Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Куприенко С.Г.,
судей Сальниковой М.Л., Бобровой Ю.М.,
при секретаре Дмитриеве С.Е.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Сальниковой М.Л.,
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Федотовой Ю.К. по доверенности Барсуковой Н.А. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 14 февраля 2017 года, которым постановлено:
отказать Федотовой Юлии Константиновне в удовлетворении искового требования к МВД России о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛА:
Федотова Ю.К. обратился в суд с иском к МВД России о компенсации морального вреда за счет средств казны Российской Федерации в размере 575 000 руб., причиненного в результате незаконного бездействия органов внутренних дела в связи с неоднократным вынесением незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела по ее заявлению в отношении ООО "Бест-проект", в результате чего ей были причинены нравственные страдания.
Истец и ее представитель Барсукова Н.А. в судебное заседание явились, исковые требования поддержали.
Представитель ответчика МВД России Багреева К.Е. в судебном заседании исковые требования не признала.
Судом постановленоуказанное решение, об отмене которого просит представитель истца Федотовой Ю.К. по доверенности Барсуков Н.А. по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие для дела, не примени закон, подлежащий применению.
В заседание судебной коллегии представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика возражал против доводов апелляционной жалобы, полагая решение законным и обоснованным.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, исследовав материалы дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с указанным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет Казны РФ, от имени Казны выступает финансовый орган.
Для применения ответственности, предусмотренной ст. 1069 ГК РФ, лицо, требующее возмещение убытков за счет государства, должно доказать факт противоправных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, признанных таковыми в установленном законом порядке, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) названных органов и возникшими убытками, а также размер причиненного вреда.
Статьей 56 ГПК РФ установлена обязанность каждой стороны доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из содержания приведенных правовых норм, необходимыми условиями для возложения ответственности на государственные органы, в том числе и компенсации морального вреда, является факт причинения вреда, вина причинителя вреда и наличие причинно-следственной связи между действиями государственных служащих и наступлением вреда.
Следовательно, истец при обращении в суд с иском о компенсации морального вреда должен доказать наличие совокупности указанных условий, привести доказательства этого.
Как следует из материалов дела, по заявлению Федотовой Ю.К. неоднократно ОМВД России по району Крылатское города Москвы принимались постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении ООО "Бест-Проект" и его генерального директора Козелова О.В., которые впоследствии отменялись прокуратурой в порядке УПК РФ.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд, правильно руководствовался вышеприведенными нормами материального права, оценив представленные истцом доказательства в совокупности по правилам ст.67 ГПК РФ, обоснованно пришел к выводу о том, что истцом не представлено каких-либо доказательств своих требований, исходя из которых можно сделать вывод о причинении ей морального вреда, связанного с незаконными действиями (бездействиями) должностных лиц органов внутренних дел, доказательств наличия причинной связи между действиями и моральным вредом, а также виной ответчика.
Также при вынесении оспариваемого решения суд учел, что решением Черемушкинского районного суда г.Москвы от 09.06.2015г. с учетом его изменении Яна основании апелляционного определения Московского городского суда от 09.10.2015г. расторгнут договор N 378, заключенный 20.12.2012г. между Федотовой Ю.К. и ООО "БЕСТ-ПРОЕКТ", с вышеуказанной организации взысканы в пользу истца денежные средства в размере 575000руб., которые она оплатила по договору, а также неустойка в размере 426650руб., компенсация морального вреда 5000руб., штраф в размере 503325руб., возврат госпошлины - 13408руб., истцу был выдан исполнительный лист.
Соглашаясь с данными выводами суда, судебная коллегия считает необходимым отметить, что действия должностных лиц прокуратуры по отмене постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела являются процессуальными действиями в рамках проверки сообщения о преступлении. Истцом не приведено доказательств того, что по вине должностных лиц следственных органов нарушены ее личные неимущественные права либо принадлежащие ей иные нематериальные блага. Сама констатация органом прокуратуры неправомерности действия должностного лица следственного органа является достаточным и полноценным способом восстановления прав заявителя по настоящему делу.
При таком положении, доводы апелляционной жалобы истца надлежит признать несостоятельными.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, нарушений процессуального характера судом не допущено, а потому предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 , 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 14 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Федотовой Ю.К. по доверенности Барсуковой Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.