Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 28 июля 2015 г. N 234-15-15
Резолютивная часть решения объявлена "15" июля 2015 года
Полный текст решения изготовлен "28" июля 2015 года
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления; члены Комиссии - Капсудин Е.В., начальник контрольного отдела; Игнатенко О.С., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти рассмотрев дело N 234-15-15, возбужденное в отношении Администрации Большемуртинского района (663060, Красноярский край, пгт. Большая Мурта, ул.Кирова, 8) (далее - Администрация) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), выразившегося во включении в состав одного лота технологически и функционально несвязанного муниципального имущества.
при участии в заседании Комиссии представителя заинтересованного лица - АО "КРЭК" - (...), по доверенности N 37 от 22.01.2015.
установила следующее:
Настоящее дело возбуждено приказом Красноярского УФАС России от 15 июня 2015 года N 335 по признакам нарушения Администрацией части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", выявленного в ходе проведения выездной плановой проверки (приказ "О проведении выездной плановой проверки" от 27.03.2015 N 153) на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства Администрацией.
Определением от 15 июня 2015 года о назначении дела N 234-15-15 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечена Администрация, в качестве заинтересованного лица АО "КРЭК", а рассмотрение дела назначено на 15 июля 2015 года.
При рассмотрении дела N 234-15-15 Комиссией установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
Согласно Уставу Большемуртинского района, принятому решением Большемуртинского районного Совета депутатов N 3-9 от 30.05.1997 Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, подотчетным районному Совету депутатов. Руководство деятельностью Администрации осуществляет глава Администрации, назначенный на должность по контракту, заключенному по результатам конкурса.
В соответствии со статьей 9 Устава к вопросам местного значения муниципального района, в том числе относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Администрация наделена правами юридического лица и является муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций (статья 10 Устава).
Статьей 29 Устава определено, что Администрация осуществляет решение вопросов местного значения, находящихся в ведении района, обеспечивает исполнение Устава, решений Совета депутатов, иных нормативных правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления района на территории района.
Решением Большемуртинского районного Совета депутатов N 23-186 от 02.04.2013 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью (далее - Положение), которое разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации (далее - Конституция), Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"; Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"; ФЗ "О защите конкуренции", Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Уставом.
Согласно статье 5 Положения субъектом управления и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе является Администрация в лице отдела по управлению муниципальным имуществом Администрации.
Администрация организует непосредственное управление муниципальным имуществом в соответствии с Положением (статья 7 Положения).
26 ноября 2012 Постановлением Администрации N 1359 была утверждена конкурсная документация на проведение открытого конкурса на право заключения договора аренды на имущественный комплекс: 10 нежилых зданий-котельных, включая тепловые сети и оборудование котельных, находящихся в муниципальной собственности и расположенный на территории Большемуртинского района, водозаборные сооружения, расположенные п. Красные ключи, п.Юксеево, с.Еловка, д.Казанка, д. Верхняя Казанка, д. Большой Кантат, д.Тигино, пгт.Придивинск, п.Раздольно.
Извещение от 22 ноября 2012 года о проведении конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества и конкурсная документация размещены на официальном сайте www.torgi.gov.ru в сети "Интернет". Из извещения следует, что заявки на участие в конкурсе могли быть поданы с 23 ноября 2012 по 24 декабря 2012 по адресу: Большая Мурта, ул.Кирова, 8, каб.7.
В соответствии с протоколом N 2 от 26 декабря 2012 года рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе по извещению N 221112/0127027/01 к открытому конкурсу допущено ООО "КРЭК" (в настоящее время АО "КРЭК").
14 января 2013 года распоряжением Администрации N 03-р отделу по управлению муниципальным имуществом администрации поручено заключить договор аренды сроком на 11 месяцев с ООО "КРЭК" на объекты теплоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности Большемуртинского района.
18 января 2013 года между Администрацией и ООО "Красноярская региональная энергетическая компания" заключен договор аренды N 1, согласно которому Администрация предоставляет, а ООО "Красноярская региональная энергетическая компания" принимает 10 нежилых зданий-котельных, включая тепловые сети и оборудование котельных, находящихся в муниципальной собственности и расположенных на территории Большемуртинского района, а также водозаборные сооружения, расположенные п. Красные ключи, п.Юксеево, с.Еловка, д.Казанка, д. Верхняя Казанка, д. Большой Кантат, д.Тигино, пгт.Придивинск, п.Раздольное, сроком с 18.01.2013 по 18.11.2013 (далее - Договор N 1 от 18.01.2013).
10 ноября 2014 года между Администрацией и ООО "Красноярская региональная энергетическая компания", на основании части 9 статьи 17.1 ФЗ "О защите конкуренции", заключен договор аренды N 2/6-04/14, согласно которому Администрация предоставляет, а ООО "Красноярская региональная энергетическая компания" принимает 10 нежилых зданий-котельных, включая тепловые сети и оборудование котельных, находящихся в муниципальной собственности и расположенных на территории Большемуртинского района, а также водозаборные сооружения, расположенные п. Красные ключи, п.Юксеево, с.Еловка, д.Казанка, д. Верхняя Казанка, д. Большой Кантат, д.Тигино, пгт.Придивинск, п.Раздольное, сроком с 11.11.2014 по 10.10.2015 (далее - Договор N 2/6-04/14 от 10.11.2014).
На рассмотрении дела от представителя Администрации поступили письменные пояснения, согласно которым, в конкурсную документацию на право заключения договора аренды включен весь имущественный комплекс района, по причине организации оперативности управления и формирования единой тарифной политики на территории муниципального района.
Исследовав материалы дела, Комиссия по рассмотрению дела N 234-15-15 пришла к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п.1 ст.422 ГК РФ).
Законом, ограничивающим полномочия собственника по распоряжению муниципальным имуществом, является ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно пункту 2 статьи 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательская деятельность является самостоятельной, осуществляемой на свой страх и риск деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнение работ или оказания услуг.
Статья 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" регулирует особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества и устанавливает возможность заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении такого имущества, только по результатам проведения конкурсов и аукционов.
В соответствии с частью 1 статьи 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, предусмотренных данной правовой нормой.
Согласно части 5 статьи 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
Порядок проведения конкурсов на право владения и пользования публичным имуществом, установлен Приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" (далее - Приказом ФАС России N 67).
Применение указанного порядка является обязательным, и с момента вступления в силу Приказа ФАС России N 67 органы власти, государственные и муниципальные предприятия и учреждения и иные лица, осуществляющие функции по организации и проведению торгов на право заключения договоров, должны руководствоваться Правилами, утвержденными Приказом ФАС России N 67, которые вступили в действие 7 марта 2010 г.
На момент заключения вышеназванного договора статья 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" действовала, а также вступил в действие Приказ ФАС России N 67.
Таким образом, правоотношения, возникшие в связи с заключением названного договора подлежали регулированию нормами статьи 17.1 ФЗ "О защите конкуренции".
Вместе с тем, пунктом 3 Правил, утвержденных Приказом ФАС России N 67 определено, что заключение договоров путем проведения торгов в форме конкурса возможно исключительно в отношении видов имущества, перечень которых утверждает федеральный антимонопольный орган.
Приложением N 2 к Приказу ФАС России от 10.02.2010 N 67 утвержден перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса.
В частности, по решению собственника или уполномоченного собственником обладателя имущественного права заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса в отношении: объектов по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии; системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе, объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод.
В силу пункта 38 Правил при разработке конкурсной документации запрещается включение в состав одного лота технологически и функционально не связанного государственного или муниципального имущества, в частности, включение в состав одного лота государственного или муниципального имущества, предназначенного для электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, а также водоснабжения и водоотведения.
Как установлено выше объекты муниципального имущества, преданные по Договору N 1 от 18.01.2013 включены в конкурсную документацию Администрацией, в нарушение Правил, утвержденных Приказом ФАС России N 67, поскольку не имеют взаимных точек присоединения, находятся в разных населенных пунктах, разных муниципальных образованиях, входящих в состав Большемуртинского района.
Согласно пункту 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила N 83), технологически связанные сети - это принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в единой технологической системе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.
Как установлено выше муниципальное имущество, переданное по Договору N 1 от 18.01.2013 не является единой технологически и функционально связанной цепочкой объектов.
Включение в один лот муниципального имущества, не имеющего взаимных точек присоединения, находящегося в разных населенных пунктах, разных муниципальных образованиях, входящих в состав Большемуртинского района, противоречит требованиям части 5 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции" и как следствие могло привести к ограничению конкуренции, поскольку наличие нескольких лотов увеличивает количество потенциальных участников и договора аренды могли быть заключены на максимально выгодных условиях для Администрации.
Согласно части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия) запрещаются.
С учетом изложенного, Комиссия пришла к выводу, что действия Администрации, связанные с включением в состав одного лота технологически и функционально несвязанного муниципального имущества нарушают требования части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции".
Комиссия обращает особое внимание, что согласно части 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии с частью 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (часть 2 статьи 167 ГК РФ).
Частью 1 статьи 168 ГК РФ предусмотрено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 168 ГК РФ настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Как установлено выше 10 ноября 2014 года между Администрацией и ООО "Красноярская региональная энергетическая компания", на основании части 9 статьи 17.1 ФЗ "О защите конкуренции", заключен договор аренды N 2/6-04/14, согласно которому Администрация предоставляет, а ООО "Красноярская региональная энергетическая компания" принимает 10 нежилых зданий-котельных, включая тепловые сети и оборудование котельных, находящихся в муниципальной собственности и расположенных на территории Большемуртинского района, а также водозаборные сооружения, расположенные п. Красные ключи, п.Юксеево, с.Еловка, д.Казанка, д. Верхняя Казанка, д. Большой Кантат, д.Тигино, пгт.Придивинск, п.Раздольное, сроком с 11.11.2014 по 10.10.2015.
Учитывая, что основанием для заключения Договора аренды N 2/6-04/14 от 10.11.2014 являлся Договор N 1 от 18.01.2013, который заключен с нарушением антимонопольного законодательства, Комиссия пришла к выводу, что названные договоры являются недействительными сделками.
В связи с тем, что на момент принятие решения Договор аренды N 2/6-04/14 от 10.11.2014, заключенный на основании Договора N 1 от 18.01.2013, который является недействительной сделкой не влекущей юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, Комиссия считает необходимым выдать Администрации обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и о принятии мер по возврату имущества.
Вместе с тем, действия должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных, осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьями 15, 23, 41, 49, 50 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать Администрацию нарушившей части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" в части включения в состав одного лота технологически и функционально не связанного муниципального имущества.
2. Выдать Администрации обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и о принятии мер по возврату имущества, с этой целью Администрации надлежит в срок до 28.08.2015 принять исчерпывающие меры, направленные на возврат муниципального имущества, переданного по договору аренды N 2/6-04/14 от 10.11.2014, в казну Большемуртинского района и осуществлять дальнейшую передачу муниципального имущества хозяйствующим субъектам в пользование с соблюдением требований антимонопольного законодательства.
3. Передать копии материалов дела N 234-15-15 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении виновного лица Администрации дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии |
Е.Л.Лужбин |
Члены Комиссии |
Е.В.Капсудин |
|
О.С.Игнатенко |
Предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 28 июля 2015 г. N 234-15-15 "О прекращении нарушения антимонопольного законодательства и о принятии мер по возврату имущества"
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления; члены Комиссии - Капсудин Е.В., начальник контрольного отдела; Игнатенко О.С., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") на основании своего решения от 28.07.2015 по делу N 234-15-15, предписывает:
Администрации в срок до 28.08.2015 принять исчерпывающие меры, направленные на возврат муниципального имущества, переданного по договору аренды N 2/6-04/14 от 10.11.2014, в казну Большемуртинского района и осуществлять дальнейшую передачу муниципального имущества хозяйствующим субъектам в пользование с соблюдением требований антимонопольного законодательства.
О выполнении настоящего Предписания Администрации надлежит сообщить в Красноярское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания.
Примечание:
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи. Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его выдачи.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к административной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель Комиссии |
Е.Л.Лужбин |
Члены Комиссии |
Е.В.Капсудин |
|
О.С.Игнатенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 28 июля 2015 г. N 234-15-15
Текст решения официально опубликован не был