Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда председательствующего судьи Мызниковой Н.В.,
судей Нестеровой Е.Б., Рачиной К.А.,
с участием прокурора фио,
при секретаре Завалишиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Нестеровой Е.Б. дело по апелляционной жалобе фио на решение Басманного районного суда г. Москвы от 06.03.2017 г., по которому постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио к УМВД России по Курской области о назначении денежных сумм в счет возмещения вреда здоровью, причиненного чернобыльской радиационной катастрофой с момента получения права, взыскании задолженности с учетом индексации и пени, отказать,
УСТАНОВИЛА:
фио обратился в суд с иском к УМВД России по Курской области, в котором просил суд обязать ответчика назначить выплату сумм в счет возмещения вреда здоровью с 01 февраля 2017 года в размере 66 042 417 руб. 11 коп. ежемесячно с последующей индексацией в соответствии с законодательством РФ; взыскать сумму задолженности по ежемесячным выплатам сумм в счет возмещения вреда здоровью в размере 13 142 441 004 руб. 89 коп.; взыскать сумму пени в размере 398 478 811 268 руб. 26 коп., мотивируя свое обращение тем, что проходил военную службу в специальных частях внутренних войск МВД РФ по охране особо важных государственных объектов, общая выслуга лет составляет 32 года, в связи с чем, является получателем пенсии по выслуге лет с 04 июня 2002 года. В период службы неоднократно направлялся в служебную командировку на Чернобыльскую АЭС для ликвидации последствий аварии. Войсковая часть, охраняющая Чернобыльскую АЭС, входила в состав соединения, которым он командовал. 21 января 1992 года ему было выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1990 г. В связи с ухудшением состояния здоровья 26 июня 2000 года истец был освидетельствован Окружной Военно-врачебной комиссией УВД Курской области, признан ограниченно годным к военной службе, а также было установлено, что заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. Данное ограничение давало ему право на увольнение с военной службы по состоянию здоровья, а также на получение сумм в счет возмещения вреда здоровью без установления инвалидности. В последующем, в связи с ухудшением состояния здоровья, истец 30.09.2002 г. после освидетельствования в Кардиологическом бюро медико-социальной экспертизы N 2 Курской области был признан инвалидом 3 группы с 50% утратой профессиональной трудоспособности, о чем выдана соответствующая справка МСЭ. С установлением инвалидности и степени утраты профессиональной трудоспособности истец получил право на возмещение вреда здоровью с учетом утраты профессиональной трудоспособности с 30 сентября 2002 года. 09.12.2002 г. истец после повторного освидетельствования был признан инвалидом 2 группы с 80% утраты профессиональной трудоспособности. В тот же день Администрацией г. Курчатова истцу было выдано удостоверение перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом 2 группы.
В связи с установлением 26 июня 2000 года ВВК УВД Курской области истцу заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы при ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС и утраты трудоспособности, у истца возникло право на возмещение вреда здоровью в размере условного заработка в размере 19 486 руб. 36 коп., определяемого в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Однако УМВД России по Курской области суммы возмещения вреда здоровью истцу не назначались и не выплачивались, при том, что все необходимые документы для назначения выплат им были представлены ответчику.
В этой связи с 26 июня 2000 года образовалась задолженность по ежемесячным выплатам сумм в счет возмещения вреда здоровью с учетом индексации и пени на 31 января 2017 года на общую сумму в размере 411621252 273 руб. 15 коп.
Уточнив исковые требования, просил суд обязать ответчика назначить выплату сумм в счет возмещения вреда здоровью с 01 марта 2017 года в размере 69 608 707 руб. 63 коп. в месяц с последующей индексацией в соответствии с законодательством РФ, взыскать задолженность по не выплаченным своевременно суммам в счет возмещения вреда здоровью с 26.06.2000г. по 28.02.2017 г. в размере 13 921 741 526 руб., сумму пени в размере 590 360 146 157 руб., убытки в размере 1 208 563 775 366 руб.
Истец и его представитель в судебном заседании исковые требования поддержали, представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Судом постановленоизложенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе фио, ссылаясь на незаконность им необоснованность решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения истца фио, представителя истца фио, поддержавших доводы жалобы в полном объеме, представителей ответчика фио, фио, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Судом установлено, что фио, заместитель командира в/ч 3676 ВВ МВД РФ, уволен со службы 28.12.2001 г. приказом МВД РФ от 02.07.2001 г. N 779 л/с, имеет выслугу лет в календарном исчислении - 31 год 01 мес. 00 дн., в льготном исчислении - 32 года 04 мес. 00 дн., является получателем пенсии за выслугу лет с 28.12.2001 г. в размере 85 % сумм денежного довольствия, что подтверждается копией удостоверения N 13118. (л.д.16).
Также истец имеет удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1990 г.г., выданное 21.01.1992 г. (л.д.17).
Согласно справке Окружной Военно-врачебной комиссии УВД Курской области N 2/1181 от 26.06.2000 г. , установленные в результате освидетельствования фио заболевания получены при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС и истец признан ограниченно годным к военной службе (л. . 18).
Согласно справке МСЭ, 30.09.2002 г. истцу установлена 3 группа инвалидности, степень утраты профессиональной трудоспособности - 50% по результатам повторного освидетельствования 09.12.2002 г установлена 2 группа инвалидности, степень утраты профессиональной трудоспособности 80 % в связи с заболеванием полученным при исполнении обязанностей военной службы с аварией на Чернобыльской АЭС. (л.д.20-21).
09.12.2002 г. фио выдано удостоверение как инвалиду 2 группы, перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием.
В соответствии со справкой войсковой части N 3527 МВД РФ, условный заработок фио за период нахождения на Чернобыльской АЭС по объекту "Укрытие" с 2 по 9 октября 1990 года составил 738 рублей 12 копеек. По информации УМВД России по Курской области, поскольку истец является инвалидом 2 группы от заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, ему производится увеличение пенсии в размере 250 % расчетного размера пенсии, что составляет 12 399,63 руб. в соответствии с пунктом "а" статьи 16 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в настоящее время - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей).
Судом установлено, что с учетом данного увеличения, размер пенсии истца с 01 февраля 2017 года составляет 46 781,11 руб. Также истцу выплачивается дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, предусмотренное Указом Президента РФ от 01.08.2005 г. N 887 "О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы" в размере 1 000 рублей.
Кроме того, истцу назначена и выплачивается с 01 января 2003 года в соответствии с п. 15 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, ее размер проиндексирован и составляет с 01 февраля 2017 года 9 212 руб. 98 коп.
Пунктом 15 части 1 статьи 14 Закона от 15.05.1991 N 1244-1 гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, просмотрена выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в твердой денежной сумме.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 01.12.1997 N 18-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" абзац четвертый подпункта 1 пункта 23 статьи 1 данного Закона в части, лишающей военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда, причиненного их здоровью, признан противоречащим статьям 19 (части 1 и 2), 42 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и утрачивающим силу по истечении шести месяцев с момента провозглашения данного Постановления. В Постановлении Конституционного Суда РФ также отмечено, что Федеральному Собранию в течение шести месяцев надлежит внести изменения в Закон РФ от 18.06.1992 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в редакции Федерального закона от 24.11.1995, вытекающие из данного Постановления.
Соответствующие изменения в п. 2 ст. 29 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" были внесены Федеральным законом от 12.02.2001 N 5-ФЗ, закрепившим, что военнослужащие (и приравненные к ним лица), направленные и командированные для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, имеют право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную п. 25 ч. 1 ст. 14 указанного Закона.
Ст. 3 Федерального закона от 12.02.2001 N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрено, что выплата гражданам недополученных денежных компенсаций производится в течение 2001-2003 годов. Исчисление указанных денежных компенсаций осуществляется со 02 06 1998 в соответствии с п. 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 01.12.1997 N 18-П. Порядок и условия возврата гражданам недополученных денежных компенсаций определяются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 08.06.2001 N 455 (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.08.2002 N 1629), установлен порядок, который в п. 3 определил, что гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, получающим пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" выплата неполученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится за период со 02.06.1998 г. по 15.02.2001 г. органами, осуществляющими пенсионное обеспечение указанных граждан, исходя из денежного довольствия в зависимости от степени утраты трудоспособности. В денежное довольствие, учитываемое при определении размера денежной компенсации, включать оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому (специальному) званию, присвоенному ко дню увольнения со службы, а также процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную исходя из этих окладов. При этом указанное денежное довольствие принимается в размере, действующем на день выплаты.
Право на получение ежемесячной суммы возмещения вреда, причиненного здоровью радиационным воздействием, впервые было установлено п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона от 15.05.1991 N 1244-1 в редакции Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ, введенного в действие со 02.03.1996.
До принятия Федерального закона от 12.02.2001 N 5-ФЗ ежемесячная денежная компенсация определялась в виде выплаты денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Во всех случаях заработок, из которого исчисляется сумма возмещения вреда, не может быть ниже 700 рублей. Выплаты денежных сумм производят органы социальной защиты населения или иные государственные органы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", изменен порядок определения сумм возмещения вреда, которые с этого момента устанавливались в твердой денежной сумме в зависимости от полученной группы инвалидности (часть 3 ст. 1 ФЗ N 5-ФЗ). При этом за гражданами, до вступления в силу указанного Закона получавшими соответствующие суммы в возмещение вреда здоровью, сохранялось право на ежемесячную денежную компенсацию в ранее назначенной сумме в случае, если размер компенсации по новому закону не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда.
В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 35 (в редакции от 11.05.2007 г.) "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" при разрешении после 15 февраля 2001 года споров, возникающих по поводу исчисления сумм возмещения вреда до этой даты, необходимо учитывать, что исходя из пункта 2 резолютивной части названного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации право на получение сумм возмещения вреда из условного заработка сохраняется лишь за теми инвалидами, которым размер возмещения был определен до установления нового правового регулирования при условии, что период работы по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС составил менее одного полного календарного месяца, независимо от наличия у инвалида общего трудового стажа и его продолжительности. Поэтому суды не вправе осуществлять перерасчет уже установленных до 15 февраля 2001 года сумм возмещения вреда исходя из условного заработка без ограничений.
Разрешая спор по существу, суд, на основании исследования и оценки всей совокупности представленных сторонами доказательств, пришел к объективному выводу о том, что при указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения требований истца о назначении денежных сумм в счет возмещения вреда здоровью, причиненного чернобыльской радиационной катастрофой с момента получения права, взыскании задолженности с учетом индексации и пени, не имеется, поскольку истец с 01.01.2003 г. получает ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, правовых оснований для установления выплат в ином размере не имеется, так как право истца на получение выплат возникло с декабря 2002 года, то есть после вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001 г. N 5-ФЗ, ранее в соответствии с п.25 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 в редакции Федерального закона от 24.11.1995 г. N 179-ФЗ, истцу выплаты в возмещение вреда не назначались.
Также суд обоснованно не усмотрел законных оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика убытков, поскольку доказательств в нарушение ст. 56 ГПК РФ в подтверждение обстоятельств, на которые истец ссылался в судебном заседании, суду не представлено, размер причиненных убытков не подтвержден.
Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам требованиям законодательства, регулирующего возникшие между сторонами отношения.
Судебная коллегия не усматривает оснований для иных выводов. Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, к субъективному толкованию норм материального права, судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу, иному толкованию закона, регулирующего возникшие отношения.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Басманного районного суда г. Москвы от 06.03.2017 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу фио - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
8
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.