Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Бельченко И.В.
и судей Пильгановой В.М., Дегтеревой О.В.,
при секретаре Клименко И.И.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В. дело по апелляционной жалобе Гаджиева М.-А.М. на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 20 декабря 2016 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Гаджиева Магомед-Арип Магомедовича к УВД по ЮЗАО ГУ МВД России по г. Москве о признании отказа в приеме на службу незаконным, обязании принять на службу в порядке перевода, взыскании заработка за незаконное лишение возможности трудиться, компенсации морального вреда отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец Гаджиев М.-А.М. обратился в Гагаринский районный суд г. Москвы с иском к ответчику УВД по ЮЗАО ГУ МВД России по г. Москве о признании отказа в приеме на службу незаконным, обязании принять на службу в порядке перевода, взыскании заработка за незаконное лишение возможности трудиться, компенсации морального вреда, ссылаясь в обоснование своих требований на то, что 23.01.2008 был принят на службу в Управление ФСКН России по г. Москве, Указом Президента РФ "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их перекурсоров и в сфере миграции" от 05.04.2016 N 156 Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков упразднена, функции упраздненной ФСКН РФ переданы Министерству внутренних дел России, 11.04.2016 истец уведомлен о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией, 12.05.2016 истцом подан рапорт об увольнении со службы в связи с переводом в другой государственный орган, 31.05.2016 уволен со службы на основании пп. 7 п. 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, 08.06.2016 в рамках разрешения вопроса трудоустройства руководством УВД по ЮЗАО ГУ МВД РФ по Москве с истцом проведена беседа, по результатом которой истцу сообщено о том, что прием на службу осуществляется по спискам, в которых истец не значится. 26 августа 2016 г. истцу отказано в приеме на службу, полагает отказ в приеме на службу носит дискриминационный характер с учетом желания истца продолжать службу в органах внутренних дел.
Истец и его представитель в судебном заседании исковые требования поддержали; представитель ответчика по доверенности Мухутдинов Т.Х. возражал против удовлетворения исковых требований по доводам письменного отзыва.
В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене решения и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав истца, возражения представителя ответчика по доверенности Полкановой В.М. , обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного решения в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что истец Гаджиев М.-А.М. с 23 января 2008 года проходил службу в Управлении ФСКН России по г. Москве в должности оперуполномоченного 2 отдела.
На основании Указа Президента РФ от 05 апреля 2016 года N 156 "О совершенствовании государственного управления за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" упразднена Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
Сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации (пп. "б" п. 4).
Пунктом 5 названного Указа Президента РФ от 05 апреля 2016 года N 156 предписано завершить проведение организационно-штатных мероприятий, связанных с реализацией настоящего Указа, до 01 июня 2016 г.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля) в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков принимаются на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел) в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора в течение трех месяцев с момента увольнения в связи с переводом в другой государственный орган при отсутствии другой работы (службы) в указанный период.
По заявлению сотрудника органов наркоконтроля, уволенного в связи с переводом в другой государственный орган и не принятого на службу в органы внутренних дел в течение трех месяцев со дня увольнения, поданному в ликвидационную комиссию Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков или соответствующую ликвидационную комиссию ее территориального органа, основание увольнения в связи с переводом в другой государственный орган подлежит изменению на основание увольнения в связи с проведением организационно-штатных мероприятий либо иное основание в порядке, предусмотренном для сотрудников органов наркоконтроля. Такому сотруднику выплачиваются единовременное пособие и иные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 05 июня 2003 года N 613 утверждено Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - Положение), согласно п. 1 которого правоохранительная служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ является видом государственной службы граждан Российской Федерации, замещающих должности правоохранительной службы в Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и ее территориальных органах.
В соответствии с пп. 7 п. 142 Положения сотрудник может быть уволен со службы в органах наркоконтроля в связи с переводом в другой государственный орган.
12.05.2016 года истцом на имя начальника УФСКН подан рапорт об увольнении со службы по пп. 7 п. 142 вышеуказанного Положения, на основании решения, полученного из органов внутренних дел Российской Федерации в письменной форме о приеме на службу в порядке перевода.
В соответствии с приказом N *** от 31 мая 2016 года ФСКН России истец уволен со службы в органах наркоконтроля по пп.7 ст.142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 156, с приказом был ознакомлен.
Как установлено судом, на момент подачи истцом рапорта, а также увольнения со службы, решение органом внутренних дел РФ о приеме истца на службу в порядке перевода не принималось, в связи с чем правовых оснований для возложения на ответчика обязанности принять истца на службу в порядке перевода, у суда не имелось.
Материалами дела подтверждено, что 07 июля 2016 г. приказом ГУ МВД России по г. Москве N *** "Об организационно-штатных вопросах" было утверждено штатное расписание Отдела по контролю за оборотом наркотиков УВД по ЮЗАО ГУ МВД России по г. Москве.
0 8 июня 2016 г. в рамках рабочей встречи (беседы) личного состава службы межрайонного, городского (районного) органа наркоконтроля УФСКН России по г. Москве, а также руководителей ОУВД по ЮЗАО ГУ МВД России по г. Москве с Гаджиевым М. -А. М. была проведена беседа на предмет оценки его профессиональных качеств.
27 июля 2016 г. в УВД по ЮЗАО ГУ МВД России по г. Москве поступила телеграмма от истца по вопросу трудоустройства на службу в УВД по ЮЗАО ГУ МВД России по г. Москве в порядке перевода на равнозначную должность.
26 августа 2016 г. по результатам рассмотрения обращения Гаджиева М.-А.М. руководством УВД по ЮЗАО ГУ МВД России по г. Москве вынесено заключение об отказе истцу в рассмотрении его в качестве кандидата на службу в органы внутренних дел.
Сотрудники органов внутренних дел, прикомандированные к федеральному органу государственной власти, иному государственному органу, проходят службу на должностях в органе государственной власти (а не в органах внутренних дел), при назначении на должности в органах внутренних дел, применительно к правилам ст. 19 Федерального закона N 342-ФЗ, необходимо проведение проверки достоверности сведений о кандидате на должность.
В силу п. п. 1, 3 ч. 1 ст. 75 Федерального закона N 342-ФЗ от 30.11.2011 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 342-ФЗ), формирование кадрового состава органов внутренних дел в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органах, подразделениях осуществляется на основе следующих принципов: обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в органах внутренних дел; назначение сотрудников органов внутренних дел на должности с учетом уровня их квалификации, заслуг в служебной деятельности, личных и деловых качеств.
Как неоднократно указывал в судебных постановлениях Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.1995 N 7-П, от 18.03.2004 N 6-П и от 21.03.2014 N 7-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 N 460-О, от 16.04.2009 N 566-О-О, от 25.11.2010 N 1547-О-О, от 27.10.2015 N 2389-О).
Как установлено судом, заключение по результатам рассмотрения заявления истца о трудоустройстве в УВД по ЮЗАО ГУ МВД России по г.Москве принято ответчиком с соблюдением требований предусмотренных ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также Инструкции о порядке отбора граждан Российской Федерации и приема документов для поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 18 июля 2014 г. N595 "О некоторых вопросах поступления граждан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел", по результатам рассмотрения документов по вопросу трудоустройства в Отделе кадров УВД по ЮЗАО ГУ МВД России по г. Москве, а также по итогам изучения характеризующих материалов руководством Отдела кадров УВД по ЮЗАО ГУ МВД России по г. Москве истцу отказано в приеме на службу в органы внутренних дел , данный отказ не связан с дискриминацией и не влечет нарушение прав истца .
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации , с учетом требований закона, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований Гаджиевым М.-А.М. о признании отказа в приеме на службу незаконным и обязании принятия его на службу в порядке перевода, взыскании заработка за незаконное лишение возможности трудиться, поскольку законом предусмотрено право органов внутренних дел формировать кадровый состав сотрудников и назначение сотрудников органов внутренних дел на должности с учетом, в том числе, личных и деловых качеств сотрудников, в связи с чем отказ в приеме на службу истца не свидетельствует о нарушении ответчиком вышеприведенных положений У каза N156 от 05.04.2016 и права истца, дискриминации по отношению к истцу судом установлено не было, вывод суда об отказе в удовлетворении иска является правильным.
Отказывая в удовлетворении данных требований, суд правомерно отказал и в удовлетворении производных требований о взыскании неполученного заработка и компенсации морального вреда.
Судебная коллегия с указанными выводами суда соглашается, поскольку они подтверждаются материалами дела и не противоречат требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы истца правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как основания для переоценки доказательств отсутствуют.
Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 20 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.