сельхозтоваропроизводителей, независимо от форм собственности.
Дальнейшее развитие получит практика субсидирования процентной ставки по банковским кредитам. Товарное кредитование и государственная поддержка из областного бюджета будет осуществляться на условиях применения в хозяйственном обороте простых и двойных складских свидетельств под залог зерна.
В условиях жесткой ограниченности финансовых ресурсов одним из путей решения назревших проблем в сельском хозяйстве будет интенсификация производства за счет более эффективного использования земельных угодий, внедрения новых индустриальных и ресурсосберегающих технологий, рационального использования материально-технических ресурсов. Дальнейшая интеграция сельхозпредприятий с промышленными и обслуживающими предприятиями, формирование интегрированных структур будет способствовать повышению доходности всех участников процесса производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, появлению эффективных собственников.
В растениеводстве будут приняты меры по совершенствованию действующей структуры посевных площадей, оптимальному соотношению посевов культур и чистых паров. В целях формирования рационального зернофуражного баланса площадь посевов озимых культур составит 13,6 тыс. га. Площади яровой пшеницы высокоурожайных сортов "Прохоровка" и "Безенчукская-139" будут доведены до 3 тыс. га, посевы сахарной свеклы до 2500 га, в т.ч. без затрат ручного труда до 1500 га, посевы гороха будут увеличены до 850 га.
За счет соблюдения технологии внедрения сортов ячменя "Одесский-115", "Эльф", "Гонар" будет произведено пивоваренного ячменя 6988 тонн.
Производство масличных культур также возрастет за счет улучшения технологии возделывания и увеличения посевов высокоурожайных, устойчивых к болезням гибридов и сортов.
Сельхозпредприятия района в 2003 году участвуют в пяти целевых областных программах.
Планируется принять меры по укреплению кормовой базы для животноводства, за счет расширения площадей многолетних трав, в том числе увеличения в них доли бобовых, кукурузы по зерновой технологии, кормовых корнеплодов, повторных посевов кормовых культур на зеленый корм, увеличение заготовки и повышение качества сена за счет оптимальных сроков скашивания, применения прогрессивных способов заготовки, прессования и досушивания методом активного вентилирования.
В животноводстве основное внимание будет направлено на развитие производства мяса крупного рогатого скота и свиней, улучшение его породных качеств, увеличение продуктивности молодняка животных, восстановление оптимальной структуры мясных ресурсов, освоение новых, передовых технологий выращивания скота.
Большое внимание будет уделено развитию молочного скотоводства в рамках областной программы на основе улучшения селекционно-племенной работы, укрепления кормовой базы. В 2003 году надой на 1 корову, возрастет на 4% и составит 2800 кг. Ставится задача увеличить поголовье КРС на 5%, в т.ч. поголовье коров на 6%, свиней на 14%.
Учитывая, снижение объемов производства продукции в личных подсобных хозяйствах и в целом поддержки необходимого уровня жизни на селе в районе будет действовать, областная программа развития сельского подворья на период до 2005 года.
Планируется активизировать закупки излишков сельскохозяйственной продукции:
- закупить на 1 корову не менее 1500 кг молока, увеличить и довести объем закупок мяса до 250 тонн в год.
В результате данных мероприятий в 2003 году будет производство во всех категориях хозяйств: зерна - 70 тыс. т., сахарной свеклы 50 тыс. т. подсолнечника - 1 тыс. т., мяса до 3-х тыс. т. молока 21 тыс. т. Темп роста по агропромышленному комплексу составит 5%.
Инвестиционная деятельность
Будет продолжен рост инвестиций, темп роста в основной капитал за счет всех источников финансирования составит 106% к уровню 2002 года. Планируется направить в развитие отраслей хозяйственного комплекса более 160 млн. рублей.
За счет всех источников финансирования предполагается обеспечить ввод в эксплуатацию 8000 кв. м общей площади жилых домов. Значительное место в этом, по-прежнему займет реализация программы "Свой дом".
Важнейшим направлением остается дальнейшее укрепление и развитие материально-технической базы отраслей социальной сферы. За счет средств областного бюджета предусматривается строительство Толмачева моста через р. Воронеж, общеобразовательной школы в с. Доброе - на которую выделено 5 млн. рублей, капитальный ремонт Б-Хомутецкой средней школы.
Будет продолжена реализация районных программ по газификации и водоснабжению населения. На строительство водопроводных сетей и артскважин, ремонт объектов водоснабжения предусматривается направить 5,2 млн. рублей.
Продолжается работа по дальнейшему развитию сети автомобильных дорог, развитию дорожной инфраструктуры.
На благоустройство сел района будет направлено около 1,5 млн. руб. из областного бюджета. Предусматривается расширить сеть и улучшить качество муниципальных дорог, повысить техническое состояние мостов и путепроводов. Кроме того, на финансирование этих мероприятий планируется привлекать добровольные перечисления предприятий и организаций всех форм собственности.
Торговля
В этой отрасли основное внимание будет уделено обеспечению для абсолютного большинства населения доступности объектов торговли в цивилизованных формах, на рациональное размещений стационарной торговли, максимальное приближение предприятий торговли к месту жительства, работы и отдыха граждан.
Для повышения культуры обслуживания и максимального удовлетворения спроса населения будет продолжена реализация мер по совершенствованию торгового обслуживания населения.
Получат дальнейшее развитие магазинные формы продажи типового разнообразия различных торговых предприятий с соблюдением принципов:
- универсализация продовольственной торговли;
- развитие специализированной сети непродовольственных магазинов.
Развитие стационарной торговой сети, улучшение жизненного уровня населения будет способствовать более оптимальному соотношению магазинных и внемагазинных форм продажи товаров, снижению доли рынков в общем объеме розничного товарооборота. В целях упорядочения торговли на рынках, защиты прав потребителей продолжится реализация мер по обеспечению прав граждан на безопасность и качество товаров, будет активизирована работа районного союза потребителей:
- продолжится работа межведомственной комиссии по предупреждению и пресечению незаконного производства и оборота алкогольной продукции.
Будет продолжена практика предоставления льгот по налогообложению предприятиям потребительской кооперации в целях сохранения торговой сети в сельской местности и бесперебойного снабжения населения товарами повседневного спроса.
Администрацией района планируется:
1. Держать на постоянном контроле состояние торгового обслуживания населения района.
2. Решить вопрос об ускорении введения в эксплуатацию непродовольственного мини-рынка.
3. Совместно с ПО "Доброе" рассмотреть вопрос об использовании пустующих торговых помещений и более полной эксплуатации производственных мощностей.
4. Принять меры по улучшению состояния общественного питания, расширения ассортимента продукции собственного производства, вырабатываемой предприятиями общественного питания района.
Решение поставленных задач позволит довести объем розничного товарооборота до 200 млн. рублей, с ростом к уровню 2002 года на 8%.Реализация товаров на 1 жителя составит более 8,0 тыс. рублей, против 7429 рублей в 2002 году.
Бытовые услуги
В целях дальнейшего совершенствования сферы платных услуг, обеспечения устойчивого развития, повышения уровня и качества обслуживания будет разработана районная целевая программа по развитию платных услуг населению района на среднесуточную перспективу.
Учитывая социальную значимость сферы бытового обслуживания сельского населения, предполагается развивать новые виды бытовых услуг.
Дальнейшее развитие в данной сфере получит малое предпринимательство, как приоритетное.
Решение перечисленных задач позволит довести объем реализации платных услуг населению в 2003 году до 29,5 тыс. рублей с ростом на 2%.
Жилищно-коммунальные услуги
Главной задачей в 2003 году будет сохранение государственной поддержки населения с принятием дополнительных мер по социальной защите малообеспеченных граждан.
Для ее реализации установлен:
- уровень платежей населения за жилищно-коммунальные услуги в размере 75% от затрат на их производство;
- долю платежей населения в совокупном доходе семьи при оплате за жилищно-коммунальные услуги в размере 22%.
В качестве дополнительной меры по социальной защите малообеспеченных слоев населения изменен порядок предоставления гражданам (семьям) субсидий на оплату жилищных и коммунальных услуг (жилищных субсидий), при этом максимально допустимая доля собственных расходов граждан на указанные выше цели будет определяться в зависимости от размера среднедушевого дохода семьи:
- до 1750 руб. - 10%;
- до 3000 руб. - 15%;
- свыше 3000 руб. - 22%.
В 2003 году планируется направить средства из областного и местного бюджетов, в сумме 1,5 млн. руб., на покрытие убытков ЖКХ.
Созданная в районе Единая служба заказчика позволили:
- упорядочить договорные отношения и финансирование между потребителями и производителями жилищно-коммунальных услуг;
- упростить для населения порядок осуществления платежей;
- обеспечить контроль за качеством и количеством выполненных (оказанных) услуг потребителями и, прежде всего, населению.
В качестве первоочередных мер по финансовому оздоровлению предприятий ЖКХ предусмотрено:
- проведение реструктуризации дебиторской и кредиторской задолженности, сложившейся на 01.01.03 г. и подтвержденной соответствующими актами сверки;
- осуществление мероприятий направленных на совершенствование структуры управления, повышение эффективности использования производственных мощностей и всех видов ресурсов;
- усиление контроля за формированием тарифов на ЖКУ, снижением издержек на предоставляемые услуги.
Транспорт
Главная задача автобусного парка - обеспечение полного удовлетворения спроса населения в пассажирских перевозках. Будет продолжена реализация комплекса мер по созданию экономических и организационных условий для стабилизации финансового состояния предприятий транспорта и повышения эффективности их работы, обновлению подвижного состава.
Поддержка транспортного предприятия будет осуществлена с учетом мер по повышению эффективности управления и хозяйствования. План сбора доходов на пассажирском транспорте планируется увеличить на 10%, а пассажирооборот довести до 3%. Для решения проблем расширения транспортных услуг и сети автобусных маршрутов на 2003 год будут выделены соответствующие средства.
Связь
Деятельность предприятий связи будет направлена на обеспечение юридических и физических лиц современными услугами связи.
Основные мероприятия будут направлены на расширение сети цифровых технологий, развитие информационных, справочных, интеллектуальных услуг, повышение качества услуг, расширение сети Интернет. Планируется расширение емкости действующих цифровых АТС на 250 номеров, возрастет возможность дальнейшей телефонизации населения.
Малый бизнес
В связи с внесением изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и введением специальных налоговых режимов для малого бизнеса в 2003 году начнут действовать соответствующие областные законы.
В целях создания благоприятных экономических, правовых и организационных условий для развития малого предпринимательства продолжится практика проведения районной конференции "Малый бизнес".
Будет активизироваться деятельность по формированию позитивного образа предпринимателя и пропаганде положительного опыта предпринимательской деятельность через средства массовой информации.
Состояние окружающей среды, природные ресурсы
Реализация природоохранных мероприятий будет осуществляться в рамках районной долгосрочной программы "Охрана окружающей природной среды Добровского района (2002-2010 годы)"
Основными направлениями оздоровления экологической обстановка в районе:
- контроль за состоянием окружающей природной среды, соблюдение технологических процессов и норм.
- снижение техногенной и антропогенной нагрузки, необходимость строительства очистных сооружений в райцентре, рациональное использование природных ресурсов.
- экологическое воспитание и образование всех слоев населения.
Предусматривается улучшение качества окружающей природной среды, предотвращение вредного воздействия отходов, развитие системы особо охраняемых природных территорий, сохранение ландшафтного разнообразия, повышение экологической культуры населения.
Ресурсное обеспечение Программы
Финансовые источники | Объем средств в 2003 г. (млн. руб.) |
Доля в общей сумме ресурсов (в %) |
Средства предприятий - всего | 71,7 | 23.9 |
Средства консолидированного бюджета района |
136,0 | 45,3 |
Средства областного бюджета | 30,7 | 10,2 |
Средства федерального бюджета | 10,7 | 3,5 |
Внебюджетные средства | 2,6 | 0,9 |
Средства государственных внебюджетных фондов |
48,8 | 16,2 |
Итого общий объем финансовых ресурсов | 300,5 | 100 |
Общий объем финансовых ресурсов района, включающих в себя прибыль, амортизацию, средства консолидированного бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, средства федерального бюджета, по прогнозу в 2003 году составит 300,5 млн. рублей.
Средства предприятий в 2003 году составят 71,7 млн. руб., их доля достигнет 23,9% от общего объема.
При формировании доходной части консолидированного бюджета учтены основные изменения налогового законодательства. Средства консолидированного бюджета (без средств федерального бюджета) составят 136 млн. рублей или 45,3% от общего объема.
Средства государственных внебюджетных фондов определены в сумме 48,8 млн. рублей. Удельный вес средств государственных внебюджетных фондов составит 16,2%.
Из федерального бюджета ожидается получение средств в виде дотаций, субсидий, субвенций и прочих поступлений в сумме 10,7 млн. рублей, их доля достигнет 3,5% от общего объема. Средства будут направлены на реализацию федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", на финансирование сельского хозяйства и другие цели.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Добровского районного Совета депутатов Липецкой области от 5 марта 2003 г. N 219-рс "О Программе экономического и социального развития Добровского района на 2003 год"
Текст решения официально опубликован не был