Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 19 июня 2015 г. N 114-16-15
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 9 июня 2015 года. В полном объеме решение изготовлено 19 июня 2015 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела N 114-16-15 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., временно исполняющий обязанности руководителя управления, члены Комиссии: Фомушкина Ю.В., начальник отдела контроля органов власти, Муковозчик О.С., старший государственный инспектор отдела естественных монополий, рассмотрела дело N 114-16-15, возбужденное в отношении администрации Зеледеевского сельсовета Емельяновского района Красноярского края (663027, Красноярский край, Емельяновский район, п.Зеледеево, ул.Зеленая, 36-а) (далее - Администрация) и ГП КК "Балахтинское ДРСУ" (662340, Красноярский край, п.Балахта, ул.Каткова, 22) по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), выразившимся в достижении Администрацией с ГПКК "Балахтинское ДРСУ" антиконкурентных соглашений о заключении договора N 1 от 09.01.2013 на сумму 69 140 руб. и договора N 2 от 13.03.2013 на сумму 94 340 руб. на выполнение одноименных работ (содержание дорог общего пользования местного значения) на общую сумму более 100 000 руб. без проведения публичных процедур, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", что привело к ограничению конкуренции за право заключения вышеуказанных муниципальных контрактов.
Настоящее дело рассмотрено с участием представителей ответчиков: от Администрации Зеледеевского сельсовета - Глава сельсовета - <...>; от ГПКК "Балахтинское ДРСУ" - <...>.
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение прокуратуры Емельяновского района Красноярского края (исх. от 10.03.2015 N 7/1-02-2015, вх. от 18.03.2015 N 4743), в котором сообщалось о результатах проверки расходования бюджетных средств администрацией Зеледеевского сельсовета Емельяновского района Красноярского края, в ходе проведения которой были установлены признаки нарушения действующего законодательства.
В результате анализа информации, приложенной к заявлению, установлено следующее:
Администрацией Зеледеевского сельсовета заключено два договора с ГПКК "Балахтинское ДРСУ" в первом квартале 2013 года на сумму более 100 тыс.руб. на содержание автодорог общего пользования местного значения, а именно: договор N 1 от 09.01.2013 на сумму 69 140 руб. и договор N 2 от 13.03.2013 на сумму 94 340 руб. (общая сумма 163 480 руб.), без проведения публичных процедур, с нарушениями норм Федерального закона N 94-ФЗ.
Учитывая, что средства, на которые осуществлялось выполнение работ по содержанию автодорог общего пользования на территории Зеледеевского сельсовета были выделены из краевого бюджета, а также из бюджета Зеледеевского сельсовета в размере 163 480 руб. с ГПКК "Балахтинское ДРСУ" (п.2.1. договоров N 1 от 09.01.2013 и N 2 от 13.03.2013), было заключено два договора в один квартал, предметом которых являлись одни и те же работы - содержание автодорог общего пользования местного значения, что является одной муниципальной нуждой, то при удовлетворении данной нужды необходимо было руководствоваться нормами, предусмотренными ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ. Учитывая сумму выделенных средств на удовлетворение указанной нужды в соответствии с ч.2 ст.10 ФЗ N 94-фз необходимо было размещение муниципального заказа путем проведения публичных процедур.
Однако, Администрация на заключение договора N 1 от 09.01.2013 и договора N 2 от 13.03.2013 торги не проводила.
По данному факту Красноярским УФАС России было возбуждено дело N 114-16-15 в отношении Администрации и ГПКК "Балахтинское ДРСУ" по признакам нарушения статьи 16 ФЗ "О защите конкуренции".
На рассмотрении дела 23.04.2015 Глава администрации Зеледеевского сельсовета <...> сообщил, что хотя договоры были заключены оба в первом квартале 2013 года, фактическое исполнение работ и оплата по договорам была осуществлена в разные кварталы (по договору N 1 - в перовом квартале, оплата во втором квартале, по договору N 2 - во втором квартале, оплата - в третьем квартале). Кроме того, работы по договорам исполнялись разные, разными транспортными средствами - в первом квартале это были работы по отчистке дорог от снега плужным снегоочистителем и автогрейдером, а во втором - ремонтная планировка проезжей части гравийных дорог автогрейдером и прицепным грейдером.
В подтверждение указанным обстоятельствам в материалы дела представлены акты о приемке работ: N 1 от 31.03.2013 и акт N 1 от 28.06.2013, а также платежные поручения от 16.04.2013 N 31 на сумму 70 руб., N 30 на сумму 69 070 руб., N 51 от 04.07.2013 на сумму 94 060 руб. и N 52 от 08.07.2013 на сумму 280 руб.
На рассмотрении дела 09.06.2015 <...> сообщил, что работы, выполняемые по вышеуказанным договорам в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 07.06.2011 N 273 "Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков" не являются одноименными (относятся к разным группам товаров, работ, услуг), поскольку работы в соответствии с договором N 1 предусматривают отчистку дорог от снега плужным снегоотчистителем и автогрейдером, что относится к услугам по обеспечению функционирования дорожного хозяйства (ОКДП 6323000), а работы в соответствии с договором N 2 предусматривают ремонтную планировку проезжей части гравийных дорог автогрейдером и прицепным грейдером, что относится к устройству дорожных оснований и покрытий (ОКДП 4540040).
Комиссия, исследовав материалы дела, ознакомившись с позицией лиц, участвующих в деле, отмечает:
Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Из содержания терминов и понятий, приведенных в статье 2 указанного Закона, следует, что к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно статье 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах поселения. Решение вопросов местного значения должно осуществляться как в соответствии с законодательством о местном самоуправлении, так и бюджетным законодательством, законодательством о размещении заказов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) дорожная деятельность включает в себя деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Исходя из части 3 статьи 15 Федерального закона N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности, которая отнесена законодательством о местном самоуправлении к вопросам местного значения сельского поселения, в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Часть 2 статьи 18 Федерального закона N 131-ФЗ устанавливает, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
В соответствии с действующим законодательством государственные (муниципальные) расходы определяются как затраты, конкретные суммы затрат на обеспечение жизнедеятельности общества на государственное управление, оборону страны, развитие производства, социально-экономические и культурные потребности.
В момент заключения ответчиками вышеуказанных договоров действовал Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", регулирующий отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе данный закон устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В соответствии с частью 2 статьи 1 ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ названный Федеральный закон применялся в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений.
Согласно частям 1 и 2 статьи 3 ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ под государственными (муниципальными) нуждами понимаются потребности в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных (муниципальных) заказчиков.
Государственным (муниципальным) заказом является обеспечение за счет бюджетных и внебюджетных средств государственных (муниципальных) потребностей в товарах (работах, услугах), а целью размещения государственного (муниципального) заказа выступает удовлетворение нужд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно части 1 статьи 4 указанного Закона государственными (муниципальными) заказчиками выступают государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Государственным или муниципальным контрактом, в соответствии с частью 1 статьи 9 ФЗ N 94 от 21.07.2005, признается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с ч.1 ст.10 ФЗ "О размещении заказов" размещение заказа может осуществляться: 1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; 2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание правом исполнения муниципального заказа путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к исполнению муниципального заказа всех заинтересованных лиц. Кроме того, проведение торгов обеспечит выбор наилучшего исполнителя муниципального заказа по цене, времени и качеству.
Согласно ст.55 ФЗ от 21.07.2005 N 94 размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке. При этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с указанием Банка России от 20.06.2007 N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальный предприниматель), между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 000 рублей.
Заключение двух договоров на одноименные товары в один квартал на общую сумму более 100 000 рублей: договор N 1 от 09.01.2013 на содержание автодорог общего пользования местного значения на сумму 69 140 руб. и договор N 2 от 13.03.2013 на содержание автодорог общего пользования местного значения на сумму 94 340 руб. (общая сумма 163 480 руб.) с ГПКК "Балахтинское ДРСУ" недопустимо в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
Согласно п.4 ч.1 ст.16 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
При возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, Красноярское УФАС России исходило из того обстоятельства, что достигнутое соглашение между Администрацией Зеледеевского сельсовета с ГПКК "Балахтинское ДРСУ" о заключение двух договоров на одноименные работы в один квартал на общую сумму более 100 000 рублей без проведения торгов, предусмотренных ФЗ 94-ФЗ, противоречит положениям статьи 16 ФЗ "О защите конкуренции" и свидетельствует об ограничении конкуренции путем создания преимущественных условий деятельности с ГПКК "Балахтинское ДРСУ" при получении возможности исполнять работы по содержанию автодорог общего пользования местного значения и устранению иных хозяйствующих субъектов от возможности заключения вышеуказанных муниципальных контрактов и выполнения по ним соответствующих работ, поскольку в соответствии с п. 1.1 договора N 1 от 09.01.2013 и договора N 2 от 13.03.2013 предметом договоров являлись одни и те же работы - содержание автодорог общего пользования местного значения.
Однако, Комиссией в ходе рассмотрения дела были установлены иные обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии в действиях Администрации Зеледеевского сельсовета и ГПКК "Балахтинское ДРСУ" нарушения статьи 16 ФЗ "О защите конкуренции", а именно:
- в соответствии с актом о приемке работ N 1 от 31.03.2013 к договору N 1 от 09.01.2013 ГПКК "Балахтинское ДРСУ" были выполнены работы по отчистке от снега плужным снегоочистителем, отчистка от снега автогрейдером, отчистка дороги от снега КДМ плужком;
- в соответствии с актом о приемке работ N 1 от 28.06.2013 к договору N 2 от 13.03.2013 ГПКК "Балахтинское ДРСУ" были выполнены работы ремонтной планировке проезжей части гравийных дорог прицепным грейдером.
В соответствии со статьей 10 ФЗ N 94-ФЗ под одноименными товарами (работы, услуги) понимаются товары (работы, услуги), которые относятся к одной группе в соответствии с номенклатурой одноименных товаров, работ, услуг.
Приказом Минэкономразвития РФ от 07.06.2011 N 273 утверждена номенклатура товаров, работ, услуг для нужд заказчиков (далее - Номенклатура).
В соответствии с Номенклатурой работы, выполняемые ГПКК "Балахтинское ДРСУ" по договору N 1 от 09.01.2013, относятся к Группе N 182 "Вспомогательные транспортные услуги и услуги логистики", поскольку предусматривают отчистку дорог от снега плужным снегоочистителем и автогрейдером, что относится к услугам по обеспечению функционирования дорожного хозяйства автомобильных дорог, мостов, тонеллей# (ОКДП 6323000), а работы, выполняемые ГПКК "Балахтинское ДРСУ" по договору N 2 от 13.03.2013, относятся к Группе N 221 "Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, автомобильных дорог общего пользования, временных построек, киосков, навесов и других построек", поскольку предусматривают ремонтную планировку проезжей части гравийных дорог автогрейдером и прицепным грейдером, что относится к устройству дорожных оснований и покрытий (ОКДП 4540040).
Таким образом, Комиссия считает, что факт достижения соглашения о заключении муниципальных контрактов в один день на общую сумму более 100 000 рублей Администрацией с ГПКК "Балахтинское ДРСУ" (договор N 1 и договор N 2) в нарушение ФЗ 94-ФЗ без проведения торгов (запроса котировок, предложений), не нашел подтверждения в ходе рассмотрения настоящего дела, поскольку работы, выполненные по указанным договорам относятся к разным группам товаров в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ от 07.06.2011 N 273 (ОКДП 6323000 и 4540040), соответственно, могли быть заключены с единственным поставщиком без проведения конкурентных процедур.
С учетом изложенного, Комиссия Красноярского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях Администрации Зеледеевского сельсовета и ГПКК "Балахтинское ДРСУ" нарушения статьи 16 ФЗ "О защите конкуренции", ввиду не подтверждения факта достижения антиконкурентного соглашения о заключении муниципальных контрактов на одноименные работы в один квартал на общую сумму более 100 000 рублей без проведения конкурентных процедур, предусмотренных ФЗ 94-ФЗ.
На основании изложенного Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьями 23, 41, 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решила:
Производство по делу N 114-16-15 в отношении Администрации Зеледеевского сельсовета и ГПКК "Балахтинское ДРСУ" прекратить в связи с отсутствием в действиях указанных субъектов нарушения антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента вынесения решения.
Председатель Комиссии |
Е.Л.Лужбин |
Члены Комиссии: |
Ю.В.Фомушкина О.С.Муковозчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 19 июня 2015 г. N 114-16-15
Текст решения официально опубликован не был