Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Чубаровой Н.В.,
судей Левшенковой В.А.,
Олюниной М.В.,
при секретаре Михайловой С.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Олюниной М.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий (ФГУП "ФТ-Центр") по доверенности Филатовой Е.Н. на решение Таганского районного суда г. Москвы от 22 февраля 2017 года по иску прокурора г. Армавира в интересах неопределенного круга к ФГУП "ФТ-ЦЕНТР" о признании незаконными действий, обязании приостановить вывод из эксплуатации (консервации), признании незаконным бездействия, обязании принять меры, устранить нарушения, получить паспорт готовности к отопительному периоду,
которым исковые требования прокурора г. Армавира в интересах неопределенного круга удовлетворены,
УСТАНОВИЛА:
Первоначально истец прокурор г. Армавира в интересах неопределенного круга лиц обратился в Армавирский городской суд Краснодарского края с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчику ФГУП "ФТ-ЦЕНТР" о признании незаконными действий, обязании приостановить вывод из эксплуатации (консервации), признании незаконным бездействия, обязании принять меры, устранить нарушения, получить паспорт готовности к отопительному периоду.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведения надзора за осуществлением законодательства в жилищно-коммунальной сфере в период подготовки к отопительному сезону 2016-2017 годов проведена проверка соблюдения ответчиком порядка вывода из эксплуатации (консервации) Армавирской ТЭЦ, а также подготовки указанного объекта электроэнергетики и теплоснабжения к работе в осенне-зимний период, в ходе которой в деятельности ФГУП "ФТ-ЦЕНТР" выявлены нарушения закона. Проверкой установлено, что имущественный комплекс Армавирской ТЭЦ находится в собственности РФ и принадлежит ответчику на праве хозяйственного ведения. 20.04.2016 в администрацию муниципального образования город Армавир поступило уведомление ФГУП "ФТ-ЦЕНТР" от 18.04.2016 N838 о выводе из эксплуатации (консервации) Армавирской ТЭЦ с 19.12.2016. Данное уведомление в нарушение требований законодательства направлено в отсутствие согласования вывода тепловых сетей из эксплуатации с потребителем тепловой энергии ОАО "Домостроитель", не было получено согласование от органа местного самоуправления - администрации муниципального образования город Армавир по причине указания в перечне оборудования Армавирской ТЭЦ неполного перечня такого оборудования, необходимого для производства тепловой энергии, а также ввиду отсутствия правомочности у предприятия на уведомление о выводе из эксплуатации 8 объектов недвижимого имущества Армавирской ТЭЦ. Предприятие повторно не обратилось в администрацию муниципального образования в целях осуществления вывода Армавирской ТЭЦ из эксплуатации. Перечень оборудования Армавирской ТЭЦ, приложенный к уведомлению о выводе из эксплуатации, в позиции N36 содержит указание на вывод из эксплуатации Литер "Т" (здание с переходным мостом) площадью 1 314,5 кв.м. по адресу: ... , являющееся объектом диспетчеризации, в котором расположено распределительное устройство ГРУ 6 кВ, а также релейная защита и автоматика ПС "Армавирская ТЭЦ", находящаяся на балансе ПАО "Кубаньэнерго", с помощью которых осуществляется управление процессом энергоснабжения соответствующего электросетевого комплекса, в том числе оперативные переключения, защита оборудования от повреждений. В нарушение п.п.27, 31, 35 Правил N 484 ФГУП "ФТ-ЦЕНТР" в уполномоченный диспетчерский центр - филиал ОАО "СО ЕЭС" Кубанское РДУ заявку о выводе из эксплуатации оборудования электросетевого комплекса Армавирской ТЭЦ не направляло, заключение и разрешение о возможности вывода объекта диспетчеризации из эксплуатации не получало. Вместе с тем ФГУП "ФТ-ЦЕНТР" продолжает проводить мероприятия по выводу из эксплуатации Армавирской ТЭЦ, в связи с чем подготовка объекта к предстоящему отопительному сезону не осуществляется. Вывод из эксплуатации (консервации) оборудования Армавирской ТЭЦ приведет к полной остановке электроснабжения потребителей, запитанных от ГРУ 6 кВ, и сделает невозможным процесс оперативного управления ПС 110 и 35 кВ, что приведет к развитию чрезвычайной ситуации в электроснабжении, включающей в себя обесточивание более 1/3 населения и 25 социально значимых объектов города, в том числе потребителя 1 категории - ГУП КК "Курганинский групповой водопровод" по точке поставки "Очистные сооружения города Армавира", что является недопустимым. Действия ФГУП "ФТ-ЦЕНТР" являются незаконными, создающими угрозу нарушения прав значительной части жителей города на получение коммунальных услуг по электроснабжению и теплоснабжению. Проверкой также установлено, что ФГУП "ФТ-ЦЕНТР" является теплоснабжающей организацией. В нарушение п.11 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок график подготовки Армавирской ТЭЦ к зимнему периоду 2016-2017 годов не утвержден. Мероприятия по подготовке Армавирской ТЭЦ к отопительному периоду в связи выводом ее из эксплуатации не проводятся. Выявлены нарушения норм и правил.
На основании изложенного истец просил суд признать действия ФГУП "ФТ-ЦЕНТР" по выводу из эксплуатации (консервации) Армавирской ТЭЦ незаконными; обязать ФГУП "ФТ-ЦЕНТР" приостановить вывод из эксплуатации (консервации) Армавирской ТЭЦ до получения согласований на вывод из эксплуатации администрацией муниципального образования город Армавир, Министерством энергетики РФ и системным оператором; признать незаконным бездействие ФГУП "ФТ-ЦЕНТР" по непринятию мер по подготовке Армавирской ТЭЦ к отопительному сезону 2016- 2017 г.г. путем устранения нарушений, перечисленных в таблице решения суда первой инстанции.
Также истец просил обязать ФГУП "ФТ-ЦЕНТР" получить паспорт готовности Армавирской ТЭЦ к отопительному периоду; вышеуказанные требования обязать исполнить в срок до 01.11.2016; расходы по оплате госпошлины возложить на ответчика.
Определением Армавирского городского суда Краснодарского края от 10.10.2016 гражданское дело по иску прокурора г. Армавира к ФГУП "ФТ-ЦЕНТР" передано в Таганский районный суд г. Москвы для рассмотрения по территориальной подсудности.
В судебное заседание суда первой инстанции истец не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика ФГУП "ФТ-ЦЕНТР" по доверенности Архипов С.В. в судебном заседании суда первой инстанции возражал против заявленных требований, указывая, что срок окончания приватизации предприятия - конец 2016 года, муниципалитет отказывается от принятия объектов Армавирской ТЭЦ в муниципальную собственность, в нарушение п.2 ст.30 ФЗ N 178.
Представители третьих лиц ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае, Администрации муниципального образования город Армавир, Северо-Кавказское управление Ростехнадзора, Филиал ПАО "Кубаньэнерго" "Армавирские электрические сети", ОАО "Краснодартеплосеть", ОАО "ЮгМаслоПродукт", ООО "Армавиртеплоэнерго" в судебное заседание суда первой инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица ОАО "Домостроитель" в судебное заседание суда первой инстанции не явился, извещен надлежащим образом, направил в суд письменный отзыв на иск, в котором третье лицо просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя, с исковыми требованиями полностью согласился, просил иск удовлетворить в полном объеме.
Судом постановлено:Иск удовлетворить.
Признать незаконными действия ФГУП "ФТ-ЦЕНТР" по выводу из эксплуатации (консервации) Армавирской ТЭЦ.
Обязать ФГУП "ФТ-ЦЕНТР" приостановить вывод из эксплуатации (консервации) Армавирской ТЭЦ до получения согласований на вывод из эксплуатации администрацией муниципального образования город Армавир, Министерством энергетики Российской Федерации и системным оператором.
Признать незаконным бездействие ФГУП "ФТ-ЦЕНТР" по непринятию мер по подготовке Армавирской ТЭЦ к отопительному сезону 2016-2017 гг.
Обязать ФГУП "ФТ-ЦЕНТР" устранить следующие нарушения, перечисленные в таблице резолютивной части решения суда.
Обязать ФГУП "ФТ-ЦЕНТР" получить паспорт готовности Армавирской ТЭЦ к отопительному периоду.
Обязать ФГУП "ФТ-ЦЕНТР" совершить вышеперечисленные действия в шестимесячный срок со дня вступления данного решения в законную силу.
Взыскать с ФГУП "ФТ-ЦЕНТР" в доход бюджета города Москвы государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.
С указанным решением не согласился представитель Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий (ФГУП "ФТ-Центр") по доверенности Филатова Е.Н., подав соответствующую апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы, где в частности указывает, что к участию в деле привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО "Армавиртеплоэнерго", являвшимся основным покупателем тепловой энергии и единым гарантирующим поставщиком тепловой энергии в отопительном сезоне 2016- 2017 г. Армавир.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц ООО "Армавиртеплоэнерго" прекратило свою деятельность 30.11.2016 путем реорганизации в форме присоединения. Правопреемником ООО "Армавиртеплоэнерго" является ООО "Газпром теплоэнерго Краснодар".
Однако, к участию в деле ООО "Газпром теплоэнерго Краснодар" не привлекалось.
В судебное заседание апелляционной инстанции явился представитель ответчика ФГУП "ФТ-Центр" по доверенности Корнеенко Н.В., которая доводы апелляционной жалобы поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при данной явке, учитывая положения ст.167 ГПК РФ.
Выслушав явившегося участника процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Суд первой инстанции при разрешении спора руководствовался положениями ст.12 ГК РФ, ст.21 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и Постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 N 889 "О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей".
Из материалов дела следует, что 18.04.2016 ФГУП "ФТ-ЦЕНТР" направило в Администрацию муниципального образования г. Армавир уведомление за N838 о выводе из эксплуатации (консервации) Армавирской ТЭЦ с 19.12.2016, в связи с тем, что в нарушение сроков, установленных распоряжением ТУ Росимущества в Краснодарском крае от 25.01.2016 N17-р "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за ФГУП "ФТ-ЦЕНТР", в собственность муниципального образования г. Армавир", Администрацией муниципального образования г. Армавир до настоящего времени не предоставлен подписанный акт приема-передачи на утверждение в ТУ Росимущества в Краснодарском крае, а также отсутствием Армавирской ТЭЦ в составе промышленного парка в г.Армавир и потребности в дополнительных мощностях энергоснабжения и теплоснабжения и финансовой возможности у предприятия для дальнейшей эксплуатации Армавирской ТЭЦ.
Указанное уведомление направлено также в ООО "ЮгМаслоПродукт" от 16.03.2016 N 506, в ООО "Армавиртеплоэнерго" от 16.03.2016 N 510, в ООО "Домостроитель" от 16.03.2016 N 509.
По сообщению ОАО "Домостроитель" от 25.03.2016 N 544 в адрес ФГУП "ФТ-ЦЕНТР", следует, что Общество не обладает полномочиями по согласованию вывода из эксплуатации Армавирской ТЭЦ; вывод из эксплуатации Армавирской ТЭЦ ставит под угрозу существование ОАО "Домостроитель" - градообразующего производственного предприятия, значимого для города.
Согласно сообщения о рассмотрении уведомления о выводе из эксплуатации (консервации) Армавирской ТЭЦ Администрации муниципального образования г.Армавир от 20.05.2016 N 01-83/2556/2805/16-21 следует, что ФГУП "ФТ-ЦЕНТР" не может рассматриваться как законный владелец обозначенных в перечне (Перечень оборудования Армавирской ТЭЦ, выводимого из эксплуатации", приложенный к уведомлению от 18.04.2016 ФГУП "ФТ-ЦЕНТР") объектов, уполномоченный на уведомление органа местного самоуправления о планируемом выводе из эксплуатации (консервации) источника тепловой энергии и тепловых сетей, поскольку: в отношении 8 объектов недвижимого имущества Армавирской ТЭЦ ФГУП "ФТ-ЦЕНТР" не является обладателем права хозяйственного ведения, на предмет движимого имущества отсутствуют данные об основаниях возникновения соответствующего права ФГУП "ФТ-ЦЕНТР" на сооружения и единицы оборудования, к уведомлению ФГУП "ФТ-ЦЕНТР" от 18.04.2016г. не приложены копии свидетельств о государственной регистрации прав хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества. На основании изложенного администрация муниципального образования г.Армавир сообщает, что уведомление о выводе из эксплуатации (консервации) Армавирской ТЭЦ оставлено без рассмотрения.
По результатам рассмотрения уведомления ФГУП "ФТ-ЦЕНТР" от 18.04.2016 выводе из эксплуатации (консервации) Армавирской ТЭЦ Армавирской городской Думой муниципального образования г. Армавир Краснодарского края вынесено решение от 20.05.2016 N 129 о том, что вышеуказанное уведомление признано недопустимым в связи с его несоответствием законодательству РФ и теплоснабжении; администрации Муниципального образования г. Армавир предложено оставить вышеуказанное уведомление без рассмотрения до устранения указанных в настоящем решении недостатков.
Письмом от 08.07.2016 N 01-83/4916/4848/16-21 на имя прокурора г.Армавир Администрация муниципального образования город Армавир сообщает, что уведомление ФГУП "ФТ-ЦЕНТР" о выводе из эксплуатации Армавирской ТЭЦ поступило в администрацию 20.04.2016. Основания принятого администрацией решения раскрыты в решении Армавирской городской Думы от 20.05.2016 N 129 "О рассмотрении уведомления ФГУП "ФТ-ЦЕНТР" от 18.04.2016 о выводе из эксплуатации (консервации) Армавирской ТЭЦ" и письме Администрации "О рассмотрении из эксплуатации (консервации) Армавирской ТЭЦ", направленных в адрес ФГУП "ФТ-ЦЕНТР". В данных документах отражены основания невозможности принятия органом местного самоуправления муниципального образования г.Армавир какого-либо решения, предусмотренного Правилами вывода из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей. Детализированные в названных документах недостатки не были устранены. Уведомление ФГУП "ФТ-ЦЕНТР" о выводе из эксплуатации (консервации) Армавирской ТЭЦ от 18.04.2016 N 838 не соответствует требованиям, установленным ФЗ от 27.07.2010 N190-ФЗ "О теплоснабжении" и противоречит Правилам N 889. ФГУП "ФТ-ЦЕНТР" не выполняет предусмотренные действующим законодательством обязанности, злоупотребляет правом на обращение в надзорный орган с целью сокрытия незаконных действий.
Письмом от 27.07.2016 на имя прокурора г.Армавир Администрация муниципального образования город Армавир сообщает, что Главе муниципального образования г.Армавир поступило обращение директора филиала ПАО "Кубаньэнерго" Армавирские электрические сети от 06.07.2016 "Об эксплуатации Армавирской ТЭЦ и исключении рисков возникновения нештатных ситуаций" на предмет возможного возникновения негативных последствий в случае отсутствия надлежащей эксплуатации имущества электростанции Армавирской ТЭЦ - применительно к обесточиванию значительного количества потребителей г. Армавира, а также возможному возникновению в городе техногенной катастрофы при затоплении канализационных систем в домах в результате обесточенных очистных сооружений г. Армавира. В данном письме содержится просьба по выявленным фактам нарушения законов принять необходимые меры прокурорского реагирования для пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, в связи с выводом ФГУП "ФТ-ЦЕНТР" из эксплуатации здания щитовой и переходным мостом литера Т площадью 1314,5 кв.м. Армавирской ТЭЦ, в защиту публичных интересов неопределенного круга лиц потребителей электроэнергии муниципального образования г. Армавир.
Из сообщения от 22.07.2016 на имя ПАО "Кубаньэнерго" Армавирские электрические сети от Администрации муниципального образования город Армавир следует, что имущество электростанции Армавирской ТЭЦ в муниципальную собственность не передано. Данное имущество, будучи федеральной собственностью касаемо Росимущества, в полном мере и в установленном порядке не закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП "ФТ-ЦЕНТР".
В сообщении ФГУП "ФТ-ЦЕНТР" от 18.07.2016 N1645 на имя прокурора г. Армавира отражено, что предприятие продолжает планировать и проводить мероприятия по выводу из эксплуатации Армавирской ТЭЦ; у предприятия отсутствуют материально-технические ресурсы для содержания Армавирской ТЭЦ в связи с тяжелым финансовым положением; в отопительный сезон 2015-2016 годов нарушений тепловых и гидравлических режимов работы Армавирской ТЭЦ не происходило; эксплуатирующей организацией Армавирской ТЭЦ является ОАО "Краснодартеплосеть" на основании договора от 04.09.2014 N671 на техническое обслуживание и эксплуатацию.
Согласно сообщения Филиала ПАО "Кубаньэнерго" Армавирские электрические сети от 04.08.2016 следует, что на балансе ПАО "Кубаньэнерго" Армавирские электрические сети состоит ПС 110/35/6 кВ "Армавирская ТЭЦ", включающая в себя 2 силовых трансформатора по 25 МВА, 1 силовой трансформатор 10 МВА, распределительное устройство 110 кВ и распределительное устройство 35 кВ. ПС Армавирская ТЭЦ запитана от ПС 330/220/110/6 кВ "Армавир". На балансе ФГУП "ФТ-ЦЕНТР" находится распределительное устройство ГРУ 6 кВ, аккумуляторная батарея, а также релейная защита и автоматика ПС "Армавирская ТЭЦ", с помощью которых происходит управление процессом электроснабжения всего вышеприведенного электросетевого комплекса, в том числе оперативные переключения, защита оборудования от повреждений. Границей раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ПАО "Кубаньэнерго" и ФГУП являются контактные соединения на проходных изоляторах ГРУ 6 кВ на ошиновке Т-1, Т-2 с наружной стороны здания ГРУ 6 кВ ТЭЦ. Оборудование, находящееся в ведении Росимущества, передано АО "Краснодартеплосеть" на основании договора на техническое обслуживание от 04.09.2014 N671 на срок до 31.07.2016. Через ГРУ 6 кВ ФГУП осуществляется электроснабжение большого количества юридических и физических лиц, в том числе ПАО "РЖД", АО "НЭСК-электросети" - "Армавирэлектросеть", ООО "Вегома", ЗАО "Пластформ", ОАО "Кубарит", ОАО "Компания Благо" и др., с суммарным объемом потребления электрической энергии от 4 до 5 млн. кВт*ч в месяц. Через распределительные устройства ПС "Армавирская ТЭЦ" (ПАО "Кубаньэнерго") подключены: - на уровне напряжения 110 кВ - ПС "Тепличная" 1*10 МВА, ПС "Речная" 2*25 МВА+1*16МВА; - на уровне напряжения 35 кВ - ПС "Южная" 2*16 МВА, ПС "МЖК" 2*16 МВА, ПС "Очистные сооружения" 2*4 МВА, ПС "Резиновые изделия" 2*10 МВА, ПС "Красная площадь" 2*4 МВА. Для обеспечения функционирования вышеперечисленного сетевого комплекса филиалом ПАО "Кубаньэнерго" с АО "Краснодартеплосеть" заключен договор на оказание услуг по оперативному обслуживанию ОРУ-35-110 кВ ПС 10/35/6 кВ Армавирская ТЭЦ" от 11.12.2015 N4698.
По сообщению Северо-Кавказского управления Ростехнадзора на имя помощника прокурора в ходе проверки установлено, что в период с 01 по 05.06.2016 готовности Армавирской ТЭЦ к отопительному сезону 2016- 2017 г.г. выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, согласно списка (л.д. ... ).
04.09.2014 между ФГУП "ФТ-ЦЕНТР" и ОАО "Краснодартеплосеть" заключен договор N671 на техническое обслуживание и эксплуатацию со сроком действия согласно дополнительного соглашения N 1 от 26.04.2016 г. до 31.07.2016 г.
Согласно акта проверки от 20.09.2016 Муниципального образования г.Армавир Армавирская ТЭЦ не готова к работе в отопительный период 2016-2017 года.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и приведенными выше положениями законодательства, пришел к выводу, что доводы истца обоснованы, законны и нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, в связи с чем счел требования прокурора г. Армавира подлежащими удовлетворению в полном объеме.
При этом суд первой инстанции отметил, что требования об обязании ФГУП "ФТ-ЦЕНТР" совершить перечисленные действия в срок до 01.11.2016 в связи с длительным рассмотрением дела подлежат удовлетворению в части обязания ФГУП "ФТ-ЦЕНТР" совершить перечисленные действия в шестимесячный срок со дня вступления данного решения в законную силу.
На основании ст.98 ГПК РФ, суд первой инстанции взыскал с ответчика в пользу истца государственную пошлину в размере 6 000 руб.
Вместе с тем, судебная коллегия, проанализировав доводы апелляционной жалобы, доказательства, представленные по делу, с учетом мнения представителя ответчика, не может согласиться с выводами суда первой инстанции, полагая, что решение подлежит отмене на основании положений п.1 ч.1 ст.330 ГПК РФ, по следующим основаниям.
Суд первой инстанции не учел, что согласно постановлению администрации муниципального образования г. Армавир от 11.10.2016 N2439 отопительный период 2016- 2017 г.г. на территории муниципального образования г. Армавир начался с 14.10.2016 и окончился 13.04.2017 в соответствии с постановлением администрации муниципального образования г. Армавир от 11.10.2016 N2439.
Суд первой инстанции, обязав ответчика совершить действия, в том числе и получить паспорт готовности к отопительному сезону 2016- 2017 г.г., не учел, что отопительный сезон 2016- 2017 г.г. завершен 13.04.2017.
Вывод суда о незаконном выводе из эксплуатации (консервации) Армавирской ТЭЦ со ссылкой на п.п.27, 31, 53 Правил вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.07.2007 N484, а также ст.44 ФЗ от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике", несостоятельны, поскольку суд не установилфактические обстоятельства дела, имеющие значение для рассмотрения дела по существу, а именно, что Армавирская ТЭЦ выведена из эксплуатации 31.12.2016 в части теплового оборудования. Только электросетевое оборудование продолжает эксплуатироваться.
При этом судом не рассматривался вопрос об обоснованности оставления без рассмотрения администрацией г. Армавир уведомления ответчика о выводе из эксплуатации от 18.04.2016. Причинами оставления без рассмотрения администрацией уведомления ответчика послужили надуманные предлоги, такие как не прошито приложение к уведомлению, не приложены копии свидетельств о государственной регистрации права хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества.
Согласно части 6 статьи 21 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", в случае уведомления органа местного самоуправления собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии, тепловых сетей об их намерении прекратить эксплуатацию указанных объектов этот орган вправе потребовать от их собственников или иных законных владельцев выставить указанные объекты на торги в форме аукциона или конкурса и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении указанных объектов, вправе осуществить их выкуп по рыночной стоимости, определенной оценщиком, в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования. Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей вправе продать муниципальному образованию указанные объекты по цене, которая ниже определенной оценщиком рыночной стоимости, или передать их безвозмездно. В случае приобретения муниципальным образованием источника тепловой энергии, тепловых сетей оно несет ответственность за их эксплуатацию.
Иные действия органа местного самоуправления, в случае поступления уведомления о выводе из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей, а именно оставление без рассмотрения уведомления, законодательством не предусмотрено.
В материалах дела не имеется доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц действиями (бездействиями) ответчика, а именно населения г. Армавир.
Более того, из представленных ответчиком протоколов совещаний в Администрации Краснодарского края, Администрации г. Армавир следует, что отопительный период 2016- 2017 г.г. гарантированно был обеспечен тепловой энергии по причине наличия 2 новых БМК у единого гарантированного поставщика ООО "Армавиртеплоэнерго" (реорганизовано в форме присоединения к ООО "Газпром теплоэнерго Краснодар").
Так, исходя из протокола администрации Краснодарского края совещания по вопросу организации теплоснабжения г. Армавир в отопительный период 2016- 2017 г.г. и дальнейшей эксплуатации Армавирской ТЭЦ от 13.09.2016, имеющегося в материалах дела, следует, что о необходимости принять к сведению :
- о сложностях и рисках в организации эксплуатации Армавирской ТЭЦ в предстоящий отопительный период путем создания специализированного муниципального предприятия по причинам, связанным с законодательными ограничениями и требованиями к выполнению соответствующих процедур, ограниченностью времени, оставшегося до начала отопительного сезона, а также отсутствием возможности организации договорных отношений в связи с неурегулированностью тарифных решений в этом случае, а также о дополнительных неэффективных расходах местного бюджета, связанных с возможным созданием муниципального предприятия;
- о проведенной в августе 2016 года по инициативе прокуратуры города
Армавира проверки Ростехнадзором технического состояния Армавирской ТЭЦ
и подготовки ее к предстоящему отопительному сезону, по результатам которой
установлено, что работа по подготовке ТЭЦ к отопительному периоду
2016-2017 годов не проводилась, имеются существенные замечания
Ростехнадзора к техническому состоянию тепловых установок ТЭЦ и тепловых
сетей, без устранения которых невозможно обеспечение падежного
теплоснабжения от станции;
- о невозможности организации эксплуатации ТЭЦ с начала
отопительного сезона без решения вопросов ее подготовки к ОЗП, включая
устранение замечаний Ростехнадзора, и урегулированности вопроса купли-
продажи тепла от ТЭЦ с АО "Газпром теплоэнерго";
- об отсутствии рисков для потребителей тепловой энергии, ранее отапливаемых от Армавирской ТЭЦ, в связи с наличием собственных производственных мощностей по выработке тепловой энергии АО "Газпром теплоэнерго", позволяющих обеспечить надежное теплоснабжение населения, социальных и иных объектов города Армавира. Отдельные промышленные предприятия, подключенные к Армавирской ТЭЦ по другой схеме, технологически не связанной с котельными АО "Газпром теплоэнерго", имеют возможность альтернативного теплоснабжения, в том числе от собственных источников, либо не покупают тепло от ТЭЦ в течение длительного времени;
- о возможности реализации механизма организации дальнейшей эксплуатации ТЭЦ через передачу ее в муниципальную собственность и проведение необходимых процедур по дальнейшей передаче станции в концессию либо приватизации в течение 6-8 месяцев с момента приемки и муниципальную собственность.
3. Принять к сведению информацию директора по работе с
органами власти АО "Газпром теплоэнерго":
- о полной технической, организационной и документальной готовности к
эксплуатации 2-х блочно-модульных котельных, построенных в рамках
инвестиционного соглашения котельных, являющихся резервными источниками
теплоснабжения города Армавира в соответствии со схемой теплоснабжения;
- о гарантированном обеспечении тепловой энергией и горячим
водоснабжением всех потребителей города Армавира, включая население,
социальные и иные объекты, с начала отопительного сезона 2016-2017 годов при
запуске в эксплуатацию новых источников;
- о согласовании с ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" поставки
газа на новые котельные;
5. Рекомендовать ФГУП "ФТ-Центр":
5.1. Направить необходимый пакет правоустанавливающих документов
на вновь выявленное имущество Армавирской ТЭЦ для его регистрации в
Росимущество.
Срок - до 25 сентября 2016 года.
5.2. Обеспечить направление актов приема-передачи на весь перечень
имущества Армавирской ТЭЦ в администрацию муниципального образования
город Армавир.
Срок - до 30 сентября 2016 года.
6. Рекомендовать администрации муниципального образования город
Армавир:
6.2. В случае установления факта неготовности Армавирской ТЭЦ к
отопительному сезону, включая невыполнение планов подготовки и отсутствия
устранения замечаний Ростехнадзора, рассмотреть на муниципальной
межведомственной комиссии возможность запуска в эксплуатацию 2-х новых
котельных АО "Газпром теплоэнерго" в целях обеспечения надежного
теплоснабжения потребителей города Армавира сначала отопительного сезона
2016-2017 годов, при условии отсутствия соответствующих замечании ни этим
котельным.
Срок - до 23 сентября 2016 года.
6.3. В целях обеспечения дальнейшего развития промышленной зоны города Армавира электрическими н тепловыми мощностями рассмотреть представленный ФГУП "ФТ-Центр" акт приема-передачи на имущество Армавирской ТЭЦ с правоустанавливающими документами и вынести вопрос о целесообразности приемки имущества в муниципальную собственность на сессию Армавирской городской Думы в рамках действующего законодательств.
Срок - до 20 октября 2016 года.
6.4. Рассмотреть возможность внесения изменений в схему
теплоснабжения города Армавира в части сохранения Армавирской ТЭЦ как
резервного источника теплоснабжения города и перспективного источника
тепловой и электрической энергии для развития промышленной зоны, а также
определения статуса 2-х новых БМК как основных источников теплоснабжении
города, с выполнением соответствующих мероприятий.
Срок - до 1 мая 2017 года.
6.5. При принятии имущества Армавирской ТЭЦ в муниципальную
собственность и завершении соответствующей регистрации прав пронести
необходимые процедуры по передаче Армавирской ТЭЦ в концессию либо по се
приватизации в целях модернизации и дальнейшей эксплуатации по
энергоснабжению промзоны и в качестве резервного источника теплоснабжения
населения города Армавира.
Срок - до 15 июля 2017 года.
Как пояснил в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции представитель ответчика, Армавирская ТЭЦ разграничивается на две части - тепловое оборудование и электросетевое оборудование. Тепловое оборудование законсервировали в связи с тем, что в 2015- 2016 г.г. у предприятия имелась задолженность за газ 60 000 000 руб. Почти каждую неделю дочернее ОАО "Газпром" направляло уведомление в адрес предприятия о том, что газ будет перекрыт и население останется без тепла. Учитывая, что Муниципалитет г. Армавира отказался принять Армавирскую ТЭЦ, тогда как предприятие находилось в состоянии банкротства, было принято решение передать ТЭЦ на баланс Муниципалитета г. Армавира. Армавирская ТЭЦ очень старое предприятие и запускаться в части теплового оборудования не будет, поскольку ТЭЦ необходимо ремонтировать, для чего необходимы денежные средства, а, следовательно, решение суда первой инстанции является неисполнимым. Отопительный период 2016- 2017 г.г. гарантированно был обеспечен тепловой энергии по причине наличия 2 новых БМК у единого гарантированного поставщика ООО "Армавиртеплоэнерго" (ныне ООО "Газпром теплоэнерго Краснодар"), т.е. г. Армавир был надлежащим образом снабжен тепловой энергией и без работы Армавирской ТЭЦ.
В подтверждение данного обстоятельства, представителем ответчика к материалам дела представлено решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.06.2017, по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае г. Краснодар к Администрации МО г. Армавир об обязании принять имущество в собственность и по встречному иску Администрации МО г. Армавир к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае г. Краснодар о признании недействительным распоряжения от 25.01.2016 N17-р.
Указанным решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.06.2017 в удовлетворении встречного иска отказано и признан незаконным отказ Администрации муниципального образования г. Армавир, выразившийся в непринятии в муниципальную собственность имущества инженерной инфраструктуры, а именно Армавирской ТЭЦ. Суд обязал Администрацию МО г. Армавир принять в муниципальную собственность Армавирскую ТЭЦ.
Данным решением установлено, что на основании поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее Росимущество) от 26 октября 2015 года N ИБ-03/44627, принимая во внимание обращение администрации муниципального образования города Армавира от 07.10.2015 N 01-83/7882/33/7622 "О передаче Армавирской ТЭЦ в муниципальную собственность", Территориальным управлением издано распоряжение от 23.01.2016 N 17-р "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным предприятием Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий (ФТ-Центр)", в собственность муниципального образования город Армавир" о передаче в муниципальную собственность города Армавира 45 объектов недвижимого имущества и 26 объектов движимого имущества Армавирской ТЭЦ.
Акт приема-передачи имущества, передаваемого из федеральной собственности в муниципальную собственность города Армавир, направлен Территориальным управлением на подписание письмом от 26.01.2016.
Однако 09.02.2016 Администрация муниципального образования города Армавир вернула неподписанные акты приема-передачи имущества.
По поручению Росимущества от 30.05.2016 Территориальным управлением издано распоряжение от 04.07.2016 N530-р "О внесении изменений в распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае от 25.01.2016 N17-р " О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий (ФТ-Центр)", в собственность муниципального образования город Армавир", которым дополнен перечень передаваемого имущества 8 объектами.
Письмом от 08.07.2016 данное распоряжение и акты приема-передачи объектов инженерной инфраструктуры Армавирской ТЭЦ направлены в адрес главы муниципального образования город Армавир для подписания.
Однако Администрация муниципального образования город Армавир письмом от 14.07.2016 повторно вернула указанные акты приема-передачи без подписания.
В силу статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся содержание муниципального жилищного фонда, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Установленный Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ порядок передачи федеральной собственности в муниципальную собственность не предусматривает возможность одностороннего отказа муниципальных образований от принятия в свою собственность из федеральной собственности имущества, которое не может находиться в федеральной собственности.
Следовательно, Армавирская ТЭЦ в силу прямого указания закона является объектом муниципальной собственности.
Названным решением также установлено, что объекты инженерной инфраструктуры Армавирской ТЭЦ подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
Также судебная коллегия отмечает, что 21.09.2017 на основании распоряжения ТУ Росимущества в г. Москве за ответчиком ФГУП "ФТ-ЦЕНТР" закреплено на праве хозяйственного ведения федеральное движимое имущество, находящиеся на его балансе, в том числе и ГРУ-6кВ Главное распределительное устройство 6кВ (2 системы шин, в т.ч. одна секционированная), расположенная по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, Северная Промзона.
На основании изложенного, исходя из конкретных обстоятельств дела, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований, поскольку отопительный период 2016- 2017 г.г. на территории муниципального образования г. Армавир начался с 14.10.2016 и окончился 13.04.2017, учитывая, что Армавирская ТЭЦ выведена из эксплуатации 31.12.2016, не эксплуатируется в настоящее время, а отопительный период 2016- 2017 г.г. был обеспечен тепловой энергией 2-мя новыми БМК у единого гарантированного поставщика ООО "Армавиртеплоэнерго" (ныне ООО "Газпром теплоэнерго Краснодар"), а также те обстоятельства, что на основании решения Арбитражного суда Краснодарского края от 06.06.2017 Армавирская ТЭЦ передана в муниципальную собственность г. Армавир.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Таганского районного суда города Москвы от 22 февраля 2017 года - отменить .
В удовлетворении исковых требований прокурора г. Армавира в интересах неопределенного круга к ФГУП "ФТ-ЦЕНТР" о признании незаконными действий, обязании приостановить вывод из эксплуатации (консервации), признании незаконным бездействия, обязании принять меры, устранить нарушения, получить паспорт готовности к отопительному периоду - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.