Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда председательствующего судьи Владимировой Н.Ю.,
судей Нестеровой Е.Б., Рачиной К.А.,
при секретаре Филатовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Нестеровой Е.Б. дело по апелляционной жалобе Военного комиссариата Московской области на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 31.03.2017 г., по которому постановлено:
Обязать военный комиссариат Московской области назначить и ежемесячно выплачивать с 01 октября 2016 года фио пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения на 32 % расчетного размера пенсии в соответствии с п. п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Обязать военный комиссариат Московской области выплатить фио задолженность по пенсии по потере кормильца, в повышенном размере, в соответствии с п. п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", за период с 01.10.2015 года по 30.09.2016 года в размере 9 342 руб. 48 коп.,
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Подольского гарнизона, действующий в интересах фио, обратился в суд с иском к Военному комиссариату Московской области об обязании назначить и выплатить пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, в котором просил обязать ответчика назначить и ежемесячно выплачивать, начиная с 01.10.2016 года, фио пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения в соответствие с п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 как вдове участника Великой Отечественной войны в размере 32 %. и обязать ответчика выплатить фио разницу между новым и прежним размером пенсии с учетом вышеуказанного повышения в размере 9342 руб. 48 коп. Требования мотивированы тем, что пенсионер фио, паспортные данные, получает пенсию по случаю потери кормильца - как вдова умершего 26.11.1994 года военнослужащего в отставке фио, являвшегося ветераном Великой Отечественной войны. Однако, при назначении фио пенсии военным комиссариатом Московской области, не было назначено и не выплачивается повышение к пенсии, предусмотренное п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 годаN 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, ... и их семей" (далее - Закон N 4468-1) в размере 32% расчетного размера пенсии. Согласно сообщению ответчика, указанные повышения носят личностный характер и устанавливаются только тем членам семей погибших (умерших) военнослужащих (военных пенсионеров), которые сами имеют соответствующий статус, предусмотренный указанной статьей Закона (ветеранов войны, участников боевых действий и т.д.). Перерасчет пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения в соответствии со ст. 45 п. "г" вышеуказанного Закона производится только по решению суда. Согласно полученным в ходе проверки сведениям, фио в настоящее время получает повышение пенсии предусмотренное п. "д" ч.1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 в размере' 16% от расчетного размера пенсии, установленного в п. 1 ст. 18 указанного Закона, который, с учетом индексации, в настоящий момент составляет 4959 руб. 85 коп. (до 1 апреля 2016 г. - 4769 руб. 09 коп.). Таким образом, размер получаемого повышения составляет 793 руб. 58 коп. (до 1 апреля 2016 г. - 763 руб. 50 коп.). При наличии одновременно права на несколько повышений пенсий, предусмотренных пунктами "г", "д" и "з" части первой статьи 45 вышеуказанного Закона, устанавливается одно повышение к пенсии, наибольшее по размеру. Таким образом, согласно вышеизложенному, фио имеет право на повышение пенсии в размере 32% от расчетного размера пенсии по п. "г" ч. 1 ст. 45, которое составляет 1587 руб. 16 коп. Таким образом, недоплата составляет 793 руб. 58 коп. В силу положений п. "б" ч. 1, 2 ст. 55 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1, днем обращения с заявлением о выплате пенсии с учетом повышения считается дата обращения в военный комиссариат, т.е. 25.10.2016 года. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 385- ФЗ с 1 апреля 2016 года размеры социальных пенсий, предусмотренных статьей 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", индексируются на коэффициент, равный 1,04. Таким образом, фио положена выплата разницы между новым и прежним размером пенсии за период с 01.10.2015 года по 30.09.2016 года в размере 9342 руб. 48 коп. согласно следующему расчету: с октября 2015 г. по март 2016 г. - 763 руб. 5 коп. х 6 месяцев = 4581 руб. 00 коп., с апреля по сентябрь 2016 г. - 793.58 х 6 месяцев = 4761 руб. 48 коп.
фио в судебное заседание не явилась.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Судом постановленоизложенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Военного комиссариата Московской области, ссылаясь на незаконность решения, а также вынесенным с нарушением норм материального права.
Истец и ответчик, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явился. Судебная коллегия, в силу ст. 167 ГПК РФ, сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Судом установлено, что майор фио, паспортные данные, является ветераном Великой отечественной войны, что сторонами не оспаривается.
10 декабря 1953 года между истцом фио и фио был заключен брак (л.д. 17-18).
Согласно копии свидетельства о смерти I-KC N 289278 фио умер 26.11.1994 года (л.д. 19-20).
25 октября 2016 года вдова ветерана ВОВ фио - истец фио обратилась с заявлением в адрес ответчика, а также в прокуратуру Подольского гарнизона, в котором просила восстановить нарушенные права, поскольку ей, как вдове ветерана ВОВ, не выплачивается пенсия в повышенном размере, предусмотренная Законом N 4468-1 (л.д. 7).
Согласно ответу военного комиссариата Московской области имеющейся в материалах дела, фио было предложено уточнить, какое именно, на ее взгляд повышение к пенсии, предусмотренное Законом N 4468-1 ей в настоящее время не выплачивается (л.д. 45).
Истцом в исковом заявлении, в ходе проведенной проверки исполнения должностными лицами военного комиссариата Московской области законодательства о социальной защите военнослужащих, членов их семей, инвалидов и ветеранов боевых действий установлено, что пенсионер фио, паспортные данные, получает пенсию по случаю потери кормильца - как вдова умершего 26.11.1994 года военнослужащего в отставке фио, являвшегося ветераном Великой Отечественной войны. Согласно полученным в ходе проверки сведениям, фио в настоящее время получает повышение пенсии, предусмотренное п. "д" ч.1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 в размере 16% от расчетного размера пенсии, установленного в п. 1 ст. 18 указанного Закона, который, с учетом индексации, в настоящий момент составляет 4959 руб. 85 коп. (до 1 апреля 2016 г. - 4769 руб. 09 коп.).
Судом также установлено, что при назначении фио пенсии военным комиссариатом Московской области, не было назначено и не выплачивается повышение к пенсии, предусмотренное п. "г" ст. 45 Закона N 4468-1 в размере 32% расчетного размера пенсии.
21 июня 2016 года заместителем военного прокурора Подольского гарнизона в адрес военного комиссариата Московской области был направлен запрос о предоставлении сведений о выплатах надбавок по случаю потери кормильца, предусмотренного п. "г" ст. 45 Закона N 4468-1 (л.д. 21-22).
В ответе военного комиссара Московской области от 30.06.2016г. N ЦСО/3563, указано, что повышения к пенсии носят личностный характер и устанавливаются только тем членам семей погибших (умерших) военнослужащих (военных пенсионеров), которые сами имеют соответствующий статус, предусмотренный указанной статьей Закона (ветеранов войны, участников боевых действий и т.д.). Перерасчет пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения в соответствии со ст. 45 п. "г" вышеуказанного Закона производится только по решению суда (л.д. 23-25).
Согласно части 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 данного Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных данным Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
В силу требований пункта "г" статьи 45 указанного закона пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а", "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5 "О ветеранах", к ветеранам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.
Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсию по инвалидности и за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсий - пенсию по случаю потери кормильца, которую получают семьи погибших военнослужащих. Размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого в соответствии со статьей 43 Закона, т.е. в данном случае от дохода, который получал сам кормилец.
Статья 45 названного Закона помещена в разделе "Исчисление пенсий", где учитываются общие положения для всех видов пенсий, назначаемых на основании данного закона. Сама статья определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учетом этих заслуг.
Субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются военнослужащие. Субъектами же получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 29 данного Закона являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего.
В соответствии со статьей 46 указанного закона при назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные статьей 45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсии.
Судом сделан обоснованный вывод, что из содержания приведенных нормативных положений следует, что повышение пенсии производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий и участниками Великой Отечественной войны, но и членам их семьи при назначении пенсии по случаю потери кормильца, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии у истца фио права на повышение пенсии в соответствием с п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
Суд первой инстанции оценивая доводы ответчика о необходимости фио уточнить, какое именно повышение к пенсии, предусмотренное Законом РФ от 12.02.1993 года N 4468-1, ей не выплачивается, обоснованно установил, что указанные доводы не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку в соответствии со ст. 46 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 при наличии одновременно права на несколько повышений пенсии, предусмотренных пунктами "г", "д", "з" части первой статьи 45 вышеуказанного Закона, устанавливается одно повышение к пенсии, наибольшее по размеру.
Согласно пункту "б" части 1 статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 перерасчет размеров пенсий по случаю потери кормильца производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет-размеров пенсий в сторону увеличения.
В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии (часть 2 статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).
Ввиду вышеуказанных требований закона, днем обращения с заявлением о выплате пенсии с учетом повышения считается дата обращения в военный комиссариат, т.е. 25.10.2016 года.
В соответствии с положениями ст. 46 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются, исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном пп. 1 п. 1 ст. 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии. Повышения пенсий, предусмотренные п. "а" - "в" ч. 1 ст. 45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсиям, исчисленным без повышений, предусмотренных п. "г" - "и" ч. 1 ст. 45 настоящего Закона, надбавок и увеличений. При наличии одновременно права на несколько повышений пенсий, предусмотренных п. "г", "д" и "з" ч. 1 ст. 45 настоящего Закона, устанавливается одно повышение к пенсии, наибольшее по размеру. При назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные ст. 45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсии.
Повышение выплачиваемой истцу пенсии по случаю потери кормильца на основании п. "д" ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 не исключает ее повышение на основании п. "г" ч. 1 ст. 45 этого Закона.
Из доказательств имеющихся в материалах дела видно, что фио в настоящее время получает повышение пенсии, предусмотренное п. "д" ч.1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 в размере 16% от расчетного размера пенсии, установленного в п. 1 ст. 18 указанного Закона, который, с учетом индексации, в настоящий момент составляет 4959 руб. 85 коп. (до 1 апреля 2016 г. - 4769 руб. 09 коп.). Таким образом, размер получаемого повышения составляет 793 руб. 58 коп. (до 1 апреля 2016 г. - 763 руб. 5 коп.).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что фио имеет право на повышение пенсии в размере 32% от расчетного размера пенсии по п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1, которое составляет 1587 руб. 16 коп., недоплата составляет 793 руб. 58 коп.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 385- ФЗ с 1 апреля 2016 года размеры социальных пенсий, предусмотренных статьей 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", индексируются на коэффициент, равный 1,04.
Таким образом, фио положена выплата разницы между новым и прежним размером пенсии за период с 01.10.2015 года по 30.09.2016 года в размере 9342 руб. 48 коп. согласно следующему расчету: с октября 2015 г. по март 2016 г. - 763 руб. 5 коп. х 6 месяцев = 4581 руб. 00 коп., с апреля по сентябрь 2016 г. - 793.58 х 6 месяцев = 4761 руб. 48 коп.
Также, судебная коллегия соглашается с выводы суда первой инстанции о том, что доводы ответчика являются необоснованными, направленными на иное толкование действующего законодательства РФ, не являющимися основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований поскольку они не нашли своего подтверждения в представленных в материалы дела доказательствах, опровергаются представленными суду доказательствами.
Разрешая спор по существу, суд, на основании исследования и оценки всей совокупности представленных сторонами доказательств, пришел к объективному выводу о том, что исковые требования истца подлежат удовлетворению по вышеуказанным основаниям.
Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам требованиям законодательства, регулирующего возникшие между сторонами отношения.
Судебная коллегия не усматривает оснований для иных выводов. Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, к субъективному толкованию норм материального права, судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу, иному толкованию закона, регулирующего возникшие отношения.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 31.03.2017 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Военного комиссариата Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
1
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.