Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Владимировой Н.Ю.,
и судей Пильгановой В.М., Лобовой Л.В.,
при секретаре Воропаевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Владимировой Н.Ю .
гражданское дело по апелляционной жалобе Лоншаковой Н.Г. на решение Троицкого районного суда г. Москвы от 08 ноября 2016 года в редакции дополнительного решения от 27 июня 2017 года, которыми постановлено:
В удовлетворении требований Лоншаковой Н.Г. к Троицкому отделу социальной защиты населения Управления социальной защиты населения города по ТиНАО города Москвы о признании незаконным отказ в выдаче удостоверения - отказать.
В удовлетворении требований Лоншаковой Н.Г. к Троицкому отделу социальной защиты населения Управления социальной защиты населения Управления социальной защиты населения ТиНАО города Москвы об обязании выдать удостоверение - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Лоншакова Н.Г. обратилась в суд с иском к УСЗН ТиНАО г. Москвы, в лице Троицкого отдела социальной защиты УСЗН ТиНАО г.Москвы, о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения "Ветеран труда", обязании выдать соответствующее удостоверение, обосновывая свои требования тем, что в период с 01 июля 2010 года по 31 декабря 2010 года она занимала должность заместителя Уполномоченного по переписи в г. Троицке. За хорошую работу была награждена ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики- медалью "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 г.", утвержденному приказом Федеральной службы государственной статистики от 13 апреля 2012 года N ***. 28 июля 2016 года Лоншакова Н.Г. обратилась в Троицкий ОСЗН УСЗН ТиНАО г. Москвы с заявлением о присвоении ей звания "Ветеран труда", предоставив документы, подтверждающие факт награждения медалью - удостоверение к медали "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года", копию трудовой книжки, подтверждающую наличие необходимого стажа для присвоения звания "Ветеран труда", однако в присвоении звания "Ветеран труда" ей было отказано.
Судом постановленоуказанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить Лоншакова Н.Г.
Судебная коллегия, выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Как следует из материалов дела, с 01.07.2010г. Лоншакова Н.Г. принята по срочному трудовому договору во Внештатную группу по ВПИ 2010г. (г.Троицк) на должность заместителя уполномоченного по вопросам переписи населения Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Московской области (МОСОБЛСТАТ); 31.12.2010г. уволена в связи с истечением действия срочного трудового договора, пункт 2 статьи 77 Трудового Кодекса Российской Федерации.
Приказом Росстата от 13 апреля 2012 N 131 истец награждена ведомственным знаком отличия Росстата - медалью "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года".
28.07.2016г. Лоншакова Н.Г. обратилась в Троицкий ОСЗН УСЗН ТиНАО г. Москвы с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", представив указанный ведомственный знак как основание для присвоения звания "Ветеран труда"; решением от 28.07.2016г. ей отказано в выдаче удостоверения, поскольку представленная медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года" не является отражением достижений трудовой деятельности гражданина в целом, учитывая, что она была учреждена в целях поощрения и морального стимулирования как работников органов статистики, так и других лиц, принимавших участие в проведении отдельно взятого мероприятия по переписи населения в 2010 году.
Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда.
Из системного толкования положений ст. ст. 1, 7 Федерального закона "О ветеранах" следует, что ветеранами труда помимо лиц, имеющих удостоверение "Ветеран труда", лиц, начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющих трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, а также лиц, награжденных орденами или медалями, удостоенных почетных званий СССР или Российской Федерации, являются лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде, в отношении которых решение о награждении знаками отличия в труде принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке, с учетом безупречной службы и продолжительного добросовестного труда, в связи с чем определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет указанный критерий продолжительного добросовестного труда.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; на основании ст. ст. 10, 22 указанного Закона меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии; согласно п. п. 2, 3.1 ст. 26.3 указанного Закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ; такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.
Учитывая изложенное, исходя из того, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, у города Москвы как субъекта Российской Федерации имеется право самостоятельно определять перечень ведомственных наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда".
В развитие приведенных положений федерального законодательства в городе Москве принято постановление Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", регулирующее порядок присвоения звания "Ветеран труда".
Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утверждено постановлением Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", в котором указаны категории граждан, аналогичные перечисленным в ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ.
При этом, с 01.07.2016 в Федеральный закон "О ветеранах", в постановление Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП внесены изменения, которые предусматривают основанием для присвоения звания ветерана труда помимо награждения орденами или медалями СССР или Российской Федерации, почетными грамотами и благодарностью Президента Российской Федерации, присвоения почетных званий СССР или Российской Федерации, также награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), что также свидетельствует, что критерием для признания лица ветераном труда с последующим предоставлением государственных мер социальной поддержки является не любое достижение в труде, а особые заслуги, отличия в труде и продолжительный труд, отмеченный соответствующим ведомством, входящим в систему органов государственной власти.
Приказом Федеральной службы государственной статистики (Росстат) от 08.10.2010 N 345 утвержден знак отличия - медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года". Согласно указанному Приказу ведомственный знак отличия Федеральной службы государственной статистики - медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года" учрежден в целях поощрения и морального стимулирования работников системы Федеральной службы государственной статистики, работников внештатных служб по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, лиц, привлекавшихся к подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, подведению ее итогов, работников федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также работников организаций, независимо от форм собственности, принимавших активное участие в подготовке, проведении и подведении итогов Всероссийской переписи населения 2010 года.
При этом Приказом Росстата от 30.09.2014 N 587, действовавшим до принятия Приказа Росстата от 30.08.2016 N 455, были учреждены знаки отличия в системе органов государственной статистики: почетное звание "Почетный работник государственной статистики"; Почетная грамота Федеральной службы государственной статистики; Благодарность руководителя Федеральной службы государственной статистики; нагрудный знак "За вклад в развитие государственной статистики"; действующий на момент разрешения спора в суде Приказ Росстата от 30.08.2016 N 455 к ведомственным наградам Федеральной службы государственной статистики относит Почетную грамоту Росстата, Благодарность руководителя Росстата и Нагрудный знак "За вклад в развитие государственной статистики"; указанные ведомственные награды Росстата являются формой поощрения федеральных государственных гражданских служащих и работников центрального аппарата, территориальных органов и подведомственных организаций Росстата, работников и коллективов других ведомств и организаций, а также граждан Российской Федерации и иностранных граждан, оказывающих содействие в решении задач, возложенных на Росстат.
Разрешая требования истца на основании собранных доказательств, суд, принимая во внимание вышеуказанные нормы законодательства, пришел к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных нормативными актами оснований для удовлетворения иска , поскольку представленная истцом медаль не относится к знакам отличия в труде, наличие которых является одним из условий для признания лица ветераном труда, ввиду того, что учрежденный Росстатом знак отличия - медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года" не может рассматриваться как ведомственный знак отличия в труде или награда за продолжительный добросовестный труд, а следовательно, и явиться основанием для предоставления указанному лицу мер социальной поддержки, предоставляемых государством за счет средств соответствующего бюджета.
При таких данных, доводы апелляционной жалобы истца об участии в переписи населения, а также о необоснованности отказа ответчиков в присвоении истцу звания "Ветеран труда" как участнику переписи населения по краткосрочному трудовому соглашению, не влекут отмену решения суда.
Судебная коллегия приходит к выводу, что разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. Апелляционная жалоба истца не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене постановленного судом решения.
Не усматривая оснований к отмене, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия руководствуясь 8, ГПК РФ
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Троицкого районно го суда г. Москвы от 08 ноября 2016 года в редакции дополнительного решения от 27 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лоншаковой Н.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.