Решение Большеулуйского районного суда Красноярского края от 29 декабря 2014 г. N 2-369/2014
Именем Российской Федерации
29 декабря 2014 года с.Большой Улуй
Большеулуйский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Марченко П.С.,
с участием представителя заявителя Бортулевой М.И. - Потехиной С.М., действующей на основании доверенности от 03.12.2014 года,
представителя администрации Большеулуйского района Чичковой Л.С., действующей на основании доверенности от 21.11.2014 года,
представителя отдела образования администрации Большеулуйского района Шкляевой Е.Л., действующей на основании доверенности от 03.12.2014 года,
при секретаре Доброхотовой С.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бортулевой действующей в интересах несовершеннолетнего Ефанова Олега Александровича о признании незаконным и отмене Постановления администрации Большеулуйского района, установил:
Бортулева М.И., действующая в интересах несовершеннолетнего сына Ефанова А.А., 2004 года рождения, учащегося 5 класса обратилась в суд с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления администрации Большеулуйского района от 25.08.2014 года N 213-п "О закрытии "Александровской основной общеобразовательной школы" - филиала муниципального казенного общеобразовательного учреждений "Новоеловская средняя общеобразовательная школа", мотивируя тем, что на основании Постановления администрации Большеулуйского района от 05.09.2012 года N 324 было реорганизовано МКОУ "Новоеловская средняя общеобразовательная школа" /далее МКОУ "Новоеловская СОШ"/ путем присоединения к нему МКОУ "Александровская основная общеобразовательная школа" /далее Александровская ООШ/ с образованием на его основе обособленного структурного подразделения - филиала "Александровская ООШ". Процедура реорганизации школы проводилась администрацией района под благовидным предлогом ее сохранения. При этом было проигнорировано единодушное несогласие родителей учащихся "Александровской ООШ" с переводом детей в другую школу. Однако, как впоследствии оказалось, это был только первый этап на пути к ее незаконной ликвидации. В дальнейшем на основании Постановления от 25.08.2014 года N 213-п и приказа отдела образования администрации Большеулуйского района от 25.08.2014 года, N 147, начата процедура по закрытию филиала Александровская ООШ. Данное Постановление принято без соблюдения норм действующего законодательства и нарушает права и законные интересы ребенка на получение общедоступного бесплатного основного общего образования, на гарантированность, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях /ст.43 Конституции Российской Федерации/; выбор родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся права до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка организации, осуществляющие образовательную деятельность, защиту прав и законных интересов обучающихся, участию в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации /п.п. 1, 5, 7 ч.3 ст.44 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"/.
Пунктом 2 ч.2 ст.23 данного Закона установлено, что к образовательным организациям относятся, в том числе, общеобразовательные организации, осуществляющие в качестве основной цели их деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования.
Согласно ч.ч. 5, 6 ст.27 данного Закона филиал образовательной организации создается и ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о ликвидации филиала государственной и (или) муниципальной дошкольной образовательной организации либо общеобразовательной организации осуществляется в порядке, установленном ч.ч. 11 и 12 ст.22 данного Закона.
В соответствии с ч.14 ст.22 данного Закона порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В развитие указанной нормы издан Приказ Министерства образования и науки Красноярского края от 11.02.2014 г. N 3-04/1 "Об утверждении порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации краевой государственной образовательной организации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядка создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений" /далее Порядок/.
Согласно п.4 Порядка состав и положение о муниципальной комиссии утверждаются муниципальным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления муниципального района или городского округа Красноярского края, осуществляющего функции и полномочия учредителя муниципальной образовательной организации.
В нарушение требований данной нормы Положение "О муниципальной комиссии администрации Большеулуйского района Красноярского края на момент выхода Постановления от 25.08.2014 года N 213-п "О закрытии "Александровская основная общеобразовательная школа" - филиала муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Новоеловская средняя общеобразовательная школа" принято не было. Комиссия, составлявшая и подписавшая экспертное заключение, на основании которого было издано Постановление администрации Большеулуйского района от 25.08.2014 года, N 213-п, была сформирована приказом по отделу образования незаконно. "Положение о порядке работы экспертной комиссии по проведению оценки социально-экономических последствий реорганизации, ликвидации муниципальных образовательных организаций Большеулуйского района" N 257-п было утверждено Постановлением администрации Большеулуйского района лишь 21.10.2014 года.
На основании п.7 Порядка состав муниципальной комиссии формируется по согласованию из числа депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального района или городского округа Красноярского края, представителей исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления муниципального района или городского округа Красноярского края, представителей общественности из числа лиц, имеющих активную гражданскую позицию или социально значимые заслуги и достижения. Как видно из приказа отдела образования администрации Большеулуйского района красноярском) края от 20.08.2014 г. N 146/1 "О создании экспертной комиссии об оценке социально-экономических последствий закрытия "Александровской ООШ", в состав комиссии не включены представители из числа депутатов представительного органа местного самоуправления, представители общественности из числа лиц, имеющих активную гражданскую позицию или социально значимые заслуги и достижения.
В соответствии с ч.12 ст.22 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.
Согласно п.7 Порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации краевой государственной образовательной организации, муниципальной образовательной организации, включая критерии эти оценки (по типам данных образовательных организаций) (приложение N 2 к Приказу Министерства образования и науки Красноярского края от 11.02.2014 г. N 3-04/1) в случае реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, к заявлению об оценке прилагается решение схода жителей сельского поселения.
В нарушение указанных норм Постановления администрации Большеулуйского района Красноярского края от 05.09.2012 г. N 324-п, от 25.08.2014 года N 213-п приняты без учета мнения жителей д. Александровка Большеулуйского района /л.д.4-7/.
Администрация Большеулуйского района возразила против удовлетворения заявления, указывая, что решение о ликвидации "Александровская ООШ" не принималось в связи с тем, что филиал "Александровская ООШ" не является юридическим лицом, в реестре государственной регистрации юридических лиц как юридическое лицо не зарегистрирован, является структурным подразделением юридического лица - МКОУ "Новоеловская СОШ". Филиал находится в одной и той же местности с МКОУ "Новоеловская СОШ" и территориально не обособлен, налоговому органу не подотчетен. Законодательством Российской Федерации не предусмотрены требования в части закрытия структурного подразделения, не являющегося юридическим лицом, с учетом мнения жителей сельского поселения, а пункт 12 ст.22 и пункт 6 ст.27 ФЗ-273 не подлежит применению. Так, в соответствии с пунктом 12 ст.22 Федерального закона РФ от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ требования учета мнения жителей сельского поселения распространяется только при реорганизации и ликвидации общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении. Исходя из анализа норм действующего законодательства РФ, в которых дается понятие организации, следует, что требования пункта 12 ст.22 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" распространяются только на организации, являющиеся юридическими лицами, однако "Александровская ООШ" является обособленным структурным подразделением - филиалом МКОУ "Новоеловская СОШ". Гражданским законодательством РФ установлен порядок только ликвидации юридического лица, порядок ликвидации либо закрытия филиала гражданским законодательством не предусмотрен. В п.12 ст.22 ФЗ-273 речь идет о ликвидации только организации. Пункт 6 ст.27 ФЗ-273 не подлежит применению в данном случае, так как данная норма распространяется на филиалы, являющиеся обособленными структурными подразделениями, находящимися в другой местности, а именно по признаку административно-территориальной деленности, то есть подразделение является территориально обособленным от головной организации, где налоговый учет и налоговый контроль осуществляет иной налоговый орган. Поэтому на процедуру закрытия филиала не могут распространяться требования действующего законодательства РФ, в связи с чем решение о закрытии филиала учредитель вправе принять самостоятельно, без учета мнения жителей поселения. МКОУ "Александровская ООШ" снято с учета Российской организации в налоговом органе МИФНС России N 4 по Красноярскому краю как юридическое лицо в результате реорганизации в форме присоединения к МКОУ "Новоеловская СОШ" 30.07.2013 года.
Процедура реорганизации в форме присоединения была осуществлена в соответствии с требованиями действующего на период с 10.12.2012 года по 30.07.2013 года законодательства РФ, а именно Федерального закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", согласно которому процедура реорганизации общеобразовательного учреждения расположенного в сельской местности не требовала согласия схода жителей данного поселения (ст.34).
Согласно статьи 111 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" данный закон вступил в силу только с 1 сентября 2013 года, следовательно, не подлежал применению на период проведения и окончания процедуры реорганизации - 30 июля 2013 года, поэтому решение о реорганизации было принято законно и обоснованно без учета мнения жителей данного сельского поселения в рамках действующего Федерального закона РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1.
В состав экспертной комиссии Постановлением администрации Большеулуйского района от 05.09.2012 года N 324 с соблюдением требований ст.13 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" были включены депутат представительного органа местного самоуправления и представитель общественности - председатель территориальной (районной) организации профсоюза работников образования и науки. Экспертной комиссией была дана оценка социально-экономических последствий реорганизации, в результате чего единогласно было принято решение о целесообразности реорганизации в форме присоединения МКОУ "Александровской ООШ" к МКОУ "Новоеловская СОШ" с образованием на его основе обособленного структурного подразделения - филиала "Александровская ООШ", что не повлекло нарушений Конституции РФ, закона РФ "Об образовании" и прав детей на получение бесплатного общедоступного общего образования. На основании положительного экспертного заключения учредителем было принято решение о реорганизации МКОУ "Новоеловская СОШ" путем присоединения к нему МКОУ "Александровская ООШ" на основании Постановления от 10.12.2012 года N 434-п. 30.07.2013 года в единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о прекращении деятельности МКОУ "Александровская ООШ". Правопреемником прав и обязанностей МКОУ "Александровская ООШ" в соответствии с передаточным актом является МКОУ "Новоеловская СОШ". В настоящее время на основании Постановления администрации Большеулуйского N 213-п от 25.08.2014 "О закрытии "Александровская ООШ" - филиала МКОУ "Новоеловская СОШ" проводятся мероприятия, связанные с закрытием указанного филиала. Основанием для принятия решения о закрытии филиала "Александровская ООШ" явилось ходатайство директора МКОУ "Новоеловская СОШ" по результатам экспертного заключения отдела образования администрации Большеулуйского района. Согласно экспертному заключению целью закрытия филиала - "Александровская ООШ" является обеспечение равных условий учащихся филиала для получения доступного, качественного общего образования при оптимизации сети муниципальных общеобразовательных учреждений района, эффективное использование муниципальной собственности и бюджетных средств. Пунктом 3.5. Положения "Об отделе образования администрации Большеулуйского района", утвержденного Решением Большеулуйского районного Совета депутатов Красноярского края N 228 от 29.08.2013 года одной из функций отдела образования является проведение анализа состояния системы образования и уровня удовлетворения образовательных потребностей. Пунктом 5.6. Положения установлено право отдела образования создавать специальные комиссии, советы, экспертные группы. Отделом образования администрации Большеулуйского района проведен анализ условий обучения в филиале "Александровская ООШ", в ходе которого установлено, что здание Филиала - деревянное, одноэтажное здании, не соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, подтверждением чего является санитарно-эпидемиологическое заключение N 24 АЦ05000 М 000375 10 07 от 19.10.2007 года, выданное территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в г.Ачинске, что является грубым нарушением лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности". Таким образом, в нарушение подпунктов 2, 3 пункта 6 ст.28 ФЗ-273 "Об образовании в Российской Федерации", филиал "Александровская ООШ" не может создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, а также соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников, тем самым продолжение обучения в филиале несовершеннолетнего Ефанова О.А. и других обучающихся филиала существенно влечет нарушение их прав и законных интересов. В нарушение требованиям ст.28 ч.3 п.15, ст.41 ч.1 п.2 ФЗ-273, п.6.8 СанПиН 2.4.5.2409-08 для обучающихся филиала не организовано двухразовое горячее питание, организация питания детей осуществляется через буфет, таким образом, учащиеся филиала не обеспечены полноценным горячим, калорийным и сбалансированным питанием, что не соответствует современным требованиям сохранения и укрепления здоровья детей. На конец 2013-2014 учебного года в филиале обучалось 9 человек, на начало 2014-2015 учебного года обучается 8 человек. Согласно предоставленным сведений рост количества детей до 2020 года не предполагается. В 5 классе филиала "Александровская ООШ" обучается 3 ученика, в том числе Ефанов О.А., что влечет за собой нарушение реализации его прав, предусмотренных ст.34 ФЗ-273, а именно на развитие в полном объеме своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях (отсутствие в филиале спортивного зала). Перевод Ефанова О.А. для обучения в МКОУ "Новоеловская СОШ" не ухудшает и не ущемляет его право на образование, развитие, отдых и оздоровление, оказание и медицинской помощи, профилактики заболеваний, так как позволит обеспечить реализацию образовательных программ в полном объеме, обеспечит соответствие качества подготовки установленным требованиям, создаст безопасные условия обучения, воспитания, в соответствие с установленными нормами, создаст необходимые условия для охраны и укрепления здоровья, обеспечит организацию питания в соответствии с правилами и нормами действующего СанПин создаст условия для занятия с другими обучающимися физической культурой и спортом, позволит создать образовательное пространство, способствующее общению в полноценной, развивающей личность среде сверстников, обеспечит участие в массовых мероприятиях районного и краевого уровней, что скажется на успешной социализации обучающихся; позволит достичь большей эффективности деятельности и повышения качества образования обучающихся за счет объединения ресурсов; позволит оптимально использовать имеющиеся финансовые средства краевого и районного бюджетов, направить 1000 их во благо большего количества обучающихся, рационально использовать имеющееся учебное оборудование. Подвоз обучающихся филиала планируется осуществлять на специально оборудованном автобусе, находящемся в оперативном управлении МКОУ "Новоеловская СОШ". Расстояние от д. Александровка до МКОУ "Новоеловская СОШ" составляет 14 км, время в пути обучающихся составит не более 15-20 минут, что не противоречит п. 2.5. САНПИН 2.4.2.2821-10 (время в пути не должно превышать 30 минут в одну сторону). Условия обучения в филиале не позволяет оптимально простроить учебно-воспитательный процесс ввиду малочисленности учащихся, филиал не способствует интеграции воспитательных влияний как внутри его, так и за его пределами, т.е. не создает среду, которая являлась бы формой адекватного взаимодействия школы и социума, среду, способную помочь ребенку, подростку найти свое место в сообществе. Качество предоставляемого образования оставляет желать лучшего. Проанализировав фактические финансовые затраты на обучение 1 ученика на учебный год по данным за 2012-2013 учебный год, установлено, что затраты в "Александровская ООШ" выше в 2 раза по сравнению с МКОУ "Новоеловская СОШ" /л.д.37/.
Отделом образования администрации Большеулуйского района представлено возражение на заявление со ссылкой на то, целью закрытия филиала "Александровская ООШ" является обеспечение равных условий учащихся филиала для получения доступного, качественного общего образования при оптимизации сети муниципальных общеобразовательных учреждений района, эффективное использование муниципальной собственности и бюджетных средств. Отделом образования администрации Большеулуйского района в соответствии с пп. 3.5, 5.6 Положения "Об отделе образования администрации Большеулуйского района", утвержденного Решением Большеулуйского районного Совета депутатов Красноярского края N 228 от 29.08.2013 года, проведен сравнительный анализ условий обучения в филиале "Александровская ООШ", в результате которого выявлено, что в нарушение подпунктов 2, 3 пункта 6 ст.28 Федерального закона N ФЗ-273 филиал "Александровская ООШ" не может создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, а также соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников, тем самым продолжение обучения в филиале обучающихся филиала влечет существенное нарушение их прав и законных интересов. /л.д.119/.
В судебное заседание Бортулева М.И. не явилась, уведомлена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, с участием представителя Потехиной С.М.
На основании ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившейся стороны.
В судебном заседании представитель Потехина С.М. поддержала доводы заявления, указав, что на момент издания Постановления 25.08.2014 года о закрытии Александровской ООШ отсутствовало положительное заключение комиссии по оценке последствий при решении органом местного самоуправления о реорганизации или ликвидации Александровской ООШ, не была создана комиссия по оценке последствий закрытия Александровской СОШ, не был утвержден состав комиссии, куда должны были войти представители общественности, такая комиссия была сформирована только 21.10.2014 года.
Представитель администрации Большеулуйского района Чичкова С.М. возразила по доводам заявления по основаниям, приведенным в письменном заявлении, указав, что деятельность МКОУ "Александровская СОШ" как юридического лица была прекращена в 2013 году, проведена реорганизация путем присоединения МКОУ "Александровская ООШ" к МКОУ "Новоеловская СОШ", с образованием структурного подразделения. Были внесены соответствующие изменения в Устав МКОУ "Новоеловская СОШ". Решение о закрытии филиала как структурного подразделения МКОУ "Новоеловская СОШ", не требовало наличия положительного экспертного заключения муниципальной комиссии по оценке последствий о реорганизации, ликвидации Александровской ООШ.
Представитель отдела образования администрации Большеулуйского района Шкляева Е.Л. также возразила по доводам заявления по основаниям, указанным в письменном возражении.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд отказывает в удовлетворении заявления по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Ст.255 ГПК РФ предусмотрено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; создании препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с п.25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 г. N 3) при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять, соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка.
Согласно ч.1 ст.48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом, ответчиком в суде.
Согласно чч. 2, 3 ст.55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства; представительства и филиалы не являются юридическими лицами.
Ч.I ст.3 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке.
Согласно ч. 1, 4 ст.57 ГК РФ реорганизация юридического лица /слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование/ может быть осуществлена по решению его учредителей /участников/ либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
В силу ч.2 ст.58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят его права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
В соответствии с п.2 ст.12 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п.3 п.1 ст.31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений.
Согласно п.1 ст.34 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение может быть реорганизовано в иную некоммерческую образовательную организацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок реорганизации федеральных государственных образовательных учреждений устанавливается Правительством Российской Федерации, государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений - местной администрацией муниципального образования.
Положением о порядке принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных общеобразовательных учреждений на территории Большеулуйского района, утвержденным Решением Большеулуйского районного Совета депутатов 29.05.2008 года, установлено, что реорганизация муниципального образовательного учреждения осуществляется в порядке, предусмотренном ГК РФ, Федеральным законом Российской Федерации "Об образовании" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; реорганизация муниципального образовательного учреждения может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования образовательных учреждений; образовательное учреждение может быть реорганизовано в иную образовательную организацию в соответствии с законодательством Российской Федерации; образовательное учреждение считается реорганизованным с момента государственной регистрации юридического лица, при реорганизации (изменении организационно-правовой формы, статуса) образовательного учреждения его устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу; к юридическому лицу, возникающему в результате реорганизации, переходят все имущественные и неимущественные права, а также все обязательства реорганизуемого юридического лица, в том числе права и обязанности, не выявленные на момент реорганизации; решение о реорганизации муниципального образовательного учреждения принимается постановлением Главы Большеулуйского района по представлению управления образования администрации Большеулуйского района; Постановление Главы Большеулуйского района о реорганизации должно предусматривать: назначение и цели реорганизации образовательного учреждения (учреждений); наименование реорганизуемого образовательного учреждения (учреждений); способ реорганизации (в соответствии со статьей 57 ГК РФ и статьей 34 Закона Российской Федерации "Об образовании"); новое наименование образовательного учреждения (учреждений) или образовательной организации, образуемой в результате реорганизации; предписание уполномоченному органу, в ведении которого находится реорганизуемое образовательное учреждение (учреждения), о проведении реорганизации образовательного учреждения (учреждений) и сроки этой реорганизации; предписание финансовому управлению администрации Большеулуйского района о финансировании деятельности образовательного учреждения (учреждений), возникшего в результате реорганизации, источники финансирования; предписание отделу по управлению муниципальным имуществом администрации Большеулуйского района о закреплении за реорганизованным образовательным учреждением (учреждениями) объектов муниципальной собственности на праве оперативного управления.
В силу ч.2 ст.13 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка" принятие органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания.
Судом установлено, что Постановлением администрации Большеулуйского района от 05.09.2012 года, N 324-п, принято решение о реорганизации МКОУ "Новоеловская СОШ" путем присоединения к нему МКОУ "Александровская ООШ" с сохранением его основных целей деятельности /л.д.10/.
Одновременно с данным Постановлением приказом по управлению образования от 06.09.2012 года N 161 утвержден план мероприятий по реорганизации образовательного учреждения, включающий в себя, в том числе передачу имущества от МКОУ "Александровская ООШ" только к МКОУ "Новоеловская СОШ" /л.д.14 оборот/; создана и утверждена муниципальная экспертная комиссия по проведению экспертной оценки последствий реорганизации, в состав которой вошли представители органа местного самоуправления, депутат районного Совета депутатов Большеулуйского района, председатель территориальной /районной организации профсоюза работников народного образования, руководители образовательных учреждений /л.д.10, 11/.
В соответствии с Постановлением 10.12.2012 года N 434-п на основании выводов экспертной комиссии МКОУ "Александровская ООШ" была присоединена к МКОУ "Новоеловская СОШ" с образованием на основе МКОУ "Александровская ООШ" обособленного структурного подразделения МКОУ "Новоеловская СОШ" - филиала "Александровская ООШ" /л.д.12/.
Согласно пункту 1.20 Устава МКОУ "Новоеловская СОШ" школа имеет филиал, Александровскую ООШ, который является структурным подразделением МКОУ "Новоеловская СОШ". Филиал не является юридическим лицом. Деятельность филиала регламентируется настоящим Уставом и положением о филиале МКОУ "Новоеловская СОШ. Непосредственное управление филиалом осуществляет директор МКОУ "Новоеловская СОШ" /л.л.74,75/.
С 31.07.2013 года учителя и иные работники МКОУ "Александровская ООШ" в связи с реорганизацией в форме присоединения МКОУ "Александровская ООШ" к МКОУ "Новоеловская СОШ" в порядке перевода приняты на работу в МКОУ "Новоеловская СОШ".
Таким образом, судом установлено, что процедура реорганизации путем присоединения МКОУ "Александровская ООШ" к МКОУ "Новоеловская СОШ" была завершена 30.07.2013 года, не обжалована, не противоречила действовавшему в период реорганизации законодательству, в том числе, Закону РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности юридического лица при реорганизации в форме присоединения /л.д. 45-57/.
Администрация Большеулуйского района как учредитель образовательных учреждений, провела анализ деятельности образовательных учреждений, обозначила перечень основных проблем, что подтверждается материалами дела и оценила последствия принятия решения о реорганизации.
При реорганизации права обучающихся на общедоступность образования не нарушены, поскольку МКОУ "Новоеловская СОШ" реализует цели и задачи, предусмотренные Законом РФ "Об образовании", каких-либо изменений в направлении обучения в деле не представлено.
30.07.2013 года МКОУ "Александровская ООШ" снята с учета Российской организации в налоговом органе на основании сведений о прекращении деятельности юридического лица в результате реорганизации в форме присоединения, что подтверждается соответствующим Уведомлением МИФНС России, /л.д.84/.
Судом установлено, что 20.08.2014 года руководитель МКОУ "Новоеловская СОШ" обратился к учредителю - администрации Большеулуйского района - с ходатайством о закрытии структурного подразделения МКОУ "Новоеловская СОШ" - филиала Александровская ООШ /л.д.60/.
К ходатайству приложено экспертное заключение отдела образования администрации Большеулуйского района об оценке социально-экономических последствий закрытия Александровской ООШ - филиала МКОУ "Новоеловская СОШ", подтверждающее обоснованность закрытия структурного подразделения "Александровская ООШ" /л.д.19/.
Постановлением администрации Большеулуйского района от 25.08.2014 N 213-п утверждено решение о закрытии структурного подразделения МКОУ "Новоеловская СОШ" филиала " Александровская ООШ" /л.д.8/.
25.08.2014 года приказом по отделу образования администрации Большеулуйского района определены мероприятия по закрытию структурного подразделения МКОУ "Новоеловская СОШ", "Александровская ООШ" /л.д.9/.
Таким образом, установлено, что прекращение деятельности структурного подразделения юридического лица не противоречит действующему законодательству, поскольку решение о ликвидации не принималось, как таковая ликвидация, т.е. прекращение деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам не осуществлялась, имущество не изымалось и в муниципальную казну не передавалось; права и обязанности от присоединенного образовательного учреждения МКОУ Александровская ООШ переданы другой образовательной организации - МКОУ "Новоеловская СОШ", обучающихся определили в структурное подразделение МКОУ "Новоеловская СОШ", которое на основании заключения об оценке социально-экономических последствий закрытия филиала "Александровская ООШ" с согласия муниципального органа управления приняло решение о прекращении деятельности филиала.
Доводы и ссылки заявления на нормы Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" при оценке оспариваемых действий и решений администрации Большеулуйского района не могут быть приняты во внимание, так как данный закон принят после завершения процедуры реорганизации и утраты МКОУ "Александровская ООШ" статуса юридического лица. МКОУ "Александровская ООШ" после реорганизации статусом филиала МКОУ "Новоеловская СОШ" не наделялась, как филиал фактически не создавалась, регистрацию по фактическому месту нахождения не проходило, а были присоединено в качестве структурного подразделения, расположенного вне деятельности образовательного учреждения. Доказательств иного не представлено.
Пункт 21 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 года, N 196, предусматривает, что общеобразовательное учреждение может иметь филиалы, которые проходят регистрацию по фактическому адресу. Лицензирование, аттестация и государственная аккредитация этих филиалов осуществляются в порядке, установленном для образовательного учреждения. Создаваемые общеобразовательным учреждением филиалы не являются юридическими лицами. В соответствии с законодательством Российской Федерации они наделяются имуществом создавшего их общеобразовательного учреждения и действуют на основании утвержденного им положения. Руководители филиалов назначаются общеобразовательным учреждением, создавшим их, и действуют на основании доверенности.
Доводы заявителя и ссылки на ст.ст. 22, 27 Федерального закона 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", устанавливающих структуру образовательной организации, в том, числе порядок создания и ликвидацию образовательных учреждений, а также филиалов образовательных учреждений, в соответствии с которыми администрация Большеулуйского района обязана была принять решение о реорганизации или ликвидации Александровской ООШ 25.08.2014 года, не могут быть удовлетворены, так как закон вступил в силу с 01.09.2013 года, тогда как МКОУ "Александровская ООШ" к этому времени являлась структурным подразделением МКОУ "Новоеловская СОШ", правого статуса филиала МКОУ "Новоеловская СОШ" в соответствии с действующим законодательством не имела, в связи с чем не подлежало упразднению по правилам ст. 27, 22 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Закон не имеет обратной силы и не может быть распространен на правоотношения, возникшие до его принятия.
Положения пунктов 11 и 12 статьи 22 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлены с 01.09.2013 года, т.е. после окончания процедуры реорганизации и прекращения деятельности МКОУ "Александровская ООШ" как самостоятельного юридического лица.
Оспариваемое Постановление от 25.08.2014 года, N 213-п, предусматривало закрытие структурного подразделения юридического лица - МКОУ "Новоеловская СОШ" в лице филиала "Александровская ООШ", а не ликвидацию или реорганизацию образовательной организации как юридического лица или филиала.
При установленных обстоятельствах, вышеизложенном регулировании порядка реорганизации и ликвидации образовательных учреждений, с учетом правового статуса структурного подразделения МКОУ "Новоеловская СОШ" - филиала "Александровская ООШ" суд пришел к выводу, что при закрытии структурного подразделения учет мнения жителей сельского поселения, а также наличие положительного заключения муниципальной комиссии по проведению оценки социально-экономических последствий реорганизации, ликвидации муниципальных образовательных организаций не является обязательным.
Доводы о незаконности комиссии отдела образования администрации Большеулуйского района и ее заключения об оценке социально-экономических последствий закрытия филиала "Александровская ООШ" не обоснованы, так как функциями отдела образования администрации Большеулуйского района в соответствии с Положением являются, в том числе, создание специальных комиссии, экспертных групп; проведение анализа состояния системы образования; совместно с учредителем решение вопросов, связанных с созданием, переименованием, реорганизацией и ликвидацией образовательных организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации /л.д. 63/.
В связи с социальной значимостью решения вопроса о функционировании структурного образовательного учреждения, филиала "Александровская ООШ" МКОУ "Новоеловская СОШ" - отдел образования администрации Большеулуйского района был правомочен самостоятельно инициировать создание комиссии для проведения анализа эффективности функционирования данного структурного подразделения.
Доводы о скрытой форме ликвидации МКОУ "Александровская ООШ" в результате действий администрации Большеулуйского района, последовательном издании вышеуказанных Постановлений от 05.09.2012 года, N 324-п, от 25.08.2014 года, N 213-п, с учетом сроков принятия данных решений и принятых Постановлений подтверждения не нашли.
Кроме того, при ликвидации юридическое лицо полностью прекращает свою деятельность, тогда как при реорганизация юридического оно не упраздняется и не составляется ликвидационный баланс, имущество не изымается, при присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Решение о закрытии филиала "Александровская ООШ" принималось учредителем с учетом экспертного заключения комиссии отдела образования администрации Большеулуйского района, которая провела сравнительный анализ условий обучения в МКОУ "Новоеловская СОШ" и филиала "Александровская ООШ" за период 2010-2014 гг. и пришла к выводу, что закрытие филиала "Александровская ООШ" и перевод учащихся для обучения в МКОУ "Новоеловская СОШ" позволит обеспечить реализацию образовательных программ в полном объеме, обеспечит качество подготовки обучающихся, создаст безопасные условия обучения, воспитания, что исключает единоличное и произвольное принятия данного решения.
Положение о порядке работы экспертной комиссии по проведению оценки социально-экономических последствий реорганизации, ликвидации муниципальных образовательных организаций Большеулуйского района, утвержденное Постановлением администрации Большеулуйского района 21.10.2014 года, N 257-п, правовых последствий для решения вопроса о закрытии структурного подразделения юридического лица - МКОУ "Новоеловская СОШ" в лице филиала "Александровская ООШ", не влечет, так как регламентирует порядок ликвидации или реорганизации образовательных учреждений в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Права и гарантии обучающихся на общедоступность образования не нарушены, поскольку закрытие структурного подразделения и перевод обучающихся в МКОУ "Новоеловская СОШ" обеспечивает в полном объеме образовательные программы, качество подготовки.
Таким образом, правовых оснований для признания незаконным и отмены Постановления от 25.08.2014 года, N 213-п, суд не усматривает.
В связи с отказом в удовлетворении заявления отсутствуют основания и для возврата заявителю за счет администрации Большеулуйского района государственной пошлины.
На основании изложенного выше, руководствуясь ст.ст. 191-199 ГПК РФ, решил:
Отказать в удовлетворении заявления Бортулевой Марины Ивановны, действующей в интересах несовершеннолетнего Ефанова Олега Александровича, к администрации Большеулуйского района, отделу образования администрации Большеулуйского района о признании незаконным и отмене Постановления администрации Большеулуйского района от 25.08.2014 года N 213-п "О закрытии "Александровской основной общеобразовательной школы" - филиала муниципального казенного общеобразовательного учреждений "Новоеловская средняя общеобразовательная школа"
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Большеулуйский районный суд.
Судья |
П.С.Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Большеулуйского районного суда Красноярского края от 29 декабря 2014 г. N 2-369/2014
Текст решения официально опубликован не был