Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 29 сентября 2014 г. N 259-15-14
Резолютивная часть решения объявлена "24" сентября 2014 года
Полный текст решения изготовлен "29" сентября 2014 года
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Захаров В.М. руководитель управления; члены Комиссии - Капсудин Е.В., начальник контрольного отдела; Годованюк А.А., главный государственный инспектор правового отдела рассмотрела дело N 256-15-14, возбужденное в отношении Администрации Идринского района Красноярского края (662680, Красноярский край, с.Идринское, ул.Мира, 16) (далее - Администрация) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, ФЗ "О защите конкуренции"), выразившегося в предоставлении муниципального имущества филиалу ГП КК "Губернские аптеки" ЦРА N 356 без получения предварительного согласования антимонопольного органа и без проведения процедуры торгов, что привело или может привести к устранению, ограничению конкуренции
при участии в рассмотрении дела до перерыва представителей Администрации - (...), (...) (доверенность N 23/1829 от 16.09.14, доверенность N 23/1830 от 16.09.14), представителя ГП КК "Губернские аптеки" - (...) (доверенность от 10.04.14), в отсутствие представителя прокуратуры Идринского района, извещенной надлежащим образом о месте и времени рассмотрения настоящего дела.
установила:
В адрес Красноярского УФАС России из прокуратуры Идринского района поступило обращение (исх. N 86/01-2014 от 08.08.2014 вх. N 15710 от 11.08.2014) с просьбой провести проверку на предмет соответствия требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") действий Администрации, связанных с передачей муниципального имущества филиалу ГП КК "Губернские аптеки" ЦРА N 356.
В связи с тем, что при системном анализе представленных документов в действиях Администрации были выявлены признаки нарушения части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в предоставлении муниципального имущества филиалу ГП КК "Губернские аптеки" ЦРА N 356 без получения предварительного согласования антимонопольного органа и без проведения процедуры торгов приказом Красноярского УФАС России от 13.08.2014 N 259 было возбуждено настоящее дело.
Определением от 13 августа 2014 года о назначении дела N 259-15-14 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечена Администрация, в качестве заявителя прокуратура Идринского района, в качестве заинтересованного лица ГПКК "Губернские аптеки", а рассмотрение дела N 259-15-14 назначено на 18.09.2014.
18.09.2014, в соответствии с частью 1 статьи 46 ФЗ "О защите конкуренции", в деле объявлен перерыв до 24.09.2014.
При рассмотрении дела N 259-15-14 Комиссией установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
Согласно Уставу муниципального образования Идринский район, утвержденному Решением Идринского Совета депутатов от 25 января 1997 года, зарегистрированному управлением юстиции администрации Красноярского края N 57 от 30 января 1997 года (далее - Устав) Администрация обладает правами юридического лица, является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Красноярского края.
В соответствии с главой 5 Устава Глава администрации в пределах своей компетенции издает постановления по вопросам местного значения и по вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, и распоряжения по вопросам организации деятельности администрации. Правовые акты главы администрации могут быть отменены или их действие может быть приостановлено им самим, судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Красноярского края, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации, уполномоченным органом государственной власти Красноярского края.
Администрация, согласно Уставу, разрабатывает и исполняет районный бюджет; осуществляет от имени района в соответствии с решениями Совета депутатов правомочия владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью района; разрабатывает и выполняет планы и программы развития района; осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств при исполнении районного бюджета; принимает решение о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, утверждает их уставы, назначает на должность и освобождает от должности их руководителей; выступает заказчиком работ по строительству и ремонту автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных инженерных сооружений местного значения вне границ населенных пунктов; сдает в аренду муниципальное имущество; организует с согласия Совета депутатов, местные займы; участвует в выдаче кредитов за счет средств бюджета района; обеспечивает деятельность Совета депутатов; может выступать в качестве органа опеки и попечительства в случае передачи указанных полномочий; решает иные вопросы местного значения, находящиеся в ведении района и не отнесенные действующим законодательством, либо настоящим Уставом к компетенции Совета депутатов или Главы; осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством и настоящим Уставом, а также государственные полномочия, возложенные на нее федеральными и краевыми законами; разрабатывает и утверждает схемы размещения нестационарных торговых объектов; выступает эмитентом ценных бумаг; осуществляет управление муниципальным долгом.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права 24 ЕЛ N 230169 от 16.06.2014 муниципальному образованию Идринский район на праве собственности принадлежит нежилое помещение общей площадью 264, 4 кв.м., расположенное по адресу: ул.Октябрьская, 213, с.Идринское, пом.1.
01.01.2014 между Администрацией в лице главы администрации (...) и филиалом ГП КК "Губернские аптеки" ЦРА N 356 в лице директора (...), заключен договор безвозмездного пользования помещением от 01.01.2014 N 1.
Согласно предмету указанного договора Администрация передает в безвозмездное пользование филиалу ГП КК "Губернские аптеки" ЦРА N 356 муниципальное имущество - нежилого помещения, общей площадью 326 кв.м. расположенное по адресу: ул.Октябрьская, 213, с.Идринское, пом.1.
Передача вышеназванного муниципального имущества, в том числе подтверждается актом приема-передачи от 01.01.2014.
Срок договора установлен сторонами с 01.01.2014. по 31.12.2014.
ГП КК "Губернские аптеки" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Красноярска за основным государственным регистрационным N 1042402957849, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица 24 N 000291738.
Согласно уставу, утвержденному приказом агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края 29.09.2011 г. N 06-1780 предприятие создано на основании Постановления Совета администрации Красноярского края от 27.07.2004 г.
Параграфом 2 Устава определено, что предприятие создано для осуществления уставной деятельности по продаже и производству продукции (товаров), выполнение работ и оказанию услуг в целях удовлетворения общественных потребностей, решения социальных задач и получения прибыли.
Согласно пункту 1.10 параграфа 1 ГП КК "Губернские аптеки" имеет филиал ГП КК "Губернские аптеки" ЦРА N 356.
18 августа 2014 г. на заседании Комиссии по рассмотрению дела были представлены письменные пояснения ГП КК "Губернские аптеки", согласно которым ГП КК "Губернские аптеки" не согласно с вменяемым Администрации нарушением, поскольку первоначальный договор аренды муниципального имущества - нежилого помещения, общей площадью 264, 4 кв.м., расположенного по адресу: ул.Октябрьская, 213, с.Идринское, пом.1 был заключен до вступления в силу ФЗ "О защите конкуренции", а именно 01.10.2004.
Так при рассмотрении дела было установлено, что муниципальное имущество - нежилое помещение, общей площадью 326 кв.м., расположенное по адресу: ул.Октябрьская, 213, с.Идринское передавалось ГП КК "Губернские аптеки" по договорам: N 6 от 01.10.2004 до 01.10.2005; б/н от 10.01.2006 до 31.12.2006; N 45/12 от 28.12.2006 до 31.12.2007; N 2 "а" от 25.12.2007 до 30.12.2008; N 8 от 28.12.2009 до 30.12.2010; N 8 от 15.02.2011 до 30.12.2011; б/н от 27.12.2011 до 31.12.2012; б/н от 31.12.2013 до 31.12.2013.
На рассмотрении дела 18 августа 2014 года Администрация представила дополнительное соглашение от 12.09.2014 N 1 к договору безвозмездного пользования помещением от 01.01.2014 N 1, согласно которому договор безвозмездного пользования помещением от 01.01.2014 N 1 расторгнут сторонами.
Исследовав материалы дела, Комиссия по рассмотрению дела N 259-15-14 пришла к следующим выводам.
Статьей 132 Конституции РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Как установлено выше Администрации на праве собственности принадлежит нежилое помещение общей площадью 264, 4 кв.м., расположенное по адресу: ул.Октябрьская, 213, с.Идринское, пом.1.
Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.
Согласно статье 54 Устава Идринского района Красноярского края утвержденного Решением Идринского районного Совета депутатов 25.01.1997 Администрация муниципального района от имени муниципального района владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности района.
Законом, ограничивающим полномочия собственника по распоряжению муниципальным имуществом, является ФЗ "О защите конкуренции".
Частью 1 статьи 3 ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что названный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Согласно части 1 статьи 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Приказом ФАС России N 67 от 10.02.2010 утвержден Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса.
Применение указанного порядка является обязательным, и с момента вступления в силу Приказа ФАС России N 67 органы власти, государственные и муниципальные предприятия и учреждения и иные лица, осуществляющие функции по организации и проведению торгов на право заключения договоров, должны руководствоваться Правилами, утвержденными Приказом ФАС России N 67, вступившим в действие 7 марта 2010 года.
В соответствии с разъяснениями ФАС России N ИА/15924 от 06.09.2007 передача федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями хозяйствующим субъектам государственного или муниципального имущества в аренду без проведения публичных процедур и (или) предоставления льгот по арендной плате (в форме снижения или уменьшения ставок арендной платы) за пользование таким имуществом является предоставлением преимущества отдельным хозяйствующим субъектам, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, что создает или может создать неравные конкурентные (дискриминационные) условия осуществления деятельности хозяйствующими субъектами на одном товарном рынке и имеет и (или) может иметь своим результатом ограничения конкуренции.
Системный анализ приведенных норм права свидетельствует об установленном законодательством о конкуренции запрете органам местного самоуправления передавать муниципальное имущество отдельным хозяйствующим субъектам без осуществления публичных процедур, при соблюдении которых иные потенциальные участники рынка имеют равную возможность реализовать право на получение такого имущества.
Таким образом, после вступления в действие ФЗ "О защите конкуренции" любое предоставление муниципального имущества без согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, предусмотренных статьей 19 ФЗ "О защите конкуренции", или без проведения торгов (конкурсов, аукционов), предусмотренных статьей 17.1 ФЗ "О защите конкуренции", является нарушением порядка предоставления муниципальной преференции, предусмотренного статьей 20 вышеназванного закона.
Управления отклоняет довод ГП КК "Губернские аптеки" об отсутствии со стороны Администрации нарушения антимонопольного законодательства, в связи с тем, что первоначальный договор был заключен в 2004 году до вступления в силу ФЗ "О защите конкуренции", а в последующем, в связи с окончанием срока действия заключался договор на новый срок, в силу следующего.
В соответствии с п.п. 31, 32 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" РФ заключение договора аренды на новый срок по существу является заключением нового договора. В результате заключения соглашения (дополнительного соглашения) к действующему договору аренды, предусматривающего новый срок исполнения обязательства, между сторонами возникают новые обязательства.
Таким образом, заключение с ГП КК "Губернские аптеки" ЦРА N 356 договора безвозмездного пользования помещением от 01.01.2014 N 1 должно было быть осуществлено с учетом требований антимонопольного законодательства.
Под конкуренцией в силу пункта 7 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции" понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Вред публичным правам и интересам, т.е. посягательство на правопорядок в сфере конкуренции, определяется через категории недопущения, ограничения или устранения конкуренции, либо через категорию "вред конкуренции".
Недопущение конкуренции - это такая ситуация, при которой исключается возможность конкуренции; ограничение конкуренции - когда существенно снижается возможность конкуренции, устранение конкуренции - когда устраняется ее возможность, вплоть до нуля.
На момент заключения договоров N 6 от 01.10.2004, от 10.01.2005 б/н, регулирующим отношения в области монополистической деятельности был Закон РСФСР N 948-1 от 22.03.1991 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в редакции Закона N 83-ФЗ от 25.05.1995. В соответствии со статьей 7 данного Закона органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют, либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан.
Согласно части 2 указанной статьи решения органов местного самоуправления по вопросам предоставления льгот отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам подлежали согласованию с федеральным антимонопольным органом, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.
Таким образом, указанные договоры заключены также с нарушением требований антимонопольного законодательства.
Согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) (исх. N АЦ/226 от 13.01.2009) после вступления в действие ФЗ "О защите конкуренции" любое предоставление государственного или муниципального имущества, в том числе в аренду, без согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 20 ФЗ "О защите конкуренции", или без проведения торгов (конкурсов, аукционов) является нарушением антимонопольного законодательства - требований, предусмотренных статьями 15 и 20 ФЗ "О защите конкуренции", и влечет за собой последствия в виде признания недействительными актов органов власти в части предоставления государственной или муниципальной преференции, а также возврата данного имущества.
На момент заключения договоров безвозмездного пользования N 45/12 от 28.12.2006; N 2 "а" от 25.12.2007; N 8 от 28.12.2009; N 8 от 15.02.2011; б/н от 27.12.2011; б/н от 31.12.2013; N 1 от 01.01.2014, заключенных с ГП КК "Губернские аптеки" должны были быть соблюдены требования ФЗ "О защите конкуренции", вступившего в законную силу 26.10.2006.
Администрация в адрес антимонопольного органа с заявлением о даче согласия на предоставление муниципальной преференции не обращалась, торги на право заключения вышеуказанных договоров не проводила, чем ограничила возможность иных субъектов конкурировать за получение указанного имущества в аренду для осуществления предпринимательской деятельности.
Таким образом, вышеуказанные договоры был заключены с нарушением требований антимонопольного законодательства - статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции".
Передача Администрацией муниципального имущества по договорам безвозмездного пользования N 45/12 от 28.12.2006; N 2 "а" от 25.12.2007; N 8 от 28.12.2009; N 8 от 15.02.2011; б/н от 27.12.2011; б/н от 31.12.2013; N 1 от 01.01.2014 ГП КК "Губернские аптеки" в период действия ФЗ "О защите конкуренции" является муниципальной преференцией, поскольку предоставляет преимущества путем передачи имущества хозяйствующему субъекту в приоритетном (бесконкурсном#) порядке.
Предоставление муниципального имущества в нарушение установленного порядка может препятствовать развитию конкуренции и ущемлять интересы отдельных хозяйствующих субъектов, желающих получить права на муниципальное имущество. В данном случае ограничение конкуренции рассматривается в части возможного ограничения конкуренции за получение права пользования муниципальным имуществом.
Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом - объектами муниципальной собственности путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу всех заинтересованных лиц. Кроме того, проведение торгов обеспечит выбор наиболее эффективного пользователя имуществом.
Наряду с ГП КК "Губернские аптеки", которому было передано муниципальное имущество, иные хозяйствующие субъекты имели бы возможность претендовать на право заключения договора аренды на муниципальное имущество при проведении торгов, конкурируя друг с другом за право обладания ограниченным ресурсом (муниципальным имуществом).
Предоставление муниципального имущества без проведения торгов создало административный барьер со стороны Администрации для обращения за заключением договора аренды (иного права пользования) на объект муниципальной собственности для других хозяйствующих субъектов и позволило получить необоснованные преимущества.
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещено принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
На основании изложенного Комиссия пришла к выводу, что действия Администрации, выразившиеся в предоставлении муниципальной преференции в форме передачи муниципального недвижимого имущества (нежилое помещение, общей площадью 264, 4 кв.м. расположенное по адресу: ул.Октябрьская, 213, с.Идринское, пом.1) без проведения торгов и согласования с антимонопольным органом нарушают требования части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции".
В связи с тем, что на момент рассмотрения дела нарушение устранено, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи Администрации обязательного для исполнения предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьями 15, 23, 39, 41, 48, 49 ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия, решила:
1. Признать Администрацию нарушившей требования части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" в части предоставления муниципальной преференции в форме передачи муниципального недвижимого имущества (нежилое помещение, общей площадью 264, 4 кв.м. расположенное по адресу: ул.Октябрьская, 213, с.Идринское, пом.1) без проведения торгов и согласования с антимонопольным органом в пользование ГП КК "Губернские аптеки".
2. Производство по делу прекратить, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства на момент вынесения решения.
3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела в прокуратуру Идринского района для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении виновного должностного лица Администрации дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия решения. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.
Председатель Комиссии |
Захаров В.М. |
Члены Комиссии |
Капсудин Е.В. |
|
Годованюк А.А |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 29 сентября 2014 г. N 259-15-14
Текст решения официально опубликован не был