Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением администрации Шушенского района Красноярского края от 26 декабря 2014 г. N 2232 настоящее Приложение изложено в новой редакции
Приложение
к Постановлению администрации
Шушенского района Красноярского края
от 29 октября 2013 г. N 1268
Муниципальная программа
"Развитие культуры Шушенского района"
на 2014-2016 годы
26 июня, 3, 22 июля, 19 августа, 28 октября, 26 декабря 2014 г.
1. Паспорт
муниципальной программы Шушенского района
"Развитие культуры Шушенского района"
на 2014-2016 годы
Наименование муниципальной программы |
Муниципальная программа "Развитие культуры Шушенского района" на 2014-2016 годы |
|||
Основание для разработки муниципальной программы |
Статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации; постановление администрации Шушенского района от 13.08.2013 N 917 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ Шушенского района, их формировании и реализации"; распоряжение администрации Шушенского района об утверждении перечня муниципальных программ Шушенского района от 22.08.2013 N 120-р |
|||
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Отдел культуры и муниципального архива администрации Шушенского района |
|||
Соисполнители муниципальной программы |
- |
|||
Перечень подпрограмм муниципальной программы |
Подпрограммы 1. Подпрограмма "Культурное наследие" на 2014-2016 годы (приложение N 1 к Программе) 2. Подпрограмма "Искусство и народное творчество" на 2014-2016 годы (приложение N 2 к Программе) 3. Подпрограмма "Дополнительное образование в отрасли культура" на 2014-2016 годы (приложение N 3 к Программе) 4. Подпрограмма "Обеспечение деятельности учреждений культуры Шушенского района" на 2014-2016 годы (приложение N 4 к Программе) |
|||
Цель муниципальной программы |
Создание условий для развития и реализации культурного и духовного потенциала населения Шушенского района |
|||
Задачи муниципальной программы |
1. Повышение доступности и качества библиотечных услуг. 2. Обеспечение доступа населения Шушенского района к культурным благам и участию в культурной жизни. 3. Создание условий для обеспечения эффективной деятельности учреждений дополнительного образования детей в отрасли культура. 4. Управление, поддержка и координация деятельности учреждений, работающих в отрасли культура. |
|||
Этапы и сроки реализации муниципальной программы |
2014-2016 годы |
|||
Перечень целевых показателей и показателей результативности муниципальной программы |
Наименование индикатора |
Значение |
||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
||
Количество экземпляров новых изданий, поступивших в фонды общедоступных библиотек, в расчете на 1000 жителей, экз. |
250 |
250 |
250 |
|
Удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, организованных муниципальными учреждениями культуры, проценты |
329,56 |
330,28 |
330,31 |
|
Доля детей, обучающихся в муниципальных детских школах искусств, в художественной школе, проценты |
9,5 |
9,5 |
9,5 |
|
Доля муниципальных учреждений культуры подведомственных Отделу культуры в общем количестве учреждений культуры района, проценты |
19,2 |
19,2 |
19,2 |
|
целевые показатели и показатели результативности представлены в приложении N 1 к Паспорту муниципальной Программы; значения показателей результативности на долгосрочный период представлены в приложении N 2 к Паспорту муниципальной Программы | ||||
Информация по ресурсному обеспечению программы |
Общий объем финансирования программы - 185 105,209 тыс.руб., Общий объем финансирования программы за счет средств федерального бюджета - 428,980 тыс.руб., Общий объем финансирования программы за счет средств краевого бюджета - 6 093,016 тыс.руб., Общий объем финансирования программы за счет средств районного бюджета - 178 583,213 тыс.руб. в том числе по годам: 2014 год - 65 258,609 тыс.руб., в том числе: 428,980 тыс.руб. за счет средств федерального бюджета, 5 896,816 тыс.руб. за счет средств краевого бюджета, 58 932,813 тыс.руб. за счет средств районного бюджета; 2015 год - 59 923,300 тыс.руб., в том числе: 98,100 тыс.руб. за счет средств краевого бюджета, 59 825,200 тыс.руб. за счет районного бюджета; 2016 год - 59 923,300 тыс.руб., в том числе: 98,100 тыс.руб. за счет средств краевого бюджета, 59 825,200 тыс.руб. за счет средств районного бюджета. |
|||
Перечень объектов капитального строительства |
Капитальное строительство в рамках программы не предусмотрено (приложение N 3 к Паспорту муниципальной программы) |
2. Характеристика текущего состояния сферы культуры Шушенского района
с указанием основных показателей социально-экономического развития
Шушенского района и анализ социальных, финансово-экономических
и прочих рисков реализации программы
В Основных направлениях стратегии культурной политики Шушенского района на 2010-2020 годы, утвержденной главой администрации Шушенского района, основная стратегическая цель развития сферы культуры определена как формирование единого социально-культурного пространства с учетом особенностей самобытности территории, способствующего духовному и культурному развитию населения.
Достижение стратегической цели в сфере культуры предполагает решение следующих стратегических задач:
- сохранение единого культурно-информационного пространства, улучшение условий доступа к культурным ценностям для большинства населения;
- обеспечение сохранения и эффективного использования объектов движимого и недвижимого культурного наследия, в том числе вовлечения их в культурно-туристическую деятельность;
- сочетание при решении проблемных вопросов развития культуры мобилизации бюджетных источников финансирования с развитием платных услуг, привлечением спонсорских средств и участием в грантах и программах.
Для реализации стратегических целей и задач развития сферы культуры в Шушенском районе имеется значительный культурный потенциал: объекты культурного наследия, традиционные духовные ценности в их разнообразии, творческие коллективы, имеющие звания "Образцовый самодеятельный коллектив", "Народный самодеятельный коллектив", квалифицированные кадры, сеть учреждений культуры и дополнительного образования детей.
Шушенский район является местом реализации мероприятий межрегионального и международного уровня: на его территории проходят открытый межрегиональный фестиваль-конкурс ансамблевой фортепианной музыки "Гармония", открытый межрегиональный фестиваль-конкурс детских хореографических коллективов "Плясица", открытый межрегиональный фестиваль детского вокального и эстрадного искусства "Новые имена", региональный фестиваль любительских театральных коллективов "Отражение", международный фестиваль этнической музыки и ремесел "МИР Сибири". Шушенские творческие коллективы успешно гастролируют и участвуют в фестивалях и конкурсах различного уровня, что способствует созданию устойчивого образа Шушенского района как территории культурных традиций и творческих инноваций.
Культурное пространство Шушенского района представлено 52 учреждениями, среди которых 23 муниципальные библиотеки, 25 муниципальных клубных учреждений, 1 Социокультурный комплекс, 2 школы искусств, 1 художественная школа.
За годы реализации в районе ведомственных целевых программ: "Организация отдыха детей в каникулярное летнее время", "Сохранение и развитие культуры в Шушенском районе", участия в реализации районных целевых программ: "Старшее поколение", "Доступная среда для инвалидов", "Поддержка талантливых детей и развитие детского технического творчества", был принят ряд мер, проведены мероприятия, направленные на сохранение и дальнейшее развитие культуры Шушенского района. Благодаря успешному участию в долгосрочной целевой программе "Культура Красноярья" улучшилась ситуация с развитием и укреплением материально-технической базы учреждений культуры и дополнительного образования детей. Проводились капитальные и текущие ремонты зданий и помещений, инженерно-технических коммуникаций, мероприятия по обеспечению пожарной безопасности и антитеррористической защищенности объектов культуры.
Совершенствовались механизмы обеспечения свободы творчества, права граждан на участие в культурной жизни, система выявления и поддержки одаренных детей и молодежи. В целях поддержки одаренных детей и самодеятельного народного творчества на территории проводились районные, зональные, региональные, межрегиональные, фестивали, конкурсы, выставки. Пополнялись и обновлялись библиотечные фонды муниципальных библиотек.
Реализуемый комплекс мер позволил достигнуть следующих результатов. В 25 культурно-досуговых учреждениях района работает 271 клубных формирований, в том числе 18, имеющих почетное звание "народный" и "образцовый", число участников клубных формирований составляет 3125 человек. Удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях составляет 329,56%.
В 3 школах дополнительного образования детей в сфере культуры обучается 567 учащихся. Школы имеют лицензию на обучение детей. С 2013 года осуществляется переход на предпрофессиональные программы. На базе школ действует 14 постоянно действующих творческих коллективов. 20% детей из трех школ принимают участие в международных, всероссийских, региональных, краевых конкурсах становятся лауреатами и дипломантами данных конкурсов. Средняя доводимость до выпуска обучающихся составляет 86,6%.
Услугами библиотек по данным на 2012 год пользуется 26646 читателей, им выдано 645021 книг и журналов. Библиотечным обслуживанием охвачено 73% жителей района (по краю 70%). Совокупный фонд библиотек района составляет 195,2 тыс. экземпляров. Книгообеспеченность на одного жителя составляет 5,5 (по краю 7,4). Объем новых поступлений на 1000 человек населения района превышает норматив, рекомендуемый Международной федерацией библиотечных ассоциаций, и составляет в 2012 году 313 экземпляров.
В отрасли работает 328 специалистов, из них с высшим образованием 63 человека (29,4%), по профилю 50 человек (23,4%), со средним специальным 134 (62,6%), по профилю 109 человек (50,9%), заочно обучаются 18 человек, 11 по профилю, повысили квалификацию за последний год 41 человек. Почетные звания имеют 10 человек. Существует проблема "старения кадров" - 29,4% специалистов района старше 50 лет.
Учреждения культуры и образования оказывают полный спектр существующих культурных услуг. По охвату населения культурными услугами Шушенский район находится на среднекраевом уровне.
Несмотря на позитивную динамику развития сферы культуры, сохраняют актуальность проблемы, связанные с мотивацией населения к занятиям в клубных формированиях, обучению на различных отделениях учреждений дополнительного образования детей, получению социально-значимой, общественно-политической, образовательной, культурной информации, а также с доступностью и качеством муниципальных услуг, предоставляемых населению. В библиотечной системе очень остро стоит вопрос с созданием электронного каталога. Серьезной проблемой продолжает оставаться дефицит кадров, что обусловлено низкой заработной платой и социальной незащищенностью творческих работников и работников культуры. Несоответствие кадрового потенциала уровню возникающих проблем в отрасли приводит к низкому уровню развития инновационной и экспериментальной деятельности, слабому учету учреждениями культуры актуальных социально-культурных процессов, досуговых предпочтений и ценностных ориентаций различных категорий населения.
Значимость и актуальность реализации обозначенных проблем требуют сбалансированного решения вопросов, связанных, с одной стороны, с сохранением и развитием культурного потенциала района, с другой стороны, с выбором и поддержкой приоритетных направлений, обеспечивающих улучшение качества, разнообразие и доступность муниципальных услуг, предоставляемых учреждениями культуры и дополнительного образования детей.
В целях сохранения результатов деятельности учреждений культуры и искусства, придания нового импульса развитию культуры района, внедрения в сферу культуры информационно-коммуникационных технологий, позволяющих сформировать инновационный подход к развитию отрасли, необходимо продолжить реализацию мер, направленных эффективную деятельность учреждений культуры. Необходимо сохранить имеющуюся базу, сделать объекты культуры и досуга более привлекательными и востребованными, муниципальные услуги, оказываемые учреждениями культуры и дополнительного образования детей населению района, соответствующими современным стандартам.
Важное значение для успешной реализации муниципальной программы имеет прогнозирование возможных рисков, связанных с достижением целей, решением задач муниципальной программы, оценка их масштабов и последствий, а также формирование системы мер по их предотвращению.
В рамках реализации муниципальной программы могут быть выделены следующие риски ее реализации.
- Правовые риски связанны с изменением федерального, краевого законодательства, длительностью сроков формирования нормативно-правовой базы. Это может привести к существенному увеличению планируемых сроков или изменению условий реализации мероприятий муниципальной программы.
- Риски усиления разрыва между современными требованиями и фактическим состоянием материально-технической базы, технического оснащения и систем управления учреждениями сферы культуры могут послужить причиной существенного снижения качества и доступности муниципальных услуг в сфере культуры.
- Административные риски связаны с неэффективным управлением муниципальной программой, низкой эффективностью взаимодействия заинтересованных сторон, что может повлечь за собой снижение уровня управляемости учреждениями сферы культуры, нарушение планируемых сроков реализации муниципальной программы, невыполнение ее целей и задач, недостижение плановых значений показателей, снижение эффективности использования ресурсов и качества выполнения мероприятий муниципальной программы.
- Кадровые риски обусловлены дефицитом высококвалифицированных кадров в сфере культуры (особенно в библиотеках), что снижает эффективность работы учреждений сферы культуры и качество предоставляемых ими услуг.
Для минимизации воздействия правовых рисков планируется проводить мониторинг планируемых изменений федерального, краевого законодательства в сферах культуры и образования. Для снижения негативных последствий рисков, связанных с усилением разрыва между современными требованиями и фактическим состоянием материально-технической базы, технического оснащения и систем управления муниципальными учреждениями сферы культуры, предусматривается проведение модернизации за счет привлечения средств краевого бюджета путем участия в программах и грантовых конкурсах, развитие платных услуг, предоставляемых населению.
Основными условиями минимизации административных рисков являются:
- формирование эффективной системы управления реализацией муниципальной программы;
- проведение систематического мониторинга результативности реализации муниципальной программы;
- повышение эффективности взаимодействия участников реализации муниципальной программы;
- своевременная корректировка мероприятий муниципальной программы.
Снижение влияния кадровых рисков предполагается посредством притока квалифицированных кадров и переподготовки (повышение квалификации) имеющихся специалистов.
Сложность и разносторонность стоящих перед сферой культуры задач обуславливают необходимость дальнейшего применения программного метода.
Программный метод позволит:
- сконцентрировать финансовые ресурсы на проведении наиболее значимых мероприятий, направленных на сохранение и обеспечение функционирования учреждений культуры и дополнительного образования детей;
- обеспечить адресность, последовательность, преемственность и контроль инвестирования средств бюджета района в сферу культуры;
- внедрить инновационные технологии в работу учреждений культуры и дополнительного образования детей;
- создать условия для функционирования учреждений культуры и дополнительного образования детей, предпосылки их дальнейшего развития.
3. Приоритеты и цели социально-экономического развития культуры
Шушенского района, описание основных целей и задач программы,
прогноз развития культуры Шушенского района
Приоритеты и цели социально-экономического развития культуры Шушенского района определены в соответствии со следующими стратегическими документами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Красноярского края, Шушенского района:
- Закон Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р);
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Вместо "от 08.12.2011 N 2227-р" имеется в виду "от 17 ноября 2008 г. N 1662-р"
- Стратегия инновационного развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации 07.02.2008 N ПР-212);
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761);
- Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры в Российской Федерации до 2015 года (согласованы Правительством Российской Федерации от 01.06.2006 N МФ-П44 - 2462);
- Концепция сохранения нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009-2015 годы (утверждена приказом Министерства культуры Российской Федерации от 17.12.2008 N 267);
- Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 1244-р);
- Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 N 1120-р);
- Закон Красноярского края от 28.06.2007 N 2-190 "О культуре";
- Постановление Правительства Красноярского края от 20.01.2009 N 24-п "Об утверждении Основных направлений стратегии культурной политики Красноярского края на 2009-2020 годы;
- Основные направления стратегии культурной политики Шушенского района на 2010-2020 годы (в редакции от 09.01.2013 года);
Основными приоритетными направлениями развития культуры района являются:
- обеспечение максимальной доступности, повышение качества и разнообразия культурных услуг населению района;
- создание открытого культурного пространства района:
(развитие гастрольной, выставочной, фестивальной деятельности);
- создание благоприятных условий для творческой самореализации жителей;
- развитие системы непрерывного профессионального образования в области культуры, повышение социального статуса работника культуры, в том числе путем повышения уровня оплаты труда;
- инновационное развитие учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры, в том числе путем технического и технологического обновления, использования новых форм организации культурной деятельности;
- сохранение, популяризация и эффективное использование культурного наследия района, в том числе: сохранение и пополнение библиотечного фонда, обеспечение сохранности, объектов культурного наследия, развитие культурно-познавательного туризма.
В соответствии с основными приоритетами целью Программы является создание условий для развития и реализации культурного и духовного потенциала населения Шушенского района.
Достижение цели муниципальной программы будет осуществляться путем решения задач в рамках соответствующих подпрограмм.
Задачи Программы:
1. Повышение доступности и качества библиотечных услуг (подпрограмма "Культурное наследие").
2. Обеспечение доступа населения Шушенского района к культурным благам и участию в культурной жизни (подпрограмма "Искусство и народное творчество").
3. Создание условий для обеспечения эффективной деятельности учреждений дополнительного образования детей в отрасли культура. (подпрограмма "Дополнительное образование в отрасли культура").
4. Управление, поддержка и координация деятельности учреждений, работающих в отрасли культура (подпрограмма "Обеспечение деятельности учреждений культуры Шушенского района").
Реализация Программы позволит расширить спектр предоставляемых культурных услуг, тем самым обеспечив доступ к культурным ценностям и информации, поддержку всех форм творческой самореализации личности, широкое вовлечение граждан в культурную деятельность. Активизирует процессы интеграции культуры района в краевое и российское культурное пространство, создаст условия для дальнейшей модернизации деятельности муниципальных учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры Шушенского района.
4. Механизм реализации отдельных мероприятий Программы
Решение задач программы достигается реализацией подпрограмм, реализация отдельных мероприятий не предусмотрена.
Организационные, экономические и правовые механизмы, необходимые для эффективной реализации мероприятий подпрограмм, последовательность выполнения мероприятий подпрограмм представлены в подпрограммах программы.
5. Прогн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.