Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Владимировой Н.Ю.,
судей Рачиной К.А., Мызниковой Н.В.,
при секретаре Алексеевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Владимировой Н.Ю.
гражданское дело по апелляционной жалобе Кириллова И. В. на решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 04 октября 2016 года по делу по иску Кириллова И. В. к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области о назначении пенсии, которым постановлено:
Исковые требования Кириллова И. В. Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области о назначении пенсии удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области включить в подсчет стажа Кириллова Игоря Владимировича, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следующие периоды:
с *** года по *** года,
с *** года по *** года,
с *** года по *** года,
с *** года по *** года.
В остальной части отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец Кириллов И. В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности.
В обоснование заявленных требований указывал, что обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в назначении пенсии по основаниям п.20 ч.1 ст.30 Закона "О страховых пенсиях" было отказано из-за отсутствия специального стажа.
В судебном заседании истец Кириллов И.В., исковые требования поддержал. Представитель ответчика Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N3 по г.Москве и Московской области по доверенности Чурюкина А.Н., исковые требования не признала.
Судом постановленоуказанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить Кириллов И.В.
Кириллов И.В. в судебное заседание явился, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N3 по г.Москве и Московской области Терешкина К.А . явилась, против удовлетворения жалобы возражала.
Выслушав Кириллова И.В., представителя Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N3 по г.Москве и Московской области Терешкину К.А ., проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения постановленного судом решения.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", п раво на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа ( в 2015г. - 6 лет).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 ( в 2015г. - 6,6).
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 года N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781 (далее - Список от 29.10.2002 года N 781) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила); Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 года по 31.12.2001 года включительно; Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с *** года по *** года включительно; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992 года.
В соответствии с разделом "Наименование должностей" Списка от 29.10.2002 года N 781 право на досрочную страховую пенсию по старости предоставлено, в том числе, фельдшерам, врачам, работающим в учреждениях, перечисленных в том же Списке в разделе "Наименование учреждений".
Как следует из материалов дела, Кириллов И.В., *** г. рождения, обратился в ГУ-ГУ ПФР N 3 по Москве и Московской области *** г. с заявлением о досрочном назначении ему страховой пенсии по старости.
В соответствии с протоколом заседания комиссии ГУ-ГУ ПФР N 3 по Москве и Московской области от *** г. N *** , специальный стаж истца был определен как 18 лет 03 мес.01 дн., из специального стажа истца были исключены периоды работы продолжительностью 12 лет 04 месяца, в том числе: учебные отпуска с *** года по *** года, с *** года по *** года, с *** года по *** года, с *** года по *** года, с *** года по **** года - продолжительность 00 лет 02 месяца 19 дней;
- курсы повышения квалификации с *** года по *** года, с *** года по *** года - продолжительностью 00 лет 02 месяца18 дней;
- с *** года по *** года - продолжительностью 05 лет 07 месяцев 00 дней - врач скорой и неотложной помощи ЗАО "Л", так как наименование организации не соответствует Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N781,
- врач скорой медицинской помощи по совместительству (0,25 ставки) Люберецкой станции скорой помощи, так как не выполнялась норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы;
- с *** года по *** года - продолжительностью 03 года 03 месяца 00 дней - врач скорой и неотложной помощи ОАО "Л", так как наименование организации не соответствует Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N781,
- врач скорой медицинской помощи по совместительству (0,25 ставки) Люберецкой станции скорой помощи, так как не выполнялась норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы;
- с *** года по *** года - продолжительностью 00 лет 07 месяцев 00 дней - врач скорой и неотложной помощи ОАО "Л", так как наименование организации не соответствует Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N781,
- врач скорой помощи ФГБУЗ КБ N*** (внешнее совместительство 0,5 ставки) и врач скорой медицинской помощи по совместительству (0,25 ставки) Люберецкой станции скорой помощи, так как не выполнялась норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы;
- с *** года по *** года, с *** года по *** года, с *** года по *** года, с *** года по *** года - продолжительностью 00 лет 03 месяца 21 день - врач скорой и неотложной помощи ОАО "Л", так как наименование организации не соответствует Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N781,
-врач скорой помощи ФГБУЗ КБ N*** (внешнее совместительство 0,75 ставки) так как не выполнялась норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы,
-отпуск без сохранения заработной платы в Люберецкой станции скорой помощи, так как данный период не подлежит включению в медицинский стаж на основании Постановления Правительства РФ N516 от 11.07.2002 года;
- с *** года по *** года, с *** года по *** года, с *** года по *** года, с ***года по *** года, с *** года по *** года, с *** года по *** года, с *** года по *** года, с *** года по *** года, с *** года по *** года, с ***года по *** года, с *** года по *** года - продолжительностью 02 года 00 месяцев 06 дней - врач скорой и неотложной помощи ОАО "Лечебный центр", так как наименование организации не соответствует Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N***,
-врач скорой помощи ФГБУЗ N*** внешнее совместительство 0,5 ставки, так как не выполнялась норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы,
-врач скорой медицинской помощи по совместительству (0,25 ставки) Люберецкой станции скорой помощи, так как не выполнялась норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы.
Истец просил обязать ответчика включить в подсчет специального стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, периоды:- курсы повышения квалификации с *** года по *** года, с *** года по *** года,- учебные отпуска с *** года по *** года, с *** года по ***года, с *** года по *** года, с *** года по *** года, с *** года по *** года,- период работы в качестве врача скорой и неотложной помощи в ОАО "Л" с *** года по *** года и с *** года по *** года, обязать ГУ - ГУ ПФР N3 по г.Москве и Московской области назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с *** года.
Решение суда в части обязания ответчика включить в подсчет специального стажа истца периоды с *** года по *** года, с *** года по *** года, с *** года по *** года, с *** года по *** года, равно как и отказ в обязании ответчика включить в подсчет специального стажа периоды с *** года по *** года, с *** года по *** года, с *** года по *** года, сторонами не обжалуется, соответственно, в силу ст.327.1 ГПК РФ, судебной коллегией не проверяется.
Рассматривая требования истца об обязании ответчика включить в подсчет его специального стажа периоды работы в качестве врача скорой и неотложной помощи в ОАО "Л" с *** года по *** года и с *** года по *** года, суд пришел к выводу о том, что они удовлетворению не подлежат.
Пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно ст.123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
В пункте 1 статьи 96 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) было предусмотрено, что акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с данным Кодексом и законом об акционерных обществах. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий ( пункт 3 статьи 96 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ст.96 ГК РФ акционерным обществом признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом об акционерных обществах.
Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий.
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации, акционерное общество и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения ( абзац второй пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30).
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, "открытое акционерное общество" и "учреждение" являются юридическими лицами, имеющими различную организационно-правовую форму. Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации, акционерное общество и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.
Поскольку законодатель связывает право на досрочную страховую пенсию медицинским работникам с такой организационно-правовой формой юридического лица как учреждение (государственное, муниципальное, частное), у истца, работавшего в спорные периоды в организации, имеющей организационно-правовую форму в виде открытого акционерного общества, не возникло права на включение спорных периодов работы в специальный стаж, поскольку ОАО "Л" не является и не являлось ранее учреждением здравоохранения.
В период работы в качестве врача скорой и неотложной помощи в ОАО "Л" с *** года по *** года и с *** года по *** года истец также работал по совместительству в должности врача в Люберецкой станции скорой помощи и врача скорой помощи ФГБУЗКБ N 85 ФМБА, при этом, в данных учреждениях им не была выполнена норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, так как он отвечает требованиям действующего законодательства.
С учетом включенных периодов работы истца ответчиком и судом в специальный стаж, его специальный стаж по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения на день обращения - *** г., составил менее необходимого, следовательно, вывод суда об отказе в назначении Кириллову И.В. досрочной пенсии по старости также полностью соответствует требованиям действующего законодательства.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе Кириллова И.В., в полном объеме исследованы судом первой инстанции, выводы по этим доводам мотивированы в решении суда, выводы суда судебная коллегия находит правильными, соответствующими как собранным по делу доказательствам, так и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Лефортовского районного суда года Москвы от 04 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кириллова И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.