Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Мухортых Е.Н.,
и судей Исюк И.В., Дубинской В.К.,
при секретаре Гергиновой Е.С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Исюк И.В. дело по апелляционной жалобе истца Трофимова А.А. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 13 октября 2016 года, которым постановлено:
отказать Трофимову Александру Александровичу в удовлетворении исковых требований к МВД России о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛА:
Истец Трофимов А.А. обратился в суд с иском к МВД России о взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 руб., мотивируя свои требования тем, что его права нарушены ненадлежащим содержанием в ИВС в г. Барнаула в период с 10 ноября 1993 г. по 10 декабря 1993 г.
Истец находится в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю, о дате и месте рассмотрения дела извещен, своего представителя в суд не направил.
Представитель МВД России Дырдов И.А. возражал против удовлетворения заявленных требований.
Суд первой инстанции постановилвышеуказанное решение, которое истец Трофимов А.А. просит отменить по доводам апелляционной жалобы, полагая решение незаконным, ссылаясь на неправильное применении судом норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело при данной явке в порядке ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
При этом ст. 1100 ГК РФ предусматривает, что компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.
На основании ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 1071 ГК РФ указанный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Таким образом, предметом доказывания в настоящем деле являются факт незаконных действий должностных лиц МВД России, в результате которых созданы ненадлежащие условия содержания под стражей в ИВС, факт причинения истцу морального вреда и наличие причинно-следственной связи между причиненным вредом и действиями (бездействием) должностных лиц государственного органа.
Между тем, утверждения истца о том, что в период его нахождения под стражей в ИВС в г. Барнаул в период с 10 ноября 1993 г. по 10 декабря 1993 г ему были созданы ненадлежащие условия содержания, не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе Трофимову А.А. в удовлетворении заявленных требований, поскольку им в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих причинение истцу морального вреда, незаконности действий (бездействия) ответчиков, наличия причинной связи между действиями и моральным вредом, а также вины ответчиков.
Разрешая исковые требования и отказывая истцу в удовлетворении требований, суд правомерно сослался на то, что истец не был лишен возможности направить жалобу в органы прокуратуры, а так же в судебные органы в момент нахождения в ИВС, однако каких-либо доказательства того, что за период содержания в ИВС истец обращался с жалобами на ненадлежащие условия его содержания не представлено, действия (бездействие) изолятора незаконными не признавались.
Кроме того, судом дана надлежащая оценка того, что истец обратился в судебный орган за защитой свих прав лишь через 20 лет после событий, на которые он ссылается как на основания своих требований.
Таким образом, действия должностных лиц ИВС незаконными в установленном порядке не признаны, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований о компенсации морального вреда в соответствии со статьей 1069 ГК не имеется. Поэтому заявленные требования удовлетворению не подлежат
Истцом не приведено доказательств того, что действия должностных лиц ответчика по созданию условий содержания в изоляторе являются незаконными.
Вместе с тем, обязанность по доказыванию факта причинения вреда личным неимущественным правам и другим нематериальным благам возлагается на истца. Именно истец должен доказать наличие причинно-следственной связи между незаконными действиями, бездействием государственного органа и имеющимся у истца имущественным и моральным вредом.
Поскольку факт незаконности действий (бездействия) должностных лиц государственного органа не установлен и причинно-следственная связь между предполагаемыми незаконными действиями (бездействием) должностных лиц и вредом, на который ссылается истец, отсутствует, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Другие доводы апелляционной жалобы не содержат данных, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения или сведений, опровергающих выводы решения суда, и не могут являться основанием к отмене вынесенного судебного постановления.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не было допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения.
При таких обстоятельствах оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 13 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий :
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.