Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего Климовой С.В.,
судей Лобовой Л.В., Нестеровой Е.Б.,
при секретаре Клименко И.И.
с участием прокурора Храмовой О.П.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Щукиной Л.И. на решение Симоновского районного суда г. Москвы от 22 марта 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении требований Щукиной Л.И. к Управлению социальной защиты населения ЮАО г. Москвы о выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за счет средств федерального бюджета, оплаты дополнительных отпусков, компенсации за вред здоровью отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец Щукина Л.И. обратилась в суд с иском к ответчику Управление социальной защиты населения ЮАО г. Москвы, в котором просила взыскивать с ответчика в ее пользу ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров за счет средств федерального бюджета с 01.12.2016г. в размере 557,36 руб. с последующей индексацией; взыскать задолженность по указанной выплате с 01.01.2015г. по 30.11.2016г. в размере 56 808,70 руб.; задолженность по оплате дополнительного отпуска 14 календарных дней за 2015г и 2016г; обязать ответчика выплачивать ежегодную оплату дополнительного отпуска 14 календарных дней начиная с 2017г, взыскивать ежегодную компенсацию за вред здоровью начиная с 2017г. в размере 836,09 руб. с последующей индексацией; взыскать задолженность с 2005г. по 2016г. по выплате компенсации за вред здоровью в размере 7 166,90 руб.
Заявленные требования истец мотивировала тем, что участвовала в действиях подразделения особого риска, 20.04.2001г. ей выдано удостоверение о праве на компенсации и льготы, 29.04.2016г. было отказано в предоставлении компенсаций и льгот по причине ее работы в военной Академии, подведомственной Министерству Обороны РФ. Данный отказ истец считает незаконным, поскольку она не является военнослужащей и пенсионером Министерства Обороны РФ, а работает по трудовому договору в Академии ракетных войск стратегического назначения Министерства Обороны РФ. Как гражданское лицо она получает пенсию по возрасту, назначенную УПФ РФ по г. Москве, на учете в военном комиссариате не состоит, каких-либо выплат не получает.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Китаев В.В. исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Лаврухина А.В. в судебном заседании иск не признала.
Судом постановленоуказанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить Щукина Л.И.
В заседание судебной коллегии истец Щукина Л.И., извещенная надлежащим образом, не явилась по вторичному вызову, о причинах неявки не сообщила, ходатайств об отложении судебного заседания не представила.
В силу ст.167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика по доверенности Лаврухину А.В., заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены либо изменения постановленного судом решения.
В силу ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу ч.6 ст.330 ГПК РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
Как следует из материалов дела, Щукина Л.И. является участником подразделений особого риска, что подтверждается удостоверением серии ОРД N023497.
Истец является сотрудником Академии ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого, что не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела.
29.04.2016г. Отделом социальной защиты населения Даниловского района Щукиной Л.И. даны разъяснения о порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам из подразделений особого риска, а также о порядке финансового обеспечения обязательств Российской Федерации, связанных с возмещение вреда и предоставлением мер социальной поддержки гражданскому персоналу.
Оценив представленные доказательства и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что органы социальной защиты населения не вправе производить назначение и выплату компенсаций Щукиной Л.И., как гражданскому служащему военной Академии ракетных войск стратегического назначения им.Петра Великого, подведомственной министерству Обороны РФ.
Судебная коллегия полагает возможным согласится с приведенными в решении суда выводами и не находит оснований для его отмены, исходя из следующего:
Меры социальной поддержки ветеранам подразделений особого риска предоставляются в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. N 2123-1 "О распространении действия закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска".
Согласно статье 5 Закона РФ от 15.05.1991г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством РФ.
Изначально выплата компенсаций работающим гражданам, в том числе пенсионерам и инвалидам, производилась по месту их основной работы независимо от форм собственности предприятий, организаций и учреждений, органы социальной защиты производили выплату компенсаций только неработающим пенсионерам и неработающим гражданам согласно письму Минтруда РФ и Минфина РФ от 04.12.1992г. N2315-СШ.
Впоследствии порядок финансирования расходов, связанных с реализацией Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" был утвержден постановлением Правительства РФ от 24.04.1996г. N 506.
Согласно пункта 4 указанного постановления финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот и выплатой компенсаций военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, налоговой полиции, таможенной и фельдъегерской служб, а также пенсионерам из числа указанных лиц, подвергшимся радиационному воздействию, производилось федеральными органами исполнительной власти, в системе которых законодательством предусмотрена военная служба, Министерством внутренних дел РФ, Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Государственным таможенным комитетом РФ, Государственной фельдъегерской службой РФ, Федеральной службой налоговой полиции РФ за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на эти цели отдельной строкой в сметах расходов на их содержание. В том же порядке финансировались расходы, связанные с предоставлением льгот и выплатой компенсаций гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти. Выплата компенсаций военнослужащим и сотрудникам силовых ведомств производилась по месту службы, работы в данных структурах.
С 1 января 2006г. выплата компенсаций гражданам подвергшимся воздействию радиации осуществлялась по Правилам, утвержденным постановлениями Правительства РФ от 31.12.2004г. N 907 (в редакции от 16.06.2005г. N) и от 31.12.2004г. N 882. Согласно данным правилам органы социальной защиты стали производить выплату компенсаций также и работающим гражданам, за исключением сотрудников силовых ведомств и пенсионеров из их числа.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.08.2005г. N 542 финансирование расходных обязательств РФ по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы МЧС России, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов РФ и федеральных органов налоговой полиции, а также пенсионерам из их числа, в том числе работающим (независимо от места работы), гражданскому персоналу указанных органов исполнительной власти, подвергшимся радиационному воздействию, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Постановлением Правительства РФ от 03.03.2007г. N 136 были утверждены Правила, определяющие порядок осуществления ряда компенсационных выплат, в том числе оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней. Порядок финансирования не менялся.
Федеральный закон от 22.12.2014г. N 428-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации" дополнил Закон РФ от 15.05.1991г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" статьей 5.1.
Согласно ст.5.1 Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочия по предоставлению гражданам компенсаций и других выплат за исключением компенсаций и других выплат, предоставляемых военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовноисполнительной системы, Федеральной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов РФ, пенсионерам из числа этих лиц, в том числе работающим, гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти, предусмотренных пунктом 5 (в части дополнительного оплачиваемого отпуска) статьи 14, пунктом 3 (в части ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров) части первой статьи 15, частью первой статьи 40 (в части ежегодной компенсации на оздоровление). Средства на осуществление переданного в соответствии с частью первой настоящей статьи полномочия предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета. Выделяемые средства носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Порядок предоставления субвенций устанавливается Правительством РФ.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Учитывая, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены судебного акта по делу. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Симоновского районного суда г. Москвы от 22 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Щукиной Л.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.