Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Лобовой Л.В., Пильгановой В.М.,
при секретаре Клименко И.И.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе ФКУ "Военный комиссариат города Москвы" на решение Мещанского районного суда города Москвы от 07 июня 2017 года, которым постановлено:
обязать ФКУ "Военный комиссариат города Москвы" назначить и выплачивать Алексеевой А.В. пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" ,
взыскать с ФКУ "Военный комиссариат города Москвы" в пользу Алексеевой А.В. недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца за период с 13 апреля 2016 года по день исполнения решения суда,
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор 231 военной прокуратуры гарнизона, действуя в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Алексеевой А.В., *** года рождения, 13.04.2017 обратился в суд с иском к ФКУ "Военный комиссариат города Москвы" об обязании ответчика произвести повышение выплачиваемой Алексеевой А.В. пенсии по случаю потери кормильца и взыскании недополученной пенсии за 12 месяцев, предшествующих обращению в суд, основывая свои требования на положениях п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", мотивируя обращение тем, что она является вдовой умершего *** участника Великой Отечественной войны Д* и получателем пенсии по случаю потери кормильца, в связи с чем имеет право на повышение получаемой пенсии на 32% расчетного размера пенсии, установленного в размере социальной пенсии, как член семьи ветерана Великой Отечественной войны, однако пенсия выплачивается Алексеевой А.В. без применения установленного законом повышения, что прокурор полагает незаконным, нарушающим право Алексеевой А.В. на полное пенсионное обеспечение.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал; представитель ответчика иск не признала.
07.06.2017 судом постановленоприведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик ФКУ "Военный комиссариат города Москвы" по доводам апелляционной жалобы, подписанной представителем по доверенности Финохиной-Курдюмовой В.Ю.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д. 73-83).
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены или изменения обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы ответчика.
Судом установлено и подтверждается послужным списком, Д*, *** года рождения, с *** проходил военную службу, в том числе с 15.07.1942 по 03.09.1945 принимал участие на фронтах Великой Отечественной войны, был уволен в запас 11.06.1959 и умер 10.02.1987; Алексеева А.В., *** года рождения, с *** состояла в браке с Д*, *** года рождения (л.д. 13-39).
С *** Военным комиссариатом города Москвы Алексеевой А.В. назначена пенсия по случаю потери кормильца на основании Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1), размер которой на 01.02.2017 составляет *** руб., также ей производится выплата надбавок на уход как лицу, достигшему возраста 80 лет, и как лицу, родившемуся до 31.12.1931, что составляет общую сумму пенсии *** руб. (л.д. 11).
*** военный прокурор 231 военной прокуратуры гарнизона обратился в Военный комиссариат города Москвы по вопросу выплаты пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения на 32% членам семей ветеранов Великой Отечественной войны, в ответ на которое 30.03.2017 ответчик сообщил об отсутствии оснований для повышения пенсии, в том числе Алексеевой А.В., указав, что такая доплата носит личностный характер и является одной из мер социальной поддержки самого ветерана, но не членов его семьи (л.д. 7-10).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в соответствии с положениями ст. ст. 45, 46 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 повышение пенсии производится не только лицам, являющимся участниками Великой Отечественной войны , но и членам их семьи при назначении пенсии по случаю потери кормильца, в связи с чем пришел к правильному выводу о том, что на основании п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 истец имеет право на повышение размера пенсии по случаю потери кормильца на 32% расчетного размера пенсии, установленного в размере социальной пенсии.
Так, порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей урегулирован Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1.
П. "г" ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 в первоначальной редакции предусматривал, что пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном, размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны и других боевых операций по защите Родины из числа военнослужащих, проходивших службу в составе действующей армии, и партизан; участникам Великой Отечественной войны из числа вольнонаемного состава, воспитанников и юнг действующей армии; участникам боевых действий за границей из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел - на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в ч. 1 ст. 46 настоящего Закона.
Федеральным законом от 12.06.2002 N 68-ФЗ "О внесении изменений в статьи 16, 17, 24, 45 и 46 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 были внесены изменения, в соответствии с которыми повышение пенсий за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца предусмотрено участникам Великой Отечественной войны ( подп. "а" - "ж" и "и" подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах"), а также ветеранам боевых действий ( подп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах") из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников уголовно-исполнительной системы - на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в ч. 1 ст. 46 настоящего Закона.
В соответствии с подп. "а" п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.
Федеральным законом от 03.12.2007 N 319-ФЗ "О внесении изменений в Закон РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.2008, согласно которым назначаемые в соответствии с настоящим Законом пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подп. "а" - "ж" и "и" подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 настоящего Закона.
Тем самым п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 определен круг лиц, которым повышаются установленные размеры пенсий; из содержания приведенных нормативных положений следует, что к числу таких лиц отнесены получающие пенсию по случаю потери кормильца члены семей участников Великой Отечественной войны.
В соответствии с положениями ст. 46 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном подп. 1 п. 1 ст. 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии. При наличии одновременно права на несколько повышений пенсий, предусмотренных п. "г", "д" и "з" ч. 1 ст. 45 настоящего Закона, устанавливается одно повышение к пенсии, наибольшее по размеру.
Учитывая, что пенсия Алексеевой А.В. выплачивается с повышением, предусмотренным п. "д" ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, на 16% расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 указанного з акона, как л ицу, родившемуся по 31.12.1931 включительно, то она имеет право на одно повышение к пенсии, наибольшее по размеру, учитывая, что повышение, предусмотренное п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, составляет 32% расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 указанного з акона .
Согласно п. "б" ч. 1 ст. 55 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и членам их семей, производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размеров пенсий в сторону уменьшения; со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения. В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии.
В связи с изложенным, учитывая возраст Алексеевой А.В., ее социальный статус вдовы участника Великой Отечественной войны, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии у прокурора оснований, предусмотренных ст. 45 ГПК РФ для обращения в суд с настоящим исковым заявлением в ее интересах о перерасчете пенсии по случаю потери кормильца, принимая во внимание, что действия прокурора направлены на восстановление прав Алексеевой А.В. в сфере пенсионного обеспечения, то есть гарантированных государством социальных обязательств, а положения п. "б" ч. 1 ст. 55 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 при обязании ответчика произвести перерасчет и выплатить недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца за период с 13.04.2016, т.е. за 12 месяцев, предшествующих дню обращения в суд, основано на положениях п. "б" ч. 1 ст. 55 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1.
Обжалуя решение суда, ответчик ссылается на выплату Алексеевой А.В. пенсии с повышением на основании п. "д" ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, на возможность установления оспариваемого повышения только непосредственно пенсионеру, имеющему определенный статус за конкретные заслуги перед Российской Федерацией, а также на иные гарантии и меры социальной поддержки в части пенсионного обеспечения, предоставляемые непосредственно членам семей погибших (умерших), имевших тот или иной статус за заслуги, в том числе право на получение двух пенсий, снижение пенсионного возраста и повышенный размер пенсии.
Судебная коллегия полагает, что указанные доводы апелляционной жалобы ответчика направлены на неправильное толкование действующего пенсионного законодательства, аналогичны доводам, изложенным в письменном отказе в повышении Алексеевой А.В. пенсии, и доводам возражений на иск, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Указанные доводы основанием для отмены решения суда не являются, поскольку представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, нормы материального права судом применены верно.
Учитывая, что иных доводов к отмене решения суда апелляционная жалоба ответчика не содержит, судебная коллегия в силу положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в поданной апелляционной жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда города Москвы от 07 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ "Военный комиссариат города Москвы" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.