Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Федерякиной М.А.,
и судей Сальниковой М.Л., Дубинской В.К.,
при секретаре Семиной О.Н.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Федерякиной М.А. гражданское дело по апелляционной жалобе истца Горяинова А.В. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 28 июня 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении требований Горяинова А.В. к Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России) о признании незаконным бездействия, признании незаконным решения комиссии по вопросу предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на выплату, обязании поставить на учет - отказать в полном объеме.
УСТАНОВИЛА:
Истец Горяинов А.В. обратился к ответчику ФСИН России с иском о признании незаконным решения Комиссии об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на выплату, обязании поставить на учет с даты подачи рапорта о принятии на учет.
В обоснование заявленных требований истец указал, что, 16 января 2014 года, имея необходимую выслугу лет, обратился в Комиссию ФСИН России с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Однако, Комиссией ФСИН России было принято решение об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с непредставлением всех необходимых документов и ухудшением жилищных условий. С решением истец не согласен, полагает, что им были представлены все необходимые документы; ухудшения жилищных условий допущено не было, поскольку снятие с регистрационного учета связано с изменением места жительства истцом и членами его семьи.
В судебное заседание явились истец Горяинов А.В. и его представитель, настаивали на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика ФСИН России по доверенности Орехов И.В. в судебное заседание явился, просил в иске отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Суд постановилвышеуказанное решение, которое истец Горяинов А.В. просит отменить по доводам апелляционной жалобы, полагая решение незаконным и необоснованным. поскольку судом неправильно применены нормы материального права, выводы суда противоречат материалам дела.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика ФСИН России по доверенности Канчалаба А.С., обсудив доводы апелляционной жалобы, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствии Горяинова А.В., извещенного о времени и месте судебного разбирательства , судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Из материалов дела видно, что 16 января 2014 года Горяинов А.В., имея выслугу лет более 10 лет, обратился во ФСИН России с рапортом на получение единовременной социальной выплаты для покупки или строительства жилого помещения с составом семьи 3 человека: заявитель, супруга Горяинова (Цуканова) И.И., *** г.р. (брак заключен *** года, свидетельство представлено), дочь Горяинова М.А., *** г.р. (10 мес.).
Заявитель представил свидетельство о расторжении брака от *** с Горяиновой Т.В., *** г.р.
Заявитель и супруга с 14.09.2012, дочь с 22.03.2013 постоянно зарегистрированы по адресу: ***. Жилое помещение общей площадью 37 кв.м. принадлежит на праве собственности бабушке супруги - свидетельство о гос. регистрации права представлено, постоянно зарегистрировано 4 человека, представлен лицевой счет. Выписка из домовой книги не представлена.
Ранее заявитель с 05.06.2012 по 17.08.2012 был постоянно зарегистрирован по адресу: ***. Жилое помещение общей площадью 42,6 кв.м. принадлежит на праве общей долевой собственности заявителю (доля в праве ?), матери заявителя (доля в праве ?), сестре заявителя (доля в праве ?) - свидетельство о гос. регистрации не представлено. Количество постоянно зарегистрированных неизвестно. Представлены справка о регистрации заявителя, выданная на основании похозяйственной книги и лицевой счет, копия домовой книги, соглашение об определении долей.
С 13.03.2001 по 24.01.2012 заявитель был постоянно зарегистрирован по адресу: ***. Площадь и собственник жилого помещения, а также количество постоянно зарегистрированных не указаны.
Представлена справка из администрации о регистрации . ФЛС и выписка из домовой книги не представлены.
Ранее супруга заявителя с 10.02.2004 по 09.02.2012 была постоянно зарегистрирована по адресу: ***. Жилое помещение общей площадью 82 кв.м. принадлежит, согласно справке из администрации, на праве фактического безвозмездного пользования матери супруги. Постоянно зарегистрировано 3 человека. Представлены справка из администрации и выписка из похозяйственной книги. ФЛС не представлен.
Информация о регистрации заявителя с августа 2012 по сентябрь 2012 не представлена. Также не представлена информация регистрации супруги с января 2012 по сентябрь 2012.
Справки из БТИ не представлены. Выписки из ЕГРП представлены только на имеющиеся объекты недвижимого имущества без указания предыдущей фамилии супруги заявителя. Информация не представлена всеми территориальными органами Росреестра.
У заявителя, согласно выписке из ЕГРП, в собственности есть объект незавершенного строительства - жилой дом, общей площадью 130,4 кв.м., расположенный по адресу: *** (свидетельство о государственной регистрации права представлено). Заявитель представил решение суда о разделе имущества, нажитого в браке, согласно которому данное жилое помещение разделено между супругами 52,8 кв.м. бывшей супруге и 62,4 кв.м. - заявителю. Также заявитель представил заключение эксперта ФКУ Курской Лаборатории судебной экспертизы.
Кроме того, рапортом от 05.11.2014 года заявитель просил приобщить к материалам своего учетного дела выписки из ЕГРП на все имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимости с указанием предыдущей фамилии супруги заявителя. Информация представлена всеми территориальными органами Росреестра.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждения и органах.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов РФ" утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, устанавливающие порядок выплаты единовременной социальной выплаты, а также порядок и условия принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты, согласно пункта 23 которого единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.
В соответствии с пунктом 5 Правил, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты к заявлению прилагаются выписки из домовых книг, копии финансово-лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы.
В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам, указанные документы не могут быть получены, предоставляются документы, подтверждающие невозможность их получения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что ответчик правомерно отказал истцу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием всех обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, а также в связи с ухудшением жилищных условий.
Судебная коллегия с данными выводами суда согласна, поскольку отсутствие указанных документов исключило возможность комиссии ФСИН России сделать однозначный вывод об обеспеченности истца жилым помещением, тогда как данное обстоятельство является ключевым для принятия решения о постановке лица на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Согласно ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ, сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно приведенной норме перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Из системной взаимосвязи указанной нормы с нормами пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, определяющими условия предоставления сотруднику единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, следует, что необходимым условием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты является несовершение им намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия были сотрудником совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, но не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Доводы истца о том, что намеренных действий по ухудшению жилищных условий им совершено не было, поскольку жилой дом , в котором он был зарегистрирован с 05 июня 2012 года по 17 августа 2012 года находится в д. Воробьевка, за пределам г.Курска. место его работы находится в г.Курске, обоснованно судом во внимание приняты не были
При проверке законности и обоснованности решения по настоящему делу в апелляционном порядке судебная коллегия не установиланарушений норм материального или процессуального законодательства судом первой инстанции, являющихся основанием к отмене решения суда.
Доводы апелляционной жалобы о том, что достаточность документов , предоставленных вместе с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты , была проверена территориальной подкомиссией ФСИН России, несостоятельны, основанием к отмене решения суда не являются.
Территориальная подкомиссия осуществляет лишь функции по принятию документов для получения ЕСВ, проверке сведений , содержащихся в документах для получения ЕСВ , подготовке для направления во ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты.
Остальные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств , которые не были бы предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, не могут являться основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 28 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.