Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение изменено с 6 января 2019 г. - Постановление Правительства Красноярского края от 2 октября 2018 г. N 572-П
Приложение
к Постановлению Правительства Красноярского края
от 30 сентября 2013 г. N 520-П
Государственная программа Красноярского края
"Сохранение и развитие традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов"
2 апреля, 15 июля, 30 сентября, 17 октября, 9 декабря 2014 г., 1 апреля, 28 июля, 1 октября, 15 декабря 2015 г., 15 марта, 5 апреля, 17 мая, 19 июля, 7, 11 октября, 14 декабря 2016 г., 17 февраля, 17 мая, 18 июля, 26 сентября, 5 октября, 28 ноября 2017 г., 20 февраля, 15 мая, 1 июня, 14 августа, 2, 9 октября, 13 ноября 2018 г., 29 января, 5 марта, 30 апреля, 16 июля 2019 г.
Раздел 1 изменен с 19 мая 2019 г. - Постановление Правительства Красноярского края от 30 апреля 2019 г. N 204-П
1. Паспорт государственной программы
Наименование государственной программы Красноярского края |
"Сохранение и развитие традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов" (далее - программа) |
Основания для разработки программы |
статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации; постановление Правительства Красноярского края от 01.08.2013 N 374-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формирования и реализации"; распоряжение Правительства Красноярского края от 09.08.2013 N 559-р |
Ответственный исполнитель программы |
агентство по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края (далее - агентство) |
Соисполнители программы |
министерство промышленности, энергетики и торговли Красноярского края (на период 2014-2017 годов); министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (на период январь - май 2018 года); министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края (на период июнь - декабрь 2018 года) |
Перечень подпрограмм и отдельных мероприятий программы |
Подпрограммы: 1. "Поддержка лиц из числа коренных малочисленных народов и лиц, ведущих традиционный образ жизни". 2. "Развитие домашнего северного оленеводства". 3. "Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия". |
Цель программы |
создание условий для сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Красноярского края в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации |
Задачи программы |
1. Защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Красноярского края в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации. 2. Создание условий для комплексного развития домашнего северного оленеводства и сохранения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Красноярского края в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации. 3. Создание условий для эффективного, ответственного и прозрачного управления финансовыми ресурсами в рамках установленных функций и полномочий агентства |
Этапы и сроки реализации программы |
2014-2030 годы, этапы не выделяются |
Перечень целевых показателей программы с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации программы |
удельный вес лиц, проживающих на территории Красноярского края в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, которым оказано содействие в адаптации ведения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации к экологическим, экономическим и социальным негативным последствиям, от общей численности коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Красноярского края в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации; количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, которым оказано содействие в развитии видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, в том числе через создание и модернизацию цехов по первичной и глубокой переработке продукции и стимулирование сбыта продукции; удельный вес лиц, проживающих на территории Красноярского края в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, участвующих в социально значимых мероприятиях (профессиональных и национальных праздниках), проведенных в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, от общей численности граждан, проживающих на территории Красноярского края в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации; прирост численности занятого населения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации по отношению к соответствующему показателю 2016 года (на период 2017-2018 годов); уровень доходов населения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации; количество участников мероприятий, направленных на сохранение культур и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации (с 2019 года); доля граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, удовлетворенных качеством реализуемых мероприятий, направленных на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, из общего числа опрошенных лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (с 2019 года). Перечень целевых показателей программы с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации программы представлен в приложении к паспорту программы |
Информация по ресурсному обеспечению программы, в том числе по годам реализации программы |
общий объем бюджетных ассигнований на реализацию программы составляет 4396411,8 тыс. рублей, в том числе: 4158613,4 тыс. рублей - средства краевого бюджета, 237798,4 тыс. рублей - средства федерального бюджета, в том числе по годам: 2014 год - 360818,8 тыс. рублей, из них 348401,3 тыс. рублей - средства краевого бюджета, 12417,5 тыс. рублей - средства федерального бюджета; 2015 год - 415717,9 тыс. рублей, из них 387783,3 тыс. рублей - средства краевого бюджета, 27934,6 тыс. рублей - средства федерального бюджета; 2016 год - 435745,8 тыс. рублей, из них 409243,8 тыс. рублей - средства краевого бюджета, 26502,0 тыс. рублей - средства федерального бюджета; 2017 год - 444346,3 тыс. рублей, из них 415122,0 тыс. рублей - средства краевого бюджета, 29224,3 тыс. рублей - средства федерального бюджета; 2018 год - 618537,1 тыс. рублей, из них 585140,0 тыс. рублей - средства краевого бюджета, 33397,1 тыс. рублей - средства федерального бюджета; 2019 год - 695526,9 тыс. рублей, из них 656685,4 тыс. рублей - средства краевого бюджета, 38841,5 тыс. рублей - средства федерального бюджета; 2020 год - 689999,9 тыс. рублей, из них 655259,2 тыс. рублей - средства краевого бюджета, 34740,7 тыс. рублей - средства федерального бюджета; 2021 год - 689514,8 тыс. рублей, из них 654774,1 тыс. рублей - средства краевого бюджета, 34740,7 тыс. рублей - средства федерального бюджета |
2. Характеристика текущего состояния социально-экономического развития традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Красноярского края с указанием основных показателей социально-экономического развития Красноярского края
Перспективы развития Красноярского края в значительной мере связаны с освоением северных территорий Красноярского края.
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 03.01.1983 N 12 к районам Крайнего Севера на территории Красноярского края относятся Туруханский, Северо-Енисейский районы, города Норильск, Игарка, а также две административно-территориальные единицы с особым статусом, к которым относятся Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа.
Промышленное освоение северных территорий Красноярского края ведется в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Красноярского края в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации (далее - малочисленные народы).
К местам традиционного проживания согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 N 631-р (далее - Распоряжение N 631-р) относятся:
Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район;
Эвенкийский муниципальный район;
Туруханский район;
территория Сымского сельсовета Енисейского района;
территория Чиндатского сельсовета Тюхтетского района;
Северо-Енисейский район.
В результате многовековой "народной селекции" малочисленные народы вывели породы домашних северных оленей (далее - олени), соответствующих суровым климатическим и территориальным особенностям. В 1993 году 4 породы оленей (ненецкая, чукотская, эвенкийская, эвенская) включены в государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию.
В силу естественных климатических условий сельское хозяйство и промыслы ориентированы в первую очередь на традиционные для Таймырского Долгано-Ненецкого, Эвенкийского муниципальных районов (далее - Таймырский, Эвенкийский районы) и Туруханского района Красноярского края (далее - Туруханский район) виды деятельности: домашнее северное оленеводство (далее - оленеводство), рыболовство, промысловая охота, являющиеся основным источником жизнеобеспечения населения, проживающего на территории данных районов.
Оленеводство России в историческом плане развивалось как комплексный источник жизнеобеспечивающей основы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Наряду с охотничьим промыслом и рыболовством оленеводство является основной традиционной отраслью хозяйственной деятельности малочисленных народов, проживающих на территории Таймырского, Эвенкийского и Туруханского районов. Оно создает сферу приложения исторически сложившихся навыков малочисленных народов, обеспечивает условия для сохранения их самобытной культуры и является основным и почти единственным источником существования малочисленных народов. Оленеводство носит этнообразующий характер для сохранения культуры и быта малочисленных народов: более 500 семей ведут кочевой образ жизни, занимаясь оленеводством.
Общее поголовье оленей в Красноярском крае на 01.01.2018 составляет 114 862 головы, в том числе: в Таймырском районе - 111 524 головы, в Эвенкийском районе - 2 531 голова, в Туруханском районе - 807 голов.
Основой развития оленеводства является естественная кормовая растительность, произрастающая в арктических широтах. Ошибки и просчеты в вопросах рационального использования и охраны оленьих пастбищ приводят к снижению их оленеемкости, общему снижению уровня развития данной отрасли хозяйства.
Территория Красноярского края обладает самыми большими оленьими пастбищами для разведения оленей - 124285 тысяч га с ориентировочной оленеемкостью 560,8 тысяч голов. В Республике Саха (Якутия), к примеру, 61200 тысяч га пастбищ с оленеемкостью на 412,0 тысячи голов, в Тюменской области - 70000 тыс. га пастбищ, оленеемкость - 532,0 тысячи голов (данные на 1967 год).
Большая доля оленьих пастбищ предоставляется из земель сельскохозяйственного назначения (более 26268,6 тысячи га), а также земель лесного фонда (24903,5 тысячи га) (таблица N 1).
Таблица N 1
Экспликация оленьих пастбищ и оленеемкости Красноярского края
Муниципальное образование |
Оленьи пастбища, тыс.га |
Оленеемкость, гол. |
Поголовье оленей, гол. на 01.01.2018 |
Резерв пастбищ (+)/ перевыпас (-), оленей |
Фактическое наличие пастбищ на 1 оленя, га** |
Сельское поселение Караул* |
6518,7 |
24419 |
105 554 |
-88135 |
61,7 |
Сельское поселение Хатанга* |
14436,7 |
74556 |
5970 |
68586 |
2592,4 |
Итого: Таймырский район* |
37753,9 |
150432 |
111 524 |
X |
X |
Итого: Туруханский район |
данных нет |
данных нет |
807 |
данных нет |
данных нет |
Итого: Эвенкийский район |
12150,8 |
65000 |
2531 |
62469 |
4592,1 |
________________
* Расчеты пастбищ и оленеемкости по состоянию на 1975 год.
** Норма на одного оленя зимних и летних пастбищ 80-120 га на 1 год.
В настоящее время отсутствуют актуальные геоботанические карты, карты территориального землеустройства, что вызывает тревогу перевыпаса оленей на левобережье реки Енисей, где сосредоточено поголовье более чем 105,0 тысяч оленей.
В Таймырском районе значительный ущерб пастбищам, преимущественно в редкостойных лесотундровых лесах и вблизи населенных пунктов, приносят пожары, а также строительство и эксплуатация ряда объектов газопромышленного комплекса, приводящие к засорению и разрушению растительного покрова пастбищ. Отмечены механические нарушения почвенно-растительного покрова, связанные с прокладкой газопровода и движением транспорта, локальное загрязнение участков пастбищных угодий буровыми растворами и горюче-смазочными материалами.
Важной проблемой в освоении оленьих пастбищ является наличие на территории Таймырского района 39 зарегистрированных участков, где были эпизоотии сибирской язвы. Общая их площадь составляет свыше 4,5 тыс.кв.км. Впервые в Таймырском районе массовый падеж оленей от сибирской язвы был официально зарегистрирован в 1899 году. Позднее эпизоотии данного заболевания в Таймырском районе повторялись в 1920 и 1931 годах. Многие старые очаги сибиреязвенной инфекции являются потенциально опасными. Это нашло подтверждение в эпизоотиях сибирской язвы среди оленей в совхозах "Попигайский" в 1969 году и "Октябрьский" в 1977 году. Стада оленей данных совхозов выпасались на местах старых очагов сибиреязвенной инфекции.
Бруцеллез - еще одно распространенное заболевание оленей. В настоящее время на территории Таймырского района площадь, превышающая 1,2 млн кв. км, является не благополучной по данному заболеванию. В 2015 году приказом службы по ветеринарному надзору Красноярского края (далее - служба) от 27.05.2015 N 144 был введен карантин по бруцеллезу на территории Таймырского района, вблизи поселка Потапово городского поселения Дудинка. Приказом службы от 26.05.2017 N 88 карантин на данной территории снят, но приказом службы от 05.05.2017 N 77 карантин по бруцеллезу введен на территории района реки Большая Хета и буровой базы "Сузун", расположенной в 120 километрах южнее поселка Тухард Таймырского района, принадлежащей оленеводческому сельскохозяйственному производственному кооперативу "Сузун".
Наличие ряда природно-очаговых заболеваний обуславливают необходимость укомплектования оленеводческих хозяйств Красноярского края штатными зооветеринарными специалистами. Проблема нехватки кадров в оленеводстве стоит очень остро. Молодежь стремится к более комфортным условиям и переезжает в города и крупные населенные пункты муниципальных районов, а взрослое поколение этому активно способствует, поскольку многие родители не желают, чтобы их дети оставались в тундре. Есть опасение, что даже те дети, которые намерены стать оленеводами, оценив в период получения специального образования блага цивилизации, не захотят снова возвращаться домой. Основная тому причина - низкий уровень жизни оленеводов. При этом оленеводы живут в полевых условиях, в тундре нет ни медицинского, ни социально-бытового, ни торгового обслуживания на должном уровне.
В настоящее время квалифицированные оленеводы имеются только в муниципальном предприятии Эвенкийского района "Оленеводческо-племенное хозяйство "Суриндинский". Ввиду того, что оленеводческие хозяйства Таймырского и Туруханского районов имеют статус частного хозяйства, в трудоустройстве специалистов, не имеющих в собственности оленепоголовье, они не заинтересованы, поскольку возникают дополнительные расходы на обеспечение их деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Традиционный образ хозяйствования малочисленных народов осложнен неприспособленностью к современным экономическим условиям. Низкая конкурентоспособность традиционных видов хозяйственной деятельности обусловлена малыми объемами производства, высокими транспортными издержками, отсутствием современных предприятий и технологий по комплексной переработке сырья и биологических ресурсов. Нестабильное состояние традиционных видов хозяйственной деятельности приводит к обострению социальных проблем.
Места традиционного проживания малочисленных народов расположены вдали от транспортных магистралей, основным видом транспорта остается воздушный, в весенне-летний период - водный и наземный автотранспорт, что осложняет социально-экономическое развитие северных территорий Красноярского края и развитие традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов в условиях рыночной экономики.
Интенсивное развитие недропользования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов влечет за собой изменение исконной среды обитания малочисленных народов: происходит загрязнение водоемов, изменение маршрутов выпасов оленей и путей миграции диких северных оленей, из традиционного хозяйственного оборота изъяты значительные площади оленьих пастбищ и охотничьих угодий, часть используемых прежде для традиционных промыслов рек и водоемов в связи с экологическими проблемами потеряли свое рыбохозяйственное значение.
Привлекательность разнообразных бытовых и социальных благ, существующих у населения крупных городов и поселков, приводит к тому, что представители малочисленных народов выезжают из национальных поселков, прекращают вести традиционный образ жизни и осуществлять традиционные виды хозяйствования малочисленных народов.
Неприспособленность традиционного образа жизни малочисленных народов к современным экономическим условиям, низкий уровень экономической активности и социального положения граждан из числа малочисленных народов, неразвитая инфраструктура мест традиционного проживания, отдаленность населенных пунктов от районных центров и крупных городов, специфика интернатного образования, отрыв детей от родителей и, как следствие, утрата навыков и традиций с раннего возраста вызывают необходимость оказания государственной поддержки малочисленным народам.
Для предотвращения утраты детьми из числа малочисленных народов навыков и традиций на территориях Таймырского и Эвенкийского районов организованы кочевые школы и детские сады, финансируемые в рамках государственной программы Красноярского края "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09 2013 N 508-п.
Среди перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденного Распоряжением N 631-р, особое внимание сосредоточено на оленеводстве, промысловой охоте и рыболовстве, как наиболее характерных для малочисленных народов видах традиционной хозяйственной деятельности.
Сохранение традиционных отраслей хозяйственной деятельности малочисленных народов предусматривается, прежде всего, посредством предоставления материальной поддержки, в том числе в виде социальных выплат оленеводам, охотникам (рыбакам) промысловым. По состоянию на 01.01.2018 такими получателями в северных территориях Красноярского края являются более 2100 человек. Кроме того, лицам из числа малочисленных народов, для которых деятельность по осуществлению охоты и (или) рыболовства носит сезонный характер, предоставляются единовременные социальные выплаты для подготовки к промысловому сезону. Данная категория получателей мер поддержки насчитывает более 550 человек.
Поскольку к основным проблемам при ведении традиционной хозяйственной деятельности относятся дефицит и дороговизна электроснабжения, вложение средств в развитие системы заготовки, хранения, переработки и сбыта продукции традиционной хозяйственной деятельности (оленеводства, рыболовства, промысловой охоты) для инвесторов не привлекательно. Учитывая высокую степень износа материально-технической базы, значительные издержки субъектов, осуществляющих данные виды деятельности, программа содержит ряд мер государственной поддержки. Особенно себя зарекомендовали такие меры, как грантовая поддержка по номинациям, направленным на организацию сбора (добычи), и (или) хранения, и (или) реализации продукции традиционных видов хозяйственной деятельности малочисленных народов, на организацию производства пищевой продукции и напитков, связанной с производством, переработкой, консервированием продукции традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, на организацию производства непищевой продукции, связанной с переработкой продукции вида традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов - оленеводства (за исключением мяса оленей); субсидии на компенсацию различных затрат на ведение традиционной хозяйственной деятельности (коммунальные затраты, затраты, связанные с реализацией продукции традиционной хозяйственной деятельности, затраты на оформление охотничьих территорий, акваторий).
Жилищно-бытовые условия проживания малочисленных народов зачастую характеризуются преобладанием износа жилищного фонда и наличием ветхого жилья. Программой предусмотрено решение вопроса обеспечения жильем малочисленных народов за счет предоставления социальных выплат на приобретение, доставку и монтаж быстровозводимых малоэтажных жилых домов, строительных и отделочных материалов, кочевого жилья (балков). Меры поддержки не теряют актуальности из года в год и охватывают ежегодно около 40 семей малочисленных народов.
Повышение уровня образования малочисленных народов, усиление кадрового потенциала северных территорий Красноярского края подразумевается через доступ к образовательным услугам: начиная с 2000 года студентам из числа малочисленных народов предоставляются такие меры поддержки, как дополнительная стипендия, компенсация оплаты проезда к месту учебы и обратно к месту жительства, частичная оплата за обучение.
Кроме того, в рамках реализации мероприятий государственной программы Красноярского края "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 508-п, осуществляется сохранение, изучение и развитие родных языков малочисленных народов.
В вопросах медицинского обеспечения лиц из числа малочисленных народов особое внимание уделено продолжению практики оказания комплексной стоматологической помощи с выездом бригад врачей в места компактного проживания малочисленных народов.
Увеличение продолжительности жизни населения Красноярского края, в том числе проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и оказание им качественной медицинской помощи осуществляется в рамках государственной программы Красноярского края "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 516-п.
В рамках программы же реализуются мероприятия, направленные на оказание содействия в сокращении младенческой смертности - женщинам, родившим детей, предоставляются комплекты для новорожденных, поскольку такие факторы, как обширность территории северных районов Красноярского края, низкая плотность населения данных районов, протяженные расстояния между населенными пунктами, отсутствие доступной развитой транспортной системы и социальной инфраструктуры в значительной мере влияют на коэффициент младенческой смертности.
Граждане, ведущие традиционный образ жизни и осуществляющие виды традиционной хозяйственной деятельности (оленеводство, рыболовство, промысловую охоту) получают медицинские аптечки, содержащие лекарственные препараты и медицинские изделия, а также средства связи (радиостанции, спутниковые телефоны) для реализации возможности вызова помощи, в том числе санитарной авиации, в случае необходимости.
С целью сохранения и развития национальной культуры малочисленных народов в рамках реализации программы в северных территориях Красноярского края организуются и проводятся социально значимые мероприятия (профессиональные и национальные праздники), направленные на популяризацию традиционных отраслей хозяйствования малочисленных народов. В Эвенкийском районе ежегодно организуется летний отдых детей из числа малочисленных народов. Организуются и проводятся спортивные мероприятия по северному многоборью в Эвенкийском районе, а также обеспечивается участие спортсменов в соревнованиях, проводимых за пределами Эвенкийского района.
Кроме того, в рамках реализации грантовой поддержки лицам из числа малочисленных народов на основании конкурсного отбора предоставляются средства государственной поддержки по номинации "Приобщение детей и подростков к родной культуре, языку, национальным видам спорта и традиционным видам хозяйственной деятельности малочисленных народов".
Программа включает в себя мероприятия, направленные на создание условий для сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности малочисленных народов и предполагающие сохранение численности лиц, занимающихся традиционной хозяйственной деятельностью малочисленных народов.
Реализация таких приоритетных направлений Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, как модернизация и развитие инфраструктуры арктической транспортной системы осуществляется в рамках государственной программы Красноярского края "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 510-п, модернизация и развитие современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры осуществляется в рамках государственной программы Красноярского края "Развитие информационного общества", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 504-п, и рыбохозяйственного комплекса - в рамках государственной программы Красноярского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 506-п.
С целью повышения качества предоставляемых мер государственной поддержки Законами Красноярского края от 18.12.2008 N 7-2666 "О наделении органов местного самоуправления Эвенкийского муниципального района государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан, проживающих в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края" (далее - Закон края N 7-2666), от 18.12.2008 N 7-2670 "О наделении органов местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и поселений, входящих в его состав, государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края, а также по государственной регистрации актов гражданского состояния" (далее - Закон края N 7-2670), от 01.12.2011 N 13-6668 "О наделении органа местного самоуправления Туруханского района Красноярского края отдельными государственными полномочиями по предоставлению мер государственной поддержки коренным малочисленным народам, проживающим в Туруханском районе Красноярского края" (далее - Закон края N 13-6668) на территории традиционного проживания малочисленных народов переданы отдельные государственные полномочия по обеспечению гарантий прав малочисленных народов, что повышает удовлетворенность получателей мер государственной поддержки качеством предоставления государственных услуг.
При этом важным условием успешной реализации программы является управление рисками с целью минимизации их влияния на достижение цели программы.
Невыполнение целевых показателей и показателей результативности программы в полном объеме может быть обусловлено риском ухудшения экономической ситуации в Красноярском крае и, как следствие, сокращением численности граждан, осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, так как себестоимость добычи (заготовки) объектов животного мира и водных биологических ресурсов, а также осуществления оленеводства высока. Иные источники дохода у данной категории граждан отсутствуют, без государственной поддержки они не смогут вести традиционный образ жизни и (или) осуществлять виды традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.
Анализ сложившейся ситуации в сфере осуществления видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов в 2014-2018 годах, а также прогноз развития на 2019-2021 годы, предполагающий сохранение положительной динамики развития экономики, позволяет оценить вероятность влияния данного риска реализации программы в период 2019-2021 годов как умеренно-оптимистический.
Для управления данными рисками при необходимости будут разрабатываться дополнительные мероприятия, направленные на обеспечение гарантий прав малочисленных народов.
При реализации программы возможны финансовые риски, вызванные недостаточностью объемов финансирования из краевого бюджета.
Преодоление рисков возможно путем повышения эффективности бюджетных расходов, в том числе за счет оптимизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд без снижения объемов и качества оказываемых государственных услуг, а также перераспределения финансовых ресурсов, имеющихся в краевом бюджете, и экономии бюджетных расходов.
В целях управления указанными рисками в процессе реализации программы предусматривается:
мониторинг выполнения программы;
осуществление внутреннего контроля исполнения мероприятий программы;
перераспределение объемов финансирования программы в зависимости от складывающейся ситуации в сфере обеспечения гарантий прав малочисленных народов.
Основной мерой управления рисками реализации программы являются меры правового регулирования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) розничная продажа алкогольной продукции подлежит лицензированию.
Пунктом 10 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Полномочия на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции могут быть переданы субъектом Российской Федерации органам местного самоуправления в соответствии со статьей 7 Федерального закона N 171-ФЗ.
Территория Эвенкийского района обширна, расстояния между населенными пунктами протяженные, отсутствует развитая транспортная схема, основным видом транспорта является авиационный с регулярностью почтово-пассажирских рейсов всего 1-2 раза в месяц.
С целью повышения качества предоставляемых государственных услуг принят Закон Красноярского края от 07.02.2008 N 4-1254 "О наделении органов местного самоуправления Эвенкийского муниципального района Красноярского края государственными полномочиями по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции" (далее - Закон края N 4-1254), в соответствии с которым государственными полномочиями по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции наделены исполнительные органы местного самоуправления Эвенкийского района.
3. Приоритеты и цели социально-экономического сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности малочисленных народов, описание основных целей и задач программы, тенденции социально-экономического развития традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности малочисленных народов
С учетом Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 132-р (далее - Концепция), основным приоритетом программы является сохранение экономических и социальных условий существования этносов, сохранение исторически сложившегося способа жизнеобеспечения малочисленных народов, основанного на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной культуры, сохранение обычаев и верований.
Исходя из основного приоритета программы целью программы является создание условий для сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности малочисленных народов.
Задачи, которые решает программа:
защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов;
создание условий для комплексного развития оленеводства и сохранения традиционного образа жизни малочисленных народов;
создание условий для эффективного, ответственного и прозрачного управления финансовыми ресурсами в рамках установленных функций и полномочий агентства.
За счет решения задачи по защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов предполагается:
продолжить сохранение и развитие традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности (рыболовства и промысловой охоты) как основы жизнеобеспечения малочисленных народов и лиц, ведущих традиционный образ жизни;
обеспечить доступность некоторых видов государственных услуг для жителей отдаленных населенных пунктов;
создать условия для занятости (самозанятости) населения северных территорий Красноярского края в традиционных видах хозяйственной деятельности, а также для сохранения и популяризации культуры, языков, национальных видов спорта и промыслов малочисленных народов.
Решение задачи по созданию условий для комплексного развития оленеводства и сохранения традиционного образа жизни малочисленных народов позволит:
продолжить сохранение и развитие традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности (оленеводства) как основы жизнеобеспечения малочисленных народов и лиц, ведущих традиционный образ жизни;
создать условия для занятости (самозанятости) населения северных территорий Красноярского края в традиционном виде хозяйственной деятельности - оленеводстве.
Решение задачи по созданию условий для эффективного, ответственного и прозрачного управления финансовыми ресурсами в рамках установленных функций и полномочий агентства позволит улучшить качество предоставляемых государственных услуг и мер государственной поддержки.
Программа на период 2014-2018 годов предусматривала реализацию отдельного мероприятия "Субвенция бюджету Эвенкийского муниципального района на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции (в соответствии с Законом края N 4-1254)".
Тенденции социально-экономического развития малочисленных народов предопределены положениями Концепции, а также Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Красноярского края на 2017-2025 годы, утвержденной распоряжением Правительства Красноярского края от 17.02.2017 N 129-р, реализация которых предполагает:
сохранение и развитие основных видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, в том числе создание условий для развития оленеводства посредством принятия мер, направленных на учет оленьих пастбищ, оценку их продуктивности и рациональное использование, на учет поголовья оленей и повышение продуктивности оленеводства, принятие мер, направленных на создание организаций по заготовке, переработке, хранению и сбыту продукции традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;
улучшение социально-бытовых условий малочисленных народов в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, в том числе повышение доходов лиц из числа малочисленных народов посредством принятия мер, направленных на повышение уровня мотивации к деятельности по заготовке и реализации продукции традиционной хозяйственной деятельности, увеличение объемов жилищного строительства, обновление и модернизацию жилищного фонда для малочисленных народов, обеспечение транспортной доступности, улучшение качества обслуживания в сферах здравоохранения и социальной поддержки населения, обеспечение доступности получения государственных и муниципальных услуг;
повышение уровня образования и профессиональной подготовки малочисленных народов, в том числе содействие гражданам из числа малочисленных народов в получении среднего общего образования, среднего профессионального и высшего образования, принятие мер, направленных на повышение мотивации к получению среднего профессионального и высшего образования, непосредственно связанного с осуществлением традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;
сохранение культурного наследия малочисленных народов, в том числе создание условий, способствующих изучению и сохранению родных (национальных) языков малочисленных народов, содействие развитию традиционных художественных промыслов, поддержку национальных видов спорта малочисленных народов, участие в международных, общероссийских, межрегиональных, краевых мероприятиях в сфере сохранения и развития самобытной культуры малочисленных народов.
В результате к 2030 году предполагается:
совершенствование мер социальной поддержки малочисленных народов, направленных на развитие основных видов традиционной хозяйственной деятельности: оленеводство и переработка продукции оленеводства, рыболовство и реализация водных биологических ресурсов, промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции;
совершенствование нормативных правовых актов, направленных на сохранение исконной среды обитания малочисленных народов;
снижение уровня безработицы среди населения в местах традиционного проживания малочисленных народов;
увеличение количества лиц из числа малочисленных народов, улучшивших жилищные условия;
увеличение количества лиц из числа малочисленных народов, изучающих и знающих родной язык;
увеличение количества лиц из числа малочисленных народов, получивших среднее общее образование, среднее профессиональное образование и высшее образование;
введение в действие государственной информационной системы мониторинга социально-экономического положения малочисленных народов.
4. Прогноз конечных результатов реализации программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни малочисленных народов, социально-экономическое развитие традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности малочисленных народов, экономики, степени реализации других общественно значимых интересов
Своевременная и в полном объеме реализация программы позволит:
выполнить обязательства государства и Красноярского края по государственной поддержке лиц из числа малочисленных народов и лиц, ведущих традиционный образ жизни малочисленных народов, проживающих на территории Красноярского края в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;
создать условия для сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности малочисленных народов;
создать условия для снижения уровня младенческой смертности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;
внедрять новые формы и методы, направленные на повышение качества предоставления мер государственной поддержки и государственных услуг;
создать условия для сохранения этнообразующего промысла малочисленных народов - оленеводства;
создать условия для повышения уровня образования малочисленных народов;
создать условия для сохранения культуры, языков и промыслов малочисленных народов.
Таким образом, реализация комплекса мероприятий программы позволит в целом обеспечить достижение цели программы, а также будет содействовать профилактике социальной напряженности в Красноярском крае.
5. Информация по подпрограммам, отдельным мероприятиям программы
5.1. Информация по подпрограмме "Поддержка лиц из числа коренных малочисленных народов и лиц, ведущих традиционный образ жизни"
Подпрограмма "Поддержка лиц из числа коренных малочисленных народов и лиц, ведущих традиционный образ жизни" (далее - подпрограмма 1) приведена в приложении N 1 к программе.
В настоящее время на территории Красноярского края (далее - край) в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации проживают представители восьми этносов малочисленных народов: долганы, кеты, селькупы, ненцы, нганасаны, чулымцы, эвенки и энцы, а также представители этнической общности ессейских якутов.
Доля лиц из числа малочисленных народов в целом по краю составляет 0,6% от общего числа населения края (в 2010 году - 16,2 тыс. человек), из них более 94% проживают в трех муниципальных образованиях края, относящихся к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, - Таймырском и Эвенкийском, Туруханском районах (в 2010 году - 14,9 тыс. человек).
Национальный состав населения мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года
(человек) | ||||||
Малочисленные народы | ||||||
Красноярский край |
Таймырский район |
Эвенкийский район |
Туруханский район |
Енисейский район |
Северо-Енисейский район |
Тюхтетский район |
Всего |
|
|
|
|
|
|
2828187 |
34432 |
16253 |
18708 |
27223 |
11119 |
8858 |
долганы |
5393 |
48 |
|
|
|
|
кеты |
19 |
207 |
588 |
47 |
|
|
нганасаны |
747 |
6 |
|
|
|
|
ненцы |
3494 |
8 |
14 |
|
|
|
селькупы |
9 |
|
219 |
|
|
|
эвенки |
266 |
3583 |
149 |
24 |
14 |
|
энцы |
204 |
|
|
|
|
|
чулымцы |
|
|
|
|
|
136 |
Всего |
10132 |
3852 |
970 |
71 |
14 |
136 |
ессейские якуты |
|
940 |
|
|
|
|
Положение малочисленных народов определяется суровыми климатическими условиями их проживания, географической удаленностью от различных объектов инфраструктуры, неадаптированностью к рыночной экономике основных видов традиционной хозяйственной деятельности данных народов.
На территории края к основным видам традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов относятся:
животноводство, в том числе кочевое (оленеводство); рыболовство и реализация водных биологических ресурсов; промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции; заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд;
собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений);
художественные промыслы и народные ремесла (изготовление утвари, инвентаря, лодок, нарт, иных традиционных средств передвижения, музыкальных инструментов, берестяных изделий, чучел промысловых зверей и птиц, сувениров из меха оленей, промысловых зверей и птиц, иных материалов, плетение из трав и иных растений, вязание сетей, резьба по кости, резьба по дереву, пошив национальной одежды и другие виды промыслов и ремесел, связанные с обработкой меха, кожи, кости и других материалов);
строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.
Ввиду неконкурентности продукции традиционных отраслей (за исключением продукции пушного промысла - юг Туруханского и Эвенкийского районов) для создания условий развития данных отраслей требуется их государственная поддержка, в частности, в форме субсидирования заготовки и реализации данной продукции для хозяйствующих субъектов, а также поддержка физических лиц, для которых охота, рыболовство, оленеводство являются основой существования.
Основными проблемами, которые решает подпрограмма 1, являются:
недостаточная адаптированность традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов к современным экономическим условиям;
низкое качество жизни малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, что приводит к переезду коренного населения в города и поселки, где у данной категории возникают проблемы социальной адаптации и трудоустройства и, как следствие, утрата жизненных ориентиров, культурных ценностей и национальных начал.
Следующей основной проблемой положения малочисленных народов можно обозначить состояние жилищного фонда, нуждаемость в жилых помещениях.
В решении данного вопроса оптимальным выглядит вариант сочетания инициативы малочисленных народов по самостоятельному осуществлению индивидуального строительства и предоставления части необходимой помощи за счет бюджета. В Туруханском районе лица из числа малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, на основании Закона края от 14.02.2007 N 21-5820 "О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений" бесплатно осуществляют заготовку древесины для собственных нужд и строят жилые дома. Для сдачи жилого дома "под ключ" требуются материалы для его отделки, что предполагается обеспечить за счет средств подпрограммы 1. С 2008 года по 2017 год 70 семей Туруханского, Енисейского и Тюхтетского районов обеспечены необходимыми строительными и отделочными материалами для строительства жилых домов.
В 2011 году Губернатором края инициировано строительство жилья для лиц, осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов. Данная мера поддержки нашла законодательное закрепление, и уже на протяжении восьми лет выделяются средства на предоставление социальных выплат на приобретение, доставку и монтаж быстровозводимых малоэтажных жилых домов для жителей Таймырского и Эвенкийского районов, на протяжении двух лет - для жителей Туруханского района.
Населенный пункт |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Социальные выплаты на приобретение, доставку и монтаж быстровозводимых малоэтажных жилых домов | ||||||||
Таймырский район | ||||||||
Носок |
6 |
3 |
2 |
- |
- |
- |
6 |
- |
Усть-Порт |
- |
3 |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
Караул |
- |
1 |
3 |
- |
- |
- |
- |
- |
Тухард |
- |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Потапово |
- |
- |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
Сындасско |
- |
- |
- |
3 |
- |
- |
- |
11 |
Новорыбная |
- |
- |
- |
3 |
- |
- |
- |
- |
Катырык |
- |
- |
- |
- |
3 |
2 |
- |
- |
Попигай |
- |
- |
- |
- |
3 |
- |
- |
- |
Хета |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
2 |
- |
Новая |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4 |
- |
Волочанка |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4 |
Всего |
6 |
9 |
9 |
6 |
6 |
5 |
12 |
15 |
Эвенкийский район | ||||||||
Тутончаны |
8 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Кислокан |
- |
4 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Нидым |
- |
- |
2 |
|
2 |
- |
- |
- |
Полигус |
- |
- |
2 |
4 |
- |
- |
- |
- |
Суломай |
- |
- |
- |
- |
2 |
- |
1 |
3 |
Эконда |
- |
- |
- |
- |
- |
4 |
6 |
3 |
Стрелка-Чуня |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
1 |
Чиринда |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
- |
Чемдальск |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
Муторай |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
Суринда |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
Всего |
8 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
10 |
11 |
Туруханский район | ||||||||
Фарково |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
3 |
Советская Речка |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
Всего |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
5 |
Предоставление строительных и отделочных материалов для осуществления строительства индивидуального жилого дома собственными силами | ||||||||
Туруханский район |
12 |
7 |
7 |
5 |
5 |
1 |
- |
- |
Енисейский район |
- |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
- |
- |
Тюхтетский район |
5 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
- |
Всего |
17 |
11 |
11 |
9 |
8 |
4 |
1 |
- |
Итого обеспечено жильем |
31 |
24 |
24 |
19 |
18 |
14 |
26 |
31 |
В рамках мероприятий подпрограммы 1 предусмотрено обеспечение необходимыми строительными и отделочными материалами для осуществления строительства индивидуального жилого дома собственными силами не менее 15 семей, из них в 2019 году - не менее 5 семей, в 2020 году - не менее 5 семей, в 2021 году - не менее 5 семей.
Кроме того, за период реализации мероприятий подпрограммы 1 не менее 73 семьям из числа малочисленных народов в Таймырском, Эвенкийском, Туруханском районах будут обеспечены социальными выплатами на приобретение, доставку и монтаж быстровозводимых малоэтажных жилых домов.
По-прежнему одной из проблем остается обеспечение малочисленных народов, проживающих в отдаленных населенных пунктах, медицинскими услугами.
В период реализации целевых программ 2006-2008 годов и долгосрочных целевых программ 2009-2011, 2012-2013 годов найден один из наиболее оптимальных вариантов ее решения, а именно: оказание стоматологической помощи выездными бригадами врачей-стоматологов. Большие объемы и востребованность оказанных услуг, положительные отзывы населения районов края, на территории которых реализовывалось данное мероприятие, дают основание для продолжения его реализации.
Для реализации задач Концепции в части реализации мероприятий по увеличению продолжительности жизни малочисленных народов и сокращению младенческой смертности в северных территориях, в рамках реализации мероприятий государственной программы края от 30.09.2013 N 516-п "Развитие здравоохранения" проводятся ежегодные медицинские осмотры граждан, ведущих традиционный образ жизни и осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности (оленеводство, рыболовство, промысловая охота), посредством санитарной авиации обеспечивается доставка больных с мест кочевья (промысла) в лечебные организации, в случае отсутствия врача по определенной специализации, компенсируются расходы на проезд к месту обследования, лечения в организациях здравоохранения на территории Российской Федерации.
Образование является одним из ключевых элементов социального устройства и во многом определяет уровень жизни людей. Начиная с 2000 года ежегодно студентам из числа малочисленных народов оказывалось содействие в получении впервые среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена, высшего образования посредством предоставления дополнительной стипендии, компенсации расходов на проезд от места жительства к месту обучения и обратно, предоставления компенсационных выплат за оплату обучения в образовательных организациях. Кроме того, учащиеся в общеобразовательных организациях, имеющих интернат, в котором они проживают, обеспечиваются проездом от населенного пункта, где родители (законные представители) имеют постоянное место жительства, до места нахождения родителей (законных представителей) вне населенного пункта (в тундре, в лесу, на промысловых точках) и обратно авиационным видом транспорта.
По отрасли образования также обеспечивается повышение уровня образования кочующего населения, в частности, в Таймырском и Эвенкийском районах действуют кочевые школы и детские сады, где дети из числа малочисленных народов получают начальное общее образование, без отрыва от родителей и мест их традиционного пребывания, и осуществления традиционной хозяйственной деятельности.
Социально-экономическое и культурное развитие малочисленных народов невозможно без сохранения и развития самобытной культуры, знания языка и традиций. В условиях рыночной экономики и активного освоения природных богатств края существование малочисленных народов в качестве самостоятельных этнических общностей напрямую зависит от возможностей сохранения видов традиционной хозяйственной деятельности.
Подпрограмма 1 включает комплекс мероприятий, направленных на реализацию мероприятий, предусматривающих содействие сохранению и развитию самобытной культуры и языков малочисленных народов, проведение различных социально значимых и культурных мероприятий малочисленных народов, таких как День рыбака, День реки; оказание грантовой поддержки проектов, направленных на сохранение культуры, национальных языков, национальных видов спорта малочисленных народов, организацию летнего отдыха детей из Эвенкийского района.
Для обмена опытом и пропаганды традиционной культуры коренных малочисленных народов в краевом бюджете выделены средства на участие мастериц декоративно-прикладного искусства малочисленных народов, а также косторезов в выставке-ярмарке "Сокровища Севера" в городе Москве.
Отдельные мероприятия подпрограммы 1 реализуется органами местного самоуправления Таймырского, Эвенкийского, Туруханского районов в рамках переданных отдельных государственных полномочий.
Решение поставленных задач позволит обеспечить занятость (самозанятость) лиц, ведущих традиционный образ жизни малочисленных народов, проживающих на территории края в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов (далее - лица, ведущие традиционный образ жизни), и поддержку лиц из числа малочисленных народов.
Целью подпрограммы 1 является защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов.
Достижение поставленной цели осуществляется путем решения задачи - своевременность и адресность предоставления мер государственной поддержки.
Реализация подпрограммы 1 рассчитана на период с 2014 по 2021 годы. В связи с тем, что основная часть мероприятий подпрограммы 1 связана с последовательной реализацией бессрочных обязательств края по предоставлению мер государственной поддержки лицам из числа малочисленных народов и лицам, ведущим традиционный образ жизни, выделение этапов по годам реализации подпрограммы 1 не предусмотрено.
Основным результатом реализации мероприятий подпрограммы 1, направленных на решение поставленной задачи, является стабильное значение численности лиц из числа малочисленных народов и лиц, ведущих традиционный образ жизни, получивших меры государственной поддержки и (или) участвующих в социально значимых мероприятиях в соответствии с подпрограммой 1.
Выбор мероприятий подпрограммы 1 обусловлен реализацией мероприятий по предоставлению мер государственной поддержки малочисленным народам, закрепленных Законами края от 18.12.2008 N 7-2660 "О социальной поддержке граждан, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края" (далее - Закон края N 7-2660), от 18.12.2008 N 7-2658 "О социальной поддержке граждан, проживающих в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края" (далее - Закон края N 7-2658), от 25.11.2010 N 11-5343 "О защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Красноярского края" (далее - Закон края N 11-5343).
В результате реализации мероприятий подпрограммы 1: число лиц из числа малочисленных народов и лиц, ведущих традиционный образ жизни, получивших меры государственной поддержки и (или) участвующих в социально значимых мероприятиях в соответствии с подпрограммой 1, составит 37325 человек, 2014 году - 4125 человек, в 2015 году - 4200 человек, в 2016 году - 4250 человек, в 2017 году - 2700 человек, в 2018 году - 3390 человек, в 2019 году - 6220 человек, в 2020 году - 6220 человек, в 2021 году - 6220 человек, в том числе, количество лиц из числа малочисленных народов, получивших впервые среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена, высшее образование (бакалавриат, специалитет) по очной форме обучения не менее 65 человек ежегодно.
5.2. Информация по подпрограмме "Развитие домашнего северного оленеводства"
Подпрограмма "Развитие домашнего северного оленеводства" (далее подпрограмма 2) приведена в приложении N 2 к программе.
Основными проблемами, которые решает подпрограмма 2, являются: недостаточная адаптированность традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов к современным экономическим условиям;
низкий уровень жизни малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, что приводит к переезду коренного населения в города и поселки, где у данной категории граждан возникают проблемы социальной адаптации и трудоустройства и, как следствие, утрата жизненных ориентиров, культурных ценностей и национальных начал;
создание сбалансированной структуры стада оленей на территории края; обеспечение продукцией оленеводства населения северных территорий края.
Положение оленеводов определяется суровыми климатическими условиями их проживания, отсутствием элементарных социально-бытовых благ, географической удаленностью от различных объектов инфраструктуры. Статистика численности оленей края приведена в таблице N 1.
Таблица N 1
Численность оленей края
|
|
(голов) |
|||||||||||
N п/п |
Наименование муниципальных образований |
На 1 января |
|||||||||||
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
||
1 |
Таймырский район, из них: |
57171 |
58274 |
62469 |
67991 |
72391 |
78842 |
85146 |
95379 |
103404 |
112932 |
123285 |
111524 |
|
сельское поселение Караул |
50434 |
47138 |
56302 |
61690 |
64702 |
71951 |
78633 |
88627 |
96560 |
107381 |
118214 |
105554 |
|
сельское поселение Хатанга |
6737 |
6678 |
6138 |
6301 |
6689 |
6891 |
6513 |
6752 |
6834 |
5551 |
5041 |
5970 |
|
у частного населения |
0 |
4458 |
29 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
Эвенкийский район |
4100 |
4200 |
4506 |
4703 |
4733 |
3961 |
4001 |
2823 |
2570 |
2497 |
2646 |
2531 |
3 |
Туруханский район (у частного населения) |
500 |
640 |
650 |
680 |
700 |
730 |
760 |
799 |
807 |
807 |
807 |
807 |
|
Итого |
|
63114 |
67625 |
72694 |
83573 |
83533 |
89907 |
99001 |
106791 |
116236 |
126738 |
114862 |
В Эвенкийском районе осуществляется лесное оленеводство.
В настоящее время в данном районе оленеводство как отрасль хозяйства в бассейне реки Нижняя Тунгуска исчезла по сравнению с советским периодом развития Эвенкийского района.
С 80-х годов прошлого века оленеводство как экономическая отрасль хозяйствования в данном районе стала стремительно угасать. Причин этому было несколько. Во-первых, занятие оленеводством стало экономически невыгодным. Во-вторых, эвенки-оленеводы стали уделять значительно больше времени промысловой охоте (соболиная охота и добыча копытных животных - преимущественно дикого северного оленя). Это привело к тому, что сейчас требуются дополнительные усилия для восстановления, хотя бы частичного, стада оленей.
На территории Эвенкийского района действует муниципальное предприятие Эвенкийского района "Оленеводческо-племенное хозяйство "Суриндинский" (далее - МП "Суриндинский"), являющееся единственным специализированным племенным хозяйством по разведению оленей эвенкийской породы в лесной зоне не только в крае, но и в Российской Федерации. МП "Суриндинский" имеет социальную направленность, обеспечивает занятость малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни и осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.
Ежегодно МП "Суриндинский" получает финансовую поддержку из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Субсидии предоставляются из расчета годовой ставки субсидирования, устанавливаемой нормативными правовыми актами края, и поголовья оленей, имеющихся в МП "Суриндинский" на 1 января текущего года.
Несмотря на финансовую поддержку из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, МП "Суриндинский" находится на грани финансового кризиса. С 2007 года по 2011 год (данные на 1 января) поголовье оленей эвенкийской породы стабильно возрастало. Начиная с 2012 года поголовье оленей в Эвенкийском районе сокращается и достигло на 01.01.2018 2531 головы.
По сравнению с поголовьем оленей, имеющемся в 1988 году, численность оленей сократилась более чем в 11,84 раза, когда их численность составляла 29,6 тыс. голов. Основными причинами сокращения поголовья оленей в Эвенкийском районе являются травеж хищниками, отсутствие заинтересованности работников в сфере оленеводства в сохранности и увеличении поголовья оленей.
По рекомендации администрации Эвенкийского района МП "Суриндинский" проведена оптимизация финансово-хозяйственной деятельности, произведено сокращение численности сотрудников управленческого аппарата указанного предприятия. В связи с приведением нагрузок по охране и выпасу оленей на одного оленевода в МП "Суриндинский" к рекомендуемым нагрузкам на одного оленевода в л
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.