Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Основные разделы подпрограммы
2.1. Постановка общекраевой проблемы и обоснование необходимости разработки подпрограммы
2.1.1. В 2012 году отмечалось улучшение ситуации в сфере занятости и на рынке труда в Красноярском крае:
численность безработных граждан (по методологии Международной организации труда) сократилась на 7,3% (с 94,3 тыс. человек в 2011 году до 87,4 тыс. человек в 2012 году). Уровень общей безработицы в среднем за 2012 год составил 5,5% от численности экономически активного населения - на 0,5% меньше, чем в 2011 году (6,0%) (справочно: в 2012 году уровень общей безработицы по краю значительно меньше, чем в среднем в Сибирском федеральном округе (7,1%), и равен среднему по Российской Федерации - 5,5%);
численность безработных граждан, зарегистрированных в центрах занятости населения, сократилась на 6,1 тыс. человек или на 20,1% и на 01.01.2013 составила 24,4 тыс. человек (на 01.01.2012 - 30,5 тыс. человек) - это минимальное значение на начало года за последние 19 лет. Темпы снижения безработицы в Красноярском крае (20,1%) превышают средние значения по регионам Сибирского федерального округа (15,9%) и Российской Федерации (17,2%);
уровень зарегистрированной безработицы сократился с 1,9% на 01.01.2012 до 1,6% на 01.01.2013 (справочно: уровень регистрируемой безработицы в Красноярском крае снизился на 0,3% при среднем снижении по Сибирскому федеральному округу на 0,4%, по Российской Федерации - на 0,3%);
коэффициент напряженности (отношение численности незанятых граждан к количеству заявленных вакансий в среднемесячном исчислении) сократился с 1,4 в 2011 году до 0,7 в 2012 году (справочно: коэффициент напряженности в среднем по регионам Сибирского федерального округа составил 1,0, по Российской Федерации - 0,8).
В 2012 году государственные услуги в области содействия занятости населения получили более 400 тыс. человек.
Выросло число получателей информационных услуг как среди граждан, так и среди работодателей Красноярского края. В 2012 году информацию о ситуации на рынке труда получили 286,8 тыс. человек (в 2011 году - 268,0 тыс. человек) и 14,7 тыс. работодателей (в 2011 году - 14,5 тыс.).
В 2012 году при содействии органов службы занятости нашли работу 95,7 тыс. человек, в том числе 42,4 тыс. безработных граждан. На условиях временной занятости трудоустроены 26,2 тыс. подростков в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, 3,4 тыс. безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы. В оплачиваемых общественных работах (с выплатой материальной поддержки) приняли участие 10,5 тыс. безработных граждан. Приступили к профессиональному обучению 9,5 тыс. безработных граждан. Услуги по профессиональной ориентации (в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, профессионального обучения) получили 101,4 тыс. человек, по психологической поддержке - 7,5 тыс. безработных граждан, по социальной адаптации на рынке труда - 5,4 тыс. безработных граждан, по содействию самозанятости - 7,1 тыс. безработных граждан.
В 2012 году среднемесячная численность граждан, в период поиска работы получающих пособие по безработице, составила 21,9 тыс. человек (в 2011 году - 27,0 тыс. человек), стипендию в период профессионального обучения по направлению органов службы занятости - 1,9 тыс. человек (в 2011 году - 2,1 тыс. человек), пенсию, назначенную досрочно по предложению органов службы занятости, - 0,9 тыс. человек (в 2011 году - 1,2 тыс. человек).
В 2012 году по сравнению с 2011 годом повысилась эффективность реализации мер активной политики занятости и мер содействия трудоустройству:
трудоустроено 75,1% от численности граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, против 71,2% в 2011 году;
трудоустроено 56,5% инвалидов от численности инвалидов, обратившихся в поиске работы, против 51,7% в 2011 году;
средняя продолжительность периода безработицы уменьшилась с 5,0 месяцев на 01.01.2012 до 4,6 месяца на 01.01.2013.
В течение 2012 года статус безработного получили 63,1 тыс. человек (на 17,2% меньше, чем в 2011 году). Доля граждан, признанных безработными, в численности незанятых граждан, обратившихся за содействием в поиске работы (с учетом переходящих), уменьшилась с 65,4% в 2011 году до 62,5% в 2012 году.
В течение 2012 года снижение численности безработных граждан отмечено в 57 из 61 муниципального образования края. Наибольшее снижение численности безработных граждан отмечено в городах Шарыпово (на 35,2%), Красноярске (на 33,3%), Боготоле (на 32,6%), Назарово (на 29,2%), Енисейске (на 28,1%) и Боготольском (на 36,8), Козульском (на 31,2%), Ачинском (на 29,5%), Пировском (на 27,7%) и Балахтинском (на 26,9%) районах. Вместе
с тем численность безработных граждан увеличилась в Кежемском, Северо-Енисейском, Туруханском и Шарыповском районах.
В 8 из 61 муниципального образования края уровень зарегистрированной безработицы составил более 5,0% от трудоспособного населения в трудоспособном возрасте (на 01.01.2012 - в 9), из данной группы исключен Боготольский район (3,1%). Максимальные значения показателя отмечены в Бирилюсском районе (8,8%), п.Кедровый (8,6%), наиболее низкий уровень безработицы зарегистрирован в г.Красноярске (0,5%), г.Дивногорске и Березовском районе (по 0,6%), г.Железногорске и Богучанском районе (по 0,8%), г.Ачинске и Балахтинском районе (по 0,9%), г.Зеленогорске, г.Норильске, г.Сосновоборске и Рыбинском районе (по 1,0%).
В 1 полугодии 2013 года получили развитие следующие тенденции, влияющие на ситуацию в сфере занятости населения и рынок труда Красноярского края:
увеличились объемы высвобождений - в органы службы занятости населения Красноярского края поступили сведения о высвобождении 11,4 тыс. человек из 549 организаций (в аналогичном периоде 2012 года - 10,2 тыс. человек из 540 организаций); высвобождено 4,2 тыс. человек (в аналогичном периоде 2012 года - 3,0 тыс. человек);
ухудшилась ситуация с массовыми высвобождениями работников организаций края - 64 организации заявили о массовом высвобождении 7,5 тыс. работников (в аналогичном периоде 2012 года - 70 организаций заявили о массовом высвобождении 6,2 тыс. работников). Наиболее крупные высвобождения запланировали организации, задействованные на строительстве Богучанской ГЭС (более 1,0 тыс. человек), Ирбинский филиал ОАО "Евразруда" (801 человек), ОАО "ПО "Красноярский завод комбайнов" (654 человека), ОАО "Дивногорский завод низковольтных автоматов" и ООО "Дивногорский завод низковольтной аппаратуры" (505 человек), ОАО "Маклаковский ЛДК" (475 человек);
количество вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости населения Красноярского края, сохранилось на уровне 2012 года и составило 120,2 тыс. единиц;
уровень общей безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за 1 полугодие 2013 года составил 5,9% (в аналогичном периоде 2012 года - 6,0%);
численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения Красноярского края, с начала года сократилась на 3,6 тыс. человек или на 14,9% и по состоянию на 01.07.2013 составила 20,7 тыс. человек (по состоянию на 01.07.2012 - 24,4 тыс. человек);
уровень зарегистрированной безработицы с начала года сократился на 0,2% и по состоянию на 01.07.2013 составил 1,4% (по состоянию на 01.07.2012 - 1,6%).
2.1.2. Недопущению критической ситуации на рынке труда Красноярского края способствует комплексная реализация мер активной политики занятости, повышение эффективности деятельности органов службы занятости.
В Красноярском крае реализуется широкий спектр федеральных и краевых инвестиционных проектов по развитию традиционных и созданию новых высокотехнологичных производств.
Прежде всего, это развитие Нижнего Приангарья, Ангаро-Енисейский кластер, кластер инновационных технологий в г.Железногорск, освоение Ванкорского, Юрубчено-Тахомского и Куюмбинского нефтегазовых месторождений, развитие лесопромышленного комплекса и золотодобывающей отрасли, межрегиональный проект по строительству железнодорожной линии "Кызыл - Курагино" с привязкой к разработке крупных рудных месторождений.
В целом ежегодная дополнительная кадровая потребность прогнозируется на уровне 65-68 тыс. человек. В ближайшие 5 лет на крупнейших инвестиционных проектах Красноярского края будет создано более 38 тыс. новых рабочих мест для высококвалифицированных специалистов.
2.1.3. Вместе с тем экономика Красноярского края испытывает дефицит квалифицированных трудовых ресурсов, который в условиях интенсивного роста экономики при сохранении тенденций депопуляции, стабилизации уровня миграционного прироста и сохранении существующего уровня производительности труда будет только нарастать. По прогнозным оценкам вследствие демографических процессов и изменения возрастной структуры населения к 2020 году численность трудоспособного населения Красноярского края может сократиться до 1600-1650 тыс. человек, составляя до 57,5% населения Красноярского края (увеличение демографической нагрузки на трудоспособное население в результате демографических сдвигов).
Наиболее актуальные проблемы рынка труда Красноярского края:
территориальное и структурное несоответствие спроса и предложения рабочей силы;
значительный удельный вес в числе незанятых граждан лиц, имеющих низкую конкурентоспособность на рынке труда и испытывающих особые трудности в поиске работы;
дефицит квалифицированных трудовых ресурсов на фоне растущей кадровой потребности.
2.2. Основная цель, задачи, этапы и сроки
выполнения подпрограммы, целевые индикаторы
Целью подпрограммы является повышение занятости и социальная защита от безработицы населения Красноярского края.
Мероприятия подпрограммы направлены на решение следующих задач:
1. Содействие трудоустройству граждан;
2. Повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда;
3. Обеспечение социальной поддержки безработных граждан;
4. Повышение качества и доступности государственных услуг в сфере содействия занятости населения.
Реализация мероприятий подпрограммы осуществляется в рамках полномочий Красноярского края в области содействия занятости населения и полномочия по осуществлению социальных выплат безработным гражданам, переданного субъектам Российской Федерации в соответствии со статьями 7.1 и 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим реализацию полномочий Красноярского края и переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, является агентство труда и занятости населения Красноярского края.
Сроки реализации подпрограммы 2014-2016 годы.
Перечень целевых индикаторов подпрограммы, определяющих результаты достижения поставленной цели, приведен в приложении N 1 к подпрограмме.
2.3. Механизм реализации подпрограммы
2.3.1. Организационные, экономические и правовые основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
В Красноярском крае отношения в области содействия занятости населения регулируются Законом Красноярского края от 01.12.2011 N 13-6604 "О содействии занятости населения в Красноярском крае".
2.3.2. Органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим реализацию полномочий Красноярского края и переданного полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, является агентство труда и занятости населения Красноярского края.
Агентство труда и занятости населения Красноярского края осуществляет предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в области содействия занятости населения в рамках административных регламентов, разработанных в соответствии с федеральными государственными стандартами.
2.3.3. Агентство труда и занятости населения Красноярского края организует, обеспечивает и контролирует на территории Красноярского края деятельность центров занятости населения по предоставлению государственной услуги в области содействия занятости населения.
Центры занятости населения предоставляют на территории соответствующих муниципальных образований Красноярского края государственные услуги в области содействия занятости населения.
2.3.4. Государственные услуги в области содействия занятости населения предоставляются гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации. Государственные услуги в области содействия занятости населения предоставляются бесплатно.
2.3.5. Расходные обязательства подпрограммы направлены на реализацию задач по обеспечению государственных гарантий прав граждан Российской Федерации на труд и защиту от безработицы на территории Красноярского края, обеспечение предоставления дополнительного образования краевыми государственными образовательными учреждениями.
Расходование средств на реализацию мероприятий подпрограммы (подпункты 1.1.1, 1.1.2, 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3 приложения N 2 к подпрограмме) осуществляется агентством труда и занятости населения Красноярского края, которое является главным распорядителем средств краевого бюджета, путем размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2.3.5.1. Механизм расходования средств государственной поддержки по всем мероприятиям подпрограммы урегулирован следующими федеральными и краевыми нормативными правовыми актами:
по подпунктам 1.1.1-1.1.4, 1.1.6, 1.1.7, 1.2.1-1.2.6, 1.4.1 приложения N 2 к подпрограмме - постановлением Правительства Красноярского края от 05.03.2012 N 76-п "Об утверждении Порядка финансового обеспечения и расходования средств краевого бюджета на осуществление мероприятий в области содействия занятости населения, в том числе виды мероприятий в области содействия занятости населения, подлежащие финансированию из краевого бюджета, и состав расходов на их реализацию";
по подпунктам 1.1.3, 1.1.4 приложения N 2 к подпрограмме - постановлением Правительства Красноярского края от 17.07.2012 N 356-п "Об утверждении Порядка и условий предоставления материальной поддержки гражданам в период участия в общественных работах и временного трудоустройства";
по подпункту 1.1.6 приложения N 2 к подпрограмме - постановлением Правительства Красноярского края от 30.08.2012 N 429-п "Об утверждении Порядка, условий и размера предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению краевых государственных учреждений службы занятости населения, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, перечня расходов, на финансирование которых предоставляется единовременная финансовая помощь, порядка подтверждения получателем единовременной помощи исполнения условий ее предоставления и целевого использования средств единовременной финансовой помощи, порядка возврата средств единовременной финансовой помощи в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении";
по подпункту 1.1.7 приложения N 2 к подпрограмме - постановлением Правительства Красноярского края от 20.03.2012 N 108-п "Об утверждении Порядка, условий и размера предоставления финансовой поддержки безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению краевых государственных учреждений службы занятости населения, установлении порядка подтверждения получателем финансовой поддержки исполнения условий ее предоставления и целевого использования средств финансовой поддержки, порядка возврата средств финансовой поддержки в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении";
по подпунктам 1.2.2, 1.2.3 приложения N 2 к подпрограмме - постановлением Правительства Красноярского края от 14.02.2012 N 52-п "Об утверждении Порядка, условий и размера предоставления финансовой поддержки безработным гражданам, а также женщинам в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, направленным краевыми государственными учреждениями службы занятости населения на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в другую местность";
по подпункту 1.2.3 приложения N 2 к подпрограмме - постановлением Правительства Красноярского края от 14.02.2012 N 47-п "Об утверждении Порядка и условий направления краевыми государственными учреждениями службы занятости населения женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации";
по подпункту 1.3.1 приложения N 2 к подпрограмме - статьями 30, 31, 33-35 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.06.2012 N 10н "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными".
2.3.5.2. Содействие трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места (подпункт 1.1.5 приложения N 2 к подпрограмме), осуществляется путем предоставления субсидий на возмещение (финансирование) затрат работодателей на оборудование (оснащение) для незанятых инвалидов рабочих мест на основании договоров о предоставлении субсидии на возмещение (финансирование) затрат на оборудование (оснащение) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов, заключаемых между центрами занятости населения и работодателями (далее по настоящему разделу - договор). Возмещению (финансированию) в рамках затрат на оборудование (оснащение) рабочих мест подлежат расходы на приобретение, монтаж и установку оборудования, технических приспособлений, мебели, в том числе специальной, средств для создания благоприятных климатических и иных условий, программного обеспечения, специальных аудиопрограмм, программ, позволяющих увеличивать информацию на экране компьютера для слабовидящих и слепых людей, специального оборудования, усиливающего звук, для слабослышащих инвалидов, и другого вспомогательного оборудования.
Возмещение (финансирование) затрат работодателя на приобретение, монтаж и установку оборудования для оснащения рабочих мест производится в размере фактической стоимости оборудования, работ по его монтажу и установке, но не более 66,2 тысяч рублей на одно оборудованное (оснащенное) рабочее место для трудоустройства незанятых инвалидов.
Условиями предоставления работодателям субсидий на возмещение (финансирование) затрат на оборудование (оснащение) рабочих мест для незанятых инвалидов являются:
заключение договора, предусматривающего обязательство работодателя по оборудованию (оснащению) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов (в соответствии с изложенными в индивидуальной программе реабилитации рекомендациями по условиям труда и видам трудовой деятельности, с учетом характера функциональных нарушений и ограничений трудоспособности, имеющихся у него профессий (специальности) и навыков);
письменная гарантия сохранения рабочего места, оборудованного (оснащенного) для трудоустройства незанятого инвалида в течение не менее 12 месяцев (с момента трудоустройства граждан данной категории).
Для заключения договора работодатель представляет в центр занятости населения заявление, копии учредительных документов (устав, учредительный договор) и смету затрат на оборудование (оснащение) рабочих мест для незанятых инвалидов.
Центр занятости населения в течение десяти рабочих дней после представления работодателем вышеуказанных документов заключает договор с работодателем либо направляет работодателю письменное уведомление о причинах отка
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.