Дата проведения публичной независимой экспертизы проекта закона: 15 июня 2015 года
Состав независимых экспертов, участвующих в проведении публичной независимой экспертизы проекта закона края "Об исполнении краевого бюджета за 2014 год": Гнатюк Петр Михайлович - председатель Экспертного совета, члены Экспертного совета: Белеев Александр Михайлович, Бухарова Евгения Борисовна, Ерыгин Юрий Владимирович.
Экспертный совет, рассмотрев представленный проект закона края "Об исполнении краевого бюджета за 2014 год" (далее - проект закона), отмечает следующее.
Краевой бюджет в 2014 году исполнен с дефицитом в размере 22,5 млрд рублей, что на 10 млрд рублей ниже планового. Экспертный совет отмечает, что тенденцию ежегодного увеличения дефицита краевого бюджета удалось переломить (в 2012 году - 24,1 млрд рублей, в 2013 году - 31,2 млрд рублей).
Фактическое поступление доходов краевого бюджета за 2014 год составило 148,0 млрд рублей, бюджетные назначения исполнены на 97,5% от уточненного плана в размере 151,8 млрд рублей.
Исполнение расходов краевого бюджета в 2014 году сложилось на уровне 170,5 млрд рублей, что составляет 92,5% от уточненной бюджетной росписи в размере 184,3 млрд рублей. В прошлом 2013 году процент исполнения составил 92%.
Исполнение краевого бюджета в 2014 году, как и в предыдущие периоды, происходило в условиях влияния внешних факторов на доходы и расходы. Кроме влияния изменений федерального законодательства в четвертом квартале 2014 года добавился ряд новых: давление внешнеторговых санкций на российскую экономику, снижение мировых цен на нефть, ослабление курса рубля, рост инфляции, повышение ставок по кредитам. В целях обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости краевого бюджета, повышения эффективности использования бюджетных средств реализовывался План мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Красноярского края (далее - План мероприятий). Реализация Плана мероприятий способствовала сохранению устойчивости и сбалансированности краевого бюджета.
Исполнение краевого бюджета в 2014 году осуществлялось в новом программном формате. Реализовывались 20 государственных программ, доля программных расходов составила 97%.
Таблица 1
|
|
|
|
(млн рублей) |
N п/п |
Наименование государственной программы Красноярского края |
Уточненный план |
Исполнено |
Процент исполнения |
1 |
Развитие здравоохранения |
35 311,8 |
30 890,9 |
87,5 |
2 |
Развитие образования |
42 846,7 |
41 131,2 |
96,0 |
3 |
Развитие системы социальной поддержки населения |
21 547,4 |
21 029,0 |
97,6 |
4 |
Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности |
13 540,8 |
12 797,8 |
94,5 |
5 |
Защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечение безопасности населения |
871,5 |
770,6 |
88,4 |
6 |
Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов |
699,3 |
625,9 |
89,5 |
7 |
Развитие лесного хозяйства |
1 632,1 |
1611,1 |
98,7 |
8 |
Развитие культуры |
4 620,5 |
3 471,1 |
75,1 |
9 |
Развитие физической культуры, спорта, туризма |
3 728,6 |
3 491,5 |
93,6 |
10 |
Молодежь Красноярского края в XXI веке |
574,5 |
564,3 |
98,2 |
11 |
Развитие инвестиционной, инновационной деятельности, малого и среднего предпринимательства на территории края |
3 896,5 |
2 119,3 |
54,4 |
12 |
Развитие транспортной системы |
14 130,8 |
13 495,8 |
95,5 |
13 |
Развитие информационного общества |
365,5 |
283,3 |
77,5 |
14 |
Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия |
5 704,7 |
5 456,0 |
95,6 |
15 |
Содействие развитию местного самоуправления |
832,2 |
689,1 |
82,8 |
16 |
Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края |
3 850,2 |
3 348,8 |
87,0 |
17 |
Содействие занятости населения |
1 897,2 |
1 756,0 |
92,6 |
18 |
Управление государственными финансами |
21 750,3 |
21 215,0 |
97,5 |
19 |
Создание условий для сохранения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Красноярского края и защиты их исконной среды обитания |
366,0 |
360,8 |
98,6 |
20 |
Содействие развитию гражданского общества |
717,7 |
667,0 |
92,9 |
|
Итого |
178 884,3 |
165 774,5 |
92,7 |
Из 20 государственных программ высокое исполнение (от 95% до 100%) сложилось по 8 программам. В диапазоне от 70% до 95% исполнено 11 программ, от 50% до 70% - 1.
Все госпрограммы ориентированы на достижение приоритетов и целей государственной политики и содержат комплекс мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам и ресурсам. Каждая госпрограмма содержит целевые показатели и показатели результативности, достижение которых характеризует ход ее реализации, отражает специфику развития конкретной области, а также непосредственно зависит отрешения основных задач программы.
Расходы краевого бюджета по функциональному разрезу распределились следующим образом в общем объеме расходов:
отрасли социальной сферы - 106 700,7 млн рублей, или 62,6%, включая расходы на здравоохранение, спорт, образование, культуру и кинематографию, социальную политику;
отрасли национальной экономики - 35 782,5 млн рублей, или 21%, включая сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, топливно-энергетический комплекс, жилищно-коммунальное хозяйство, водные ресурсы, лесное хозяйство;
прочие отрасли - 27 974,3 млн рублей, или 16,4%, включая охрану окружающей среды, правоохранительную деятельность, национальную оборону, общегосударственные вопросы, средства массовой информации, обслуживание государственного и муниципального долга, межбюджетные трансферты общего характера.
Исполнение расходов в 2014 году в сравнении с 2013 годом представлено в таблице 2.
Таблица 2
|
|
|
(тыс. рублей) |
|||
N п/п |
Наименование |
2013 год |
2014 год |
Процент соотношения 2014 года к 2013 году |
||
уточненный план |
исполнение |
уточненный план |
исполнение |
|||
1 |
Общегосударственные вопросы |
4 864 707,8 |
3 863 435,0 |
5 105 182,0 |
4 216 268,2 |
109,1 |
2 |
Национальная оборона |
115 491,5 |
112 529,2 |
102 000,9 |
94 594,6 |
84,1 |
3 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
994 586,9 |
965 942,7 |
877 810,4 |
776 481,1 |
80,4 |
4 |
Национальная экономика |
31631210,1 |
27 562 816,4 |
28 170 525,8 |
25 287 180,2 |
91,7 |
5 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
12 448 896,0 |
11 053 138,3 |
11494 641,8 |
10 495 308,7 |
94,9 |
6 |
Охрана окружающей среды |
421 536,4 |
419 340,6 |
417 175,9 |
386 253,8 |
92,1 |
7 |
Образование |
38 041 299,4 |
35 549 372,9 |
39 909 790,5 |
38 278 490,2 |
107,7 |
8 |
Культура, кинематография |
3 848 147,5 |
2 801 185,1 |
3 983 156,6 |
2 881 392,1 |
102,9 |
9 |
Здравоохранение |
30 254 778,7 |
28 327 933,2 |
31 997 567,8 |
27 755 127,1 |
98,0 |
10 |
Социальная политика |
34 749 564,9 |
33 794 564,9 |
35 918 437,5 |
34 816 008,7 |
103,0 |
11 |
Физическая культура и спорт |
4 000 699,7 |
3 245 333,3 |
3 116 507,0 |
2 969 667,4 |
91,5 |
12 |
Средства массовой информации |
435 283,8 |
413 819,3 |
610 930,4 |
572 612,4 |
138,4 |
13 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
2 944 880,8 |
2 542 858,4 |
5 108 287,7 |
4 639 536,1 |
182,5 |
14 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований |
18 069 372,2 |
17 449 910,2 |
17 468 608,7 |
17 288 594,6 |
99,1 |
|
Итого |
182 820 455,7 |
168 102 179,5 |
184 280 623,2 |
170 457 515,2 |
101,4 |
По отношению к 2013 году расходы увеличились на 1,4%.
За счет бюджетных средств в 2014 году осуществлялись расходы, которые принесли следующие результаты.
Повышена заработная плата отдельных категорий работников бюджетной сферы, подпадающих под указы Президента РФ, с 1 января 2014 года на 10 процентов, а с 1 октября 2014 года увеличена заработная плата всех работников краевых государственных и муниципальных учреждений на 5 процентов.
Создано 6 899 мест в системе дошкольного образования края. Доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольные образовательные услуги, за отчетный год выросла до 87,3%.
Открылось пять новых средних школ: в с.Филимоново Канского района, п.Кордово Курагинского района, п.Пинчуга Богучанского района, д.Лакино Большемуртинского района, п.Заледеево и один школьно-дошкольный комбинат в п.Тагара Кежемского района. Начато строительство четырех сельских школ, из них 3 по проектам повторного применения.
Завершена реконструкция основного здания Красноярского драматического театра имени А.С.Пушкина. Продолжилась реставрация объектов культурного наследия в городах Красноярск, Енисейск и Минусинск.
Введены в эксплуатацию физкультурно-спортивные центры с бассейном и спортивным залом в Сосновоборске и Лесосибирске, крытый каток с искусственным льдом в Дудинке, крытый футбольный манеж на 3 000 посадочных мест в Красноярске, спортивно-тренерский блок "Горный" регионального тренировочного центра "Академия зимних видов спорта" в Красноярске. Продолжено строительство объектов "Академии зимних видов спорта", начата реконструкция учебного корпуса КГАОУ СПО "ДУТОР" в Дивногорске.
Введены в эксплуатацию новые корпуса Краевого онкологического диспансера в Красноярске (лечебно-диагностического корпуса, приемного отделения и палатного отделения).
Продолжено строительство центральной районной больницы в с.Богучаны Богучанского района и поликлиники на 600 посещений в смену в п.Курагино Курагинского района. Проведены все подготовительные работы по строительству перинатальных центров в городах Ачинске и Норильске. Введены в эксплуатацию и функционируют 16 модульных фельдшерско-акушерских пунктов в 16 муниципальных образованиях края, завершается работа по трем фельдшерско-акушерским пунктам.
Продолжено строительство четвертого автодорожного мостового перехода через р.Енисей.
В течение года проводились работы по содержанию автомобильных дорог местного значения городских округов, городских и сельских поселений общей протяженностью 14,1 тыс.км, а также 4,1 тыс.км автозимников, выполнялись работы по изготовлению проектно-сметной документации на строительство объектов Универсиады.
В ходе исполнения краевого бюджета в 2014 году, в отличие от прошлых лет, было размещено два выпуска государственных облигаций Красноярского края общим объемом 18,25 млрд рублей, что стало самым крупным объемом привлечения в истории Красноярского края (в 2009 году - 10,2 млрд рублей, в 2011 году - 9,0 млрд рублей, в 2012 году - 16,91 млрд рублей, в 2013 году - 11,0 млрд рублей).
Публичные нормативные обязательства или обязательства перед физическими лицами, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере, исполнены на 97,8%.
Необходимо отметить, что в сложных для края финансово-экономических условиях реализуемая в 2014 году в крае бюджетная политика была направлена на обеспечение устойчивости и сбалансированности бюджета с учетом безусловного выполнения всех принятых социальных обязательств перед гражданами края.
Экспертный совет рекомендует Правительству края продолжить внедрение программного принципа при формировании проекта бюджета, а также реализацию Плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Красноярского края.
Директор института управления, |
Е.Б.Бухарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Экспертного совета по проведению публичной независимой экспертизы проектов законов края в области бюджетной и налоговой политики на проект закона края "Об исполнении краевого бюджета за 2014 год"
Текст заключения опубликован в Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края от 26 июня 2015 г. N 24(704)