Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 11 ноября 2014 г. N 147-10-14
Резолютивная часть решения объявлена "27" октября 2014 года
Полный текст решения изготовлен "11" ноября 2014 года
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления; члены Комиссии - Капсудин Е.В., начальник контрольного отдела; Игнатенко О.С., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти рассмотрев дело N 147-10-14, возбужденное в отношении дачного некоммерческого товарищества "Заречье" (ул.Заречная, 14, р.п. Емельяново, Красноярский край, 663011) (далее - ДНТ "Заречье") по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), выразившимся в создании препятствий для проезда к земельному участку (...) (далее - (...), Заявитель),
при участии в заседании Комиссии представителей: ответчика - ДНТ "Заречье" - (_), по доверенности б/н от 08.07.2014; заявителя - (...), слушателей - собственников земельных участков ДНТ "Заречье" - (...), (...), (...), (...)
установила следующее:
В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление (...) (б/н от 28.02.2014, вх. N 3282 от 28.02.2014) с жалобой на действия ДНТ "Заречье", выразившиеся в ограничении проезда к земельному участку заявителя.
Поскольку рассмотреть вышеназванное заявление по существу без дополнительной информации (сведений) не представлялось возможным, в целях обеспечения объективности и законности его рассмотрения у ДНТ "Заречье" (исх. N 5006 от 31.03.2014) были запрошены необходимые сведения.
В результате анализа документов, в связи с выявлением в действиях ДНТ "Заречье" признаков нарушения части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции", приказом Красноярского УФАС России N 266 от 30.05.2014 возбужденно настоящее дело.
Определением от 2 июня 2014 года о назначении дела N 147-10-14 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечено - ДНТ "Заречье", в качестве заявителя - (...), а рассмотрение дела назначено на 25 июня 2014 года.
Определением от 25 июня 2014 года, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, рассмотрение дела отложено на 10 июля 2014 года.
Определением от 10 июля 2014 года, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, рассмотрение дела отложено на 21 августа 2014 года.
Определением от 21 августа 2014 года, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, срок рассмотрения дела продлен до 31.12.2014, а рассмотрение дела отложено на 15 сентября 2014 года.
Определением от 15 сентября 2014 года, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, рассмотрение дела отложено на 6 октября 2014 года.
Определением от 6 октября 2014 года, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, рассмотрение дела отложено на 27 октября 2014 года.
При рассмотрении дела N 147-10-14 Комиссией установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ДНТ "Заречье" является юридическим лицом, созданным 08.08.2011.
ДНТ "Заречье" зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц инспекцией Федеральной налоговой службы N 17 по Красноярскому краю 08.08.2011 за основным государственным регистрационным номером 1112411001130. Согласно уставу ДНТ "Заречье", утвержденному общим учредительным собранием членов дачного некоммерческого товарищества (протокол N 1 от 27.07.2011), основной целью деятельности является удовлетворение потребностей членов товарищества в производстве продукции сельскохозяйственного назначения для личного потребления, проведения досуга и укрепление здоровья на базе совместного освоения членами товарищества земельных участков. Основным видов деятельности товарищества является оказание услуг садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений граждан.
ДНТ "Заречье" является собственником земельных участков, назначение которых указано, как улицы, переулки, проезды, тупики, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 10.01.2014 N 24 ЕЛ 201418, от 10.01.2014 N 24 ЕЛ 201419, от 10.01.2014 N 24 ЕЛ 030268.
ДНТ "Заречье" с 01.10.2013 заключено сорок семь договоров о пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом, условия договора утверждены общим собранием членов ДНТ "Заречье".
Согласно типовому договору о пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования ДНТ "Заречье" товарищество предоставляет собственнику, имеющему земельный участок в границах ДНТ и ведущему хозяйство в индивидуальном порядке, право пользования объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования ДНТ "Заречье", а также услуги по содержанию указанной инфраструктуры. Собственник пользуется объектами инфраструктуры, другим имуществом общего пользования ДНТ "Заречье" и оплачивает услуги ДНТ на условиях, определенных договором.
К услугам по содержанию, согласно договору, относятся: мероприятия по обеспечению коллективной безопасности в т.ч.пожарной, санитарной, экологической, а также охрана инфраструктуры на территории ДНТ "Заречье" и обеспечение общественного порядка; надлежащее содержание объектов (имущества) общего пользования, улиц, проездов, проходов; содержание земель общего пользования, включая участки с элементами благоустройства; техническое обслуживание, текущие и капитальные ремонты, периодические испытания установок, оборудования, линий, обучение и аттестация персонала, содержание персонала, обслуживающего линии и установки; вывоз мусора, уборка территории ДНТ; грейдирование дорог в летний период; очистка дорог общего пользования и проездов от снега в зимний период; подсыпка дорог общего пользования; содержание системы электроснабжения ДНТ; обеспечение сохранности общего имущества в границах ДНТ; налоговые платежи ДНТ, как юридического лица; поощрение членов ДНТ, работающих в органах управления контроля Товарищества; оплата труда лиц, привлекаемых по трудовым (согласно организационно-штатному расписанию) и гражданско-правовым договорам для решения общих задач ДНТ; обеспечение нормальной деятельности органов управления, включая организацию и проведение общего собрания, почтовые, представительские, канцелярские, транспортные, коммунальные расходы, услуги телефонной и др. видов связи, расходные материалы на оргтехнику и др. текущие расходы; защита прав ДНТ и собственников в отношении пользования общим имуществом Товарищества; консультационные услуги.
Цена по договору определяется, как совокупность платы за предоставление права пользования инфраструктурой ДНТ "Заречье" и составляет 200 рублей за сотку земли в месяц.
(...) принадлежит на праве собственности земельный участок по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, ДНТ "Заречье", ул.9-я Заречная, участок 16, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 23.08.2013 N 24 ЕИ 142380.
(...) было предложено заключить договор о пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования ДНТ "Заречье". (...) не согласилась с условиями договора.
Ввиду не согласия с условиями типового договора, 23.01.2014 инициативная группа собственников земельных участков в ДНТ "Заречье" в лице: (...), (...), (...), (...), (...), (...), (...), (...), (...), (_), (_) и других (далее - инициативная группа) обратилась в адрес правления ДНТ "Заречье" с замечаниями к типовому договору о пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования ДНТ "Заречье" для согласования существующих разногласий, а именно отсутствия экономического обоснования стоимости оказываемых услуг.
После отказа от подписания договора с учетом замечаний собственников земельных участков, ДНТ "Заречье" ограничило доступ к земельным участкам Заявителя и инициативной группы путем установления шлагбаума на въезде в ДНТ "Заречье".
В рамках рассмотрения дела также поступили заявления от собственников земельных участков, расположенных на территории ДНТ "Заречье" с аналогичными жалобами, связанными с ограничением проезда в ДНТ, а также отключением от электроснабжения.
Коллективное заявление (б/н от 11.07.2014, вх. N 13741 от 11.07.2014) от: (...), (...), (...), (...), (...), (...), (...), (...), (...), (...), (...), являющимися собственниками земельных участков, расположенных в ДНТ "Заречье".
Из коллективного заявления следует, что в июне - июле 2011 года (...) и (_) с каждого собственника земельного участка было собрано по сто тысяч рублей на электрификацию участков. В устной форме собственникам было разъяснено, что данная сумма складывается из расходов на приобретение подстанции, установку столбов, протяжку кабеля, расходов по согласованию установки подстанции и прочих расходов. В связи с тем, что на момент сбора денег якобы было сложно определить действительно предстоящие расходы, за внесенные собственниками суммы правление ДНТ "Заречье" обещало отчитаться позже и предоставить необходимые документы. На 27.10.2014 данных отчетов и документов, подтверждающих оплату собственниками электрификацию участков не предоставлено. Летом 2013 года электрическая подстанция была установлена, часть участков было подключено к электроэнергии. Собственники отказавшиеся подписать договор пользования объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования ДНТ "Заречье", были отключены от электроснабжения. ОАО "Красноярскэнергосбыт" отказывает собственникам в заключении прямых договоров на пользование электроэнергией с ссылкой о необходимости обращения в правление ДНТ "Заречье".
В целях обеспечения объективности и законности рассмотрения дела N 147-10-14 у ОАО "МРСК Сибири" (исх. N 13300 от 18.07.2014) и ОАО "Красноярскэнергосбыт" (исх. N 13164 от 17.07.2014) были запрошены необходимые сведения, связанные с электроснабжением ДНТ "Заречье".
21 августа 2014 года на рассмотрении настоящего дела от ОАО "Красноярскэнергосбыт" поступили запрошенные документы (исх. N 019-10/507 от 04.08.2014, вх. N 15390 от 05.08.2014), а именно копия договора энергоснабжения N 140683 от 10.06.2013, заключенного между ОАО "Красноярскэнергосбыт" и ДНТ "Заречье" на электроснабжение 40 земельных участков для дачного строительства. В Приложении N 3 договора согласована схема электроснабжения и перечень объектов, в том числе, земельных участков, расположенных в ДНТ "Заречье" (кроме участка по адресу: ул.2 Заречная, N 20). Электроснабжение всех перечисленных в Приложении N 3 земельных участков осуществляется на основании договора энергоснабжения N 140683 от 10.06.2013. К заявлению от 03.06.2013 о заключении договора на энергоснабжение, ДНТ "Заречье" представило необходимые для заключения договора документы, в том числе, документы, выданные сетевой организацией ОАО "МРСК Сибири" и подтверждающие наличие надлежащего технологического присоединения энергоустановок на земельных участках по указанным адресам к электрическим сетям сетевой организации и выполнение технических условий в отношении всех участков. (...), (_), (_), (_), (_), (...), (_), (_), (_), (_) в индивидуальном порядке в ОАО "Красноярскэнергосбыт" с заявлениями о заключении договора энергоснабжения не обращались. Со стороны ДНТ "Заречье" обязательства перед ОАО "Красноярскэнергосбыт" по оплате потребленной электроэнергии с момента заключения договора по настоящее время выполняются добросовестно, задолженности не имеется.
ОАО "МРСК Сибири" представило копию договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 25.10.2012 N 20.24.8720.12, с приложением технологических условий; копии актов об осуществлении технологического присоединения, выполнения ТУ, разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, копии заявки на ТП.
18.10.2011 ДНТ "Заречье" в адрес ОАО "МРСК Сибири" была подана заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, в дальнейшем данная заявка была изменена, в связи с изменением документов. В данную заявку включены все участки, расположенные в ДНТ "Заречье".
В дополнительном заявлении к рассматриваемому делу (...) указала, что ей принадлежат на праве собственности земельные участки по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, ДНТ "Заречье", ул. 2-я Заречная, участок 18, 20, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 21.10.2010 N 24 ЕИ 826312, 24 ЕИ 826311. 04.11.2012 (...), на имя председателя ДНТ "Заречье" (_) было подано заявление с просьбой, принять (...) в члены ДНТ "Заречье". Однако, в удовлетворении данного заявления (...) было отказано. Председателем ДНТ "Заречье" (...) было предложено заключить договор о пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом. В связи с не согласием с условиями данного договора (...) отказалась от подписания договора. 20.05.2012, 12.06.2013, 15.07.2014 (...) осуществлены действия по продаже вышеназванных земельных участков. Однако, из-за действий ДНТ "Заречье" попасть вместе с покупателями на земельные участки не удалось. Проезд через шлагбаум со стороны руководства ДНТ "Заречье" был запрещен. Основанием для отказа в проезде послужило не подписание (...) договора о пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом с ДНТ "Заречье".
(_) ((_)) в своем заявление указал, что в 2010 году (_) и его супругой (...) был приобретен земельный участок, расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, ДНТ "Заречье", ул.3-я Заречная, участок 6, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.11.2010 N 24 ЕИ 803920. В связи с не согласием с условиями данного договора, (_) отказался от его заключения. После этого от ДНТ "Заречье" последовали действия, связанные с ограничения проезда через шлагбаум, как личного автомобиля, так и машин со строительными материалами, предназначенными для строительства на приобретенном участке столярного цеха, для деятельности связанной с индивидуальным предпринимательством, а также ограничения в производстве продукции сельскохозяйственного назначения для дальнейшей продажи. Руководством ДНТ "Заречье" был отключен участок от электроэнергии, о чем был составлен акт осмотра, которым подтверждается, что прибор учета обесточен путем демонтажа автоматического выключателя.
С целью устранения нарушенных прав (...) было подано исковое заявление в Емельяновский районный суд к ДНТ "Заречье" и председателю ДНТ "Заречье" (_) об устранении препятствий в осуществлении права собственности.
Суд установил, что на въезд на территорию ДНТ "Заречье" установлен шлагбаум, иной дороги для проезда на территорию ДНТ "Заречье" не имеется. (_) является гражданином, ведущим садоводство в индивидуальном порядке на территории ДНТ "Заречье". Договор о пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом (...) с ДНТ "Заречье" в письменной форме не заключался. Однако, данное обстоятельство не является основанием для лишения (...) права пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования дачного некоммерческого объединения.
Заочным решением Емельяновского районного суда от 02.10.2014 по делу N 2-2317/2014 исковые требования (...) удовлетворены частично. ДНТ "Заречье" и (_) обязали произвести демонтаж шлагбаума, установленного на въезде на территорию ДНТ "Заречье". На 28.10.2014 шлагбаум не демонтирован.
Аналогичное заявление, на рассмотрении данного дела, поступили от (_) и (_), собственников земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, ДНТ "Заречье", ул. 2-я Заречная, участок 11, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.01.2011 года N 24 ЕИ 957185.
По результатам проведенного Красноярским УФАС России анализа состояния конкурентной среды, доля ДНТ "Заречье" на товарном рынке предоставления услуги права пользования объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования ДНТ "Заречье", составила 100%.
Отсутствием нарушения в своих действиях требований антимонопольного законодательства ДНТ "Заречье" мотивировало тем, что является собственником земельных участков, назначение которых указано, как улицы, переулки, проезды, тупики. Собственникам земельных участков в ДНТ "Заречье" в рамках проведенного общего собрания участков было предложено заключить с ДНТ "Заречье" договор о пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования ДНТ "Заречье", которая является частной собственностью ДНТ "Заречье". Инфраструктура требует надлежащего содержания, в противном случае поселок останется без электроснабжения и подъездных путей, для чего и было принято решение на основании заключенных договоров взимать небольшую плату за пользование инфраструктурой. Автоматический шлагбаум на подъездных путях был установлен в ответ на коллективное обращение собственников земельных участков, заключивших договор, в целях обеспечения сохранности частной собственности и безопасных условий жизнедеятельности. ДНТ "Заречье" не занимает доминирующего положения, поскольку к земельному участку (...) существует альтернативный способ проезда, а именно грунтовая дорога. В связи с отказом собственников земельных участков от подписания договора, ДНТ "Заречье" ограничило доступ к земельным участкам собственников земельных участков.
Исследовав материалы дела, Комиссия по рассмотрению дела N 147-10-14 пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно статье 3 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон N 66-ФЗ) правовое регулирование ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, гражданским, земельным, градостроительным, административным, уголовным и иным законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статьей 18 Федерального закона N 66-ФЗ установлено, что членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества (садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства) могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет и имеющие земельные участки в границах такого товарищества (партнерства). Членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения могут стать в соответствии с гражданским законодательством наследники членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в том числе малолетние и несовершеннолетние, а также лица, к которым перешли права на земельные участки в результате дарения или иных сделок с земельными участками.
В силу статьи 8 Федерального закона N 66-ФЗ граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке. Граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения за плату на условиях договоров, заключенных с таким объединением в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Подпунктом 10 пункта 1 статьи 21 Федерального закона N 66-ФЗ предусмотрено, что принятие решений о формировании и об использовании имущества такого объединения, о создании и развитии объектов инфраструктуры, а также установление размеров целевых фондов и соответствующих взносов относится к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения.
Как установлено выше и не оспаривается сторонами ДНТ "Заречье" ограничило въезд собственников земельных участков, расположенных на территории ДНТ "Заречье", ввиду не подписания последними договора о пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования ДНТ "Заречье".
При этом, при рассмотрении дела установлено, что не подписание договора с Ответчиком вызвано не попыткой уклонения, а не согласием с условиями типового договора.
(...) обращалась в адрес ДНТ "Заречье" для согласования существующих разногласий, а именно отсутствия экономического обоснования стоимости оказываемых услуг, но названное обращение (...) оставлено без рассмотрения.
В связи с отказом собственников земельных участков от подписания договора, ДНТ "Заречье" ограничило доступ к земельным участкам собственников земельных участков.
Данные обстоятельства, по мнению Комиссии, свидетельствует о безразличном отношении к разрешению спорного вопроса ДНТ "Заречье".
Комиссия обращает внимание, что ДНТ "Заречье" не воспользовалось правом, предусмотренным действующим законодательством для разрешения договорного спора, а ограничило проезд на территории ДНТ, что, по мнению Комиссии, может свидетельствовать о попытке навязать заключение договора о пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования ДНТ "Заречье" гражданам: (...), (...), (...), (...), (...), (...), (...), (...), (...), (...), (...), (...), (_), (...), (_), (_)
Ввиду этого, Комиссия делает вывод, что, создания препятствий для проезда к земельным участкам собственникам земельных участков на территории ДНТ "Заречье" является необоснованным без наличия на то фактических и формальных оснований.
Комиссия отмечает, что возможность проезда к площадям Заявителя, а также (...), (...), (...), (...), (...), (...), (...), (...), (...), (...), (...), (...), (...), (_), (_) ставится в зависимость от заключения договоров с Ответчиком.
Комиссия обращает особое внимание на то, что создания препятствий для проезда к земельным участкам собственникам земельных участков на территории ДНТ "Заречье" в первую очередь ущемляет интересы (...) (...), (...), (...), (...), (...), (...), (...), (...), (...), (...), (...), (...), (...), (_), (_), поскольку лишает последних распоряжаться/пользоваться собственными земельными участками, и создает ограничение для осуществления хозяйственной деятельности гражданам: (_), (...) и (...)
В соответствии со статьей 8 Конституции Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Согласно статье 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Комиссия не принимает и отклоняет как несостоятельный довод ДНТ "Заречье" о том, что к земельным участкам (...) (...), (...), (...), (...), (...), (...), (...), (...), (...), (...), (...), (...), (...), (_), (_) существует альтернативный способ проезда, а именно грунтовая дорога, поскольку, в том числе, решением Емельяновского районного суда установлено, что иной дороги, помимо перекрытой временным сооружением- шлагбаумом, для проезда на территорию ДНТ "Заречье" не имеется
В силу абзаца 2 части 1 статьи 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Данная правовая позиция нашла свое подтверждение в Постановлении от 24.06.2009 N 11-П Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которому в силу конституционного принципа справедливости, проявляющегося, в частности, в необходимости обеспечения баланса прав и обязанностей всех участников рыночного взаимодействия, свобода, признаваемая за лицами, осуществляющими предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность, равно как и гарантируемая им защита должны быть уравновешены обращенным к этим лицам (прежде всего - к тем из них, кто занимает доминирующее положение в той или иной сфере) требованием ответственного отношения к правам и свободам тех, кого затрагивает их хозяйственная деятельность.
Таким образом, хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке при осуществлении своей деятельности, должен ответственно и добросовестно относиться к правам тех хозяйствующих субъектов, чьи права и законные интересы могут быть затронуты при исполнении им своих обязательств перед третьими лицами.
Согласно части 1 статьи 5 ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. При этом доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции" товарным рынком признается сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Как установлено выше, на основании проведенного Красноярским УФАС России анализа состояния конкурентной среды, доля ДНТ "Заречье" на товарном рынке предоставления услуги права пользования объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования ДНТ "Заречье", составила 100%.
При рассмотрении дела N 147-10-14 Ответчиком не представлено доказательств, позволяющих не признавать положение хозяйствующего субъекта доминирующим.
В соответствии с части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
С учетом изложенного, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ДНТ "Заречье", связанных с созданием препятствий для проезда к земельному участку (...), нарушения требований части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
В связи с тем, что на момент рассмотрения дела злоупотребление ДНТ "Заречье" доминирующим положением не прекращено, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ДНТ "Заречье" обязательного для исполнения предписания о совершении действий, направленных на прекращение злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Кроме того, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.
Пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, предусмотрено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Таким образом, в действиях ДНТ "Заречье" усматриваются признаки нарушения части 4 статьи 26 Федерального закона от N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьями 10, 23, 41, 49, 50 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать ДНТ "Заречье" нарушившим часть 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" в части создания препятствий для проезда к земельным участкам собственникам земельных участков на территории ДНТ "Заречье".
2. Выдать ДНТ "Заречье" обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на прекращение злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, с этой целью ДНТ "Заречье" надлежит в 10-дневный срок со дня получения предписания не препятствовать свободному доступу (проходу, проезду) собственникам земельных участков, находящихся на территории ДНТ "Заречье".
3. Выделить из дела N 147-10-14 в отдельное производство дело в отношении ДНТ "Заречье" по признакам нарушения части 4 статьи 26 Федерального закона от N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, выразившегося в препятствовие# по передаче электрической энергии собственникам земельных участков на территории ДНТ "Заречье".
4. Передать копии материалов дела N 147-10-14 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении виновного должностного лица ДНТ "Заречье" дела об административном правонарушении по частью 1 статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии |
Е.Л.Лужбин |
Члены Комиссии |
Е.В.Капсудин |
Предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 11 ноября 2014 г. N 147-10-14 "О совершении действий, направленных на прекращение злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции"
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления; члены Комиссии - Капсудин Е.В., начальник контрольного отдела; Игнатенко О.С., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") на основании своего решения от 11.11.2014 по делу N 147-10-14 о нарушении ДНТ "Заречье" части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
ДНТ "Заречье" с момента получения настоящего предписания не препятствовать свободному доступу (проходу, проезду) собственникам земельных участков, находящихся на территории ДНТ "Заречье".
О выполнении настоящего Предписания ДНТ "Заречье" надлежит сообщить в Красноярское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания.
Примечание:
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи. Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его выдачи.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к административной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель Комиссии |
Е.Л.Лужбин |
Члены Комиссии |
Е.В.Капсудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 11 ноября 2014 г. N 147-10-14
Текст решения официально опубликован не был