Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 16 июня 2015 г. N 92-10-15
Резолютивная часть решения объявлена "3" июня 2015 года
Полный текст решения изготовлен "16" июня 2015 года
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления; члены Комиссии - Капсудин Е.В., начальник контрольного отдела; Годованюк А.А., главный государственный инспектор правового отдела рассмотрев дело N 92-10-15, возбужденное в отношении дачного некоммерческого товарищества "Золотая горка" (ул.Мира, 91-506, г.Красноярск, 660017) (далее - ДНТ "Золотая горка") по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), выразившегося во включении в разделы 3-5 положения "О порядке использования инфраструктуры ДНП "Золотая горка" при строительстве индивидуального жилого дома, бани, гаража силами собственника земельного участка и (или) третьими лицами со стороны собственника земельного участка" условий единовременной платы в размере 300 000 рублей за пользование инфраструктурой коттеджного поселка в случае принятия собственником решения строительства объектов на своем участке своими силами или с помощью иных строительных организаций (помимо ООО "Золотая горка"), а также обязанности предоставления в офис ООО "Золотая горка": договоров со строительной организацией, учредительных документов строительной организации, списка работников, допуска СРО, сертификатов на материалы, что ущемляет интересы как <...>, <...>, <...>, так и иных собственников земельных участков, расположенных на территории ДНП "Золотая горка",
при участии в заседании Комиссии представителей: ответчика - ДНП "Золотая горка" - <...>, по доверенности N 18/2014 от 18.08.2014, <...>, по доверенности N 01/2015 от 19.01.2015; заявителя - <...>
установила следующее:
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение Прокуратуры Центрального района г. Красноярска (исх. N 165ж-2015 от 04.03.2015, вх. N 4737 от 18.03.2015) (далее - Прокуратура) с просьбой провести проверку действий, на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства, общества с ограниченной ответственностью "Золотая горка" (ООО "Золотая горка"), связанных с ограничением проезда к земельным участкам, находящимися в собственности <...>, <...>, <...>.
Поскольку рассмотреть вышеназванное заявление по существу без дополнительной информации (сведений) не представлялось возможным, в целях обеспечения объективности и законности его рассмотрения у ДНП "Золотая горка" и заявителей были запрошены необходимые сведения.
В результате анализа документов, в связи с выявлением в действиях ДНП "Золотая горка" признаков нарушения части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции", приказом Красноярского УФАС России от 25.03.2015 N 137 возбужденно настоящее дело.
Определением Красноярского УФАС России от 26 марта 2015 года к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечено - ДНП "Золотая горка", в качестве заявителей, граждане: <...>, <...>, <...>, в качестве заинтересованного лица Прокуратура Центрального района, а рассмотрение дела назначено на 21 апреля 2015 года.
Определением от 21 апреля 2015 года, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, рассмотрение дела отложено на 27 мая 2015 года.
27 мая 2015 года Комиссией Красноярского УФАС России, в соответствии с частью 1 статьи 46 ФЗ "О защите конкуренции", в деле объявлен перерыв до 03.06.2015.
При рассмотрении дела N 92-10-15 Комиссией установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
ДНП "Золотая горка" зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска 22.06.2010 за основным государственным регистрационным номером 1102468028101. Согласно уставу ДНП "Золотая горка", утвержденному общим собранием членов дачного некоммерческого партнерства (протокол N 24 от 02.07.2014), предметом деятельности является содействие его членам в осуществлении функций, обеспечивающих достижение управленческих, социальных, культурных целей, защиту прав и охраняемых законом интересов членов Партнерства, решение общих социально- хозяйственных задач в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией прав членов.
Учредителями ДНП "Золотая горка" являются: <...>, <...>
18 января 2013 года ДНП "Золотая горка" утверждено положение "О порядке использования инфраструктуры ДНП "Золотая горка" при строительстве индивидуального жилого дома, бани, гаража силами собственника земельного участка и (или) третьими лицами со стороны собственника земельного участка" (далее- Положение), согласно которому к инфраструктуре партнерства относятся: земли общего пользования в границах ДНП "Золотая горка"; улицы, проезды, проходы от границ партнерства до границ индивидуальных земельных участков; линии электропередач вместе с электрооборудованием от границ балансовой принадлежности между ДНП и энергоснабжающей организацией до границ балансовой принадлежности между ДНП и собственниками потребителями электроэненргии#; общий забор вдоль границы ДНП; здания, сооружения, оборудование, созданные для обслуживания членов ДНП и собственников, ведущих дачное хозяйство в индивидуальном порядке, отчуждение и передача прав пользования которыми могут привести к ущемлению прав и интересов иных субъектов; мероприятия по обеспечению коллективной безопасности, в том числе пожарной, санитарной, экологической; содержание объектов (имущества) общего пользования, улиц, проездов, проходов, мостов; содержание земель общего пользования, включая участки с элементами благоустройства; расходы на техническое обслуживание, текущие и капитальные ремонты, периодические испытания установок, оборудования, линий, обучение и аттестация персонала, содержание персонала, обслуживающего линии и установки; вывоз мусора; обеспечение сохранности имущества в границах ДНП; налоговые платежи ДНП, как юридического лица; поощрения членов ДНП, работающих в органах управления и контроля партнерства; оплата труда лиц, привлекаемых по трудовым и гражданско-правовым договорам для решения общих задач ДНП; обеспечение нормальной деятельности органов управления, включая организацию и проведение общего собрания, почтовые, представительские, канцелярские, транспортные, коммунальные расходы, услуги телефонной и другой видов связи, расходные материалы на оргтехнику и другие текущие расходы; защита прав ДНП и собственииков# земельных участков; консультационные услуги.
Разделом 3 Положения предусмотрено, что при выполнении строительных работ силами собственника и (или) третьими лицами со стороны собственника на принадлежащем собственнику земельном участке доверительный управляющий ДНП "Золотая горка" действуя исключительно в интересах учредителей правления устанавливает единовременный тариф за пользование собственником инфраструктуры ДНП "Золотая горка" не для целей функционирования и обеспечения условий нормальной жизнедеятельности ДНП и обеспечения комфортного проживания всех собственников дачного поселка в размере 300 000 рублей.
В установленный единовременный тариф использования собственником объекта не для целей функционирования и обеспечения условий нормальной жизнедеятельности ДНТ и обеспечения комфортного проживания всех собственников дачного поселка включается: использование подъездной дороги к дачному поселку для въезда и выезда строительной и иной техники собственника; въезд на территорию дачного поселка, проезд по внутренним дорогам дачного поселка к участку собственника, использование смежных земельных участков для проезда строительной и иной техники собственника; организация со стороны доверительного управляющего ДНП "Золотая горка" дополнительных мероприятий: по охране материальных ценностей, находящихся на объекте от порчи, повреждения и хищения; по охране материальных ценностей иных собственников, расположенных на смежных и близлежащих земельных участков от порчи, повреждения и хищения; обеспечение соблюдения правил дорожного движения при движении строительной техники и техники, осуществляющей перевозку крупногабаритных грузов по внутрипоселковой территории; контроль по соблюдению собственником и его работников техники противопожарной безопасности при проведении строительных работ с целью исключения фактов возгорания; контроль по соблюдению собственником и его работников требований экологической безопасности при проведении строительных работ; организация со стороны доверительного управляющего ДНП "Золотая горка" строительных работ по восстановлению дорожного полотна, не предназначенного для проезда крупнотоннажной строительной техники (раздел 4 Положения).
Разделом 5 Положения установлено, что при самостоятельной застройке земельного участка, отделки дома и проводки коммуникаций на земельном участке собственник обязуется заключить договор на строительство со сторонней организацией-подрядчиком, являющимся членом СРО, предоставив копии документов, заверенные печатью организации подрядчика: учредительные документы организации - подрядчика; свидетельство о членстве в СРО; договор подряда на строительство объекта; список сотрудников, выполняющих работ на объекте строительства, имеющих документы, подтверждающие квалификацию, при этом сотрудники, выполняющие работы на объекте строительства должны быть одеты в специальную одежду с логотипом "Золотая горка"; сертификат на материалы, ввозимые на территорию поселка "Золотая горка". Копии документов предоставляются по адресу: г.Красноярск, пр.Мира, 92, офис 506.
Резолютивной частью Положения предусмотрено, что последнее является публичной офертой, отказ либо уклонения собственника от выполнения условий положения является основанием для запрещения со стороны ДНП "Золотая горка" использование собственником инфраструктуры партнерства не для целей функционирования и обеспечения условий нормальной жизнедеятельности ДНП и обеспечения комфортного проживания всех собственников дачного поселка.
25 февраля 2014 года между <...>, <...> и ДНП "Золотая горка" заключен договор N 004/2014 на доверительное управление имуществом коттеджный поселок "Манский бор", согласно которому <...>, <...> передают ДНП "Золотая горка" недвижимое имущество, расположенное по адресу: Россия, Красноярский край, г.Дивногорск, в районе п.Манский, урочище "Грива", участок N 11 и участок N 13, в виде части земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство с расположенными на нем инфраструктурой дачного поселка "Манский бор", ДНП "Золотая горка" обязуется осуществлять управление объектом в интересах <...>, <...> (далее - Договор N 004/2014).
Согласно пункту 1.1 Договора N 004/2014 под инфраструктурой дачного поселка имеются ввиду земли общего пользования с расположенными на них: подъездной дороги к дачному поселку "Манский бор"; внутренних дорог дачного поселка "Манский бор"; линий электропитания и уличного освещения; водонапорной башни и система добычи воды; мусоросборник бытовых отходов; строения и сооружения жизнедеятельности (интернет, кабельное телевидение) и охраны поселка, организации отдыха и иных потребностей (общие ворота и заборы, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное), интернет, кабельное телевидение.
Пунктом 1.2 Договора N 004/2014 установлено, что объекты передаются в доверительное управление на неопределенной срок до момента наличия в том необходимости и коммерческой целесообразности продолжения сотрудничества сторон по выполнению условий договора.
ООО "Золотая горка" зарегистрировано 03.05.2012 в едином государственном реестре юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю за основным государственным регистрационным номером 1122468026317, основным видом деятельности ООО "Золотая горка" разборка и снос зданий, расчистка строительных участков, а одним из дополнительных видов деятельности строительство зданий и сооружений. Учредителями ООО "Золотая горка" являются: <...>, <...>
Земельный участок, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - земли общего пользования, общая площадь 15 308 кв.м., местоположение: Красноярский край, г.Дивногорск, в районе поселка Манского, урочище Грива, ул.Горная, кадастровый номер 24:46:5305002:320, принадлежит на праве собственности <...>, <...>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права 24ЕК N 961527 от 11.07.2013, 24ЕК N 961526 от 11.07.2013.
05.07.2013 между <...>, <...> и <...> заключен договор N 27 купли-продажи земельного участка, согласно которому <...>, <...> продали, а <...> купил земельный участок с кадастровым номером 24:46:5305002:266, площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: Красноярский край, г.Дивногорск, в районе пос. Манского, урочище Грива, ул.Горная, участок N 27.
05.07.2013 между <...>, <...> и <...> заключен договор N 28 купли-продажи земельного участка, согласно которому <...>, <...> продали, а <...> купил земельный участок с кадастровым номером 24:46:5305002:267, площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: Красноярский край, г.Дивногорск, в районе пос. Манского, урочище Грива, ул.Горная, участок N 28.
Вышеназванные участки принадлежат <...> на праве собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 16.07.2013 N 24 ЕК 961633, от 17.07.2013 N 24 ЕК 961639.
5 июля 2013 года между ООО "Золотая горка" и <...> заключен договор подряда N 1, согласно которому <...> поручает, а ООО "Золотая горка" обязуется выполнить за свой риск работу на земельном участке с кадастровым номером 24:46:5305002:266, площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: Красноярский край, г.Дивногорск, в районе пос. Манского, урочище Грива, ул.Горная, участок N 27, по: проведению электричества; организации строительства и содержание внутренних пешеходных и автомобильных дорог на территории дачного поселка (далее- Договор подряда N 1).
В соответствии с пунктом 2.1 Договора подряда N 1 при самостоятельной застройке участка, отделки дома и проводки коммуникаций на участке заказчик обязуется заключить договор на строительство с фирмой, вступившей в СРО, предоставив копии документов, заверенных печатью фирмы застройщика: свидетельство о вступлении фирмы застройщика в СРО; договор на строительство объекта с фирмой застройщиком; список сотрудников, выполняющих работы на объекте строительства, имеющих документы, подтверждающие квалификацию о праве ведения выполняемых работ; сертификат на материалы, ввозимые на территорию поселка "Золотая горка".
В случае если застройка участка, производится фирмой, самостоятельно нанятой заказчиком, въезд на территорию поселка "золотая горка", осуществляется по пропускам, приобретенным в офисе ООО "Золотая горка", находящимся по адресу: г.Красноярск, пр.Мира, 91, офис 506, согласно прайсу цен на въезд грузового транспорта (пункт 2.2 Договора подряда N 1).
5 июля 2013 года между ООО "Золотая горка" и <...> заключен договор подряда N 1, согласно которому <...> поручает, а ООО "Золотая горка" обязуется выполнить за свой риск работу на земельном участке с кадастровым номером 24:46:5305002:267, площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: Красноярский край, г.Дивногорск, в районе пос. Манского, урочище Грива, ул.Горная, участок N 28, по: проведению электричества; организации строительства и содержание внутренних пешеходных и автомобильных дорог на территории дачного поселка (далее - Договор подряда N 1).
В соответствии с пунктом 2.1 Договора подряда N 1 при самостоятельной застройке участка, отделки дома и проводки коммуникаций на участке заказчик обязуется заключить договор на строительство с фирмой, вступившей в СРО, предоставив копии документов, заверенных печатью фирмы застройщика: свидетельство о вступлении фирмы застройщика в СРО; договор на строительство объекта с фирмой застройщиком; список сотрудников, выполняющих работы на объекте строительства, имеющих документы, подтверждающие квалификацию о праве ведения выполняемых работ; сертификат на материалы, ввозимые на территорию поселка "Золотая горка".
В случае если застройка участка, производится фирмой, самостоятельно нанятой заказчиком, въезд на территорию поселка "золотая горка", осуществляется по пропускам, приобретенным в офисе ООО "Золотая горка", находящимся по адресу: г.Красноярск, пр.Мира, 91, офис 506, согласно прайсу цен на въезд грузового транспорта (пункт 2.2 Договора подряда N 1).
16.10.2013 между <...>, <...> и <...> заключен договор N 58 купли-продажи земельного участка, согласно которому <...>, <...> продали, а <...> купила земельный участок с кадастровым номером 24:46:5305002:297, площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: Красноярский край, г.Дивногорск, в районе пос. Манского, урочище Грива, ул.Горная, участок N 58.
Вышеназванный участок принадлежат <...> на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23.10.2013 N 24 ЕК 070626.
16 июля 2013 года между ООО "Золотая горка" и <...> заключен договор подряда N 1, согласно которому <...>, поручает, а ООО "Золотая горка" обязуется выполнить за свой риск работу на земельном участке с кадастровым номером 24:46:5305002:297, площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: Красноярский край, г.Дивногорск, в районе пос. Манского, урочище Грива, ул.Горная, участок N 58, по: проведению электричества; организации строительства и содержание внутренних пешеходных и автомобильных дорог на территории дачного поселка (далее- Договор подряда N 1).
В соответствии с пунктом 2.1 Договора подряда N 1 при самостоятельной застройке участка, отделки дома и проводки коммуникаций на участке заказчик обязуется заключить договор на строительство с фирмой, вступившей в СРО, предоставив копии документов, заверенных печатью фирмы застройщика: свидетельство о вступлении фирмы застройщика в СРО; договор на строительство объекта с фирмой застройщиком; список сотрудников, выполняющих работы на объекте строительства, имеющих документы, подтверждающие квалификацию о праве ведения выполняемых работ; сертификат на материалы, ввозимые на территорию поселка "Золотая горка".
26.12.2013 между <...>, <...> и <...> заключен договор N 56 купли-продажи земельного участка, согласно которому <...>, <...> продали, а <...> купила земельный участок с кадастровым номером 24:46:5305002:295, площадью 1317 кв.м., расположенный по адресу: Красноярский край, г.Дивногорск, в районе пос. Манского, урочище Грива, ул.Горная, участок N 56.
Вышеназванный участок принадлежат <...> на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.01.2014 N 24 ЕК 949190.
8 августа 2013 года между ООО "Золотая горка" и <...> заключен договор подряда N 1, согласно которому <...> поручает, а ООО "Золотая горка" обязуется выполнить за свой риск работу на земельном участке с кадастровым номером 24:46:5305002:295, площадью 1300 кв.м., расположенный по адресу: Красноярский край, г.Дивногорск, в районе пос. Манского, урочище Грива, ул.Горная, участок N 56, по: проведению электричества; организации строительства и содержание внутренних пешеходных и автомобильных дорог на территории дачного поселка (далее- Договор подряда N 1).
В соответствии с пунктом 2.1 Договора подряда N 1 при самостоятельной застройке участка, отделки дома и проводки коммуникаций на участке заказчик обязуется заключить договор на строительство с фирмой, вступившей в СРО, предоставив копии документов, заверенных печатью фирмы застройщика: свидетельство о вступлении фирмы застройщика в СРО; договор на строительство объекта с фирмой застройщиком; список сотрудников, выполняющих работы на объекте строительства, имеющих документы, подтверждающие квалификацию о праве ведения выполняемых работ; сертификат на материалы, ввозимые на территорию поселка "Золотая горка".
4 июля 2014 года между ДНП "Золотая горка" и <...> заключен договор N 165 о порядке пользования объектами инфраструктуры и иным имуществом общего пользования ДНП "Золотая горка" собственником земельного участка в пределах границах Партнерства (далее - Договор N 165), который определяет порядок пользования объектами инфраструктуры и другим общем имуществом Партнерства, земельными участками в пределах границ Партнерства, находящимися в собственности, владении или пользовании собственников земельных участков. Партнерство предоставляет пользователю право пользования находящимися в собственности у партнерства объектами инфраструктуры, а так же вновь создаваемыми/приобретаемыми партнерством указанными в договоре объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования, предоставляет услуги по управлению и эксплуатации имущества, а пользователь уплачивает партнерству взносы за пользование имуществом в размере и на условиях, установленных договором. Под объектами инфраструктуры и иным имуществом общего пользования партнерства в договоре подразумевается, но не ограничивается перечисленным, следующее: земли общего пользования; линии электропитания и уличного освещения; водонапорная башня, система добычи воды; мусоросборник твердых бытовых отходов, подъездные дороги, а также внутренние дороги партнерства; строения для обеспечения внутренней безопасности на территории партнерства, а также иное имущество, предназначенное для обеспечения в пределах территории партнерства потребностей в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, предоставлении услуг по организации безопасности жизнедеятельности, организации отдыха и иных потребностей (общие ворота и заборы, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное), предоставление услуг по организации интернет и кабельного телевидения, услуги по организации внутренней безопасности на территории партнерства.
Согласно разделу 3 Договора N 165 при заключении последнего пользователь обязуется предоставить партнерству для урегулирования земельно-правовых отношений кадастровый паспорт земельного участка или кадастровую выписку о земельном участке, а также свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок или иной документ, в силу закона подтверждающий право пользователя на земельный участок; пользование имуществом партнерства осуществляется в любое время при возникновении у пользователя фактической необходимости при условии объективной возможности предоставления данного имущества, за исключением случаев, когда имущество партнерства не предоставляется в пользование в связи с погодными, климатическими и техническими причинами, под объективной возможностью предоставления имущества понимается фактическое наличие имущества у партнерства; оплата членских взносов производится ежемесячно не позднее 20 числа каждого месяца по факту пользования имуществом партнерства либо потребителя услуг; размер оплаты членских взносов за пользование имуществом в течении действия срока договора может изменяться с учетом инфляции и затрат, связанных с содержанием имущества общего пользования, но не чаще одного раза в год, при отсутствии условий, изложенных в договоре; оплата производится пользователем наличными денежными средствами, с выдачей пользователю приходного кассового ордера либо безналичным путем непосредственно на расчетный счет партнерства; обязательным условием перезаключения либо дальнейшей пролонгации договора является отсутствие задолженности пользователя перед партнерством, подтвержденной актом сверки по предыдущим платежам.
Разделом 4 Договора N 165 предусмотрено, что пользователь вправе начать пользование имуществом партнерства с момента подписания договора; пользователь вправе участвовать в общем собрании членов ДНТ "Золотая горка" с правом совещательного голоса по вопросам, связанным с пользованием имуществом; партнерство принимает на себя эксплуатацию и текущий ремонт имущества, предоставляемых пользователю; партнерство обязано предоставить пользователю реальную возможность пользования имуществом в течении 2-х дней со дня подписания договора, а также в максимально короткий срок устранить препятствия к его использованию, кроме случаев капитального ремонта, замены, реконструкции, сезонного отключения коммуникаций; пользователь обязан использовать имущество в соответствии с его назначением и в установленном в договоре порядке, бережно относиться к имуществу; пользователь обязан уважать права членов партнерства; пользователь обязан уплачивать членские взносы в срок и в установленном договоре порядке; партнерство вправе решить пользователя возможности и права пользования имуществом в случае неуплат членских взносов, установленных договором.
В соответствии с пунктом 5.1 Договора N 165 размер оплаты за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования по договору устанавливается в приложение N 1 к договору, которое подписывается обеими сторонами по договору и является неотъемлемой частью договора.
Согласно разделу 6 Договора N 165 в случае ненадлежащего использования пользователем имущества, приведшего к его порче, пользователь возмещает убытки, понесенные партнерством в результате ненадлежащего использования имущества, в порядке, установленном действующим законодательством; в случае неуплаты пользователем установленных договором платежей за пользование объектами инфраструктуры, пользователь на основании решения партнерства лишается права пользования объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования, а неуплаченные суммы платежей взыскиваются с пользователя в судебном порядке; при неуплате пользователем установленных платежей в установленные сроки, пользователь уплачивает партнерству сумму установленных платежей с взысканием штрафа в виде пени 1% от суммы долга; при неправомерном лишении пользователя возможности пользоваться объектами инфраструктуры и имуществом общего пользования, партнерство уплачивает пользователю штраф в виде 1% от суммы платежа по договору, определенной в приложение N 1 на соответствующий год, за каждый месяц такого лишения.
Договор заключен сроком на 1 год, в случае если за 30 дней до окончания срока действия договора ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении его условий, договор продолжает действовать еще на следующий календарный год и так далее, при наличии споров при пролонгации договора или заключении договора на иных условиях они разрешаются в порядке, установленном действующим законодательством (раздел 7 Договора N 165).
Приложением N 1 к Договору N 165 установлены тарифы за пользование объектами инфраструктуры
N п/п |
Наименование услуги |
Стоимость (руб.) |
1 |
Обслуживание электрических сетей |
250 |
2 |
Электроэнергия |
1,89 руб./кВт |
3 |
Обслуживание дорог |
300 |
4 |
Вывоз мусора, уборка, чистка снега, чистка септика |
500 |
5 |
Охрана |
500 |
6 |
Домофонная система |
50 |
7 |
Видеонаблюдение |
200 |
8 |
Интернет |
300 |
9 |
Кабельное телевидение |
100 |
10 |
Обслуживание центрального водоснабжения |
500 |
Приложением N 2 к Договору N 165 установлены правила присоединения к инженерным сетям партнерства и пользования коммунальными ресурсами, согласно которым партнерство вправе производить прекращение или ограничение подачи ресурса пользователю при возникновении или угрозе возникновения аварии, необходимости принятия мер по ликвидации аварии в системе снабжающей организации или сетей; партнерство вправе производить отключение установок пользователя от сети оформляя при этом соответствующий акт об отключении установки потребителя и начисляя взнос на развитие энергетической инфраструктуры партнерства, в следующих случаях: за самовольное присоединение приемников потребителя к сети партнерства; за присоединение приемников к сети партнерства помимо приборов учета или в случае нарушения схем учета; за передачу принятого потребителем от партнерства ресурса в адрес другого лица без письменного согласия партнерства; за неудовлетворительное техническое состояние установок потребителя, представляющее опасность для жизни и здоровья людей, а также личного имущества собственников или общего имущества партнерства; за не допуск уполномоченного представителя партнерства к установкам потребителя и приборам учета; в случае, если в результате инспекции уполномоченной комиссии партнерства были выявлены неисправность счетчика или его отсутствие, нарушение целостности пломб, подключение потребителей ресурса до точки установки прибора учета, расход ресурса за период с момента последнего контрольного снятия показаний счетчика до даты установки новой пломбы рассчитывается в результате умножения суммарной максимальной мощности потребителей ресурса, обнаруженных инспекцией на участке на время, прошедшее с даты последнего контрольного снятия показаний, в случае, если контрольное снятие показаний не производилось или отметки о нем отсутствуют, этот период рассчитывается с даты первого фактического подключения участка к сетям партнерства, установленной на основании показаний свидетелей.
Приложением N 4 к Договору N 165 являются правила проезда на территории партнерства, согласно которым в целях обеспечения общественной безопасности на территории партнерства каждый пользователь обязан: внести в реестр свои персональные данные, персональные данные членов своей семьи, регистрационные номера автотранспорта, которым он разрешает пользование своим участком в свое отсутствие; персональные данные граждан (с указанием регистрационных номеров автотранспорта), которым пользователь поручает временные работы на участке с указанием разрешенного срока пребывания на участке, указанные граждане регистрируются в журнале временного пребывания, который ведется сотрудниками партнерства; в том случае, если пользователь или члены его семьи, внесенные в реестр, ожидают гостя, для беспрепятственного пропуска его на территорию, они могут заблаговременно сообщить его персональные данные (с указанием регистрационных номеров автотранспорта) сотруднику партнерства; посетители регистрируются в журнале посетителей с обязательным указанием ФИО пользователя, к которому они следуют, пользователь при необходимости должен сопровождать посетителей при их проходе (проезде) по общей территории партнерства; в случае внепланового визита должностных лиц, сотрудник партнерства обязан внести данные их служебных удостоверений в журнал учета посетителей, убедиться в полномочиях посетителя и вызвать уполномоченного члена партнерства, пользователи, участки которых имеют калитки с выходом за территорию партнерства, должны запирать их на замок в темное время суток и в период своего отсутствия на участке; пользователи, лишенные права пользования инфраструктуры пользователи не вправе использовать дороги и проезды партнерства для проезда на личном транспорте и транспорте, осуществляющим доставку стройматериалов на участок пользователя.
Согласно реестру, представленному ДНП "Золотая горка", последним заключено 182 договора о порядке пользования объектами инфраструктуры и иным имуществом общего пользования ДНП "Золотая горка" собственником земельного участка в пределах границах Партнерства.
30.10.2014 <...> обратилась в адрес ООО "Золотая горка" с просьбой сообщить, на каком основании был закрыт проезд на земельный участок, который находится у нее в собственности.
11.11.2014 <...> обратилась в адрес ООО "Золотая горка" (вх. N 100 от 17.11.2014) с просьбой сообщить на каком основании был закрыт проезд на земельный участок, который находится у нее в собственности.
Вышеназванное обращение <...> ООО "Золотая горка" было оставлено без внимания.
13.11.2014 <...> обратилась в адрес ООО "Золотая горка" (вх.N 101 от 17.11.2014) с просьбой сообщить, на каком основании был закрыт проезд на земельный участок, который находится у нее в собственности.
На вышеназванное обращение <...> ООО "Золотая горка" сообщила, что при использовании земли общего пользования при выполнении строительных работ силами собственника, собственниками земельных участков, по которым проходит автомобильная дорога на территории ДНП "Золотая горка", установлен единовременный взнос, за проезд строительной техники и строительного оборудования, в размере 300 000 рублей.
12.01.2015 <...> письменно обратился в адрес ООО "Золотая горка" для разъяснения, на основании чего <...> был закрыт проезда на земельный участок, но названное обращение оставлено без рассмотрения.
По результатам проведенного Красноярским УФАС России анализа состояния конкурентной среды, доля ДНП "Золотая горка" на товарном рынке предоставления услуги права пользования объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования ДНП "Золотая горка", составила 100%.
Отсутствием нарушения в своих действиях требований антимонопольного законодательства ДНП "Золотая горка" мотивировало тем, что дорога, предназначенная для проезда по территории поселка "Манский бор" принадлежит на праве частной собственности физическим лицам. Собственники указанной дороги приняли решение о передаче своей собственности в доверительное управление ДНП "Золотая горка". Затраты на содержание дороги и иной инфраструктуры несет ДНП "Золотая горка". Собственники земельных участков, непосредственно построившие дома расходов на содержание дорог не несут. Транспорт, принадлежащий каждому собственнику земельного участка в проезде к своему земельному участку не ограничен. Для компенсации затрат на содержание дороги для проезда специальной и иной строительной техники не принадлежащей собственнику земельного участка, а привлекаемой им для доставки строительных материалов, рытья котлована, заливки фундамента для строительства дома, бани и т.п. собственниками дороги принято решение о передвижении указанной техники на условиях оплаты проезда либо единовременный проезд каждой единицы технике согласно утвержденным тарифам. Объективной причиной послужившей основанием для включения в договоры условий об обязанности предоставления в офис ДНП "Золотая горка": договоров со строительной организацией, списка сотрудников, допуска СРО, сертификатов на материалы являются совершенные за последний год правонарушения на территории поселка (возгорание дома, кражи).
Исследовав материалы дела, Комиссия по рассмотрению дела N 92-10-15 пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно статье 3 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон N 66-ФЗ) правовое регулирование ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, гражданским, земельным, градостроительным, административным, уголовным и иным законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статьей 18 Федерального закона N 66-ФЗ установлено, что членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества (садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства) могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет и имеющие земельные участки в границах такого товарищества (партнерства). Членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения могут стать в соответствии с гражданским законодательством наследники членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в том числе малолетние и несовершеннолетние, а также лица, к которым перешли права на земельные участки в результате дарения или иных сделок с земельными участками.
В силу статьи 8 Федерального закона N 66-ФЗ граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке. Граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения за плату на условиях договоров, заключенных с таким объединением в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Подпунктом 10 пункта 1 статьи 21 Федерального закона N 66-ФЗ предусмотрено, что принятие решений о формировании и об использовании имущества такого объединения, о создании и развитии объектов инфраструктуры, а также установление размеров целевых фондов и соответствующих взносов относится к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения.
Как установлено выше, на основании договоров купли-продажи N 27 от 05.07.2013 и N 28 от 05.07.2013 <...> приобрел у <...>, <...> земельный участок с кадастровым номером 24:46:5305002:266, площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: Красноярский край, г.Дивногорск, в районе пос. Манского, урочище Грива, ул.Горная, участок N 27 и N 28, право собственности <...> зарегистрировано в органе Росрегистрации, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 16.07.2013 N 24 ЕК 961633, от 17.07.2013 N 24 ЕК 961639.
На основании договора купли-продажи N 58 от 16.10.2013 <...> приобрела у <...>, <...> земельный участок с кадастровым номером 24:46:5305002:297, площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: Красноярский край, г.Дивногорск, в районе пос. Манского, урочище Грива, ул.Горная, участок N 58, право собственности <...> зарегистрировано в органе Росрегистрации, что подтверждается свидетельством от 23.10.2013 N 24 ЕК 070626.
На основании договора купли-продажи N 56 от 26.12.2013 <...> приобрела у <...>, <...> земельный участок с кадастровым номером 24:46:5305002:295, площадью 1317 кв.м., расположенный по адресу: Красноярский край, г.Дивногорск, в районе пос. Манского, урочище Грива, ул.Горная, участок N 56, право собственности <...> зарегистрировано в органе Росрегистрации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.01.2014 N 24 ЕК 949190.
В силу части 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Комиссия обращает внимание, что поскольку <...>, <...>, <...> являются собственниками земельных участок, расположенных на территории ДНП "Золотая горка" они, в силу статьи 209 ГК РФ, имеют право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом.
При рассмотрении выше установлено, что ДНП "Золотая горка" зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска 22.06.2010 за основным государственным регистрационным номером 1102468028101. Согласно уставу ДНП "Золотая горка", утвержденному общим собранием членов дачного некоммерческого партнерства (протокол N 24 от 02.07.2014), предметом деятельности является содействие его членам в осуществлении функций, обеспечивающих достижение управленческих, социальных, культурных целей, защиту прав и охраняемых законом интересов членов Партнерства, решение общих социально - хозяйственных задач в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией прав членов.
18 января 2013 года ДНП "Золотая горка" утверждено Положение, разделом 3 которого предусмотрено, что при выполнении строительных работ силами собственника и (или) третьими лицами со стороны собственника на принадлежащем собственнику земельном участке доверительный управляющий ДНП "Золотая горка" действуя исключительно в интересах учредителей правления устанавливает единовременный тариф за пользование собственником инфраструктуры ДНП "Золотая горка" не для целей функционирования и обеспечения условий нормальной жизнедеятельности ДНП и обеспечения комфортного проживания всех собственников дачного поселка в размере 300 000 рублей.
В установленный единовременный тариф использования собственником объекта не для целей функционирования и обеспечения условий нормальной жизнедеятельности ДНП и обеспечения комфортного проживания всех собственников дачного поселка включается: использование подъездной дороги к дачному поселку для въезда и выезда строительной и иной техники собственника; въезд на территорию дачного поселка, проезд по внутренним дорогам дачного поселка к участку собственника, использование смежных земельных участков для проезда строительной и иной техники собственника; организация со стороны доверительного управляющего ДНП "Золотая горка" дополнительных мероприятий: по охране материальных ценностей, находящихся на объекте от порчи, повреждения и хищения; по охране материальных ценностей иных собственников, расположенных на смежных и близлежащих земельных участков от порчи, повреждения и хищения; обеспечение соблюдения правил дорожного движения при движении строительной техники и техники, осуществляющей перевозку крупногабаритных грузов по внутрипоселковой территории; контроль по соблюдению собственником и его работниками техники противопожарной безопасности при проведении строительных работ с целью исключения фактов возгорания; контроль по соблюдению собственником и его работников требований экологической безопасности при проведении строительных работ; организация со стороны доверительного управляющего ДНП "Золотая горка" строительных работ по восстановлению дорожного полотна, не предназначенного для проезда крупнотоннажной строительной техники (раздел 4 Положения).
Разделом 5 Положения установлено, что при самостоятельной застройке земельного участка, отделки дома и проводки коммуникаций на земельном участке собственник обязуется заключить договор на строительство со сторонней организацией-подрядчиком, являющимся членом СРО, предоставив копии документов, заверенные печатью организации подрядчика: учредительные документы организации -подрядчика; свидетельство о членстве в СРО; договор подряда на строительство объекта; список сотрудников, выполняющих работ на объекте строительства, имеющих документы, подтверждающие квалификацию, при этом сотрудники, выполняющие работы на объекте строительства должны быть одеты в специальную одежду с логотипом "Золотая горка"; сертификат на материалы, ввозимые на территорию поселка "Золотая горка". Копии документов предоставляются по адресу: г.Красноярск, пр.Мира, 92, офис 506.
Резолютивной частью Положения предусмотрено, что последнее является публичной офертой, отказ либо уклонения собственника от выполнения условий положения является основанием для запрещения со стороны ДНП "Золотая горка" использование собственником инфраструктуры партнерства не для целей функционирования и обеспечения условий нормальной жизнедеятельности ДНП и обеспечения комфортного проживания всех собственников дачного поселка.
Комиссия обращает особое внимание, что представленное правлению ДНП либо его общему собранию право лишить гражданина ведущего хозяйство индивидуально, пользования объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования может быть реализовано лишь в установленных законом случаях, наличие которых Ответчиком не доказано.
Комиссия отмечает, что включение в Положение условий, что при выполнении строительных работ силами собственника и (или) третьими лицами со стороны собственника на принадлежащем собственнику земельном участке доверительный управляющий ДНП "Золотая горка" действуя исключительно в интересах учредителей правления, устанавливает единовременный тариф за пользование собственником инфраструктуры ДНП "Золотая горка" не для целей функционирования и обеспечения условий нормальной жизнедеятельности ДНП и обеспечения комфортного проживания всех собственников дачного поселка в размере 300 000 рублей, а также, что при самостоятельной застройке земельного участка, отделки дома и проводки коммуникаций на земельном участке собственник обязуется заключить договор на строительство со сторонней организацией-подрядчиком, являющимся членом СРО, предоставив копии документов, заверенные печатью организации подрядчика: учредительные документы организации - подрядчика; свидетельство о членстве в СРО; договор подряда на строительство объекта; список сотрудников, выполняющих работ на объекте строительства, имеющих документы, подтверждающие квалификацию, при этом сотрудники, выполняющие работы на объекте строительства должны быть одеты в специальную одежду с логотипом "Золотая горка"; сертификат на материалы, ввозимые на территорию поселка "Золотая горка", свидетельствует о нарушение прав <...>, <...>, <...> пользоваться своим имуществом.
Как установлено выше и не оспаривается сторонами ДНП "Золотая горка" ограничило въезд собственникам земельных участков, расположенных на территории ДНП "Золотая горка".
Данные обстоятельства также свидетельствуют нарушение Ответчиком прав <...>, <...>, <...> пользоваться своим имуществом.
При этом, как установлено выше возможность осуществления беспрепятственного проезда к земельным участкам <...>, <...>, <...> Ответчик связывает с необходимостью осуществления единовременного платежа в размере 300 000 рублей.
Кроме того, как установлено выше, приложением N 4 к Договору N 165 являются правила проезда на территории партнерства, которыми, в том числе установлено, что пользователи, лишенные права пользования инфраструктуры пользователи не вправе использовать дороги и проезды партнерства для проезда на личном транспорте и транспорте, осуществляющим доставку стройматериалов на участок пользователя.
Вышеназванные обстоятельства свидетельствует о направленности действий ДНП "Заречье" навязать <...>, <...>, <...> условий не выгодных для них и не относящихся к реализации права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Ввиду этого, Комиссия делает вывод, что, создание препятствий для проезда к земельным участкам собственникам земельных участков на территории ДНП "Золотая горка" является необоснованным без наличия на то фактических и формальных оснований.
В соответствии со статьей 8 Конституции Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Согласно статье 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу абзаца 2 части 1 статьи 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Данная правовая позиция нашла свое подтверждение в Постановлении от 24.06.2009 N 11-П Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которому в силу конституционного принципа справедливости, проявляющегося, в частности, в необходимости обеспечения баланса прав и обязанностей всех участников рыночного взаимодействия, свобода, признаваемая за лицами, осуществляющими предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность, равно как и гарантируемая им защита должны быть уравновешены обращенным к этим лицам (прежде всего - к тем из них, кто занимает доминирующее положение в той или иной сфере) требованием ответственного отношения к правам и свободам тех, кого затрагивает их хозяйственная деятельность.
Таким образом, хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке при осуществлении своей деятельности, должен ответственно и добросовестно относиться к правам тех хозяйствующих субъектов, чьи права и законные интересы могут быть затронуты при исполнении им своих обязательств перед третьими лицами.
Согласно части 1 статьи 5 ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. При этом доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции" товарным рынком признается сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Как установлено выше, на основании проведенного Красноярским УФАС России анализа состояния конкурентной среды, доля ДНП "Золотая горка" на товарном рынке предоставления услуги права пользования объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования ДНП "Золотая горка", составила 100%.
При рассмотрении дела N 92-10-15 Ответчиком не представлено доказательств, позволяющих не признавать положение хозяйствующего субъекта доминирующим.
В соответствии с части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
С учетом изложенного, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ДНП "Золотая горка", связанных с включением в Положение условий, что при выполнении строительных работ силами собственника и (или) третьими лицами со стороны собственника на принадлежащем собственнику земельном участке доверительный управляющий ДНП "Золотая горка" действуя исключительно в интересах учредителей правления, устанавливает единовременный тариф за пользование собственником инфраструктуры ДНП "Золотая горка" не для целей функционирования и обеспечения условий нормальной жизнедеятельности ДНП и обеспечения комфортного проживания всех собственников дачного поселка в размере 300 000 рублей, а также, что при самостоятельной застройке земельного участка, отделки дома и проводки коммуникаций на земельном участке собственник обязуется заключить договор на строительство со сторонней организацией-подрядчиком, являющимся членом СРО, предоставив копии документов, заверенные печатью организации подрядчика: учредительные документы организации -подрядчика; свидетельство о членстве в СРО; договор подряда на строительство объекта; список сотрудников, выполняющих работ на объекте строительства, имеющих документы, подтверждающие квалификацию, при этом сотрудники, выполняющие работы на объекте строительства должны быть одеты в специальную одежду с логотипом "Золотая горка"; сертификат на материалы, ввозимые на территорию поселка "Золотая горка", связанных с установлением ограничения въезда собственникам земельных участков, расположенных на территории ДНП "Золотая горка", связанных с включением в приложение N 4 к договорам о порядке пользования объектами инфраструктуры и иным имуществом общего пользования ДНП "Золотая горка" собственником земельного участка в пределах границах Партнерства условий, что пользователи, лишенные права пользования инфраструктуры пользователи не вправе использовать дороги и проезды партнерства для проезда на личном транспорте и транспорте, осуществляющим доставку стройматериалов на участок пользователя, нарушения части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
В связи с тем, что на момент рассмотрения дела злоупотребление ДНП "Золотая горка" доминирующим положением не прекращено, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ДНП "Золотая горка" обязательного для исполнения предписания о совершении действий, направленных на прекращение злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Вместе с тем, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускается по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (п. 3 ст. 539 ГК РФ).
Согласно статье 20 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - ФЗ "Об электроэнергетике") основными принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике являются, в том числе обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав, ограничение монополистической деятельности отдельных субъектов электроэнергетики.
В соответствии с частью 4 статьи 26 ФЗ "Об электроэнергетике" сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.
В силу положений статей 38, 39 ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Отношения в сфере электроснабжения регулируются также Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) и Основными Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530).
Так, согласно пункту 6 Правил N 861, предусмотрено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные закон.
Как установлено выше, Приложением N 2 к Договору N 165 установлены правила присоединения к инженерным сетям партнерства и пользования коммунальными ресурсами, согласно которым партнерство вправе производить прекращение или ограничение подачи ресурса пользователю при возникновении или угрозе возникновения аварии, необходимости принятия мер по ликвидации аварии в системе снабжающей организации или сетей; партнерство вправе производить отключение установок пользователя от сети оформляя при этом соответствующий акт об отключении установки потребителя и начисляя взнос на развитие энергетической инфраструктуры партнерства, в следующих случаях: за самовольное присоединение приемников потребителя к сети партнерства; за присоединение приемников к сети партнерства помимо приборов учета или в случае нарушения схем учета; за передачу принятого потребителем от партнерства ресурса в адрес другого лица без письменного согласия партнерства; за неудовлетворительное техническое состояние установок потребителя, представляющее опасность для жизни и здоровья людей, а также личного имущества собственников или общего имущества партнерства; за не допуск уполномоченного представителя партнерства к установкам потребителя и приборам учета; в случае, если в результате инспекции уполномоченной комиссии партнерства были выявлены неисправность счетчика или его отсутствие, нарушение целостности пломб, подключение потребителей ресурса до точки установки прибора учета, расход ресурса за период с момента последнего контрольного снятия показаний счетчика до даты установки новой пломбы рассчитывается в результате умножения суммарной максимальной мощности потребителей ресурса, обнаруженных инспекцией на участке на время, прошедшее с даты последнего контрольного снятия показаний, в случае, если контрольное снятие показаний не производилось или отметки о нем отсутствуют, этот период рассчитывается с даты первого фактического подключения участка к сетям партнерства, установленной на основании показаний свидетелей.
Комиссия делает вывод, что действия ДНП "Золотая горка", связанные с включением в правила присоединения к инженерным сетям партнерства и пользования коммунальными ресурсами условий, согласно которым партнерство вправе производить прекращение или ограничение подачи ресурса пользователю нарушают требования части 4 статьи 26 ФЗ "Об электроэнергетике" и пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьями 10, 23, 41, 49, 50 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать ДНП "Золотая горка" нарушившим часть 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции"
А) В части включения в Положение условий, что при выполнении строительных работ силами собственника и (или) третьими лицами со стороны собственника на принадлежащем собственнику земельном участке доверительный управляющий ДНП "Золотая горка" действуя исключительно в интересах учредителей правления, устанавливает единовременный тариф за пользование собственником инфраструктуры ДНП "Золотая горка" не для целей функционирования и обеспечения условий нормальной жизнедеятельности ДНП и обеспечения комфортного проживания всех собственников дачного поселка в размере 300 000 рублей, что при самостоятельной застройке земельного участка, отделки дома и проводки коммуникаций на земельном участке собственник обязуется заключить договор на строительство со сторонней организацией-подрядчиком, являющимся членом СРО, предоставив копии документов, заверенные печатью организации подрядчика: учредительные документы организации -подрядчика; свидетельство о членстве в СРО; договор подряда на строительство объекта; список сотрудников, выполняющих работы на объекте строительства, имеющих документы, подтверждающие квалификацию, при этом сотрудники, выполняющие работы на объекте строительства должны быть одеты в специальную одежду с логотипом "Золотая горка"; сертификат на материалы, ввозимые на территорию поселка "Золотая горка";
Б) В части установления ограничения въезда собственникам земельных участков, расположенных на территории ДНП "Золотая горка";
В) В части включения в приложение N 4 к договорам о порядке пользования объектами инфраструктуры и иным имуществом общего пользования ДНП "Золотая горка" собственником земельного участка в пределах границах Партнерства условий, что пользователи, лишенные права пользования инфраструктуры пользователи не вправе использовать дороги и проезды партнерства для проезда на личном транспорте и транспорте, осуществляющим доставку стройматериалов на участок пользователя.
2. Выдать ДНП "Золотая горка" обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на прекращение злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, с этой целью ДНП "Золотая горка" надлежит в 10-дневный срок со дня получения предписания:
А) Не препятствовать свободному доступу (проходу, проезду) собственникам земельных участков, находящихся на территории ДНП "Золотая горка";
Б) Отменить положение "О порядке использования инфраструктуры ДНП "Золотая горка" при строительстве индивидуального жилого дома, бани, гаража силами собственника земельного участка и (или) третьими лицами со стороны собственника земельного участка", утвержденное 18 января 2013 года;
В) Исключить из приложения N 4 к договорам о порядке пользования объектами инфраструктуры и иным имуществом общего пользования ДНП "Золотая горка" собственником земельного участка в пределах границах Партнерства условий, что пользователи, лишенные права пользования инфраструктуры пользователи не вправе использовать дороги и проезды партнерства для проезда на личном транспорте и транспорте, осуществляющим доставку стройматериалов на участок пользователя.
3. Признать ДНП "Золотая горка" нарушившим часть 4 статьи 26 ФЗ "Об электроэнергетике" и пункт 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 в части включения в приложение N 2 к договорам о порядке пользования объектами инфраструктуры и иным имуществом общего пользования ДНП "Золотая горка" собственником земельного участка в пределах границах Партнерства условий, согласно которым партнерство вправе производить прекращение или ограничение подачи ресурса пользователю при возникновении или угрозе возникновения аварии, необходимости принятия мер по ликвидации аварии в системе снабжающей организации или сетей; партнерство вправе производить отключение установок пользователя от сети оформляя при этом соответствующий акт об отключении установки потребителя и начисляя взнос на развитие энергетической инфраструктуры партнерства, в следующих случаях: за самовольное присоединение приемников потребителя к сети партнерства; за присоединение приемников к сети партнерства помимо приборов учета или в случае нарушения схем учета; за передачу принятого потребителем от партнерства ресурса в адрес другого лица без письменного согласия партнерства; за неудовлетворительное техническое состояние установок потребителя, представляющее опасность для жизни и здоровья людей, а также личного имущества собственников или общего имущества партнерства; за не допуск уполномоченного представителя партнерства к установкам потребителя и приборам учета; в случае, если в результате инспекции уполномоченной комиссии партнерства были выявлены неисправность счетчика или его отсутствие, нарушение целостности пломб, подключение потребителей ресурса до точки установки прибора учета, расход ресурса за период с момента последнего контрольного снятия показаний счетчика до даты установки новой пломбы рассчитывается в результате умножения суммарной максимальной мощности потребителей ресурса, обнаруженных инспекцией на участке на время, прошедшее с даты последнего контрольного снятия показаний, в случае, если контрольное снятие показаний не производилось или отметки о нем отсутствуют, этот период рассчитывается с даты первого фактического подключения участка к сетям партнерства, установленной на основании показаний свидетелей.
4. Выдать ДНП "Золотая горка" обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на прекращение нарушения правил недискриминационного доступа к товарам, в соответствии с которым ДНП "Золотая горка" надлежит в 10-дневный срок со дня получения предписания исключить из договоров о порядке пользования объектами инфраструктуры и иным имуществом общего пользования приложение N 2 "Правила присоединения к инженерным сетям партнерства и пользования коммунальными ресурсами".
5. Передать копии материалов дела N 92-10-15 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ДНП "Золотая горка" и виновного должностного лица ДНП "Золотая горка" дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии |
Е.Л.Лужбин |
Члены Комиссии |
Е.В.Капсудин |
Предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 16 июня 2015 г. N 92-10-15 "О совершении действий, направленных на прекращение нарушения правил недискриминационного доступа к товарам"
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления; члены Комиссии - Капсудин Е.В., начальник контрольного отдела; Годованюк А.А., главный государственный инспектор правового отдела, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") на основании своего решения от 16.06.2015 по делу N 92-10-15 о нарушении дачным некоммерческим товариществом "Золотая горка" (ул.Мира, 91-506, г.Красноярск, 660017) (далее - ДНТ "Золотая горка") части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 предписывает:
ДНП "Золотая горка" в 10-дневный срок со дня получения предписания исключить из договоров о порядке пользования объектами инфраструктуры и иным имуществом общего пользования приложение N 2 "Правила присоединения к инженерным сетям партнерства и пользования коммунальными ресурсами".
О выполнении настоящего Предписания ДНП "Золотая горка" надлежит сообщить в Красноярское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания.
Примечание:
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи. Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его выдачи.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к административной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель Комиссии |
Е.Л.Лужбин |
Члены Комиссии |
Е.В.Капсудин |
Предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 16 июня 2015 г. N 92-10-15 "О совершении действий, направленных на прекращение злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции"
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления; члены Комиссии - Капсудин Е.В., начальник контрольного отдела; Годованюк А.А., главный государственный инспектор правового отдела, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") на основании своего решения от 16.06.2015 по делу N 92-10-15 о нарушении дачным некоммерческим товариществом "Золотая горка" (ул.Мира, 91-506, г.Красноярск, 660017) (далее - ДНТ "Золотая горка") части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
ДНП "Золотая горка" в 10-дневный срок со дня получения предписания:
А) Не препятствовать свободному доступу (проходу, проезду) собственникам земельных участков, находящихся на территории ДНП "Золотая горка";
Б) Отменить положение "О порядке использования инфраструктуры ДНП "Золотая горка" при строительстве индивидуального жилого дома, бани, гаража силами собственника земельного участка и (или) третьими лицами со стороны собственника земельного участка", утвержденное 18 января 2013 года;
В) Исключить из приложения N 4 к договорам о порядке пользования объектами инфраструктуры и иным имуществом общего пользования ДНП "Золотая горка" собственником земельного участка в пределах границах Партнерства условий, что пользователи, лишенные права пользования инфраструктуры пользователи не вправе использовать дороги и проезды партнерства для проезда на личном транспорте и транспорте, осуществляющим доставку стройматериалов на участок пользователя.
О выполнении настоящего Предписания ДНП "Золотая горка" надлежит сообщить в Красноярское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания.
Примечание:
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи. Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его выдачи.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к административной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель Комиссии |
Е.Л.Лужбин |
Члены Комиссии |
Е.В.Капсудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 16 июня 2015 г. N 92-10-15
Текст решения официально опубликован не был