Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 11 сентября 2015 г. N 292-15-15
Резолютивная часть решения объявлена "7" сентября 2015 года
Полный текст решения изготовлен "11" сентября 2015 года
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., временно исполняющий обязанности руководителя управления; члены Комиссии - Капсудин Е.В., начальник контрольного отдела; Игнатенко О.С., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти рассмотрев дело N 209-15-14, возбужденное в отношении Большемуртинского поселкового Совета депутатов (663060, Красноярский край, Большемуртинский район, пгт. Большая Мурта, пер.Центральный, 10) (далее - Совет депутатов) по признакам нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), выразившегося в наделении организации, управляющей кладбищем функциями органа местного самоуправления, путем включения в Положение об организации похоронного дела и содержании кладбищ на территории муниципального образования поселок Большая Мурта, утвержденного решением Совета депутатов N 14-45 от 09.03.2006 условий, что названная организация осуществляет: ведение книги регистрации захоронений, выдачу заключения о возможности погребения умершего (погибшего) в могилу или родственное захоронение; выдачу разрешений на установку, демонтаж, ремонт или замену надмогильных сооружений; снятие надгробных сооружений; ведение книги регистрации установки надмогильных сооружений; отведение мест для торговли цветами, материалами для благоустройства мест захоронения; предоставление по заявкам специализированной службы по вопросам похоронного дела мест захоронения (за исключением мест для создания семейных (родовых) захоронений и почетных захоронений; предоставление по заявлениям граждан мест для родственных захоронений и захоронений урн с прахом (при наличии соответствующих документов); предоставление на основании распоряжения уполномоченного исполнительного органа в сфере погребения и похоронного дела мест для создания семейных (родовых) захоронений и почетных захоронений; проведение инвентаризации мест захоронения в порядке, установленном уполномоченным органом в сфере погребения и похоронного дела и не приведении названного Положения в соответствие с требованиями действующего законодательства, в отсутствие представителей Совета депутатов, уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела установила следующее:
Настоящее дело возбуждено приказом Красноярского УФАС России от 15.07.2015 N 414 по признакам нарушения Совета депутатов части 3 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", выявленного в ходе проведения выездной плановой проверки (приказ "О проведении выездной плановой проверки" от 27.03.2015 N 152) на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства.
Определением от 15 июля 2015 года о назначении дела N 292-15-15 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечен Совета депутатов, а рассмотрение дела назначено на 7 сентября 2015 года.
При рассмотрении дела N 292-15-15 Комиссией установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
В ходе проведения выездной плановой проверки Красноярским УФАС России установлено, что согласно статье 6 Устава поселка Большая Мурта, принятого решением Совета депутатов, последний является представительным органом поселкового самоуправления, состоящий из 10 депутатов, избираемых общим тайным голосованием сроком на 5 лет.
В соответствии с пунктом 1.21 статьи 7 Устава к вопросам местного значения поселка, в том числе относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Совет депутатов наделен правами юридического лица и является муниципальным казенным учреждением (статья 8 Устава).
Статьей 18 Устава определено, что Совет депутатов - представительный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории поселка. Совет депутатов состоит из 10 депутатов, избираемых жителями поселка при тайном голосовании на основе всеобщего равного и прямого избирательного права, на основе мажоритарного типа избирательной системы по одномандатным избирательным округам при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и краевыми законами сроком на 5 лет. Депутатом Совета депутатов может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 18-летнего возраста, обладающий избирательным правом. Порядок и организация работы Совета депутатов устанавливается Регламентом, утверждаемым решением Совета. Совет депутатов может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Депутатом Совета депутатов может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 18-летнего возраста, обладающий избирательным правом. Иностранный гражданин, постоянно или преимущественно проживающий на территории поселка, может быть избран депутатом Совета, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации с соответствующим государством.
В исключительной компетенции Совета депутатов находится: принятие Устава поселка и внесение в него изменений и дополнений; утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; принятие планов и программ развития поселка, утверждение отчетов об их исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселка; определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами; определение порядка участия поселка в организациях межмуниципального сотрудничества; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления поселка; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения; принятие решения об удалении главы поселка в отставку (статья 21 Устава).
Согласно статье 24 Устава Совет депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Красноярского края, Уставом поселка, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории поселка, решение об удалении главы поселка в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Совета депутатов, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории поселка, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Совета депутатов, если иное не установлено настоящим Уставом или законодательством. Решение Совета депутатов принимается открытым, в том числе поименным, или тайным голосованием. Глава поселка вправе участвовать в голосовании наравне с депутатами Совета депутатов, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Решение Совета депутатов считается принятым, если за него проголосовало более половины депутатов от их общего установленного для Совета депутатов количества, если иное не установлено законодательством. Решения Совета депутатов, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории поселка органами и должностными лицами государственной власти, органами и должностными лицами местного самоуправления, юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм, и гражданами. Решения Совета депутатов в течение 10 дней с момента их принятия подписывает и направляет на опубликование Глава поселка. Нормативные решения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Решения Совета депутатов об установлении, изменении или отмене местных налогов, а также льгот по их уплате вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Решения Совета депутатов могут быть отменены или их действие может быть приостановлено им самим, в случае изменения перечня полномочий - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им Федеральными законами и законами Красноярского края, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти Красноярского края.
Решением Совета депутатов N 14-45 от 09.03.2006 утверждено положение об организации похоронного дела и содержании кладбищ на территории муниципального образования поселок Большая Мурта (далее - Положение).
Согласно пункту 12.16. Положения книга регистрации захоронений является документом строгой отчетности и относится к делам с постоянным сроком хранения. Книгу регистрации захоронений ведет организация, управляющая кладбищем.
Заключение о возможности погребения умершего (погибшего) в могилу или родственное захоронение составляется сотрудником организации, управляющей кладбищем, в присутствии лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, после совместного обследования родственного захоронения (могилы) (пункт 13 Положения).
Пунктом 14.1 Положения предусмотрено, что работы на кладбищах, связанные с установкой, демонтажем, ремонтом или заменой надмогильных сооружений, производятся с письменного разрешения организации, управляющей кладбищем.
Разрешение на установку, демонтаж, ремонт или замену надмогильных сооружений выдается организацией, управляющей кладбищем, лицу, на которое зарегистрировано захоронение, или по его письменному поручению иному лицу на основании следующих документов: заявления на имя руководителя организации, управляющей кладбищем; удостоверения о захоронении; документа об изготовлении (приобретении) надмогильного сооружения (пункт 14.2 Положения).
Согласно пункту 14.4 Положения граждане, допустившие самовольное использование земельных участков, обязаны устранить нарушения в течение 20 дней с момента их письменного предупреждения организацией, управляющей кладбищем.
Надмогильные сооружения, установленные за пределами отведенного земельного участка или установленные без разрешения, подлежат снятию после предупреждения лица, на которое зарегистрировано захоронение. Снятие надгробных сооружений производится работниками организации, управляющей кладбищем, с отнесением затрат на виновных лиц. Возврат снятых надмогильных сооружений их владельцам производится в течение одного месяца с момента предупреждения о снятии, при условии компенсации ими затрат по снятию надмогильных сооружений (пункт 14.5 Положения).
В соответствии с пунктом 14.9 Положения книга регистрации установки надмогильных сооружений является документом строгой отчетности и относится к делам с постоянным сроком хранения. Книгу регистрации установки надмогильных сооружений ведет организация, управляющая кладбищем.
Торговля цветами, материалами для благоустройства мест захоронения осуществляется в местах, отведенных для этих целей организацией, управляющей кладбищем (пункт 15.5 Положения).
Пунктом 16.1 Положения предусмотрено, что организация, управляющая кладбищем, обязана обеспечивать: содержание, эксплуатацию, благоустройство, реконструкцию, текущий и капитальный ремонт кладбища; охрану кладбища; предоставление по заявкам специализированной службы по вопросам похоронного дела мест захоронения (за исключением мест для создания семейных (родовых) захоронений и почетных захоронений; предоставление по заявлениям граждан мест для родственных захоронений и захоронений урн с прахом (при наличии соответствующих документов); предоставление на основании распоряжения уполномоченного исполнительного органа в сфере погребения и похоронного дела мест для создания семейных (родовых) захоронений и почетных захоронений; проведение инвентаризации мест захоронения в порядке, установленном уполномоченным органом в сфере погребения и похоронного дела; осуществление иных функций, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Красноярского края, правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования поселок Большая Мурта; своевременную подготовку могил; работу поливочного водопровода, систематическую уборку дорожек общего пользования, проходов и других участков хозяйственного назначения (кроме могил); оказание услуг по уходу за могилой, установке надмогильных сооружений и уходу за ними; предоставление гражданам на прокат инвентаря для ухода за могилой (лопат, ведер, леек и др.); соблюдение установленных норм и правил захоронения; постоянное содержание в надлежащем порядке братских могил и могил, находящихся под охраной государства; взимание платы за услуги через кассу кладбища; наличие "Книги отзывов и предложений" и предоставление вышеуказанной книги по первому требованию граждан; соблюдение правил пожарной безопасности.
На рассмотрения дела от Совета депутатов поступили пояснения (исх. N 554 от 03.09.2015, вх. N 17119 от 04.09.2015), согласно которым ответчик согласен вменяемым нарушением.
Исследовав материалы дела, Комиссия по рассмотрению дела N 292-15-15 пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронений отнесены к вопросам местного значения муниципального образования.
Статьями 18, 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - ФЗ "О похоронном деле") предусмотрено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, а организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Из системного толкования статей 18, 25 ФЗ "О похоронном деле" следует, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, порядок их деятельности, определяется органами местного самоуправления.
Таким образом, ведение книги регистрации захоронений, выдача заключения о возможности погребения умершего (погибшего) в могилу или родственное захоронение; выдача разрешений на установку, демонтаж, ремонт или замену надмогильных сооружений; снятие надгробных сооружений; ведение книги регистрации установки надмогильных сооружений; отведение мест для торговли цветами, материалами для благоустройства мест захоронения; предоставление по заявкам специализированной службы по вопросам похоронного дела мест захоронения (за исключением мест для создания семейных (родовых) захоронений и почетных захоронений; предоставление по заявлениям граждан мест для родственных захоронений и захоронений урн с прахом (при наличии соответствующих документов); предоставление на основании распоряжения уполномоченного исполнительного органа в сфере погребения и похоронного дела мест для создания семейных (родовых) захоронений и почетных захоронений; проведение инвентаризации мест захоронения в порядке, установленном уполномоченным органом в сфере погребения и похоронного дела должно осуществляться органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления в соответствии с ФЗ "О похоронном деле" вправе принять нормативно-правовой акт о порядке деятельности общественных кладбищ, в котором должен быть определен режим работы кладбища и порядок выделения земельного участка под захоронение.
Реализация требований статьи 18 ФЗ "О похоронном деле" исключает возможность передачи отдельным хозяйствующим субъектам полномочий органа местного самоуправления в части организации похоронного дела. Несоблюдение требований статьи 18 ФЗ "О похоронном деле" ведет к нарушению части 3 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления.
Как установлено выше Положением предусмотрено, что ведение книги регистрации захоронений, выдача заключения о возможности погребения умершего (погибшего) в могилу или родственное захоронение; выдача разрешений на установку, демонтаж, ремонт или замену надмогильных сооружений; снятие надгробных сооружений; ведение книги регистрации установки надмогильных сооружений; отведение мест для торговли цветами, материалами для благоустройства мест захоронения; предоставление по заявкам специализированной службы по вопросам похоронного дела мест захоронения (за исключением мест для создания семейных (родовых) захоронений и почетных захоронений; предоставление по заявлениям граждан мест для родственных захоронений и захоронений урн с прахом (при наличии соответствующих документов); предоставление на основании распоряжения уполномоченного исполнительного органа в сфере погребения и похоронного дела мест для создания семейных (родовых) захоронений и почетных захоронений; проведение инвентаризации мест захоронения в порядке, установленном уполномоченным органом в сфере погребения и похоронного дела осуществляется организацией, управляющей кладбищем, что противоречит требованиям действующего законодательства (ФЗ "О похоронном деле", ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ФЗ "О защите конкуренции") и свидетельствует о наделении организации функциями органа местного самоуправления.
Таким образом, установленные при рассмотрении дела обстоятельства свидетельствуют о наделении Советом депутатов организации, управляющей кладбищем, функциями органа местного самоуправления и имеют негативные последствия, связанные с недопущением конкуренции, поскольку исключает возможность иных лиц, желающих оказывать ритуальные услуги, участвовать в конкурентной борьбе на вышеназванном рынке.
Учитывая изложенное Комиссия пришла к выводу, что действия Совета депутатов, выразившиеся в наделении организации, управляющей кладбищем функциями органа местного самоуправления путем включения в Положения условий, что названная организация осуществляет: ведение книги регистрации захоронений, выдачу заключения о возможности погребения умершего (погибшего) в могилу или родственное захоронение; выдачу разрешений на установку, демонтаж, ремонт или замену надмогильных сооружений; снятие надгробных сооружений; ведение книги регистрации установки надмогильных сооружений; отведение мест для торговли цветами, материалами для благоустройства мест захоронения; предоставление по заявкам специализированной службы по вопросам похоронного дела мест захоронения (за исключением мест для создания семейных (родовых) захоронений и почетных захоронений; предоставление по заявлениям граждан мест для родственных захоронений и захоронений урн с прахом (при наличии соответствующих документов); предоставление на основании распоряжения уполномоченного исполнительного органа в сфере погребения и похоронного дела мест для создания семейных (родовых) захоронений и почетных захоронений; проведение инвентаризации мест захоронения в порядке, установленном уполномоченным органом в сфере погребения и похоронного и не приведении названного Положения в соответствие с требованиями действующего законодательства нарушают требования части 3 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции".
В связи с тем, что на момент принятия решения отношения связанные с наделением организации, управляющей кладбищем функциями органа местного самоуправления не приведены в соответствие с требованиями ФЗ "О похоронном деле", Указом Президента Российской Федерации "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших", ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия считает необходимым выдать Совету депутатов обязательное для исполнения предписание об отмене акта, нарушающего антимонопольное законодательство и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Вместе с тем, действия (бездействие) должностных лиц органов местного самоуправления, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства руководствуясь статьями 15, 23, 39, 41, 49, 50 ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать Большемуртинский поселковый Совет депутатов нарушившим часть 3 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" в части наделения организации, управляющей кладбищем функциями органа местного самоуправления, путем включения в Положение об организации похоронного дела и содержании кладбищ на территории муниципального образования поселок Большая Мурта, утвержденное решением Совета депутатов N 14-45 от 09.03.2006 условий, что названная организация осуществляет: ведение книги регистрации захоронений, выдачу заключения о возможности погребения умершего (погибшего) в могилу или родственное захоронение; выдачу разрешений на установку, демонтаж, ремонт или замену надмогильных сооружений; снятие надгробных сооружений; ведение книги регистрации установки надмогильных сооружений; отведение мест для торговли цветами, материалами для благоустройства мест захоронения; предоставление по заявкам специализированной службы по вопросам похоронного дела мест захоронения (за исключением мест для создания семейных (родовых) захоронений и почетных захоронений; предоставление по заявлениям граждан мест для родственных захоронений и захоронений урн с прахом (при наличии соответствующих документов); предоставление на основании распоряжения уполномоченного исполнительного органа в сфере погребения и похоронного дела мест для создания семейных (родовых) захоронений и почетных захоронений; проведение инвентаризации мест захоронения в порядке, установленном уполномоченным органом в сфере погребения и похоронного дела и не приведения названного Положения в соответствие с требованиями действующего законодательства.
2. В целях защиты гражданских прав, публичного порядка, восстановления положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства, выдать Большемуртинскому поселковому Совету депутатов обязательное для исполнения предписание об отмене акта, нарушающего антимонопольное законодательство и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в соответствии с которым Совету депутатов надлежит в срок до 19 октября 2015 года исключить из Положения об организации похоронного дела и содержании кладбищ на территории муниципального образования поселок Большая Мурта, утвержденного решением Совета депутатов N 14-45 от 09.03.2006 условий, признанных нарушающими часть 3 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции".
3. Передать копии материалов дела N 292-15-15 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении виновного должностного лица Совета депутатов дела об административном правонарушении по статье 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента вынесения решения.
Председатель Комиссии |
Е.Л.Лужбин |
Члены Комиссии |
Е.В.Капсудин |
|
О.С.Игнатенко |
Предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 11 сентября 2015 г. N 292-15-15 "Об отмене акта нарушающего антимонопольное законодательство и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции"
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., временно исполняющий обязанности руководителя управления; члены Комиссии - Капсудин Е.В., начальник контрольного отдела; Игнатенко О.С., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), на основании своего решения от 11 сентября 2015 года по делу N 292-15-15 о нарушении Большемуртинским поселковым Советом депутатов (далее - Совет депутатов) части 3 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
Совету депутатов надлежит в срок до 19 октября 2015 года исключить из Положения об организации похоронного дела и содержании кладбищ на территории муниципального образования поселок Большая Мурта, утвержденного решением Совета депутатов N 14-45 от 09.03.2006 условий, признанных нарушающими часть 3 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции".
Об исполнении настоящего предписания Совету депутатов надлежит сообщить в адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (660017, г.Красноярск, пр.Мира, 81 "д") в течение пяти календарных дней с момента его исполнения, представив документальные доказательства его исполнения.
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель Комиссии |
Е.Л.Лужбин |
Члены Комиссии |
Е.В.Капсудин |
|
О.С.Игнатенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 11 сентября 2015 г. N 292-15-15
Текст решения официально опубликован не был