Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего: Салтыковой Л.В., судей Гончаровой О.С. и Дорохиной Е.М., при секретаре Артемьевой М.С., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Гончаровой О.С. дело по апелляционной жалобе представителя Ушакова Е.Г. на решение Пресненского районного суда гор. Москвы от 27 марта 2017 года, которым постановлено:
- В удовлетворении иска Ушакова Е.Г. к Департаменту городского имущества города Москвы, об обязании предоставить земельный участок для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, расположенный в г.Москве - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Ушаков Е. Г. обратился в суд с иском к Департаменту городского имущества города Москвы об обязании предоставить земельный участок для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, расположенный в г.Москве, указав, что является инвалидом ... группы с детства, зарегистрирован по месту жительства в г.Москве. Поскольку, в соответствии с действующим законодательством, имеет право на получение в собственность или в аренду земельного участка, то обратился в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением о выделении и получения земельного участка для ведения садоводства. Согласно справки Управы района Бибирево города Москвы от ... истец является очередником района Бибирево на получение садового (земельного) участка под коллективное садоводство с ... по категории "Инвалид с детства". В ... году истец неоднократно обращался к ответчику, а также в Департамент развития новых территорий города Москвы с заявлением о предоставлении в первоочередном порядке в собственность или аренду земельного участка, однако до настоящего времени данные заявления оставлены без удовлетворения, что в силу ст. 18 Конституции Российской Федерации, ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", п.2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N901, ст.ст.17, 19, 28, 30.1, 33, 34 Земельного Кодекса РФ является незаконным. Считая свои права нарушенными, истец просил суд обязать Департамент городского имущества города Москвы представить истцу, инвалиду ... группы с детства, земельный участок для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, расположенный в г.Москве.
Истец Ушаков Е.Г. и его представитель по доверенности Дьяконов К.А., в судебное заседание явились, исковые требования поддержали, просили иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Путенко М.В., в судебное заседание явился, иск не признал, просил отказать истцу в удовлетворении исковых требований по доводам письменных пояснений, согласно которым иск не подлежит удовлетворению, поскольку предусмотренное действующим законодательством первоочередное предоставление земельных участков не подкреплено законодательно установленным порядком такого предоставления; у исполнительного органа отсутствует реальная возможность предоставления земельного участка в связи с ограниченным наличием земельных участков свободных от прав третьих лиц, а также в связи с отсутствием земель сельскохозяйственного назначения в г.Москве.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело при данной явке.
Судом постановленовышеуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель Ушакова Е.Г.
Проверив материалы дела, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие Ушакова Е.Г. и его представителя, извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая заявленные требования и вынося обжалуемое решение, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", ст.ст. 30, 31 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 1, 8 Гражданского кодекса РФ.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец является инвалидом ... группы с детства, зарегистрирован по месту жительства по адресу: ...
Ушаков Е.Г. обратился в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением о выделении и получения земельного участка для ведения садоводства, ссылаясь на положения ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно справки Управы района Бибирево города Москвы от ... г., истец является очередником района Бибирево на получение садового (земельного) участка под коллективное садоводство с ... по категории " ... ".
Однако, в связи с тем, что продолжительное время земельный участок не предоставлялся, истец в ... г. неоднократно обращался к ответчику, а также в Департамент развития новых территорий города Москвы с заявлением о предоставлении в первоочередном порядке в собственность или аренду земельного участка, которые до настоящего времени оставлены без удовлетворения.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями названных Правил.
Пунктом 3 вышеуказанных Правил предусмотрено, что учет инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в целях предоставления им льгот осуществляется по месту их жительства.
Исходя из положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления участвуют в осуществлении мер социальной поддержки инвалидам, проживающим на территории муниципального образования. Субъект Российской Федерации город Москва осуществляет местное самоуправление на территории города Москвы, исходя из интересов населения, проживающего на его территории, в связи с чем, земельные участки, находящиеся в ведении администрации города Москвы и являющиеся ресурсами данного образования, могут быть предоставлены в порядке ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" жителям данного образования.
Вместе с тем, суд правильно указал, что отношения в сфере землепользования в городе Москве регулируются Законом города Москвы от 19.12.2007 г. N 48, в статье 1 которого определено, что действие настоящего Закона распространяется на все земли, расположенные в границах города Москвы. Законодательные акты о реализации права на первоочередное получение земельного участка городом Москвой не принимались. Возможность реализации указанного права в отсутствии нуждаемости в предоставлении жилья законодательством города Москвы не предусмотрена.
Кроме того, п. 11 ст. 30 Земельного кодекса РФ устанавливает, что предварительное согласование места размещения объекта не проводится, в частности, в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства. Следовательно, предоставление таких земельных участков гражданам должно осуществляться с учетом требований иных положений Земельного кодекса Российской Федерации и нормативных актов.
Из п. 4 ст.30 Земельного кодекса РФ следует, что для реализации права на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок его формирования и постановки на государственный кадастровый учет, что обусловливает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий. Отсутствие возможности формирования земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах городского поселения может быть обусловлено особенностями развития данного поселения с учетом градостроительных, экологических и иных норм, что само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод заявителя (определение Конституционного Суда Российской федерации от 21 февраля 2008 г. N 121-0-0).
Согласно ч.2 ст.30. 1 Земельного кодекса РФ, продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п.27 ст.38.1 Земельного кодекса Российской Федерации (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).
Сам факт наличия у истца права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства не означает обязанность органа местного самоуправления предоставить по его требованию любой произвольно выбранный им земельный участок.
В соответствии с п.2 ст. 1 ГК РФ граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.
Согласно п.1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с п.п. 1,2 ст.31 ЗК РФ, которые с учетом имеющихся особенностей могут быть применены к спорным правоотношениям, учитывая, что в данном случае не действуют положения ст.30.1 настоящего Кодекса о предоставлении земельного участка для жилищного строительства на аукционе, и иной порядок выбора земельного участка законом не предусмотрен, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти, обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Руководствуясь положениями норм материального права, подлежащих применению к данным правоотношениям, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что действующим законодательством не предоставлено право истца, требовать предоставления в аренду для индивидуального жилищного строительства любого произвольно выбранного им земельного участка. Право на внеочередное и первоочередное предоставление земельных участков в аренду имеют не только инвалиды по Закону N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", но и иные лица. Соответственно удовлетворение требования истца может привести к нарушению баланса интересов общества и законных интересов граждан, уже находящихся на учете в очереди на получение в собственность бесплатно земельных участков во внеочередном и первоочередном порядках.
При этом наличие первоочередного права истца как инвалида с детства на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства не оспаривается и не умаляется.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
С данным выводом суда судебная коллегия полностью согласна. Суд надлежащим образом проверил доводы сторон и обстоятельства дела, выводы суда основаны на нормах материального права и подтверждаются доказательствами, которым дана правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы представителя Ушакова Е.Г. о неправильной оценке судом представленных доказательств, а также применении норм материального права, несостоятельны. Суд первой инстанции тщательно проверил доводы сторон и применил закон, подлежащий применению к данным правоотношениям. Иных доводов, которые могли бы являться основанием для отмены решения, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА
Решение Пресненского районного суда гор. Москвы от 27 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Ушакова Е.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.