Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 26 сентября 2014 г. N 204-15/17-14
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 15 сентября 2014 года. В полном объеме решение изготовлено 26 сентября 2014 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления; члены Комиссии - Капсудин Е.В., начальник контрольного отдела; Егоров А.А., государственный инспектор отдела контроля органов власти рассмотрев дело 204-15/17-14, возбужденное в отношении Администрации Большеулуйского района Красноярского края (ул.Революции, 11, с. Большой Улуй, Красноярский край, 662110) (далее- Администрация) по признакам нарушения части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции").
с участием представителя ООО ПКФ "Крепость" - <...> (по доверенности N 573/2013/ОД);
в отсутствие представителей Администрации, уведомленной надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, установила:
14 апреля 2014 года по адресу ул.Революции, 11, с. Большой Улуй, Красноярский край, 662110 на основании приказа управления от 01.04.2014 N 158 "О проведении выездной плановой проверки" была проведена выездная плановая проверка на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства Администрацией.
При проведении плановой проверки была проанализирована документация открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на приобретение автомобиля для Администрации, номер извещения 0319300168111000098, размещенная на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
По результатам анализа было установлено, что в действиях Администрации усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 и пункта 2 части 1 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в установлении в техническом задании документации открытого аукциона в электронной форме характеристики, требуемой для поставки товара, которая идентична товару определенной марки - автомобилю Toyota Camry, что исключает возможность осуществить поставку эквивалентного товара и, как следствие, привело к ограничению конкуренции.
По данному факту Красноярским УФАС России на основании приказа N 364 от 18.07.2014 возбуждено дело N 204-15/17-14.
Определением от 18 июля 2014 года к участию в деле в качестве ответчика привлечена Администрация, в качестве заинтересованного лица ООО ПКФ "Крепость", а рассмотрение дела назначено на 15 августа 2014 года.
Определением от 15 августа 2014 года, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, рассмотрение дела было отложено на 15 сентября 2014 года
При рассмотрении дела N 204-15/17-14 Комиссией установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
На основании распоряжения Администрации от 02.02.2011 N 828-з была утверждена документация открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на приобретение автомобиля для нужд Администрации Большеулуйского района Красноярского края (далее - открытый аукцион в электронной форме).
После утверждения документации открытого аукциона в электронной форме, 02.12.2011 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru в сети Интернет было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме за номером 0319300168111000098, срок подачи заявок на который был установлен до 12.12.2011.
Согласно техническому заданию открытого аукциона в электронной форме для поставки требовался легковой автомобиль комплектации (Премиум 4R) в количестве 1 (один) единица; TOYOTA CAMRY (или эквивалент); год выпуска - не ранее 2011 года; цвет - серебристый металлик; тип топлива - бензин с октановым числом 95 и выше; рабочий объем двигателя в куб. см. - не менее 2494; Максимальная мощность двигателя (л.с. при об/мин) - не менее 181 (6000); максимальная мощность (кВт при об/мин) - не менее 133 (6000); тип привода - передний; тип трансмиссии - автоматическая; число передач - вперед 6 (не менее), назад 1; Стандарт токсичности отработавших газов - Евро IV; подвеска передняя - независимая, пружинная, типа МакФерсон со стабилизатором поперечной устойчивости; задняя подвеска - независимая, пружинная, на продольных и поперечных рычагах, стойка МакФерсон, со стабилизатором поперечной устойчивости; передние тормоза (размер, мм) - дисковые вентилируемые; задние тормоза (размер, мм) - дисковые, невентилируемые; размер шин- не менее 215/60 R16; колесные диски - легкосплавные; тип рулевого управления - рулевой механизм типа "шестерня - рейка", рулевой привод с электроусилителем (либо гидроусилитель руля); габаритная длинна (мм) - не менее 4825; габаритная ширина (мм) - не менее 1825; габаритная высота (мм) - не менее 1480; ширина салона (мм) - не более 1525; высота салона (мм) - не более 1210; снаряженная масса (кг) - не менее 1510-1540; максимальная масса (кг) - не менее 2100; передние противотуманные фары - наличие; задние противотуманные фонари - наличие; ксеноновые фары ближнего света - наличие; омыватели передних фар - наличие; автоматическая коррекция угла наклона фар - наличие; полноразмерное запасное колесо на легкосплавном диске - наличие; 16-дюймовые легкосплавные диски с шинами 215/60 R16 - наличие; сиденья с кожаной обивкой - наличие; сиденье водителя с электрорегулеровкой в 8 направлениях - наличие; сиденье переднего пассажира с электрорегулеровкой в 4 направлениях - наличие; сиденье водителя с электрорегулеровкой поясничной опоры - наличие; подогрев сидений первого ряда - наличие; подогрев сидений второго ряда - наличие; 3-х зонный климат контроль - наличие; круиз-контроль - наличие; датчик дождя - наличие; датчик света - наличие; электростеклоподъемники всех дверей - наличие; окрашенные в цвет кузова боковые зеркала заднего вида с обогревом, электрорегулировкой, электроприводом складывания и повторителями указателей поворота - наличие; салонное зеркало заднего вида с автоматическим затемнением - наличие; передние и задние датчики парковки - наличие; камера заднего вида с разметкой - наличие; 6,1" цветной LCD дисплей на центральной консоли - наличие; аудиосистема с поддержкой CD/MP3/WMA 6 динамиков (не менее) - наличие; элементы управления аудиосистемой, подогревом задних сидений, климат-контролем, регулировкой задних сидений для пассажиров 2 ряда сидений - наличие; антиблокировочная система (ABS) - наличие; система распределения тормозного усилия (EBD) - наличие; усилитель экстренного торможения - наличие; система курсовой устойчивости (VSC) - наличие; антипробуксовочная система (TRC) - наличие; фронтальные подушки безопасности - наличие; боковые подушки безопасности для первого ряда сидений - наличие; боковые подушки безопасности для второго ряда сидений - наличие; шторки безопасности - наличие; коленная подушка безопасности - наличие; иммобилайзер - наличие; центральный замок с ДУ и сигнализацией.
К окончанию срока подачи заявок, на участие в открытом аукционе в электронной форме была подана заявка единственного участника размещения заказа, зарегистрированная под номером 1948064.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме N 0319300168111000098-1 от 13.12.2011 заявка N 1948064 была признана соответствующей требования документации открытого аукциона в электронной форме, а так же требования установленным Федеральным законом от 21.07.2005 года N 94 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), а открытый аукцион в электронной форме был признан несостоявшимся в связи с тем, что на его участие поступила всего одна заявка.
13.12.2011 года на основании протокола рассмотрения первых частей заявок поданных на участие в открытом аукционе в электронной форме N 0319300168111000098-1 от 13.12.2011 был опубликован протокол рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, подведения итогов открытого аукциона в электронной форме N 0319300168111000098-3, в соответствии с которым заявка под регистрационным номером 1948064, поданная ООО ПКФ "Крепость была признана соответствующей требования документации открытого аукциона в электронной форме.
В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, подведения итогов открытого аукциона в электронной форме N 0319300168111000098-3 от 13.12.2011 был заключен муниципальный контракт N 0319300168111000098-0202497-02 от 26.12.11 на поставку автомобиля Toyota Camry.
Согласно муниципальному контракту N 0319300168111000098-0202497-02 срок поставки автомобиля заказчику установлен до 31.12.2011 года.
Из информации, размещенной 29.12.2011 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru в сети Интернет следует, что автомобиль Toyota Camry был поставлен Администрации Большеулуйского района Красноярского края победителем открытого аукциона в электронной форме.
Комиссией по проведению плановой проверки было установлено, что документация открытого аукциона содержит требования и технические характеристики требуемого для поставки товара - Toyota Camry. Указанные в техническом задании документации Открытого аукциона в электронной форме технические характеристики поставляемого товара, а именно: Легковой автомобиль комплектации (Премиум 4R) - подходят к товару определенной марки - автомобилю Toyota Camry.
Администрация не согласилась с вменяемым нарушением ввиду того, что документация открытого аукциона в электронной форме составлялась с учетом требований части 3 статьи 34 Закона о размещении заказов, с использованием слов "или эквивалент".
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно, в том числе решают вопросы местного значения.
Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), статьей 1 которого определено, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации, является формой осуществления народом своей власти, обеспечивающей в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно статье 34 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Статьей 54 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции, действующей на момент проведения аукциона было предусмотрено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Закона о размещении заказов, муниципальный заказ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг оплачивается за счет средств местного бюджета, порядок формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа устанавливается уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа) на момент проведения аукциона регулировались Законом о размещении заказа, которым в том числе устанавливал единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Законом о размещении заказов под муниципальными нуждами понимались обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков. Под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений.
Согласно статье 4 Закона о размещении заказов муниципальными заказчиками выступали органы местного самоуправления при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимались осуществляемые в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов (ст.5 Закона о размещении заказов).
В соответствии с ч.1 ст.10 Закона о размещении заказов размещение заказа могло осуществляться: 1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; 2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Анализ вышеназванных норм права позволяет сделать вывод, что потребности муниципальных образований муниципальных заказчиков, которыми выступают органы местного самоуправления, в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, являются муниципальными нуждами.
Частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов было определено, что документация об аукционе разрабатывается и утверждается государственным заказчиком, уполномоченным органом.
В соответствии с частью 2 статьи 34, действующего на момент проведения аукциона, Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные государственным заказчиком к характеристикам товара, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.
Заказчиком совершены действия по размещению заказа в форме открытого аукциона в электронной форме.
В соответствии со статьей 34, действующего на момент проведения аукциона, Закона о размещении заказов документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом. Документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Пунктом 1 части 4 статьи 41.6, действующего на момент проведения аукциона, Закона о размещении заказов установлено, что документация открытого аукциона в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Пунктом 3.1 статьи 34, действующего на момент проведения аукциона, Закона о размещении заказов закреплено, что документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а так же требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Комиссией было установлено, что документация открытого аукциона содержит требования и технические характеристики требуемого для поставки товара - Toyota Camry. Указанные в техническом задании документации Открытого аукциона в электронной форме технические характеристики поставляемого товара, а именно: Легковой автомобиль комплектации (Премиум 4R) - подходят к товару определенной марки - автомобилю Toyota Camry.
Установление в техническом задании документации открытого аукциона в электронной форме характеристики требуемого для поставки товара, которая идентична товару определенной марки - автомобилю Toyota Camry исключает возможность осуществить поставку эквивалентного товара и как следствие приводит к ограничению конкуренции
В соответствии с частью 3.1 статьи 34, действующего на момент проведения аукциона, Закона о размещении заказов и частью 1 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции", при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к ограничению количества участников размещения заказа и, как следствие, к ограничению или устранению конкуренции.
Комиссия не соглашается с доводом Ответчика о том, что документация открытого аукциона в электронной форме соответствует требованиям части 3 статьи 34 Закона о размещении заказов, поскольку технической характеристики поставляемого товара, а именно: Легковой автомобиль комплектации (Премиум 4R) - подходят к товару определенной марки - автомобилю Toyota Camry.
Комиссия обращает особое внимание, что указанная выше техническая характеристика является дискриминационной, поскольку ООО ПКФ "Крепость" поставлено в преимущественное положение по отношению к иным хозяйствующим субъектам (среди официальных представителей иных марок автомобилей) и направлено на ограничение конкуренции, а именно создала возможность для ООО ПКФ "Крепость" в одностороннем порядке подать заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме и стать единственным его участником, который в дальнейшем стал победителем открытого аукциона в электронной форме.
В соответствии со статьей 8 Конституции Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 1 ФЗ "О защите конкуренции" целями настоящего Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынках.
Частью 1 статьи 3 ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что названный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
В силу положений статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции" дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
При этом, согласно части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещается создание участнику торгов преимущественных условий участия в торгах.
С учетом изложенного Комиссия пришла к выводу, что действия Администрации, связанные с включением в техническое задание документации Открытого аукциона в электронной форме технической характеристики поставляемого товара, а именно: Легковой автомобиль комплектации (Премиум 4R) - подходят к товару определенной марки - автомобилю Toyota Camry, нарушают требования части 1 статьи 15 и пункта 2 части 1 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции".
В связи с тем, что на момент принятие решения Договор N 0319300168111000098-0202497-02 на поставку автомобиля Toyota Camry, заключенный с нарушением требований ФЗ "О защите конкуренции", по результатам открытого аукциона в электронной форме, не расторгнут, а автомобиль поставленный Администрации используется с конца 2011 года, в настоящее используется по своему прямому назначению технические свойства которого к моменту рассмотрения настоящего дела ухудшились в сравнении с моментом поставки данного автомобиля Администрации в 2011 года, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи Администрации обязательного для исполнения предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Вместе с тем, действия должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства руководствуясь статьями 15, 17, 23, 39, 41, 49, 50 ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать Администрацию Большеулуйского района Красноярского края (ул.Революции, 11, с. Большой Улуй, Красноярский край, 662110) нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 и пункт 2 части 1 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции" в части установления в техническом задании документации открытого аукциона в электронной форме характеристики требуемой для поставки товара, которая идентична товару определенной марки - автомобилю Toyota Camry, что исключает возможность осуществить поставку эквивалентного товара и как следствие привело к ограничению конкуренции.
2. Обязательное для исполнения предписание Администрации не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении виновного должностного лица Администрации дела об административном правонарушении по статье 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента вынесения решения.
Председатель Комиссии |
Е.Л.Лужбин |
Члены Комиссии |
Е.В.Капсудин |
|
А.А.Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 26 сентября 2014 г. N 204-15/17-14
Текст решения официально опубликован не был