Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Бельченко И.В.,
и с удей Дегтеревой О.В., Пильгановой В.М.,
при секретаре Ильиной Д.М.,
с участием прокурора Храмовой О.П.,
ра ссмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В., гражданское дело по апелляционной жалобе Жучкова Ивана Александровича на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 21 июня 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Жучкова Ивана Александровича к Министерству внутренних дел российской Федерации, Ликвидационной комиссии УФМС по г. Москве о признании приказов об увольнении незаконными и их отмене, восстановлении в должности отказать.
Исковые требования Жучкова Ивана Александровича к Министерству внутренних дел российской Федерации, Ликвидационной комиссии УФМС по г. Москве о взыскании материальной помощи, компенсации морального вреда, судебных расходов удовлетворить частично.
Взыскать с Ликвидационной комиссии УФМС по г. Москве в пользу Жучкова Ивана Александровича материальную помощь в размере одного оклада денежного содержания, в счет компенсации морального вреда - 5 000,00 рублей, судебные расходы на представителя в размере - 10 000,00 рублей.
В части требований, заявленных к МВД России о взыскании материальной помощи, компенсации морального вреда, судебных расходов - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Жучков И.А. обратился в суд с иском к Ликвидационной комиссии УФМС России по г. Москве, МВД России, в котором просил суд признать незаконными приказы МВД от 1 августа 2016 г. N *** и УФМС России по г. Москве от 02 августа 2016г. N322л/с в части расторжения с ним контракта, их отмене, восстановлении в прежней занимаемой должности инспектора отделения проведения проверочных мероприятий N2 отдела организации иммиграционного контроля УФМС России по г. Москве, признании незаконным бездействия Ликвидационной комиссии УФМС по г. Москве в передаче личного дела для решения вопроса о переводе, взыскании судебных издержек; признании незаконным бездействия Ликвидационной комиссии УФМС по г. Москве в отказе выплаты материальной помощи, взыскании материальной помощи и компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований ссылался на то, что проходил службу в УФМС России по г.Москве в должности инспектора отделения проведения проверочных мероприятий N2 отдела организации иммиграционного контроля УФМС России по г. Москве. Приказом МВД России он был прикомандирован к УФМС России по г. Москве. Приказом УФМС России по г. Москве от 02 августа 2016 г. N *** в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" контракт с ним расторгнут, установлена дата увольнения 02 августа 2016 года. В качестве основания увольнения указан приказ МВД России от 01 августа 2016 г. N***. Полагал увольнение незаконным, поскольку будучи прикомандированным к УФМС России по г. Москве с оставлением в кадрах органов внутренних дел, он из штата органов внутренних дел не выводился. При проведении мероприятий по сокращению ему не предлагались для перевода иные равнозначные либо нижестоящие должности в ГУ МВД России по г. Москве. При этом истец выразил согласие на перевод в ЦОООГВ и ПУ г. Москвы ФГКУ УВО ГУ МВД России по г. Москве, в личном деле имеется его рапорт от 06.07.2016, сведения о том, что в отношении него имел место отказ в переводе, отсутствуют. Кроме того истец считает, что нарушен порядок его увольнения по сокращению, в связи с тем, что не учтены требования ст. 179 Трудового кодекса Российской Федерации (преимущественное право оставления на работе), увольнение произведено без учета мнения Профсоюза и кроме того, в период с 01 августа 2016 г. истец был временно нетрудоспособен. Также считает незаконным отказ в выплате материальной помощи, предусмотренной п.2 ст. 3 Федерального закона от 19.07.2011 N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", так как выплата материальной помощи 1 раз в год сотруднику органа внутренних дел являлась обязательной в силу п. п. 135, 136 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 31.01.2013 N ***.
В судебном заседании истец Жучков И.А. и его представитель Сердечный Р.В. исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика МВД России Калиничева Е.А. исковые требования не признала, представила возражения на иск.
Представитель Ликвидационной комиссии УФМС по г. Москве в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
Суд, постановилприведенное выше решение, об отмене которого в отказанной судом части исковых требований просит Жучков В.И. по доводам апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе ( ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), выслушав Жучкова И.А. и его представителя, поддержавших доводы жалобы, представителя МВД РФ по доверенности Бехтольда А.А., прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" основанием для расторжения контракта и увольнения сотрудника со службы в органах внутренних дел является сокращение должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником.
Согласно п. 1 ч. 2 статьи 85 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" контракт расторгается и сотрудник органов внутренних дел увольняется со службы в органах внутренних дел не ранее чем через два месяца со дня уведомления о расторжении контракта - по основанию, предусмотренному пунктом 8, 9 или 11 части 2 статьи 82 настоящего Федерального закона.
Согласно статьи 36 указанного Закона при реорганизации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения либо изменении их структуры в случае сокращения должности в органах внутренних дел, правоотношения с сотрудником органов внутренних дел, замещающим должность в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальном органе или подразделении, могут быть прекращены.
В силу ч. 1 ст. 32 Федерального закона N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для выполнения задач, связанных непосредственно с деятельностью федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, сотрудник органов внутренних дел с его согласия может быть прикомандирован к федеральному органу государственной власти, иному государственному органу или к организации с оставлением в кадрах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" Федеральная миграционная служба упразднена, и функции и полномочия упраздняемой Федеральной миграционной службы переданы МВД России. Данным Указом установлено завершить проведение организационно-штатных мероприятий, связанных с реализацией настоящего Указа, до 01.06.2016.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Жучков И.А. проходил службу в УФМС России по г. Москве в должности инспектора отделения проведения проверочных мероприятий N 2 отдела организации иммиграционного контроля УФМС России по г. Москве, являлся сотрудником органов внутренних дел, прикомандированным для прохождения службы к УФМС России по г. Москве, начальником УФМС России по г.Москве с ним был заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел РФ.
27.04.2016г. Жучков И.А. был ознакомлен с уведомлением о прекращении или расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел Российской Федерации.
04.07.2016г. Жучков И.А., инспектор отделения проведения проверочных мероприятий N2 отдела организации иммиграционного контроля УФМС России по г.Москве, представлен к увольнению из органов внутренних дел по п. 11 ч. 2 ст. 82 Закона N342-ФЗ в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником.
Приказом МВД России от 01.08.2016г. N*** по личному составу в соответствии с Законом N 342-ФЗ контракт о службе в органах внутренних дел с Жучковым И.А. расторгнут (прекращен), и сотрудник, прикомандированный к УФМС России по г. Москве, уволен со службы в органах внутренних дел по п. 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
Приказом УФМС России по г. Москве от 02.08.2016г. N322 по личному составу в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 82 ФЗ от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" расторгнут контракт и установлена дата увольнения Жучкова И.А. по п. 11 ч. 2 ст. 82 (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником) Закона N 342-ФЗ.
Отказывая в удовлетворении требований в данной части, суд верно исходил из того, что Жучков И.А. был прикомандирован к ФМС России (УФМС России по г.Москве), замещал должность инспектора отделения проведения проверочных мероприятий N2 отдела организации иммиграционного контроля УФМС России по г. Москве, должность в органах внутренних дел не замещал, увольнение истца было обусловлено выполнением Указа Президента РФ от 05.04.2016 N156, и связано с упразднением Федеральной миграционной службы, ликвидацией УФМС России по г. Москве и произведено с соблюдением установленного порядка увольнения, в установленный срок истец уведомлен о предстоящем сокращении и увольнении, с ним проведена беседа, ему произведены выплаты при увольнении, вручена трудовая книжка, увольнение произведено надлежащим лицом, в связи с чем правовых оснований, предусмотренных ч.10 ст.36 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ, для зачисления его в распоряжение органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, признании незаконными и отмене приказов МВД N*** от 01.08.20126г. и УФМС по г. Москве N322л/с от 02.08.2016г. в части расторжения с истцом контракта и увольнения, восстановлении в прежней должности, у суда не имелось.
Не состоятельны доводы истца о его незаконном увольнении с учетом того, что он выразил согласие замещать должность в ЦОООГВ и ПУ г. Москвы ФГКУ УВО ГУ МВД России по г. Москве и подал рапорт о переводе от 06.07.2016, поскольку нормативными актами не возложено обязанности на МВД России по принятию на службу сотрудника, прикомандированного к УФМС России по г. Москве, в связи с упразднением Федеральной миграционной службы. То обстоятельство, что Указом Президента РФ от 05.04.2016 N156 штатная численность упраздняемой ФМС передана МВД РФ с сокращением на 30 процентов, в структуру центрального аппарата МВД России введено Главное управление по вопросам миграции, в штатное расписание ГУ МВД России по г. Москве введены должности инспекторов по вопросам миграции, не свидетельствует о наличии у ответчика такой обязанности, поскольку положительного решения в отношении истца о переводе его для прохождения службы в МВД России не принималось.
Также обоснованно не приняты во внимание и доводы истца о том, что он не был своевременно ознакомлен с приказом о сокращении занимаемой им должности, поскольку данное обстоятельство о незаконности увольнения не свидетельствует.
Доводы истца о том, что на момент уведомления о предстоящем увольнении 27.04.2016г. истец находился в учебном отпуске, о нарушении порядка увольнения также не свидетельствуют. Материалами дела подтверждено, что истец был уведомлен о предстоящем увольнении в срок, установленный п. 1 ч. 2 ст. 85 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ, что подтверждает соблюдение порядка его увольнения по п. 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона.
Судом первой инстанции были проверены доводы истца о том, что он один содержит и воспитывает трех малолетних детей, а также о необходимости учета мнения профсоюзного органа при увольнении, и проверена ссылка истца об увольнении в период болезни, и установлено, что данные доводы доказательствами в суде подтверждены не были, и апелляционная жалоба таких доказательств не содержит. Как верно указано судом в решении, основание увольнения Жучкова И.А. не подпадает под предусмотренные ТК РФ случаи принятия решений об увольнении с учетом мнения профсоюзного органа и соблюдение гарантий по ст.261 ТК РФ.
С учетом того, что увольнение Жучкова И.А. проходило в рамках проводимой процедуры организационно-штатных мероприятий связанных с реализацией Указа Президента РФ от 05 апреля 2016 года N156, приказы об увольнении и расторжении контракта судом незаконными не признаны и не отменены, поскольку требования по иску к Ликвидационной комиссии УФМС по г.Москве по передаче личного дела для решения вопроса о переводе истца обоснованно отклонены судом.
Доводы апелляционной жалобы в данной части повторяют доводы искового заявления, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, в связи с чем направлены на переоценку собранных по делу доказательств либо неправильное применение и толкование действующего законодательства, не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, нарушений норм процессуального законодательства в данной части, влекущих отмену решения, по делу не установлено, в связи с чем оснований для отмены решения суда в данной части не имеется.
Вместе с тем, разрешая требования истца о взыскании материальной помощи, суд установив обстоятельства подачи Жучковым И.А. рапорта об оказании материальной помощи за 2016 год в размере одного оклада денежного содержания на основании ч.3 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и неполучение ответа от ответчика Ликвидационной комиссии УФМС по г. Москве, взыскал в пользу истца материальную помощь в размере одного оклада денежного содержания, установленного на день осуществления выплаты, а также в порядке ст.237 ТК РФ компенсацию морального вреда в разумных размерах в сумме 5 000 рублей, и в порядке ст.100 ГПК РФ судебные расходы в размере 10000 руб. В указанной части решение суда ответчиком Ликвидационной комиссией УФМС по г. Москве не обжалуется, а потому в силу ст. 327.1 ГПК РФ не подлежит проверке.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 21 июня 2017 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Жучкова И.А. - б ез удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.