Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего Вишняковой Н.Е.,
судей:Федерякиной Е.Ю., Ефимовой И.Е.,
при секретаре Дубовике Д.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Вишняковой Н.Е. гражданское дело по апелляционной жалобе истца Белевич М.С.
на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 10 апреля 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Белевич М.С. к ФГБУ "ФКП Росреестра" о признании актов определения кадастровой стоимости земельных участков незаконными, признании действия по внесению в государственный кадастр недвижимости экономических характеристик удельного показателя кадастровой стоимости незаконными, обязании исключить сведения, обязании рассчитать и внести сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе земельных участков отказать.
УСТАНОВИЛА:
Белевич М.С. обратился в суд с иском к ФГБУ "ФКП Росреестра" о признании актов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, утвержденные начальником Волоколамского отдела ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области (правопреемник - Волоколамский отдел филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области) Князевым М.М. недействительными с даты внесения;
о признании действия должностных лиц Волоколамского отдела ФГУ "Кадастровая палата" в Московской области (правопреемник - Волоколамский отдел филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" в Московской области) по внесению в государственный кадастр недвижимости экономических х арактеристик удельного показателя кадастровой стоимости в размере *** рублей за 1 кв.м. и
рассчитанной по этому показателю общей кадастровой стоимости каждого из 31 земельных участков с к адастровыми номерами:***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, незаконными с даты вынесения;
обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" исключить из государственного кадастра недвижимости с ведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости в размере *** рублей за 1 кв.м. и рассчитанной по этому показателю общей кадастровой стоимости ка ждого из 31 земельных участков с кадастровыми номерами: ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***; обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" рассчитать и внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе земельных участков с кадастровыминомерами: ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***на о сновании утвержденного среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель по *** - *** рублей.
В обоснование требований истец указывает на то, что являлся собственником земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, назначение: для сельскохозяйственного производства, общая площадь участка 102,22 га, адрес объекта: ***. Постановлением Р уководителя администрации Волоколамского муниципального района от 19.01.2009 г. N *** вид разрешенного использования указанного земельного участка был изменен с "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства", категория земель: земли Сельскохозяйственного назначения. Истцом было принято решение о разделе принадлежащего ему Земельного участка с N *** на *** участка. Управлением Росреестра по Московской Области было зарегистрировано право собственности истца на 31 земельный участок с вышеуказанными кадастровыми номерами. Адрес объектов: ***. В полученных кадастровых паспортах на указанные 31 земельные участки удельный показатель кадастровой стоимости был установлен в размере *** рублей за 1 кв.м. Сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе земельного участка внесены в Государственный кадастр недвижимости на основании утвержденного среднего уровня кадастровой оценки земель дачных объединений по субъекту РФ (т.е. среднего по Московской области). В связи с тем, что удельный показатель составил ***рублей за 1 кв.м., кадастровая стоимость земельного участка в значительной степени превысила его рыночную стоимость. Поскольку земельные участки, принадлежащие истцу, не были включены в инвентаризационную опись земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке (раздел единого массива на 33 земельных участка был произведен в 2010 году), и вид разрешенного использования был изменен в 2010 году, то истец полагает, что кадастровая стоимость должна была определяться в соответствии с п. 2.3.1 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от *** г. N ***. Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2005 г. N 166-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, согласно которым среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель по *** составляет *** рублей.
Представитель истца в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, возражал по заявленным требованиям, указав на то, что кадастровая стоимость земельного участка была рассчитана с учетом среднего по субъекту Российской Федерации значения удельного показателя кадастровой стоимости земель для садоводческих и огороднических объединений ***, утвержденного Распоряжением N ***, в размере *** рублей, в связи с отсутствием в указанном распоряжении значения удельного показателя кадастровой стоимости земель для дачных объединений Волоколамского района.
Письменный отзыв представлен в материалы дела.
Судом было постановленоуказанное выше решение, об отмене которого по доводам своей апелляционной жалобы проситистец Белевич М.С., считая его незаконным и необоснованным.
В заседание судебной коллегии представитель ответчика не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца Аболмасова Е.М., обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правильности и законности постановленного решения и не находит оснований для отмены решения суда.
Суд первой инстанции верно применил ч. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ, из которой следует, что использование земли в Российской Федерации является платным.Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с ч. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу п. 11 ст. 7 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N ***, государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и основывается на классификации земель по целевому назначению в виду функционального использования (п.п. 3,4).
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11 марта 2010 г. N П/93 "О наделении "Федеральных государственных учреждений" Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая дата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета с 15.09.2010 ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области наделена полномочиями по осуществлению кадастрового учета земельных участков. В соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 31.05.2011 N П/200 "Об утверждении федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата", федеральное государственное учреждение "Кадастровая палата" по Московской области переименовано в федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Московской области, а затем в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, согласно приказу N П-331 от 01 сентября 2011 г. и приказу N 138 от 25 октября 2011 г. "Об утверждении Положений о филиалах ФГБУ "ФКП Росреестра".
Из материалов дела также усматривается, что истец является собственником земельных участков с кадастровыминомерами: ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, находящимися по адресу: ***, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства.
Согласно кадастровым паспортам земельных участков (выписок из государственного к адастра недвижимости), удельный показатель кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков установлен в размере *** рублей.
В 2008 году на территории Московской области, в том числе в ***, проводились мероприятия по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 26.08.2002 года N П/307.
Перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, формировался по состоянию на 01.01.2008 г.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 г. N 121-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель с адоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" утверждены результаты указанной оценки.
В соответствии с п. 2.3.1 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь о бразуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования, или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 12.08.2006 г. N 222, а также разъяснениями Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 22.03.2010 г. N 15/87-СБ, расчет кадастровой стоимости земельных участков должен осуществляться с учетом среднего для муниципального района (в случае отсутствия - для субъекта РФ) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель для дачных объединений.
В вышеуказанном распоряжении N 121-РМ значение удельного показателя кадастровой стоимости земель для дачных объединений *** для расчета кадастровой стоимости земельных участков отсутствует, в связи с чем, при расчете кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков, принадлежащих истцу, применялось среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель для дачных объединений Московской области в размере *** рублей за 1 кв.м.
Суд пришел к выводу о том, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о недействительности актов определения кадастровой стоимости земельных участков, а самим судом не установлено каких - либо незаконных действий по внесению в государственный кадастр недвижимости экономических характеристик удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков. Более того, сведений об иной (рыночной) стоимости на вышеназванные участки суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд нашел требования истца необоснованными, и сделал вывод о том, что оснований для удовлетворения заявленных истцом не имеется.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции на основании исследованных доказательств, которым дана оценка в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, пришел к правильному и обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку материалами дела подтверждено, чтостороной ответчика не были в полном объеме исполнены обязательства, взятые им на себя по договору поставки.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.4 ст.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Как полагает судебная коллегия, выводы суда верны и обоснованы, соответствуют установленным обстоятельствам по делу и требованиям действующего гражданского законодательства.
В апелляционной жалобе ответчика содержится довод о том, что суд неправильно оценил обстоятельства, имеющие значения для дела, не применил нормы, подлежащие применению, поскольку ответчиком и судом первой инстанции не верно применены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков, в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденные Приказом Минэкономразвития РФ от 12.087.2006 N 222. Исходя из этого, истец полагает, что при определении кадастровой стоимости земельных участков должен быть применен удельный показатель кадастровой стоимости первоначального преобразованного земельного участка.
Однако, по мнению коллегии, данные доводы не могут быть признаны обоснованными, поскольку не основаны на обстоятельствах дела и не аргументированыответчиком должным образом, в то время как в соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ, из которой следует, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Как следует из Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и основывается на классификации земель по целевому назначению в виду функционального использования (п.п. 3,4). Согласно пунктам 5, 9 кадастровая оценка производится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр. Государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2005 г. N 166-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, согласно которым среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель по Волоколамскому району составляет 46,33 рублей.
Вместе с тем, Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 г. N 121-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель с адоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" утверждены результаты указанной оценки, при этом указанным распоряжением значение удельного показателя кадастровой стоимости земель для дачных объединений Волоколамского района для расчета кадастровой стоимости земельных участков не установлено.
По смыслу указанных выше норм, судебная коллегия приходит к выводу о том, что, поскольку земельные участки, принадлежащие заявителю, не были включены в инвентаризационную опись земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке (раздел единого массива на 33 земельных участков был произведен в 2010 году), и вид разрешенного использования был изменен в 2010 году, то в данном случае не применим средний удельный показатель кадастровой стоимости для дачных объединений по ***, установленный Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2005 г. N 166-РМ. а именно *** руб. за один квадратный метр.
Ссылка заявителя о применении положений Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 23 декабря 2009 года N 121-РМ о среднем удельном показателе кадастровой стоимости по Волоколамскому муниципальному району, поскольку средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м земель, находящихся в границах дачных объединений по Волоколамскому району утвержден не был, их кадастровая стоимость должна была определяться в соответствии с п. 2.3.1 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 12.08.2006 N 222.
Согласно п. 2.3.1 Методических указаний в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененном) виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
Таким образом, указанным нормативным актом установлена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, вид разрешенного использования которого был изменен, путем умножения среднего только для муниципального района (но не субъекта в целом) удельного показателя кадастровой стоимости земель вида объединения, соответствующего измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
Видом объединения, соответствующем измененному виду разрешенного использования земельных участков заявителя (дачное строительство), является дачное объединение.
Пунктом 2 Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" установлено, что Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2005 N 166-РМ применяется в части, не противоречащей настоящему распоряжению , вступившим в силу с 1 января 2010 года.
Принимая во внимание, что Распоряжением N 121-РМ средний удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков дачных объединений для Волоколамского муниципального района установлен не был, а вид разрешенного использования земельных участков был изменен в 2011 году, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что применению подлежит средний удельный показатель кадастровой стоимости для дачных объединений по Волоколамскому району, установленный Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 г. N 121-РМ.
Согласно указанному Распоряжению средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м земель дачных объединений по *** утвержден не был, а средний уровень 1 кв. м земель дачных объединений по Московской области составил *** руб. *** коп., таким образом, действия ответчика о внесении сведений относительно кадастровой стоимости *** указанных земельных участков, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером *** являются правомерными.
Таким образом, изложенные доводы апелляционной жалобы истца Белевич М.С. не могут быть признаны обоснованными и послужить основанием для отмене решения суда.
Иные доводы жалобывыводов суда первой инстанции не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, по мнению судебной коллегии, направлены на переоценку норм материального, процессуального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ.
Разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства. Установленные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 10 апреля 2013 годаоставить без изменения, апелляционную жалобуБелевич М.С.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.