Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Салтыковой Л.В., судей Гончаровой О.С. и Дорохиной Е.М., при секретаре Артемьевой М.С. заслушав в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ФГКУ "Центральное ТУИО" Министерства обороны РФ на решение Пресненского районного суда гор. Москвы от 01 марта 2017 года, которым постановлено:
- Признать бездействие Департамента имущественных отношений Минообороны России и Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, связанное с не оформлением газ собственности Российской Федерации и права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером ... и не внесение об этом сведений в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним - незаконным.
Обязать Департамент имущественных отношений Минобороны России и Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в течение трёх месяцев после вступления решения суда в законную силу оформить Свидетельства о регистрации права собственности Российской Федерации и о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования с внесением об этом записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Тамбовского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании бездействия Департамента имущественных отношений Минообороны России и Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений МО РФ связанное с не оформлением прав собственности РФ и права постоянного пользования на земельный участок с кадастровым номером ... , имущественных Министерства обороны Российской Федерации, связанное с не оформлением прав собственности Российской Федерации и права постоянного (бессрочного) с кадастровым номером ... расположенный по адресу: ... кв.м., и не внесении об этом сведений в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, об обязании Департамент имущественных отношений Минобороны России и Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в течение трёх месяцев после вступления решения суда в законную сил оформить Свидетельства о регистрации права собственности Российской Федерации и о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования с внесением об этом записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Военный прокурор Тамбовского гарнизона (в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц) в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Представитель ФГКУ "Центральное" МО РФ в судебном заседании исковые требования не признал и просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель Департамента имущественных отношений МО РФ в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом.
Проверив материалы дела, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ФГКУ "Центральное ТУИО", выслушав представителя военного прокурора Тамбовского гарнизона, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями норм материального права и представленными доказательствами.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъекта РФ, муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что Военной прокуратурой Тамбовского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами требований законодательства о сохранности федеральной собственности, в части принятия мер для оформления правоустанавливающих документов на жилые дома, принадлежащие РФ и используемые в интересах Министерства обороны РФ.
В соответствии с п. "д" ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею.
Согласно положениям п. 12 ст. 1, ст. 11, ст. 11.1, п. 1 ст. 26 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Реализация мероприятий в области обороны в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12, 14 и 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав. Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.
При уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя.
В случае государственной регистрации прав на недвижимое имущество, принадлежащее Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, от их имени вправе выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Согласно положениям п.п. 1, 4 и 7 "Положения о Министерстве обороны Российской Федерации", утвержденного Указом Президента РФ N 1082 от 16.08.2004 г., Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти.
В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят центральные органы военного управления и иные подразделения.
Минобороны России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и настоящим Положением.
Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а так же правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2008 г. N 1053 Минобороны России осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, находящимся на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у подведомственных Минобороны России федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, а также по реализации полномочий Министра обороны Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ с федеральным участием.
Департамент имущественных отношений Минобороны России в соответствии с Положением, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 25.02.2014 N 110, осуществляет реализацию казанных полномочий по управлению имуществом Минобороны России.
В основу концепции управления военным имуществом Департаментом имущественных, отношений заложено обеспечение качественного учета и контроля за использованием
военного имущества, необходимого для выполнения задач Министерством обороны Российской Федерации.
Основными направлениями деятельности Департамента имущественных отношений по использованию военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, являются:
- передача в оперативное управление государственным учреждениям Министерства обороны Российской Федерации и казенным предприятиям Министерства обороны Российской Федерации;
- передача в хозяйственное ведение государственным унитарным предприятиям Министерства обороны Российской Федерации;
- передача объектов недвижимости в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование.
... г. Министром обороны Российской Федерации утвержден Устав Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации Целями и задачами ЦТУИО являются, в том числе, осуществление действий по оформлению и государственной регистрации прав на недвижимое имущества ВС РФ, получение кадастровых паспортов и иных документов, осуществление действий по внесению в реестр федерального имущества движимого и недвижимого имущества закрепленного собственником за Учреждением.
Имущество ЦТУИО формируется за счет имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления или предоставления ему в безвозмездное пользование собственником имущества, объектов недвижимости, предоставленных Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования и т.д.
Из приведенного выше законодательства Российской Федерации и нормативно-правовых актов Минобороны России следует, что на каждый объект недвижимости (жилой дом), принадлежащий Минобороны России, используемый в интересах Российской Федерации подлежит обязательной государственной регистрации права собственности, то есть оформление на данный дом регистрирующим органом двух Свидетельств о государственной регистрации права
При уклонении одной из сторон от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда.
В ходе проверки установлено, что в ... году в период служебной деятельности ФГКУ "Тамбовская квартирно-эксплуатационная часть района" Минобороны России на земельный участок с кадастровым номером ... , установленным порядком оформлены Свидетельства о государственной регистрации права запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N ... о регистрации права Российской Федерации и запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N ... о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "Тамбовского квартирно-эксплуатационная часть района" Минобороны России. После реорганизации ФГКУ "Тамбовская квартирно-эксплуатационная часть района" Минобороны России, все права пользования вышеуказанным земельным участком перешли в ЦТУИО.
До настоящего времени земельный участок с кадастровым номером ... используется в интересах Минобороны России, то есть Российской Федерации.
Однако, в нарушение вышеуказанных требований закона должностными лицами ЦТУИО и ДИО, мер для оформления Свидетельств о государственной регистрации права собственности Российской Федерации и права на постоянное (бессрочное) пользование ЦТУИО (правообладателя) и внесение об этом сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним не принимаются, что является грубым нарушением действующего законодательства о регистрации прав на недвижимое имущество Российской Федерации, в связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования Военного прокурора Тамбовского гарнизона.
Судебная коллегия полностью согласна с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах материального права, подлежащих применению к данным правоотношениям, и подтверждаются представленными доказательствами. Суд тщательно проверил доводы сторон и правильно установилзначимые по делу обстоятельства. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом правил о подсудности при рассмотрении дела, несостоятельны и противоречат положениями ст. 28 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствует о неправильности выводов суда первой инстанции, направлены на иное толкование норм материального права, с которым судебная коллегия согласиться не может.
Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения в апелляционном порядке, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда гор. Москвы от 01 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФГКУ "Центральное ТУИО" Министерства обороны РФ - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.