Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 17 июня 2015 г. N 113-10-15
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 02 июня 2015 года. В полном объеме решение изготовлено 17 июня 2015 года.
Комиссия Красноярского УФАС России в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены комиссии: Фомушкина Ю.В., начальник отдела контроля органов власти, Тесленко М.А., специалист-эксперт правового отдела, рассмотрела дело N 113-10-15, возбужденное в отношении ГПКК "Автоколонна N 1340" (далее - Предприятие) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), выразившимся в создании дискриминационных условий и установлении различных цен (тарифов) на один и тот же товар при осуществлении деятельности по оказанию услуг автокассы (автостанции, автовокзала) на территории г.Канска, поселка Абан, села Дзержинское.
Дело рассмотрено с участием следующих лиц (представителей Ответчика):
- Вегнера Валерия Ивановича, заместитель директора ООО КТК "Восток", доверенность N 6 от 20.05.2015;
- <...>., доверенность N 6 от 20.05.2015.
При рассмотрения дела Комиссией установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
В связи с поступившими заявлениями хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам пригородного и междугородного сообщения, с жалобой на то, что размер тарифа, взимаемого хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги автовокзала (автостанции, автокасс) на территории Красноярского края, является завышенным и экономически необоснованным, Красноярским УФАС России был проведен анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг автовокзалов (автостанций, автокасс) на территории Красноярского края.
В ходе проведенного анализа было установлено, что на территории муниципальных районов, городских округов Красноярского края на рынке услуг автовокзалов действуют от одного до четырех хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги автокасс (автостанции, автовокзалов).
В муниципальных образованиях, городских округах, имеющих один объект транспортной инфраструктуры (либо автовокзал, либо автостанцию, либо кассовый пункт) доля хозяйствующего субъекта, оказывающего услуги автовокзала (автостанции, автокасс) равна 100%. Рынок на указанных территориях является высококонцентрированным, тип - чистая монополия.
В соответствии с данными, представленными Министерством транспорта Красноярского края к таким муниципальным районам, на территории которых находится один объект транспортной инфраструктуры, относятся город Канск, поселок Абан, село Дзержинское.
Автовокзал, расположенный по адресу: г.Канск, ул.Ленина, зд. N 20, находится в собственности Молярчука В.П. Арендатором Автовокзала, общей площадью 1053,2 квадратных метров является Общество с ограниченной ответственностью Канская транспортная компания "Восток" (далее - ООО КТК "Восток") на основании договора аренды N 36 от 15.12.2012. Указанный договор действует до 30.12.2018 (п.1.4 договора). Директором ООО КТК "Восток" является Молярчук В.П. Таким образом, ООО КТК "Восток" и Молярчук В.П. составляют одну группу лиц в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона о защите конкуренции.
Автокасса общей площадью 90,0 кв.м. расположена в нежилом здании общей площадью 100,7 кв.м, по адресу: Красноярский край, Абанский район, п.Абан, ул. 1-го Мая, 193, находится в собственности Молярчука В.П. Арендатором Автокассы, является ООО КТК "Восток" (договор аренды N 38 от 15.12.2013 г.).
Автостанция общей площадью 63,4 кв.м., расположена по адресу: Красноярский край, Дзержинский район, с.Дзержинское, ул.Красноярмейская, д.90, находится в собственности Молярчука В.П. Арендатором Автостанции, является ООО КТК "Восток" (договор аренды N 39 от 15.12.2013 г.).
В период со второго полугодия 2013 г. - истекший период 2015 г. на территории города Канска, поселка Абан, села Дзержинское деятельность по оказанию услуг автовокзала (автостанции, автокасс) для перевозчиков, осуществляющих деятельность на междугородных и пригородных автобусных маршрутах, конечным/начальным остановочным пунктом которых являются указанные выше - автовокзал города Канска, автокасса поселка Абан, автостанция села Дзержинское осуществляет ООО КТК "Восток". Общество является единственным хозяйствующим субъектом на территории города Канска, поселка Абан, села Дзержинское оказывающим такие услуги. Следовательно, доля ООО КТК "Восток" на соответствующем товарном рынке в границах города Канска, поселка Абан, села Дзержинское составляет 100%.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
Таким образом, доминирующее положение на рынке услуг автовокзала (автостанции, автокасс) в границах города Канска, поселка Абан, села Дзержинское занимает ООО КТК "Восток".
ООО КТК "Восток" реализуют услуги автовокзала (автостанции, автокассы) посредством заключения с перевозчиками, осуществляющими деятельность на пригородных и междугородных автобусных маршрутах, агентских договоров на оказание таких услуг.
Из анализа содержания представленных договоров следует, что они являются типовыми. Из предмета данных договор следует, что Принципал (перевозчики) поручает, а Агент (Автовокзал (автостанция, автокасса) - ООО КТК "Восток" берет на себя обязательство совершать от имени и за счет Принципала фактические и юридические действия, указанные в п.2.1 данных договоров, а Принципал обязуется уплатить Агенту вознаграждение за выполнение поручения.
Таким образом, ООО КТК "Восток" оказывает перевозчикам следующий перечень услуг:
- предварительная и текущая продажа билетов на автобусные рейсы, обслуживаемые Перевозчиком (заключение договора перевозки);
- продажа билетов льготным категориям пассажиров (заключение договора перевозки);
-обеспечение посадки пассажиров и погрузки багажа в соответствии с приобретенными билетами;
- диспетчерское обслуживание транспортных средств Перевозчика;
- информирование пассажиров о действующем расписании и времени отправления автобусов, обслуживаемых Перевозчиком.
В ходе рассмотрения дела так же было установлено, что Предприятие оказывает Перевозчикам единый комплекс услуг по общей цене, без указания стоимости каждой услуги в отдельности.
В качестве метода ценообразования на оказываемые услуги ООО КТК "Восток" избрало определение размера вознаграждения, как процентное отношение от стоимости проданных билетов на перевозку пассажиров и багажа (определенной суммы от денежной единицы - рубля) по пригородным и междугородным автобусным маршрутам, а именно, в размере 15% от стоимости билета на проезд пассажира и 50% от стоимости билета на провоз багажа.
Таким образом, исходя из сведений, полученных от ООО КТК "Восток" следует, что раздельного учета услуг автовокзала (автостанции, автокассы) данный хозяйствующий субъект не ведет, а плата, взимаемая за оказание услуг, составляет 15% от стоимости проезда пассажиров и 50% от стоимости провоза багажа.
На основании приказов N 167 от 02.04.2015, N 175 от 08.04.2015, N 186 от 14.04.2015 Красноярским УФАС России были возбуждены дела N 113-10-15, N 119-10-15, N 124-10-15 по признакам нарушения части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" в отношении ООО КТК "Восток", выразившихся в создании дискриминационных условий и установлении различных цен (тарифов) на одни и те же услуги при осуществлении деятельности по оказанию услуг автовокзала (автостанции, автокассы) в границах города Канска, поселка Абан, села Дзержинское.
В ходе рассмотрения ООО КТК "Восток" было заявлено ходатайство об объединении вышеуказанных дел в одно производство, ввиду того обстоятельства, что предмет указанных дел идентичен, а Ответчики являются структурными подразделениями ООО КТК "Восток".
Данное ходатайство Комиссией Красноярского УФАС России было удовлетворено, определением от 28.04.2015 дела N 113-10-15, N 119-10-15, N 124-10-15 объединены в одно производство.
При рассмотрении дела Ответчик пояснил следующее.
Используемый метод ценообразования ООО КТК "Восток" при оказании услуг автовокзала (автостанции, автокассы) является сложившей практикой на данном товарном рынке и используется всеми линейными сооружениями, расположенными на территории Красноярского края и предназначенными для оказания услуг автовокзала (автостанции, автокассы). Цена предоставляемых услуг для всех перевозчиков одинаковая и дискриминационным такой метод ценообразования назвать нельзя.
Расчет с перевозчиками в процентном отношении к стоимости реализованных билетов был основан на методических рекомендациях по формирования расчетов тарифов для услуг автовокзалов, разработанных Красноярским государственным техническим университетом. Согласно данным методическим рекомендациям в стоимость услуг автовокзала должны быть включены все фактические затраты предприятия.
Анализ хозяйственной деятельности предприятия показал, что на основании фактических затрат в 2013 году стоимость услуг автовокзала в процентном отношении к стоимости реализованных билетов должна была составить 17%, в 2014 году - 19%, в 2015 году - 23%.
Таким образом, при таком размере стоимости услуг автовокзала, а именно, 15% от стоимости реализованных билетов ООО КТК "Восток" имеет большие убытки.
В рамках анализа рынка услуг автовокзала (автостанции, автокасс), расположенных на территории Красноярского края Красноярским УФАС России было проведено анкетирование хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам пригородного и междугородного сообщения.
По результатам проведенного анкетирования были получены следующие результаты ответов на поставленные вопросы, в частности на предмет используемого метода ценообразования на соответствующем товарном рынке и создания невыгодных, дискриминационных условий деятельности для перевозчиков:
4. По Вашему мнению, тариф на услуги автовокзалов (автостанций, автокассы), формируемый в процентном отношении от стоимости билетов экономически обоснован:
Таблица 1
Результаты |
Да |
Нет |
Итого ответов |
11 |
19 |
5. Какие из нижеперечисленных условий Договора на услуги автовокзалов, (автостанций, автокассы) Вы считаете невыгодными (дискриминационными) для перевозчиков;
а) установление размера тарифа для перевозчиков за услуги автовокзала (автостанции, автокассы) в процентном отношении к выручке от продажи билетов (15% от продажи билетов на перевозку пассажиров, 50% от продажи билетов на перевозку багажа);
б) запрет на продажу билетов самими перевозчиками;
в) необоснованные штрафы (укажите какие);
г) иные (укажите какие).
Таблица 2
Результаты |
Вариант а |
Вариант б |
Вариант в |
Вариант г |
Итого ответов |
8 |
6 |
2 |
8 |
Под вариантом ответа "в" были получены следующие ответы: необоснованные штрафы за задержку рейса, за нахождения автобуса перевозчика на территории автовокзала более 30 минут.
Под вариантом ответа "г" были получены следующие ответы: иные невыгодные условия договора - отказ от предоставления информации для диспетчерского управления, отказ от предоставления необходимых сервисов в информационной системе Автовокзала, запрет на пользование услугами других автовокзалов в населенном пункте, отсутствие дифференциации услуг (услуги по продаже билетов и иные услуги автовокзала).
6. Укажите, на какие из услуг автовокзала (автостанций, автокассы), по Вашему мнению, должна формироваться отдельная цена:
а) продажа билетов на проезд пассажиров и на провоз багажа;
б) продажа льготных билетов для пассажиров;
в) предоставление перронов и посадочных площадок;
г) информирование пассажиров;
д) диспетчеризация транспортных средств;
е) на все услуги
Таблица 3
Результаты |
Вариант а |
Вариант б |
Вариант в |
Вариант г |
Вариант д |
Вариант е |
Итого ответов |
10 |
3 |
- |
- |
- |
14 |
Ввиду того, что размер взимаемого вознаграждения за оказываемые услуги автокассы (автостанции) был сформирован, по доводам Ответчика, в том числе исходя из затрат предприятия, у ООО КТК "Восток" были запрошены сведения о затратах за прошедший период 2013-2014 г.
Таблица 4
Наименование статьи затрат |
Сведения о затратах за 2013 год, тыс.руб. |
Сведения о затратах за 2014 год, тыс.руб. |
Фонд оплаты труда персонала автокассы |
3688,1 |
3731,4 |
Отчисления с заработной платы |
1091,8 |
1130,1 |
Охрана |
182,1 |
111,5 |
Затраты на ремонт здания |
1219,8 |
200,7 |
Теплоэнергия |
120,9 |
226,8 |
Водоснабжение |
30,7 |
57 |
Электроэнергия |
215,3 |
768 |
Аренда |
1533,2 |
2499,2 |
Содержание помещения и территории |
2082,2 |
1645,3 |
Услуги связи |
130,2 |
364,5 |
Вывоз ТБО |
98 |
108,1 |
Транспортное обслуживание ГСМ |
1,8 |
396,6 |
дератизация |
11,3 |
12,9 |
Инкассация |
223,6 |
237,4 |
Канцелярский расходы |
12 |
467,7 |
Пожарная сигнализация, видеонаблюдение |
223 |
90,2 |
Ремонт и обслуживание кассовых аппаратов |
76,1 |
151,4 |
Налог на доходы |
403,2 |
408,9 |
Итого |
13063 |
14556 |
Ответчик так же пояснил, что в стоимость услуг автовокзала (автостанции, автокасс) включаются все расходы организации.
К потребителям услуг ООО КТК "Восток" относятся следующие перевозчики:
- ГПКК "Ирбейское АТП" (обслуживаемые автобусные маршруты: Канск - Ирбейское);
- ГПКК "Канское ПАТП" (обслуживаемые автобусные маршруты: Канск- Иланск, Канск-Залесный, Канск - Любава, Канск -Красный Курдыш, Канск - Красноярск, Канск - Малая Уря, Канск - Верхний Амонаш, Канск - Ивановка, Канск - Аставьевка, Канск - Пермяково, Канск - Арефьевка, Канск - Комарово, Канск - Круглово, Канск - Таежное, Канск - Тагаши, Канск - Петрушки, Канск - Архангельское, Канск - Тарай, Канск - Сухоерша);
- ГПКК "Тасеевское АТП" (обслуживаемые автобусные маршруты: Красноярск - Тасеево, Канск - Красноярск, Тасеево - Красноярск, Канск - Тасеево, Канск- Красноярск, Канск - Дзержинское, Красноярск - Дзержинское, Дзержинское - Красноярск);
- ИП Галкин В.С. (обслуживаемые автобусные маршруты: Канск - Зеленогорск);
- ИП Дружинина О.Н. (обслуживаемые автобусные маршруты: Красноярск- Кодинск);
- ИП Коваль В.Э. (обслуживаемые автобусные маршруты: Красноярск - Абан, Абан- Красноярск);
- ИП Козычев И.В. (обслуживаемые автобусные маршруты: Красноярск - Абан, Красноярск - Тасеево, Канск- Красноярск, Тасеево- Красноярск, Абан-Красноярск, Канск - Дзержинское);
- ИП Креков Ю.И. (обслуживаемые автобусные маршруты: Красноярск- Иланск, Канск - Красноярск, Канск- Железногорск, Канск- Красноярск, Абан- Красноярск);
- ИП Куницин Д.А. (обслуживаемые автобусные маршруты: Красноярск- Тасеево, Красноярск - Кодинск, Тасеево - Красноярск, Кодинск- Красноярск );
- ИП Лапошниченко А.А (обслуживаемые автобусные маршруты: Канск- Красноярск);
- ИП Никитин И.В. (обслуживаемые автобусные маршруты: Красноярск - Нижняя Пойма, Красноярск- Нижний Ингаш, Красноярск - Братск, Канск- Красноярск, Нижний Ингаш - Красноярск, Кодинск - Красноярск, Нижняя Пойма - Красноярск, Братск - Красноярск);
- ИП Никитина М.П. (обслуживаемые автобусные маршруты: Красноярск - Кодинск, Красноярск - Нижняя Пойма, Красноярск- Нижний Ингаш, Канск- Красноярск, Кодинск - Красноярск, Нижняя Пойма - Красноярск, Нижняя Пойма - Красноярск);
- ОАО "КПАТП" (обслуживаемые автобусные маршруты: Красноярск- Абан, Красноярск - Тасеево, Канск - Красноярск, Тасеево - Красноярск, Абан - Красноярск);
- ООО "Восточное направление" (обслуживаемые автобусные маршруты: Красноярск - Абан, Красноярск - Тасеево, Канск - Красноярск, Тасеево - Красноярск, Абан - Красноярск);
- ООО "Вояж" (обслуживаемые автобусные маршруты: Канск - Железногорск);
- ООО "Дзержинское" (обслуживаемые автобусные маршруты: Канск - Дзержинское);
- ООО "Саянтрансавто" (обслуживаемые автобусные маршруты: Канск - Агинское, Канск - Зеленогорск);
- ООО "Южное направление" (обслуживаемые автобусные маршруты: Красноярск - Абан, Красноярск - Тасеево, Канск - Красноярск, Тасеево - Красноярск, Абан - Красноярск);
- ООО "Ярбус" (обслуживаемые автобусные маршруты: Красноярск - Кодинск, Красноярск - Нижняя Пойма, Красноярск - Нижний Ингаш, Нижний Ингаш - Красноярск, Кодинск - Красноярск, Нижняя Пойма - Красноярск);
- ООО ТК "Крокус" (обслуживаемые автобусные маршруты: Красноярск - Дзержинское, Канск - Красноярск, Канск - Тасеево, Дзержинское - Красноярск, Канск- Красноярск);
- ООО ТК "Сибирь" (обслуживаемые автобусные маршруты: Красноярск - Богучаны, Канск - Железногорск, Богучаны - Красноярск);
- ИП Цихоцкий Д.И. (обслуживаемые автобусные маршруты: Красноярск - Братск, Братск - Красноярск);
- ГПКК Иланское АТП" (обслуживаемые автобусные маршруты: Канск - Иланск);
- ИП Кирильчик (обслуживаемые автобусные маршруты: Канск - Иланск).
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующим выводам:
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции злоупотреблением признаются, в том числе следующие действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, доминирующих на рынке определенного товара:
- экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом (пункт 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции);
- создание дискриминационных условий (пункт 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).
По результатам проведенного анализа рынка услуг автовокзала (автостанции, автокасс) в границах города Канска, поселка Абан, села Дзержинское было установлено, что доминирующее положение на данном рынке в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" занимает ООО КТК "Восток".
Указанный хозяйствующий субъект оказывает комплекс услуг автовокзала (автостанции, автокасс): предварительная и текущая продажа билетов на автобусные рейсы, обслуживаемые Перевозчиком (заключение договора перевозки); продажа билетов льготным категориям пассажиров (заключение договора перевозки); обеспечение посадки пассажиров и погрузки багажа в транспортные средства в соответствии с приобретенными билетами; диспетчерское обслуживание транспортных средств Перевозчика; информирование пассажиров о действующем расписании и времени отправления автобусов, обслуживаемых Перевозчиком, по цене, в размере 15% от стоимости билета на проезд пассажиров и 50% от стоимости билета на багаж.
Комиссия Красноярского УФАС отклоняет доводы Ответчика о том, что используемый метод ценообразования и размер взимаемого вознаграждения являются оптимальным и не дискриминационным и приходит к выводу, что используемый метод ценообразования, в процентном соотношении от стоимости перевозки не обоснован, исходя из следующего:
- стоимость билета (то есть стоимость перевозки пассажира или багажа), установленная Перевозчику (в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 15.04.2014 г. N 146-п), не может оказывать влияние на количественные и качественные характеристики процесса оказания услуг автовокзала - на работу автокасс, информирование пассажиров, диспетчерское обслуживание транспортных средств;
- идентичные услуги имеют разное стоимостное выражение - при одинаковом количестве проданных билетов сумма выручки будет колебаться в зависимости от дальности следования автобуса, льготных и возрастных категорий пассажиров, количества перевозимого багажа и т.п.;
Кроме того, такие услуги, как реализация билета на проезд пассажира и билета на провоз багажа не имеют никаких различий, объем понесенных затрат для таких услуг (продажи билетов) фактически одинаков, однако, ООО "КТК Восток" используется разный объем взимаемого вознаграждения за оказания данных услуг, а именно 15% и 50%. При этом установление такого разного процента отчислений Обществом ничем не обосновано.
- перевозчики осуществляют деятельность на маршрутах разной удаленности от начального пункта - стоимость проезда увеличивается пропорционально дальности следования по маршруту, соответственно, увеличивается сумма выручки от реализации одинакового количества билетов, и как следствие увеличивается сумма, подлежащая оплате за услуги автовокзала (автостанции, автокасс) ООО "КТК Восток", что свидетельствует о дискриминационном принципе формирования цены.
При этом принцип исчисления оплаты услуг автовокзала (автостанции, автокасс), построенный на процентном отношении к стоимости проданных билетов Перевозчика, фактически не учитывает количество полученных услуг тем или иным перевозчиком от автовокзала (автостанции, автокасс). Таким образом, такой метод ценообразования ставит в неравные условия тех Перевозчиков, которые при прочих равных условиях получения услуг Ответчика, имеют большую стоимость цены билетов в результате объективных обстоятельств (длины маршрута), по сравнению с теми Перевозчиками, у которых стоимость билетов дешевле (так как их маршрут короче), но при этом и те и другие Перевозчики получают одинаковые услуги автовокзалов, автостанций, кассовых пунктов.
Таким образом, в результате реализации такой системы расчета тарифа на услуги автовокзала (автостанции, автокасс), перевозчик, осуществляющий деятельность на маршрутах дальнего следования, будет производить оплату в большей сумме, нежели перевозчик, осуществляющий деятельность на маршруте меньшей протяженности, неся при этом различные затраты на приобретение одинаковых (идентичных) услуг автовокзала (автостанции, автокасс), что, в конечном итоге, приведет к ущемлению интересов одной группы перевозчиков, создаст необоснованные преимущества другой. Тогда как комплекс фактически полученных услуг автовокзала (автостанции, автокасс), оказываемый ООО "КТК Восток" различным перевозчикам, не связан с протяженностью автобусного маршрута. Ответчик, согласно Договорам оказания услуг автовокзала (автостанции, автокасс), представленным в материалы дела, оказывают перевозчикам единый комплекс услуг.
Так например, Перевозчик (ИП Никитин И.В.), у которого стоимость проезда пассажира по маршруту N 559 Красноярск - Нижний Ингаш составляет 527 рублей оплатит Автовокзалу 79,05 руб. с каждого билета, а Перевозчик (ИП Дружина О.Н.), у которого стоимость проезда пассажира по маршруту N 580 Красноярск - Кодинск составляет 1252 рубля оплатит Автовокзалу 187,8 рублей с каждого билета, при этом, перечень услуг, оказанных обоим перевозчикам будет одинаков.
Комиссия так же приходит к выводу, что указанные Ответчиком затраты, связанные с оказанием услуг автовокзала, автостанции, автокассы, (например, затраты на оказание услуг связи, вывоз ТБО, электроэнергия, канцелярские товары и другие) для конкретного автовокзала, автостанции или кассового пункта совершенно определенны (являются постоянными расходами) и не зависят от количества проданных билетов на рейсы перевозчиков и, в конечном итоге, не зависят от стоимости проданных на этом автовокзале, автостанции, кассовом пункте билетов, что также указывает на экономическую необоснованность применяемого ответчиком метода ценообразования на оказываемые услуги.
На основании изложенного, применение метода ценообразования автовокзалом, автостанцией, автокассой ООО "КТК Восток", занимающего доминирующее положение в границах города Канска, п.Абан, с.Дзержинское в процентном отношении от стоимости перевозки пассажиров не основано на экономических, технологических и иных особенностях предоставления услуг автовокзала (автостанции, автокасс) различным перевозчикам; стоимость одинаковых услуг автовокзала (автостанции, автокасс) для каждого перевозчика установлена различная. Установление различной стоимости услуг автовокзала (автостанции, автокасс) со стороны Ответчика приводит к тому, что разные перевозчики получают одинаковые услуги по разной цене.
Кроме того, о создании ООО "КТК Восток" невыгодных условий деятельности Перевозчика свидетельствует также тот факт, что Общество оказывает комплекс услуг по общей цене, не определяя стоимость каждой услуги в отдельности. Таким образом, перевозчики лишены возможности выбирать перечень необходимых услуг автовокзала (автостанции, автокасс). Кроме того, у перевозчиков так же отсутствует возможность заключить договор на оказание услуг автовокзала (автостанции, автокасс) на иных условиях с другими хозяйствующими субъектами, оказывающих аналогичные услуги автокассы) ввиду того, что на территории в границах города Канска, п.Абан, с.Дзержинское действует один субъект, оказывающий такие услуги, кроме того на территории Красноярского края, заключаются однотипные договоры на оказание аналогичных услуг, которые не имеют каких-либо различий по вопросу размера взимаемой платы за оказываемые услуги и их предоставления в комплексе по общей цене.
Комиссия также считает необходимым отметить, что при проведении анализа условий Договоров, заключенных между субъектом, занимающими доминирующее положение на рынке услуг автовокзала (автостанции, автокасс) в границах города Канска, п.Абан, с.Дзержинское - ООО "КТК Восток" с перевозчиками, должен быть учтен тот факт, что условия Договоров формулируются самим ООО "КТК Восток". Договоры заключается путем подписания стандартной формы, и являются по своей правовой природе Договорами присоединения. Перевозчик не участвует в определении его условий и не может в полной мере реализовать свое гражданское право на выражение своей воли и ее согласование с другой стороной. В данном случае сложно говорить о равенстве сторон указанных Договоров еще и потому, что одной из сторон является хозяйствующий субъект, занимающий на настоящий момент доминирующее положение на рынке по оказанию услуг автовокзала (автостанции, автокасс), в связи с чем, последний имеет возможность оказывать решающее влияние на определение условий заключаемых им Договоров.
В связи с указанным, перевозчики вынуждены соглашаться приобретать оказываемые данными хозяйствующими субъектами услуги автовокзала (автостанции, автокасс) на предлагаемых им условиях.
В соответствии с пунктами 6, 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом, а также создание дискриминационных условий.
Согласно пункта 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
ООО "КТК Восток", занимающее доминирующее положение в границах города Канска, п.Абан, с.Дзержинское, оказывая Перевозчикам одинаковые услуги, определенные Договором об оказании услуг автовокзала (автостанции, автокасс), устанавливает для Перевозчиков экономически, технологически и иным образом не обоснованные различные цены (тарифы) на одни и те же услуги, что, в свою очередь, приводит к дискриминации одних хозяйствующих субъектов - Перевозчиков, по сравнению с другими Перевозчиками, так как ставит их в неравное положение друг с другом на рынке услуг перевозок пассажиров автомобильным транспортном.
Комиссия Красноярского УФАС России так же отклоняет доводы Ответчика о том, что метод ценообразования, используемый ООО "КТК Восток", является сложившейся практикой на рынке услуг автовокзала (автостанции, автокасс) на территории Красноярского края, так как данное обстоятельство не свидетельствует о наличии экономического, технического и иного обоснования применяемого метода ценообразования на услуги автовокзала (автостанции, автокасс) ООО "КТК Восток",
Комиссия отмечает, что при таком способе ценообразовании, где за основу берется выручка от реализации билетов на проезд пассажиров и багажа автомобильным транспортном на рейсы перевозчиков, цена за единицу услуги, всегда будет прямо пропорциональна стоимости билета (стоимости проезда), что в свою очередь приводит к установлению различных цен на одни и те же услуги автовокзала (автостанции, автокасс). При этом, принцип исчисления оплаты услуг автовокзала (автостанции, автокасс), построенный на процентном отношении от стоимости проданных билетов Перевозчиков, фактически не учитывает количество полученных услуг тем или иным перевозчиком от Автокассы.
В свою очередь, Комиссия считает, что установление цен в зависимости от себестоимости продукции (затратный подход, учитывающий фактические затраты на оказание услуги) в условиях, когда продавцом выступает хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке услуг автокасс (автостанций, автовокзалов), позволяет определить наиболее справедливую цену за оказываемые услуги, как для продавца, так как в стоимость услуги будут заложены расходы на оказание данной услуги так и покупателя, поскольку такой подход исключит возможность переплаты за получаемые услуги от автовокзала (автостанции, автокасс) и исключит возможность злоупотребления продавцом данной услуги своим доминирующим положением.
Так же Комиссия приходит к выводу, что установление цены (тарифа) за весь комплекс услуг, определенных Агентскими договорами, заключенными между Перевозчиками и ООО "КТК Восток", без определения цены по каждой услуге отдельно на единицу такой услуги недопустимо. Фактически Перевозчик лишен возможности самостоятельно выбирать услуги необходимые ему для осуществления предпринимательской деятельности, и обязан оплачивать полный комплекс услуг по общей цене, что ущемляет его законные интересы.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 (ред. от 14.10.2010) "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", в отношении действий исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Указанные выше действия Ответчиков приводят к ущемлению прав Перевозчиков на рынке услуг автокасс (автостанций, автовокзалов), а также могут привести к ограничению конкуренции на смежном рынке - рынке услуг по перевозке пассажиров и багажа автобусами регулярных маршрутов.
При этом, как следует из пункта 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 (ред. от 14.10.2010) "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Учитывая вышеизложенные фактические и правовые обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о наличии состава нарушения, предусмотренного абзацем 1, пунктами 6, 8 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" в действиях ООО "КТК Восток", выразившегося в создании дискриминационных условий и установления различных цен (тарифов) на одни и те же услуги при осуществлении деятельности по оказанию услуг автовокзала (автостанции, автокассы) на территории г.Канска, п.Абан, с.Дзержинское, путем установления стоимости услуг автовокзала (автостанции, автокассы) по договорам с Перевозчиками в виде процентного отношения от стоимости проданных билетов на перевозку пассажиров и багажа (определенной суммы от денежной единицы - рубля), в части установления единой цены на весь комплекс оказываемых услуг, что ущемляет интересы хозяйствующих субъектов - перевозчиков, создает дискриминационные условия приобретения услуг автокассы разными хозяйствующими субъектами, ведет к ограничению конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, действующих на рынке перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам пригородного и междугородного сообщения.
На основании изложенного Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 ФЗ "О защите конкуренции" решила:
1. В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признать положение ГПКК "Автоколонна N 1340" доминирующим на рынке услуг автовокзала (автостанции, автокассы) в границах поселка Большая Мурта.
2. Признать ООО КТК "Восток" нарушившим абзац 1, пункты 6, 8 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", в части создания дискриминационных условий и установления различных цен (тарифов) на одни и те же услуги при осуществлении деятельности по оказанию услуг автовокзала (автостанции, автокассы) на территории г. Канска, п. Абан, с. Дзержинское, путем установления стоимости услуг автовокзала (автостанции, автокассы) по договорам с Перевозчиками в виде процентного отношения от стоимости проданных билетов на перевозку пассажиров и багажа (определенной суммы от денежной единицы - рубля), в части установления единой цены на весь комплекс оказываемых услуг, что ущемляет интересы хозяйствующих субъектов - перевозчиков, создает дискриминационные условия приобретения услуг автовокзала, автостанции, автокассы разными хозяйствующими субъектами, ведет к ограничению конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, действующих на рынке перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам пригородного и междугородного сообщения.
3. В целях защиты гражданских прав, публичного порядка, обеспечения равного доступа хозяйствующих субъектов - перевозчиков к получению услуг автовокзала, автостанции, автокассы на территории г.Канска, п.Абан, с.Дзержинское, прекращения установленных нарушений выдать ООО КТК "Восток" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, с этой целью ответчику в срок до 01.09.2015 необходимо совершить действия, направленные на изменение порядка ценообразования стоимости услуг автовокзалов для перевозчиков, а именно: не устанавливать стоимость услуг автовокзала (автостанции, автокассы) в виде процентного отношения (определенной суммы от денежной единицы - рубля) от стоимости проданных билетов на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам пригородного и междугородного сообщения; установить обоснованную цену для каждой услуги автовокзала (автостанции, автокассы) в отдельности.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Председатель Комиссии |
Е.Л.Лужбин |
Члены Комиссии |
Ю.В.Фомушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 17 июня 2015 г. N 113-10-15
Текст решения официально опубликован не был