Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Бельченко И.В.,
судей Нестеровой Е.Б., Мызниковой Н.В.,
при секретаре Мартынове А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мызниковой Н.В. дело по апелляционным жалобам Гусевой Е.П., Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области на решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 02 февраля 2017 г., которым постановлено:
Исковые требования Гусевой Елены Петровны к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области включить в стаж Гусевой Елены Петровны, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды:
с 04.04.1986 года по 30.04.1987 года,
с 11.12.2006 года по 12.12.2006 года,
с 14.12.2006 года по 14.12.2006 года,
с 18.12.2006 года по 18.12.2006 года,
с 22.12.2006 года по 22.12.2006 года,
с 31.03.2008 года по 30.04.2008 года,
с 12.11.1992 года по 26.12.1992 года,
с 01.01.1998 года по 31.12.1998 года,
с 19.05.1999 года по 31.10.2005 года,
с 01.01.2008 года по 30.03.2008 года,
с 01.05.2008 года по 07.12.2008 года,
с 08.12.2008 года по 15.02.2010 года,
с 16.02.2010 года по 31.03.2016 года, в остальной части отказать,
УСТАНОВИЛА:
Гусева Е.П. обратилась в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области (далее- ГУ- ГУ ПФР N 3 по городу Москве и Московской области), в котором просила признать за ней право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения; обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья следующие периоды работы: с 04.03.1986 г. по 03.04.1986 г., с 04.04.1986 г. по 30.04.1987 г., с 11.12.2006 г. по 12.12.2006 г., с 14.12.2006 г. по 14.12.2006 г., с 18.12.2006 г. по 18.12.2006 г., с 22.12.2006 г. по 22.12.2006 г., с 31.03.2008 г. по 30.04.2008 г., с 12.11.1992 г. по 26.12.1992 г., с 01.01.1998 г. по 31.12.1998 г., с 19.05.1999 г. по 31.10.2005 г., с 01.01.2008 г. по 30.03.2008 г., с 01.05.2008 г. по 07.12.2008 г., с 08.12.2008 г. по 15.02.2010 г., с 16.02.2010 г. по 31.03.2016 г. и назначить досрочную пенсию по старости с 14.04.2016 г., мотивируя обращение тем, что оснований для отказа в назначении пенсии не имелось, а специальный трудовой стаж подтвержден необходимыми доказательствами.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала; представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала; третьи лица- ОАО "Мосэнерго", ООО "СОГАЗ-Медсервис" в судебное заседание не явились.
Судом постановленовышеприведенное решение, об отмене которого просят стороны по доводам апелляционных жалоб.
Истец Гусева Е.П., извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явилась, воспользовалась правом, предусмотренным ст. 48 ГПК Российской Федерации на ведение в суде дела через представителя-Гаврилову Л.А., в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель ответчика ГУ - ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области, третьи лица- ОАО "Мосэнерго", ООО "СОГАЗ-Медсервис" на заседание судебной коллегии не явились, о месте и времени заседания извещены, о наличии уважительных причин своей неявки не сообщили, в связи с чем дело по апелляционной жалобе рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителя истца-Гавриловой Л.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы истца и возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 "О судебном решении" от 19.12.2003 г., решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании ( статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665 досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляется с применением Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781.
Для учета периодов лечебной деятельности, имевших место до 01.01.1992 г., а также по выбору застрахованного лица до 01.10.1993 г., применяется Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", с 01.01.1992 г. по 31.10.1999 г. применяется Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с 01.11.1999 г. по 31.12.2001 г. применяется Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Согласно пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта первого статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций; в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии; в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений; в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ при определении стажа на соответствующих видах работ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Как установлено судом и следует из материалов дела, 14.04.2016 г. Гусева Е.П. обратилась в ГУ- ГУ ПФР N 3 по городу Москве и Московской области за назначением досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В назначении досрочной пенсии по старости истцу было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа (том 1, л.д.11).
При этом, пенсионными органами в специальный стаж истца, были включены периоды работы с 01.05.1987 г. по 11.11.1992 г., 27.12.1992 г. по 01.06.1995 г., с 07.06.1995 г. по 31.12.1997 г., с 01.01.1999 г. по 28.03.1999 г., с 30.03.1999 г. по 17.05.1999 г., общей продолжительностью 10 лет 10 мес. 27 дн.
В подсчет специального стажа истца не были включены следующие периоды работы с 04.03.1986 г. по 03.04.1986 г. - в должности фельдшера диспетчера на Станции скорой и неотложной помощи, так как данная должность не поименована Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781; с 04.04.1986 г. по 30.04.1987 г., с 11.12.2006 г. по 12.12.2006 г., с 14.12.2006 г. по 14.12.2006 г., с 18.12.2006 г. по 18.12.2006 г., с 22.12.2006 г. по 22.12.2006 г., с 31.03.2008 г. по 30.04.2008 г.- учебные отпуска, с 12.11.1992 г. по 26.12.1992 г.- курсы повышения квалификации, так как Правилами исчисления периодов работы, дающей право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30, 32 Федерального закона, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N 516 данные периоды не подлежат включению в подсчет специального стажа; с 01.01.1998 г. по 31.12.1998 г.- в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствуют данные о стаже и начислении заработной платы; с 19.05.1999 г. по 31.10.2005 г. в должности медицинской сестры в Медсанчасти ОАО "Мосэнерго", так как данное учреждение не поименовано Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781; с 01.01.2008 г. по 30.03.2008 г., с 01.05.2008 г. по 07.12.2008 г., с 08.12.2008 г. по 15.02.2010 г. - в должности заведующей здравпунктом- фельдшера в ОАО "Мосэнерго", так как данная должность и данное учреждение не поименованы Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781; с 16.02.2010 г. по 31.03.2016 г.- в должности заведующей здравпунктом- фельдшера в ООО "Газпроммедсервис", так как данная должность и данное учреждение не поименованы Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 (том 2, л.д.124-127).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда об обязании ответчика включить в подсчет специального стажа истца период ее работы с 04.04.1986 г. по 30.04.1987 г. - в должности фельдшера диспетчера Скорой и неотложной помощи Главного управления здравоохранения Мосгорисполкома, поскольку в соответствии с Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397), в специальный медицинский стаж подлежит включению работа в амбулаторно-поликлинических учреждениях всех типов и наименований, в том числе учреждений скорой медицинской помощи, в должности фельдшера независимо от наименования должности. Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Должность фельдшера-диспетчера относится к категории среднего медицинского персонала, материалами дела подтверждено, что в спорный период Гусева Е.П. работала на Станции скорой и неотложной медицинской помощи Главного управления здравоохранения Мосгорисполкома, то есть амбулаторно-поликлиническом учреждении, следовательно, период работы в должности фельдшера-диспетчера подлежит включению в льготный стаж для назначения пенсии в соответствии с Постановлениями Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 и Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464.
Разрешая спор об обязании ответчика включить в подсчет специального стажа истца периода нахождения на курсах повышения квалификации с 12.11.1992 г. по 26.12.1992 г. суд пришел к обоснованному выводу о том, что требования Гусевой Е.П. в данной части подлежат удовлетворению, при этом судебная коллегия учитывает, что на курсы повышения квалификации истец направлялась в тот период, который пенсионными органами включен в подсчет специального стажа истца, в указанный период работодателем за истцом сохранялось место работы, производилась выплата средней заработной платы. Кроме того суд принял во внимание, что согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Рассматривая период работы истца с 01.01.1998 г. по 31.12.1998 г. в должности фельдшера выездного Станции скорой и неотложной помощи Главного управления здравоохранения Мосгорисполкома, оценив представленные истцом доказательства, суд пришел к выводу о том, что в указанный период истец работала на должности и в учреждении, предусмотренных Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, ненадлежащее представление работодателем сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования не может лишать истца права на досрочное пенсионное обеспечение. Также суд принял во внимание архивную справку ГКУ "ЦОАСЗ" города Москвы" от 05.05.2016 г. N 3530 (2), выданной истцу о размере ее заработка в период с июня 1995 г. по март 1999 г., согласно которой со всех сумм, включенных в справку, произведены отчисления подоходного налога в Пенсионный Фонд РФ (с 1991 г.) по установленным тарифам.
Удовлетворяя требования истца об обязании ответчика включить в подсчет специального стажа периоды ее работы с 19.05.1999 г. по 31.10.2005 г., с 01.01.2008 г. по 30.03.2008 г., с 01.05.2008 г. по 07.12.2008 г., с 08.12.2008 г. по 15.02.2010 г. - в должности медицинской сестры, заведующей здравпунктом- фельдшера Медсанчасти ОАО "Мосэнерго", с 16.02.2010 г. по 31.03.2016 г. - в должности заведующего здравпунктом- фельдшера ООО "Газпроммедсервис" (с 01.10.2012 г. ООО "СОГАЗ-Медсервис"), суд исходил из того, что в указанные периоды истец работала на должностях, предусмотренных Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства РФ 29.10.2002 г. N 781, при этом в соответствии с п. 6 Правил, утвержденным Постановлением Правительства РФ 29.10.2002 г. N 781, работа в медико-санитарных частях, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах, являющихся структурными подразделениями организаций, засчитывается в стаж работы на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке. Учитывая изложенные выше обстоятельства, справки работодателя, подтверждающую выработку истцом нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, а также принимая во внимание представленные в материалы дела должностные инструкции истца, лицензии на осуществление медицинской деятельности, выписки из штатных расписаний, Положения о Медико-санитарной части "Мосэнерго", Положение о фельдшерском здравпункте на филиалах АО "Мосэнерго", Устав ООО "СОГАЗ-Медсервис", отзыв третьего лица ООО "СОГАЗ-Медсервис", оснований для отмены решения суда в данной части не имеется.
Рассматривая периоды работы истца с 11.12.2006 г. по 12.12.2006 г., с 14.12.2006 г. по 14.12.2006 г., с 18.12.2006 г. по 18.12.2006 г., с 22.12.2006 г. по 22.12.2006 г., суд пришел к выводу об их удовлетворении, поскольку в указанные период истец работала в должности заведующей здравпункта- фельдшера НМУ "Медсанчасть Мосэнерго", при этом Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства РФ 29.10.2002 г. N 781 предусмотрено наименование должностей "Средний медицинский персонал, заведующий: фельдшерским здравпунктом- фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом- медицинская сестра (фельдшер)". Также суд принял во внимание архивную справку от 20.09.2013 г. N 606, в которой отсутствуют сведения о предоставлении истцу в вышеуказанные периоды учебных отпусков, тем самым, в силу п. 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, имеются основания для включения указанных периодов в подсчет специального стажа истца.
Поскольку у истца в совокупности, при суммировании периодов ее работы, включенных в подсчет специального стажа пенсионными органами (с 01.05.1987 г. по 11.11.1992 г., 27.12.1992 г. по 01.06.1995 г., с 07.06.1995 г. по 31.12.1997 г., с 01.01.1999 г. по 28.03.1999 г., с 30.03.1999 г. по 17.05.1999 г., общей продолжительностью 10 лет 10 мес. 27 дн.), с учетом периодов работы истца, включенных в ее специальный стаж по решению суда, общей продолжительностью 16 лет 10 мес. 29 дн., - не образуется необходимый специальный стаж, требуемый для назначения досрочной пенсии по старости по основаниям п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона РФ "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, решение суда в части отказа в обязании ответчика назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения в пенсионные органы с соответствующим заявлением - с 14.04.2016 г., вопреки доводов апелляционной жалобы истца, отвечает требованиям действующего законодательства.
С учетом установленных обстоятельств, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, в полной мере соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами и истребованным судом доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка согласно требованиям ст. 67 ГПК РФ, в их совокупности.
Доводы апелляционной жалобы представителя Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области основанием к отмене решения суда не являются, поскольку были предметом исследования при рассмотрении дела судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку с изложением соответствующих мотивов. Основания для переоценки выводов суда отсутствуют.
Доводов о несогласии с решением суда об отказе в удовлетворении исковых требований Гусевой Е.П. об отказе во включении в специальный стаж периода с 04.03.1986 г. по 03.04.1986 г. апелляционные жалобы сторон не содержат, иных требований в исковом заявлении, поданном в суд первой инстанции, с учетом уточнений, не заявлялось, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с положениями ч. 3 ст. 196, ч. 6 ст. 327, ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в поданных апелляционных жалобам по требованиям, заявленным в исковом заявлении.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 02 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Гусевой Е.П., Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.