Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Владимировой Н.Ю.,
судей Лобовой Л.В., Пильгановой В.М.,
при секретаре Воропаевой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Владимировой Н.Ю.
дело по апелляционной жалобе Грицюк О.А. на решение Тверского районного суда города Москвы от 01 декабря 2016 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Грицюк О. А. к ГУ МВД России по Московской области об обязании назначить и выплачивать пенсию по случаю потери кормильца, отказать,
УСТАНОВИЛА:
Грицюк О.А. обратилась в суд с иском к ГУ МВД России по Московской области, просила признать за ней право на получение пенсии по случаю потери кормильца, обязать назначить и производить выплату пенсии. В обоснование заявленных требований указала, что проходит военную службу по контракту в Главном центре автоматизированной системы управления войск национальной гвардии РФ, считает, что имеет право на пенсию по случаю потери кормильца, а именно мужа Г.С.А., Героя РФ, погибшего 04.10.1993 г., в связи с достижением ею 50 летнего возраста, в назначении которой ей было отказано.
Истец и ее представитель в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске, просили суд их удовлетворить.
Представители ответчика ГУ МВД России по Московской области - Берзин Д.А., Морозова А.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, по доводам изложенным в письменных возражениях.
Судом постановленоприведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит истец Грицюк О.А.
Изучив материалы дела, выслушав истца Грицюк О.А., представителя истца, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ГУ МВД России по Московской области, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы.
Согласно ст. 1 Федерального закона N 4468-1 от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее Закон) условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей); лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей); лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей); на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации и бывшего Союза ССР и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, созданных в соответствии с законодательством, в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и бывшего Союза ССР, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в Государственной противопожарной службе и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц, которые проживают в государствах - бывших республиках СССР, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей.
В соответствии со ст. 5 Закона, в случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных настоящим Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
Как следует из ст. 6 Закона, л ицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсии по инвалидности этим лицам и пенсии по случаю потери кормильца их семьям назначаются независимо от продолжительности службы. Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах), войска национальной гвардии Российской Федерации выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
Согласно ст. 30 Закона, с упруги лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), а занятые из них уходом за ребенком умершего, не достигшим 8-летнего возраста, имеют право на указанную пенсию независимо от возраста, трудоспособности и от того, работают они или нет, в том числе независимо от того, проходят они военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации или нет.
Как следует из материалов дела, Грицюк О.А. является вдовой Героя Российской Федерации Г.С.А., погибшего 04.10.1993 г. при исполнении обязанности военной службы.
16.06.2016 г. истец обратилась в Центр пенсионного обслуживания ГУ МВД России по Московской области с заявлением о назначении ей пенсии по случаю потери кормильца в связи с достижением 50-летнего возраста.
29.06.2016 г. Центром пенсионного обслуживания ГУ МВД России по Московской области Грицюк О.А. отказано в предоставлении пенсии по случаю потери кормильца по достижению 50 летнего возраста, до увольнения со службы из органов внутренних дел.
Как усматривается из справки, выданной в сентябре 2016г. Войсковой частью 3061 МВД РФ, Грицюк О.А. проходит военную службу по контракту в войсковой части 3061 (г. Москва) войск национальной гвардии РФ, в должности офицера-психолога, с 1 апреля 2004 г. по настоящее время.
Рассматривая заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что они подлежат отклонению, указав, что одновременное получение лицом, проходящим военную службу, денежного довольствия и пенсии по случаю потери кормильца нормы действующего законодательства не предусматривают.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, при этом считает необходимым отметить, что данный вывод суда первой инстанции полностью согласуется с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 27.06.2017г. N 1320, где указано, что Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований и условий приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей установлен Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.
Статья 6 названного Закона Российской Федерации, предусматривающая, что лицам, указанным в статье 1 данного Закона, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы, и закрепляющая правило о том, что пенсионерам из числа названных лиц при поступлении на службу выплата назначенных им пенсий на время службы приостанавливается, направлена на упорядочение выплаты пенсий и недопущение одновременного получения гражданами денежного довольствия в связи с прохождением службы и пенсии. Это законоположение в равной мере распространяется на всех лиц, получающих пенсии по нормам данного Закона, что согласуется с принципами равенства и справедливости.
Часть первая статьи 30 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" направлена на осуществление на льготных основаниях пенсионного обеспечения супругов военнослужащих, погибших или умерших вследствие военной травмы, и сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права граждан в сфере пенсионного обеспечения.
Разрешение же вопроса о расширении круга лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца на льготных условиях независимо от трудоспособности и факта осуществления трудовой деятельности или прохождения государственной службы, относится к полномочиям законодателя и не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, определенную в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и истцом не опровергнуты.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда города Москвы от 01 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Грицюк О.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.