Рассмотрев информацию о результатах деятельности системы образования города Липецка в 2014 - 2015 учебном году, представленную Главой города Липецка, руководствуясь статьей 36 Устава города Липецка, учитывая решение постоянной комиссии Липецкого городского Совета депутатов по образованию, культуре, спорту и делам молодежи, Липецкий городской Совет депутатов.
1. Принять к сведению информацию о результатах деятельности системы образования города Липецка в 2014 - 2015 учебном году (прилагается).
2. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Липецкого городского |
И.В. Тиньков |
Секретарь сессии |
С.В. Тонких |
Информация
о результатах деятельности системы образования города Липецка в 2014 - 2015 учебном году
Принята решением сессии Липецкого городского
Совета депутатов от 27.10.2015 N 29
Отчет о деятельности системы образования стал традиционным в плане работы Липецкого городского Совета депутатов. Воспринимаем это как признание значимости отрасли в социальной сфере города.
В течение ряда лет отчеты строились на таких критериях, как полнота реализации полномочий, степень достижения целей, удовлетворенность потребителя качеством услуг. Дополним их перечень критерием "динамика ключевых показателей отрасли". Это позволит аргументированно говорить о социальных эффектах деятельности и обоснованно представлять проблемы.
Начнем с количественных показателей, характеризующих структуру системы. К началу нового учебного года в ней функционируют 148 образовательных учреждений: 72 детских сада, 63 школы, 13 учреждений дополнительного образования. В них получают образование более 26000 воспитанников дошкольного возраста и 49800 учащихся. Таким образом, контингент детских садов и школ вырос почти на 4 тысячи человек по сравнению с прошлым годом. Это свидетельство улучшения демографической ситуации в городе и эффективности мер по обеспечению доступности общего образования.
Прежде всего, дошкольного. Это одна из важных задач департамента образования. В прошедшем году, создав 1030 дополнительных мест, мы максимально приблизились к показателю 100% в охвате дошкольным образованием детей от трех до семи лет. И до конца календарного года обязательно его обеспечим. Показатели за три года, представленные на экране, отражают, как последовательно шла к этому администрация города Липецка и что сделано в 2014 - 2015 учебном году.
На 01 сентября 2015 года в детские сады направлены 6600 детей, выдано на 1300 направлений больше, чем в 2014 году. Очередь сохраняется в основном в группы для детей двух - трех лет (2787 человек) в новых микрорайонах и таких районах, как Сселки, Опытная станция, Сырский Рудник. При этом остаются свободными места для детей от двух до трех лет в восьми детских садах, от трех до четырех лет - в шестнадцати. Продолжают функционировать группы для детей до двух лет в восьми ДОУ, группы кратковременного пребывания - в десяти.
На повестке дня - повышение доступности дошкольного образования для детей до трех лет, а значит, задача создания дополнительных мест в этой сфере (за счет строительства новых детских садов) остается актуальной.
В системе начального, основного и среднего общего образования проблема доступности решена в связи с обязательностью этих уровней и достижением практически стопроцентного охвата ими учащихся. Актуальной становится задача обеспечения равного доступа к общему образованию всем категориям граждан, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Для этого нужна безбарьерная среда. В 2014 году оснащены пандусами семь образовательных учреждений. Всего на начало учебного года условия доступной среды были обеспечены в двадцати шести учреждениях, из них в восьми детских садах, четырнадцати школах, четырех зданиях УД О.
Кроме того, до конца года планируется освоить более 16 750 тысяч рублей. Они пойдут на строительство и ремонт пандусов, ограждений и поручней, а также на приобретение инклюзивного компьютерного и реабилитационного оборудования для двадцати школ.
На обеспечение равного доступа к общему образованию всем категориям учащихся направлен проект "Центр дистанционного обучения детей", который реализуется СШ N 48. Кроме детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, там могут получить образование те, кто проявил способности в какой-либо деятельности (учебе, спорте, музыке), кто временно проживает на другой территории.
Равный доступ к общему образованию - это и равные (или соотносимые) материально-технические условия образовательного процесса. Мы добиваемся этого, решая другую важную задачу департамента - обеспечивая содержание зданий и сооружений учреждений образования. Для подготовки к новому учебному году на капитальные и текущие ремонты конструктивных элементов зданий были выделены 170,5 млн. рублей из городского и областного бюджетов. Они направлены на замену оконных блоков в восемнадцати ОУ; ремонт кровли - в девяти; системы отопления - в двух; ограждения - в двух; актового и спортивного залов - в двух; крыльца основного входа - в одном; помещений - в одном.
За счет средств областного и городского бюджетов проведен ремонт филиала ДОУ N 14. Средства областного бюджета израсходованы на ремонт помещений в специальных (коррекционных) школах N 16 и 32.
Во всех ОУ проведены текущие ремонты.
Выполнены мероприятия по наказам избирателей (в СОШ N 70 отремонтирована спортплощадка, установлены уличные тренажеры и трибуны).
Равный доступ к общему образованию - это и равные режимные условия образовательного процесса, т.е. работа в первую смену. Меры по переводу школ в односменный режим до сих пор давали положительный результат: нам удавалось увеличивать долю обучающихся в первую смену (с 77,6% в 2012 - 2013 учебном году до 80,8% в прошлом). И это при ежегодном увеличении контингента учащихся и загруженности школ в среднем по городу на 104,8%. Использовались все ресурсы системы. Прирост контингента школьников к началу 2015 - 2016 учебного года усложнил ситуацию. Особенно остро она проявляется в Октябрьском округе, где наполняемость школ составляет от 133 до 203%. Дальнейшая работа по переводу школ в односменный режим потребует введения новых объектов.
Сегодня качество общего образования обеспечивают новые стандарты. Поэтому в прошлом учебном году был завершен массовый переход (20962 учащихся первых - четвертых классов) на ФГОС начального общего образования, введен стандарт дошкольного образования, созданы условия для массового перехода на ФГОС основного общего образования (5275 учащихся пятых классов на 01 сентября 2015 года).
К полномочиям департамента образования относится и обеспечение условий для получения дополнительного образования. В прошлом учебном году в подведомственных ему УДО занимались более 19000 учащихся. Мы ежегодно наращиваем показатели охвата детей дополнительным образованием (2012 - 40,7%, 2013 год - 42,0%, 2014 - 43,8%). Между тем в перечне предлагаемых направлений остается узким спектр объединений, связанных с хореографией, техническим творчеством и моделированием, естественно-научной деятельностью, информационными технологиями, робототехникой. Причина - отсутствие необходимых материально- технических условий. Таким образом, увеличение охвата детей дополнительным образованием связано с укреплением и расширением ресурсной базы этой сферы.
Ограничены ресурсы, которыми располагает система образования, и для роста показателя "Охват детей и подростков различными формами отдыха и оздоровления". Летом 2015 года в лагерях на базе шестьдесят трех школ отдохнули 5994 учащихся, в ЗОЛ "Орленок" и его структурном подразделении "Солнечный" - 882. Были организованы профильные смены для кадет СОШ N 14, КШ N 43, учащихся ЦДО "Стратегия", членов клуба "Авиатор". Состоялись исследовательские и археологическая экспедиции в Лев-Толстовском и Елецком районах. Всего летом отдых и оздоровление получили 8912 учащихся школ (с учетом данных департамента по физической культуре и спорту) и 14376 воспитанников детских садов. Из-за ресурсной ограниченности на будущее строим весьма "взвешенные" планы: показатели охвата отдыхающих по итогам 2015 года составят 22,6%, в 2016, 2017 - 23,0%.
Поскольку "в образовании ничего нельзя добиться, минуя педагога", важной была деятельность, связанная со стимулированием педагогических работников к качественному труду; через повышение их заработной платы. По отношению к 2011 году, предшествующему началу работы, было обеспечен рост зарплаты в дошкольных учреждениях на 95,6%, школах - на 74,6%, УДО - на 110%). Реализованные меры стабилизировали кадровую ситуацию, сдержав такие негативные процессы, как отток педагогов из отрасли, их старение, падение престижа педагогической профессии.
К другим социальным эффектам деятельности системы можно отнести устранение социальной напряженности в сфере дошкольного образования, вызванной дефицитом мест в детских садах, и снижение риска неравенства в обеспечении доступа к качественному общему и дополнительному образованию всем категориям граждан до восемнадцати лет.
Принимая во внимание "большой" (около 5 млрд. рублей) и "напряженный" (ограниченный) бюджет отрасли, целесообразно поднять тему эффективности использования финансовых средств. Практически все они осваивались программным способом (непрограммная доля расходов - 1,1%), обеспечивающим прозрачность и подотчетность средств. Работа по реализации муниципальной программы развития образования в 2014 году признана высокоэффективной. Весь объем (100%) средств использовался по целевому назначению.
Подводя итог проделанной работы, можно сделать вывод: в рамках имеющихся полномочий департаменту образования удалось реализовать намеченные цели, достичь положительной динамики ключевых показателей отрасли. К ее достижениям можно отнести также результаты государственной итоговой аттестации (показатели на экране), победы липецких школьников в олимпиадах и творческих конкурсах, вхождение одиннадцати ОУ в престижные всероссийские рейтинги: ТОП пятьсот лучших российских школ и "100 лучших школ России"; получение семнадцатью школами областного гранта по наилучшим показателям качества образования; победу учителя информатики гимназии N 12 А.А. Волковой на областном этапе Всероссийского конкурса "Учитель года", ее вхождение в пятерку лучших педагогов на его заключительном этапе; победу Липецка в региональном конкурсе муниципальных моделей государственно-общественного управления образованием.
В период, совпавший с прошедшим учебным годом, в стране завершился Год культуры, начался Год литературы, широко и торжественно отмечалось 70-летие победы в Великой Отечественной войне. Воспитывая подрастающее поколение, нельзя было не обратиться к этим значимым для каждого россиянина "духовным скрепам". И прежде всего, организуя традиционные в системе образования массовые воспитательные акции! Так, в мае 2015 года были подведены итоги городской акции "Победа в сердце каждого!", в сентябре дан старт новой акции "Великая история - великая Держава!".
Хочется надеяться, что деятельность системы образования дает возможность ребенку полноценно "прожить детство", подростку выйти во взрослую жизнь с высокого старта. И основания для этой надежды - итоги социологического опроса, проводимого управлением по работе со СМИ и связям с общественностью. Доля удовлетворенных качеством услуг увеличилась в 2014-ом по сравнению с 2012-м годом в дошкольном образовании - на 7% (с 51 до 58%); в начальном, основном и среднем общем образовании - на 9% (с 44 до 53%). Это тоже важный социальный эффект деятельности отрасли.
В заключение подчеркну: система образования функционирует и развивается как открытая система. Поэтому с полной информацией о результатах ее деятельности в 2014 - 2015 учебном году, решаемых проблемах и задачах дальнейшего развития можно познакомиться в публичном докладе, размещенном на сайте департамента образования. В этом году мы назвали его "От качества управления к качеству результатов". Отчет департамента образования о деятельности в 2014 году с таким же названием занял первое место в конкурсе годовых отчетов структурных подразделений администрации города Липецка. Принимаем это не как оценку документа, а как оценку деятельности муниципальной системы образования.
Глава города Липецка |
М.В. Гулевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Липецкого городского Совета депутатов от 27 октября 2015 г. N 29 "О результатах деятельности системы образования города Липецка в 2014 - 2015 учебное году"
Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия
Текст решения официально опубликован не был