Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 14 января 2015 г. N 163-15-14
Резолютивная часть решения по делу оглашена на заседании Комиссии 29 декабря 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 14 января 2015 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., руководитель управления, члены комиссии: Фомушкина Ю.В., начальник отдела контроля органов власти, Дударева М.А., заместитель начальника отдела контроля органов власти, рассмотрела дело N 163-15-14, возбужденное в отношении Администрации города Канска, МКУ "Управление архитектуры, строительства и инвестиций администрации города Канска", по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), без участия лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения деля, в том числе ООО ПКП "Фермер", заявившего ходатайство о рассмотрении дела без его участия
установила:
В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю поступило обращение ООО ПКП "Фермер", ООО "Сделай сам" (вх. N 7403 от 23.04.2014) о нарушениях действующего законодательства Администрацией города Канска, МКУ "Управление архитектуры, строительства и инвестиций администрации города Канска" при оказании муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для целей, связанных со строительством (нежилых зданий торгового назначения).
В обоснование доводов, изложенных в обращении, представитель заявителей указал на невозможность получения муниципальной услуги боле двух лет, а также на дискриминационный подход при предоставлении земельных участков.
Анализ предоставленной во исполнение запроса информации и действующего законодательства свидетельствует о следующем.
В адрес администрации города Канска и другие органы исполнительной власти муниципального образования город Канск от заявителя ООО ПКП "Фермер" поступило несколько заявлений о предоставлении земельных участков для целей, связанных со строительством (для реконструкции существующих торговых объектов).
На все обращения заявителями были получены отказы.
Отказы на заявления ООО "Фермер" являются необоснованными, а именно:
- отказ администрации города Канска исх. N 2278 от 26.09.2012 (участок обременен торговыми лотками, необходимо представить документ, обосновывающий расчет существующей площади торговых объектов);
- отказ администрации города Канска исх. N 2306 от 28.09.2012 (на испрашиваемом земельном участке размещена самовольная постройка);
- отказ администрации города Канска исх. N 2963 от 14.12.2012 (испрашиваемая площадь земельного участка недостаточна для строительства здания площадью 918 кв.м., строение 9);
- отказ администрации города Канска исх. N 2963 от 14.12.2012 (испрашиваемая площадь земельного участка недостаточна для строительства здания площадью 387 кв.м., на земельном участке находится самовольно возведенный модульный павильон, строение 4);
- отказ Управления архитектуры, строительства и инвестиций администрации города Канска исх. N 19 от 10.01.2014 в подготовке и выдаче актов выбора земельного участка (согласно представленному заявителем эскизного проекта генплана, реконструируемого нежилого здания торгового назначения ограничена возможность обеспечения проезда к нежилому зданию торгового назначения; не обеспечен вход покупателей на территорию бывшего Центрального рынка, отсутствует общая схема движения транспорта и пешеходов.
Причины отказа, содержащиеся в вышеуказанных документах, не являются основаниями для отказа, указанными в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта", утвержденным Постановлением администрации г.Канска от 15.06.2012 N 993.
По данному факту Красноярским УФАС России на основании приказа N 301 от 19.06.2014 было возбуждено дело N 163-15-14.
На заседании комиссии 04 сентября 2014 года представителем ООО ПКП "Фермер" заявлено ходатайство о приостановлении производства по делу до вынесения и вступления в силу решения Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-13207/2014 по заявлению ООО ПКП "Фермер" к Администрации города Канска о признании недействительным акта межевания земельного участка. Представитель Администрации г.Канска не возражал по существу заявленного ходатайства. По результатам рассмотрения ходатайства Комиссией принято решение о его удовлетворении.
Определением от 04.09.2014 года рассмотрение дела N 163-15-14 приостановлено до вступления в силу судебного акта по делу N А33-13207/2014.
28 октября 2014 года Арбитражным судом Красноярского края вынесено решение об отказе в удовлетворении требований ООО ПКП "Фермер".
Решение суда вступила в законную силу 29 ноября 2014 года.
Учитывая, что отпали основания, явившиеся причиной приостановления рассмотрения дела, определением Комиссии Красноярского УФАС России от 04.12.2014 года рассмотрение дела N 163-15-14 возобновлено, срок рассмотрения дела продлен до 19.02.2015.
К моменту рассмотрения дела Администрацией города Канска представлена письменная позиция (исх. б/н., от 05.08.2014), согласно которой орган местного самоуправления не признает себя нарушившим антимонопольное законодательство, поскольку все отказы заявителю были подготовлены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
МКУ "Управление архитектуры, строительства и инвестиций администрации города Канска" также к моменту рассмотрения дела представило письменную позицию (вх. N 13641 от 11.07.2014) аналогичную по содержанию позиции, представленной Администрацией города Канска.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Конституцией Российской Федерации (статья 8) гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Статьями 35, 36 Конституции Российской Федерации устанавливается, что владение, пользование и распоряжение землей осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Статьей 1 Земельного кодекса РФ определяется приоритет интересов общества и государства в целом над возможностью получения экономической выгоды от использования земли по причине того, что земля является основой жизни и деятельности человека, важнейшим компонентом окружающей среды, невосполнимым природным ресурсом.
Согласно пункту 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно, в том числе управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.
Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Из содержания терминов и понятий, приведенных в статье 2 указанного Закона, следует, что к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с пунктом 26 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Статьей 264 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов (пункт 2 статьи 607 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии со статьями 10, 11 и 29 Земельного кодекса субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности; к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится установление правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований. Предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен статьями 30 - 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
- без предварительного согласования мест размещения объектов;
- с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Из положений пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка:
выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
определение разрешенного использования земельного участка;
определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение));
принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В силу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Пункт 2 статьи 32 ЗК РФ предусматривает, что орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства.
В адрес администрации города Канска и другие органы исполнительной власти муниципального образования город Канск ООО ПКП "Фермер" обращался со следующими заявлениями:
Заявление от 17.12.2013 N 19 о подготовке и выдаче акта о выборе земельного участка, площадью 461 кв.м. по адресу: г.Канск, ул.Московская, 84, строение 12, для реконструкции нежилого здания торгового назначения;
Заявление от 20.09.2012 г. N 5231 "о рассмотрении возможности предоставлении дополнительного земельного участка ориентировочной площадью 1380 кв.м., для реконструкции одноэтажного нежилого здания торгового назначения" по адресу (адресному ориентиру): г.Канск, ул.Московская, 84 с южной стороны строения 9;
Заявление от 20.09.2012 г N 5232 "о рассмотрении возможности предоставления земельного участка ориентировочной площадью 960 кв.м., для реконструкции одноэтажного нежилого здания торгового назначения" по адресу (адресному ориентиру): г.Канск, ул.Московская, 84 с южной стороны строения 4";
Заявление от 15.11.2012 г. N 6387 "о предоставлении земельного участка для реконструкции стр. 9 по адресу: г.Канск. ул.Московская, 84";
Заявление от 15.11.2012 г. N 6389 "о предоставлении земельного участка для реконструкции стр. 4 по адресу: г.Канск, ул.Московская, 84";
Заявление от 27.08.2013 г. N 5276 "о рассмотрении возможности предоставления земельного участка ориентировочной площадью 1031 кв.м. для эксплуатации нежилого здания торгового назначения" по адресу г.Канск, ул.Московская, зд. 84, стр. 8";
Заявление ООО "Сделай сам" от 11.02.2014 N 111 о согласовании реконструкции нежилого здания по адресу: г.Канск, ул.Московская, 84, строение 11 и предоставление дополнительного земельного участка.
На все обращения заявителями были получены отказы.
Отказы мотивированны следующим: отсутствием экономического обоснования, несоответствием площади земельного участка (меньше минимально необходимой), нахождением на земельном участке самовольной постройки, ограничением возможности проезда, отсутствием общей схемы движения транспорта и пешеходов.
Порядок предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для целей связанных со строительством с предварительным согласованием места размещения объекта регламентирован административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта", утвержденным Постановлением администрации г.Канска от 15.06.2012 N 993 (далее по тексту Административный регламент).
Основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги (отказа в размещении объекта, отказа в предоставлении земельного участка для строительства), согласно Административному регламенту, являются:
п.2.15.1. несоответствие информации, указанной в заявлении, информации, указанной в представленных документах, наличие недостоверных сведений;
п.2.15.2. предоставление документов по форме или содержанию не соответствующих требованиям действующего законодательства, или утративших силу документов;
п.2.15.3. несоответствие предполагаемого размещения объекта требованиям действующего законодательства, градостроительным нормам и правилам;
п.2.15.4. несоответствие предполагаемого размещения объекта требованиям документации по планировке территории;
п.2.15.5. несоответствие функционального назначения объекта градостроительному регламенту территориальной зоны;
п.2.15.6. наличие на земельном участке объектов недвижимого имущества, не принадлежащих заявителю;
п.2.15.7. наличие отрицательных согласований (заключений) государственных органов, органов местного самоуправления, служб и организаций, необходимых для предоставления муниципальной услуги;
п.2.15.8. нарушение предполагаемым размещением объекта капитального строительства прав и законных интересов физических, юридических лиц.
Приложениями 1, 2, 3 к Административному регламенту утверждена форма заявлений.
Анализ заявлений, направленных в орган местного самоуправления, позволил прийти к выводу, что заявления ООО "Сделай сам" от 11.02.2014 N 111 "о согласовании реконструкции нежилого здания по адресу: г.Канск, ул.Московская, 84, строение 11 и предоставление дополнительного земельного участка", ООО "ПКП "Фермер" от 27.08.2013 г. N 5276 "о рассмотрении возможности предоставления земельного участка ориентировочной площадью 1031 кв.м. для эксплуатации нежилого здания торгового назначения" по адресу г.Канск, ул.Московская, зд.84, стр. 8", не соответствуют требованиям части 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, а также формам заявлений установленных в приложениях к Административному регламенту органа местного самоуправления, в связи с чем, оснований для признания отказов администрации г.Канска необоснованными не имеется.
Вместе с тем, по остальным заявлениям ООО ПКП "Фермер" отказы являются необоснованными, а именно:
- отказ администрации города Канска исх. N 2278 от 26.09.2012 (участок обременен торговыми лотками, необходимо представить документ, обосновывающий расчет существующей площади торговых объектов);
- отказ администрации города Канска исх. N 2306 от 28.09.2012 (на испрашиваемом земельном участке размещена самовольная постройка);
- отказ администрации города Канска исх. N 2963 от 14.12.2012 (испрашиваемая площадь земельного участка недостаточна для строительства здания площадью 918 кв.м., строение 9);
- отказ администрации города Канска исх. N 2963 от 14.12.2012 (испрашиваемая площадь земельного участка недостаточна для строительства здания площадью 387 кв.м., на земельном участке находится самовольно возведенный модульный павильон, строение 4);
- отказ Управления архитектуры, строительства и инвестиций администрации города Канска исх. N 19 от 10.01.2014 в подготовке и выдаче актов выбора земельного участка (согласно представленному заявителем эскизного проекта генплана, реконструируемого нежилого здания торгового назначения ограничена возможность обеспечения проезда к нежилому зданию торгового назначения; не обеспечен вход покупателей на территорию бывшего Центрального рынка, отсутствует общая схема движения транспорта и пешеходов).
Причины отказа, содержащиеся в вышеуказанных документах, не являются основаниями для отказа, указанными в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта", утвержденным Постановлением администрации г.Канска от 15.06. 2012 N 993.
Требование администрации города Канска представить документ, обосновывающий расчет существующей площади торговых объектов, отсутствие которого послужило одним из оснований отказа, не основано на нормах права.
В соответствии с пунктом 2.12. вышеуказанного Административного регламента документами, представление которых необходимо при обращении с заявлением о выборе и предварительном согласовании земельного участка, являются:
1) в случае обращения с заявлением физического лица:
копия документа, удостоверяющего личность заявителя;
копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя, если с заявлением обращается представитель заявителя;
2) в случае обращения с заявлением юридического лица:
копии учредительных документов;
К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Действующим законодательством определено, что инициатором в предоставлении земельного участка является в первую очередь заявитель, который сам определяет свои потребности в данном земельном участке. При этом муниципальное образование проверяет возможность такого предоставления на соответствие требованиям действующего законодательства в соответствии с истребованными целями.
С правом граждан на обращение, как оно урегулировано Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", соотносятся установленные в отношении государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц конкретные обязанности, сроки их исполнения, ответственность уполномоченных должностных лиц, а также правила противодействия злоупотреблению правом (статьи 10 - 12, 15 и 16 вышеназванного закона), при этом в качестве гарантии данного права закрепляется право обжаловать в административном и (или) судебном порядке принятое по обращению решение или действия (бездействие) в связи с рассмотрением этого обращения (пункт 4 статьи 5 вышеназванного закона).
Приведенные нормативные положения имеют своим предназначением обеспечение объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений органами публичной власти и их должностными лицами, в случае необходимости - с участием лица, направившего обращение, и тем самым обеспечение осуществления и охраны прав личности, определение механизма взаимосвязи государственной власти и органов местного самоуправления с населением.
Однако заявления по существу не рассмотрены.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности отказов в предоставлении земельного участка по обращениям ООО ПКП "Фермер", в результате чего, созданы необоснованные препятствия субъекту в осуществлении предпринимательской деятельности, а также ограничены права заявителя на получение земельных участков в аренду.
Отказы в выборе земельного участка, предоставлении земельного участка на праве аренды с предварительным согласованием места размещения объекта не содержит сведений о том, каким именно требованиям действующего законодательства не соответствует размещение объектов торговли с предварительным согласованием.
Таким образом, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта", утвержденным Постановлением администрации г.Канска от 15.06.2012 N 993, оснований для отказа в предоставлении земельных участков для целей, связанных со строительством (нежилых зданий торгового назначения), не имелось.
Довод ответчика о том, что отказы заявителю были подготовлены в соответствии с законодательством Российской Федерации, подлежит отклонению, поскольку не основан на конкретных нормах права, кроме того, факт необоснованности отказа МКУ "Управление архитектуры, строительства и инвестиций администрации города Канска" исх. N 19 от 10.01.2014 по обращению ООО ПКП "Фермер" установлен решением Арбитражного суда Красноярского Края от 22.05.2014 по делу N А33-2136/2014.
Реализация органами местного самоуправления полномочий, предоставленных частью 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом города Канска не может ставиться в зависимость исключительно от их усмотрения.
Учитывая, что заявителю отказано в предоставлении земельных участков для целей, связанных со строительством (нежилых зданий торгового назначения), использование которых планировалось для осуществления предпринимательской деятельности, вышеуказанные отказы не могут не влиять на конкурентноспособность заявителя и, соответственно, на конкуренцию.
Необоснованные отказы в предоставлении земельных участков для целей, связанных со строительством (нежилых зданий торгового назначения), создали необоснованные препятствия субъекту в осуществлении предпринимательской деятельности, а также ограничили права заявителя на осуществление предпринимательской деятельности.
Вопрос о правомерности распоряжения уполномоченным субъектом собственностью публично-правового образования не может быть решен без учета насущных потребностей граждан (публичных интересов), экономического и социального эффекта, а равно без учета баланса интересов значительного круга лиц и условий, обеспечивающих должную конкурентную среду и должное функционирование товарных рынков.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий, в том числе запрещается необоснованное препятствование деятельности хозяйствующих субъектов.
Таким образом, в действиях Администрации города Канска, МКУ "Управление архитектуры, строительства и инвестиций администрации города Канска" имеет место нарушение части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", в части совершения действий, ограничивающих (могущих ограничить) конкуренцию, выразившихся в необоснованных отказах в предоставлении земельных участков для реконструкции торговых объектов, что в свою очередь привело (могло привести) к ограничению конкуренции.
Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 N 14686/10 по делу N А13-10558/2008, в тех случаях, когда на соответствующем товарном рынке должна иметь место состязательность хозяйствующих субъектов, создание ограничений не может не оказывать влияние на состояние конкуренции.
Согласно данной правовой позиции федеральным органам исполнительной власти запрещается совершать любые действия, следствием которых является ограничение прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров. При этом нормативно установленный запрет федеральным органам исполнительной власти адресован в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Введение ограничения прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров на соответствующем товарном рынке оказывает влияние на состояние конкурентной среды и, соответственно, способно повлечь негативные последствия в виде ограничения, недопущения либо устранения конкуренции.
Учитывая вышеизложенные фактические и правовые обстоятельства, Комиссия приходит к выводу:
об отсутствии оснований для прекращения рассмотрения дела;
о наличии в действиях Муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры, строительства и инвестиций администрации города Канска" состава нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованном отказе (исх. N 19 от 10.01.2014) ООО ПКП "Фермер" в предоставлении земельного участка для строительства (реконструкции) с предварительным согласованием места размещения объекта, расположенного по адресу: г.Канск, ул.Московская, 84, что привело к нарушению прав ООО ПКП "Фермер" на получение в пользование муниципального имущества, осуществление торговой деятельности и, соответственно, ограничило конкуренцию;
о наличии в действиях Администрации города Канска состава нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" выразившегося в необоснованном отказе (исх. N 2278 от 26.09.2012; исх. N 2306 от 28.09.2012; исх. N 2963 от 14.12.2012; исх. N 2963 от 14.12.2012) в предоставлении земельного участка для строительства (реконструкции) с предварительным согласованием места размещения объекта, расположенного по адресу: г.Канск, ул.Московская, 84, что привело к нарушению прав ООО ПКП "Фермер" на получение в пользование муниципального имущества, осуществление торговой деятельности и, соответственно, ограничило конкуренцию.
Соответствующими действиями нарушен публичный порядок, обеспечивающий конкуренцию, а также ущемлены интересы других хозяйствующих субъектов (потенциальных участников заинтересованных в приобретении спорного земельного участка), поскольку не было обеспечено надлежащей степени доступности информации о предоставлении земельного участка.
Учитывая, что Муниципальным казенным учреждением "Управление архитектуры, строительства и инвестиций администрации города Канска" сформирован земельный участок (подлежащий предоставлению без предварительного согласования места размещении объекта посредством проведения процедуры торгов), имеющий пересечение границ с испрашиваемыми ООО ПКП "Фермер" земельными участками и устранение нарушения путем совершения действий по повторному рассмотрению заявлений заявителя может привести к созданию ООО ПКП "Фермер" преимуществ, не предусмотренных действующим законодательством, а также ущемлению интересов иных лиц, что является недопустимым в соответствии с действующим законодательством, предписание не выдавать.
На основании изложенного Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26 июля 2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решила:
1. Признать Муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры, строительства и инвестиций администрации города Канска" нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" в части необоснованного отказа (исх. N 19 от 10.01.2014) ООО ПКП "Фермер" в предоставлении земельного участка для строительства (реконструкции) с предварительным согласованием места размещения объекта, расположенного по адресу: г.Канск, ул. Московская, 84, что привело к нарушению прав ООО ПКП "Фермер" на получение в пользование муниципального имущества, осуществление торговой деятельности и, соответственно, ограничило конкуренцию.
2. Признать Администрацию города Канска нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" в части необоснованного отказа (исх. N 2278 от 26.09.2012; исх. N 2306 от 28.09.2012; исх. N 2963 от 14.12.2012; исх. N 2963 от 14.12.2012) в предоставлении земельного участка для строительства (реконструкции) с предварительным согласованием места размещения объекта, расположенного по адресу: г.Канск, ул.Московская, 84, что привело к нарушению прав ООО ПКП "Фермер" на получение в пользование муниципального имущества, осуществление торговой деятельности и, соответственно, ограничило конкуренцию.
3. Учитывая, что Муниципальным казенным учреждением "Управление архитектуры, строительства и инвестиций администрации города Канска" сформирован земельный участок (подлежащий предоставлению без предварительного согласования места размещении объекта посредством проведения процедуры торгов), имеющий пересечение границ с испрашиваемыми ООО ПКП "Фермер" земельными участками и устранение нарушения путем совершения действий по повторному рассмотрению заявлений заявителя может привести к созданию ООО ПКП "Фермер" преимуществ, не предусмотренных действующим законодательством, а также ущемлению интересов иных лиц, что является недопустимым в соответствии с действующим законодательством, предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента вынесения решения.
Председатель Комиссии |
Е.Л.Лужбин |
Члены Комиссии |
Ю.В.Фомушкина |
М.А.Дударева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 14 января 2015 г. N 163-15-14
Текст решения официально опубликован не был