Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Павловой И.П.,
судей Новиковой О.А., Катковой Г.В.,
при секретаре Огурцовой А.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Новиковой О.А., дело по апелляционной жалобе Антоненко С.П. на решение Басманного районного суда г. Москвы от 22 июня 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Антоненко С.П. к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушения путем предоставления жилого помещения по договору социального найма отказать,
УСТАНОВИЛА:
Антоненко С.П. обратилась в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в непринятии решения о предоставлении истцу по договору социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: *, а также обязании устранить допущенные нарушения путем принятия решения о предоставлении указанного жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований истец ссылалась на то, что с * года она, в составе семьи из 4 человек, двое из которых имеют льготы (право на дополнительную площадь и право на внеочередное получение жилого помещения), состоит на учете по улучшению жилищных условий по месту работы, а с * года - по месту жительства. В соответствии с Актом о результатах частичной реализации инвестиционного проекта, в собственность г. Москвы с целевым назначением: для обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников Управления Роспотребнадзора по г. Москве и ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве", поступило 16 276,8 кв.м. жилой площади в виде 312 квартир. Список семей сотрудников Управления Роспотребнадзора по г. Москве и ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве", нуждающихся в улучшении жилищных условий, составляет 59 семей, в том числе и семья Антоненко С.П.
Истец также указывает, что ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве" обратилось с ходатайством о предоставлении семье Антоненко С.П. жилого помещения по адресу: *, как семье сотрудника, нуждающегося в улучшении жилищных условий, однако ответчик взятые на себя инвестиционным контрактом обязанности не исполняет, нецелевым образом распоряжается жилой площадью, подлежащей предоставлению сотрудникам ФБУЗ, и незаконно бездействует, не принимая решение о предоставлении семье истца указанного в ходатайстве жилого помещения по договору социального найма.
Истец Антоненко С.П. в судебное заседание суда первой инстанции явилась, исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель истца Антоненко С.П. по доверенности Остапова О.А. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме, в судебном заседании пояснила, что истец не оказывалась от получения предложенных в качестве улучшения жилищных условий жилых помещений.
Представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Иванов А.А. в судебное заседание суда первой инстанции явился, исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, - Правительство г. Москвы в судебное заседание суда первой инстанции явку своего представителя не обеспечило, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещалось надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомило, ходатайств об отложении в суд не поступало.
Судом постановленоуказанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Антоненко С.П.
Проверив материалы дела, выслушав Антоненко С.П. и ее представителей по доверенностям Воропаеву М.Л. и Остапову О.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ДГИ г.Москвы по доверенности Корсачевой Е.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене ввиду следующего.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Антоненко С.П. к Департаменту городского имущества города Москвы, суд первой инстанции исходил из того, что Антоненко С.П. были заявлены требования о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушения путем предоставления жилого помещения по договору социального найма.
При этом, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст.51, 52, 57, 62, 63 ЖК РФ, , ч. 4 ст. 23, ч. 1 ст. 24 Закона г. Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", пришел к выводу о том, что собственником жилого помещения, расположенного по адресу: *, является субъект Российской Федерации - город Москва, который вправе по своему усмотрению распоряжаться принадлежащим ему имуществом, при этом решение о предоставлении истцу спорного жилого помещения, уполномоченными органами не принималось, учитывая, что обращение ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве" о предоставлении истцу конкретного жилого помещения в дополнение к занимаемому не влечет обязанность органов исполнительной власти по его предоставлению.
Между тем, постановленное судом первой инстанции решение не отвечает требованиям ст.ст. 195, 196, 198 ГПК РФ, поскольку истцом Антоненко С.П. были заявлены исковые требования не об обязании устранить нарушения путем предоставления жилого помещения по договору социального найма, а путем обязания принять решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Допущенные судом нарушения закона не позволяют согласиться с его законностью и обоснованностью, в связи с чем оно подлежит отмене.
Из материалов дела следует, что Антоненко С.П. с семьей из пяти человек (она 1953 г.р., муж Антоненко А.И. * г.р., сын Антоненко И.А. * г.р., жена сына Черепанова Е.Ю. * г.р., мать мужа Антоненко М.К. * г.р.) зарегистрированы по месту жительства по адресу: * в двухкомнатной квартире площадью жилого помещения: 53,9 кв.м, жилой 32,0 кв. м.
Антоненко М.К. * г.р. зарегистрирована по месту жительства по вышеуказанному адресу с *. Ранее была зарегистрирована по адресу: *.
* Антоненко С.П. с семьей из четырех человек (она, муж Антоненко А.И. * г.р., сын Антоненко И.А. * г.р., мать мужа Антоненко М.К. * г.р.) обратилась с заявлением о приеме на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно справке жилищной комиссии от * за N*, семье Антоненко С.П. отказано в постановке на учет нуждающихся в жилищных условий в соответствии со ст. 6, п. 1, 2 Закона города Москвы от 15.01.2003 N 22 "Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы".
По состоянию на * по адресу: *, зарегистрирована по месту жительства Антоненко С.П. с семьей из четырех человек (она, муж Антоненко А.И. * г.р., сын Антоненко И.А. * г.р., мать мужа Антоненко М.К. * г.р.); по адресу: *, зарегистрирован по месту Антоненко А.А. с семьей из трех человек (он, сестра Антоненко О.А.,* г.р., дедушка Антоненко И.А. * г.р,).
* Антоненко С.П. с семьей из четырех человек (она, муж Антоненко А.И. * г.р., сын Антоненко И.А. * г.р., мать мужа Антоненко М.К. * г.р.) повторно обратилась с заявлением о приеме на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно справке, решением жилищной комиссии от * N * рекомендовано принять Антоненко С.П. на жилищный учет согласно ст. 3, п. 1 Закона города Москвы N 22 по категориям "Тяжелобольные, пр. М3 N 330", "Инвалиды ППРФ N 214", "Циркуляр N 27", "Медицинский работник".
Распоряжением главы управы района Митино города Москвы от * N*, Антоненко С.П. с семьей из четырех человек (она, муж Антоненко А.И., сын Антоненко И.А., мать мужа Антоненко М.К.) принята на учет нуждающихся в жилых помещениях с учетом права на дополнительную площадь у Антоненко С.П., Антоненко И.А., а также ходатайства главного врача Центра ГСЭН в СЗАО г. Москвы П.Р. Анненкова.
Распоряжением главы управы района Митино города Москвы от * N1*, с учетом рекомендации общественной комиссии по жилищным вопросам (протокол от * N*) в учетное дело Антоненко С.П. добавлена льгота Антоненко М.К. - "Циркуляр N 27".
Черепанова Е.Ю. (жена сына) зарегистрирована по месту жительства по вышеуказанному адресу с *.
Согласно заключению Комиссии по жилищным вопросам Правительства Москвы (протокол N * от *) распоряжением Департамента жилищной и жилищного фонда города Москвы от * N* Черепанова Е.Ю. включена в состав очередников.
В настоящее время семья Антоненко С.П. с семьей из пяти человек (она, муж Антоненко А.И. * г.р., сын Антоненко И.А. * г.р., жена сына Черепанова Е.Ю. * г.р., мать мужа Антоненко М.К. * г.р.) с * года состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категориям: "Тяжелобольные", "Инвалиды 2 группы", "Циркуляр N 27", учетное дело N *, номер в общегородской очереди *.
Антоненко А.А. является собственником двухкомнатной квартиры площадью жилого помещения 118,2 кв. м по адресу: *. Право собственности зарегистрировано *.
Собственником квартиры по адресу: *, является Жук Э.А. на основании договора купли-продажи, право собственности зарегистрировано *.
Антоненко А.А., Антоненко И.А., Остапова О.А. сняты с регистрационного учета по вышеуказанному адресу * по решению суда.
* года Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Москве и ООО "ПСФ "Крост"" заключили договор N * о взаимоотношениях, направленных на выполнение п. 2 распоряжения Мэра Москвы от * N * "О строительстве административного жилищного комплекса для Службы санитарно-эпидемиологического надзора города Москвы на территории Юго-Западного административного округа".
Согласно Правительства Москвы N* от * года "О мерах по завершению реализации проекта строительства административно-жилищного комплекса по адресу: *", строительство административно-жилищного комплекса по адресу: * осуществлено на основании договора от * года N* (реестровый номер *), заключенного между Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве (далее - Управление) и ООО "ПСФ "Крост".
Объект частично (жилые помещения) принят в эксплуатацию в соответствии с актом приемки законченного производством строительно-монтажных работ жилого дома от *года N*, утвержденным распоряжением префекта Юго-Западного административного округа города Москвы от * года N* "Об утверждении акта приемочной комиссии по приемке законченного производством строительно-монтажных работ жилого дома по адресу: * (ул. *)".
Объект частично (нежилые помещения и подземная автостоянка) введен в эксплуатацию в соответствии с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N* (регистрационный номер от * года N*). Правительство Москвы включено стороной по Договору взамен Управления.
Пунктом 3 Постановления внесены изменения в Мэра Москвы от * года N* "О строительстве административно-жилищного комплекса для Службы санитарно-эпидемиологического надзора города Москвы на территории Юго-Западного административного округа", а именно по жилой части (п. 6.1.1., 6.1.2.) 30% - в собственность города Москвы в лице Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, в том числе: 6% на цели переселения жителей из пятиэтажного и ветхого жилищного фонда; 24% для обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве и Федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве"; 70% - в собственность инвестора ООО "ПСФ "Крост".
Актом о результатах частичной реализации инвестиционного проекта * года в собственность г. Москвы на цели переселения из пятиэтажного и ветхого жилого фонда и для обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве и ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве" переданы права на 88 квартиры в объекте по адресу: *; 42 квартиры в объекте по адресу: *; 182 квартиры в объектах по следующим адресам: *.
* года в Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы поступил список сотрудников Управления Роспотребнадзора по г. Москве и ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве", нуждающихся в улучшении жилищных условий.
* года ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве" обратилось в Комиссию по жилищным вопросам Правительства Москвы, руководителю Департамента городского имущества г. Москвы с ходатайством о предоставлении семье Антоненко С.П., как семье сотрудника Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве и ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве", нуждающейся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по адресу: *, в дополнение к занимаемой на сегодняшний день семьей Антоненко С.П. квартире, расположенной по адресу: *.
При проверке правомерности постановки на жилищный учет семьи Антоненко С.П., установлено, что с учетом рекомендации общественной комиссии по жилищным вопросам управы района Митино, семья принята на жилищный учет, включая Антоненко М.К., которая на момент постановки на учет не достигла десятилетнего срока проживания в городе Москве.
Учитывая отсутствие десятилетнего срока проживания в городе Москве, ухудшение жилищных условий (вселение Антоненко М.К. *), а так же отсутствие в протоколе общественной комиссии по жилищным вопросам управы района Митино указания о принятии семьи на жилищный учет "в порядке исключения", ДГИ г. Москвы пришел к выводу о возможности снятия семьи Антоненко С.П. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ и п. 6 ч. 1 ст. 15 Закона города Москвы от 14.06.2006 N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Принимая во внимание факт постановки на жилищный учет семьи Антоненко С.П. с учетом рекомендации жилищной комиссии, включение в состав очередников по решению Комиссии по жилищным вопросам Правительства Москвы Черепановой Е.Ю., а также, что обеспечение сотрудников Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве и ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" осуществлялось по решениям Комиссии по жилищным вопросам Правительства Москвы, ДГИ г.Москвы полагало возможным вынести вопрос обеспечения семьи Антоненко С.П. жилым помещением, при наличии права состоять на жилищном учете, на рассмотрение Комиссии по жилищным вопросам Правительства Москвы.
Решением Комиссии по жилищным вопросам Правительства Москвы от * года (Протокол N*) обращение ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве" было рассмотрено и принято решение об отказе в предоставлении жилого помещения семье истца.
Решением Басманного районного суда г. Москвы Антоненко С.П. также отказано в удовлетворении исковых требований к Департаменту городского имущества г. Москвы об обязании предоставить жилое помещение, расположенное по адресу: * или по адресу*и заключить договор социального найма. Указанное решение суда вступило в законную силу.
Согласно ст. 12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся, в том числе: определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации; определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации.
В соответствии п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением случаев установленных Законом.
В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются категориям граждан, указанным в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления ( ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 4 ст. 57 ЖК РФ решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием для заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
Согласно ст. 17 Закона г. Москвы N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения" от 14 июня 2006 года, жители города Москвы, принятые на жилищный учет, имеют право на предоставление в пользование, приобретение в собственность жилых помещений с помощью города в порядке очередности, исходя из времени принятия их на жилищный учет, за исключением категорий граждан, установленных Законом.
В соответствии со ст. 20 Закона города Москвы N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения" требования граждан, не основанные на нормах федерального законодательства и законодательства города Москвы, о предоставлении жилого помещения в конкретном месте, доме, на этаже, по конкретному адресу, с определенным количеством комнат удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь приведенными нормами закона, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Антоненко С.П. к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в непринятии решения о предоставлении истцу по договору социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: *, обязании устранить нарушения путем принятия соответствующего решения, поскольку требования о предоставлении жилого помещения в конкретном месте и по конкретному адресу на законе не основаны, тогда как из материалов дела следует, что обращение ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве" в Комиссию по жилищным вопросам Правительства Москвы рассмотрено, и решением Комиссии по жилищным вопросам Правительства Москвы от * года (Протокол N*) в предоставлении жилого помещения семье истца по ходатайству ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве" было отказано. При этом, коллегия также обращает внимание, что само по себе наличие ходатайства ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве", не обязывало уполномоченный орган на принятие решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Между тем, принятое комиссией решение в установленном законом порядке не оспорено. Сама по себе выдача смотрового талона, на которую ссылается сторона истца, не является основанием для предоставления гражданину квартиры в пользование, поскольку смотровой талон не может заменять предусмотренный законом порядок принятия положительного решения, дающего право на занятие жилой площади.
С учетом изложенных выше обстоятельств, коллегия приходит к выводу об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований Антоненко С.П. к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в непринятии решения о предоставлении истцу жилого помещения по договору социального найма, расположенного по адресу: *, и обязании устранить нарушения путем принятия решения о предоставлении указанного жилого помещения по договору социального найма.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Басманного районного суда г. Москвы от 22 июня 2017 года отменить, принять по делу новое решение, которым:
в удовлетворении иска Антоненко С.П. к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в непринятии решения о предоставлении истцу жилого помещения по договору социального найма, расположенного по адресу: *, обязании устранить нарушения путем принятия решения о предоставлении указанного жилого помещения по договору социального найма - отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.