Счетная палата Красноярского края (далее - Счетная палата) является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля.
Деятельность Счетной палаты строится на принципах законности, независимости, объективности, эффективности, ответственности, гласности, соблюдения профессиональной этики и осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Уставом Красноярского края, Уставным законом Красноярского края от 31.03.2011 N 12-5718 "О Счетной палате Красноярского края" (далее - Уставный закон), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Красноярского края (далее - края), Регламентом и стандартами Счетной палаты.
Внешний государственный финансовый контроль осуществляется Счетной палатой в отношении:
органов государственной власти, государственных органов, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Красноярского края (далее - ТФОМС края), органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных учреждений и унитарных предприятий, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной собственности края;
иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств краевого бюджета в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств краевого бюджета, предоставившего указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий.
Полномочия Счетной палаты определены статьей 3 Уставного закона. К ним относятся:
а) контроль за исполнением бюджета края и бюджета ТФОМС края;
б) экспертиза проектов законов о краевом бюджете и проектов законов о бюджете ТФОМС края, проектов законов края о внесении в них изменений;
в) внешняя проверка годового отчета об исполнении краевого бюджета, годового отчета об исполнении бюджета ТФОМС края;
г) организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств краевого бюджета, средств бюджета ТФОМС края и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
д) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности края, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими краю;
е) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств краевого бюджета, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств краевого бюджета и имущества, находящегося в государственной собственности края;
ж) финансово-экономическая экспертиза проектов законов края и нормативных правовых актов органов государственной власти края (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств края, а также государственных программ края, в том числе долгосрочных целевых программ;
з) анализ бюджетного процесса в крае и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;
и) контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории края, а также проверка местного бюджета в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
к) подготовка информации о ходе исполнения краевого бюджета, бюджета ТФОМС края, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации Законодательному Собранию края и Губернатору края;
л) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;
м) иные полномочия в сфере внешнего государственного финансового контроля, установленные федеральными законами, Уставом края и законами края.
В 2014 году деятельность Счетной палаты осуществлялась в условиях нового этапа в развитии системы внешнего финансового контроля: изменения федерального законодательства повлекли за собой существенные изменения в деятельности Счетной палаты.
Программный бюджет
С учетом изменений, внесенных в Бюджетный кодекс Российской Федерации, начиная с 2014 года Счетной палатой осуществляется ежеквартальный мониторинг исполнения краевого бюджета, проводятся экспертизы постановлений Правительства края о внесении изменений в государственные программы. Деятельность Счетной палаты в данном направлении ведется в соответствии со стандартами внешнего государственного финансового контроля СФК-11 "Порядок формирования итогов ежеквартального мониторинга исполнения бюджета Красноярского края" и СФК-9 "Порядок проведения финансово-экономической экспертизы проектов государственных программ".
Стратегическое планирование
В связи с принятием Федерального закона N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации отнесены к участникам стратегического планирования. В связи с этим одна из задач Счетной палаты - осуществление мониторинга и анализа формирования и исполнения целевых показателей, исходя из приоритетов социально-экономического развития края при разработке и реализации документов стратегического планирования.
В связи с вступлением с 1 января 2014 года в силу Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в отчетном году Счетная палата приступила к реализации нового полномочия - аудита в сфере закупок. В соответствии с принятым законом субъекты контрактной системы осуществляют действия, охватывающие не только этап размещения заказов и заключения контрактов, как это предусматривалось Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", но и планирование закупок, исполнение контрактов, мониторинг, аудит и контроль за соблюдением нормативных актов о контрактной системе.
С целью организации и методологического обеспечения реализации полномочия Счетной палаты по осуществлению аудита в сфере закупок в 2014 году определено аудиторское направление, разработан и утвержден стандарт внешнего государственного финансового контроля СФК-10 "Порядок проведения аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В отчетном году Счетная палата осуществляла проверку, анализ и оценку информации о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки как одну из составляющих деятельности объектов контрольных мероприятий. Результаты этой работы отражены в аналитической записке "Анализ реализации в Красноярском крае Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Приоритетные направления деятельности Счетной палаты в 2014 году
В 2014 году, как и в предыдущие годы, деятельность Счетной палаты была направлена на обеспечение и дальнейшее развитие единой системы предварительного, оперативного и последующего контроля формирования и исполнения краевого бюджета и бюджета ТФОМС края.
Приоритетные направления деятельности Счетной палаты в 2014 году, в первую очередь, были определены Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 13.06.2013 "О бюджетной политике в 2014-2016 годах", в котором поставлены задачи по повышению эффективности расходов и переориентации бюджетных ассигнований в рамках существующих бюджетных ограничений.
Приоритетные направления деятельности Счетной палаты в отчетном году также были обусловлены:
дефицитом бюджета и увеличением размера государственного долга края, а также связанной с этим необходимостью повышения доходов бюджета и обеспечения эффективности бюджетных расходов, обеспечения прозрачности и эффективности деятельности краевых государственных предприятий и созданных ими хозяйствующих субъектов;
изменением подходов федеральной бюджетной политики в сфере меж- бюджетных отношений (усиление выравнивающей составляющей межбюджетных трансфертов; обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; продолжение консолидации отдельных видов межбюджетных трансфертов, а также их распределение на этапе принятия бюджета).
В рамках обозначенных приоритетов основными задачами Счетной палаты в 2014 году являлись:
развитие системы оперативного анализа и контроля исполнения краевого бюджета;
анализ долговой политики края и эффективности использования долговых инструментов; контроль состояния государственного долга края; анализ системы межбюджетных отношений в крае; анализ рисков в системе бюджетного планирования и прогнозирования; усиление контроля за качеством администрирования доходов бюджета и эффективностью бюджетных расходов;
усиление контроля за эффективностью управления государственным сектором экономики края;
осуществление контроля за реализацией майских указов Президента Российской Федерации;
обеспечение реализации полномочий в сфере противодействия коррупции, в том числе усиление контроля за реализацией мероприятий антикоррупционной политики.
Выполнение поставленных на 2014 год задач неразрывно связано с повышением эффективности деятельности Счетной палаты. Основным инструментом для этого стал переход от финансового аудита к аудиту эффективности: в 2013 году проведено 2 аудита эффективности; в 2014 году - 7 (из 7 аудитов эффективности 3 завершены в отчетном году, 4 продолжены в 2015 году).
Аудит эффективности, как форма осуществления контрольной деятельности, предполагает не только формирование выводов о законности, правомерности, эффективности, обоснованности использования бюджетных средств, но и выявление проблем нормативно-правового регулирования, недостатков системы управления, наличия коррупционных факторов и рисков.
Основные итоги контрольной
и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты
Деятельность Счетной палаты осуществляется в тесном взаимодействии с Законодательным Собранием края. На рассмотрение депутатов представляются отчеты о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Аудиторы Счетной палаты участвуют в заседаниях комитетов и рабочих групп.
В соответствии с Уставным законом план работы Счетной палаты на 2014 год, как и в предыдущие годы, сформирован в основном по предложениям Губернатора и Законодательного Собрания края.
Всего в 2014 году Счетной палатой проведено 70 контрольных и 2 экспертно-аналитических мероприятия, подготовлено 309 заключений по результатам экспертизы проектов законов и государственных программ края, 17 аналитических материалов.
В 2014 году в рамках соглашения о сотрудничестве Счетной палатой Российской Федерации и Счетной палатой Красноярского края проведено совместное контрольное мероприятие "Аудит эффективности долговой политики, проводимой Красноярским краем, и анализ ее влияния на исполнение бюджета и социально-экономическое развитие региона".
Также в отчетном году Счетная палата приняла участие в контрольном мероприятии Счетной палаты Российской Федерации "Проверка правомерности, целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на развитие региональных систем общего и дошкольного образования (совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации)".
По результатам проведенных Счетной палатой проверок выявлено 710 нарушений бюджетного законодательства на общую сумму 1423 млн рублей. Общее количество нарушений по сравнению с 2013 годом увеличилось на 18%.
К основным недостаткам, отмеченным Счетной палатой в ходе мероприятий, проведенных в 2014 году, относятся:
недостатки нормативно-правового регулирования, в том числе отсутствие документов стратегического развития;
недостатки системы управления, в том числе системы взаимодействия, слабый внутренний и ведомственный контроль;
недостатки при управлении и распоряжении государственной (муниципальной) собственностью, земельными ресурсами;
недостатки системы межбюджетных отношений.
При рассмотрении результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий на заседания коллегии Счетной палаты приглашаются представители органов исполнительной власти края по вопросам, входящим в их компетенцию. В отчетном году в заседаниях коллегии принимали участие министры, заместители министров, руководители краевых служб и агентств. Всего с их участием в течение года проведено 19 заседаний коллегии.
Анализ исполнения представлений и предписаний (в отчетном году их направлено 20) показал, что объектами проверок разрабатываются и осуществляются мероприятия по устранению выявленных Счетной палатой нарушений и недостатков.
Эффективность деятельности Счетной палаты, как органа внешнего государственного финансового контроля, можно оценить через количество устраненных органами власти и проверяемыми организациями нарушений и недостатков, а также реализованных предложений.
Всего в 2014 году Счетной палатой было сформулировано 1387 замечаний и предложений, из которых наиболее важное значение имеют вопросы совершенствования нормативной правовой базы в сфере краевой налоговой политики, межбюджетных отношений, управления краевым имуществом, регулирования земельных отношений, осуществления государственной поддержки, предоставления гражданам мер социальной поддержки и т. д.
Более 70% предложений учтены органами власти края и нашли отражение в принятых нормативных документах и управленческих решениях (закон о бюджетном процессе в крае, закон об образовании, постановления Правительства об утверждении госпрограмм и другие).
В 2014 году Счетной палатой была продолжена работа в рамках соглашений об информационном взаимодействии и сотрудничестве, заключенных с Прокуратурой Красноярского края, ГУ МВД по Красноярскому краю, Главным следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Красноярского краю, Сибирским линейным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральным казначейством, службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае и другими органами.
В отчетном году в органы прокуратуры и иные правоохранительные органы направлены материалы по результатам 11 контрольных мероприятий (это проверки деятельности Краевой клинической больницы, Красноярской региональной энергетической компании, хоккейного клуба "Сокол", проверки вопросов энергосбережения и повышения энергетической эффективности, обеспечения ветеринарно-санитарного благополучия, создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий, государственной антикоррупционной программы края, а также проверки в городе Норильске, Ирбейском, Каратузском и Туруханском районах).
Развитие муниципального финансового контроля
В течение 2014 года муниципальными образованиями края велась работа по приведению муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований". В отчетном году контрольно-счетные органы были образованы в городах Дивногорск и Сосновоборск, в Большемуртинском, Дзержинском и Манском районах.
По состоянию на конец 2014 года во всех муниципальных образованиях края нормативно закреплена функция по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.
В отчетном году была продолжена работа по организации внешнего муниципального финансового контроля на уровне поселений путем заключения соглашений и передачи соответствующих функций на уровень муниципальных районов. За отчетный год общее количество муниципальных образований, где данный вопрос решен путем передачи контрольных функций с уровня поселений на уровень муниципальных районов, увеличилось с 15 до 24.
В 2014 году действовало 22 соглашения о сотрудничестве и взаимодействии Счетной палаты с органами местного самоуправления муниципальных образований края, из них 18 соглашений с муниципальными контрольно-счетными органами (далее - МКСО), 4 соглашения с представительными органами местного самоуправления.
В марте 2014 года состоялось очередное заседание Президиума Совета контрольно-счетных органов Красноярского края, основным вопросом которого стал вопрос о стратегии деятельности Счетной палаты как основы для формирования приоритетов и планирования деятельности МКСО края. Стратегия деятельности Счетной палаты на период до 2020 года была разработана и утверждена решением коллегии Счетной палаты в конце 2014 года.
В течение года Счетной палатой осуществлялось методологическое сопровождение деятельности МКСО и оказание им консультационной помощи. Наиболее проблемными являлись вопросы, касающиеся осуществления внешнего муниципального финансового контроля, взаимодействия с правоохранительными органами, передачи полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля из поселений в район, муниципальной службы и трудового законодательства.
В декабре 2014 года Счетной палатой проведена видеоконференция на тему "Задачи и перспективы внешнего финансового контроля в условиях изменения законодательства", в которой приняли участие представители федеральных и краевых органов исполнительной власти, прокуратуры края, руководители МКСО.
Кроме ежегодно освещаемых тем о состоянии муниципального финансового контроля в крае и взаимодействии Счетной палаты с МКСО, на конференции был рассмотрен вопрос о состоянии законности и результатах прокурорского надзора за исполнением органами местного самоуправления законодательства при формировании местных бюджетов, а также сформулированы задачи и перспективы развития внешнего финансового контроля в условиях изменения законодательства.
В течение 2014 года сотрудники МКСО принимали участие в контрольных мероприятиях Счетной палаты:
"Проверка бюджета муниципального образования город Норильск (совместно с КСО г.Норильска)";
"Проверка использования средств на компенсацию выпадающих доходов организаций коммунального комплекса ЗАТО город Железногорск за 2012, 2013 годы (совместно с КСО г.Железногорска)";
"Проверка бюджета муниципального образования город Зеленогорск (совместно со Счетной палатой ЗАТО г.Зеленогорск)";
"Аудит эффективности поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае (совместно с КСО нескольких муниципальных образований)".
Обеспечение принципа гласности
В целях реализации принципа гласности, предусмотренного Уставным законом, в 2014 году Счетной палатой подготовлено 4 информационных бюллетеня, в которые вошли результаты проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
Информация о деятельности Счетной палаты размещается на официальном сайте Счетной палаты (http://spkrk.ru/). Всего в отчетном году на сайте Счетной палаты было размещено 177 пресс-релизов. Сайт посетило более 23 тысяч интернет-пользователей.
Руководство Счетной палаты принимает участие в пресс-конференциях, брифингах, встречах с журналистами.
Основные направления деятельности Счетной палаты на 2015 год
В 2015 году основной задачей Счетной палаты станет обеспечение комплексности контроля формирования и реализации государственных программ, включая оценку сбалансированности их целей, задач, индикаторов, мероприятий и финансовых ресурсов, а также соответствия этих программ долгосрочным целям социально-экономического развития края. При проведении финансово-экономической экспертизы проектов государственных программ особое внимание будет уделено вопросам распределения ответственности между исполнителями.
К числу основных задач федеральной бюджетной политики на 2015 год отнесено повышение эффективности финансовых взаимоотношений бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Для решения этой задачи Счетной палатой будет продолжена работа по анализу и оценке эффективности системы межбюджетных отношений в крае.
При проведении контрольных мероприятий в 2015 году основной уклон будет сделан на анализ и оценку мер, направленных на повышение доходной базы краевого и местных бюджетов, включая вопросы эффективности управления собственностью и земельными ресурсами, а также анализ эффективности бюджетных расходов.
Продолжится внедрение в практическую деятельность аудита эффективности.
В 2015 году Счетной палатой будет продолжена работа по проведению аудита в сфере закупок, т. к. сфера государственных закупок наиболее подвержена коррупционным рискам.
В рамках подготовки к проведению XXIX Всемирной зимней универсиады планируется строительство новых и реконструкция действующих объектов инфраструктуры города. В Счетной палате выделено отдельное аудиторское направление, которым будет осуществляться контроль за использованием бюджетных средств, направленных на подготовку и проведение Универсиады, осуществление процедур закупок, а также проводится анализ системы управления.
Продолжится работа по совершенствованию методологических основ внешнего государственного финансового контроля. Будут актуализироваться действующие стандарты. Также Счетная палата приступила к апробации нового классификатора нарушений, применение которого всеми органами финансово
го контроля на территории Российской Федерации позволит обеспечить единый подход к классификации выявляемых нарушений.
С целью укрепления и развития муниципального финансового контроля в крае Счетной палатой в течение года планируется привлечение сотрудников МКСО к участию в контрольных мероприятиях, проводимых Счетной палатой (на основании соглашений о взаимодействии).
Для обеспечения высокого качества результатов контрольной и экспертно-аналитической деятельности продолжается работа по дальнейшему совершенствованию кадрового и информационно-технологического обеспечения деятельности Счетной палаты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ежегодный отчет Счетной палаты Красноярского края "Отчет об итогах работы Счетной палаты Красноярского края за 2014 год"
Текст отчета опубликован в Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края от 31 июля 2015 г. N 29(709)