Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 2 июля 2015 г. N 202-16-15
Резолютивная часть решения по делу оглашена на заседании Комиссии 22 июня 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено 02 июля 2015 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены комиссии: Фомушкина Ю.В., начальник отдела контроля органов власти, Дударева М.А., заместитель начальника отдела контроля органов власти, рассмотрела дело N 202-16-15, возбужденное в отношении Администрации Тюхтетского сельсовета Тюхтетского района Красноярского края и ООО "Коммунальщик" по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в достижении антиконкурентного соглашения договора доверительного управления N 2 от 18.07.2014 объектов теплоснабжения в нарушение требований статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", статьи 28.1 Федерального закона "О теплоснабжении", ст.5 Федерального закона N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях", что повлекло фактическую передачу имущества, используемого для оказания услуг по теплоснабжению и создало преимущественные условия деятельности ООО "Коммунальщик",
Дело рассмотрено с участием:
От ООО "Коммунальщик" директора - Находа Василия Васильевича, без участия представителя Администрации Тюхтетского сельсовета Тюхтетского района Красноярского края, заявившей ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
установила:
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение прокурора Тюхтетского района Красноярского края (исх. N 71-04-2015 от 14.05.2015), в котором сообщается о нарушении законодательства о конкуренции, выявленном по результатам проведенной прокуратурой проверки использования муниципального имущества.
Нарушение законодательства заключается в предоставлении муниципального имущества - объектов теплоснабжения ООО "Коммунальщик" по договору доверительного управления N 2 от 18.07.2014 с нарушением требований действующего законодательства.
18 июля 2014 года между администрацией Тюхтетского сельсовета Тюхтетского района Красноярского края и ООО "Коммунальщик" по результатам проведенного конкурса был заключен договор доверительного управления N 2.
Предметом договора являются объекты теплоснабжения (котельные, тепловые сети), с момента ввода в эксплуатацию которых до публикации извещения о проведении конкурса прошло более 5 лет.
Согласно пункту 1.4. имущество, являющееся предметом договора, не может быть использовано в какой бы то ни было форме в текущей и основной деятельности управляющего.
Согласно объяснению директора ООО "Коммунальщик" Находы В.В. ООО "Коммунальщик" использует объекты теплоснабжения в период 2013-2015 для оказания услуг по теплоснабжению.
Данные обстоятельства, свидетельствует о нарушении сторонами договора: ООО "Коммунальщик"; Администрацией Тюхтетского сельсовета Тюхтетского района Красноярского края требований действующего законодательства, а именно статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, статьи 28.1 Федерального закона "О теплоснабжении", ст.5 Федерального закона N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях".
По данному факту Красноярским УФАС России на основании приказа N 299 от 01.06.2015 г. было возбуждено дело N 215-16-15.
К моменту рассмотрения дела от Администрации Тюхтетского сельсовета Тюхтетского района Красноярского края представлены документы, свидетельствующие о возврате имущества, переданного в доверительное управление.
Директор ООО "Коммунальщик" на заседании комиссии пояснил, что имущество, переданное по договору доверительного управления, находится во владении и пользовании организации с 2003 года, тарифы на услуги ЖКХ утверждены в 2010 году и не изменялись.
ООО "Коммунальщик" желал заключить договор в соответствии с требованиями действующего законодательства, на законных основаниях, что подтверждается его участием в торгах, учитывая, что целью его деятельности является оказание коммунальных услуг, иной возможности заключения договора аренды либо концессионного соглашения у него не имелось.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующим выводам:
Конституцией Российской Федерации (статья 8) гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Согласно пункту 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Из содержания терминов и понятий, приведенных в статье 2 указанного Закона, следует, что к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно пункту 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное владение или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе, отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с ч.1 ст.17.1 ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, по общему правилу может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Указанный в части 1 данной статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (часть 2 статьи 17.1 Закона N 135).
Заключение договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса с учетом положений, предусмотренных статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Порядок передачи прав владения и (или) пользования в отношении объектов теплоснабжения регламентирован Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению. Аналогичные положения установлены ч.3 ст.41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно п.5 ст.5 Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" (далее - ФЗ "О концессионных соглашениях") со дня вступления указанного закона в силу (т.е. с 01.01.2014) и до 1 января 2015 года допускается передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", по договору аренды данных объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.
С 01.01.2015, передача в пользование объектов теплоснабжения и водоснабжения может быть осуществлена собственником только на основании концессионного соглашения.
Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
Системное толкование вышеуказанных норм, позволяет прийти к выводу о том, что органом местного самоуправления объекты коммунальной инфраструктуры (теплоснабжения), у которых между сроком ввода в эксплуатацию и публикацией извещения о проведении конкурса прошло более 5 лет, могли быть переданы до 01.01.2015 как по договору аренды, так и по концессионному соглашению.
Таким образом, объекты теплоснабжения для оказания услуг по теплоснабжению могут быть переданы организации, оказывающей услуги по теплоснабжению не иначе как на основании концессионного соглашения, либо договора аренды.
Следовательно, объекты коммунальной инфраструктуры, расположенные в с.Тюхтет, Тюхтетского района должны были передаваться администрацией Тюхтетского сельсовета Тюхтетского района только по договору аренды данных объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения.
При рассмотрении настоящего дела Комиссией Красноярского УФАС России установлено:
18 июля 2014 года между администрацией Тюхтетского сельсовета Тюхтетского района Красноярского края и ООО "Коммунальщик" по результатам проведенного конкурса был заключен договор доверительного управления N 2.
Предметом договора являются объекты теплоснабжения (котельные, тепловые сети), с момента ввода в эксплуатацию которых до публикации извещения о проведении конкурса прошло более 5 лет.
Согласно пункту 1.4. имущество, являющееся предметом договора, не может быть использовано в какой бы то ни было форме в текущей и основной деятельности управляющего.
Согласно объяснению директора ООО "Коммунальщик" Находы В.В. ООО "Коммунальщик" использует объекты теплоснабжения в период 2013-2015 для оказания услуг по теплоснабжению.
Данные обстоятельства, свидетельствует о нарушении сторонами договора: ООО "Коммунальщик"; Администрацией Тюхтетского сельсовета Тюхтетского района Красноярского края требований действующего законодательства, а именно статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, статьи 28.1 Федерального закона "О теплоснабжении", ст.5 Федерального закона N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях".
Кроме того, в результате заключения договора доверительного управления объектами теплоснабжения, а не договора аренды, либо концессионного соглашения хозяйствующему субъекту - ООО "Коммунальщик" созданы преимущественные условия деятельности, поскольку:
- при заключении концессионного соглашения реализуются инвестиционные программы в сфере ЖКХ на основе государственно-частного партнерств, подразумевается вложение предпринимателем собственных денежных средств в объекты коммунальной инфраструктуры, что повышает эффективность использования объектов концессионного соглашения и гарантирует их содержание в надлежащем состоянии (по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту);
при заключении договора аренды арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. В силу ст.28.3 ФЗ "О теплоснабжении" арендатор по договору аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обязан, в том числе поддерживать данные объекты в исправном состоянии, проводить их текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на их содержание; вносить арендодателю арендную плату в объеме и в сроки, которые предусмотрены договором аренды.
При заключении договора доверительного управления собственник передает имущество в управление, обязуясь при этом выплачивать доверительному управляющему вознаграждение.
Анализ договора, объяснений должностных лиц, подписавших договоры, свидетельствует о том, что фактически имущество передано доля оказания услуг по теплоснабжению.
Передача муниципального имущества на основании договора управления хозяйствующему субъекту, использующему данное имущество с нарушением пункта 1.4 договора для извлечения прибыли - оказания услуг (осуществления основной деятельности), а не для осуществления управления, создает последнему преимущественные условия получения указанного имущества во временное владение и пользование, указывает на притворность сделки, а также свидетельствует о сговоре между лицами, выразившемся в том числе, в формальном проведении конкурса на право заключения договора доверительного управления имущества с учетом того, обстоятельства, что и до проведения конкурса и на момент его проведения имущество находилось во владении и пользовании ООО "Коммунальщик" и использовалось им для получения прибыли.
Статья 16 Федерального закона "О защите конкуренции" устанавливает запрет на соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения могут привести, в том числе к ограничению доступа на товарный рынок.
Заключение договора доверительного управления N 2 от 18.07.2014 противоречит положениям статьи 16 и 17.1. Закона о защите конкуренции и свидетельствует об ограничении конкуренции путем создания преимущественных условий деятельности ООО "Коммунальщик" при получении использовании муниципального имущества - объектов теплоснабжения и устранению иных хозяйствующих субъектов от возможности получения в вышеуказанного муниципального имущества в аренду либо на основании концессионного соглашения.
При рассмотрении дела N 202-16-15 Комиссией Красноярского УФАС России факт заключения между Администрации Тюхтетского сельсовета Тюхтетского района Красноярского края и ООО "Коммунальщик", направленного на ограничение, устранение, недопущение конкуренции не нашел своего подтверждения, поскольку инициатором заключения договора доверительного управления являлась Администрация, ООО "Коммунальщик", желал заключить договор в соответствии с требованиями действующего законодательства, на законных основаниях, что подтверждается его участием в торгах, учитывая, что целью его деятельности является оказание коммунальных услуг, иной возможности заключения договора аренды либо концессионного соглашения у него не имелось. Кроме того, обязанность соблюдения процедуры, предусмотренной действующим законодательством, регламентирующей порядок передачи во владение и пользование муниципального имущества возложена законодателем на лицо, осуществляющее правомочия собственника муниципального имущества.
Ввиду указанного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО "Коммунальщик" состава нарушения ст.16 ФЗ "О защите конкуренции", ввиду отсутствия его вины в заключении договора.
Учитывая вышеизложенное, 22 июня 2015 года председателем комиссии Красноярского УФАС России по делу N 202-16-15 оглашена резолютивная часть решения о прекращении производства по делу в связи с неподтверждением факта нарушения статьи 16 Закон "О защите конкуренции".
В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Учитывая, что договоренность может иметь место только при множественности лиц, наличие действий одного лица, не может свидетельствовать о достижении антиконкуретного# соглашения и, соответственно, о наличии состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного статьей 16 Федерального закона "О защите конкуренции".
Вместе с тем, Комиссия Красноярского УФАС в ходе рассмотрения дела N 202-16-15 в действиях Администрации Тюхтетского сельсовета Тюхтетского района Красноярского края установила признаки нарушения ч.1 ст.15 ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в передаче имущества (объектов теплоснабжения) ООО "Коммунальщик" по договору доверительного управления N 2 от 18.07.2014 в нарушение требований статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", статьи 28.1 Федерального закона "О теплоснабжении", ст.5 Федерального закона N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях", что создало необоснованные преимущественные условия деятельности данному обществу, а также повлекло (могло повлечь) ограничение конкуренции. Кроме того, при рассмотрении дела установлено, что аналогичный договор N 1 заключен с ООО "Коммунальщик" 18.07.2014 на объекты водоснабжения.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Таким образом, в действиях Администрации Тюхтетского сельсовета Тюхтетского района Красноярского края имеются признаки нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в передаче имущества (объектов теплоснабжения) ООО "Коммунальщик" по договору доверительного управления N 1 (объекты водоснабжения) и N 2 (объекты теплоснабжения) от 18.07.2014 в нарушение требований статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", статьи 28.1 Федерального закона "О теплоснабжении", ч.3 статьи 41.1. Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", ст.5 Федерального закона N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях". В соответствии с пунктом 3.39.3 Приказа ФАС России от 25.05.2012 N 339 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации" если в ходе рассмотрения дела выявлены новые признаки нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия, рассматривая дело, выносит определение о выделении из него нового дела в отдельное производство.
Учитывая вышеизложенные фактические и правовые обстоятельства, Комиссия приходит к выводу:
- о наличии основания для прекращения производства по делу по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона "О защите конкуренции", возбужденного в отношении Администрации Тюхтетского сельсовета Тюхтетского района Красноярского края и ООО "Коммунальщик".
- необходимости выделения из дела N 202-16-15 в отдельное производство дело по признакам нарушения Администрацией Тюхтетского сельсовета Тюхтетского района Красноярского края части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", выразившимся в передаче имущества (объектов теплоснабжения и водоснабжения) ООО "Коммунальщик" по договорам доверительного управления N 1и N 2 от 18.07.2014 в нарушение требований статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", статьи 28.1 Федерального закона "О теплоснабжении", статьи 41.1. Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статьи 5 Федерального закона N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях", руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании изложенного Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решила:
1. Производство по делу N 202-16-15 в отношении Администрации Тюхтетского сельсовета Тюхтетского района Красноярского края и ООО "Коммунальщик" по признакам нарушения статьи 16 Федерального Закона "О защите конкуренции" прекратить в связи с неподтверждением факта нарушения антимонопольного законодательства (антиконкуретного# соглашения).
2. Выделить из дела N 202-16-15 в отдельное производство дело по признакам нарушения Администрацией Тюхтетского сельсовета Тюхтетского района Красноярского края части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", выразившимся в передаче имущества (объектов теплоснабжения и водоснабжения) ООО "Коммунальщик" по договорам доверительного управления N 1 и N 2 от 18.07.2014 в нарушение требований статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", статьи 28.1 Федерального закона "О теплоснабжении", статьи 41.1. Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статьи 5 Федерального закона N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях".
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента вынесения решения.
Председатель Комиссии |
Е.Л.Лужбин |
Члены Комиссии |
Ю.В.Фомушкина М.А.Дударева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 2 июля 2015 г. N 202-16-15
Текст решения официально опубликован не был