Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 6 февраля 2015 г. N 427-15-14
Резолютивная часть решения объявлена "26" января 2015 года
Полный текст решения изготовлен "6" февраля 2015 года
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления; члены Комиссии - Капсудин Е.В., начальник контрольного отдела; Игнатенко О.С., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти рассмотрев дело N 427-15-14, возбужденное в отношении Администрации г.Норильск (пр.Ленинский, 24-А, г.Норильск, 663300) (далее - Администрация) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"),
установила следующее:
В целях осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в части исполнения органами местного самоуправления обязанностей по выбору управляющих компаний, предусмотренных пунктом 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), управлением у муниципальных образований Красноярского края были запрошены необходимые сведения (исх. N 22768 от 26.11.2014) о введенных на территории муниципального образования в 2012-2014 г.г. в эксплуатацию многоквартирных домах и способе выбора управления данными домами.
По результатам рассмотрения информации, полученной от Администрации (исх. N 010-5526 от 04.12.2014, вх. 24904 от 10.12.2014) в действиях Администрации выявлены признаки нарушения части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", приказом Красноярского УФАС России от 17 декабря 2014 года N 718 возбужденно настоящее дело.
Определением от 17 декабря 2014 года о назначении дела N 427-15-14 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечена Администрация, в качестве заинтересованных лиц: МУ "Управления жилищно-коммунального хозяйства" Администрации г.Норильска (ул.Севастопольская, 7, г.Норильск, 663300) и ООО "Норильская жилищно-эксплуатационная компания" (ул. Севастопольская, 7, г.Норильск, 663300), а рассмотрение дела назначено на 19 января 2015 года.
19 января 2015 года в деле, в соответствии со статьей 46 ФЗ "О защите конкуренции", объявлен перерыв до 26 января 2015 года.
При рассмотрении дела N 427-15-14 Комиссией установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
Администрацией г.Норильска в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и управляющей организацией в лице общества с ограниченной ответственностью "Норильская жилищно-эксплуатационная компания" (далее - ООО "Норильская жилищно-эксплуатационная компания") без проведения конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами (после ввода в эксплуатацию многоквартирных жилых домов) заключены договоры: от 01.02.2013 управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Красноярский край, г.Норильск, р-он Центральный, ул.Комсомольская, д.40, веденным в эксплуатацию от 15.11.2012; от 01.04.2013 управления многоквартирным домом, расположенном по адресу: Красноярский край, г.Норильск, р-он Центральный, ул.Комсомольская, д. 40 "А", веденным в эксплуатацию от 27.12.2012; от 20.07.2012 управления многоквартирным домом, расположенном по адресу: Красноярский край, г.Норильск, р-он Центральный, ул.Комсомольская, д. 42 "А", введенным в эксплуатацию от 27.07.2012.
Предметом вышеназванных договоров является возмездное оказание услуг и выполнение работ Управляющей организацией по надлежащему содержанию, ремонту общего имущества в вышеназванных многоквартирных домах и предоставление коммунальных услуг нанимателям муниципальных жилых помещений и осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом.
Вышеназванные договоры действуют (согласно п.9.1 вышеуказанных договоров) до заключения договоров управления многоквартирными домами между Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Норильска и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, проведенного в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75.
Решением Норильского городского совета депутатов N 12/4-233 от 24.09.2013 утверждено положение об Управлении жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Норильска, согласно которому муниципальное учреждение Управлении жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Норильска является структурным подразделением Администрации города Норильска, осуществляющим полномочия Администрации города Норильска в области организации функционирования жилищно-коммунального хозяйства и управления муниципальным жилищным фондом муниципального образования города Норильск.
В целях выполнения основных задач Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Норильска, в том числе проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по основаниям и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пояснениям Администрация г.Норильска (исх. N 010-47 от 15.01.2015, вх. N 695 от 20.01.2015), последней в настоящее время ведется работа по урегулированию вопроса выбора организации, для заключения договора управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: Красноярский край, г.Норильск, р-н Центральный, ул.Комсомольская, д.40, д. 40 А, д. 42 А.
Исследовав материалы дела, Комиссия по рассмотрению дела N 427-15-14 пришла к следующим выводам.
Согласно части 13 статьи 161 ЖК РФ в течение двадцати дней (в течение десяти рабочих дней - в предыдущей редакции) со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи 161 ЖК РФ открытый конкурс.
В соответствии с частью 4 настоящей статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Порядок проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Порядок).
Согласно пункту 3 Порядка конкурс проводится, если: 1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях: собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; 2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях: большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации; собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; 3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано; 4) в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке выдано разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно части 14 статьи 161 ЖК РФ до заключения договора управления многоквартирным домом между лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, проведенного в соответствии с частью 13 настоящей статьи, управление многоквартирным домом осуществляется застройщиком при условии его соответствия стандартам и правилам деятельности по управлению многоквартирными домами, установленным в соответствии с настоящей статьей Правительством Российской Федерации, или управляющей организацией, с которой застройщиком заключен договор управления многоквартирным домом не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
Из содержания вышеуказанных норм права усматривается, что лица, поименованные в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, исполняют свою обязанность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг через организацию, управляющую многоквартирным домом на основании части 13 или части 14 статьи 161 ЖК РФ.
После выдачи разрешений на ввод объектов в эксплуатацию орган местного самоуправления не объявил конкурс по отбору управляющей организации в установленный срок.
Как установлено выше, конкурс по отбору управляющей организации после ввода в эксплуатацию многоквартирных жилых домов, в нарушение требований ЖК РФ, не проводился.
Комиссия обращает особое внимание, что заключение договор управления без проведения публичных процедур ООО "Норильская жилищно-эксплуатационная компания" противоречит как ЖК РФ, так ФЗ "О защите конкуренции".
Комиссия отмечает, что согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 N 14686/10 по делу N А13-10558/2008, в тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
С учетом изложенного, Комиссия делает вывод, что заключение договора управления без проведения публичных процедур с ООО "Норильская жилищно-эксплуатационная компания" создало: дискриминационные условия для деятельности различных хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на рынке оказания услуг управления многоквартирными домами на территории муниципального образования г.Норильск наряду с ООО "Норильская жилищно-эксплуатационная компания" и потенциальных хозяйствующих субъектов, имеющих намерение оказывать услуги в данной сфере; преимущественные условия деятельности для ООО "Норильская жилищно-эксплуатационная компания"; нарушает принцип самостоятельности и состязательности хозяйствующих субъектов.
Согласно части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции. Данная конституционная гарантия реализована в законодательстве о конкуренции.
Частью 1 статьи 3 ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что названный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции" под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого их них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В силу части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
С учетом изложенного, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Администрации, выразившихся в бездействии по непроведению конкурса по отбору управляющей организации после ввода в эксплуатацию многоквартирных жилых домов и заключении договор управления без проведения публичных процедур с ООО "Норильская жилищно-эксплуатационная компания", что в свою очередь привело к недопущению конкуренции на рынке управления многоквартирными жилыми домами в г.Норильске, нарушения требований части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции".
В связи с тем, что на момент принятия решения конкурсы по отбору управляющих организаций после ввода в эксплуатацию многоквартирных жилых домов не проведены, а договоры, заключенные с ООО "Норильская жилищно-эксплуатационная компания", без проведения конкурса, не прекращены, Комиссия считает необходимым выдать Администрации обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Вместе с тем, действия должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных, осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьями 15, 23, 41, 49, 50 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать Администрацию нарушившей часть 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" в части бездействия по непроведению конкурса по отбору управляющей организации после ввода в эксплуатацию многоквартирных жилых домов и заключения договоров управления с ООО "Норильская жилищно-эксплуатационная компания" без проведения публичных процедур.
2. Выдать Администрации обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, с этой целью Администрации г.Норильска в срок до 30.04.2015 надлежит:
- совершить действия, направленные на расторжения договоров управления от 01.02.2013 управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Красноярский край, г.Норильск, р-он Центральный, ул.Комсомольская, д. 40; от 01.04.2013 управления многоквартирным домом, расположенном по адресу: Красноярский край, г.Норильск, р-он Центральный, ул.Комсомольская, д. 40 "А"; от 20.07.2012 управления многоквартирным домом, расположенном по адресу: Красноярский край, г.Норильск, р-он Центральный, ул.Комсомольская, д. 42 "А", заключенных с ООО "Норильская жилищно-эксплуатационная компания";
- провести конкурсы по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: Красноярский край, г.Норильск, р-он Центральный, ул.Комсомольская, 40; Красноярский край, г.Норильск, р-он Центральный, ул. Комсомольская, д. 40 "А"; Красноярский край, г.Норильск, р-он Центральный, ул.Комсомольская, д. 42 "А".
3. Передать копии материалов дела N 427-15-14 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении виновного должностного лица Администрации дела об административном правонарушении по статье 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии |
Е.Л.Лужбин |
Члены Комиссии |
Е.В.Капсудин |
|
О.С.Игнатенко |
Предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 6 февраля 2015 г. N 427-15-14 "О прекращении нарушения антимонопольного и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции"
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления; члены Комиссии - Капсудин Е.В., начальник контрольного отдела; Игнатенко О.С., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), на основании своего решения от 6 февраля 2015 года по делу N 427-15-14 о нарушении Администрацией г.Норильска (далее - Администрация) части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции"
предписывает:
Администрации в срок до 30.04.2015 года надлежит:
- совершить действия, направленные на расторжения договоров управления от 01.02.2013 управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Красноярский край, г.Норильск, р-он Центральный, ул.Комсомольская, д.40; от 01.04.2013 управления многоквартирным домом, расположенном по адресу: Красноярский край, г.Норильск, р-он Центральный, ул.Комсомольская, д. 40 "А"; от 20.07.2012 управления многоквартирным домом, расположенном по адресу: Красноярский край, г.Норильск, р-он Центральный, ул.Комсомольская, д. 42 "А", заключенных с ООО "Норильская жилищно-эксплуатационная компания";
- провести конкурсы по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: Красноярский край, г.Норильск, р-он Центральный, ул.Комсомольская, 40; Красноярский край, г.Норильск, р-он Центральный, ул.Комсомольская, д. 40 "А"; Красноярский край, г.Норильск, р-он Центральный, ул.Комсомольская, д. 42 "А".
Об исполнении настоящего предписания Администрации надлежит сообщить в адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (660017, г.Красноярск, пр.Мира, 81 "д") в течение пяти календарных дней с момента его исполнения, представив документальные доказательства его исполнения.
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель Комиссии |
Е.Л.Лужбин |
Члены Комиссии |
Е.В.Капсудин |
|
О.С.Игнатенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 6 февраля 2015 г. N 427-15-14
Текст решения официально опубликован не был