Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению администрации г.Канска
Красноярского края
от 30 октября 2013 г. N 1560
Муниципальная программа города Канска
"Развитие культуры" на 2014 - 2016 годы
10 апреля 2014 г.
Постановлением администрации г.Канска Красноярского края от 10 апреля 2014 г. N 517 в раздел 1 настоящего Приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Постановления и распространяющие действие на правоотношения, возникшие с 12 февраля 2014 г.
1. Паспорт
муниципальной программы города Канска
Наименование муниципальной программы |
Муниципальная программа города Канска "Развитие культуры" на 2014-2016 годы (далее - программа) |
Основания для разработки муниципальной программы |
Статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации; постановление администрации г.Канска от 22.08.2013 N 1096 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ города Канска, их формировании и реализации", протокол заседания комиссии по вопросам разработки муниципальных программ и контролю за реализацией муниципальных программ от 09.10.2013 |
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Отдел культуры администрации г.Канска |
Соисполнители муниципальной программы |
МКУ "Канский городской архив" |
Перечень подпрограмм и отдельных мероприятий муниципальной программы |
Подпрограмма 1 "Сохранение культурного наследия" Подпрограмма 2 "Развитие архивного дела в городе Канске" Подпрограмма 3 "Поддержка искусства и народного творчества" Подпрограмма 4 "Обеспечение условий реализации программы и прочие мероприятия" |
Цели муниципальной программы |
Создание условий для развития и реализации культурного и духовного потенциала населения города Канска |
Задачи муниципальной программы |
Задача 1. "Сохранение и эффективное использование культурного наследия города" Задача 2. "Обеспечение доступа населения города Канска к культурным благам и участия в культурной жизни" Задача 3. "Создание условий для устойчивого развития отрасли "культура" в городе Канске" |
Этапы и сроки реализации муниципальной программы |
2014-2016 годы |
Перечень целевых показателей и показателей результативности программы |
Удельный вес населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, проводимых муниципальными учреждениями культуры возрастет с 64,64% в 2013 году до 66,77% в 2016 году Количество экземпляров новых поступлений в библиотечные фонды общедоступных библиотек на 1 тыс. человек населения в год составит не менее 84 экземпляров к 2016 году Доведение до выпуска учащихся образовательных учреждений культуры дополнительного образования детей к 2016 году составит не менее 59,3% Доля оцифрованных заголовков единиц хранения, переведенных в электронный формат программного комплекса "Архивный фонд" (создание электронных описей), в общем количестве единиц хранения, хранящихся в МКУ "Канский городской архив"возрастет с 18,2% в 2013 году до 100% в 2016 году |
Информация по ресурсному обеспечению программы |
Общий объем финансирования программы всего - 299175,374 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 98319,132 тыс. руб., 2015 год - 100178,121 тыс. руб., 2016 год - 100678,121 тыс. руб., в том числе: городской бюджет - 297864,974 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 97411,732 тыс. руб.; 2015 год - 99976,621 тыс. руб.; 2016 год - 100476,621 тыс. руб., краевой бюджет - 1310,400 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 907,400 тыс. руб., 2015 год - 201,500 тыс. руб., 2016 год - 201,500 тыс. руб. |
2. Характеристика текущего состояния сферы культуры
с указанием основных показателей социально-экономического
развития города Канска
Деятельность учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры г.Канска направлена на создание условий, обеспечивающих равный доступ населения к высококачественным культурным благам и услугам, формирующих благоприятную культурную среду для творческой самореализации граждан.
Услуги населению г.Канска предоставляют: Централизованная библиотечная система г.Канска, учреждение музейного типа (Канский краеведческий музей), в структуре которого имеется отдел современного искусства (выставочный зал), учреждения культурно-досугового типа (Городской дом культуры г.Канска, Дом культуры "Строитель"), учреждения дополнительного образования детей в области культуры (Детская школа искусств, Детская музыкальная школа, Детская художественная школа). В Доме культуры "Строитель" с 2012 года организованы видео показы, в учреждениях дополнительного образования детей в области культуры обеспечивается предоставление дополнительного профессионального образования в области культуры. Вместе с тем обеспеченность жителей города Канска услугами учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры не в полной мере соответствует нормативам, рекомендованным распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 N 1063-р.
Идеологические и социально-экономические трансформации российского общества последних десятилетий наложили свой отпечаток на культуру Канска, которая, преодолев неблагоприятные последствия глубокого кризиса, накопила положительный опыт адаптации к новым рыночным условиям. При возрастающей конкуренции между традиционными предложениями учреждений культуры и коммерческих организаций досуга, развитии новых видов социальных услуг и электронных способов получения информации культура как отрасль сохранила статус государство образующего социально-культурного института и подтвердила свой авторитет и популярность у населения города. Удельный вес населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, проводимых муниципальными учреждениями культуры, составляет 56,73%. Современный этап развития Централизованной библиотечной системы г.Канска (далее - ЦБС) характеризуется изменением основных приоритетов деятельности. К традиционным задачам сбора, сохранения и приумножения книжных богатств добавились функции информационного, культурного и образовательного центра. Муниципальные библиотеки стремятся занять достойное место на рынке информационных и образовательных услуг путем внедрения новых информационных технологий, полного удовлетворения информационных запросов, предоставления пользователю оптимальной модели информационно-библиотечного обслуживания, активного развития проектной, программной и инновационно-методической деятельности.
Сеть муниципальных библиотек города Канска насчитывает 11 библиотек, в том числе Центральная городская библиотека им. А.П.Чехова, молодежная библиотека, Центральная детская библиотека, 2 детских библиотеки-филиала, библиотека Городского информационно-ресурсного центра, библиотека-музей, 4 библиотеки-филиала.
Общий книжный и документный фонд муниципальных библиотек города составляет более 350 тыс. книг и электронных изданий. Число зарегистрированных пользователей-45 тыс. человек, посещений-310 тысяч. Три детские библиотеки обслуживают на своих площадках более 18 тыс. детей до 14 лет.
Создаются собственные информационные ресурсы библиотек в сети Интернет: базы данных читателей, электронные каталоги (Сводный электронный каталог ЦБС, Краеведческий каталог, базы данных фонда редких книг, периодических изданий).
С 2007 года в Центральной городской библиотеке им. А.П.Чехова ведется работа по созданию электронного каталога книг и периодических изданий. Увеличивается количество компьютерных мест для пользователей. Доступ в Интернет открыт в 7 библиотеках, в Центральной городской библиотеке им. А.П.Чехова и Центральной детской библиотеке имеется зона свободного доступа в Интернет (Wi-Fi). Внедряются новые информационные услуги на web-сайте библиотеки: библиоинформ-рассылка информации о новых поступлениях, продление онлайн-возможность продления пользования книгами и периодикой на дому.
Последние два года вошли в историю музейного дела г.Канска как годы начала работы над внесением сведений о музейных предметах и коллекциях в Государственный каталог Российской Федерации. В целях формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры в сфере культуры музей оснащен компьютерной техникой, подключен к сети Интернет, оснащается программным обеспечением. В числе основных проблем музея следует назвать недостаточность экспозиционно-выставочных площадей и площадей под хранение фондов, недостаточность средств на комплектование фондов и реставрационные работы.
Документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы (далее-архивные документы), хранящиеся в архиве города, отражают духовную жизнь населения города Канска, имеют большое социальное, историческое и культурное значение, активно используются в культурной и научной жизни.
Созданный органом местного самоуправления муниципальный архив города в целом позволяет обеспечивать сохранность документов. Вместе с тем из-за отсутствия должного финансирования в полной мере не поддерживается температурно-влажностный режим хранения архивных документов, а в ряде случаев имеются серьезные нарушения в санитарно-гигиеническом режиме.
Ситуацию осложняет и быстрый темп роста принимаемых на хранение архивных документов, что приводит к резкому снижению резерва площадей для планового приема документов.
Выходом из сложившейся ситуации является модернизация материально-технической базы муниципального архива, оснащение его современным оборудованием для проведения оцифровки как научно-справочного аппарата, так и самих архивных документов.
Кроме того, возрастающие потребности общества в ретроспективной информации ставят перед архивом новые задачи, решение которых, лежит в плоскости развития информационных технологий.
На расширение возможностей использования документов направлены мероприятия по созданию единой информационной среды взаимодействия между архивами края и пользователями.
Оцифровка информационно-поисковых справочников и архивных документов, проведение мероприятий в on-line режиме позволят не только увеличить число пользователей архивными документами, но и существенно сократить затраты на получение ими необходимой информации.
Культурно-досуговые учреждения г.Канска представлены двумя муниципальными Домами культуры, с общим количеством мест в залах - 800. Дома культуры являются центрами социального творчества, воспитания духовной культуры человека, центрами реализации фактического участия населения в культурной жизни города. Ежегодно культурно-досуговыми учреждениями проводится более 550 культурно-массовых мероприятий, посещаемость которых составляет свыше 143 тысяч человек. В Домах культуры функционирует 72 клубных формирования, в том числе 37 для детей до 14 лет и 15 для молодежи от 15 до 24 лет с общим числом участников 1690 человек. Десять коллективов любительского художественного творчества имеют почетные звания "народный" и "образцовый". Состояние материально-технической базы учреждений культурно-досугового типа остается крайне неудовлетворительным: не завершен ремонт ГДК г.Канска, требует капитального ремонта ДК "Строитель".
Приоритетное внимание уделяется формированию единого культурного пространства г.Канска. Развитию муниципальных учреждений культуры и образовательных учреждений дополнительного образования детей в области культуры способствовала реализация долгосрочных городских целевых программ отрасли, в том числе "Культура Красноярья" на 2013-2015 годы, "Организация культурно - массовых мероприятий в городе Канске" на 2012-2014 годы" и участие учреждений культуры в долгосрочных городских целевых программах: "Комплексные меры по профилактике распространения наркомании, пьянства и алкоголизма в городе Канске" на 2012-2014 годы, "Доступная среда для инвалидов" на 2012-2014 годы", "Предупреждение терроризма и экстремизма в городе Канске" на 2013-2015 годы. На проведение общегородских мероприятий учреждениям культуры города ежегодно выделяется более 1,5 млн. рублей.
Обеспечение прав граждан на образование, восполнение и развитие кадрового ресурса отрасли при соблюдении принципа непрерывности художественного образования является одним из приоритетных направлений культурной политики г.Канска. Сложившаяся система поиска, поддержки и сопровождения детей, одаренных в области культуры и искусства, направлена на развитие их творческого потенциала, а также профессиональное самоопределение в сфере музыкального, изобразительного, хореографического искусства. Контингент обучающихся в образовательных учреждениях дополнительного образования детей в области искусства в г.Канске остается стабильным на протяжении нескольких лет и составляет 800 человек. На базе образовательных учреждений дополнительного образования детей проводятся зональные детские конкурсы, смотры, фестивали, выставки и иные мероприятия для детей, работают творческие лаборатории, мастер-классы. Увеличивается количество учащихся ставших лауреатами и дипломантами Международных, Всероссийских, Межрегиональных, краевых и зональных конкурсов. Доля участников из числа детей, привлеченных во всех учреждениях культуры и образовательных учреждениях дополнительного образования детей в области культуры к участию в творческих мероприятиях, направленных на выявление и поддержку юных талантов от общего числа детей составляет более 24%.
В числе основных задач остается подготовка и переподготовка специалистов отрасли. В муниципальных учреждениях культуры и дополнительного образования детей в области культуры работают 245 специалистов, из них 89 имеют высшее профессиональное образование. Ежегодно более 25 работников отрасли повышает квалификацию в научно - учебных центрах кадров культуры. В рамках перевода на новые системы оплаты труда обеспечено увеличение размеров оплаты труда более чем 230 человек. Рост заработной платы составил - 11,4%. С 01 июля 2013 года на новую систему оплату труда переведены еще 3 образовательных учреждения дополнительного образования детей. Однако уровень заработной платы работников культуры, в сравнении с уровнем заработной платы работников других отраслей экономики, остается по-прежнему низким, что вызывает дефицит кадров творческих работников и работников культуры. Несоответствие кадрового потенциала уровню возникающих проблем в отрасли приводит к низкому уровню развития инновационной и экспериментальной деятельности, слабому учету учреждениями культуры актуальных социально-культурных процессов, досуговых предпочтений и ценностных ориентаций различных категорий населения.
Одним из приоритетных направлений культурной политики г.Канска является сохранение культурного и исторического наследия. Поддержка традиционных форм народного художественного творчества способствует проведение фестивалей, конкурсов, выставок декоративно-прикладного искусства, мастер-классов, творческих мастерских. В музее и библиотеках г.Канска собраны образцы и ценности национальной и местной материальной и духовной культуры, имеются ценные коллекции музейных экспонатов, редких и старопечатных книг, хранящих историческую память и обеспечивающих преемственность культурно - исторического развития. Объем музейного фонда составляет более 19550 единиц хранения.
В настоящее время на территории г.Канска зарегистрировано 80 объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) регионального значения, представляющих историко-культурную ценность. В целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), введения их в экономический и культурный оборот необходимо проведение их ремонтно-реставрационных работ, в том числе в рамках государственных и муниципальных программ.
В городе Канске реализуются мероприятия общероссийского и международного уровня такие как: Международный Канский видео фестиваль и Всероссийские проекты Международного фестиваля - конкурса детского и юношеского творчества "Роза ветров". Мощное художественное поле, образовавшееся в результате фестивальной практики, ежегодно притягивает все большее количество разноплановых и разножанровых участников. Международный Канский видео фестиваль не только демонстрирует сборные кино-видеопрограммы, он открывает выставки, возводит паблик-арт объекты, устраивает уличные перфомансы, проводит образовательные программы, организует концерты и пр.. Результаты ежегодного проведения Международного Канского видео фестиваля повлияли на создание привлекательных, комфортных условий в городе Канске, а так же на дальнейшее его развитие: запланировано благоустройство набережной и строительство новых уникальных арт и стрит-арт объектов, строительство объектов туристической индустрии и привлечение в г.Канск массового туристического потока.
Творческие коллективы г.Канска успешно участвуют в фестивалях и конкурсах в России и за рубежом, тем самым, позиционируя наш город и его лучших представителей народного творчества не только на городском, краевом, но и общероссийском и международном уровнях.
Муниципальные учреждения культуры г.Канска участвуют в мероприятиях по привлечению инвестиций в развитие отрасли культуры в городе, которые частично помогают решать существующие проблемы. Это участие в долгосрочных целевых программах "Культура Красноярья", "Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления в Красноярском крае", грантовых программах Красноярского края, в конкурсном отборе Министерства культуры Красноярского края на предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований на поддержку коллективов любительского художественного творчества, на реализацию социокультурных проектов муниципальными учреждениями культуры и образовательными учреждениями в области культуры, в рамках которых были установлены системы видеонаблюдения, приобретено противопожарное оборудование, осуществлен ремонт электропроводки, приобретено современное видеопроекционное оборудование, музыкальные инструменты, сценическая обувь, пополнились библиотечные фонды, осуществлен ремонт учреждений. В целом в 2012 году ассигнования из средств краевого бюджета на выполнение муниципальных программ и совместных мероприятий составили 2284,1 тыс.руб. Результатом мероприятий стало создание благоприятных условий для организации культурного досуга и отдыха жителей, привлечение новых посетителей, развитие новых форм культурных услуг.
Главной проблемой, основными рисками, сдерживающей развитие отрасли в настоящий период, является проблема несоответствия ресурсного обеспечения отрасли (информационного, кадрового, материально-технического) целям и задачам государственной культурной политики, что характеризуется невысоким качеством культурных услуг, снижает возможность доступа населения к культурным ценностям. Техническое и технологическое оснащение учреждений культуры города находится в неудовлетворительном состоянии, что, в значительной мере, влияет на конкурентоспособность муниципальных учреждений культуры. В капитальном и текущем ремонте нуждаются практически все учреждения культуры. Большинство учреждений требует оснащения современным оборудованием, средствами безопасности, компьютерной техникой, музыкальными инструментами. Невысокая заработная плата творческих работников и работников культуры не способствует притоку и удержанию профессиональных кадров. Одной из важнейших задач отрасли остается задача по улучшению жилищных условий работников. Привлечение специалистов для работы в наших учреждениях культуры невозможно без формирования базовых условий социального комфорта, в том числе удовлетворения их первоочередной потребности в доступном и комфортном жилье.
Проведение структурных реформ в отрасли позволит сформировать благоприятную социально-культурную среду, обеспечивающую высокое качество жизни населения г.Канска, расширить доступ населения ко всему спектру культурных благ и услуг, раскрыть творческий потенциал возможно большего количества жителей, оптимизировать и модернизировать сеть муниципальных учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры, активизировать включение г.Канска в общероссийский и мировой культурный процесс.
3. Приоритеты и цели социально-экономического
развития в сфере культуры города Канска, описание
основных целей и задач программы, прогноз развития
сферы культуры города Канска
Приоритеты и цели социально-экономического развития в сфере культуры города Канска определены в соответствии со следующими стратегическими документами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Красноярского края и города Канска:
Закон Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р);
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р);
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 07.02.2008 N Пр-212);
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761);
Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры в Российской Федерации до 2015 года (согласованы Правительством Российской Федерации от 01.06.2006 N МФ-П44-2462);
План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры" (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 2606-р).
Концепция сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009 - 2015 годы (утверждена приказом Министерства культуры Российской Федерации от 17.12.2008 N 267);
Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 1244-р);
Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 N 1120-р);
Закон Красноярского края от 28.06.2007 N 2-190 "О культуре";
Основные направления стратегии культурной политики Красноярского края на 2009 - 2020 годы (утверждены постановлением Правительства Красноярского края от 20.01.2009 N 24-п);
План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры Красноярского края" (утвержден распоряжением Губернатора Красноярского края от 25.02.2013 N 58-рг);
Комплексная программа социально - экономического развития города Канска до 2020 года;
План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры в городе Канске" (утвержден постановлением администрации г.Канска от 09.08.2013 N 1035).
Реализация Программы будет осуществляться в соответствии со следующими основными приоритетами:
обеспечение максимальной доступности культурных ценностей для населения города, повышение качества и разнообразия культурных услуг, в том числе:
создание открытого культурного пространства города (развитие гастрольной, выставочной, фестивальной деятельности и др.);
создание виртуального культурного пространства города (оснащение учреждений культуры современным программно-аппаратным комплексом, создание инфраструктуры, обеспечивающей доступ населения к электронным фондам музеев и библиотек города, мировым культурным ценностям и информационным ресурсам);
создание благоприятных условий для творческой самореализации граждан, получения художественного образования и приобщения к культуре и искусству всех групп населения;
активизация просветительской деятельности учреждений культуры (гражданско-патриотическое просвещение, культурно-историческое и художественно-эстетическое воспитание, повышение правовой культуры, популяризация научной и инновационной деятельности и др.);
развитие системы непрерывного профессионального образования в области культуры, повышение социального статуса работников культуры, в том числе путем повышения уровня оплаты их труда;
формирование нормативно-правовой базы культурной политики города, обеспечивающей рост и развитие отрасли;
инновационное развитие учреждений культуры и образовательных учреждений дополнительного образования детей в области культуры, в том числе путем внедрения информационных и телекоммуникационных технологий, использования новых форм организации культурной деятельности;
сохранение, популяризация и эффективное использование культурного наследия города, в том числе:
сохранение и пополнение библиотечного, музейного, архивного фондов города;
возрождение и развитие народных художественных ремесел, декоративно-прикладного творчества, поддержка фольклорных коллективов;
обеспечение сохранности объектов культурного наследия, введение их в экономический и культурный оборот;
развитие культурно-познавательного туризма, включение историко-культурного потенциала города в систему туристических потоков;
создание устойчивого культурного образа города как территории культурных традиций и творческих инноваций, интеграция в общероссийский и мировой культурный процесс, в том числе:
обеспечение доступности лучших образцов отечественного и зарубежного профессионального искусства для населения города, в том числе путем реализации межрегиональных, всероссийских, международных культурных проектов на территории города, привлечения к ним творческих деятелей, коллективов, экспертов из других регионов России и зарубежных стран;
продвижение культуры города за его пределами в форме гастролей, участия в конкурсах, выставках и фестивалях в регионе, России и за рубежом;
использование современных информационных технологий для формирования образа города как культурного центра восточных территорий Красноярского края;
развитие инфраструктуры отрасли "культура", в том числе:
ремонт и реконструкция, техническая и технологическая модернизация учреждений культуры города Канска.
В соответствии с основными приоритетами целью программы является создание условий для развития и реализации культурного и духовного потенциала населения города Канска.
Для достижения данной цели должны быт
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.