Счетная палата Красноярского края (далее - Счетная палата) является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля.
Деятельность Счетной палаты строится на принципах законности, независимости, объективности, эффективности, ответственности, гласности, соблюдения профессиональной этики и осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Уставом Красноярского края, Уставным законом Красноярского края от 31.03.2011 N 12-5718 "О Счетной палате Красноярского края" (далее - Уставный закон), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Красноярского края, Регламентом и стандартами Счетной палаты.
Полномочия Счетной палаты определены статьей 3 Уставного закона.
Основные задачи и приоритетные направления
деятельности Счетной палаты в 2013 году
Деятельность Счетной палаты осуществляется на основе годового плана, который формируется с учетом предложений органов законодательной и исполнительной власти края, исходя из необходимости проведения целостного и взаимоувязанного комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, направленных на обеспечение всестороннего системного контроля за формированием и исполнением краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования.
В 2013 году деятельность Счетной палаты была направлена на решение следующих основных задач:
1. Усиление контроля за использованием средств, направляемых на финансирование мер по обеспечению реализации приоритетных задач, определенных Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Красноярского края на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов.
2. Обеспечение и дальнейшее развитие системы предварительного и последующего контроля за формированием и исполнением краевого бюджета.
Приоритетные направления деятельности Счетной палаты в отчетном году обусловлены, в первую очередь, Бюджетным посланием Президента РФ от 28.06.2012 "О бюджетной политике в 2013-2015 годах", "майскими" указами Президента РФ, а также изменениями Бюджетного кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях, налогового законодательства.
Особое внимание Счетной палатой уделялось экспертизе государственных программ края в условиях перехода на программный бюджет, анализу долговой политики края и эффективности использования долговых инструментов, а также выработке рекомендаций по укреплению доходной базы краевого и местных бюджетов.
В условиях роста дефицита бюджета, а также с целью повышения эффективности бюджетных расходов Счетная палата сосредоточила усилия на вопросах совершенствования системы межбюджетных отношений в крае; оценке расходования средств краевого бюджета, направленных на реализацию государственных полномочий, переданных на муниципальный уровень; ревизии социальных льгот (с целью повышения адресности мер социальной поддержки граждан); управлении государственной и муниципальной собственностью; пересмотре подходов к осуществлению мер государственной поддержки в сфере сельского хозяйства, водного и автомобильного транспорта, финансированию средств массовой информации.
Выполнение поставленных в 2013 году задач неразрывно связано с повышением эффективности деятельности Счетной палаты. В целях повышения качества реализации полномочий, а также совершенствования деятельности, Счетной палатой при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий осуществлялась оценка эффективности системы управления, проводился анализ коррупционных факторов и рисков, а также была продолжена работа по переходу от финансового аудита к аудиту эффективности.
Финансово-экономическая экспертиза
В 2013 году Счетной палатой в установленном порядке проводился анализ соответствия законопроектов действующему законодательству, оценивалось состояние нормативной и методической базы, регламентирующей порядок формирования законопроектов, полнота представляемых расчетов, финансовых и экономических обоснований.
За отчетный период в рамках предварительного контроля Счетной палатой подготовлено 193 экспертных заключения по проектам законов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств краевого бюджета, или влияющих на его формирование и исполнение, и 188 заключений на проекты постановлений Правительства Красноярского края (из них: 168 - по долгосрочным целевым программам и 20 - по государственным программам края).
Результаты финансово-экономической экспертизы законопроектов свидетельствуют об улучшении качества их подготовки: доля законопроектов, по которым Счетной палатой не установлено замечаний, увеличилась с 39,6% - в 2012 году до 46,4% - в 2013 году.
Вместе с тем, по-прежнему актуальными являются замечания к качеству подготовки финансово-экономических обоснований, а также к процедуре предоставления документов на экспертизу.
Результаты финансово-экономической экспертизы государственных программ показали, что отсутствие в крае стратегического документа, определяющего основные приоритеты в различных сферах экономики региона, отрицательно сказалось на качестве подготовки проектов государственных программ.
При проведении финансово-экономической экспертизы законопроектов, долгосрочных целевых и государственных программ края Счетной палатой разрабатывались предложения по улучшению качества бюджетного планирования и результативности использования бюджетных средств.
Контроль за исполнением и формированием краевого бюджета
Важнейшей составной частью деятельности Счетной палаты является подготовка заключений на годовой отчет об исполнении краевого бюджета, а также на проект закона края о краевом бюджете на соответствующий год и плановый период.
В заключении Счетной палаты на годовой отчет об исполнении краевого бюджета за 2012 год отмечено, что при высоком уровне зависимости от внешних факторов наблюдается перевыполнение отдельных прогнозных значений экономических показателей, учтенных при формировании проекта краевого бюджета.
По итогам 2012 года краевой бюджет исполнен с дефицитом 24 100,7 млн рублей, который близок к предельному (расчетному) уровню (91,8%).
Исполнение краевого бюджета за 2012 год, как и за предыдущие годы, характеризуется перевыполнением доходных источников краевого бюджета и сдержанной политикой исполнения расходов.
Объем государственного долга края по состоянию на 01.01.2013 составил 28 657,6 млн рублей. Основная часть государственного долга (90,4%) представлена государственными ценными бумагами, 5,2% составляли бюджетные кредиты из федерального бюджета, 4,3% - государственные гарантии и поручительства.
Доходы краевого бюджета за 2012 год исполнены в сумме 140 499,1 млн рублей, что на 3,4% превышает план, утвержденный Законом края от 01.12.2011 N 13-6649 "О краевом бюджете на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов".
Исполнение налоговых и неналоговых доходов составило 112 724,4 млн рублей или 100,9% от плановых назначений.
Расходы краевого бюджета в 2012 году составили 164 599,8 млн рублей. Исполнение расходов за счет собственных средств краевого бюджета - 95,2%.
Общая сумма неисполненных ассигнований составила 15 848,6 млн рублей. Наибольшие суммы неисполнения отмечены по разделам: "Национальная экономика" (7 368,9 млн рублей), "Здравоохранение" (1 762,7 млн рублей) и "Образование" (1 685,8 млн рублей).
В общем объеме расходов краевого бюджета расходы на реализацию 51 долгосрочной целевой программы составили 16,7% и профинансированы в сумме 27 408,3 млн рублей (94% от плановых назначений).
В соответствии с положениями главы 25.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регламентирующими основы составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности, Счетной палатой проведена внешняя проверка бюджетной отчетности 44 главных администраторов бюджетных средств.
В 2013 году Счетной палатой проведена экспертиза проекта закона Красноярского края "О краевом бюджете на 2014 год и плановый период 2015- 2016 годов" (далее - Проект закона края о бюджете). В отчетном году Проект закона края о бюджете впервые был сформирован в программном формате.
Особое внимание при проведении экспертизы уделялось анализу макроэкономических условий формирования краевого бюджета на 2014-2016 годы, налоговой и бюджетной политики края на среднесрочную перспективу, а также соблюдению требований Бюджетного кодекса РФ.
Макроэкономические условия прогноза СЭР характеризуются замедлением экономического роста, снижением уровня мировых цен, ослаблением курса рубля.
Бюджет Красноярского края на 2014 год и плановый период 2015- 2016 годов является дефицитным.
Доходы краевого бюджета в 2014 году прогнозируются в сумме 148 309,0 млн рублей, расходы - 170 998,7 млн рублей. При этом дефицит краевого бюджета составит 22 689,7 млн рублей, или 15,3% от общего годового объема доходов.
По отношению к 2013 году параметры краевого бюджета характеризуются снижением расходов на 5,5% (главным образом, за счет снижения распределенной суммы безвозмездных поступлений) и увеличением расходов по отношению к предыдущему году в 2015 году - на 4,7%; в 2016 году - на 0,3%.
Формирование доходов краевого бюджета на 2014-2016 годы осуществляется в условиях изменений, вносимых в налоговое, бюджетное и таможенное законодательство, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты края.
Счетная палата отметила значительные риски неисполнения доходов краевого бюджета в 2014 году, связанные с запланированным увеличением поступления налога на прибыль организаций по видам деятельности - добыча полезных ископаемых и металлургическое производство, а также производство готовых металлических изделий, в сумме 7,4 млрд рублей.
В то же время имеются резервы, которые могут компенсировать существующие риски неисполнения доходов.
Расходы краевого бюджета сформированы в соответствии с принятыми государственными программами края. Доля таких расходов в краевом бюджете - 97%.
Законопроект содержит новые расходные обязательства, не связанные с реализацией "майских" указов Президента РФ: в 2014 году - 777,1 млн рублей, в 2015 году- 518 млн рублей, 2016 году- 18,0 млн рублей.
Предусмотрены расходы на строительство 12 новых объектов капитального строительства: в 2014 году - 100 млн рублей, в 2015 году - 117,5 млн рублей и в 2016 году - 566,8 млн рублей.
Проект закона края о бюджете содержит инициативные расходы в следующих суммах: 2014 год - 9 936,7 млн рублей, 2015 год - 9 411 млн рублей, 2016 год - 8 400 млн рублей. В основном это меры социальной поддержки населения края.
Расходы краевого бюджета необходимо будет уточнять по итогам принятия решений о проведении всемирных студенческих зимних игр в Красноярске в 2019 году.
На протяжении ряда последних лет происходит наращивание государственного долга (отношение долга края к доходам): с 10,8% в 2010 году до 73,4% в 2016 году.
В целях сокращения нагрузки на краевой бюджет Счетная палата в своем заключении отметила необходимость продолжения начатой в 2013 году работы по повышению адресности мер социальной поддержки.
Контроль за формированием и исполнением бюджета
Территориального фонда обязательного медицинского страхования
В 2013 году Счетной палатой проведена проверка годового отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Красноярского края (далее - ТФОМС).
Проверка показала, что за 2012 год расходы бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Красноярского края не исполнены в сумме 96,4 млн рублей, в том числе: 63 млн рублей - на оказание дополнительной медицинской помощи; 2 млн рублей - на реализацию территориальной программы ОМС; 974,3 тыс. рублей - на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам; 108,5 тыс. рублей - на обеспечение восстановительного лечения работающих граждан края в санаторно-курортных организациях.
При проведении экспертизы проекта закона края "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Красноярского края на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов" установлено, что бюджет ТФОМС сформирован в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, законодательно-регулирующими документами федерального и краевого уровня.
На 2014 год запланирован общий объем доходов в сумме 41 768,6 млн рублей, общий объем расходов - в сумме 41 844,6 млн рублей, дефицит бюджета ТФОМС - 76,0 млн рублей. На плановый период 2015 и 2016 годов прогнозируются равные объемы доходов и расходов ежегодно - в сумме 44 139,5 млн рублей.
Основными источниками формирования доходов ТФОМС определены межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и краевого бюджета, имеющие строго целевой характер направления.
Расходы бюджета ТФОМС в 2014 году по сравнению с 2013 годом увеличатся на 7 152,5 млн рублей, или на 20,6%.
Основные итоги контрольной и экспертно-аналитической
деятельности Счетной палаты
В 2013 году Счетная палата осуществила комплекс мероприятий, результаты которых позволили оценить действенность мер, принимаемых органами исполнительной власти, эффективность использования бюджетных средств.
Всего в 2013 году Счетной палатой проведены: 381 финансово-экономическая экспертиза проектов законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти края, 74 контрольных мероприятия, 6 экспертно-аналитических мероприятий и аналитических записок.
Проверками охвачен 171 объект. Из них: 45 органов государственной власти, 54 органа местного самоуправления.
Общий объем проверенных средств краевого бюджета составил 54,0 млрд рублей, выявлено нарушений на сумму 10,7 млрд рублей.
Кроме того, в рамках контрольных мероприятий Счетной палатой в 2013 году проверены средства бюджетов муниципальных образований края в сумме 1,2 млрд рублей. Общий объем выявленных нарушений составил 12,3 млн рублей.
Среди контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой в отчетном году, следует отметить мероприятия, направленные на рассмотрение таких актуальных для края вопросов, как энергосбережение и повышение энергетической эффективности; реформирование системы здравоохранения в крае; реализация полномочий края по решению вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот; эффективность мер государственной поддержки сельского хозяйства; эффективность использования средств Дорожного фонда края, эффективность действующей в крае системы межбюджетных отношений; вопросы развития Арктической зоны и другие.
Энергосбережение
Учитывая, что одной из главных проблем, обозначенных в Энергетической стратегии России на период до 2030 года, является значительный нереализованный потенциал организационного и технологического энергосбережения, составляющий до 40 процентов общего объема внутреннего энергопотребления, Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлены основные полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области энергосбережения.
В рамках контроля реализации данного закона и с целью оценки эффективности расходования средств, предусмотренных долгосрочной целевой программой "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Красноярском крае" на 2010-2012 годы и на период до 2020 года (далее - ДЦП), в течение года Счетной палатой совместно с муниципальными контрольно-счетными органами края проводились проверки в этом направлении. Проверками установлено, что финансирование в полном объеме мероприятий программы не обеспечило достижения ожидаемого результата и эффекта, обозначенного в ДЦП.
Кроме того, в различных территориях края зафиксированы отклонения стоимости установки приборов учета коммунальных ресурсов в много квартирных домах и на объектах бюджетной сферы.
Здравоохранение
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а также внесением изменений в Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" переданы основные полномочия и расходные обязательства в сфере здравоохранения с муниципального на региональный уровень. Это стало основополагающим фактором для проведения Счетной палатой проверки результатов реформирования системы здравоохранения в крае, которая показала, что остаются нерешенными проблемы в структуре управления сферой здравоохранения в крае, требуется проведение комплекса мероприятий, направленных на оптимизацию численности государственных и муниципальных служащих с целью установления обоснованной штатной численности, объективно необходимой для реализации полномочий.
В целях оценки обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатную медицинскую помощь, совместно со Счетной палатой РФ проведен аудит эффективности использования государственных средств, направленных на реализацию Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи за период 2010-2012 годы.
О наличии проблем в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи свидетельствуют значительный дефицит финансового обеспечения программы и, как следствие, недофинансирование стоимости единицы объема по всем видам медицинской помощи, невысокая укомплектованность медицинских должностей, не обеспечение в полном объеме значений целевых показателей доступности и качества медицинской помощи.
Имеет место отставание территориальных нормативов по всем видам медицинской помощи от федеральных финансовых нормативов.
Социальная поддержка
С целью оценки качества реализации полномочий Красноярского края по решению вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определенных Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также в связи с завершением в 2012 году оптимизации сети детских домов Счетной палатой края проведены проверки условий содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в краевых образовательных учреждениях.
В ходе проверки установлены нарушения федерального законодательства в части осуществления детскими домами образовательных и медицинских услуг в отсутствие на это соответствующих лицензий.
Кроме того отмечено, что расчет реальной потребности в денежных средствах не осуществлялся. Нормативы расходов утверждены не по всему перечню расходов. Детские дома испытывают недостаток кадров и финансовых средств на ремонты.
Агропромышленный комплекс
Проверки расходов краевого бюджета в агропромышленном комплексе показали, что финансирование сельского хозяйства должно осуществляться с учетом стимулирования достижения определенных социально-экономических показателей. Господдержка не должна являться только инструментом компенсации затрат. Необходим механизм оценки влияния оказываемых мер господдержки на достижение общих показателей развития сельского хозяйства.
Механизмы предоставления мер господдержки требуют упорядочения и упрощения, при усилении системы ведомственного контроля.
Механизмы государственной поддержки субъектов АПК должны реализовываться в рамках комплексной системы мер развития агропромышленного комплекса, интегрированной в долгосрочную стратегию социально-экономического развития края.
Дорожный фонд
В 2013 году отдельное внимание уделялось эффективности использования средств Дорожного фонда края.
Фактически создание Дорожного фонда в 2012 году не привело к существенным изменениям положения дел в отрасли. Отсутствует надлежаще сформированная нормативная правовая база, выявлены существенные недостатки контроля за осуществлением дорожной деятельности. На момент проверки ни в одном муниципальном образовании края органы местного самоуправления в полном объеме не выполняют полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Отсутствие в Дорожном фонде достаточного объема средств приводит к занижению нормативных объемов финансирования содержания краевых автомобильных дорог, служит препятствием для принятия надлежащих стандартов качества и нормативов финансовых затрат, является основным фактором неудовлетворительного состояния более трети автодорог регионального и межмуниципального значения в крае.
Межбюджетные отношения
В условиях отсутствия законодательно определенных критериев, в соответствии с которыми объективно можно установить целесообразность и необходимость передачи конкретных государственных полномочий на муниципальный уровень, в течение года Счетной палатой проведен ряд проверок действующей в крае системы межбюджетных отношений.
Система управления процессами взаимодействия с органами местного самоуправления в крае не предусматривает наличие органа государственной власти, ответственного за реализацию территориальной политики, направленной на эффективное развитие муниципальных образований.
При действующей системе распределения межбюджетных трансфертов, установлены: возможность субъективизма в распределении финансовой помощи; множественность финансовых потоков и их низкая предсказуемость, а также невозможность осуществления контроля муниципальными контрольными органами; отсутствие заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении доходов и оптимизации расходов.
Развитие Арктической зоны
В условиях принятия "Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года" для субъектов РФ, имеющих выход к Северному Ледовитому океану, актуальными становятся вопросы реализации национальной политики в сфере освоения Арктического Севера. Красноярский край, имеющий обширную Арктическую зону, обладает всем комплексом вопросов, связанных с развитием Арктики.
В рамках изучения вопроса развития Арктической зоны субъектов Российской Федерации Счетная палата Красноярского края совместно со Счетной палатой Российской Федерации провела мероприятие "Многосторонний аудит эффективности внедрения и выполнения странами - членами Арктического Совета рекомендаций Арктического Совета в области обеспечения охраны окружающей среды и устойчивого развития в Арктике".
Качество работы Счетной палаты, как органа внешнего государственного финансового контроля, можно оценить через реализацию органами власти и проверяемыми организациями предложений, направленных на устранение выявленных нарушений и недостатков.
В соответствии с Уставным законом и Регламентом Счетной палаты результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты рассматривались коллегией. На заседания коллегии приглашались министры, главы муниципальных образований края, а также руководители проверяемых организаций.
Всего в 2013 году по рассмотренным законопроектам и нормативным правовым актам Правительства края, а также по результатам контрольных мероприятий Счетной палатой было высказано 1,2 тысячи замечаний и предложений, большая часть из которых принята органами власти и учтена в дальнейшей работе.
Анализ исполнения направленных Счетной палатой представлений показывает, что объектами проверок разрабатываются и осуществляются мероприятия по выполнению рекомендаций Счетной палаты, а также устраняются недостатки в организации и ведении бухгалтерского учета.
Всего по результатам проверок в адрес проверяемых органов и организаций направлено 30 представлений, из которых 27 - исполнены в полном объеме.
Система взаимодействия
Счетная палата края при осуществлении своей деятельности взаимодействует со Счетной палатой РФ, с органами государственного финансового контроля других субъектов РФ.
В рамках взаимодействия со Счетной палатой РФ в 2013 году проведены параллельные мероприятия:
- "Многосторонний аудит эффективности внедрения и выполнения странами - членами Арктического Совета рекомендаций Арктического Совета в области обеспечения охраны окружающей среды и устойчивого развития в Арктике (при участии высших органов финансового контроля арктических государств и контрольно-счетных органов субъектов РФ, расположенных в арктической зоне РФ)";
- "Аудит эффективности долговой политики, проводимой Красноярским краем, и анализ ее влияния на исполнение бюджета и социально-экономическое развитие региона".
Председатель Счетной палаты входит в состав Арктического Совета, принимает активное участие в совещаниях, проводимых Счетной палатой РФ.
В 2013 году с целью создания эффективного механизма поддержки государственной политики, направленной на совершенствование единой системы внешнего государственного финансового контроля в Российской Федерации, а также бюджетного законодательства, Счетной палатой заключено соглашение о сотрудничестве с Государственным научно-исследовательским институтом системного анализа Счетной палаты РФ.
В июле 2013 года, в соответствии с планом работы Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации (далее - АКСОР), комиссией АКСОР (далее - Комиссия) проведен комплексный анализ деятельности Счетной палаты за 2008-2012 годы, по результатам которого Комиссия рекомендовала Президиуму АКСОР выдать Счетной палате сертификат, удостоверяющий соответствие ее деятельности требованиям законодательства Российской Федерации, Декларации принципов деятельности контрольно-счетных органов Российской Федерации, стандартам внешнего финансового контроля.
Взаимодействие Счетной палаты с Губернатором, органами законодательной и исполнительной власти края в последние годы становится все более тесным и эффективным.
В первую очередь - это участие Губернатора края и депутатского корпуса в планировании деятельности Счетной палаты.
В соответствии с Уставным законом все поступающие в адрес Счетной палаты поручения и предложения Губернатора края, Законодательного Собрания края находят свое отражение в плане работы Счетной палаты.
Председатель Счетной палаты Т.А.Давыденко принимает участие в работе Совета Законодательного Собрания края, сессиях Законодательного Собрания края, совещаниях и заседаниях Правительства края, входит в состав Совета по улучшению инвестиционного климата при Губернаторе Красноярского края, Инвестиционного совета.
В рамках реализации полномочия по участию в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции, председатель Счетной палаты входит в состав Совета при Губернаторе Красноярского края по противодействию коррупции, а также принимает участие в совещаниях межведомственной рабочей группы в Прокуратуре Красноярского края.
Аудиторы тесно взаимодействуют с профильными комитетами Законодательного Собрания края, на которых рассматриваются отчеты Счетной палаты о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, принимают активное участие в заседаниях комитетов и рабочих групп.
В 2013 году Счетной палатой края была продолжена работа в рамках соглашений об информационном взаимодействии и сотрудничестве, заключенных с Прокуратурой Красноярского края, ГУ МВД по Красноярскому краю, Главным следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Красноярскому краю, Сибирским линейным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации с Федеральным казначейством, Службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края. Подписано соглашение с Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае.
Сотрудничество с контрольными, надзорными, правоохранительными органами позволяет исключить дублирование проверочных мероприятий и консолидировать силы на более важные направления.
Развитие муниципального финансового контроля
В 2013 году Счетной палатой была продолжена работа, направленная на развитие муниципального финансового контроля в крае (по состоянию на 01.01.2014 в 55 городских округах и муниципальных районах края организовано осуществление внешнего муниципального финансового контроля).
В течение года Счетной палатой осуществлялось консультационное и методологическое сопровождение деятельности муниципальных контрольно-счетных органов.
Представители контрольно-счетных органов муниципальных образований края приглашались к участию в конференциях, учебно-практических семинарах.
На мероприятия, проводимые Счетной палатой края для муниципальных контрольно-счетных органов, приглашались представители Счетной палаты РФ, представители органов законодательной и исполнительной власти края.
В марте 2013 года в совещании руководителей контрольно-счетных органов муниципальных образований края по теме "Организация взаимодействия контрольно-счетных органов Красноярского края по актуальным вопросам внешнего финансового контроля" приняла участие начальник инспекции Счетной палаты РФ, доктор экономических наук Н.П.Ефимова, которая поделилась с участниками совещания опытом по проведению Счетной палатой РФ проверок расходования средств на жилищно-коммунальное хозяйство.
В мае 2013 года представители 25 муниципальных образований края приняли участие в 2-дневном обучающем семинаре на тему "Вопросы повышения эффективности внешнего финансового контроля в современных условиях Российской Федерации", проведенном директором Федерального бюджетного учреждения "Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации" (НИИ СП) Ю.А.Крохиной.
В июне 2013 года Счетной палатой проведена видеоконференция на тему "Актуальные вопросы организации и практика деятельности органов внешнего и муниципального финансового контроля в Красноярском крае", в которой приняли участие представители законодательной и исполнительной власти края, а также главы муниципальных образований.
В декабре 2013 года ответственный секретарь Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации, доктор экономических наук, кандидат философских наук, профессор Н.С.Столяров выступил с лекцией для сотрудников муниципальных контрольно-счетных органов, проходивших обучение на курсах повышения квалификации.
Не прекращается работа Счетной палаты по содействию профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников контрольно-счетных органов муниципальных образований края. На базе кадрового центра Управления кадров и государственной службы Губернатора Красноярского края ежегодно проводятся обучающие семинары; сотрудники муниципальных контрольно-счетных органов в течение года привлекались к участию в контрольных мероприятиях, проводимых Счетной палатой.
В 2013 году продолжил свою работу Совет контрольно-счетных органов края (далее - Совет), созданный с целью повышения эффективности системы государственного и муниципального финансового контроля.
В течение года Ответственный секретарь Совета - заместитель председателя Счетной палаты B.C.Астраханцев проводил выездные мероприятия, в ходе которых знакомился с деятельностью муниципальных контрольно-счетных органов, проводил встречи с главами территорий для обсуждения и своевременного решения проблем организации деятельности муниципальных контрольно-счетных органов и их взаимодействия с органами местного самоуправления.
В рамках действующего законодательства Счетной палатой заключены соглашения о взаимодействии и сотрудничестве с контрольно-счетными органами городских округов и муниципальных районов края, а также с представительными органами местного самоуправления.
Методологическое обеспечение деятельности Счетной палаты
В целях эффективного функционирования основных процессов с 2011 года Счетной палатой проводится активная работа по стандартизации деятельности, за основу взяты международные стандарты, а также стандарты Счетной палаты Российской Федерации. В 2013 году в Счетной палате действовало 14 стандартов организации деятельности и финансового контроля.
Председатель Счетной палаты входит в состав Научно-методического Совета АКСОР, в рамках работы которого Счетная палата в 2013 году принимала участие в разработке проектов типовых стандартов внешнего государственного финансового контроля, актуализации классификатора нарушений и недостатков, допускаемых участниками бюджетного процесса.
Основные направления деятельности Счетной палаты на 2014 год
Деятельность Счетной палаты в 2014 году обусловлена новым этапом развития системы государственного финансового контроля.
Одна из первоочередных задач 2014 года - обеспечение и дальнейшее развитие единой системы предварительного, оперативного и последующего контроля формирования и исполнения краевого бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В 2014 году Счетной палатой планируется провести более 70 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и проверить более 150 объектов.
Переход на программный бюджет в 2014 году предполагает изменение порядка составления, утверждения и исполнения бюджетов, корректировку бюджетной классификации и системы бюджетной отчетности, а также внедрение новых форм и видов государственного и муниципального финансового контроля.
В этих условиях деятельность Счетной палаты будет сосредоточена на контроле реализации и оценке эффективности государственных программ.
Счетной палатой запланировано проведение в течение года аудитов эффективности по вопросам:
- организации отдыха и оздоровления детей;
- поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- улучшения жилищных условий граждан;
- долговой политики края;
- обеспечения продовольственной безопасности;
- выравнивания уровня бюджетной обеспеченности.
В сфере межбюджетных отношений Счетная палата сконцентрирует усилия на контроле эффективности организации бюджетного процесса и качестве управления финансами, выработке рекомендаций по укреплению доходной базы краевого и местных бюджетов, анализе реализации программ социально-экономического развития муниципальных образований края.
Для реализации полномочий, определенных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", начиная с 2014 года, программами и планами проведения контрольных мероприятий Счетной палатой будет предусмотрено исследование вопроса соблюдения действующего законодательства в сфере закупок.
Для повышения качества результатов контрольной и экспертно-аналитической работы будет продолжена работа по дальнейшему совершенствованию методологического, кадрового, информационно-технологического, материально-технического обеспечения деятельности Счетной палаты.
Немаловажным в деятельности Счетной палаты будет продолжение работы по укреплению и развитию муниципального финансового контроля в крае.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ежегодный отчет Счетной палаты Красноярского края "Отчет об итогах работы Счетной палаты Красноярского края за 2013 год"
Текст отчета опубликован в Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края от 20 июня 2014 г. N 22(651)