Рассмотрев отчет о работе Счетной палаты города Липецка в 2014 году, представленный председателем Счетной палаты города Липецка, руководствуясь статьями 36, 59 Устава города Липецка, учитывая решение постоянной комиссии Липецкого городского Совета депутатов по экономике, бюджету и муниципальной собственности, Липецкий городской Совет депутатов решил:
1. Принять к сведению отчет о работе Счетной палаты города Липецка в 2014 году (прилагается).
2. Направить настоящее решение Главе города Липецка для официального опубликования.
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Липецкого |
И.В. Тиньков |
Секретарь сессии |
Ф.А. Жигаров |
Отчет
о работе Счетной палаты города Липецка в 2014 году
Принят решением сессии Липецкого городского
Совета депутатов от 26.03.2015 N 1024
1. Вводные положения
Отчет о работе Счетной палаты города Липецка (далее - Счетная палата) в 2014 году представляется к рассмотрению Липецким городским Советом депутатов в соответствии с требованиями статьи 21 Положения "О Счетной палате города Липецка".
Отчет рассмотрен и утвержден Коллегией Счетной палаты города Липецка (Решение Коллегии от 03.03.2015 г. N 1).
В отчете отражена деятельность Счетной палаты по реализации задач, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Положениями "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в городе Липецке", "О Счетной палате города Липецка".
Счетная палата наделена полномочиями органа муниципального финансового контроля и является участником всех этапов бюджетного процесса.
Основными задачами Счетной палаты в 2014 году являлись:
- организация и осуществление контроля за исполнением бюджета города, экспертиза проекта бюджета города;
- контроль за законностью, эффективностью и результативностью использования средств бюджета города;
- экспертиза проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления, влияющих на формирование и исполнение бюджета города;
- экспертиза муниципальных программ;
- реализация результатов контрольных мероприятий и внесение предложений и рекомендаций органам местного самоуправления по улучшению организации деятельности в области городских финансов.
2. Основные результаты работы
Для реализации поставленных задач Счетная палата осуществляла контрольно-ревизионные и экспертно-аналитические мероприятия в соответствии с годовым планом работы, сформированным с учетом предложений Главы города, постоянных комиссий Липецкого городского Совета депутатов и утвержденным Коллегией Счетной палаты.
Планом работы предусматривалось проведение 32-х контрольных мероприятий, экспертно-аналитическая работа по проектам нормативных правовых актов и иным вопросам, вносимым на рассмотрение городского Совета депутатов, организационно-методическая, разъяснительная и информационная работа по реализации результатов контрольных мероприятий и предотвращению нарушений.
В отчетном году выполнено 33 контрольных мероприятия, для реализации которых потребовалось провести 67 проверок, в том числе:
- органов местного самоуправления - 28;
- муниципальных учреждений - 25;
- муниципальных предприятий - 8;
- прочих организаций - 6.
Кроме того, в 2014 году проведено 94 экспертно-аналитических мероприятия по проектам нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, муниципальным программам и иным вопросам, вносимым на рассмотрение городского Совета депутатов, решение которых затрагивает использование средств бюджета города или муниципального имущества.
Динамика контрольных и экспертно-аналитических мероприятий за последние 5 лет представлена на диаграмме (рис. 1).
Общий объем проверенных средств составил 11952,3 млн. руб., в том числе:
Расходов бюджета |
6768,8 млн. руб.; |
Доходных источников |
1060,3 млн. руб.; |
Контрольные мероприятия в отношении муниципальных долговых обязательств |
2816,5 млн. руб.; |
Использование муниципального имущества |
208,9 млн. руб.; |
Собственные средства муниципальных предприятий |
1097,8 млн. рублей. |
В сравнении с прошлым годом общая сумма проверенных средств выше на 25,3%, объем проверенных средств бюджетных расходов сохранился на уровне 2013 года (6743,1 млн. рублей).
В ходе контрольных мероприятий выявлено 66 случаев финансовых нарушений и недостатков на сумму 557,7 млн. рублей, которые классифицируются следующим образом.
|
Наименование |
Кол-во случаев |
Сумма, млн. руб. |
1 |
Нарушения и недостатки при исполнении бюджета из них: |
43 |
205,0 |
1.1 |
неэффективное использование бюджетных средств |
18 |
117,9 |
в т.ч. в части осуществления закупок, товаров (работ, услуг) для муниципальных нужд |
6 |
46,4 |
|
1.2. |
нарушение принципа адресности и целевого характера использования бюджетных средств |
4 |
3,3 |
1.3. |
необоснованное использование бюджетных средств |
16 |
4,9 |
1.4. |
недополучено доходов бюджета |
5 |
78,9 |
2 |
неэффективное распоряжение муниципальным имуществом |
4 |
195,3 |
3 |
недополучено доходов муниципальными предприятиями |
4 |
25,3 |
4 |
неэффективные расходы муниципальных предприятий |
3 |
8,1 |
5 |
нарушения бухгалтерского учета |
5 |
71,5 |
6 |
нарушения налогового законодательства |
1 |
0,4 |
7 |
отвлечение средств из хозяйственного оборота муниципальными предприятиями |
1 |
45,1 |
8 |
прочие нарушения |
5 |
7,0 |
|
Итого |
66 |
557,7 |
Как видно из приведенных данных более половины случаев финансовых нарушений выявлено при использовании бюджетных средств.
Основные из них связаны с несоблюдением принципа эффективности использования бюджетных средств - 18 случаев на сумму 117,9 млн. рублей, в том числе при осуществлении закупок для муниципальных нужд - 6 случаев на 46,4 млн. рублей. Установлено 4 случая нарушения принципа адресности и целевого характера использования бюджетных средств на сумму 3,3 млн. рублей, выразившихся в изменении объекта работ при ремонте дворовых территорий и дорожных покрытий улиц частного сектора, по сравнению с определенными соответствующими муниципальными программами и заключенными договорами.
Значительное место занимают финансовые нарушения, выявленные в ходе контроля за деятельностью муниципальных унитарных предприятий, такие как недополученные доходы, неэффективные расходы, отвлечение финансовых ресурсов из хозяйственного оборота на обеспечение деятельности учредителей, нарушения действующего порядка ведения бухгалтерского учета.
В структуре выявленных финансовых нарушений значительное место занимают случаи неэффективного распоряжения муниципальным имуществом, в отчетном году зафиксировано 4 таких случая на сумму 195,3 млн. рублей.
Информации по каждой проведенной проверке направлялись Главе города Липецка, председателю Липецкого городского Совета депутатов, руководителям профильных департаментов администрации, другим заинтересованным органам. В 2014 году в правоохранительные органы направлены материалы трех проверок, в управление контроля и проверки исполнения администрации Липецкой области и в Союз муниципально-контрольных органов по одному материалу проверки.
Распорядителям бюджетных средств, руководителям предприятий и учреждений направлено 49 представлений и 1 предписание. На начало текущего года на контроле находилось 2 представления и одно предписание об устранении выявленных нарушений. По остальным представлениям получены ответы, в которых содержалась информация о выполнении предложений Счетной палаты, либо о том, что предложения будут учтены в дальнейшей деятельности.
Достоверность сведений, указанных в ответах, проверяется инспекторами Счетной палаты, как при очередных плановых контрольных мероприятиях, так и при проведении мероприятий последующего контроля.
По представлениям Счетной палаты приняты следующие меры:
Возмещено средств в бюджет |
79 тыс. руб.; |
Возмещено в виде выполнения дополнительных ремонтно-строительных работ |
436,0 тыс. руб.; |
Получены гарантийные обязательства по выполнению работ |
101,0 тыс. руб.; |
Направлено претензий (исков в суд) |
2001,0 тыс. руб.; |
Устранено нарушений бухгалтерского учета |
69900 тыс. руб.; |
Пересчитаны налоговые платежи |
503,2 тыс. руб.; |
Устранено финансовых нарушений по контрольным мероприятиям прошлых лет |
904,0 тыс. руб.; |
Привлечено к дисциплинарной ответственности должностных лиц |
2; |
Внесено изменений в нормативные акты (соглашения) |
25. |
Материалы проверок регулярно рассматривались на заседаниях коллегиальных органов Липецкого городского Совета депутатов и администрации города.
В 2014 году рассмотрены на заседаниях постоянных профильных комиссий городского Совета депутатов материалы 10 проверок, на заседаниях Малого Совета администрации г. Липецка - 11 проверок.
В целях решения наиболее важных вопросов работы Счетной палаты, функционировала Коллегия Счетной палаты.
В отчетном году подготовлено и проведено 6 заседаний Коллегии, на которых рассматривались возражения по результатам контрольных мероприятий, отчеты и планы работы, утверждались стандарты контрольной и экспертно-аналитической деятельности.
В работе Коллегии принимали участие депутаты Липецкого городского Совета, руководители департаментов и управлений администрации города, работники аппарата Липецкого городского Совета.
3. Контрольно-ревизионная деятельность
3.1. Контроль за исполнением бюджета города Липецка
Одним из обязательных ежегодных контрольных мероприятий Счетной палаты является проведение внешней проверки отчета об исполнении бюджета города и годовой отчетности главных администраторов бюджетных средств.
Расходование средств городского бюджета осуществлялось двадцатью главными распорядителями средств бюджета, предоставляющими бюджетную отчетность для составления сводного отчета об исполнении бюджета. В отчетном году проверена бюджетная отчетность шести распорядителей: Администрации города Липецка, городского Совета депутатов, департаментов: финансов; образования; территориального управления; транспорта, дорог и благоустройства.
При исполнении бюджета города администраторы и распорядители бюджетных средств в основном соблюдали нормы бюджетного законодательства.
Годовая бюджетная отчетность охваченных проверкой распорядителей бюджетных средств, по своему содержанию является достоверной, выявленные отклонения по составу представляемых форм отчетности отдельными распорядителями и по отражению отдельных показателей, не оказали влияния на достоверность итоговых данных об исполнении бюджета города.
Однако, проверками установлено, что в годовой отчетности отдельных администраторов не отражена дебиторская задолженность на общую сумму 69,9 млн. рублей, в том числе:
- по арендной плате за муниципальное имущество в сумме 68,6 млн. рублей (департамент экономического развития);
- по арендной плате за использование муниципальных земельных участков в сумме 0,4 млн. рублей (департамент градостроительства и архитектуры);
- по платежам за наем муниципального жилья в сумме 0,9 млн. рублей (департамент ЖКХ).
Несмотря на то, что основными полномочиями департамента экономического развития является распоряжение имуществом муниципальной казны, в справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах не раскрыты данные об имуществе, переданном в возмездное и безвозмездное пользование, что повлекло искажение информации в целом по муниципальному образованию.
Установлены факты исполнения муниципальных полномочий в сфере управленческой деятельности муниципальными бюджетными учреждениями, что нарушает нормы бюджетного законодательства (статьи 6, 160.1 БК РФ).
В связи с этим Счетной палатой предложено изменить тип муниципальных бюджетных учреждений "Земельные ресурсы города Липецка" и "Городской центр рекламы" с бюджетного на казенное.
Изменение типа упомянутых учреждений позволит приобрести дополнительные источники доходов бюджета, которые сегодня остаются в их самостоятельном распоряжении, так у МБУ "Городской центр рекламы" неиспользованные денежные средства на счете по состоянию на 01.01.2013 года составляли 12,4 млн. руб., на 01.01.2014 года - 4,5 млн. рублей, а у МБУ "Земельные ресурсы г. Липецка" 4,1 млн. рублей и 3,6 млн. рублей соответственно.
Не должным образом организован процесс по учету платежей за наем жилья, администратором дохода которого в соответствии с решением о бюджете является департамент ЖКХ. Фактически данную функцию осуществляли: МУП "РВЦЛ", УК "Новолипецкая", ГУК "Новолипецкая", в результате отсутствует полная информация по данному доходному источнику.
Проверкой использования средств резервного фонда отмечено несоблюдение принципа финансирования непредвиденных расходов, т.е. расходов, которые не могут быть предусмотрены в бюджете города на очередной финансовый год.
В ходе внешней проверки детально проанализированы муниципальные долговые обязательства. Отмечено, что объем муниципального долга за последние 6 лет вырос на 56,5%. Возросли риски долговых обязательств ОАО "ЛГЭК", взятых под муниципальную гарантию, так как в 2013 году обществом привлечены дополнительные кредитные средства ЕБРР в объеме 175 млн. рублей, что увеличило долговую нагрузку, с которой сложнее справляться.
Счетной палатой города неоднократно указывалось на неприемлемые условия кредитных договоров, по которым предоставляется муниципальная гарантия. Также отмечалось, что не определены ответственные лица или подразделения администрации, отвечающие за правовую сторону подписываемых соглашений, обеспечение исполнения реализации проекта, в связи с чем рекомендовано принять нормативно-правовой акт, определяющий структурное подразделение администрации, на которое будут возложены полномочия Гаранта и порядок взаимодействия с заинтересованными лицами по всем направлениям долгового обязательства.
3.2. Контроль за законностью и результативностью использования бюджетных средств
Одним из основных направлений деятельности Счетной палаты города является организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета города Липецка, выделенных на реализацию конкретных инвестиционных проектов и муниципальных нужд. В 2014 году в данном направлении проведено 11 контрольных мероприятий.
Проверено использование бюджетных средств выделенных на:
- исполнение наказов избирателей в рамках деятельности Советов общественного самоуправления (объем финансирования - 30,5 млн. рублей);
- реконструкцию дороги по ул. Плеханова (объем финансирования 42,3 млн. рублей);
- строительство автодороги в 26 микрорайоне по ул. Меркулова (87,8 млн. рублей);
- ремонт дорог частного сектора (6,3 млн. рублей);
- реконструкцию ДОУ N 119 по ул. Айвазовского (111,2 млн. рублей);
- строительство детского сада N 32 в 28 микрорайоне (119,7 млн. рублей);
- строительство водопропускного канала Каменного Лога в районе ЦНС (8,7 млн. рублей);
- ремонт дворовых территорий многоквартирных жилых домов (59,6 млн. рублей);
- предоставление муниципальных социальных грантов (4,0 млн. рублей).
Как видно из приведенного перечня проверками охвачено использование бюджетных средств разными распорядителями по различным направлениям деятельности.
Финансирование капитальных вложений в строительство и реконструкцию объектов городской инфраструктуры осуществляется через муниципальное казенное учреждение "Управление строительства города Липецка".
Выступая заказчиком работ, учреждение формирует начальную цену контракта, от которой во многом зависит и окончательная сметная стоимость объекта.
Следует отметить, что в целом заказчик обосновывает начальную цену объекта, однако в ходе проверок встречались случаи выполнения отдельных работ до заключения муниципального контракта и заключение контракта до утверждения проектно-сметной документации и получения положительного заключения экспертизы проекта.
По-прежнему, в ходе исполнения контракта, выпускается множество смет на дополнительные работы, что говорит о низком качестве проектной документации, неверном формировании сметной стоимости объекта, что в конечном итоге приводит к дополнительным затратам бюджета. Выпуск многочисленных дополнительных смет, в период исполнения муниципального контракта, влечет за собой изменение состава и объемов выполняемых работ по контракту, что нарушает нормы законодательства о муниципальных закупках.
Так, при строительстве автодороги по ул. Меркулова по дополнительным сметам, не вошедшим в контракт, оплачено 16,1 млн. рублей, при реконструкции детского сада по ул. Айвазовского - 1,1 млн. рублей, при исполнении контракта на строительство квартир для переселения граждан из аварийного (непригодного для проживания) жилищного фонда произведено изменение объема и состава выполняемых работ на 22,4 млн. рублей, при строительстве детского сада в 28 микрорайоне на 5,5 млн. рублей.
Устанавливались факты некачественного выполнения работ. Так, проверками выполненных работ по реконструкции автомобильной дороги по ул. Плеханова и строительству дороги по ул. Меркулова, установлено, что после непродолжительного (менее года) срока эксплуатации сданных объектов на асфальто-бетонном покрытии и тротуарах имелись выемки и трещины, на бордюрах сколы, на пешеходных переходах не сохранился пластик, частично отсутствует дорожная разметка.
Многочисленные факты некачественно выполненных работ допущены при строительстве детского сада N 32 в 28 микрорайоне
После проверки Счетной палаты подрядчику пришлось устранять ряд дефектов в рамках гарантийных обязательств - заделывать отверстия прикреплять линолеум и наличники дверей, выравнивать отмостку и асфальтовое покрытие.
Кроме того, при строительстве данного объекта допускались факты оплаты завышенного объема работ, закупка оборудования несоответствующего класса энергоэффективности, приобретение оборудования неиспользуемого в деятельности учреждения, установка межкомнатных дверей более низкого качества, чем предусмотрено проектом.
По результатам рассмотрения результатов проверки на заседании Малого Совета принято решение обязать подрядную организацию в рамках гарантийных обязательств заменить установленные межкомнатные двери, неиспользуемое оборудование передать для нужд других муниципальных учреждений.
При проверке использования средств, выделенных на проведение ремонта дорог частного сектора и на проведение ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, установлены случаи нарушения принципа адресности и целевого использования бюджетных средств на сумму 3,2 млн. рублей, а именно, объемы работ по устройству асфальтового покрытия и установке бордюрного камня выполнены по адресам, не предусмотренным программой или договором.
В актах выполненных работ завышалась стоимость применяемого материала (бордюрного камня), что повлекло неэффективное использование бюджетных средств на сумму 2 млн. рублей.
В числе других финансовых нарушений выявляемых в ходе проверок использования средств, выделенных на финансирование капитальных вложений, следует отметить не применение финансовых санкций к подрядчикам за неисполнение договорных обязательств. Так за нарушение сроков окончания работ по контрактам на ремонт дворовых территорий не оплачена неустойка в сумме 1,3 млн. рублей за неисполнение обязательств по договору на строительство водопропускного канала - 0,1 млн. рублей.
3.3. Контроль за ходом реализации и исполнения городских программ
В рамках исполнения полномочий контроля за ходом реализации и исполнения городских программ проведены аудит эффективности и проверки использования бюджетных средств выделенных на реализацию следующих городских программ:
- "Охрана окружающей среды города Липецка на (2013 - 2015 годы)" (объем финансирования - 3,19 млн. рублей)
- "Развитие образования в городе Липецке (2012 - 2014 гг.)" (объем финансирования - 68,2 млн. рублей)
- "Сохранение и развитие культуры и искусства города Липецка (2013 год)" (объем финансирования - 3,19 млн. рублей)
- "Повышение энергоэффективности сетей электроснабжения наружного освещения города Липецка 2013 - 2015 гг." (объем финансирования - 5,9 млн. рублей)
- "Организация отдыха, оздоровление детей и подростков города Липецка 2013 - 2015 гг." (объем финансирования - 53,5 млн. рублей)
- "Переселение граждан из аварийного (непригодного для проживания) жилищного фонда города Липецка 2013 - 2015 гг." (объем финансирования - 68,2 млн. рублей)
Программа "Охрана окружающей среды города Липецка на 2013 - 2015 годы" содержит мероприятия, направленные на развитие автоматизированной системы управления дорожным движением, обследование состояния городских земель, рекультивацию полигона ТБО "Венера", поддержку экологического воспитания и т.п. Программой определена система целевых индикаторов экономической и социальной эффективности ее реализации.
Проанализировав показатели целевых индикаторов, Счетной палатой сделан вывод о том, что мероприятия программы не дали ощутимого эффекта от их реализации. Так, например, обустройство решетками 14 деревьев, ежегодная рекультивация менее 4% земель полигона ТБО, а также перевод 1 единицы транспорта на газообразный вид топлива, оказывают ничтожное влияние на стабилизацию и улучшение экологической ситуации в городе.
В показателях программы прогнозное значение комплексного индекса загрязнения атмосферы (КИЗА) показано в расширенном диапазоне (7 - 13 единиц), то есть максимально допустимое значение индекса почти в 2 раза больше минимального и значительно больше, чем сложившийся до начала реализации программы (8 единиц). По результатам аудита эффективности даны предложения по пересмотру программных мероприятий.
Более 30 млн. руб. ежегодно направлялось на реализацию целевой программы "Развитие образования в городе Липецке (2012 - 2014 гг.)". Из выделенных средств более 70% использовано на улучшение инфраструктуры и укрепление материально-технической базы школьных учреждений (капитальный ремонт зданий и ограждений, устройство спортивных площадок, ремонт систем отопления).
Проверкой выполненных работ в четырех учреждениях из шести установлены факты некачественно выполненных работ, завышение оплаты за выполненные работы на сумму 0,4 млн. рублей, которые были устранены во время проверки.
Для оценки эффективности программы в перечень целевых индикаторов включен показатель "доля образовательных учреждений, в которых улучшены условия организации образовательного процесса за счет проведения капитального или текущего ремонта в отчетный период"
Счетной палатой предложено дополнительно внести индикатор "доля образовательных учреждений, требующих капитального ремонта", который позволит более объективно оценить техническое состояние общеобразовательных учреждений города.
Мероприятия городских целевых программ в сфере образования, культуры, а также программы "Липецк - наш общий дом" предусматривают организацию и проведение различных конкурсов, фестивалей, соревнований, олимпиад школьников, праздничных мероприятий.
Финансовое обеспечение таких мероприятий состоит из приобретения призов и подарков, расходных материалов, оплаты представительских расходов.
Нормативы финансовых затрат, на обеспечение однотипных мероприятий проводимых в рамках городских целевых программ, либо утверждаются отраслевым департаментом, либо вообще не утверждены.
Фактические затраты на такие мероприятия складываются в размерах значительно превышающих предельные нормы, установленные Положением "О представительских расходах и расходах на мероприятия органов местного самоуправления города Липецка".
Следует отметить, что нормы расходов, утвержденные вышеназванным Положением в 2008 году, устарели. По данному вопросу требуется принятие единого нормативного документа, содержащего предельные нормативы финансовых затрат на проведение мероприятий всеми структурными подразделениями органов местного самоуправления и муниципальными учреждениями.
В целях обеспечения энергосбережения в сетях наружного освещения города Липецка была разработана и реализовывалась городская целевая программа "Повышение энергоэффективности сетей энергоснабжения наружного освещения города Липецка (2012 - 2015 гг.)". Программа реализовывалась в течение одного года, а начиная с 2014 года мероприятия по энергосбережению в сетях наружного освещения города стали частью муниципальной программы "Энергоэффективность и энергосбережение города Липецка на 2014 - 2016 годы". В ходе реализации программы объем ее финансирования на 2013 год был сокращен с 4,5 млн. рублей до 1,4 млн. рублей, вместо планируемых шести мероприятий программы реализовано два.
Одновременно мероприятия по энергосбережению (замена светильников и ламп на энергосберегающие) проводились и в рамках текущей деятельности МКП "Липецкгорсвет" за счет субсидии городского бюджета. По прогнозным расчетам, за счет проводимых мероприятий планировалось достичь экономии бюджетных средств в размере 8%.
Однако при подведении итогов реализации программы данный показатель не рассматривался.
Счетной палатой в ходе проверки проанализированы данные об объеме электроэнергии, потребленной для уличного освещения в течение последних трех лет, из которых следует, что потребление для уличного освещения в натуральных показателях снизилось в расчете на одну светоточку на 78 кВт/час.
По результатам проверки предложено формировать перспективные программы с целевыми индикаторами позволяющими оценить результаты проводимых мероприятий.
3.4. Оценка законности и эффективности предоставления льгот, бюджетных субсидий, поручительств и иного обеспечения обязательств за счет средств бюджета города
Ежегодно в бюджете города предусматриваются субсидии казенным предприятиям на выполнение муниципального заказа, а также юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям, физическим лицам) - производителям товаров, работ, услуг, в целях возмещения затрат или покрытия выпадающих доходов.
В целях контроля за соблюдением порядка предоставления и использования выделенных субсидий в 2014 году проведены проверки:
- департамента транспорта дорог и благоустройства и МКП "Липецкгорсвет" - по предоставлению и использованию субсидий на возмещение затрат по освещению улиц города (около 120 млн. рублей в год);
- негосударственных образовательных учреждений по использованию субсидий на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (4,3 млн. рублей).
На все виды субсидий имеются правовые акты администрации города, устанавливающие цели, порядок и условия их предоставления.
Однако проведенными проверками отмечено, что при оплате работ по муниципальному заказу, в части возмещения затрат на содержание и ремонт объектов наружного освещения и иллюминации, возмещались не фактически понесенные предприятием затраты, а расчетные показатели затрат, сложившиеся исходя из тарифов на содержание одной светоточки рассчитанных по затратам предыдущего года, что нарушает нормы бюджетного законодательства.
По результатам проверки рекомендовано пересмотреть порядок предоставления субсидий на выполнение муниципального заказа.
Требует пересмотра и механизм предоставления субсидий на создание условий для массового отдыха жителей города.
Фактически средства выделенных субсидий являются социальной поддержкой ограниченной категории лиц, в отсутствие данных полномочий у органов местного самоуправления.
В целях увеличения охвата детей дошкольным образованием и поддержки негосударственных образовательных учреждений выделялись субсидии на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В 2013 году финансовую поддержку получили 3 негосударственных образовательных учреждения из четырех обратившихся на общую сумму 4,3 млн. рублей.
НОУ ДО Частному детскому садику "Фантазеры" в предоставлении субсидии отказано по причине отсутствия средств в бюджете города и возможности их дополнительного выделения.
В ходе проверки сделаны существенные замечания по разработке Порядка предоставления субсидий, который не предусматривает ряд обязательных норм, делающих процедуру выделения субсидий более прозрачной и исключающей неравные условия их предоставления.
В порядке контроля за эффективностью использования кредитных ресурсов, полученных под муниципальную гарантию, проверено муниципальное унитарное предприятие "Липецкая станция аэрации", которое с марта 2011 года использует кредиты ЕБРР для финансирования программы реконструкции очистных сооружений.
Проведенной проверкой отмечены определенные риски и неэффективные траты, которые могут повлечь приостановку кредитного финансирования и ухудшение финансового состояния предприятия.
Так, в силу сложившихся обстоятельств, в том числе и по вине партнеров, первая выборка кредита произошла только в апреле 2013 года, что повлекло уплату комиссии в размере 3,0 млн. руб., а также утрату права воспользоваться трехлетним льготным периодом для уплаты основного долга, что было решающим аргументом при конкурсном отборе кредитной организации.
В Соглашении о предоставлении муниципальной гарантии ответственность гаранта не разграничена на сумму основного долга по кредиту и прочих выплат (проценты, комиссии). В условиях нефиксированной процентной ставки за пользование кредитом невозможно определить выплаты по прочим обязательствам, что влечет риски непрогнозируемых расходов как у заемщика, так и у гаранта.
Проверкой вопроса эффективности использования объектов залогового фонда в обеспечение кредитных обязательств коммерческих организаций отмечено, что наличие противоречий в нормативных документах, отсутствие должной проверки финансового состояния претендентов на получение залога и контроля за исполнением инвестиционных соглашений, повлекло высокие риски отчуждения муниципального имущества и затраты бюджета на судебные расходы. В целом использование объектов залогового фонда можно признать неэффективным, так как цели, указанные в инвестиционных соглашениях, не достигнуты. По результатам проверки департаменту экономического развития рекомендовано привести Положение "О залоговом фонде города Липецка" в соответствие с нормами других нормативных актов регулирующих распоряжение муниципальной собственностью, либо, учитывая отрицательный опыт использования залогового имущества, отменить действие данного Положения.
В 2014 году проведена проверка по вопросу эффективности предоставления льгот некоммерческим общественным организациям по использованию муниципального имущества.
В соответствии с нормами Положения "О сделках с муниципальным имуществом" около 25 общественных некоммерческих организаций освобождаются от уплаты арендных платежей. Сумма выпадающих доходов за 2 года составила 7,8 млн. рублей.
Кроме того, ежегодно Решениями о бюджете города ряд организаций полностью или частично освобождаются от уплаты арендных платежей.
Отмечено, что отдельные организации на момент освобождения имели неоплаченную задолженность по арендной плате, что нарушает условия предоставления льготы, предусмотренные действующим законодательством.
На начало отчетного года в городе действовало более 30 договоров безвозмездного пользования муниципальным имуществом площадью более 11 тыс. кв. м.
При этом ряд пользователей не относится к категории безвозмездных ссудополучателей, либо используют муниципальное имущество по договорам с истекшим сроком действия (Приход Покровского храма города Липецка - 297,1 кв. м, по ул. Прокатная 9; Военный комиссариат по Липецкой области - 1438,8 кв. м, по ул. Плеханова 53-а и 825,6 кв. м, по ул. Бестужева, 10). За помещения, используемые по просроченным договорам, городской бюджет не получил в виде арендной платы около 23 млн. рублей.
3.5. Контроль за управлением и распоряжением муниципальным имуществом
В рамках контроля за управлением и распоряжением муниципальным имуществом проведены проверки:
- муниципальных унитарных предприятий "Липецктеплосеть", "Липецкводоканал", "Горэлектросеть" по вопросу эффективности использования арендной платы на реконструкцию коммунальных объектов;
- финансово хозяйственной деятельности МУП "Банно-прачечное хозяйство";
- финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Бином-ТВ";
- финансово хозяйственной деятельности МУП "Родничок";
- обоснованности формирования тарифов на ритуальные услуги муниципальным учреждением города;
- распоряжения земельными ресурсами города, полноты и своевременности поступления в бюджет города доходов от использования земель.
Проверки финансово хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий, а также акционерного общества со стопроцентным пакетом акций, принадлежащим муниципалитету, проводились в целях определения эффективности их хозяйствования, устойчивости финансового состояния и выявления неиспользованных резервов.
В ходе проверок муниципальных унитарных предприятий "Липецктеплосеть", "Горэлектросеть", "Липецкводоканал" установлено, что часть объектов (в 2013 году - 522 объекта стоимостью 412,3 млн. рублей, в 2014 году - 259 объектов стоимостью 139,0 млн. рублей) находилась в пользовании ОАО "ЛГЭК" без заключения договоров аренды.
В результате муниципальными предприятиями не получены доходы в виде арендной платы в 2013 году - 17,1 млн. руб., за 9 месяцев 2014 года - 6,5 млн. рублей, что отрицательно сказалось на формировании источника средств для финансирования реконструкции сетей коммунального обеспечения города. В то же время муниципальные предприятия понесли расходы, связанные с содержанием этих объектов в виде налога на имущество - 8,3 млн. рублей и земельного налога - 1,8 млн. рублей.
Проверками отмечены отдельные случаи неэффективных трат, такие как приобретение легкового автомобиля для нужд управления ресурсного обеспечения, техническое обслуживание и ремонт бесхозяйных сетей, которое должно осуществляться за счет гарантирующей организации.
Отрицательно сказывается на финансовом состоянии предприятий отвлечение средств в дебиторскую задолженность по арендным платежам, которая по состоянию на 01.01.2014 года составила 45,1 млн. рублей.
Имеются проблемы финансовой устойчивости у таких муниципальных предприятий как МУП "Банно-прачечное хозяйство" и МУП "Родничок", связанные в основном с низким спросом на оказываемые услуги. Загруженность двух бань, оказывающих услуги населению в составе муниципального предприятия составляет менее 30%, загруженность базы отдыха "Зеленая долина" являющейся основным хозяйствующим субъектом МУП "Родничок" в летние месяцы около 20%, в осенне-зимний период - 1,5%. По результатам проверок напрашивается вывод о необходимости изменения организационно-правовой формы, либо приватизации названных муниципальных предприятий.
Положительным примером в этом вопросе могут служить показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Бином-ТВ"
За три года деятельности с момента акционирования общество расширило сферу оказываемых услуг, реализовало неиспользуемое в хозяйственном обороте имущество и обеспечивает достойно оплачиваемыми рабочими местами и социальным пакетом около 90 работников.
Еще одним положительным примером, отмеченным в ходе проверок муниципального сектора экономики города, является финансирование работ по благоустройству и содержанию кладбищ на основании муниципального задания. Практически без увеличения объемов финансирования, муниципалитет значительно снизил риски появления недобросовестного подрядчика и некачественного выполнения работ, которые раньше выполнялись на условиях заключения муниципального контракта.
Однако, по мнению Счетной палаты, механизм расчета норматива затрат на финансирование муниципального задания требует совершенствования по ряду позиций, например в части распределения общехозяйственных расходов между затратами на оказание платных услуг и затратами на выполнение муниципального задания.
Счетная палата в 2014 году принимала участие в проведении ежегодного общероссийского контрольного мероприятия по вопросу правомерности и эффективности управления и распоряжения земельными ресурсами города, полноты и своевременности поступления в бюджет доходов от распоряжения и использования муниципальных земель. План и методика проведения мероприятия были рекомендованы Союзом муниципальных контрольно-счетных органов, результаты проверки обсуждались на совещании представительства Союза МКСО по Центральному федеральному округу. Проверкой отмечено некорректное ведение учета земельных участков в Реестре муниципальной собственности города, в связи с чем поручено провести полную инвентаризацию земельных участков и сверку данных с Управлением федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии.
Сравнительным анализом ставок арендной платы установлено, что по отдельным позициям ставки за муниципальные земли значительно ниже, предусмотренных областным и федеральным законодательством за аналогичные земельные участки.
По отдельным договорам аренды применяется льготная ставка арендной платы как для объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, тогда как следует применять более высокую ставку, как для объектов коммунального хозяйства. При рассмотрении материалов проверки на заседании Малого Совета администрации города руководителям структурных подразделений даны конкретные поручения в целях повышения эффективности использования муниципальных земель.
4. Экспертно-аналитическая работа
В соответствии с Положением "О Счетной палате города Липецка", одной из важнейших задач Счетной палаты является финансовая экспертиза проектов нормативных правовых актов местного самоуправления, влияющих на формирование и исполнение бюджета города или затрагивающих муниципальную собственность, а также городских целевых Программ.
Экспертно-аналитическая деятельность в 2014 году осуществлялась по следующим направлениям:
- по проекту бюджета города Липецка, обоснованности его доходных и расходных статей, размерам муниципального долга и дефицита городского бюджета;
- по проекту Прогнозного плана приватизации муниципального имущества;
- по проектам нормативно-правовых актов, вносимым на рассмотрение городского Совета депутатов;
- по проектам муниципальных Программ;
- по согласованию сделок с муниципальным имуществом;
- по предоставлению льгот и преференций.
Во исполнение поставленных задач проведено 94 экспертно-аналитических мероприятия. Подготовлено 72 заключения по вопросам, внесенным на рассмотрение Липецкого городского Совета депутатов, в том числе:
- по проекту бюджета, отчету об исполнении бюджета - 5
- по внесению изменений в бюджет - 6
- по проектам нормативных правовых актов - 39
- по вопросам распоряжения муниципальной собственностью - 14
- по предоставлению льгот и преференций - 5
- по проекту Прогнозного плана приватизации и внесения изменений в Прогнозный план приватизации - 3
При принятии решений по нормативным актам учтено 19 предложений Счетной палаты, в том числе по таким основополагающим нормативным актам как:
- Устав города Липецка;
- Правила благоустройства территорий города Липецка;
- Положение "О порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом города Липецка";
- Положение "О сделках с муниципальным имуществом";
- Положение "О порядке проведения конкурса на замещение должностей муниципальной службы";
- Порядок установления размера платы за жилое помещение на территории города.
Так, проанализировав нормы Положения "О порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом города Липецка", предложено распространить его действие на муниципальные казенные предприятия и муниципальные казенные учреждения, установить порядок управления долями, акциями, принадлежащими муниципальному образованию город Липецк, а также муниципальным предприятиям города, прописать порядок управления и распоряжения земельными участками, принадлежащими муниципалитету.
Во исполнение майских Указов Президента Российской Федерации, в соответствии с разработанными "дорожными картами", неоднократно вносились изменения в нормативные акты, повышающие размеры оплаты труда работников бюджетной сферы. Своевременная финансовая экспертиза нормативных актов, принимаемых по вышеуказанным вопросам, позволила улучшить материальное обеспечение широкого круга работников бюджетной сферы.
Зачастую проекты внесения изменений в нормативные акты города продиктованы проведенными контрольными мероприятиями.
Так, в 1 квартале отчетного года было проведено контрольное мероприятие по вопросу эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделенных на предоставление муниципальных социальных грантов. В целом проверка показала востребованность и социальную направленность проекта, однако отмечено, что ряд норм Положения регулирующего порядок предоставления гранта, состав и работу конкурсной комиссии требуют пересмотра. В связи с этим в июле 2014 года, учитывая материалы проверки Счетной палаты, департаментом территориального управления администрации города Липецка разработан и представлен на рассмотрение Липецкого городского Совета депутатов новый проект Положения "О муниципальном социальном гранте в городе Липецке".
В отчетном году на 40% возросло количество заключений по вопросам распоряжения муниципальной собственностью. Это связано в основном с участившимися обращениями юридических лиц и государственных органов федерального и регионального уровней о безвозмездной передаче на другой уровень собственности или в безвозмездное пользование занимаемых площадей.
Основаниями для передачи являлось как перераспределение полномочий между уровнями власти, так и желание получить безвозмездно муниципальное имущество, используемое для осуществления коммерческой деятельности. Счетная палата детально анализировала каждую предполагаемую сделку по данному вопросу. Учитывая заключения Счетной палаты города Липецка, в 2014 году было отказано в передаче из муниципальной собственности недвижимого имущества используемого для осуществления деятельности ОГУП "Липецкфармация" (1734,1 кв. м), ОАО "Липецкоптика" (284,6 кв. м) ГУЗОТ "Медицинский информационно-аналитический центр" (236,5 кв. м), а также оговорены условия передачи в муниципальную собственность освободившихся объектов недвижимости, занимаемых судебными участками мировых судей Советского округа города Липецка.
5. Информационная деятельность. Взаимодействие с государственными и муниципальными органами
В отчетном году Счетная палата проводила работу по публичному представлению своей деятельности. Информация о результатах контрольных мероприятий, экспертно-аналитической деятельности оперативно направлялась в Липецкий городской Совет депутатов Главе города, при необходимости председателям отраслевых департаментов и в правоохранительные органы.
Счетная палата расширила официальную страницу на сайте Липецкого городского Совета депутатов в соответствии с требованиями типового перечня информации о деятельности контрольно-счетного органа, утвержденного решением Президиума Союза МКСО от 18 декабря 2014 года.
В отчетном году средства массовой информации неоднократно отражали деятельность контрольного органа, в основном касающуюся рассмотрения материалов проверок Счетной палаты на заседаниях постоянных профильных комиссий городского Совета депутатов. Счетная палата взаимодействовала со структурными подразделениями администрации города в части предоставления необходимой информации рассмотрения материалов проверок, устранения нарушений, разработки и принятия необходимых правовых актов для решения проблемных ситуаций.
Счетная палата принимает участие в работе коллегиальных органов администрации города, оргкомитетов по проведению публичных слушаний, комиссии по противодействию коррупции, по списанию основных средств, по предоставлению льгот при проведении капитального ремонта арендованных объектов.
С февраля 2015 года председатель Счетной палаты принимает участие в работе комиссии по повышению устойчивости муниципального сектора экономики, сформированной в целях разработки и принятия мер по поддержке и повышению устойчивости экономики, сбалансированности бюджета города в условиях кризисных явлений.
В отчетном году продолжалась работа в рамках соглашений о сотрудничестве и взаимодействии с Прокуратурой Липецкой области, Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области и городу Липецку, территориальным управлением Федерального казначейства Российской Федерации.
Значительная работа проведена по развитию сотрудничества и взаимодействия по вопросам совершенствования муниципального финансового контроля, обмена опытом работы с Союзом муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов и муниципальных образований.
Счетная палата города с 2008 года состоит членом Союза муниципальных контрольно-счетных органов России.
Председатель Счетной палаты является исполнительным секретарем Представительства Союза МКСО по Центральному федеральному округу. В отчетном году принимала участие в работе XIII конференции Союза МКСО и общего собрания Представительства Союза МКСО по Центральному федеральному округу в городе Курске.
Для качественного выполнения возложенных функций финансового контроля работники Счетной палаты постоянно совершенствуют свой профессиональный уровень. В 2014 году 4 работника Счетной палаты прошли обучение по программам:
- "Финансовый контроль и управление бюджетными ресурсами муниципальных образований" в ФБУ "Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации" города Москва;
- "Управление муниципальными финансами" в Международном информационном экономико-правовом центре города Санкт-Петербург;
- "Финансовый контроль деятельности органов государственной и муниципальной власти" в Международном информационном экономико-правовом центре города Санкт-Петербург.
6. Основные направления деятельности Счетной палаты города в 2015 году
Текущая ситуация ставит перед контрольно-счетными органами новые задачи. В начале 2015 года, в условиях новых экономических сложностей существенно возрастает роль и значение финансового контроля. Предстоит ответственная работа, которая потребует полной отдачи от сотрудников Счетной палаты и наших коллег финансистов в исполнительной власти города.
Вводимые бюджетные ограничения не должны сводиться к пропорциональному сокращению статей расходов бюджета или муниципальных программ. Необходимо, чтобы решения об оптимизации бюджетных расходов принимались с учетом результатов контрольных мероприятий эффективности использования бюджетных средств, с пониманием конечного результата бюджетных трат.
Президент России В.В. Путин поручил Счетной палате Российской Федерации осуществлять мониторинг исполнения плана обеспечения устойчивого развития экономики и социальной сферы в 2015 году.
Мероприятия по повышению устойчивости муниципального сектора экономики проводятся в нашем городе, и Счетная палата намерена принимать в этом вопросе активное участие.
Президент России поручил Счетной палате Российской Федерации и контрольным органам на местах еще раз проанализировать сферу закупок и ужесточить контроль за осуществлением закупок для государственных и муниципальных нужд.
В 2015 году в соответствии с новой редакцией Бюджетного кодекса Российской Федерации, необходимо дополнить полномочиями по проведению аудита закупок, Положение "О Счетной палате города Липецка" и приступить к осуществлению этой деятельности на практике.
В плане мероприятий Счетной палаты на текущий финансовый год - контроль за ходом реализации муниципальных программ, за использованием бюджетных средств при осуществлении инвестиционных проектов города, выделением бюджетных субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, управлением и распоряжением имуществом муниципальной казны, а также имуществом, находящимся в хозяйственном ведении муниципальных предприятий и акционерных обществ с участием муниципалитета.
Работа Счетной палаты будет направлена на качественное и оперативное выполнение поставленных задач, совершенствование стандартизации и методического обеспечения своей деятельности, взаимодействие с органами местного самоуправления, контрольно-надзорными и правоохранительными органами.
Председатель Счетной |
М.П. Зиборова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Липецкого городского Совета депутатов от 26 марта 2015 г. N 1024 "Об отчете о работе Счетной палаты города Липецка в 2014 году"
Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия
Текст решения опубликован в газете Липецкой области "Огни Липецка" от 11 апреля 2015 г. N 16